Научная статья на тему 'Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII-X вв'

Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII-X вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИСКАВЕЙХ / ИСТОРИЯ ДАГЕСТАНА / КИТАБ ТАДЖАРИБ АЛ-УМАМ ВА ТА'АКИБ АЛ-ХИМАМ / АРАБСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / САРИР / БАБ АЛ-АБВАБ / ХАЛИФАТ / АЛ-МУКАДДАСИ / КИТАБ АЛ-БАД' ВАТА'РИХ / MISKAWAYH / HISTORY OF DAGESTAN / KITAB TAJARIB AL-UMAM WA TA'AKIB AL-HIMAM / ARABIC HISTORIOGRAPHY / SARIR / BAB AL-ABWAB / AL-MAQDISI / KITAB AL-BAD' WA-L-TARIKH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович

В статье приводятся новые сведения по истории Дагестана VIII-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинений Мискавейха Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам («Книга опытов народов и осуществления заданий») и ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих («Книга сотворения и истории»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Сочинения на арабском языке представляют собой описание событий всемирной истории, а именно: с периода Всемирного потопа до 980 г. Большей частью мусульманский историк Мискавейх повествует о событиях после 951 г., очевидцем которых он был. Историческое сочинение Китаб Таджариб как надежный источник было использовано более поздними авторами, такими, как Йакут ал-Хамави, Ибн ал-Асир, Ибн Халикан, Ибн Халдун, и др. Выполнено сопоставление сведений о Дагестане из сочинения Мискавейха Китаб Таджариб и сочинения ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов. Сведения о Дагестане, приведенные Мискавейхом, сжаты, в большей степени уникальны. В частности, нельзя не признать, что обнаружение самого обстоятельного повествования о вторжении хазар в город Дербент в 183/799 в Китаб Таджариб не внесло в его историю проясняющих данных. Из текста Мутаххара ал-Мукаддаси видно, что при нем Сарир являлся самым крупным феодальным владением в пределах Кавказских гор. Это вызывает необходимость внести описанные в тексте факты в общий круг данных об истории Дагестана IX-X вв. Для народов Восточного Кавказа в целом сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides new information on the history of Dagestan in the 8th-10th centuries based on the translation and commentary of excerpts from Miskawayh’s Kitab Tajarib al-Umam wa Ta'akib al-Himam (The Book of Experiences of Nations) and al-Maqdisi’s Kitab al-Bad’ wal-Tarikh (The Book of Creation and History). Both Arabic sources are works on world history: they describe the events from the Noah’s Flood until 980 AD. For the most part the book by Miskawayh relates the events following 951 of which he was an eyewitness. The historical work Kitab Tajarib as a credible source was used by later authors such as Yakut al-Hamawi, Ibn al-Asir, Ibn Khalikan, Ibn Khaldun etc. Moreover. The author compares information on Dagestan from Miskawayh’s Kitab Tajarib and al-Maqdisi’s Kitab al-Bad’ wa-l-Tarikh in order to find out whether the origin of the material is the same for both authors. Miskawayh’s data on Dagestan are brief and, to a greater degree, unique. In particular, it should be noted that finding a most detailed narrative about the Khazar invasion of Derbent in 183/799 in Kitab Tadjarib does not explain any of the unclear points of the city’s history. From al-Maqdisi’s reports one can conclude that Sarir was the largest feudal estate in the Caucasus. The author considers it necessary to introduce the facts described in the books into the general data on the history of Dagestan in the 9th-10th centuries. Thus for the peoples of the eastern Caucasus Arabic works are sources of knowledge on their socio-cultural and political-economic history.

Текст научной работы на тему «Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII-X вв»

Ответственный за рубрику: Асатрян Г.С. © Исламоведение. 2018. Т. 9, № 4 (38)

ИСТОРИЯ ИСЛАМА

Person in charge of the section: Asatryan G.S. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2018. Vol. 9, № 4 (38)

HISTORY OF ISLAM

DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-77-85

УДК 94(3/9)

Содержание статьи

Информация о статье

М.А. Гизбулаев Введение

i

Поступила в редакцию: 02.02.2018. Передана на рецензию: 07.02.2018. Получена рецензия: 28.02.2018. Принята в номер: 10.10.2018.

Биографические сведения об арабском историке Мискавейхе и историография изучения Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам

Мискавейх о Дагестане

Китаб ал-бад' ва-Та'рих ал-Мукаддаси как источник по истории Дагестана

Заключение

Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории

Дагестана У1П-Х вв.

