Научная статья на тему 'Арабский источник о средневековой истории Восточного Кавказа: Китаб ал-булдан Ибн ал-Факиха'

Арабский источник о средневековой истории Восточного Кавказа: Китаб ал-булдан Ибн ал-Факиха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
449
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБН АЛ-ФАКИХ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / КИТАБ АЛ-БУЛДАН / АРАБСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ / ДАГЕСТАН / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИБН ХОРДАДБЕХ / КИТАБ АЛ-МАСАЛИК ВА-Л-МАМАЛИК / IBN AL-FAQIH / HISTORICAL GEOGRAPHY / KITAB AL-BULDAN / ARABIC HISTORIOGRAPHY / EAST CAUCASUS / DAGESTAN / COMPARATIVE ANALYSIS / IBN KHORDADBEH / KITAB AL-MASALIK WA-L-MAMALIK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович

Впервые в российской историографии приводятся сведения по истории Дагестана в VII-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан («Книга стран»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Проведено сопоставление сведений о Дагестане сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан и сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arabic source for the medieval history of East Caucasus: Kitab al-buldan by Ibn al-Faqih

The central objective of this paper is to find out the different aspects of Dagestani polities in 7th -10th centuries: the territorial, the ethnic, and the political, thus to enhance and further develop our understanding of the historical geography of Eastern Caucasus. Here in the Middle Ages were located Sarir, Lakz, Filan, Shandan, Masqat, Khayzan, Bab al-Abvab, Khazaria, etc. This paper represents the first attempt at a thorough study of the excerpts from Arabic geographical source Kitab al-Buldan by Ibn al-Faqih on medieval history of Eastern Caucasus through translation, commentary and comparative analysis. This work gives a brief description of different polities: indicating trade routes, distances between towns etc. sort of the administrative directory, and thus considered as the geographical descriptive work, which contains brief information on Dagestan. The paper discusses the main aspects of life and scholarly activities of Ibn al-Faqih, who was an expert in Islamic history and Arabic geography. He mainly outlines the history of Muslims; describes the administrative structure and tax system in the Caliphate; gives detailed the list of routes and distance between polities existed in Eastern Caucasus. In the given research paper the author conducted comparison of the information on Dagestan within the works of Ibn al-Faqih's Kitab al-Buldan and Ibn Khordadbeh's Kitab al-masalik wa-l-mamalik in order to find out whether the origin of the material is the same for both authors. More broadly, a major emphasis of the study is placed on interpretation of the place names cited by both Arab medieval authors, and comparison and critical analysis of the accounts widely used by non-Arabic-speaking authors on Dagestani medieval toponymy. The author's main argument is that the value of corpus of Arabic sources is that it contains important historical information for the studying of medieval Eastern Caucasus (Dagestan) social, political and economic history. The results of the research will greatly enrich researchers' understanding of the peculiarities of the early medieval historical geography of Dagestan. Until now, no significant attention has been given to the study of historical geography of Dagestan in Arabic source Kitab al-Buldan of Ibn al-Faqih.

Текст научной работы на тему «Арабский источник о средневековой истории Восточного Кавказа: Китаб ал-булдан Ибн ал-Факиха»

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 60

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ

УДК 93/94 (093)

DOI: 10.17223/19988613/60/19

М.А. Гизбулаев

АРАБСКИЙ ИСТОЧНИК О СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА:

КИТАБ АЛ-БУЛДАН ИБН АЛ-ФАКИХА

Впервые в российской историографии приводятся сведения по истории Дагестана в VII-X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан («Книга стран»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Проведено сопоставление сведений о Дагестане сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан и сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов.

Ключевые слова: Ибн ал-Факих; историческая география; Китаб ал-булдан; арабская историография; Восточный Кавказ; Дагестан; сравнительный анализ; Ибн Хордадбех; Китаб ал-масалик ва-л-мамалик.

Для народов Восточного Кавказа сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории. Фрагментарность извлечений из арабских источников и скудость источниковой базы не дают возможности исследователям обстоятельно изучить средневековую историю народов Дагестана. Цель статьи -освещение сведений по истории Дагестана в У11-Х вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинения Ибн ал-Факиха, относящихся к истории народов Восточного Кавказа.

