Научная статья на тему 'Археология религии: к вопросу о рациональности архаического сознания'

Археология религии: к вопросу о рациональности архаического сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / АРХАИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / ARCHAEOLOGY OF RELIGION / ARCHAIC CONSCIOUSNESS / RATIONALITY / ADEQUACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Першин Ю. Ю.

В цикле статей «Археология религии» делается попытка обозначить некоторые онтологические и антропологические константы и размытые ныне смыслы первичной, подлинной религиозности, искажающейся и деградирующей в тоталитарном диктате религиозных догм. В данной статье говорится о рациональности архаического сознания, включающего в себя мифологическое (магическое) и религиозное сознание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion archeology: to a question of rationality of archaic consciousness

In the series of articles the author makes an attempt to specify some ontological and anthropological constants and eroded meanings of primordial genuine religiosity, which has been distorted and is degenerating in the realm of totalitarian dictatorship of religious dogmata. In this article, the author argues about rationality of the archaic consciousness, the latter including mythological (magical) and religious consciousness.

Текст научной работы на тему «Археология религии: к вопросу о рациональности архаического сознания»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 11-13.

УДК 572.215 Ю.Ю. Першин

АРХЕОЛОГИЯ РЕЛИГИИ: К ВОПРОСУ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ АРХАИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

В цикле статей «Археология религии» делается попытка обозначить некоторые онтологические и антропологические константы и размытые ныне смыслы первичной, подлинной религиозности, искажающейся и деградирующей в тоталитарном диктате религиозных догм. В данной статье говорится о рациональности архаического сознания, включающего в себя мифологическое (магическое) и религиозное сознание.

Ключевые слова: археология религии, архаическое сознание, рациональность, адекватность.

Мы уже рассматривали вопрос об исторически сложившейся многозначности понятия рациональности и многомерности самой рациональности [1-2]. По отношению к архаическому человеку мы говорим о рациональности архаического сознания (которое включает в себя мифологическое/магическое и религиозное сознание), а также о рациональности деятельности архаического человека, включающей в себя производственную и магико-религиозную деятельность. Иными словами, мы заявляем о рациональности парадигмы, в которой в настоящее время выстраиваются иррационалистические и мистические, а отнюдь не рационалистические концепции. Отсюда актуальным представляется уточнить, что подразумевается под рациональностью архаического сознания.

Миф, как пишет И.А. Кребель, - это рациональная первичная фиксация внутреннего опыта (безусловной истины, алетейи) коммуникации человека с миром и закрепление этого опыта в знаке, присутствующем в живой языковой среде - речи. Миф - это первичное удержание онтологических состояний, утверждение и закрепление их в широком смысле в знаке [3]. Мифология, по А.И. Пигалеву, - это фетишизация [4] и оперирование идеальными объектами-фетишами, при этом сама фетишизация -это универсальный культурный способ придания слишком объемным для архаического восприятия бытийным пластам наличной и явной предметности с помощью уподобления объекта и его части, знака и обозначаемого. Согласно А.И. Пигалеву1, ориентация человечества на символы/фетиши в качестве органов культуры с точки зрения системы является более эффективной, чем ориентация на подлинные законы ее функционирования, следовательно, если эффективность взять как критерий рациональности, - то и более рациональной.

Мифорелигиозная деятельность, как пишет А.Н. Северьянов [5], ритмично оперирует через фетиши в мультимерности системных эффектов с культурно выделенными, т. е. репрезентированными, мифологически поименованными, индивидуально и социально значимыми областями при-родно-социальных системных эффектов (богами, духами и пр.). Отсюда и религию можно рассмотреть как вид рациональной деятельности по индивидуальному и социальному взаимодействию с репрезентированными в культуре и практически значимыми системными эффектами природы и социума. Она адекватна цели адаптации человека в окружающем мире2.