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; ^апуау@£тм1. сот

В статье приводятся новые сведения по истории Дагестана VШ-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинений Мискавейха Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам («Книга опытов народов и осуществления заданий») и ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих («Книга сотворения и истории»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Сочинения на арабском языке представляют собой описание событий всемирной истории, а именно: с периода Всемирного потопа до 980 г. Большей частью мусульманский историк Мискавейх повествует о событиях после 951 г., очевидцем которых он был. Историческое сочинение Китаб Таджариб как надежный источник было использовано более поздними авторами, такими, как Йакут ал-Хамави, Ибн ал-Асир, Ибн Халикан, Ибн Халдун, и др. Выполнено сопоставление сведений о Дагестане из сочинения Мискавейха Китаб Таджариб и сочинения ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов. Сведения о Дагестане, приведенные Мискавейхом, сжаты, в большей степени уникальны. В частности, нельзя не признать, что обнаружение самого обстоятельного повествования о вторжении хазар в город Дербент в 183/799 в Китаб Таджариб не внесло в его историю проясняющих данных. Из текста Мутаххара ал-Мукаддаси видно, что при нем Сарир являлся самым крупным феодальным владением в пределах Кавказских гор. Это вызывает необходимость внести описанные в тексте факты в общий круг данных об истории Дагестана 1Х-Х вв. Для народов Восточного Кавказа в целом сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории.

Ключевые слова: Мискавейх, история Дагестана, Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам, арабская историография, Сарир, Баб ал-Абваб, Халифат, ал-Мукаддаси, Китаб ал-бад' ва- Та'рих.

1 Магомед Андалавмагомедович Гизбулаев - научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук.

-9-4-77-85

Content of the article

DOI: 10.21779/2077-8155-2018 UDC 94(3/9)

M.A. GizbulaeV

Introduction.

Biographical information about Miskawayh and the historiography

of Kitab Tajarib al-Umam wa Ta'akib al-Himam Miskawayh on Dagestan. Kitab al-Bad' wa-l-Tarikh by Al-Maqdisi as a source on the history of Dagestan. Conclusion.

Information about the article

Received: 02.02.2018. Submitted for review: 07.02.2018. Rewiew received: 28.02.2018. Accepted for publication: 10.10.2018.

Reports of Arabic Authors Ibn Miskawayh and Al-Maqdisi on the History of

Dagestan in the 8th-10th Centuries

Dagestan Research Center of the Russian Academy of the Sciences; awariyav@gmail. com

The paper provides new information on the history of Dagestan in the 8 th-10th centuries based on the translation and commentary of excerpts from Miskawayh's Kitab Tajarib al-Umam wa Ta'akib al-Himam (The Book of Experiences of Nations) and al-Maqdisi's Kitab al-Bad' wa-l-Tarikh (The Book of Creation and History). Both Arabic sources are works on world history: they describe the events from the Noah's Flood until 980 AD. For the most part the book by Miskawayh relates the events following 951 of which he was an eyewitness. The historical work Kitab Tajarib as a credible source was used by later authors such as Yakut al-Hamawi, Ibn al-Asir, Ibn Khalikan, Ibn Khaldun etc. Moreover. The author compares information on Dagestan from Miskawayh's Kitab Tajarib and al-Maqdisi's Kitab al-Bad' wa-l-Tarikh in order to find out whether the origin of the material is the same for both authors. Miskawayh's data on Dagestan are brief and, to a greater degree, unique. In particular, it should be noted that finding a most detailed narrative about the Khazar invasion of Derbent in 183/799 in Kitab Tadjarib does not explain any of the unclear points of the city's history. From al-Maqdisi's reports one can conclude that Sarir was the largest feudal estate in the Caucasus. The author considers it necessary to introduce the facts described in the books into the general data on the history of Dagestan in the 9th-10th centuries. Thus for the peoples of the eastern Caucasus Arabic works are sources of knowledge on their socio-cultural and political-economic history.

Keywords: Miskawayh, history of Dagestan, Kitab Tajarib al-Umam wa Ta'akib al-Himam, Arabic historiography, Sarir, Bab al-Abwab, al-Maqdisi, Kitab al-Bad' wa-l-Tarikh.

