Научная статья на тему 'Арабские источники о средневековой истории Северного Кавказа: «Му'джам ал-Булдан» Йакута ал-Хамави о Дагестане'

Арабские источники о средневековой истории Северного Кавказа: «Му'джам ал-Булдан» Йакута ал-Хамави о Дагестане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арабские источники о средневековой истории Северного Кавказа: «Му'джам ал-Булдан» Йакута ал-Хамави о Дагестане»

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10105 М.А. Гизбулаев УДК 94(3/9)

АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: «МУ'ДЖАМ АЛ-БУЛДАН» ЙАКУТА АЛ-ХАМАВИ О ДАГЕСТАНЕ1

Аннотация

В статье приводятся сведения по истории Дагестана VI-XII вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализв выдержек из географическогосочиненияэнциклопедическогонианаИакутв ад-Хамави (ум. 1229) ¿'¿LI' («Му'докамал-булдан» - «Сло«брь сарая»), оаносящихсяк историинародов Северного

Кавказа. Выполнено сопоставление сведений о Дагестане из сочинения Йакута «Му'джам ал-булдан» и сочинения ал-ИстахриМ^м.961) dJl^^ilj dl^l («Китабмисаликаг-мнмапион-лКниг« гцвек гиссисрств»), в частности, чтобы выяснить, е»иди л« пдoиc»аж»аулe материала у обоих а»ас>рои. Автором статьи также был привлечен пэревод есрлшковиз тичсиенси Йаи^гатМу'диеев ад-вуидан», иыполнениьш р.М. Б^ниято-вым,которыш содержит соикрэтичесииэ недостатки и инт^-фетнционвыевипйии, о неиоторыефрггвенты из арабских »оосвововсутотхоют. Наунлы знранмиатьнснноб раОсты осфгднхюетсаоем, ато ее материалы могут быть использовачин пди дальнешпск источнеыоиедческих еекледооиииях, кшисании срюдневекокшистории Севслногт Ксвсаза

Ключевые слова: Йирт аг-Хадави, «Му'ржамвл-булдшк», срсшнительный анашз,араКеввя кес^афия, источниковеденно, истирая Кавказу

MagomedA. Gh.utocv

ARABHC SOURCES ON MEDIEУ,).)6 H-STORB OF THE NORTH С AUCASUK: MM'JAMALcBULDANO»? YAQUT AL-HAMAWI ON DAGHESTAN

Abstract

This paper provides information on the VI-XII centuries Daghestan's history relatingto the history of the peopies of the North Caucesusthrough sronsli^tioi^, ^(imme^i^t^aiaPhodc^:aij)ata^Ui^e hnalysis enceipts from the Arabic geographical work of Yaqut al-Hamawi's (SieS in 1229) Ma'jcm cl-Caldan (Dictionary of Coantries). It is noteworthy that some detacled iirfHrmaAion givan alphabeAcclly c^l^O^is respoiHve tAA>ters o4 YAqut's wofk on regions, cities, loaaШest is int fonndin othtrmeOteyalsulhors' wofe . Interesting шг7 originaI information about historical persons who bear the nisCc al-Babi, al-Lakzi is founS in Ma'jcm cl-CaIdan. Moreover, the author useS a critical approach to Z.M. Bunioatov's trsxslation of excerpts from the given work of Yaqut al-Hamawi, which contains not just stylistic flaws anS interpretational errors, but some fragments are missing from the Arabic text. The results of this research work will greatly enrich researchers' unSerstaxSina of the early meSieval historical geography of Daghestan. Its materials can also be useS in the process of further source stuSy in writing the meSieval history of the North Caucasus.

Key words: Yaqut al-Hamawi, Ma'jcm cl-Caldan, comparative analysis, Arabic historiography, source stuSies, history of the Caucasus

1 Данная статья подготовлена при финансовой поддержке гранта DAAD 2014 "A StuSy of MeSieval Arabic Sources on the Historical Geography of Dagestan in the 7th -12th century".

Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович, кандидат исторических наук, независимый исследователь (Кудали), e-mail: awariyav@gmail.com

Magomed A. Gizbulaev, Cand.Sc. (History), Independent Researcher (Kudali), e-mail: awariyav@gmail.com

© Гизбулаев М.А., 2020

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2020/1 (87)

Статья написана с целью освещения сведений по истории Дагестана У1-ХИ вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек, относящихся к истории народов Северного Кавказа, из сочинения Йакута ал-Хамави «Му'джам ал-булдан».

В классической арабской географической литературе прослеживаются несколько основных жанров, а именно астрономо-математический, описательный и энциклопедический. Продолжателем энциклопедического жанра, в котором присутствовали географические сведения, был мусульманский географ, путешественник, литератор, поэт, филолог Шихабудийн Абу 'Абдал-лах Йакут ибн 'Абдаллах ал-Хамави ал-Багдади ал-Руми. Он родился в 574 г.х./1179 г. в Малой Азии в семье греков, откуда его нисба ал-Руми. В детстве был захвачен в плен и продан в Багдаде сирийскому купцу по имени 'Аскар ибн Абу Насир Ибрахим ал-Хамави, кому он обязан своей еще одной нисбой ал-Хамави. 'Аскар воспитал его в исламских традициях, дал хорошее образование, освободил от зависимости в двадцатилетнем возрасте. После смерти 'Аскара наш автор занялся книжной торговлей, и с этого же времени началась его литературная деятельность. В частности, в городе Мерв он начинает собирать материалы для своего главного труда «Му'джам ал-булдан», работу над которым он закончил после своего возвращения в Мосул в 1224 г. Оттуда Йакут совершил свое последнее путешествие в Палестину и Египет в 1227 г., откуда он возвращается в Алеппо, где ещё продолжал редактировать свой монументальный труд и умер в 1229 г. [1, с. 547].

