J*
РШШииМ итоги 2009 года
Аптечный сегмент*
Экономический кризис негативно отразился на годовых показателях продаж коммерческой части аптечного рынка ЛС в 2009 г. После положительной динамики натуральных объемов, достигнутой в предыдущем году, 2009 г. завершился уменьшением продаж в упаковках на 4,4% (рис. 1).
Несмотря на это, в рублевом эквиваленте продажи выросли (на 17,7% в оптовых ценах и на 19,4% в розничных, соответственно, до 252,9 и 330 млрд. руб.), однако по сравнению с прошлым годом на фоне безработицы, снижения доходов экономически активной части населения, а также роста цен на ЛС темпы роста рынка заметно сократились. В результате при значительном снижении курса рубля по сравнению с прошлым годом в долларовом эквиваленте рынок аптечных коммерческих продаж сократился — на 7,2% в оптовых ценах и на 5,9% — в розничных (соответственно, до 8 и 10,4 млрд. долл.). Эта разница в динамике обусловлена увеличением средней роз-
* В статье использованы данные, предоставленные компанией IMS Health.
** По данным Росстата, розничные цены на медикаменты в 2009 г. по отношению к концу 2008 г. выросли на 17,6%. В этом индексе отражено изменение уровня цен декабря 2009 г. к аналогичному месяцу предшествующего года. В индексах, рассчитанных по данным аудита, оценивается рост цен за весь 2009 г. ко всему 2008 г.
ничной наценки: с 28,7 до 30,5% по сравнению с 2008 г. Резкий рост наценки пришелся на I квартал, далее в течение года она постепенно снижалась, но незначительно.
Основной вклад в динамику рынка в рублевом выражении был обеспечен инфляционной составляющей, которая в годовом исчислении, согласно данным аудита, составила 23,5%" (индекс оптовых цен 2009 г. по отношению к 2008 г. составил 1,235) (рис. 2). Что же касается структурных сдвигов в сторону более дорогостоящей продукции, которые в предшествующие годы оказывали выраженное влияние на стоимостную динамику рынка, то их действие в 2009 г. было минимальным (индекс структурных сдвигов 1,011). Годовая динамика продаж в рублевом эквиваленте оказалась ниже, чем динамика цен, в связи с сокращением продаж в упаковках (индекс натурального объема 0,956).
I fY^ с I [N rELLCGEHC 1Э АРМЕ;,
КОМПАНИЯ IMS HEALTH осуществляет свою деятельность более чем в 100 странах. В компании трудится более 7,5 тыс. сотрудников по всему миру. IMS Health предлагает своим клиентам продукты и услуги на основе новейших интеллектуальных разработок, обладая более чем 50-летним опытом работы на мировом фармацевтическом рынке. В основе всего значительные массивы данных: компания аккумулирует и обрабатывает информацию более чем от 29 000 поставщиков и 225 000 их подразделений по всему миру, работая с аптеками, больницами, врачами. В общей сложности ежедневно компания IMS Health пересылает своим клиентам более 100 террабайт информации о фармацевтическом рынке. Информационная система IMS Health постоянно обновляется и объединяет данные по продажам более миллиона торговых наименований и анонимные данные более чем по 260 млн. пациентов по всему миру. Высокоточные измерительные системы и постоянный контроль экспертных групп обеспечивает IMS Health статус «золотого стандарта» в предоставлении данных о предпочтениях в выборе лекарственной терапии специалистов здравоохранения и фактическом потреблении лекарственных средств.
РИСУНОК 1
| Динамика коммерческих аптечных продаж ЛС (2007—2009)
12
10
+26,4% (руб.) +29,5%($)
+25,1% (руб.) +28,3%($)
Динамика к предыдущему году
+3,8% -4,4%
оптовые цены, долл.
Средняя розничная наценка, долл: 2007—30,0%, 2008 —28,7%, 2009 — 30,5%
— 2007
□ — 2008 □— 2009
8
6
4
2
0
РИСУНОК 2
Вклад различных факторов в динамику коммерческих аптечных продаж в оптовых ценах в руб. (2009/2008)
1,5
1,2
0,9
0,6
0,3
0,0
все ЛС ОТС
Rx
отечест- зарубеж-венные ные
|— Индекс цен
| |— Индекс струк- Q— Индекс нату-турныхсдвигов рального объема
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА
1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■
РИСУНОК 3
Квартальная динамика коммерческих аптечных продаж (2009)
% 25
20 15 25,3 1—г
10 - 1_1
5 - 22,6
0 -5 -10 1
-15 — С^ _
-20 -25 _ ,2 6,
-30
, 27,1 1 □ ■ 21,8
I кв.