Введение

Для ознакомления с событиями и явлениями дагестанской истории IX-XIII вв. историческая наука обладает весьма ограниченным кругом источников. Для народов Восточного Кавказа в целом сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической

2 Magomed Andalavmagomedovich Gizbulaev - Cand. Sc. (History), research fellow, Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Research Center of the Russian Academy of the Sciences._

истории. Однако фрагментарность извлечений из арабских источников и скудность источниковой базы не дают возможности исследователям обстоятельно изучить средневековую историю народов Дагестана.

Цель статьи - освещение сведений по истории Дагестана VIII-X вв. на основе перевода, комментариев сравнительного анализа выдержек из сочинений Мискавейха и ал-Мукаддаси, относящихся к истории народов Восточного Кавказа.

Следует отметить, что основные этапы развития арабской историографии различаются главным образом изменением метода исследования истории, сменой мировоззренческих принципов познания и осмысления прошлого. В ее основе лежат два периода: доисламская историческая традиция - интерес к истории древней Аравии (свод исторических легенд, племенные предания в стихотворных и прозаических жанрах) и исламская историческая традиция - интерес к истории жизни и деяний пророка Мухаммада, великих завоеваний, всеобщей истории. Между легендарными народными преданиями доисламской Аравии и хрониками мусульманских авторов существует разрыв, который до сих пор требует объяснения. Арабская историография - оригинальное явление.

Очень подробно описано развитие арабской исторической литературы в труде В.Ф. Минорского «История Ширвана и Дербента X-XI вв.» [1]. Отдаленность других северокавказских земель от главных культурных центров Халифата объясняет то, что этому региону уделялось не столь значительное внимание, как Дербенту и Ширвану. Сведений о местных народах сохранилось относительно немного, так как они были исламизированы позднее.

Биографические сведения об арабском историке Мискавейхе и

историография изучения Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам

Определенный научный интерес вызывает сочинение историка Абу Али Ахмада ибн Мухаммада ибн Йакуба, который известен по прозвищу Мискавейх, чья литературная деятельность отмечена в истории арабской литературы [2, с. 342; 3, с. 710]. Перс по происхождению, Мискавейх родился около 320/932 г. в Рее (на территории современного Ирана), занимал важную административную должность в канцелярии у визирей (Мухаммада Хасана ал-Мухаллаби (ум. в 352/963), Муизза ал-Даула (ум. в 356/967), Ибн ал-Амида (ум. в 360/971)) династии Буидов, правившей Западным Ираном в X - начале XI в., и, таким образом, имел доступ к государственным архивам. Кроме того, он был человеком разносторонних интересов и способностей, литератором и знатоком арабского языка, на котором писал на различные темы в области истории, этики, философии и медицины. Йакут ал-Хамави в своем капитальном труде ¡»аха Му'жам ал-удаба упоминает его как Мискавейха и пишет, что он был зороастрийцем, перешедшим в ислам [4, Т. 1, с. 495]. Умер Мискавейх, как считается, в 421/1030 г. в Исфахане [5, с. 70]. Йакут ал-Хамави перечисляет ряд работ Мискавейха таких, как:>?ЗД1 З^аЛ м^ Китаб фавз ал-акбар (по этике); м^ Китаб фавз ал-асгар (по этике); Ли^ ^ м^ Унс ал-фарид (содержит разные повествования, стихи, мудрые изречения) и др. [4, Т. 1, а 495].

Одна из самых крупных и значимых работ, которая дошла до нас, - м^ ^аи^ мКитаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам («Книга опытов народов и осуществления заданий»), посвящена описанию событий до 369/980 г. Следует отметить, что впервые историческое сочинение Мискавейха было введено в научный обиход в XIX в. голландским востоковедом М.Я. де Гуйе, издававшим текст Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам (за

годы 191-251) во втором томе своего издания «Fragmenta Historium Arabicorum» в 1871 г. В 1920-1921 гг. оно было переведено на английский язык Х.Ф. Амедрозом и Д.С. Марголисом [6]; на русский язык впервые фрагменты о походе русов были переведены А.Ю. Якубовским в 1926 г. [7]; известия о Древней Руси были переведены А.В. Флоровским в 1927 г. [8]; отдельные части, которые хронологически охватывают период от правления халифа ал -Муктадира (908-932 гг.) почти до конца правления халифа ал-Таи (974-991 гг.), были переведены Л.И. Надирадзе [9].

