Научная статья на тему 'Архаическая размерность социального: к вопросу имманентности анархических принципов организации социального для отечественной культуры'

Архаическая размерность социального: к вопросу имманентности анархических принципов организации социального для отечественной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО / ПЛАН ИММАНЕНЦИИ / ПЛАН ТРАНСЦЕНДЕНЦИИ / АНАРХИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ / ARCHAIC SOCIAL DIMENSION / IMMANENCE PLAN / PLAN TRANSCENDENCE / ANARCHIST PRINCIPLES OF SOCIAL EXISTENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глатко Михаил Сергеевич

План имманенции — это основа, почва философии, а вместе с тем и культуры. При этом план имманенции — план проявленного, план живого, в отличие от плана трансценденции (плана запредельного, плана «иной жизни»). Анархия (анархические принципы общежития) — это имманентная основа отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaic social dimension: the question of immanence anarchist principles of social organization for the national culture

Immanence plan is the basis, the ground of philosophy, and at the same time the culture. Furthermore, the plan is manifest, the plan of the living, unlike transcendence plan (plan beyond, the plan of «another life»). Anarchy (anarchist principles hostel) is immanent basis of national culture.

Текст научной работы на тему «Архаическая размерность социального: к вопросу имманентности анархических принципов организации социального для отечественной культуры»

УДК 130.2

М. С. ГЛАТКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АРХАИЧЕСКАЯ

РАЗМЕРНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО:

К ВОПРОСУ ИММАНЕНТНОСТИ АНАРХИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

План имманенции — это основа, почва философии, а вместе с тем и культуры. При этом план имманенции — план проявленного, план живого, в отличие от плана трансценденции (плана запредельного, плана «иной жизни»). Анархия (анархические принципы общежития) — это имманентная основа отечественной культуры. Ключевые слова: архаическая размерность социального, план имманенции, план трансценденции, анархические принципы социального бытия.

Исследование выполнено в рамках гранта Министерства образования и науки РФ, программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 —2013 годы». Соглашение 14.13221.1038 от 10.09.2012.

Под «архаическим» (от греч. архл — начало, принцип) в данной работе понимается первоосновное, первоначальное. В рамках данной концепции категория «архаическое» имеет два смысловых плана: во-первых, хронологический, при этом указанная категория понимается как древняя, старая, а во-вторых, генезисный — основополагающая, началополагающая.

Архаическая размерность социального — совокупность независимых параметров, сформировавшихся в древности и определяющих генезис современного социума.

В рамках указанной концепции рассматриваются следующие проблемы: становление социального, особенности построения архаических обществ, социальные связи, характерные периоду архаики, место анархических основ общежития в архаическом социуме, соотношение коллективного бессознательного и коллективного сознательного, место мифа в архаическом социуме, рациональное и иррациональное сквозь призму архаической размерности социального, гносеологические перспективы архаики.

Современный социум обнаруживается нами в ситуации усиливающейся энтропии, при этом он стоит перед выбором альтернативного современному способа организации социального бытия. Так, в качестве указанного альтернативного способа может выступить такая управленческая стратегия, как анархизм.

Понимание категории «анархизм» варьируется в литературе. Он понимается как хаос и как архаика социального бытия, именно на последнем понимании в данной работе сделан акцент. В словарях советского периода анархизм раскрывается через хаос, режим при котором порядок отсутствует. В то время как П. А. Кропоткин настаивал на том, что анархизм есть та форма правления, в которой существует порядок: это такая форма правления, которая, во-первых, ориентирована на человека. И здесь

стоит задумываться не о прибыли и не о том, как ее приобрести (т.е. не о прагматической стороне социального порядка), а о сущности социального, конкретно — о том, что социальный организм есть на микроуровне (общность, община) в определенной степени атом, который формирует огромную массу, и следует понять то, как меняется траектория движения этого атома в пространстве, как этот атом живет, то есть задуматься о тех естественных социальных потребностях, которые существуют у каждого человека. Суть кропоткинской концепции анархизма — отсутствие центра, существование множества квазицентров, в которых должна концентрироваться власть. Кропоткин, по нашему мнению, никогда не говорил, что анархия совпадает с безвластием, он говорит только то, что власть формируется при анархии совсем иным способом, отличным от принятой вертикальной парадигмы государственного устройства.

Категория «анархия» происходит от древнегреческого avapxia «безвластие», от прилагательного avapxo^ «не имеющий начальника», из аv- (а-) «без- » — архп «начало, начальство». В ряде европейских языков слово заимствовано через латынь «anarchia». Русская «анархия» заимствована через франц. anarchie или нем. А^гЛіє. Там есть такой корень, а вернее, структура аna-аrchia, так же как в ряде слов — ам-gramma — «другое/иное письмо», ana-tema — «другая/иная тема» (еще «аналогия» и подобные конструкции), и тогда аna-аrchia может быть понята как «другой/иной тип управления». В данном случае, если мы будем подходить к слову через такую этимологию, то получается — это просто альтернатива, это иная власть, другая власть, какая власть — еще непонятно совершенно, но это другая власть, которая не есть monos, ни есть polis. Это что-то иное, что концентрирует социальное и концентрируется в социальном.

