Научная статья на тему 'Аптечный ритейл - 2009: время «Держать удар»'

Аптечный ритейл - 2009: время «Держать удар» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖНВЛС / ЛС / БАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неволина Елена

Несмотря на то что аналитические данные не отметили значимого падения потребительского спроса в фармацевтической отрасли, количество негативных высказываний, обращенных к системе функционирования аптечных предприятий, еще долго будет отражаться на их репутации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечный ритейл - 2009: время «Держать удар»»

122

■ РЕМЕОШМ итоги 2009 года

Елена НЕВОЛИНА, к.ф.н., исполнительный директор Некоммерческого партнерства

содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия», эксперт системы сертификации ГОСТ Р в области СМК

Аптечный ритейл - 2009:

ВРЕМЯ «ДЕРЖАТЬ УДАР»

Несмотря на то что аналитические данные не отметили значимого падения потребительского спроса в фармацевтической отрасли, количество негативных высказываний, обращенных к системе функционирования аптечных предприятий, еще долго будет отражаться на их репутации.

Как мы помним, начало роста цен на лекарства проявилось весной, когда рубль уже слегка укрепился по отношению к бивалютной корзине. Если не углубляться в экономические проблемы, может показаться, что это повышение не было связано, как заметил тогда в одном из своих выступлений президент России Д.Медведев, «ни с курсом рубля к доллару или евро, ни с изменением экономической ситуации». Однако попробуем разобраться, чем же были вызваны отмеченные тогда президентом «перекосы» в ценообразовании на лекарственные препараты. Ведь именно это стало началом падения репутационной составляющей аптечного ритейла не только в потребительском секторе.

ф ОБ ИСТОКАХ «ПЕРЕКОСОВ» В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ

1. Девальвация рубля и импорт готовых ЛС. Импорт составляет 80% от всей номенклатуры, отечественное производство — 53%. При получении импортного товара на таможне, фиксируется его рублевая стоимость по курсу ЦБ РФ на день прохождения таможенной процедуры. Возьмем для примера — 25 руб./долл. Допустим, что реализация этой партии товара займет, по оценкам дистрибьютора-импортера, 3—4 месяца, при этом в условиях снижающегося спроса это может оказаться и дольше. Допустим также идеальный вариант, что этот дистрибьютор отпускает товар напрямую в аптеки (что, к сожалению, бывает далеко не всегда). В день получения оплаты от аптеки (через 3—4 ме-

Елена Неволина

сяца) курс рубля может составлять 33 руб./долл. Таким образом, даже без учета своих расходов импортер при наценке в 30% (от 25 руб.), после оплаты за товар и конвертации в доллары, получит ту же сумму в долларах, т.е. 0% дохода в долларах, а с учетом расходов — это глубокий минус. При этом не следует забывать, что для налоговой инспекции разница между отпускной ценой 33 руб. и ценой прихода в 25 руб. — это прибыль предприятия с соответствующими налоговыми последствиями. Поэтому в свою наценку импортер вынужден заложить курсовые и временные риски, исходя из своих собственных представлений о них и из прогнозов экспертов. Становится целесообразным импортировать товар меньшими партиями (если на это согласится зарубежный поставщик). Каждая новая партия того же товара в условиях девальвации будет иметь новую приходную це-

ну в рублях и, возможно, новую наценку в зависимости от прогноза рисков. В этих гонках с девальвацией и снижением спроса становится обычным явлением даже то, что в одной аптеке может находиться товар из двух партий по разным ценам. Частые, дробные поставки увеличивают накладные расходы поставщика, а следовательно, и продажную цену.

2. Девальвация рубля и российское производство с импортом фармацевтического сырья. По оценке экспертов, более 90% от всей номенклатуры ЛС в России производится из импортного сырья. Картина та же, только несколько смягченная, что зависит исключительно от доли стоимости импортного сырья в стоимости готового ЛС. Термин «сырье» в данном случае условен, нередко импортируется уже готовая субстанция, а не активный ингредиент. Возможен также вариант закупки, например, таблеток «россыпью» для последующей расфасовки и упаковки. Очевидно, что чем больше «валютная» составляющая в отпускной цене предприятия, тем больше проблемы с ценообразованием похожи на те, которые описаны выше для импортеров готовых ЛС. К этому следует добавить оплату расходных импортных материалов, сменных запчастей к импортному оборудованию, обслуживание валютных кредитов, взятых ранее на закупку оборудования, и т.д. и т.п. Кстати, малоизвестный факт, что львиную долю стекла при изготовлении инъекционных (ампули-рованных) форм различных препаратов практически все российские производители также импортируют.