II кв.
III кв.
35%
30
25
20
15
10
5
О
IV кв.
■ - Динамика
к 2008, упак.
Динамика
к 2008,
долл. опт.
Динамика
к 2008, руб.
опт.
% годовых
продаж, упак.
% годовых
продаж,
долл. опт.
Рост цен в связи с девальвацией рубля коснулся в первую очередь импортных ЛС, однако проявления кризиса (рост стоимости и сокращение доступности кредитных ресурсов, общая инфляция и пр.) и негативные ожидания предпринимателей вызвали также повышение цен на отечественную продукцию. Важно отметить, что быстрый рост цен, который начался еще в 2008 г., продолжался только зимой и весной 2009 г., значительно превышая общие темпы инфляции. Во второй половине года на фоне усиленного государственного контроля, установленного за ценами на ЛС, укрепления рубля и снижения об-
щих показателей инфляции, цены на фармацевтическом рынке, по данным Росстата, в целом не росли. В течение года с I по IV квартал темпы роста продаж в рублевом эквиваленте постепенно снижались, а затем в IV квартале выросли: до +22,2% — в оптовых ценах и до +25,2% — в розничных (рис. 3). Наблюдаемые закономерности согласовывались с динамикой реальных денежных доходов населения, и прежде всего — заработной платы, являющихся источником финансирования коммерческих аптечных продаж ЛС. Самые низкие темпы роста в стоимостном выражении были зафиксированы
в III квартале, когда сокращение доходов населения было особенно выраженным. В тот же период наблюдалось и драматичное снижение продаж в натуральном выражении (более чем на 1/4 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), хотя рост цен на ЛС, негативно повлиявший на объем спроса в 2009 г., к этому времени уже прекратился. В IV квартале реальные денежные доходы населения заметно выросли, улучшились общие экономические ожидания, что вылилось не только в позитивные показатели динамики в натуральном выражении, рекордные для этого года темпы роста продаж в рублях, но и позитивную динамику в долларовом эквиваленте, чему во многом способствовало также укрепление рубля, характерное для этого периода.
На фоне снижения доходов населения спрос на Rx в силу относительно низкой эластичности сократился только на 1,2%, в то время как натуральные объемы продаж ОТС уменьшились на 8,5% (рис 4). Однако в стоимостном выражении темпы роста продаж более дорогих Rx были ниже, чем у ОТС, что, с одной стороны, было обусловлено переключением спроса на более дешевые рецептурные аналоги, а с другой — усиленным контролем за цена-
РИСУНОК 4
Динамика коммерческих аптечных продаж Rx и ОТС (2009/2008)
оптовые цены, долл.
розничные цены, долл.
упаковки
Средняя розничная цена: 31,7%, ОТС —29,2%
I- 1}х
□ - ОТС
РИСУНОК 5
| Динамика доли Rx/ОТС в структуре коммерческих аптечных продаж (2007—2009)
АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ
РЕМОДШМ
итоги 2009 года
РИСУНОК 6
Динамика коммерческих аптечных продаж отечественных/импортных препаратов (2009/2008)
10
+17,7% (руб.) -7,4% ($) .
0
+16,2% (руб.) -8,5% ($)
♦
+24,0% (руб.)
-1,8% ($) ♦
|1'70 \
6,30
+26,2% (руб.) -0,1% ($)
8,21
Динамика к предыдущему году
+0,1% -9,2% ♦ ♦
I I ^
оптовые цены,долл.
розничные цены,долл.
упаковки
Средняя розничная цена: отечеств. — 31,1%, зарубеж. — 30,3%
| — отечественные — зарубежны
РИСУНОК 7
| Динамика доли отечественных/импортных
препаратов в структуре коммерческих аптечных продаж (2007—2009)
100 80
I 60
д
о р
| 40
ол д
20 О
2007 2008 2009 упаковки
2007 2008 2009 долл. опт.
| — отечественные — импортные
ТАБЛИЦА 1
аптечных
Топ-10 корпораций по объему продаж, 2009
коммерческих
Место в рейтинге Корпорация Показатели продаж, долл. опт.
