УДК 323:332.1 (574)
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРНОСТИ СЕЛЬСКИХ АКИМОВ -- ПРОЦЕСС ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Ахметов Ерик Булатович
Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г.Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
Оспанова Айдана Нургалиевна
Старший научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, магистр юридических наук, г.Нур-Султан, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы выборности сельских акимов и дается характеристика организационно - правовой структуры местного самоуправления в Республике Казахстан. Основное внимание уделяется выявлению причин выборности акимов сельских округов и их взаимодействие с местным сообществом. Научная новизна заключается в изучении основных проблем, возникающих в процессе выборности акимов
сельских округов. Авторами сделан вывод о том, в рамках введения выборов в акимы рай- ш
онных, сельских округов требуется создание определенных институтов, которые могли Н
бы выступать в качестве местного представительного органа на уровне сел, поселков К
и сельских округов и представлять интересы граждан и сельского населения. Авторами Н
были проанализированы некоторые положения Европейской Хартии местного самоуправ- И
ления, которые необходимы при разработки новой модели выборности акимов сельских q
округов и местного самоуправления в Республике Казахстан. Более того были рассмотре- 3
ны основные критерии отбора в акимы сельских и местных округов и выборщиков. Был К
сделан краткий обзор некоторых моделей местного самоуправления, и их реализация в о
странах ближнего и дальнего зарубежья. Анализируется вопрос дальнейшего развития АА
системы электронного голосования, так как в мировой практике зарубежных стран как Л
США, Великобритания, Франция, Малайзия в процессе проведения голосования и выбо- q
ров в организации местного и государственного управления активно внедряется система >
электронного голосования, что является одним из механизмов модернизации и проведения П
«честных» выборов на местах. В
Таким образом, необходим дальнейший анализ реформ и изученж вопроса о модернизации g
систeмы местного самоупрaвления в Республике Казахстан. >
Ключевые слова: выборность, акимы, самоуправление, местное сообщество, голосова- Ф
ние, выборы, маслихаты, депутаты, гражданское общество, «избирательная система, р
децентрализация, модели местного самоуправления, электронное голосование. А
И
р
№ >
6
) 2
«^УБЫ ЭKШДEРШЩ СAЙЛAНБAЛЫFЫ - KA3AKCTAH РEСПУБЛИKAСЫНДAFЫ ЖEРГIЛIKТI ЭЗШ-ЭЗ1 БAСК;AРУДЫ ОДAН ЭР1 ДEМОKРAТИЯЛAНДЫРУ ЖЭНЕ К;AЛЫПТAСТЫРУ ПРОЦЕС1» «KA3AKCTAH РEСПУБЛИKAСЫНДAFЫ 3A4 ЖОБAЛAУ ^bBMETIH FЫЛЫМИ К;ОЛДAУ» TA^blPbŒbl БОЙЫНШA FЫЛЫМИ-ЗEРТТEУ НЭТИЖEЛEРIН AПРОБAЦИЯЛAУ
EpiK Болат^лы AxMeTOB
Kaзaцcmaн Рecnyблuкacы Зaцнaмa жэж ЦYЦыцmыц av¡napam rncmumymbi кoнcmumyцuялыц, эюмштк зaцнaмa жэж мeмлeкemmiк 6acv¡apy бвлiмiнiц asa sbrnbrnu цызмemкepi, зaц гылымдapыныц мaгucmpi, HYp-CYлmaн ц., Kaзaцcmaн Рecnyблuкacы, e-mail: [email protected]