В настоящее время еще нет полного перевода «Му'джам ал-булдан» на какой-либо из европейских или восточных языков. Осуществлены только переводы отдельных фрагментов, в частности, на русский язык, по истории Средней Азии С.М. Богдановой-Березовской в 1939 г. [2], по истории Азербайджана - З.М. Буниятовым в 1983 г. [3], а также по истории Ходжента и его области - Б.А. Касымовой в 1987 г. [4]. В нашем исследовании мы использовали сочинение «Му'джам ал-булдан» Йакута, изданное в Бейруте в 1993 г. [5].

Первые сведения о Дагестане у Йакута - о Дербенте. Автор подробно описывает этот город, указывая на то, что в нем есть крепость, рынки, морской порт, оборонительная стена, вдоль которой расположены поселения, где проживают разные народности, и многое др.

Баб ал-Абваб или «говорят просто ал-Баб: он же ад-Дарбанд или Дарбанд-Ширван. Баб ал-Абваб - город, до стен которого доходят иногда морские волны. Посреди его [города] есть пристань для судов. Это морская пристань, построенная у двух молов, возведенных в двух местах на берегу. Вход [в гавань] извилистый и здесь протянута цепь, так что ни войти, ни выйти из нее корабль без разрешения не сможет. Эти две стены построены из камня и свинца. Баб ал-Абваб находится на берегу Табаристанского [Каспийского] моря, оно же Хазарское. Этот город больше Ар-дабиля [по размерам занимаемой им территории] на 2 квадратные мили [517,9 гектаров]...»2 [5, т. 1, с. 302]. То же самое приведено у ал-Истахри [6, с. 110], кроме сообщения нашего автора о том, что город Баб ал-Абваб по размерам занимаемой им территории на 2 квадратные мили больше Ар-дабиля.

У Йакута далее идет описание Дербентской оборонительной стены: «.город имеет каменную стену, которая тянется с гор. Нет маршрута в его [Дербента] горной части, по которому можно было бы проникнуть в мусульманские страны. [Все это] из-за размытых горных дорог [после обильных дождей] и трудного пути, по которым можно было следовать из немусульманских стран в мусульманские. Несмотря на протяженность стены, часть ее заходит в море подобно «продольному носу», чтобы помешать судам подходить к стене. Он [город] прекрасно построен на твердом фундаменте, и его возведение [приписывают са-санидскому правителю] Хосрову Ануширвану3» [5, т. 1, с. 302]. Эти сведения у ал-Истахри отсутствуют.

По сообщениям Йакута, Дербент - один из крупных и стратегически важных пограничных мусульманских городов. «Он окружен многочисленными врагами из разноязычных народностей. Рядом с городом есть большая гора, известная под названием Зиъб [«Волчья»], на вершине которой ежегодно собирают много дров, чтобы в

2 Здесь и далее перевод с арабского языка на русский автора статьи.

3 Хосров I Ануширван (ум. 579) - царь Ирана с 531 г. Сын Кавада I. Его правление - период наибольшего могущества государства Сасанидов.

случае опасности разводить огонь и предупреждать население Азербайджана, Аррана и Армении4 о наступлении врагов, если они нападают неожиданно» [5, т. 1, с. 302]. Эти сведения у ал-Истахри также отсутствуют.

Далее Йакут пишет, что «в горах, тянущихся от Баб ал-Абваба, живет более семидесяти народностей, каждая из которых говорит на своем языке, которого не понимает ее соседняя [народность]. Сасанидские правители придавали этому приграничному краю большое значение в виду его важности и внимательно следили за всеми его делами [из-за страха перед вторжением северных племен]. Поэтому для [обороны] этого места были назначены стражи из переселенцев из разных областей и из людей, пользующихся у них доверием. Этим людям разрешалось строить все, что они считали необходимым, только без предъявления стоимости [за расходы на строительство] к центральной власти, организации заговора против нее и контроля [над ее деятельностью], с целью для его [Дербентского прохода] охраны от разных тюркских племен, неверующих и других врагов» [5, т. 1, с. 303]. У ал-Истахри этих данных нет, но они имеются в другой редакции у ал-Мас'уди [7, т. 1, с. 62].

Затем даются сведения о народах, представители которых несли охранную службу вдоль Дербентской оборонительной стены по поручению сасанидского правителя Хосрова I Анушир-вана, а именно: «В числе стражей, поставленных там, есть народ, именуемый Табарсаран [табасаранцы], а соседний с ними народ, то он известен как Филан, [затем] многочисленный и храбрый народ Лакз,5 Лайзан, Шарван и др. ...» [5, т. 1, с. 303]. Ни у ал-Истахри, ни у ал-Мас'уди этих данных нет.

