Научная статья на тему 'Патриотизм сквозь призму этической теории Алена Бадью'

Патриотизм сквозь призму этической теории Алена Бадью Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
252
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / МОРАЛЬ / ИСТИНА / МНЕНИЕ / PATRIOTISM / STATE / IDEOLOGY / MORALITY / TRUTH / BELIEF / GOOD / EVIL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щеглов Александр Фёдорович

В статье на примере патриотизма анализируется этическая позиция Алена Бадью, выступающего с критикой традиционной морали и предлагающего альтернативную конструкцию «мораль истин» с этической системой координат «от добра к злу», которая противоположна традиционной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism in the light of ethical theory Alain Badiou

The article analyzes the ethical position of Alain Badiou, a critic of traditional morality and ethics of the proposed alternative design — «moral truths» from an ethical frame of reference «from good to evil» the opposite of traditional.

Текст научной работы на тему «Патриотизм сквозь призму этической теории Алена Бадью»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

1. Марков, Б. В. В поисках Другого [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www//anthropology.ru) (дата обращения: 15.11.2011).

2. Вальденфельс, Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www //anthropology.rinet.ru>old/6/wald.htm (дата обращения: 05.01.2012).

ЧЕРНЯК Наталья Алексеевна, кандидат философ ских наук, доцент (Россия), доцент кафедры фило софии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.07.2012 г.

© Н. А. Черняк

уДК 34236 А. Ф. ЩЕГЛОВ

Омский государственный технический университет

ПАТРИОТИЗМ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЭТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АЛЕНА БАДЬЮ

В статье на примере патриотизма анализируется этическая позиция Алена Бадью, выступающего с критикой традиционной морали и предлагающего альтернативную конструкцию — «мораль истин» с этической системой координат «от добра к злу», которая противоположна традиционной.

Ключевые слова: патриотизм, государство, идеология, мораль, истина, мнение.

Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит её; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны Родине истиной.

П. Я. Чаадаев

В общественной и философской мысли, как отечественной, так и зарубежной, проблема патриотизма весьма актуальна и периодически подвергается процедуре научной ревизии. Понимание патриотизма многовариантно, спектр отношений к этому явлению простирается от оценки его как самого высокого из нравственных чувств до обозначения «последнего прибежища негодяев» [1]. Это можно объяснить его сложной природой, различными формами проявления, спецификой взглядов и позиций исследователей в различных исторических и политических условиях. Переводимая буквально как любовь и преданность к отечеству (греческое по корневой базе слово «патриотизм» происходит от тштрш>тг|<; — соотечественник, или катрщ — отечество), эта категория предстает перед нами широким спектром вариантов: от любви ко двору своего детства до преданности государству и его политическому строю.

По мнению некоторых исследователей, именно государство порождает такое явление, как патриотизм [2]. Оно в первую и, пожалуй, единственную очередь, заинтересовано в выработке у граждан духа любви к самому себе. По образному выражению В. С. Львова, «Патриотизм необходим государству, этому искусственному образованию, так же, как языческому богу нужен алтарь, на который приносятся жертвы» [3]. Ему вторит А. Тихомиров, утверждая, что патриотизм как государственная идеология преследует цель выращивания «лояльного гражданина — слуги государственного эгрегора» [4].

В то же время патриотизм может трактоваться и как высокое нравственное чувство. Нет ли здесь противоречия? Если мы, всё-таки, зададимся целью

проследить истоки моральности как более широкого понятия по отношению к патриотическому нравственному чувству, то, скорее всего, придём к выводу, что и патриотизм является разновидностью морали. Вся проблема здесь состоит в определении природы нравственного.

В различные эпохи мораль определялась по-разному. Космоцентрическое понимание мира мыслителями доантичной истории определяло этику производной от природы. В конфуцианской формуле «Если не взирать на небо, нельзя обустроить землю; если не обустраивать землю, нельзя увидеть небо» определяющее начало принадлежало небу. Философы античности совершили поворот от фаталистического по своему духу диктата космологической всеобщности над человеком к революционной идее его самоценности и, как следствие, — к противопоставлению индивида миру социального бытия. Средневековая этика представляла её как надличностный феномен с центром морального абсолюта — фигурой Бога. Таким образом, рассматривая и другие эпохи, можно увидеть, что с течением времени, в этических «качелях» «трансцендентность — имманентность» всякий раз наступает очередная категоричная фаза полагания морали.

Современная трактовка природы нравственного весьма вариативна. Несмотря на это, большинство авторов склоняются к позиции всеобщности морали. Общераспространённость этических норм подтверждается их безусловным наличием у любой общественной формы бытия. В связи с этим гораздо интереснее и, на наш взгляд, перспективнее альтернативная идея поиска возможностей для персонификации моральных позиций и, как следствие, — «точечной» структуры морали. Именно такую возможность рассматривает современный французский философ Ален Бадью.