2009 2008 2009 2008 Прирост к 2008
1 1 Новартис (вкл. Сандоз-Лек) 6,47% 6,82% -11,86%
2 3 Фармстандарт ОАО 5,81% 5,09% 5,98%
3 2 Санофи-авентис 5,36% 5,16% -3,59%
4 4 Сервье/Эгис 4,32% 4,38% -8,46%
5 5 Байер Хелскэр 3,92% 3,97% -8,31%
6 6 Берлин-Хеми АГ/Менарини Групп 3,70% 3,57% -3,58%
7 7 Никомед 3,17% 3,09% -4,88%
8 8 Гедеон Рихтер ЛТД 3,02% 3,01% -7,01%
9 9 Мерк Шарп и Доум Б.В. 2,27% 2,49% -15,52%
10 12 Тева 2,22% 2,12% -2,87%
Итого Топ-10 40,25% 39,88%
8
б
4
2
ми на ЖНВЛС и, соответственно, менее выраженной ценовой динамикой у Rx по сравнению с ОТС (рис. 2). В результате доля Rx по сравнению с 2008 г. в структуре продаж в упаковках выросла с 26,6 до 27,4%, а в стоимостном — сократилась с 51,7 до 50,9% (рис. 5). Следствием ценового регулирования ЖНВЛС явилось также то, что розничная наценка на Rx в 2009 г. была по-прежнему меньше, чем у ОТС (31,8% против 29,3%). Следует отметить, что в 2009 г. структурные изменения на коммерческом рынке в разрезе Rx/ОТС в целом соответствовали ранее наблюдаемым тенденциям. Аналогичный вывод следует сделать и относительно распределения продаж между отечественной и импортной продукцией: доля российских препаратов в структуре коммерческих продаж, как и в предыдущие годы, продолжила расширяться (с 52,3 до 54,7% в структуре продаж в упаковках и с 20,1 до 21,3% — в оптовых ценах) (рис. 7). По сравнению с 2008 г. продажи отечественных лекарств в натуральном выражении и розничных ценах в долл. почти не изменились, а импортных — сократились, соответственно, на 9,2 и 7,4% (рис. 6). Средняя розничная наценка на заведомо более дешевые российские препараты в 2009 г., как и ранее, была выше, чем на зарубежные (31,1% против 30,3%). Несмотря на небольшие сдвиги в пользу российской
продукции, принципиальных изменений в 2009 г. не произошло и коммерческий аптечный рынок по-прежнему остается в высокой степени импортоза-висимым.
Средняя розничная цена одной упаковки препаратов в 2009 г. составила 88,7 руб. и 2,8 долл. — это, соответственно, на 24,8% больше и на 1,6% меньше, чем в 2008 г. (рис. 8). Заметное сокращение средней розничной цены в долл. было характерно для Rx, в то время как на
ОТС и импортные препараты средние цены немного выросли. Топ-10 лидирующих корпораций в 2009 г. мало изменился, и большинство его представителей сохранили занятые ими в прошлом места (табл. 1). У всех компаний, кроме ОАО Фармстандарт, который улучшил свой рейтинг, перейдя с 3-й на 2-ю позицию, продажи в долларовом эквиваленте сократились. Некоторое сокращение продаж (на 2,9%) коснулось также компании Тева,
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА Ш7
1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■
РИСУНОК 8
| Динамика средневзвешенных розничных цен (2009/2008)
на
29,6
30 %
25
20
15
Все ЛС ОТС
1}х отечест- зарубеж-венные ные
Все ЛС ОТС
отечест- зарубеж-венные ные
- 2008
□ — 2009
□ — динамика цен
ТАБЛИЦА 2
Топ-10 торговых наименований по объему коммерческих аптечных продаж (2009)
Место в рейтинге Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт.