«Безгосударственность» — наиболее важный принцип анархической формы социального устрой-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013

ства. Он (анархизм) противопоставляется государственному способу устройства социума. Сами анархисты понимают анархию не через идею безвластия, а именно через идею безгосударственности. Данная идея отлично раскрывается в концепте децентра-ции, в существовании множества квазицентров. Здесь нет необходимости посылать ходатаев в столицу, чтобы решать свои «местные» проблемы.

Анархия — определенный принцип, имманентный социальному бытию. Социальное уже предполагает какие-то отношения, которые могут квалифицироваться как отношения анархического порядка. Следует отметить, что отечественной культуре присуща внутренне потенция (стремление), которая выражается в отказе от централизации власти; в уделении особого внимания в принципах общежития личному авторитету; в неподчинении всему официальному и протокольному; в неподчинении тому, что по своей сути является чужим, далеким и мертвым; в опоре не на обязательный для всех закон, а на договор между отдельными людьми.

Анархия — это некое указание к истоку социального. То есть это некий архаический строй, некий архаический уровень социального бытия. Принципом или структурой анархического следует воспринимать доверие. В данном случае речь идет о доверии одного индивида другому, на основании тех или иных паттернов, которые другой производит, воспроизводит, показывает, демонстрирует, которые складываются в межличностных связях и отношениях.

Помимо указанных выше принципов добавим ответственность. Это тот феномен, который вбирает в себя и доверие. Ответственность в данном случае понимается как возможность получения ответа и возможность получения платы. В анархическом обществе так же существуют санкции. В анархическом обществе есть мораль, а мораль предусматривает санкции. Договор является основным принципом такого вида со-бытия.

Следует согласиться, что анархизм — это утопия. И мы должны отдавать себе в этом отчет. U-topos как «отсутствие места». Сегодня этому нет места в силу того, что народ развращен до определенной степени идеей такого (сегодняшнего) способа осуществления власти (государственного), но, если мы предположим, что можно говорить о другой идее властвования, стало быть, можно говорить о другом качестве человеческого. Ведь вся философия говорит об ином человеческого. Не о том, что оно есть на самом деле, а о том, каким ему следовало бы быть. Сама мысль есть у-топия. Именно у-топия дает возможность (хотя и не только она) раздвинуть пределы наличного, обнаружить и выявить то, что скрыто и не получило актуальности, но, несмотря на эту неактуальность, — есть.

Категория «план имманенции» в данной статье употребляется в том же значении, которое она имеет в работе Ж. Делеза и Ф. Гваттари «Что такое философия?», а именно как «образ мысли, тот образ, посредством которого она сама себе представляет, что значит мыслить, обращаться с мыслью, ориентироваться в мысли...», как то, что образует «абсолютную почву философии, ее землю или же детеррито-риализацию, ее фундамент, на которых она творит свои концепты» [1].

Сегодня в области человеческой деятельности, связанной с самовыражением человека, проявлением его субъектности могут быть обнаружены «живые», «здоровые» основания. В особенности это актуально для отечественной культуры. Актуально, поскольку эти основания все время находятся на поверхности и для возврата к ним потребуется меньше энергии, чем если бы их пришлось строить заново; актуально, поскольку наше общество находится сейчас в состоянии социокультурного кризиса, а подобное состояние, в свою очередь, требует безотлагательного поиска новых целей и ресурсов развития.

План имманенции — это основа, почва философии, а вместе с тем и культуры. При этом план имманенции — план проявленного, план живого, в отличие от плана трансценденции (плана запредельного, плана «иной жизни»). Анархия (анархические принципы общежития) — это имманентная основа отечественной культуры, неисчезнувшая с момента появления официальной публичной власти и государства. Поэтому до сих пор особое место в русской культуре занимают личный авторитет, неподчинение официальному, договор как регулятор межличностных отношений [2]. В сегодняшней российской ментальности философ скорее не тот, у кого имеется кандидатская или докторская ученая степень, а тот, кто имеет «заслугу» перед обществом, тот, кто признан обществом в качестве философа, соответствует подобному званию, имеет реальный навык любомудрствования.

Однако попадание в это состояние «отсутствие места» — состояние иного мышления — возможно только при трансформации самого мышления, его саморазрушения. Для этого нами предлагаются следующие методы:

— метод адогматического мышления, предложенный Л. Шестовым и нацеленный на планомерное и последовательное сомнение, на отказ от готовых смыслов, завершенных форм.

— методы деструкции М. Хайдеггера, деконструкции Ж. Деррида, заключающиеся в постоянном разрушении бытия с целью ухода от «мертвого», бессмысленного, пустого.

Изменяя порядок мышления, человек трансформируется ментально. В этой ситуации он приближается к сущностным основаниям, задает иначе окружающий мир. Саморазрушение — это не освобождение мысли от слов. Речь идет о другой мысли, о другом порядке мышления.

Библиографический список

1. Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. — М. : Академический проект, 2009. — С. 272.

2. Кребель, И. А. Новая архаика В. В. Савчука: ресурс концепта / И. А. Кребель // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. — № 3 (109). — С. 89-92.

ГЛАТКО Михаил Сергеевич, аспирант кафедры философии.

Адрес для переписки: glatko@rambler.ru.

Статья поступила в редакцию 28.12.2012 г.

© М. С. Глатко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.