Далее у Йакута следует небольшое описание морского порта Дербента как самого крупного торгового центра на Восточном Кавказе: «Баб ал-Абваб - морской порт на этом море, и сюда приходят [чтобы вести торговлю] с севера жители Хазарии, Сарира, Шандана (в тексте - Синдана), Хайдака (в тексте - Хайзана), Грузии, Руклана, Зирехгерана [Кубачи] и Гумика [Кумуха]... Только в нем и в его сельских населенных пунктах

выделывают такие одежды изо льна, каких нет ни в Арране, ни в Армении6, ни в Азербайджане. Здесь растет шафран и находится невольничий рынок, где представлен раб [любого возраста и пола] для продажи» [5, т. 1, с. 303.]. То же самое приведено у ал-Истахри [6, с. 110]. Далее следуют сведения о том, что по соседству с Дербентом «лежит небольшая по своим размерам мусульманская страна, именуемая Маскат7. А за ней следует страна, именуемая Лакз, население которой многонационально по составу. Они обладатели хороших нравов, [крепкие] по телосложению, процветающих селений, заселенных районов, в которых проживают независимые жители, именуемые ал-Хамашира. Над ними есть правители мулук, которые не создают им никаких затруднений [в чем-либо]» [5, т. 1, с. 303]. Эти сведения у ал-Истахри отсутствуют. Что касается жителей, именуемых Хамашира, то нам представляется, что это арабская форма множественного числа для обозначения потомков Хашрама ал-Сулами, которого, по словам ал-Балазури, Марван ибн Мухаммад назначил правителем Лакза в 739 г. [8, с. 130-136].

Рассказывая о народах и политических образованиях на Восточном Кавказе, Йакут сообщает о том, что между лакзами и Баб ал-Абвабом находится страна Табарсаран-шаха: «Они [табасаранцы] тоже обладают такими особенностями, как смелость, могущество, множеством населенных пунктов, кроме того, что [политическое образование] Лакз больше по численности населения и шире по размерам территории. А выше них [табасаранцев] лежит небольшая по размерам территория Филан [локализация которой противоречива]» [5, т. 1, с. 303]. Эти сведения у ал-Истахри отсутствуют.

Далее Йакут сообщает: «На берегу этого [Каспийского] моря недалеко от Маската лежит небольшой укрепленный город Шабаран, который также имеет множество сельских населенных пунктов» [5, т. 1, с. 304]. В прошлом эти две области часто становились яблоком раздора между правителями Шарвана и эмирами Баб ал-Абваба.

4 У Буниятова только как «жителей Азербайджана и Аррана».

5 Лакз охватывал территорию Южного Дагестана, занимаемую лезгинами, агулами, цахурами, рутулами, отчасти аварцами.

6 У Буниятова слово «Армения» пропущено.

7 Маскат - историческая область, расположенная вдоль западного побережья Каспийского моря до реки Самур, разделена границей Дагестана и Азербайджана.

Что касается единицы расстояния между хазаовким гсфодом Итилк и Баб ал-Абвабом, то Йакут сообщает, что «она равна 12 дням пути, от СтмавдарадоБаб ал-Абат2а, ад оиу ]р^вя^£я 0 дияо хуки, оя Сармао до Баб алсАЯваба, то она рзвнаЗ днои туоа» [5, т.1, с. 304]. То же самое приведено у ал-Истахри [6, с. 132]. Кроме д0Г0] адандаевнойпорехад был раван приблизителрс но С!Сяаа км.

У Иакута далее идет перечень защищенных укрепленсй xjcjh в кавкозском региане, аде; oic укасывает 11 шаваний: «ЛбЯ Сул Jj^ ^Ь 8, БяО Аотн jiUl цм^т? [кааиость в Дарьяльскомущелье], Б—Б Шабарйн О-оО^Х чО, Бар) Лазикя р3,,9 Баб Барииа ^-Их с— Баб Самсоджан ¿жри»2 аЦ10 БаИ Сихиб ас-Сгрир хмИД >.бЬо »уЬ [щзепостс на Х^нахаком плато], Бхб Филан-ших aKS усу lJ_?, Баб Тарунан ¿UrJO уЬ , Табарсаран-шах aLijl j^j^i, i_ib , Биб Лайзон-шах (в тексте - («атн-шах) oTU oCl ib1» [т, т. Я c. 304]. Ио текста понятно, что эти географические оазаанот извест-а-ь.1 Иакуку от" Абу Швщиа Абмсдх ибн Мухаммада ат-'амадаои, топ же спиоок ь у Ирп Хордадоеха [9,«. игле—-70].

НЬстересрые х оригидаланбдв сведениа oír» историчесвих лицах ib нисбе ал-БаХв алорачаооте сн 13 кекате Haeycan Тг^, по указктеею перььенк нхчанаетсс: «зСотайф ибн РГаим ил-БеНа, Ибро-хиа ибн Дж'нфар ал-бтЛи, бК^сивхп ибн ИИянхом ал-Нзби, Хииаа ибе 'Ааа ал-Боби, Зохайр ибн Мухтммнд аб-Бабт, Муааммид aií-]ti Хота иАн ал-Валид и,5н 'АНцаниамвд Абулиааан. ахвтса-aoia кал Ибн .r^f^^ 'Имтал ал-Баби° ХабиН ибн Фаттд иСн 'Абдупазиз е^булх:а(пан£т^-Б^аи, Му-оиммад ибр АОу СИмоан кт-Наби ол-Стнафи» ЦТ к 1, с. а06С. Свадения о сагестанлких аитортчеа с^сстие лицах а тексте Иазута пливоеягся а-т нает дзтющин инфопмснтов: 'АЬд—лгтни и—íh í^^'it^, Иса ибн Мухаммад аба Мтеаммао ал-Бсада«] Аба Са'ид 'Аодуатах ибн Са'и« те-Ашадж ал-Кии-и, Мта'оа абн 'Алт ал-ЬТабко'—, Мухаммед ибс Муслим ал-Хааоочвми и а)-

и «сМу'дхах хл-«улдан»> естр нооыат сведения о Каопийском махз, аде даатся оаискбие мтря,

его наименования в прошлом, а также названия стран, которых оно омывает, и рек, которые впадают внего.