Рассматривая вопрос об источниках Китаб Таджариб, необходимо отметить, что Мискавейх опирался в своем изложении на рассказы очевидцев и использовал материал основных трудов для своего повествования - Т'арих ал-Табари, Тарих Сабита ибн Синана, ал-Таджи фи ал-давла ал-дейлемийа Абу Ихака ал-Саби, а также древнеиранские исторические источники. Сочинение Китаб Таджариб Мискавейха как надежный источник было использовано более поздними авторами такими, как Йакут ал-Хамави, Ибн ал-Асир, Ибн Халикан, Ибн Халдун и др. Для выделения сведений о Дагестане из сочинения Китаб Таджариб в исследовании использовалось Бейрутское издание 2003 г. [10].

История, в понимании Мискавейха, была главным образом эмпирическим исследованием событий: она охватывает события, связанные с коллективным опытом, изучение которых дает человеку личностные и социальные ориентиры. Его требование к историческому повествованию - максимальная точность и критическая проверка каждого факта. В отличие, например, от Ибн Асима ал -Куфи, он не доверял мифам и легендам.

Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам состоит из 6 частей. Первая начинается с описания событий периода Всемирного потопа, эпохи правления аршакидских, сасанидских династий до 37/657 г. Вторая - до 103/721 г.; третья -до 191/807 г.; четвертая - до 233/848 г.; пятая - до 326/938 г.; шестая - до 369/980 г. История правления мусульманских правителей описывается системно. Большей частью арабский историк повествует о событиях после 340/951 г., очевидцем которых он был. Это было время усиления власти локальных эмиров в Халифате, потому труд Мискавейха особенно ценен с точки зрения анализа социально-политических проблем данного периода.

Мискавейх о Дагестане

Что касается Восточного Кавказа, то исторических сведений о Дагестане очень мало. Так, Мискавейх сообщает о том, что было после того, как Аббасидский халиф Харун ал-Рашид (786-809 гг.) назначил наместником Армении3 Саида ибн Салама ибн Кутайба:

«В 183/799 г. выступил [правитель хазар] хакан [с армией] пока не прибыл в Баб ал-Абваб (Дербент), и вступил он там в сражение с мусульманами и зиммийамиА, из которых более 100 тыс. были взяты в плен [хазарами, и далее, они пленные] подвергались издевательствам и насилию [со стороны хазар] до этого неслыханных по уровню жестокости еще на земле» [10, Т. 3, с. 525]. Эти сведения встречаются у ал-Табари [11, Т. 6, с. 471].

3 Это не современная Армения, а область, включавшая, в рассматриваемый период, часть территории Армении, Грузии, восточного Азербайджана и Южного Дагестана.

4 Зиммии (ахль аз-зимма) - иноверцы, которые признавали власть мусульман, платили джизью (подушевой налог) и получали покровительство (зимма) мусульман, выражавшееся в защите от внешних врагов и гарантии неприкосновенности личности и имущества.

Судя по сведениям, приводимым мусульманским историком, мы можем заключить, что причиной для этого вторжения хазарской армии под командованием хакана в Дербент послужило мщение «...за смерть его [хакана] дочери, вышедшей замуж за Фадла ибн Йахйи [Бармакид, правитель Армении в 792 г.], но вскоре забеременев, она умирает в Барзаи5» [10, Т. 3, с. 525].

Можно полагать, что этот политический брак был заключен как мера предупреждения военных столкновений между мусульманами и хазарами. Из нашего источника следует, что оттуда (из Барзаи) после ее похорон «вернулась хазарская военная знать тарханы которая находилась рядом с ней, и

сообщила хакану информацию, что его дочь умерла в результате насильственной смерти [со стороны арабов, и в ответ он предпринял поход на Дербент]» [10, Т. 3, с. 525]. Эти сведения не встречаются ни у ал-Табари, ни у ал-Мукаддаси.