Таким образом, мы будем исходить из единой для архаического человека рациональности - рациональности поведения в окружающем, иногда довольно враждебном, мире. Отсюда мы также будем считать рациональной деятельность древнего человека по изготовлению как орудий труда,

© Ю.Ю. Першин, 2014

12

Ю.Ю. Першин

так и предметов магии. Более того, саму магию как часть рациональной деятельности древнего человека также следует считать рациональной. В этом отношении рациональность, согласно И.А. Кребель, есть «техника осуществления действия, основанная на практике». По ее мнению, практика «как выверенность включает в себя опыт выполнения действия; данный опыт ущербен в ограничении сферой ментального, потому с необходимостью вплетен в единство ментального (интеллектуального), эмоционального и телесного - первоисходно мысль имеет тело и осваивается телесно» [6]. Таким образом, рациональность не только ментальна, но и телесна, проявляется в практике адекватного миру3 поведения архаического человека.

Отсюда нам опять придется принять достаточно широкое рабочее определение рациональности: это стремление человека субъективно выстроить свое мышление и действия в форме, наиболее адекватной окружающей его объективной реальности в том виде, как он ее воспринимает, в попытке достижения гармонии с ней.

Реальность мира всегда шире, богаче, полнее любых человеческих представлений об этой реальности [7]. Поэтому реальность нельзя описать в парадигме одного типа рациональности. Такого рода упорядочивание будет всегда неполным, и сознание человека будет всегда это понимать и стремиться выйти за рамки такого упорядочивания, расширить его. Однако в силу своей ограниченности сознание может не справиться с упорядочиванием опыта осознания безграничного мира. И когда сознание не справляется с такой функцией упорядочивания такого опыта, как пишет С.В. Маслова, логически возможны два пути: первый - разработка новой рациональности, которая сможет выполнять эту функцию в изменившихся условиях, и второй - сознание может отказаться от этой функции вообще [8, с. 213]. Однако С.В. Дремов и И.Р. Семин, считают, что сознание человека не теряет своих основных функций (тем более - не отказывается от них) ни при каких обстоятельствах и, таким образом, никогда не отказывается от функции упорядочивания [9]. Исследователи утверждают, что человек способен выживать в любых условиях существования благодаря множественности состояний сознания. Само изменение сознания человека, по их мнению, представляет собой конститутивную характеристику сознания. Благодаря изменениям сознания не перестают осуществляться его основные функции -ориентировка и приспособление как аспекты упорядочения. В обычных условиях, как считают исследователи, сохранение гармоничного сосуществования со средой не требует изменения сознания, так как осуществляется в рамках его исходного состояния.

Но если человек должен сохранить взаимодействие с окружением в новых, особенно в неблагоприятных, условиях, наступает изменение сознания. Логично заключить, что любое такое изменение сознания влечет за собой то, что С.В. Маслова называет разработкой новой рациональности [8].

С точки зрения системного подхода, применяемого В.С. Степиным при описании типов рациональности, окружающий нас мир представляет собой целостный организм, т. е. фактически сложную саморазвивающуюся систему, в которую включен и человек. В ходе развития такой сложной саморазвивающейся системы осуществляется переход от одного вида ее саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам, как пишет В.С. Степин, присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. Причем каждый такой новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность, возникают новые параметры порядка, новые типы прямых и обратных связей [10, с. 67].

Взаимодействие человека, включенного в сложную саморазвивающуюся систему (мир), и самой системы протекает таким образом, что любое человеческое действие не является чем-то внешним по отношению к ней, а включается в систему, видоизменяя набор ее возможных состояний [10, с. 72]. Однако нам следует напомнить, что само человеческое действие является результатом работы сознания человека, также включенным в систему. Иными словами, человек как часть системы несет в себе сознание, одной из характеристик которого является рациональность. При изменении сложной саморазвивающейся системы происходит изменение как человека, так и его сознания, а значит, и соответствующего уровня/типа рациональности. Следовательно, в иерархии системы мы сталкиваемся с различными видами рациональности, или иерархией ра-циональностей.