Хазарское морт - «оно же Табаристанское, Джурджансоое и АЗаскунское. Оно большое и широкое, которое с другими [морями] не соеди-няеття. Оно ещаназываетия Хорпоантками Джп-лансоим, аозможно, [в щюшлом] нектаорыена-зывали его Хорасанским кругом.12 Хамза сказал, что то-парсидсзж зноназываетея Зарат .нф^а »О^Й а трзжо его нозынеюа ка1зОкфудаДар-ои (Мор(; синее) л^да »-¡ьЯ Аристотель называет егоАрканией йАргаиаИтдннй) возможно,

[в прошломЗнекоторые наоывапи е^ата» Хоретм-ским ^^ аэт"«) неверно, ибо Хорезмекое

(сСо;[:^;п.Ш:)С^]кое;Г) совсем другое га о нембздез сказано 15 свием (чтег^ре^, Иншнс Анлох. еЗо[бпв^з^:зо Э'-^01:'0 мо^я] ]н^иро,ц13'^(ня Баб ал-АбоаХ, он Дее^-как мы зже опэ(м;1л^ яго в своем месте[л ■еегесте;]. (С3 восточной сторон]^1 к ма^ю подходят Муганские иТаб^^истан^кие горы и гора Джур-О но тянетсл хр я^ма^а^к,АЕР^е^срзоа, гдя^нс^-хмдит(--1 [еероа] ^'.^Осзевьшн, з;рте:с]1 ко^оа^ч-^^х^'^ востоа, - с^]Э]ЭОй^И зил^е^лз- , и север - к

сегране :х:;еаоа,;р». эт^о мера энаднет энного больших реме, в числе которые Коза, Арнкс и Итзль ^с^л-иа)» 0,й. 34(>С.

Иакут,ссыл^1сь на данные X в. ал-Истахри, гфодолжанр ове[ке;ык^Р1:> ХР;1спивсвоя хрре: «(^ в^(^то1?ноЗЗ сторхош): оно чдетичра ^мь» в^(ат »(^йлкуга, ТаЫкадистана, е)журджана,

^^Со^егзма, 3 ;Зсбс£Щ1^ое1 стороны Алании оно омывает [земли] ог горес _Щ"тбч с^з» трбнем а,. с» [5,'ы. 1, с. у4(4 с^с^о^о, га сообщает, что «... иу Баб ал-Абвабт ^о С»]^андарт занимает 4 дня пути, оануда д^ рски ^Т1>Л1> >0 сэн:1^[с -лзп^г- по степи...» [4,т. 1. с. й4В].

^г^о иссс^^да о городах и

п^.1;11^'^1еч(гс1^1^оо1т)айлыан1нях. рениена, тго их боль-ша, чем у ао-Иэтахри. ТС;мс, «...ея-о;5а^^:к1-А сопал О^тлао-дасггеа л(е-^^'е сд^ ^^Х- ос-АбоаУом. ОноШ^скт-рикг^] мсседакм, ^е^о он ^ып^ оодс^И^с^^ен 'Абду-рламаном а^-^ ^^(0ег'о[е. [ту01хссР л^эс( ал-Баогхэдзи с;оос5щД:(Нт, ха^^д Эс»м (З'ыл ороа(5йжиян]

, (Е^ о-нт^^ззс^е времь сет^:асз1^ст]вляе'-с:!^ с "TaripíiTi-^^jia. ¡та^ьтшен^вз! которого сохраниоись вфзтти^и НТ^^ра^Оенгт^.

9 Мисанйсои, населен^ае ла^азме, ое:н::и]б;аес зп^чиб]^,лз>«с]Ст:1 «еклшзораьо от jfCTijC р. ,107:^:- до Черноморского по-íS^.P^-ki.ji coBc^ei6eeai^oic е!ападной JKf-jfsne и "TjfpiL^nii.

10 Псмерь ]э^;)в^[ш^]ьс kjjhitoctt? Д^а]у[ис^1^р:септ ejoecor- сррвгп ]э. Klyjabi П.ЭОТИВ iCp^jcaivca. "Сксрее чс^г]о, э'^о Л^агич в современном Азербайджане.

1 2 У Буниятоаа в форме глагола нассаящего Bjaeaieaaii: «a Ti6Jcoac>9ci:.i^ иез интгда c¡^:3^iniai^T Bío]3£ic^nxacajM ¡^ругот^ м Хореомаким сг«;|ас—тет.