Мискавейх сообщает и другую возможную причину вторжения в Дербент хазарских войск. Так, однажды во время своего правления «Са'ид (наместник Армении Са'ид ибн Салама ибн Кутайба) обезглавил топором Мунаджима ал-Сулами (ал-Наджм ибн Хашим - один из представителей рода Йазида ибн Усайда ибн Зафира ал-Сулами, для которого должность правителя Армении стала наследственной с 775 г. Более того, Йазид ибн Усайд был женат на дочери правителя хазар), после чего его сын [Хайун] вступил в страну хазар [как родственник], где он стал призывать хазар [к нападению]. Далее, они вторглись на территорию Армении через брешь [в Дербентской крепости], и таким образом, нанесли поражение Саиду. Они (хазары) во время своего вторжения, которое продолжалось в течение 70 дней, стали насиловать мусульманок там. Только после того как наместником Армении стал Йазид ибн Мазйад6 хазары покинули эти места, и была заделана эта брешь» [10, Т. 3, с. 526]. Кроме того, эти сведения с некоторыми отличиями встречаются как у ал-Табари [11, Т. 6, с. 471], так и у Ибн ал-Асира [12, Т. 6, с. 163].

Пользуясь рассказом Мискавейха, можно более подробно восстановить историю похода хазар на Дербент и соседние области: Арран и др. Согласно автору причин военного вторжения хазар в Дербент было две: первая - из-за дочери хакана, а вторая - из-за распрей между аббасидскими наместниками на Восточном Кавказе Саидом и Наджмом ал -Сулами. 799 г. выдался тяжелым по своим последствиям для жителей Дербента и Аррана. «Данный набег стал последним их нашествием на Закавказье. Хазария была уже не способна вмешиваться в закавказские дела, хотя местные правители еще некоторое время верили в силу хазар и призывали их на помощь в борьбе с арабами» [13, с. 151].

И наконец, последние сведения о Дагестане нашего автора касаются внутриполитической борьбы между представителями мусульманских династий Мусафиридов и Саджидов за политическое господство на Восточном Кавказе. Так, «...в этом году [344/955] после того как Сайф ал-Давла7 оказал

5 Барзаа, столица Аррана, стала центром халифатской администрации на Кавказе. Она была занята во время правления халифа Усмана ибн Аффана (ум. в 656) на условиях капитуляции.

6 Йазид ибн Мазйад ибн Заида ибн Абдуллах ал-Шайбани (ум. в 185/801) был одним из знаменитых эмиров и известных военачальников. В 183/799 г. аббасидский халиф Харун ал-Рашид назначил его правителем Армении.

7 Али ибн Хамдан, известный как Сайф ал-Давла (ум. в 356/967), - известный хамданидский правитель, покровитель арабской литературы, а также известный мусульманский военачальник, сыгравший существенную роль в отражении византийского вторжения на территории Халифата.

[политическую] поддержку Дайсаме8 которому содействовала и часть

курдов, последний двинулся [со своей армией] в г. Сельмас (О-*^1)9, и захватил его. В свою очередь, этим [походом] он (Дайсам) добился по отношению к себе благосклонности со стороны Сайф ал-Давла. В это время Салар (>^1)10 [правитель Сельмаса] пребывал на территории Баб ал-Абваба (Дербента),

где он был занят усмирением людей, которые выступили против него там. И затем, когда он (Салар) вернулся из Баб ал-Абваба, после того как там им был восстановлен порядок и побежден враг, то он начал преследовать Дайсама, люди которого уже стали просить пощады у Салара. А сам Дайсам бежал [от преследования] и нашел убежище у правителя армян Ибн Дайрана, который принял его под свое покровительство. Однако вскоре, он отступается от своего покровительства ему, задерживает, арестовывает и доставляет его к Салару. Говорят, что Салар сначала выколол ему [Дайсаму] глаза, а затем убил его» [10, Т. 6, с. 199]. Источник сведений не указан. Эти сведения не приводятся у ал-Мукаддаси.

Больше исторические сведения о Дагестане нам не встречаются. Буидское влияние на Мискавейха было связано с тем, что буиды при Аббасидах играли огромную роль. Он не мог не включить в свое сочинение сведения, полученные от дейлемитцев - участников походов в Ширван и Баб ал-Абваб, так как для самих буидов и хамданидов они (дейлемитцы) являлись воинственными отрядами, которые поддерживали в своих интересах соперничавшие между собой местные династии. Данные из его сочинения о продвижении дейлемитских Мусафиридов до границ Дербента подтверждаются также сведениями Ибн Хаукаля и автора Тарих ал-Баба: «Вскоре после этого в Ширван вступили дейлемитцы. Йазид [Мухаммад ибн Абу Тахир Йазид - правитель Ширвана] был вынужден заключить мир с жителями Баба и просить их о помощи. Он вернул им все, что он забрал у них в Шабаране и деревнях, а также сборы с нефтяных источников. Жители Баба помогли ему, и он прогнал дейлемитцев из своей страны, а затем заключил мир с ними» [1].