Географические сочинения были вызваны к жизни завоеваниями и необходимостью административного устройства Халифата, так как централизованная система управления, стягивавшая все нити управления в Дамаск, а затем в Багдад, требовала хороших путей сообщения и точных сведений о них, с перечислением маршрутов, почтовых станций, с указанием расстояний и условий передвижения.

Развитию описательной арабской географии способствовала также торговля, пользовавшаяся с одинаковой легкостью и сухопутными, и морскими маршрутами, которая не только объединяла отдельные области Халифата, но и выходила далеко за его пределы, вовлекая в орбиту своего влияния и центр Африки, и северо-восток Европы, и юго-восток Азии. В своем труде «Арабская географическая литература» И.Ю. Крач-ковский уделил большое внимание зачаткам географических знаний мусульман в более ранний период. Очень подробно описано развитие арабской географической литературы [1. С. 15-63].

Один из ранних географических трудов энциклопедического характера, в котором содержатся сведения о Восточном Кавказе (Дагестане) - это сочинение Ибн ал-Факиха.

Абу 'Абдулла Ахмад б. Мухаммад б. Исхак б. Иб-рахим ал-Ахбари, а по нисбе (происхождению) ал-Хамадани, прозванный Ибн ал-Факих, составил книгу Китаб ал-булдан («Книга стран») около 290/903 г., и о некоторых аспектах из его жизни и деятельности известно из его сочинений и биографического словаря Ибн Надима [2. С. 157]. По-видимому, он был уроженцем города Хамадана в Персии и сыном знатока преданий и правовой литературы, на что указывает его прозвище - Ибн ал-Факих, т.е. «сын законоведа». Он получил известность в Багдаде в период правления Аббасидского халифа Му'тадида (892-902). Время жизни и деятельности Ибн ал-Факиха установлено только приблизительно (869-942 или 952), по тем данным, которые можно извлечь из его сочинения Китаб ал-булдан или Китаб ахбар ал-булдан («Книга рассказов о странах»), которое дошло до нас в сокращенной редакции, составленной приблизительно через сто лет, около 413/1022 г. неким 'Али ал-Шайзари [3. С. 156]. В этой редакции оно и было издано М. де Гуе в серии «ВШИоШеса geographorum агаЫсогит», составив пятый том указанного издания [4]. Сообщается также, что помимо Китаб ал-булдан, Ибн ал-Факиху принадлежало еще два сочинения, которые до нас не дошли: Китаб ал-'Аджаиб и Китаб зикр ал-шу'ара ал-Махдийун, последнее сочинение посвящено жизни и деятельности арабских поэтов [5].

Сочинение Ибн ал-Факиха, насколько можно судить по компендиуму, не является строго географическим трудом, но имеет своей целью дать занимательный материал для чтения по географии, т.е. служит своего рода географической хрестоматией. Этот труд -большой энциклопедический справочник по Халифату вообще, со значительным количеством стихов, легенд, курьезных рассказов и т.д. Очень большое внимание

он обращает на такие темы, как завоевание мусульманами разных областей мира, размер поземельных налогов (харадж) Халифата, возникновение городов. Особенно подробно описаны Багдад и родина автора Хамадан. В начале сочинения Ибн ал-Факих рассказывает о достоинстве и значении городов, их истории, приводит некоторые связанные с ними известия, повествующие о преимуществах одних городов перед другими. Среди известных исторических личностей, о которых приводятся подробные сведения в его труде, -прежде всего Пророк Мухаммад (10/632) и его сподвижники 'Умар ибн ал-Хаттаб (23/644) и 'Али ибн Аби Талиб (41/661), омейядский наместник Ирака Хаджадж ибн Йусуф (95/714), аббасидские халифы Абу Джафар 'Абдуллах ибн Мухаммад ал-Мансур (158/775), Харун ар-Рашид (193/809) и Абу ал-Аббас 'Абдуллах ибн Харун ал-Мамун (218/833).