Соответственно, если мы возьмем сознание как один из уровней организации этой системы, то оно должно порождать новые состояния/типы сознания (мифологическое, религиозное и пр.) в соответствии с тем, как система способна порождать в процессе развития новые уровни. Но это фактически и есть адаптация сознания, о которой говорили С.В. Дремов и И.Р. Семин. Возникновение нового типа сознания и рациональности не приводит к полному уничтожению предыдущего, между ними, по В.С. Степину, существует преемственность. А если так, то можно сказать, что самый первый, архаический, тип сознания и рациональности присутствует в современном сознании, между ними также существует

Археология религии: к вопросу о рациональности архаического сознания

13

преемственность, и его нельзя искоренить, он всего лишь становится менее актуальным. Но в определенном состоянии системы он начинает актуализироваться и функционировать. Миф, религия как формы рациональности неотделимы от человека и не-уничтожимы, и их нельзя изъять из сознания человека, поэтому они так быстро активизируются в современном обществе. Однако эти процессы не означают в прямом смысле «архаизацию», это преимущественно актуализация другой рациональности, адекватной состоянию сложной саморазвивающейся системы - мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Если допустить, - пишет А.И. Пигалев, - что все законы, которым подчинены многочисленные системные взаимосвязи, ускользающие от внимания отдельного человека и принципиально не поддающиеся наглядному изображению, открыты, сформулированы и сообщены агенту действия, то он просто не сможет удерживать в поле своего сознания все их многообразие. Образ действий, при котором человек прибегает к помощи фетишей в роли органов культуры, всех законов функционирования которой он не может и не должен понимать, но которые своей "спрессованной" наглядностью замещают собой законы жизни системы, позволяет ему освободиться от такой непосильной задачи» [4, с. 130].

2 Мы считаем, что по отношению к архаическому сознанию главным критерием рациональности следует считать целесообразность и адекватность окружающему миру. Отсюда такие формы архаического знания, как мифология и религия, являются всего лишь вспомогательными средствами адекватного вписывания, встраивания человека в окружающий мир [1].

3 Если коснуться выбора критериев рациональности, то следует особенно отметить мнение А.Л. Никифорова, который считает, что основным парадигмальным объектом рациональностной (по аналогии с «истинностной») оценки является деятельность, т. е. целенаправленная, продуманная активность, завершающаяся некоторым результатом, которая считается рациональной в том случае, когда она приводит к поставленной цели. Критерием рациональности деятельно-

сти, как считает исследователь, может быть только достижение цели [11].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Першин Ю. Ю. Социально-историческая обусловленность генезиса греческой философии. Апология homo religiosus // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы : матер. I Всерос. науч. конф. (Омск, 15 мая 2006 г.). Омск : СИБИТ, 2006. С. 310334.

[2] Першин Ю. Ю. Археология религии: со-бытие рациональностей // Общество как со-бытие: «система» и «жизненный мир» : монография. Омск : СИБИТ, 2007. С. 27-48.

[3] Кребель И. А. Открытость мысли культурным практикам: проблема подлинной рациональности // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 2 (36). С. 230-240.

[4] Пигалев А. И. Призрачная реальность культуры: фетишизм и наглядность невидимого. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. 354 с.

[5] Северьянов А. Н. Мифорелигиозная «тэхнэ» в метадействии античной войны // Социально-экономические системы. Омск, 2008. С. 419434.

[6] Кребель И. А. Живое мысли в мифопоэтиче-ской размерности дискурса: топология мифа // Человек в современных философских концепциях. Волгоград, 2007. Т. 3. С. 718-723.

[7] Швырев В. С. Рациональность в сфере ее возможностей // Исторические типы рациональности / отв. ред. В. А. Лекторский. М. : ИФ РАН, 1995. Т. 1. С. 14.

[8] Маслова С. В. Функционирование мифа в современной культуре: контекст перехода к рациональности постмодерна // Изв. Том. поли-технич. ун-та. 2007. Т. 310. № 2.

[9] Дремов С. В., Семин И. Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2001. 204 с.

[10] Степин В. С. Системность объектов научного познания и типы рациональности // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер. «Философия. Социология. Политология». 2007. № 1. С. 65-76.

[11] Никифоров А. Л. Соотношение рациональности и свободы // Исторические типы рациональности / отв. ред. В.А. Лекторский. М. : ИФ РАН, 1995. Т. 1. С. 236-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.