Из историко-географического труда Ибн Хаукаля мы узнаем, что подать, наложенная на Мухаммада ибн Ахмада Йазида, владетеля Ширвана, исчислялась в миллион дирхемов [14, Т. 1, с. 347]. Известно, что наряду с Мискавейхом сбором исторических сведений об интересующем нас регионе занимался и Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси. В связи с этим в статье представлено сопоставление избранных отрывков, сообщающих о Дагестане, из сочинения Мискавейха Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам и труда ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих. Это сопоставление выполнялось с целью установления происхождения сведений о Дагестане в этих двух сочинениях.

Китаб ал-бад' ва-Та'рих ал-Мукаддаси как источник по истории Дагестана

Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси жил и творил в городе Буст, на территории Сиджистана (область к югу от Хорасана). Судя по нисбе, его предки или он сам были родом из города Иерусалим. Его энциклопедический труд

8 Абу Салим Дайсам ибн Ибрахим ал-Курди - один из представителей династии Саджидов. Он служил у Йусуфа Абу ал-Саджа (901-928) и стал одним из его знаменитых военачальников.

9 Сельмас - город в Иране, в провинции Западный Азербайджан.

10 Марзубан ибн Мухаммад (ум. в 346/957) - представитель одной из двух ветвей мусульманской династии Мусафиридов (Саларидов), правившей Азербайджаном с 916 по 1090 г.

Китаб ал-бад' ва-Та'рих («Книга сотворения и истории») был написан в 355/966 г. по поручению визира бухарских Саманидов [15, с. 227].

Сочинение Китаб ал-бад' ва-Та'рих нам известно по изданию К. Хьюара. Он открыл «стамбульскую» рукопись в 1887 г., а в 1899-1919 гг. издал ее с французским переводом в шести больших томах [16]. Осуществлены переводы отдельных отрывков по истории русов (Т.М. Калинина, В.М. Бейлис) [17; 18]. Для выделения сведений о Дагестане в исследовании использовалось Каирское издание 1980 г. [19].

Китаб ал-бад' ва-Та'рих - всемирная история, начинающаяся с сотворения мира и охватывающая историю народов, известных мусульманам в тот период, до правления Аббасидского халифа Абу Касима ал-Фадла ибн Джафара ал-Мутии Лиллаха (946-974 гг.). Сочинение состоит из 6 томов, которые распадаются на 22 не равные по величине и достоинству главы: гл. 1 о приемах и границах познания, теории пророчества, начале творения, появлении первого человека, дается описание Рая и Ада. После этого следует часть историческая: история пророков (гл. 10), царей Персии (гл. 11) до истории Халифата, в правление ал-Мути 334/946 г. (гл. 22). Весь материал изложен без особого порядка, но количество сведений велико и разнообразно. Что касается нашего исследования, существует одно сообщение в исторической части ал -Мукаддаси, где содержится описание дагестанского Сарира начала X в.: «Страна Хазар граничит со страной правителя Сарир малик ас-Сарир. Его крепость расположена на вершине горы. Она окружена оборонительными стенами из камня. И нет входа в нее, кроме как через одни ворота баб. У этого царя два престола - золотой и серебряный - полученных по наследству от своих предков. Рассказывают, что эти два престола принадлежат им [царям Сарира] с незапамятных времен улуф синин. Сам царь и его приближенные - христиане; а все остальные жители его царства - язычники» [19, с. 67].

Источник сведений о Сарире у ал-Мукаддаси не указывается. Тем не менее, нельзя считать эти сведения недостоверными, поскольку они также встречаются в сочинении Ибн Руста Китаб ал-а'лак ан-нафиса, завершенном около 903 г., где дается описание той же крепости в Сарире, что и у ал-Мукаддаси. Так, согласно Ибн Русту, «...по своим размерам данная цитадель, которая расположена на вершине горы, имеет 4 фарсаха в длину и столько же в ширину [т. е. около 24 км на 24 км], и окружает ее стена из камня. У царя существует трон из золота и трон из серебра. В общей массе жители этой цитадели являются христианами, а остальная часть населения страны неверные куффар. На всей территории правителя [Сарира] имеются (около) 20 тыс. горных проходов, где [проживают] люди разных [этнических групп], у которых там имеются поместья и села, и все они поклоняются сухой голове...» [20, с. 147].