Рассматривая вопрос об источниках Китаб ал-булдан, необходимо отметить, что Ибн ал-Факих использовал труды своих предшественников и современников, на которых он ссылается, таких как ал-Джахиз, ал-Балазури, ал-Йа'куби, Ибн Хордадбех и др. Часть сведений, которые сообщает Ибн ал-Факих, основана на устной традиции, и мы встречаем некоторые имена источников этих сведений, например Абу Аббас ал-Туси. Следует подчеркнуть, что писателем, оказавшим, несомненно, большое влияние на географическую работу Ибн ал-Факиха, был ал-Абу Усман ал-Джахиз (ум. 869). Другой мусульманский ученый историк-географ ал-Мукаддаси относится к сочинению нашего автора сдержанно: «Я видел книгу, которую составил Ибн ал-Факих ал-Хамадани в пяти томах. Он пошел по другому пути [чем Абу Зайд ал-Балхи] и упоминает только большие города. Он включил в книгу разные отрасли наук». ал-Мукаддаси не одобряет присутствие в книге большого количества незначительных деталей [3. С. 156]. Кроме ал-Мукаддаси произведение Ибн ал-Факиха было широко использовано более поздними авторами: Ахмадом Туси, Йакутом ал-Хамави и др.

В начале XX в. в библиотеке мечети имама Али ар-Риза в Мешхеде была найдена рукопись объемом 212 страниц большого формата. Весной 1923 г. А.З. Ва-лиди имел возможность просмотреть рукопись и вскоре опубликовал ее описание [6. С. 237-248]. Как оказалось, Мешхедская рукопись представляла собой ранее неизвестную редакцию книги Ибн ал-Факиха, значительно отличавшуюся от редакции ал-Шайзари, изданной М. де Гуе. Однако и она, по-видимому, также является сокращением оригинала, поскольку в ней отсутствуют две пространные главы об Азербайджане и Армении, имеющиеся в издании М. де Гуе. Вместе с тем это более полная редакция, в ней содержатся дополнительно 11 глав, отсутствующих в сокращенной редакции ал-Шайзари.

На сегодняшний день неосуществленными остались планы подготовки и издания сводного текста Ибн ал-Факиха на основе издания М. де Гуе и Меш-хедской рукописи. Отрывок, охватывающий рассказ Тамима ибн Бахра ал-Мутавви'и, был опубликован с английским переводом и комментариями В.Ф. Минор-

ским [7. С. 279-283]. Кроме того, глава сочинения Ибн ал-Факиха, посвященная тюркам, под заглавием «Рассказ о гуззах и "дождевом камне"», подготовлена к изданию С.Л. Волиным по мешхедской рукописи с переводом и привлечением сокращенного текста М. де Гуе. Практически все ранее неизвестные главы мешхедской рукописи, содержащей сведения об областях, расположенных к югу от Сахары, а также к востоку от Ирака, -Иране, Хорасане, Мавераннахре и тюркских владениях, усилиями А.С. Жамкочяна [8-10] и О.В. Цкити-швили [11-12], Л.Е. Куббеля и В.В. Матвеева [13], Ф.М. Асадова [14] были изданы и переведены.

Сочинение Китаб ал-булдан отличается последовательностью систематизации материала. Для подтверждения достаточно просто перечислить заглавия и темы в тексте: «О сотворении земли, моря, чудеса в них»; «Отличие между Китаем и Индией»; «Слово о Мекке и Ка'бе»; «Город Таиф»; «Слово о Медине и мечети Пророка»; «Отличие между Тихамой и Недждом»; «Слово о Йемаме»; «Слово о Бахрейне»... «Слово о Египте и Ниле»; «Страны к югу (Нубия, Абиссиния, Беджа); «Слово о Магрибе»; «Слово о Шаме, Иерусалиме, Дамаске, Месопотамии»; «Слово о Румах (византийцы)»; «Слово об Ираке, Куфе и замке Хаварнак» (с рядом исторических замечаний и цитат), а также главы Басре, Багдаде и т.д.