3. Оптовые цены дистрибьюторов. Как и во всех сегментах розничной торговли, цена поставщика обусловлена объемом закупки, регулярностью закупок, своевременностью оплат, в целом надежностью партнера в розничной тор-

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

итоги 2009 года РШШ1ШМ

таблица 1

Данные об установленных оптовых и розничных надбавках на ЖНВЛС в субъектах РФ

№ п/п Регион Розница

до 50 руб. включительно свыше 50 руб. до 500 руб. включительно свыше 500 руб.

1 Башкирия 34 30 22

2 Забайкальский край 40 35 30

3 Ивановская область 31 25 18

4 Иркутская область 55 45 25

5 Краснодарский край 25 24 23

6 Курганская область 38 28 18

7 Москва 32 28 15

8 Московская область 34 27 14

9 Новосибирская область 25 23 15

10 Омская область 30 25 18

11 Орел 20 15 10

12 Пензенская область 40 30 24

13 Пермский край 31 26 23

14 Приморский край 38 30 20

15 Республика Бурятия 45 35 25

16 Республика Удмуртия 40 30 20

17 Республика Хакасия 30 27 23

18 Самара 37 32 27

19 Свердловская область 36 27 23

20 Ставропольский край 29 25 16

21 Тамбовская область 25 20 15

22 Тульская область 28 22 15

говле. На этом этапе цепочки ценообразования одиночные аптеки обычно проигрывают аптечным сетям. К тому же появляются новые формы взаимодействия между аптечными сетями и производителями по прямым поставкам продукции в аптеки сети, которые будут осуществляться третьей стороной — логистической фирмой за достаточно скромный процент. 4. Отсрочка платежа и закупка по предоплате. Фундаментальной основой работы любых розничных сетей во всем мире является работа с отрицательным финансовым циклом, что подразумевает получение товара с отсрочкой платежа. Как в «мирное», так и в кризисное время, при появлении дефицита на тот или иной товар и при наличии спроса, этот товар приобретается по предоплате. В кризисное время интерес по-

ставщиков к предоплате резко возрос, а возможности аптек произвести предоплату резко сократились. На ценах это, естественно, отражается самым прямым образом.

ф О «СВЕРХПРИБЫЛЬНОСТИ» В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ

Тем не менее, заподозрив неладное в аптечном ритейле, государство решило усовершенствовать ценообразование на ЛС. Особое внимание было уделено жизненно необходимым и важнейшим лекарственным средствам (ЖНВЛС). В объеме продаж ЛС доля ЖНВЛС составляет до 30%. Устанавливать максимальный уровень наценки на эту группу лекарств остается прерогативой субъектов РФ. Уровень розничных надбавок составлял в разных регионах и 15%, и 40%, и более %. В конце 2009 г. была утверждена единая методика для региональных властей по установлению предельного уровня оптовой и розничной надбавки. Федеральная служба по тарифам, разработавшая «Методические указания», указала на необходимость учитывать расходы оптовых и розничных предприятий, а также необходимый уровень прибыли. Однако единого подхода добиться пока не удалось. Пример разнонаправленного подхода к формированию предельной наценки можно увидеть в сводной таблице 1 по некоторым регионам. Кроме регулирования наценки на ЖНВЛС, субъекты Федерации могут также расширить перечень аптечного ассортимента с фиксированным максимумом наценки. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 №654 регионам дано право ограничивать наценки на ЛС и изделия медицинского назначения. До указанного постановления это являлось обязанностью субъектов Федерации, и 65 регионов воспользовались этим правом. К сожалению, сложно разрушить миф о «сверхприбыльности» аптечного бизнеса. Однако экспериментальным путем несложных арифметических действий можно просчитать итоги работы среднестатистической аптеки, исходя из оценок экспертов и некоторых аптечных сетей структуры товарооборота.