Отсюда мы впервые узнаем о существовании одновременно двух престолов, золотого и серебряного, у правителя Сарира, который в изучаемый период исповедовал христианскую веру. Кроме того, исходя из сведений средневековых арабских авторов, можно сделать вывод, что Сарир был по масштабам Кавказа крупным политическим образованием, объединявшим целый ряд кавказских народов.

Заключение

Таким образом, для изучения средневековой истории Восточного Кавказа представляют особую ценность сведения арабских авторов, в частности сочинения Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам и Китаб ал-бад' ва-Та'рих заслуживают дальнейшего углубленного изучения. Сведения о Дагестане,

приведенные Mискaвейxом, сжаты, и в большей степени уникальны. В частности, нельзя не признать, что обнаружение самого обстоятельного повествования о вторжении хазар в город Дербент в 183/799 в Китаб Tаджарuб не привнесло в его историю сколько-нибудь проясняющих данных. Сочинение Mискaвейxa было использовано поздними авторами, например, Ибн Асиром. Как видно из источников, территория Дагестана привлекала внимание мусульманских историков. Несмотря на значительный ущерб, нанесенный захватчиками Дербенту, мы встречаем немало интересных сведений об устойчивом положении, занимаемом правителями Баб ал-Абваба. Из текста Myтaxxaрa aл-Myкaддaси видно, что при нем Сарир являлся одним из самых крупных феодальных владений в пределах Кавказских гор. Это обстоятельство позволяет нам приобщить описанные в тексте факты к общему кругу данных об истории Дагестана IX-X вв.

Литература

1. Muнорскuй В. Ф. История Ширвана и Дербента X-XI вв. - M., 1963.

2. Brockeilmann C. Geschichte der arabischen Literatur. I. - Leipzig, 1897.

3. Khan M.S. Miskawaih and Arabic historiography, JAOS 89, 1969.

4. Йакут ал-Хамави. Myджaм ал-удаба. - Бейрут: Дар ал-гарб ал-ислами, 1993.

5. Mohammad-Baqer Kvansari. Rawzat al-jannat. - Tehran, 1307/1889-90.

6. «The concluding portion of the Experiences of the Nations by Miskawaihi» в издании The Eclipse of the Abbasid Caliphate, original chronicles if the Fourth Islamic Century, edited, translated and edited be H. F. Amedroz and D. S. Margoliouth, Oxford, 1920-21.

7. Якубовский А.Ю. Ибн Mискaвейx о походе русов в Бердаа в 943-944 гг. // «Византийский временник». - Л., 1926. - Т. XXIV.

8. Флоровский A.B. Известия о Древней Руси арабского писателя Mискaвейxи X-XI вв. и его продолжателя // Seminarium Kondakovianum. - Praha, 1927. - Vol. I.

9. Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории Халифата. - M.: MTy, 1968.

10. Muскавeйх. Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам. - Бейрут: Дару-л-Кутуб-л-Илмийа, 2003.

11. Aт-Tабарu. Та'рих ал-умам ва ал-мулук. - Лейден, 1879.

12. Ибн ал^сир. Ал-Камил фи-л-Тарих. - Бейрут, 1966.

13. Новосельцев И.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - M.: Наука, 1990.

14. Bibliotheca geographorum arabicorum. Opus geographi cum auctore Ibn Haukal». Ed. J.H. Kramers, fasc. 1-2. Lugduni Batavorum - Leiden: E.J. Brill, 1937-1939.

15. Хаджи Халифа (Катиб Челеби). Кашф аз-Зунун ан асам ал-кутуб ва л-фунун. Ред. Ыухаммад Шараф ад-Дин Йалтагайа и Рифат Билгах ал-Килиси, Т. I., Истамбул, 1941-1943.

16. Thomas David. Kitab al-bad' wa-l-ta'rîkh // Christian-Muslim Relations 6001500, General Editor David Thomas. <http://dx.doi.org/10.1163/1877-8054_cmri_COM_24186> (дата обращения 29 января 2018).

17. Древняя Русь в свете зарубежных источников: хрестоматия Восточные источники / сост. ТМ. Калинина, И.Г. Коновалова, В.Я. Петрухин. - M.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009.