Известно, что данные, приведенные в сочинении Ибн ал-Факиха о Дагестане, есть и в труде Ибн Хордад-беха. В связи с этим в статье выполнено сопоставление сведений сочинения Ибн ал-Факиха Китаб ал-Булдан и сочинения Ибн Хордадбеха Китаб ал-масалик ва-л-мамалик - избранных отрывков, сообщающих о Дагестане. Это сопоставление выполнялось с целью установить происхождение сведений о Восточном Кавказе в первом из двух сочинений. При этом следует отметить, что сведения о Дагестане из сочинения Ибн ал-Факиха еще не были переведены и опубликованы в трудах российских востоковедов.

В сочинении Ибн ал-Факиха при описании событий, происходивших в середине VII в., упомянут один из первых мусульманских военачальников, совершивших поход на Кавказ, - сподвижник Пророка Салман ибн Раби'а, которому приписывают завоевание ряда городов и политических образований в Дагестане: «...Ширван, Маскат [Мушкюр], Шабиран [центр одноименной исторической области, развалины которого находятся в 25 км к юго-востоку от г. Кубы], город Баб [Дербент], и [земли] других владетелей гор были завоеваны Салманом. И встретил его в бою хакан [правитель хазар] со своей конницей на реке Балан-джар [Возможно, это река Улучай, протекающая по территории Дахадаевского, Кайтагского и Дербентского районов Республики Дагестан], где Салман, да помилует его Аллах, и 4 000 мусульман [вместе с ним] погибли...» [15. С. 590].

В сочинении Халифы ибн Хаййата также упоминаются Ширван, Маскат, Шабиран, город Баб, но он расписывает подробно весь маршрут сподвижника Пророка на Восточном Кавказе с указанием даты поражения мусульманских войск и гибели Салмана. Сначала Салман был утвержден халифом Умаром в

звании судьи в Куфе, после чего он не раз участвовал в военных походах на Кавказе, но был убит в одном из сражений с хазарами в г. Баланджар около 650 г. [16. С. 22-27]. Однако, судя по сообщениям ат-Табари, вместо Салмана был убит его брат 'Абдурахман б. Ра-би'а в 32/653 г.

Далее Ибн ал-Факих со слов Ахмада б. Вадиха ал-Исбахани, который провел значительное время своей жизни на Восточном Кавказе, в Армении, пишет: «...число политических образований мамалик, расположенных в ней [на территории Восточного Кавказа] равно 113 государствам. Среди них государство Сахиб ас-Сарир [был по масштабам Кавказа крупным владением, объединявшим целый ряд дагестано-нахских народов, с политическим центром в Хунзахе], расположенный между [землями] Алан и Баб ал-Абвабом. Оттуда тянутся два [почтовых] пути: один в страну хазар, а другой в страну Арминийа [это не современная Армения, а область, включавшая в рассматриваемый период часть территорий Армении, Грузии, восточного Азербайджана и южного Дагестана]. В этой стране [ас-Сарир] 18 000 сел, [для сравнения] в государстве Арран [на севере достигло до области Шир-ван, на северо-западе Шеки и Кахетии в восточной Грузии, на юге ограничивалось Арменией и Азербайджаном, на юго-востоке - прикаспийской Муганью] находится 4 000 сел. [Из всех государств на территории Восточного Кавказа] правитель Сарира имеет самое большое количество сел [населенных пунктов]» [15. С. 586].

Ибн ал-Факих отметил, что в горах Кавказа множество защищенных укреплений (хусун) таких как «Баб Сул (в тексте Баб улсЪ [(арм.Чор, Чога), в настоящее время отождествляется с Топрах-кала, развалины которого сохранились близ Дербента], Баб Алан (¿5Л^Ь) [Дарьяльское ущелье], Баб Шабиран, Баб Лазика (З&^Ь) [местность, населенная лазами, занимающей значительную территорию от устья р. Чорох до Черноморского побережья современных западной Грузии и Турции], Баб Барика (^Ь ^Ь), Баб Самсахи ^Ь)

[теперь развалины крепости Дзамисцихе на правом берегу р. Куры против Сурама, лежала на р. Куре от Ахалциха до Сурама], Баб Сахиб Сарир ^Ь),

Баб Филан-шах ¿^ ^Ь) [сведения о локализации Филана противоречивы], Баб Карунан (¿1^0^ Баб Табарсаран-шах ^Ь) [историческая область