С каким ассортиментом работает аптека? Прежде всего — лекарственный (как правило — 80%), который представлен следующими ценовыми категориями: до 50 руб. — 10%, от 51 до 500

124

^В РШШШШ итоги 2009 года

АПТЕЧНЫЙ РИТЕЙЛ - 2009: ВРЕМЯ «ДЕРЖАТЬ УДАР»

руб. — 69% и свыше 500 руб. — 21% соответственно. Остальные 20% ассортимента — БАД и парафармацевтичес-кая продукция, которая относится к категориям товара, на который наценка свободная во всех регионах — 58%, изделия медицинского назначения (ИМН) — 42%. Заметим, что цены на ИМН регулируются в большинстве регионов, например, в ряде субъектов установили максимальную наценку на группу ИМН, ограничив ее 10%. В эту группу входят, в частности, презервативы, гигиенические прокладки, тесты на беременность. Эти товары повышенного спроса широко представлены и в супермаркетах, однако уровень наценки там может быть любой, ведь Постановления субъектов Федерации об ограничении максимального уровня наценки касаются только аптечных организаций.

Так вот, расчет показал, что покрыть все свои расходы (аренда, зарплата сотрудников, коммунальные платежи и электроэнергия, налоги, расходные материалы) смогут только те аптеки, в которых наценка на лекарственный ассортимент от 51 руб. до 500 руб. выше 30%, и то при среднемесячном товарообороте 700 тыс. руб. Если в регионе установленный уровень наценки на эту ценовую категорию ниже 30%, то даже если работать только на покрытие расходов, аптека должна иметь среднемесячный товарооборот около 2 млн. руб. Иначе она будет в «глубоком» минусе. Даже если форма собственности у такой аптеки государственная или муниципальная, вряд ли собственник захочет продолжать такой бизнес. Еще один важный экономический аргумент, имеющий не последнее значение в аптечном ценообразовании и отражающийся на так называемой «сверхприбыльности». В списках ЖНВЛС присутствует группа наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов, которые в соответствии с приказами Минздрава требуют особых условий хранения: укрепленное помещение, наличие охранной сигнализации, сейф, оборудование места хранения и рабочих мест кнопками тревожной сигнализации и т.д. Это очень дорогостоящие мероприятия, и

таблица г| Количество точек

ведущих аптечных сетей

№ Аптечная сеть Количество аптечных точек по итогам !—Ш кв. 2009 г., ед.

1 Аптеки 36,6 1026

2 Ригла (включая О3) 573

3 Фармакор 406

4 Имплозия 589

5 Мособлфармация 536

6 Радуга 348

7 Столичные аптеки 239

8 Вита 320

9 Старый лекарь 181

10 Доктор Столетов 426

11 Первая помощь 160

12 Сеть аптек А5 224

13 Самсон-Фарма 12

14 Фармаимпекс 186

15 Здоровые Люди 217

16 Губернские аптеки 315

17 Фармленд 185

18 Липецкфармация 138

19 Сеть аптек HEXAL 39

20 Аптека Невис 163

21 Фармация, Тюмень 150

22 03 Аптека 69

23 Биотэк 366

24 Мелодия здоровья 140

25 Курганфармация 164

содержание этой группы препаратов может покрываться только за счет прибыли от продажи другой части ассортимента. Реализация в аптеке этой группы препаратов составляет всего лишь 2% от общего товарооборота, но на покрытие расходов этой группы лекарств пойдет только наценка в 20% от этих 2% (т.е. 0,4% от общего товарооборота). Таким образом, только затраты на меры безопасности в 8 раз превышают доход от продажи наркотических средств и СДВ. Вариант сокращения издержек — упразднить продажу этой группы препаратов, что по закону возможно в простом заявительном порядке, по причине отсутствия условий хранения. Последствия для пациентов,

остро нуждающихся в этих препаратах, понятны.