18. Бейлис B.M. Народы Восточной Европы в кратком описании Myтaxxaрa ал -Maкдиси // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. - M., 1969. - Т. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Mутаххар ал-Ыукаддаси. Китаб ал-бад' ва^а'рих. - Порт Саид: Maктaбa ас-сакафа ад-диниййа, 1980. - Т. IV.

20. Ибн Руста. Китаб ал-а'лак ан-нафиса. - Лейдон, Брилл, 1891.

References

1. Minorsky V.F. Istoria Shirwana I Derbenta [History of Shirwan and Derbent]. Moscow, 1963. (In Russian).

2. Brockeilmann C. Geschichte der arabischen Literatur, I, Weimr, 1897.

3. Khan M.S. Miskawaih and Arabic historiography, JAOS 89, 1969.

4. Yaut ak-Hamawi. Mu 'jam al-Udaba. 20 v. Cairo, 2000.

5. Mohammad-Baqer Kansari, Rawzat al-jannat. Tehran, 1307/1889-90.

6. «The concluding portion of the Experiences of the Nations by Miskawaihi» in The Eclipse of the Abbasid Caliphate, original chronicles if the Fourth Islamic Century. Edited, translated and edited be H. F. Amedroz and D. S. Margoliouth, Oxford, 192021.

7. Yaqubovski A.J. Ibn Miskawaihi o pokhode rusov v Berdaa v 943-944 gg. [Ibn Miskawaihi on the Rus' raids on Bardaa in 943-944] Vizantiiskii vreennik [Byzantine Vremennik]. Leningrad, 1926. Vol. XXIV. (In Russian).

8. Florovskii A.V. Izvestiya o Drevnei Rusi arabskogo pisately Miskawaihi X-XI vv. I ego prodoljately [Report on Ancient Russia by the 10th -11th century Arabic writer Miskawaihi and his successor]. Seminarium Kondakovianum. Praha, 1927. Vol. I. (In Russian).

9. Nadiradze L.I. Khrestopmatiapo istorii Khalifata. [Reader on the history of the Caliphate] Moscow. MSU, 1968. (In Russian).

10. Miskawaihi. Kitab Tajriba al-Umam wa Ta 'aqib al-himam. Beirut, 2003.

11. Al-Tabari. Ta 'rikh al-Umam wa al-Muluk. Leiden, 1879.

12. Ibn al-Asir. Al-Kamilfil Ta 'rikh. Beirut, 1966.

13. Novoseltsev I.P. Khazarskoe gosudarstvo I ego rol v istoriii Vostochnoi Evropi I Kavkaza [Khazar state and its role in the history of Eastern Europe and Caucasus]. Moscow, 1990. (In Russian).

14. Bibliotheca geographorum arabicorum. Opus geographicum auctore Ibn Haukal. Ed. J.H. Kramers, fasc. 1-2. Lugduni Batavorum. Leiden. E.J. Brill, 19371939.

15. Khadzhi Khalifa (Katib Chelebi). Kashf az-Zunun an asam al-kutub va l-funun. Red. Mukhammad Sharaf ad-Din Ialtagaia i Rifat Bilgakh al-Kilisi, T. I., Istambul, 1941-1943.

16. Thomas David. «Kitab al-bad' wa-l-ta'rîkh», in: Christian-Muslim Relations 600 - 1500, General Editor David Thomas. <http://dx.doi.org/10.1163/1877-8054_cmri_C0M_24186> (29.01.2018).

17. Drevnya Rus v svete zarubejnikh istochnikov: Khrestomatia: Vostochniye istochniki. [Ancient Russia in the light of foreign sources: reader Eastern sources] Ed. T.M. Kalinina, I.G. Konovalova, V.Y. Petrukhin. Moscow, 2009. (In Russian).

18. Beilis V.M. Narodi Vostochnoi Evropi v kratkom opisanii Muttahara al-Maqdisi [The peoples of Eastern Europe in the brief description Mutahhar al-Maqdisi]. Vostochniye istochniki po istorii narodov Yugo-Vostochnoi I Centralnoi Evropi. [Eastern sources on the history of the peoples of South-Eastern and Central Europe] Moscow, 1969. Vol. 2. (In Russian).

19. Muttahar al-Muqaddasi. Kitab al-Bad' wa-l-tarikh. Fort Sai'd, 1980. Vol. IV.

20. Ibn Rustah. Kitab al-a 'alaq an-nafisah. Leiden, 1891.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.