в юго-восточной части Дагестана, территория по долине р. Рубас], Баб Лайзан-шах (в тексте Баб Иран-шах) [совр. пос. Лагич в Азербайджане]» [15. С. 586]; тот же список и у Ибн Хордадбеха [17. Т. 1. С. 124]. Всего таких фортификационных сооружений, построенных Сасанидами, в горах Кавказа было 360. Из них «...сто замков [расположены в горных ущельях] до Баб Алан [Дарьяльского ущелья], еще десять замков контролируются мусульманами до земель Табариста-на, а все остальные замки находятся на землях Филан, Сахиб ас-Сарир до Баб Алан» [15. С. 583].

У ал-Йагкуби этих данных нет. Интересные для нашего исследования сведения об экспедиции во главе Салламом ат-Тарджуман (по данным Ибн Хордадбеха, Саллам владел тридцатью языками) через Дагестан в

сторону земель Гог и Магог встречаются у Ибн ал-Факиха: «Рассказал Саллам ат-Тарджуман: что ал-Васик [Абу Джафар Харун ал-Васик ибн Мутасим -аббасидский халиф, который правил с 842 по 847 гг.], после того как увидел во сне, что стена, воздвигнутая Зулькарнайном [Зулькарнайн в переводе с арабского означает «обладающий двумя рогами» - праведник, имя которого упоминается в Коране [18]] между [нами] и Йаджудж и Маджудж [Гог и Могог] открылась, обратился ко мне и сказал: "Осмотри ее воочию и доставь мне сведения о ней!.. И отправились мы [в путь] из г. Самарры (в тексте с>^Сурра-ман-ра) с письмом ал-Васика к Исхаку ибн Исмаилу [правитель Тифлиса, который был женат на дочери царя Сарира; был разбит войсками халифатского полководца Буги и казнен в 853 г.], правителю Арминийи находящемуся в Тифлисе, чтобы он оказал нам необходимую помощь [для дальнейшего маршрута]. И написал о нас Исхак [письмо] к правителю Сарир, а правитель Сарира написал о нас царю Алан, а он написал о нас Филан-шаху, а тот написал о нас правителю Хазар...» [15. С. 583].

Эти сведения относятся к 846 г. Очень легко уловить происхождение сведений о Дагестане в Китаб ал-булдан. Ибн ал-Факих использовал сведения Ибн Хордадбеха [17. Т. 1. С. 163].

Важное упоминание о Дагестане есть в главе «Ар-минийа», где автор, перечисляя граничащие с Арми-нией политические образования, указывает на Сарир, Лакз [современная территория южного Дагестана и северо-западного Азербайджана, занимаемая лезгинами, агулами, цахурами, рутулами, отчасти также аварцами] и Баб ал-Абваб: «...граница Арминийи простирается от [города] Барза'и [столица Аррана, стала центром халифатской администрации на Кавказе], который был основан Кубадом Старшим [Кавад I - царь царей (шахиншах) Ирана из династии Сасанидов, правил в 488496 и 499-531 гг.], до Баб ал-Абваба, а оттуда до границ Рума [Грузии], Кавказского хребта, [земель] владетелей ас-Сарира и ал-Лакза» [15. С. 583].

Далее в следующей главе наш автор пишет, что: «за пределами [территории] Баб ал-Абваба находятся [земли] правителя малик Сувар [объединение кочевников, изгнанных из Западной Сибири, которые обосновались вдоль Каспийского моря и Кавказских гор до Дербента] и [правителя] Лакз, правителя Алан, правителя Филан, правителя Маскат, Сахиб ас-Сарир, а также [правителя] города Семендер» [Там же. С. 593].

Ибн Хордадбеха точно так же приводит эти данные [17. Т. 1. С. 124]. Термин малик означает «царь», но в первые века Ислама он применялся преимущественно к немусульманским правителям [18. С. 68]. Ат-Табари также употребляет термин малики гор, подразумевая всех дагестанских правителей, а когда речь идет о правителе Сарира, то применяется термин сахиб.