Начало отхода от классической этики, по мнению Бадью, было положено воззрениями Мишеля Фуко и Луи Альтюссера. Размышляя об эволюции нравственности, он отталкивается от суждений этих

авторов, отрицающих идею всеобщности морали и, в свою очередь, утверждает следующее: «Человек, понимаемый как субъект, есть историческое, сконструированное понятие, принадлежащее определённому дискурсивному режиму, а отнюдь не вневременная самоочевидность, способная служить основанием прав или некоей универсальной этики» [5, с. 19]. Он считает также, и не без основания, что наступает эпоха, когда гуманизм абстрактной этики становится не более чем воображаемой конструкцией, и поэтому следует «вступить на путь, названный Альтюссером путём «теоретического антигуманизма» [5, с. 19]. Таким образом, сегодня не может вестись речи только лишь о традиционно понимаемой этике с классическим представлением об универсальности её поля. Более того, современная этика, как считает Бадью, несостоятельна.

На такую смелую мысль философа провоцирует результат анализа позиций, принятых в этических размышлениях ряда авторитетных экспертов по данному вопросу. Так, одной из посылок традиционалистов является признание вторичности добра, добра как этической цели, как сути этической истины относительно зла, а не наоборот. Следовательно, отсюда можно сделать вывод о том, что права человека, выражаемые в морали, — права на не-зло, т.е. на то, чего, по мнению философа, не следует делать. И это, пожалуй, главное, что вызывает у него несогласие с традиционной этикой — принятая ей система координат относительно понятия зла как первоначала размышлений. Её позиция хорошо выражена соотечественником Бадью, французским анатомом, физиологом и врачом Мари Франсуа Ксавье Биша. «Жизнь — это всего лишь совокупность сопротивляющихся смерти функций» [5, с. 26]. Бадью не соглашается с идеей безусловной смертности человека и сутью его жизни как процесса постоянного сопротивления надвигающейся смерти. Он по праву полагает, что именно человек из всех живых существ в самых тяжёлых ситуациях проявляет себя, в упрямстве остаться тем, что он есть — животным, которое «куда неуступчивее лошади» [5, с. 27]. Подлинное бессмертие человека — в том, что он «...готов идти наперекор воле — быть животным, к которой его приводят обстоятельства» [5, с. 28].

Итак, современная этика, представленная в виде мнения, — не что иное, как этическая идеология, или, как образно сказал Бадью, последнее слово цивилизованного завоевателя: «Становись таким, как я, и я буду уважать твоё отличие» [5, с. 44]. И, пожалуй, в наиболее концентрированном виде своё выражение она находит в идеологии государственного патриотизма.

Патриотическая этика как мнение, выраженное в форме государственной идеологии, эгоистична по своей сути. Насколько в патриотизме нуждается человек — гражданин государства? Видимо, в определенной степени. Чувство гордости за свою страну позволяет человеку идентифицировать себя в сообществе, иметь определенный уровень самооценки себя как гражданина выдающейся страны. И, всё-таки, патриотизм жизненно необходим прежде всего самому государству. Точнее, существующему в данный момент времени государственному строю.

Патриотическая этика проявляет свою лояльность только к близким по содержанию идеологическим этическим позициям. К своим оппонентам она ревниво-категорична и даже беспощадна. Для иллюстрации этого достаточно хотя бы вспомнить известные своей категоричностью идеологемы со-

ветского периода, ставшие словами некогда популярных песен: «И, как один, умрём.», «Раньше думай о Родине, а потом — о себе». Более века назад генерал-майор М. Галкин — известный военный писатель, редактор военно-общественного журнала «Война и мир», безапелляционно утверждал: «Русская мать должна (курсив мой. — А. Щ.) привить своему ребенку любовь к Родине», не объясняя, впрочем, почему [6, с. 210]. Примечательно следующее: чем более жёсток политический режим в стране, тем более ригористично-безоговорочными становятся требования, выдвигаемые им к патриотизму граждан. Достаточно хотя бы вспомнить печально известное идеологическое клеймо «изменник Родине», которым были отмечены тысячи наших соотечественников сталинской эпохи. Уголовная статья № 64 «Измена Родине» под оной трактовала даже такое действие, как «отказ возвратиться из-за границы в СССР» [7].

В решении вопроса о лике и структурном поле современной этики философу ближе следующая позиция, в пику классической этике по-кантовски или этике по-лакановски: этика как таковая, в виде нравственно-ригористичного этического монолита, несостоятельна. Но, если традиционная мораль несостоятельна, то какова же, по мнению Бадью, мораль истинная? На первый взгляд, всё просто. Истинная этика — этика истин: «Нет этики, кроме этики истин» [5, с. 48]. Есть этика чего-то конкретного, фокусирующаяся в истине. Однако истина у Бадью — это имманентный разрыв в поле мнения, т.к. задача истины — в ситуации «событийной верности», в момент разрыва поля мнения (в том числе идеологического), в то же время, «подпитывать» мнение новым знанием.