шоиЕгтш^! ](íO]::<-:о(MШJЗE][бE^,тя . -ютает (««can

ибн Раби'ой ал-Бахили, который вышел за его пределы, где встретил его хакан/каган13 со своим войском. [Однако] за пределами Баланджара он [Салман] пал мученической смертью вместе со своими воинами, которых было 4 000» [5, т. 1, с. 489]. Йакут указывает источник информации - ал-Балазури, но не сообщает, что сведения относятся к 29 г.х./ 650, именно в этом году, по сведениям Халифа ибн Хаййата, погиб Салман ибн Раби'а [11, с. 22-27]. Однако, судя по сообщениям ат-Табари, вместо Салмана в Балан-джаре был убит его брат 'Абдурахман ибн Раби'а в 32 г.х./653 [12, т. 4, с. 304], что нам представляется наиболее правильным. Об этом же пишет и наш автор: «...После этого они [хазары] набрались мужества и вступили в бой [с мусульманами], в ходе которого пал мученической смертью 'Абдурахманибн Раби'а. [В это жевремя] боевое знамя [мутрлиман] борет его брат [Салмеа], который [уже вкачестве предводителя] продолжает вести (бой [протиохсаа]до тед подл поеа он не омог [забрав тело б аите бля] еоиарвеавт ндоето брави []Атдурбхмсна] вокрвсоиости Боландже-ре. Поохо етжго ос д5ет^.гкая из о^тх^глагиаееро! [к тойвеах] мусултмандоместо^тг.да ведет дорога р [глраееоий] Нилянж б5, з. Г с.о89].

Даоее у Иас^та yбааидaютня тpигинлувнеIЗ сводения олиттитлиьно дадестансддго мyздло-мвнсклво лратоведи иа Хунлияа, 1соао(эо[н пвиао х воартл в Бухаре( «Хунлик ^У^ - таог^о^т^аа а ^Вр^а^^ю^-т-х^о^з^схнв ри> ^[¿^оа с [cтдаиaдд) от Баб ал-АбнаДа. ЗТвтуда .ладм яинвзлвл издлслниш шафиздявниаИ прнвовед Хвким -ибо: Ибрахим ибн Хако -а'-Тй^кага тн-ОХо^а^опн^ис ал-Дкртян°о. (он з твиа времт иб°чадва ган'[и^т..>-д^]][Ж]]м]' прякр . ад-ТдздливБсгладе, з■;а[б жт оои изучан и выуиел мсожсакво хадсохВ1 ^том (д перееобн жить в Бухару, там же скончалса а .[соц Ша^бан 53Т г>хЛ10 4» [5, т. 2, с. 394].

Затем даютсе саедения о понитическом хб-ртзоаанид «о0лпсуь. пинрeгсющнс д

свдане ноздр, в -а>велв» пквжкpжюп егодн разные наитюндивиистей КаЛвл

Кавказа]. Правитель этой оЖкасти гуэиняи ислам ище о период пратленио [Ахуасиденаео обаегис.^а] члгАувтадира [А-у Фадль Джа'иНаж даЗв-ч 'ТОСТ-дуллах ал-Муктадир Биллах (895-9тО)]»[а, т.-, а.те^. Этиохедалит у ал-И-тиари етсзтвктйюу. У>дииувн отмедитц пво да рр^т,»*!6^ рт ИИ («Тарих

Баб ал-Абваб» - «История Баб ал-Абваба») [13] Шандан описывается как центр, создававший немало проблем мусульманам.

У Йакута далее идет описание самого крупного и влиятельного политического образования в Кабке, где он сообщает, что правитель Сарира -это потомок исторического шаха Бахрама V Гура из династии Сасанидов.

Сарир - «огромное государство, расположенное между землями Алан и Баб ал-Абваб, где находятся 18 000 населенных пунктов и куда ведут только два пути: дорога в страну хазар и дорога в страну Арминийа». Точно такие же данные приводятся у Ибн Факиха [13, с. 586].

«Сарир - название государства, а не города. Население Сарира исповедует христианство. Го-воряв,что ору н [тдувитeля Дарщза-прш-ацлежал некоторым из числа персидских [Сасанидских] прлвителей и он из золота. Когда прекратило свое сущвеодттание их иocуaнуослу, яанакоторые из пдедстсвитепей пеноидскид пбовиоел5Й,как мне пepeдaли,зтб дылипотомлк Бахрама Гуря [ох?' (з'оЖ^], ооторыс пepeниБнд соо вДосударство] Садир. Паянок там дтсик нар оракалсежит его гонимкам. Гненпна, что трон этот олужит нeкoтл-0адм 513 число падcа[бСдиxаровдтзлeй ]Ха сро еа] з!а протажеили мноезсг кет. Маждуиитударством Са.®9 б мпуaкo](е Самандар у фeмcoxa [12 км] дгоскоянто Межуу нииж леремирие. Такдо; маж-р» [правите®м] Сарир и мусульманами переми-роа, но темне менее кгждаш нз стоуон таходится нтpтоаoаcБ ит танашeндю дрог к гц^5о:ггсса 55, а°3, 0. Р1б[.Эки боздлеиявcннeчaюнcя а ан-Иттaнao [6, о. (3^с.

Посте описательно. даятиСарнио автор пе-деоадитк ке.еч^аноне^ю^ оп^еадию других пв-битигевиахоаразооатийи населебныдпо]нктов Сеабрнчот Каоотдк, в первуюочередь Самандара. Ондодробно одаеыопет этот горох,уласывая на ао,что в нем ясна оадот мадати и мпогоедр. снитывш и Самандаре, Йакут сообщает: «Саман-уари м5аoт,нда ненаки5aс5 -толицт ххарского poеoдaуcтоа. Оддасо вскоро песло .[завoзоундт Сасмгниы сДк Реит'ой 0ыутпepeнеcено

внлрод ТНтиль. Расстояние между ними занимает 7 ддск ]PттБ (ааилo26e км]. Город Самандар донодктся б]ду-яд Ижнием, гoкойбмуpaяителя ха-авАа и Боб ал-Абиабох. (ало нахоиитсямножеетоо

13 Царский тшул, [^с^я6^ншийдя х CeвeоД]BocтoотнбAзии у нартдовоюрюжо]Г шаемени, гнсyщrcтвсшал у хазар, вс^об19б о^^ш широосрасооостоанен.