«На [берегу] Хазарского [Каспийского] моря расположен Баб аб-Абваб [город и земли, прилегающие к нему], которого называют там Кабк [ввиду того, что территория Баба тянется вдоль хребта Кавказских гор]. Там существует семьдесят языков, носители которых не понимают [друг друга] без переводчика» [15. С. 82]. Ни у Ибн Хордадбеха, ни у ал-Йа'куби этих данных нет.

Далее следует небольшое описание Каспийского моря: «...Третье море - Хорасанское, Хазарское. [Оно называется так] по причине близости к нему Хазар. Оно простирается до Мукана, Табаристана, Хорезма, Баб ал-Абваба. От моря Джурджана [Гурган - область в Иране на юго-восточном побережье Каспийского моря] до залива Хазар [хазарской столицы Итиль / Астрахань] - десять дней пути. Когда же ветер благоприятствует [путникам] - то восемь дней морем и два дня по суше. Это море называется Хорасанским кругом. Диаметр его сто фарсахов, а длина окружности тысяча пятьсот фарсахов» [15. С. 63].

Мы сравнили сведения, приведенные Ибн ал-Факихом в фарсахах, с реальными расстояниями на местности. По сведениям Ибн ал-Факиха ширина Каспийского моря составляет до 554,9 км (100 фарсахов), а его длина равна 1 662 км (1 500 фарсахов), тогда как по данным Росгидромета на местности ширина моря

доходит до 435 км, а протяженность его по меридиану равна 1 200 км [20].

Таким образом, для изучения средневековой истории Восточного Кавказа сведения арабских авторов представляют особую ценность, в частности сочинения Китаб ал-булдан заслуживают дальнейшего углубленного изучения. Сведения о Дагестане, приведенные Ибн ал-Факихом, в большей степени схожи со сведениями Ибн Хордадбеха. Сочинение Ибн ал-Факиха начинает ряд подобных же географических хрестоматий и в большей или меньшей степени было использовано в сочинениях позднейших авторов, таких как, например, Йакут ал-Хамави. Изложение исто-рико-географических данных о Дагестане у Ибн ал-Факиха сжато, с явным интересом к описательной географии. Сочинения Китаб ал-булдан Ибн Факиха имеет важное значение для изучения истории и географии Восточного Кавказа У11-Х вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М. -Л., 1957. Т. 4: Арабская географическая литература. 965 с.

2. Kitab al-fihrist: ta'Uf-i Muhammad Ibn Ishaq Nadlm. Kitabkhanih-i Ibn SIna, 1965. 668 p.

3. Крачковский И.Ю. История арабской географической литературы. Каир, 1963 (на араб. яз.).

4. de Goeje M.J. Compendium libri Kitab a!-boldan auctore Ibn-Fakih al-Hamadani. Luduni Batavorum, 1885 (BGA,V). 365 p.

5. Khalidov A.B. Ebn Al-Faqlh // Encyclopedia Iranica. 1997. Dec. 15 (accessed: 18.03.2017).

6. Валидов А.З. Мешхедская рукопись Ибну-ль-Факиха // ИзвЪспя Россшской Академш Наукъ. VI серiя. 1924. Т. 18, 1-11. С. 237-248.

7. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's Journey to the Uyghurs // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1948. Vol. 12. P. 279-283.

8. Жамкочян А.С. Харадж Хорасана по материалам мешхедской рукописи Ибн ал-Факиха «Ахбар ал-Булдан» // Историко-филологический

журнал АН Армянской ССР. 1971. № 3 (54). С. 174-182.

9. Жамкочян А.С. Неизвестная глава об ас-Саваде в «Ахбар ал-Булдан» Ибн ал-Факиха // Вестник Ереванского университета. 1971. № 3 (15).

С.141-153.

10. Жамкочян А.С. Город Самарра по материалам мешхедской рукописи // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. 1973. № 2 (61). С. 275-294.

11. Цкитишвили О.В. К истории города Багдада, материал к истории возникновения и развитие феодального города на Ближнем Востоке. Тбилиси, 1968. 198 с.