Опытный коммерсант может предложить вариант компенсировать убытки и снизить цены на лекарства за счет расширения дополнительного высокомаржинального нелекарственного ассортимента. Но и здесь аптеки ограничены законодательно. В Федеральном законе «О лекарственных средствах» приведены названия групп товаров, разрешенных к реализации в аптеках, наряду с ЛС. Например, «Средства личной гигиены» и «Диетическое питание». Беда только в том, что обозначены названия групп без всякого конкретного перечня. Списков товаров, входящих в указанные группы, нет ни в одном государственном нормативном документе, а главное, такие списки отсутствуют в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, являющемся единственным в России общим документом по разделению товаров по группам. Закономерным следствием этого стал «творческий» подход контролирующих органов. В некоторых регионах в аптеках изымают из реализации соски детские, так как по классификатору продукции они относятся к «изделиям из асбеста и резины», одноразовые детские подгузники (памперсы), которые отнесены к бумажно-беленым изделиям, и т.д.

Не стоит забывать и о необходимости иметь в наличии минимальный ассортимент лекарств, установленный Минздравом. Держать этот ассортимент по большей части приходится только для исполнения приказа, объем продаж по большинству позиций стремится к нулю. Кстати, в этом приказе кроме общей группы ЛС присутствует 8 наименований сильнодействующих препаратов и 4 наркотических, что требует создания особых условий хранения, о которых упомянуто выше. И, наконец, об общих издержках. Разница в общих издержках, характерных для любых предприятий розничной торговли, безусловно, существует как между одиночными аптеками, так и внутрисетевыми аптеками. Тем более если сеть федеральная или межрегиональная. Это обусловлено разницей в

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ 125

1 итоги 2009 года РШШ1ШМ ■

ставках аренды, размерах занимаемой площади, а следовательно, и коммунальными услугами, разницей в оплате труда. Рассматривая взаимосвязь в разбросе цен на лекарства в аптеках и разницей уровня издержек в них, безусловно, можно утверждать, что здесь корреляция слабая. Внутрисетевые аптеки, уровень издержек в которых был неприемлемо высок в сравнении с объемом продаж, за последние полгода в основном закрыты. Высокий уровень общих издержек не покроешь высокой наценкой на ту продукцию, на которую ее можно повысить, покупатели в этом случае предпочтут другую аптеку. Подводя итог вышесказанному, напрашивается неутешительный вывод: попытки дополнительного регулирования обращения аптечного ассортимента приведут к тому, что аптеки будут все чаще закрываться или массово переходить в категорию «Аптечный киоск». В этой категории — минимум издержек, и можно торговать только безрецептурными и сопутствующими товарами, т.е. наиболее «ходовыми» и выгодными. Не случайно, используя крупные покупательские потоки, торговые центры и супермаркеты все чаще сами открывают там аптечные киоски, что приводит к падению рентабельности полноценных, «классических» аптек.

ф ИТОГИ ГОДА

В ЗЕРКАЛЕ СТАТИСТИКИ

Структура российской аптечной сети. Если сравнивать весь российский ритейл, то по тем остаткам государственных и муниципальных аптечных организаций можно сделать вывод, что фармацевтическая розница максимально не реализовала открывшиеся перспективы рынка. Доля государственных аптечных организаций в общем количестве аптек в целом по России в прошлом году оценена экспертами в 35— 40% от общего количества лицензированных аптек. Как показывает практика, большинству государственных и муниципальных аптек выживать в тяжелый кризисный период легче за счет передачи недвижимого имущества в хозяйственное ведение. Аренда, как правило, занимает второе место в объеме издер-

рисунок 1

Структура продаж аптечных сетей в разрезе

лекарственный/нелекарственный ассортимент в I—III кв. 2009 г.

и в I—III кв. 2008 г. (расчет по стоимостному объему продаж), %

II кв. 2008

II кв. 2009

II кв. 2008 II кв. 2009

II кв. 2008

II кв. 2009

71,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

40

60

80

100

|— нелекарственный ассортимент — лекарственный ассортимент

рисунок 3

Средняя розничная наценка

29.4 29,3 29,2 29,1 29,0 28,9 28,8 28,7 28,6

28.5

— 29,3

- 29,1

- 28,8

-

2007 2008 2009

| | — розничная наценка, %

126

к г*

^В РШШШШ итоги2009 года

АПТЕЧНЫЙ РИТЕЙЛ - 2009: ВРЕМЯ «ДЕРЖАТЬ УДАР»