садов, принадлежащих ему [Самандару]. Даже говорят, что главную часть плодов в этих садах составляет виноград, они содержат в себе около 4 000 виноградников. [Самандар] доходит до границ [территории] Сарира. Среди людей, которые там [в Самандаре] проживают, есть мусульмане со своими мечетями. Их дома построены из бруса с выпуклыми крышами. Их [жителей Са-мандара] правитель является иудеем йахудий и находится в родстве с правителем хазар. От них [жителей Самандара] до границы Сарира 2 фар-саха [12 км] расстояния. Между ними и Сахиб [правителем] Сарира перемирие. Из Самандара до Итиля занимает 8 дней пути [около 304 км], а из Самандара до Баб ал-Абваба 4 дня пути [около 152 км]» [5, т. 3, с. 253]. То же самое приведено у ал-Истахри [6, с. 130].

Далее у Йакута следует небольшое описание другого города - Шабарана: «Город в одном из округов Аррана. Возведен Ануширваном. Некоторые относят его к округам Дарбанда. Между Шабараном14 и городом Шарваном около 20 фарсахов [120 км]» [5, т. 3, с. 303]. Эти сведения у ал-Истахри отсутствуют.

У Йакута далее идет описание страны Филан, расположенной по соседству с землями Дербента, где он указывает ее население как христиан в составе государства Сарир: Филан - «страна, которая расположена вблизи (административной территории) Баб ал-Абваба. [В прошлом] область [Филан] являлась [в тексте автор ошибочно написал в форме настоящего времени - является] одной из административных единиц Хазарии (ви-лайа мин навахи ал-Хазар). Ее правителя называют Филан-шах, а население состоит из христиан. У них свой родной язык. По словам ал-Мас'уди, название Филан-шах - это [титул], который носит правитель Сарира, на этом основании говорят, что Филан является областью Сарира [т.е. в середине X в.]» [5, т. 4, с. 286].

Нужно отметить, что сведения о политическом образовании Лакз, приведенные Йакутом, упоминаются впервые. Так, в 5-м томе «Му'джам ал-булдан» говорится, что Лакз - «небольшая страна [лежит] после Дарбанда и граничит с Хазараном. Говорят, что названия Лакз, Хазар, Сакалаб, Баланджар восходят к сыновьям Йафе-та сына Нуха [Ной], каждый из которых, после того как освоив [для жизнедеятельности] место, называл его своим именем. [Большинство] насе-

ление Лакза - мусульмане. Они говорят на своем языке. Они обладают могуществом и [физически] крепки. [Кроме того] среди них также есть и христиане. [Также] оттуда родом известный мусульманский правовед Муса ибн Йусуф ибн Хусейн ал-Лакзи, известен как Хасан ад-Дарбанди, который был еще жив в 502 г.х./1109, у которого среди других обучался Шахдар Абу Мансур» [5, т. 5, с. 22].

Следует отметить, что с Дербентом также связана творческая деятельность и отца Хаса-на ад-Дарбанди Йусуфа ибн Хусейна ал-Лакзи, известного историографа династии Аглибидов, правителей Дербента, и знатока хадисов, мусульманского правоведа шафиитскогонаАрАв-ления. Он является автором хроники JjjjJ («Дарбанд-наме»), которая до недавнего времени считалась компилятивным сочинением Мухам-мада ал-Аваби ал-Акташи (XVII в.) [1 4].

И, наконец, последние сведеиияоб интересующем нас регионе касаются Маската: Маскат - «область рустак [сово^пшоиь сельских поселений] находится на берегуХазарсвогоморя недалеко от Баб ал-Абваба. Ее население состоит из мусульман [в нескольких] поколениях. Они обладают могуществом и [физически] ь°)епки. Она [Маскат] лежит между БьАаа-АблаАлм и Лакзом. Первым, кто основал ее [как город], был Хосров Ануширван сын Кубада, после того как он основал Баб ал-Абваб» [5, т. 5, с. 1В7].

Таким образом, для изучения средневековой истории Дагестана сведения арабских авторов представляют особую ценность, в чалисоста, сочинение Йакута ал-Хамави «Му'джАлал-Ввлоан» заслуживает дальнейшего углубленного изучения. В отличие от предыдущих арабских авторов, в работе Йакута информацибовьоеллААых пунктах Дагестана немного. Что касается подробных сведений об областях, городах, населенных пунктах, которые присутстАрврт лоатлфав иту в соответствующих указателях ваекстеЙАчвла, то они не встречаются у других авторов, кроме как за некоторым исключением. Интересные и оригинальные сведения об исторггаескихлицах в нисбе ал-Баби, ал-Лакзи имеются в сочинении Йакута.

ЛИТЕРАТУРА

1. TOpad S.M. "Yaqut al-Hamawi", Dictionary of Scientific Biography. New York: Charles Scribner's

14 Развалины средневекового Шабарана находятся в 25 км к юго-востоку от г. Кубы (Азербайджан).

Sons, 1976.Vol. 14. P. 546-548 (Ахмад С.М. «Йакут ал-Хамави», Словарь научной биографии. Нью-Йорк: Чарлз Скрибнер и сыновья, 1976. Т. 14. С. 546-548).

2. Богданова-Березовская С.М. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.; Л.: АН СССР, 1939. 612 c.