12. Цкитишвили О.В. Город Васит по Мешхедской рукописи Ибн-ал-Факиха // Очерки по истории городов Ближнего Востока : сб. ст. / под ред. проф. Габашвили. Тбилиси, 1970. Вып. 2. С. 272-287.

13. Куббель Л.Е., Матвеев В.В. Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М. -Л. : АН СССР, 1960. Т. 1: Арабские источники VII-X вв. 736 с.

14. Асадова Ф.М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку, 1993. 204 с.

15. Ибн ал-Факих. Китаб ал-Булдан. Бейрут, 1996. 649 с.

16. Гизбулаев М.А. Та'рих Халифы ибн Хаййата как источник по истории Дагестана VII-VIII вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 13. 2016. Вып. 4. С. 22-27.

17. Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. 265 с.

18. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. Ансар, 2007. 400 с. (Золотой фонд исламской мысли),

19. Шихсаидов А.Р. Очерки истории, источниковедения, археографии средневекового Дагестана. Махачкала, 2008. 560 с.

20. Гидрометеорология и гидрохимия морей : справочник. СПб. : Гидрометеоиздат, 1996. Т. 06: Каспийское море, вып. 2: Гидрохимические условия и океанологические основы формирования биологической продуктивности. 324 с.

Gizbulaev Magomed A. Institute of History, Archaeology and Ethnography Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia). E-mail: awariyav@gmail.com

ARABIC SOURCE FOR THE MEDIEVAL HISTORY OF EAST CAUCASUS: KITAB AL-BULDAN BY IBN AL-FAQIH Keywords: Ibn al-Faqih; historical geography; Kitab al-Buldan; Arabic historiography; East Caucasus; Dagestan; comparative analysis; Ibn Khordadbeh; Kitab al-masalik wa-l-mamalik.

The central objective of this paper is to find out the different aspects of Dagestani polities in 7th -10th centuries: the territorial, the ethnic, and the political, thus to enhance and further develop our understanding of the historical geography of Eastern Caucasus. Here in the Middle Ages were located Sarir, Lakz, Filan, Shandan, Masqat, Khayzan, Bab al-Abvab, Khazaria, etc. This paper represents the first attempt at a thorough study of the excerpts from Arabic geographical source Kitab al-Buldan by Ibn al-Faqih on medieval history of Eastern Caucasus through translation, commentary and comparative analysis. This work gives a brief description of different polities: indicating trade routes, distances between towns etc. sort of the administrative directory, and thus considered as the geographical descriptive work, which contains brief information on Dagestan. The paper discusses the main aspects of life and scholarly activities of Ibn al-Faqih, who was an expert in Islamic history and Arabic geography. He mainly outlines the history of Muslims; describes the administrative structure and tax system in the Caliphate; gives detailed the list of routes and distance between polities existed in Eastern Caucasus. In the given research paper the author conducted comparison of the information on Dagestan within the works of Ibn al-Faqih's Kitab al-Buldan and Ibn Khordadbeh's Kitab al-masalik wa-l-mamalik in order to find out whether the origin of the material is the same for both authors. More broadly, a major emphasis of the study is placed on interpretation of the place names cited by both Arab medieval authors, and comparison and critical analysis of the accounts widely used by non-Arabic-speaking authors on Dagestani medieval toponymy. The author's main argument is that the value of corpus of Arabic sources is that it contains important historical

information for the studying of medieval Eastern Caucasus (Dagestan) social, political and economic history. The results of the research will greatly enrich researchers' understanding of the peculiarities of the early medieval historical geography of Dagestan. Until now, no significant attention has been given to the study of historical geography of Dagestan in Arabic source Kitab al-Buldan of Ibn al-Faqih.

REFERENCES

1. Krachkovsky, I.Yu. (1957) Izbrannye sochineniya [Selected Works]. Vol. 4. Moscow; Leningrad: [s.n.].

2. Muhammad Ibn Ishaq Nadïm. (1965) Kitab al-fihrist. Kitabkhanih-i Ibn Sïna.

3. Krachkovsky, I.Yu. (1963) Istoriya arabskoy geograficheskoy literatury [History of Arabic literature]. Cairo: [s.n.].

4. Goeje, M. J. de. (1885) Compendium libriKitab a!-boldan auctoreIbn-Fakih al-Hamadani. Luduni Batavorum, (BGA,V).

5. Khalidov, A.B. (1997) Ebn Al-Faqïh. EncyclopediaIranica. December 15.

6. Validov, A.Z. (1924) Meshkhedskaya rukopis' Ibnu-l'-Fakikha [Mashhad manuscript of Ibn al-Faqih]. Izvestiya Rossiyskoy Akademii Nauk. 18(1-11).

pp. 237-248.