2009 2008 2009 2008 Прирост к 2008
1 1 Арбидол 2,19% 1,41% 44,31%
2 4 Эссенциале Н 0,91% 0,87% -3,09%
3 2 Виагра 0,89% 0,91% -9,43%
4 3 Актовегин 0,85% 0,89% -11,26%
5 5 Линекс 0,72% 0,77% -13,50%
6 6 Мезим форте 0,63% 0,62% -5,52%
7 11 Ярина 0,54% 0,55% -8,42%
8 15 Но-шпа 0,53% 0,51% -3,42%
9 9 Гептрал 0,53% 0,60% -17,99%
10 20 Конкор 0,53% 0,47% 4,25%
Итого Топ-10 8,31% 7,83%
занявшей 10-ю позицию вместо 12-й. Заметно больше, чем рынок в целом, из состава Топ-10 сократились продажи у Новартиса (на 11,9%) и Мерк Шарп и Доум Б.В. (на 15,5%). Более заметные изменения коснулись Топ-10 лидирующих торговых наименований (табл. 2). Несмотря на то что лидер — Арбидол (ОАО Фармстандарт ) уже с 2006 г. возглавляет рейтинг, минувший год ознаменовался для него почти полуторным ростом продаж и
увеличением доли в структуре рынка с 1,4 до 2,2%, что явилось следствием ажиотажного спроса на этот препарат в условиях угрозы эпидемии свиного гриппа. По сравнению с 2008 г. в составе Топ-10 появились три новых представителя — Ярина (Байер Хелскэр), Но-шпа (Санофи-авентис) и Конкор (Нико-мед). Причем первые два препарата улучшили свой рейтинг на фоне сокращения продаж и только Конкор показал 4%-й рост, переместившись с 20-й на
10-ю позицию. Все остальные представители Топ-10 ухудшили свои показатели, что за редким исключением характерно также и для более широкого перечня — Топ-50. В этом плане выделяется Престариум А (Сервье/Эгис), выведенный на рынок в 2008 г., который по итогам минувшего года занял 26-ю позицию рейтинга. В составе Топ-10 более значительно, чем рынок в целом, сократились продажи препаратов Аковегин (Никомед) — на 11,3%, Линекс (Сандоз-Лек) — на 13,5% и Гептрал (Эббот Лабо-раториз Лтд) — на 18%. Определенные изменения коснулись также Топ-10 МНН (табл. 3). На первое место со второго поднялся МНН Арбидола, в то время как группа Поли-витамин+Мультиминерал опустилась на ступень вниз. На 5-е место с 8-го поднялись Фосфолипиды (-2,8%), с 7-го на 6-е — Эналаприл, с 10-го на 8-е — Ам-броксол, с 11-го на 9-е — Азитроми-цин. Наиболее значительное сокращение продаж (на 22,2%) показал Флуко-назол, опустившийся с 5-го на 10-е место рейтинга. Как и в случае корпораций и торговых наименований, из числа Топ-50 только единичные группы МНН продемонстрировали заметный рост продаж в долларовом эквиваленте. Помимо лидера это также Ти-лорон — МНН Амиксина, т.е. еще одного препарата производства ОАО Фармстандарт, чьи продажи выросли на 35%.
РШШииМ итоги 2009 года
АПТЕЧНЫЙ СЕГМЕНТ
Состав Топ-10 АТС-групп второго уровня классификации по сравнению с предыдущим годом не изменился (табл. 4)- В основном позиции в рейтинге остались теми же. Улучшили свой рейтинг группы М01 Противовоспалительные и противоревматические и R 05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля, которые заняли 4-е и 6-е места, поднявшись на ступень вверх и потеснив, соответственно, А11 Витамины и G03 Половые гормоны. Положительная динамика продаж была характерна только для двух групп — L03 Иммуностимуляторы и М01 Противовоспалительные и противоревматические (соответственно, +7,8 и +4,2%). Заметное сокращение продаж из состава Топ-10 коснулось групп J01 Антибактериальные препараты для системного использования, G03 Половые гормоны, N06 Психоаналепти-ки (соответственно, на 10,2, 10,4 и 11,9%).
таблица з| Топ-10 МНН/группировочных наименований
по объему коммерческих аптечных продаж ( 2009)
Место в рейтинге МНН Показатели продаж, долл. опт.
2009 2008 2009 2008 Прирост к 2008
1 2 Этиловый эфир метил-фенил-тиометил-диметиламинометил-гидрокси-броминдол-карбоновой кислоты гидрохлори 2,19% 1,41% 44,31%
2 1 Поливитамин+Мультиминерал 1,81% 1,89% -10,89%
3 3 Ксилометазолин 1,38% 1,25% 2,41%
4 4 Панкреатин 1,14% 1,12% -5,29%
5 8 Фосфолипиды 0,91% 0,87% -2,81%
6 7 Эналаприл 0,90% 0,91% -7,87%
7 6 Силденафил 0,89% 0,91% -9,43%
8 10 Амброксол 0,83% 0,76% 1,51%
9 11 Азитромицин 0,79% 0,76% -2,54%
10 5 Флуконазол 0,78% 0,93% -22,20%
Итого Топ-10 11,62% 10,83%
таблица 4| Топ-10 АТС 2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2009
Место Показатели продаж, долл. опт.