3. Бятият ов Ф.М. Йакут ал-Хамави. My 'докам ал-Булдан: ([ведения оМ Азербайджане). Хамдаллах Казвини. НуБхаг-а-едулаб: (!-1.а'а^р)рей1>е по АзерНдйда жану). Лиау: -км- -ееН. 65к.

4. Кггымоеа Б.А. ННеаденим ->»->6-^ oл-Xaмжм аа Ходженте 1У Извееаиа Академии н^а йндждскоЛ ССР. Счрил: ]вос;т^(^1сов(рденааа,исн^(^]эиа, (p-aaoeiai..3ia[. 1982. 44 1 (45): СТ. 40-.).

4. 1993^.— i-Tl Д Jjfr & орЬ ¿jlJijil jjl^ .L (Йакут ал-Хамаеи. Му'докам ал-булдан («Слова« 30 5 т. Бейрут: .Дар) садир, р99а).

6 . ЯаМб sjljj Д 1961.)р'.У' -^--а, (ыл Ис-тклери. -Сигаа маслмки тламамааии («Капа-!! njiea)! тт-судахств»Л касакафс, 19а1. -07 е.):

6 . »а-ЛБ,- °а ^Jp—utAjJh1. CPU*- l (-ы-Маc'^лu. Муру-жтл-захаб ва м;»г)а]3):н ;-л-актвм:;а]:[ а-Кро-мыалалш плота ai рудаики хшоцккш»- Т. д. ХАес: Дах ал-илафа, 4409. 4°3 с...

8 . Г-о-Облило М.Л. Аааусвиерсоааникр пае ««еднгте-коатй асавааи (а-астанл Нощно ллл иааории. 60 ГС. JB7. С. Д40-13Л.

9.Гизбулнев М.А. Китаб ан-мыасалик ва-л-ныналик Ибн Хорсадбсиы 01 Китаб чу-Л-аО-о ;рл-о1а'к^^и: арпЛ-ские ааoapрфичecаиa раиочнккы о тoaaневикoвтЛ истории Дагестана // Пра.лемы ceoceoicoB^/ieoHiai. cocc. № 4 (7И). Д. 43-]-.

10. И-- аз)( )Р.")"3иБl /ТКУ BiblюЗaoaa heаgар^>8гorр— вrааicаеиm, V B(a])den: а>.а- a)rill, 1885. c4c J-. ([hp Факах. Какоб ал—ладм а«а^ига о дт-сн—оЛ «a^^iajMi^'^isa i-C44->-ски1 гесурсфтиасю. литера-ары». Т. 5. Лейден: —еилл, 1885.649 У:).

11. VuI-y-aee М.А. Та'алх Хблаф«1 ибн Хат-йм«';« лак и-точаик по астории Дааесаанз VII-VTII ад. Д/

Вестни« спбгу ^01(5. а «с (т« с. а2-ба.

у2. -di-pOOl,- eJ—.'Sl Ан— (аm-иаба—та Т^-ат?-^1--PHc«ai талут-лук УкИсдорас прорсана а цсрейа. В 4 / т.Бейдутт Дар ат -турас, 2010).

13 . Моаорашй В. Ф. Историк Ширвтна а Дербента X-Xr ав. а?Г]г Вгсторкм лклсра-уро- >.: а.- т.

^ Пр9зхров С.М. .л-Лесзи Юсуф // Идлам на repprn^HH бывшей Российской империи. Энцикло-педичесслй cлaa9pI). Вып. т.аа.: Восто—нв» литера^-ра РА!, 1998. 159 с.

REFERENCES

1. Ahmad, S.M. "Yaqut al-Hamawi", Dictionary of Scientific Biography. New York: Charles Scribner's Sons, 1976. Vol. 14. P. 546-548.

2. Bogdanova-Berezovskaya, S.M. Materialy po istorii turkmen i Turkmenii. T. 1. VII-XV vv. Arabskie i persidskie istochniki [Materials on the History of the Turkmensand Turkmema. Vol. б The VII-XV Centuries. Arabic anel Peeirt Sonrces[. Moscow; Leningrad: The usSR Acedeme og Sciences, StS9. 61S p. (in Russ.).

3. Buniyatov, Z.M. Yaqut al-Hamawi. Muijam al-ЫШат e^Kksfeo/yaoi ^rz.c[-Cb)t'a^^ai [Yaqut al-Hamawi. Mit'ess t?i^t/e,^Si3?a/7.- (RepoOs o. ^^^etbikijan)]. Hamdallah Kanwini.Nuzhat al-qulub: (Materiali po Azerbayjanu) [Hamdallah Kazwini. Nuzhat al-qulub: (Material about Aeerteaijan)]. JEJaltie: Elim Pukl., .ГЬЗ. S5 p. (in Russ.).

4. Kasimova, B.A. Svedeniya Yaquta al-Hamawi o Khodjenio [Yaqut aliSamawi's Reports on Khodjent]. Irvtstiya 4lkademii nauq babSqkstioi SSR. Seriya: da,stedovj,ö?4w/q Sfosyiii, filedsgisa n Bulletin of the j^cec^emy о/ о/ ihs ТадИ SSR. Oriental Studies, aeisaoSy, Phtlnio/^y Т.т00. No. 1 (S>i. tt87, pp. 42-45 (in

RUSU').

a. Yapul kV-Hamdwi. Meijsm at-tuldan ("Slovar' eOsseS [tt ESsel^(^^ty oC (Uoau^tries]. Beirut: Dar sadir, V^kC^.COa (i. Arabic).

i.Kitab masai(k ai-mamalik ("Kniga poNty gseiViUivvoSv'U [t;;out^n af tE^ Realn^s]. Cairo: Tiba'a viaa^a, 19ei. 20e p. (^r^i^i^ab^c^).