7. Minorsky, V.F. (1948) Tamîm ibn Bahr's Journey to the Uyghurs. Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 12. pp. 279-283. DOI:

10.1017/S0041977X00080228

8. Zhamkochyan, A.S. (1971) Kharadzh Khorasana po materialam meshkhedskoy rukopisi Ibn al-Fakikha "Akhbar al-Buldan" [Mashhad manuscript

"Akhbar al-Buldan" by Ibn al-Faqih on the Kharajh of Khorasan]. Istoriko-filologicheskiy zhurnalAN Arm. SSR. 3(54). pp.174-182.

9. Zhamkochyan, A.S. (1971) Neizvestnaya glava ob as-Savade v "Akhbar al-Buldan" Ibn al-Fakikha [An unknown chapter on as-Savad on "Akhbar

al-Buldan" by Ibn al-Faqih]. VestnikErevanskogo universiteta. 3(15). pp. 141-153.

10. Zhamkochyan, A.S. (1973) Gorod Samarra po materialam meshkhedskoy rukopisi [The city of Samarra in the materials of Mashhad manuscript]. Istoriko-filologicheskiy zhurnal AN Arm. SSR. 2(61). pp. 275-294.

11. Tskitishvili, O.V. (1968) K istorii goroda Bagdada, material k istorii vozniknoveniya i razvitie feodal'nogo goroda na Blizhnem Vostoke [On the history of Baghdad, material on the evolution and development of feudal town in the Middle East]. Tbilisi: [s.n.].

12. Tskitishvili, O.V. (1970) Gorod Vasit po Meshkhedskoy rukopisi Ibn-al-Fakikha [The city of Vasit in Mashhad munusript by Ibn al-Faqih]. In: Gabashvili, V.N. (ed.) Ocherkipo istorii gorodov Blizhnego Vostoka [Essays on the History of the Middle East Cities ]. Vol. 2. Tbilisi.

13. Kubbel, L.E. & Matveev, V.V. (1960) Drevnie i srednevekovye istochniki po etnografii i istorii Afriki yuzhnee Sakhary [Ancient an medieval sources on ethnography and history of Africa to the south from Sahara]. Vol. 1. Moscow; Leningrad: USSR AS.

14. Asadova, F.M. (1993) Arabskie istochniki o tyurkakh v rannee srednevekov'e [Arabic sources on the Turks in the early Middle Age]. Baku: Elm.

15. Ibn-Faqih al-Hamadani.(1996) Kitab al-Buldan. Beirut: [s.n.].

16. Gizbulaev, M.A. (2016) Ta'rikh Khalify ibn Khayyata kak istochnik po istorii Dagestana VII-VIII vv. [Ta'rikh by Khalifa ibn Khayyat as a source for Dagestan history in the 7th - 8th century]. Vestnik SPbGU - Vestnik of Saint Petersburg University. 13(4). pp. 22-27.

17. Ibn Khordadbekh. (1889) Kitab al-masalik va-l-mamalik. Vol. 1. Leiden: [s.n.].

18. Ali-zade, A. (2007) Islamskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Islamic Encyclopedia]. Moscow: Ansar.

19. Shikhsaidov, A.R. (2008) Ocherki istorii, istochnikovedeniya, arkheografii srednevekovogo Dagestana [History, Source Study, Archaeography of Medieval Dagestan]. Makhachkala: RAS.

20. Maksimova, M.P., Terziev, F.S. & Yablonskaya, E.A. (eds) (1996) Gidrometeorologiya i gidrokhimiya morey [Hydrometeorology and hydrochem-istry of the seas]. St. Petersburg: Gidrometeoizdat.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.