Таким образом, Бадью, провозглашая этику истин, не отвергает мнение полностью. Пренебрежительно называя его «архаическими отбросами», «представлениями без истины» [5, с. 76], он, тем не менее, восклицает «. мнения — цемент социальности. Мнение составляет первичную материю любой коммуникации» [5, с. 77]. Парадокс: мнение ущербно, но необходимо. Впрочем, как и истина. «Мнение не дотягивает до истинного или ложного как раз потому, что его единственная должность — быть сообщаемым, коммуникабельным. Зато всё происходящее по ведомству процесса истины несообщаемо. Коммуникация приспособлена единственно к мнениям (и, повторюсь ещё раз, мы не могли бы без них обойтись)» [5, с. 78].

И хотя философская позиция А. Бадью и его сторонников в пользу точечной модели морали окончательно не снимает задачу определения её поля, границы которого зажаты, по мнению Т. Адорно, между «всеобщностью» и «персонифицированнос-тью», поскольку главная проблема этики: «. именно эта проблема — как в поведении человека соотносятся друг с другом общий и особенный интересы, — и составляет подлинно главную проблему этики» [8, с. 25], она представляется весьма перспективной для философского анализа процесса функционирования самого этического поля, позволяет достичь определённой глубины понимания его конструкции и некоторых проявлений этического. Например, идеологии патриотизма.

Библиографический список

1. Что такое патриотизм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://baldin.ru/down/open/chto_takoe_patriotizm.html (дата обращения: 15.08.2012).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

2. Патриотизм или волосок из собачьего хвоста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inliberty.ru/ library/study/275/ (дата обращения: 10.10.2011).

3. Львов, В. С. О неестественности феномена патриотизма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zhurnal.lib.ru/ l/lxwow_w_s/oneestestwennostifenomenapatriotizma.shtml (дата обращения: 11.10.2011).

4. Тихомиров, А. Трактаты [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://www.globalteka.ru/books/doc_details/ 3148----.Ыш1 (дата обращения: 11. 10. 2011).

5. Бадью, А. Этика. Очерк о сознании зла / А. Бадью. — СПб. : Machina, 2006. - 126 с.

6. Галкин, М. С. К познанию армии / М. С. Галкин // О долге и чести воинской в Российской армии : собрание материалов, документов и статей. — М., 1990. — 368 с.

7. Википедия. Государственная измена [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Госу-дарственная_измена (дата обращения: 13.10.2011).

8. Адорно, Теодор В. Проблемы философии морали / Теодор В. Адорно. — М. : Республика, 2000. — 239 с.

ЩЕГЛОВ Александр Фёдорович, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии.

Адрес для переписки: [email protected].

Статья поступила в редакцию 28.08.2012 г.

© А. Ф. Щеглов

уДК 1302 М. С. ГЛАТКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АРХАИЧЕСКОЕ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА: ПРИБЛИЖЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ АРХАИЧЕСКОЙ РАЗМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО_______________________________________________

Архаическая размерность социального — совокупность независимых параметров, сформировавшихся в древности и определяющих генезис современного социума. Период архаики характеризуется рядом черт: наличие у человека актуального опыта проживания Беспредельного, Хаоса, непосредственность и теснота социальных связей, доверие, наличие общности идей и целей между индивидами, сознательная ответственность, включенность в Мир.

Ключевые слова: архаическая размерность социального, постсовременная философия, эстетика, политика взаимодействия, историческая преемственность Исследование выполнено в рамках гранта Министерства образования и науки РФ, программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009— 2013 годы». Соглашение № 14.B37.21.0526 от 01.09.2012.

Попытка тотальной детерминации окружающего мира приводит современный цивилизованный мир к осознанию утраты смыслообразующих основ, к чувствованию пустоты бытия. В современном мире, насыщенном товарами потребления, есть все для комфортного физиологического существования, но теряются навыки, необходимые для включенной и осознанной жизни в природе и обществе. Фокус внимания современного социума — рациональность, ей отдается приоритет в построении бытия. Подобная концентрированность на ratio прослеживается с эпохи модерна, когда человек наивно полагал, что маркируемое интуитивным, суеверным, иррациональным — чуждо человеческой природе и является, по сути, варварским и животным. Однако в том старом, сновидческом, поэтико-мифологическом миропонимании осталась особая жизненная энергия—прана, соотносящая человека с Миром, что, в свою очередь, означает проживание человеком опыта сопричастности и непосредственности природы, а вместе с тем и общества [1]. Так, следуя установкам

модерна в рационализации бытия, цивилизованный человек сегодня все чаще имеет психику, но забыл или считает, что вообще никогда не знал Психеи (души).

Современный способ общения человека с жизненным пространством, в том числе с окружаемыми индивида людьми (с опытом Другого в социо-куль-турном пространстве, в жизненном мире), обнаруживает себя как абстрактный и анонимный. Имя — это всегда опознанность, а значит, адресованность, четкость. Иметь имя — ответственно. Однако в нынешних условиях (в том числе в условиях современной нам российской действительности), определяемых медиа-технологиями, рекламным трафаретом мысли и виртуализацией смыслового пространства, имя престает иметь значение, так же как и ответственность, для которой вовсе не остается места. Вир-тум растягивает социальные связи и отношения, доводит их до безликой опосредствованности, где медиа-структуры замещают живое индивидуальное начало, конкретного человека, социального инди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.