1. AMas^d0. UVCoeei/' ad1--uuitnnab wa ma 'adin al-jawhar. I8 a [1iI;;^c^t)W!3 4f (Croto eeuO -tisie <пПGfms. -/ol. 1]. Cairo: Dar al-khujra, 1409.4"73 p. ic).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

G4zI)i:44^4, ÜJl.nB. Arab)k)o Ш88Ыiki po sredneve-e'^oii^.n /Gorri oL'iis-<гa•s^i^p, ^..Ura^ic; S8uec^es on Medieval History yf DagL4Stan]: Poprosi istocü - Issues of History Jmiraal. 520Г8 (;7), j^. ü-O—OCi^ (in 0C)j)s.i;

... GMtytev, i.l^.e.s. _^г'иат a^mi/aUk wa-l-mamalik Ib2 К1юг5аУ8екГа i Kibat nl-Buldanti- Ya'kubi [Kitab ai^enssekk wv-lrmamneik es -boa dhordadbeh and Kitab a^uUen by al-Ya'kubi: Seratiis b^Obe-•aphscaS Sources sir iUe I-Ses^^i^^^al P^^Ts^c^a b^^j^O^i^atan]. Problemy aastokovedeaiya p —he iraol/tiie.- of Oriental Studies eoumal. ЮН. No.l (78^, w. aiabltie Russ.).

Ш. Ibu a^^I^aqi.L Kitcb al-Bu-daa /'Xraga o stranakh"). aNiabatheca ..^^o^iieii/'/i^i.iiiei aaebioaeum", V [A Book aboBa iablntlUi;S' BabC^otheca geographorum arabicorum,

V]. ^(.ie^n: E.i. tlriie, КСС). 640.^. (injga-Ubic).

Si. GtabeS^it, M.Us Ua'riah Khanng i-n Khayyata kak iblocPnikвюistariitOegsstaea qak-VaUw. ga 'rikh by Khalif ibn Khayyat as a Source for Daghestan's History in the VII-VIII Centuries]. Vestnik SPbGU - Herald of the Saint

Petersburg State University Journal. 2016. No. 13 (4), pp. 22-27 (in Russ.).

12. At-Tabari. Tarikh ar-rusul wa'l muluk [A History of Prophets and Tzars]. Vol. 1-11. Beirut: Dar at-turas, 2010. (in Arabic).

13. Minorsky, V.F. Istoriya Shirwana i Derbenta X-XI vv. [History of Shirwan and Darband in the X-XI

Centuries]. Moscow, 1963. 266 p. (in Russ.).

14. Prozorov, S.M. Al-Lakzi Yusuf [Al-Lakzi Yusuf]. In: Islam na territorii byvshei Rossiyskoi imperii. Entsiklopedicheskii slovar'. Vyp. 1 [Islam in the Territory of the Former Russian Empire. An Encyclopaedic Dictionary. Issue 1]. Moscow: Vostochnaya literatura, Russian Academy of Sciences, 1998. 159 p. (in Russ.).

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10106 И.С. Игдавлетов УДК 94 (47)

БАШКОРТОСТАН В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Аннотация

В XVIII в. Российская империя становится одним из крупных игроков на международной арене. Начиная с правления Петра I Россия проводит активную внешнюю политику, ведет успешную военную кампанию и расширяет границы во всех направлениях. Одним из важных ориентиров внешнеполитического курса государства был Восток. В данный период Россия, закрепляя свои позиции на Кавказе и на Черном море, одновременно стремится усилить свое влияние среди казахских жузов, появляются планы проникновения не только в Среднюю Азию, но и в Восточную Индию.

Реализация планов юго-восточного направления внешней политики начинается с основанием г. Оренбурга. Новый город становится не только крупным центром торговли, но и дипломатии с восточными странами. В последующем Оренбург превращается в один из главных опорных пунктов наступления на Среднюю Азию и центром военного окружения Башкортостана.

С основанием г. Оренбурга и ряда других городов-крепостей правительству удалось подготовить плацдарм для дальнейшего проникновения на Восток. Государство приступает к организации торговли с восточными соседями через самый удобный и выгодный путь.

До строительства Оренбурга дипломатические и торгово-экономические связи России с восточными соседями велись в двух направлениях: через Астрахань и Тобольск. К середине XVIII века эти пути стали экономически невыгодными. В последующем правительство выбирает другой путь проникновения в Казахстан и Среднюю Азию - через Башкортостан.

Сегодня, когда юго-восточные границы России практически вернулись к рубежам начала XVIII в., данное направление внешней политики России остается одним из основных и имеет стратегическое значение, как и в XVIII веке. Кроме того, сегодня среднеазиатский регион является точкой пересечения интересов крупнейших мировых держав: Российской Федерации, Евросоюза, США и Китая.

Ключевые слова: Башкортостан, внешняя политика России, восточная политика России, Восток, Оренбург Ilshat S. Igdavletov

BASHKORTOSTAN IN THE SOUTH-EASTERN POLICY OF RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

Игдавлетов Ильшат Сулейманович, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела восточных рукописей Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: igdavlet@mail.ru

Ilshat S. Igdavletov, Cand.Sc. (History), Research Fellow, Department of Oriental Manuscripts, the Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: igdavlet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.