в рейтинге АТС 2 Торговое наименование (доли АТС-групп от всего
рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2009 2008 2009 2009 Прирост к 2008
1 1 N02 [Анальгетики] 5,6% 5,5% -4,9%
1 1 ТераФлю от гриппа и простуды 8,7% 10,1% -18,6%
2 2 Пенталгин-Н 7,9% 8,7% -14,1%
3 3 Фервекс 4,9% 5,1% -8,5%
4 9 Нурофен плюс 4,2% 2,6% 55,8%
5 4 Пенталгин-ICN 3,9% 4,9% -25,9%
2 2 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 5,2% 5,4% -10,8%
1 1 Сумамед 9,3% 8,7% -4,5%
2 2 Амоксиклав 7,3% 7,6% -14,3%
3 3 Флемоксин Солютаб 5,9% 5,7% -7,6%
4 6 Амоксициллин 3,7% 3,2% 1,5%
5 4 Вильпрафен 3,5% 3,8% -18,3%
3 3 L03 [Иммуностимуляторы] 5,0% 4,3% 7,8%
1 1 Арбидол 43,3% 32,4% 44,3%
2 2 Виферон 9,0% 10,4% -6,6%
3 3 Вобэнзим 7,2% 9,8% -20,9%
4 10 Гриппферон 4,4% 2,9% 65,3%
5 4 Иммунал 3,7% 4,3% -7,5%
4 4 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 4,3% 4,2% -4,7%
1 1 Мовалис 11,5% 13,0% -15,6%
2 2 Найз 9,2% 7,2% 21,8%
3 3 Терафлекс 6,0% 5,7% 0,0%
4 6 Кеторол 5,9% 5,3% 6,6%
5 10 Нурофен для детей 5,1% 4,4% 10,0%
>
АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА Щзд
1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■
л таблица 4 (продолжение^^ Топ-10 АТС 2-групп по объему коммерческих аптечных продаж, 2009
Место в рейтинге Торговое наименование Показатели продаж, долл. опт. (доли АТС-групп от всего
АТС 2 рынка, доли торговых наименований от АТС-группы)
2009 2008 2009 2009 Прирост к 2008
5 5 А11 [Витамины] 4,1% 4,1% -6,9%
1 2 Магне В6 8,6% 8,1% -0,8%
2 1 Мильгамма 8,5% 10,7% -25,9%
3 3 Компливит 6,4% 6,3% -4,3%
4 4 Супрадин 5,0% 4,4% 6,0%
5 5 Аскорбиновая кислота (витамин С) 4,7% 4,2% 4,2%
6 6 1^05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,8% 3,8% -7,4%
1 2 Лазолван 13,2% 12,1% 1,1%
2 3 АЦЦ 10,1% 9,7% -3,8%
3 4 Антигриппин 6,8% 6,2% 0,9%
4 1 Терпинкод 6,2% 15,8% -64,0%
5 5 Коделак 5,5% 6,2% -18,2%
7 7 G03 [Половые гормоны] 3,6% 3,8% -10,4%
1 1 Ярина 14,8% 14,5% -8,4%
2 2 Дюфастон 11,3% 10,0% 1,3%
3 3 Жанин 6,4% 6,5% -12,6%
4 4 Диане-35 5,1% 6,4% -28,1%
5 5 Постинор 5,1% 5,9% -23,6%
8 8 С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 3,5% 3,4% -2,4%
1 1 Диротон 12,9% 13,6% -7,5%
2 15 Престариум А 10,9% 1,5% 626,1%
3 3 Энап 9,0% 10,2% -14,4%
4 5 Эналаприл 8,7% 9,0% -4,7%
5 4 Нолипрел 8,5% 9,3% -11,6%
9 9 1^01 [Назальные препараты 3,3% 3,2% -4,8%
1 1 Отривин 10,4% 12,3% -19,3%
2 3 Ксимелин 9,3% 8,8% 0,2%
3 2 Аква Марис 9,2% 9,0% -2,5%
4 4 Називин 8,0% 8,5% -10,9%
5 5 Длянос 6,2% 5,9% -0,6%
10 10 N06 [Психоаналептики] 2,8% 3,0% -11,9%
1 1 Церебролизин 13,1% 11,7% -1,5%
2 2 Кавинтон 9,9% 10,9% -19,8%
3 3 Кортексин 7,6% 8,2% -18,9%
4 4 Танакан 7,4% 7,6% -14,0%
5 5 Фенотропил 5,6% 6,6% -25,1%
Для всех анализируемых рейтингов было характерно увеличение кумулятивной доли лидирующих позиций, при этом концентрационные процессы, наблюдаемые и в предыдущем году, несколько усилились.
Таким образом, несмотря на вполне определенное негативное влияние, которое претерпел коммерческий аптечный рынок в кризисный 2009 г., его структура оставалась более стабильной, чем этого можно было ожидать. Наиболее
общие структурные характеристики рынка принципиальных изменений не претерпели и целый ряд тенденций, заложенных в прошлые годы, продолжился.
Ф