жек обращения после заработной платы. По-видимому, этим и объясняется такое большое количество государственных и муниципальных аптек в структуре аптечной сети. Плотность аптек по странам (тыс. чел. на точку). Распространенное мнение, что в России на каждом углу по 5 аптек, и даже если кризис приведет к закрытию аптек — потребитель этого не заметит, к сожалению, применимо только к очень большим городам. Сегодня количество аптек соответствует нормативу (тыс. чел./1 аптека) советского времени для сельской местности. Тогда в городе открывалась 1 аптека на 10 тыс. населения, а на селе 1 аптека на 6 тыс. Сегодня, по данным экспертов, в России на 1 аптеку приходится — 5,6 тыс. чел., в то время как, например, в Великобритании — 4,8 тыс. чел. на 1 аптеку, в Германии — 3,8 тыс. чел., а во Франции — 2,8 тыс. чел. Характеристики аптечного рынка готовых лекарственных средств. По итогам 2009 г. в аптеках России было представлено более 3,5 тыс. торговых марок, а с учетом форм выпуска — более 11 тыс. наименований. Кризис внес свои коррективы в амбициозные планы крупных игроков аптечного бизнеса по слияниям и поглощениям. Наложилась природа рыночной экономики, существующей при условии постоянного роста потребления. Впервые в России была зафиксирована стагнация фармацевтического рынка. Из заметных сделок, в 2009 г. из крупных сделок был выкуп пакета акций «Здоровые Люди», связанный с разделом розничного и производственного бизнес-направления компании. Остановилась в

росте и даже проявила некий регресс в количестве аптек лидер отрасли — аптечная сеть «36,6». Еще летом 2009 г. было объявлено о решении акционеров о допэмиссии. Если пририсовать к имеющимся деньгам (акциям) нуль (или больше), прибавится нулей, а не денег. Видимо поэтому так долго решался вопрос о покупке доли аптечной сети «36,6» фармацевтическим дистрибьютором СИА Интернейшнл, о чем, собственно, было объявлено в начале 2010 г.: покупка компанией СИА Интернейшнл 25% акций сети Аптеки 36,6. Структура оборота сетевых аптек в России. В большинстве «классических аптек» лекарственный ассортимент составляет до 80% в общем товарообороте. Оставшийся ассортимент разделен приблизительно так: более 10% — изделия медицинского назначения, около 10% — БАД. Остальное — прочий ассортимент, соответствующий требованиям п. 9 ст. 32 Закона №8б-ФЗ «О лекарственных средствах», отраслевого стандарта, утвержденного приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 №80. В некоторых аптечных сетях прочий ассортимент достигает более 40% и всегда актуален вопрос расширения дополнительного ассортимента, который можно реализовать в аптеке.

Частные марки аптечных сетей. Наиболее развитый проект собственных торговых марок есть на сегодняшний момент только у аптечной сети «36,6», компания предлагает порядка 200—300 наименований продукции, в т.ч. лекарственные средства. В товарообороте компании этот ассортимент составляет около 3%, что является предметом особой гордости сети. Правда, предложе-

ния другим аптечным сетям продавать продукцию торговой марки «36,6» успехом не увенчались.

Планы по выпуску продукции под собственной торговой маркой озвучивала Ригла, но программа пока не стартовала, планируется выпуск парфюмерно-косметической продукции и средств личной гигиены. Также аптечная сеть «Здоровые люди» выпускает продукцию под собственной торговой маркой, но пока ассортимент довольно скромный (порядка 3 наименований) продукции интимного назначения. Существуют и другие примеры, но чаще всего они ограничиваются 2—3 наименованиями нелекарственной продукции. Интерес к данной продукции обусловлен достаточно высокой «мар-жой».

В заключение хочется выразить надежду, что, может быть, консолидация аптечного сообщества приведет к тому, что «голос» отрасли будет услышан. Что достаточно большое количество участников аптечного бизнеса сегодня работают в соответствии с лицензионными нормами, т.е. практически по правилам надлежащей аптечной практики (НАЛ). Что надлежащая аптечная практика — это в первую очередь добросовестная практика, и участники такого консолидированного сообщества — профессиональной организации готовы разрабатывать повышенные стандарты обслуживания потребителей, выполнять их и нести ответственность, в том числе и в виде самоконтроля, как внутри профессиональной организации, так и внутри своего предприятия. Мы готовы к конструктивному диалогу с властью.

Ф

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.