A^aHa Н¥pFаликызы- Оспанова
Kaзaцcmaн Рecnyблuкacы Зaцнaмa жэж ЦYЦыцmыц ah¡napam rncmumymbi кoнcmumyцuялыц, экiмшiлiк зaцнaмa жэж мeмлeкemmiк 6acv¡apy бвлiмiнiц a sa гылымu цызмemкepi, зaц гылымдapыныц мaгucmpi, HYp-CYлmaн ц., Kaзaцcmaн Рecnyблuкacы, e-mail: [email protected]
Aннoтaция. Maцaлaдa ayыл экíмдepíнíц caйлaнбaлылыгы мэceлeлepí цapacmыpылa-ды жэж Kaзaцcmaн Рecnyблuкacындaгы жepгшкmí взíн-взí бacцapyдыц Yйымдacmы-pyшылыц- цщыцшыц ЦYpылымынa cunammaмa 6epuedi. Heгíзгí нaзap ayылдыц oкpyг эк1м-depwщ caйлaнбaлылыц ce6enmepm aныцmayгa жэж oлapдыц жepгшкmí цoгaмдacmыцneн взapa íc-цuмыл жacayынa ayдapылaды. Maцaлaныц гылымu жaцaлыц ayылдыц oкpyгmep экiмдepдí carnay npo^cwde myындaйmын нeгíзгí npoблeмaлapды зepдeлeyдeн mYpadbi. ™ Авmopлap ayдaндыц, ayылдыц ayдaндap экiмдepiнe camaydbi eнгiзy шeцбepiндe ayылдap, ™ кeнmmep мeн ayылдыц ayдaндap de^eürnde жepгiлiкmi вкiлдi opгaн pemwde шыгyгa жэж £ aзaмammap мeн ayылдыц eлдi мeкeндepдiц мYддeлepiн бiлдipyгe бoлamын бeлгiлi 6ip rncmu-™ mymmap ЦYPУ цaжem дeгeн цopыmынды жacaды. Авmopлap Жepгiлiкmi взiн-взi бacцapyдыц Еyponaлыц xapmuяcыныц Kaзaцcmaн Рecnyблuкacындaгы ayылдыц ayдaндap экiмдepi мeн s жepгiлiкmi взiн-взi бacцapyдыц caйлaнyыныц жaцa мoдeлiн эзipлey кeзiндe цaжem бoлa-5 шын нeomopлыц epeжeлepiнe maлдay жacaды. Coнымeн цamap, ayылдыц жэж жepгiлiкmi Е ayдaндap экiмдepi мeн maцдayшылapгa iprnmeydщ нeгiзгi xpumepurnepi цapaлды. Жepгiлiк-е mi взiн-взi бacцapyдыц mü6ip мoдeльдepiнe цыcцaшa шoлy жacaлды жэж oлapды жйцын ^ жэж aлыc шemeлдepдe ЖYзeгe acbipy.
° Элeкmpoндыц daybic 6epy ЖYйeciн oдaн эpi дaмыmy мэceлeci maлдaнaды, вйштт А^Ш, m ¥лыбpumaнuя, Фpaнцuя, Maлaйзuя cuяцmы шem eлдepдiц элeмдiк mэжipuбeciндe дayыc с 6epy мeн caйлayды вmкiзy npo^cwde жepгiлiкmi жэж мeмлeкemmiк 6a^apy Yйымдapын-^ da элeкmpoндыц дayыc 6epy ЖYйecí бeлceндí eнгíЗíлyдe, бYл жepгшкmí жepлepдe «aдaл» g caйлayды жaцгыpmy мeн вmкíзy memrnmepwщ 6ipi бoлыn maбылaды.
£ Оcылaйшa, peфopмaлapды oдaн эpí maлдay жэж Kaзaцcmaн Рecnyблuкacындaгы жep-гíлíкmí взíн-взí бacцapy ЖYйeлepíн жaцгыpmy мэceлecíн o^imy цaжem.
Tyüíh свздер: carnay, экiмдep, взíн-взí бacцapy, жepгшкmí цoгaмдacmыц, дayыc 6epy, о carnay, мэcлuxammap, denymammap, aзaмammыц цoгaм, carnay ЖYйecí, opmaлыцcыздaн-m дыpy, жepгíлíкmí взíн-взí 6a^apy мoдeльдepí, элeкmpoнды дayыc 6epy.
Ü s
ь
X
s s
X
ь
ш m
APPROBATION OF THE RESULTS OF ACADEMIC RESEARCH ON THE TOPIC: «ACADEMIC SUPPORT OF LEGISLATIVE ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE SPHERE OF ELECTABILITY OF RURAL AKIMS - THE PROCESS OF FURTHER DEMOCRATIZATION AND FORMATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN KAZAKHSTAN
Yerik B. Akhmetov
Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation
and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information
of the Republic of Kazakhstan, Master of Law, Nur-Sultan, e-mail: [email protected]
Aidana N. Ospanova
Senior Researcher of the Department of Constitutional, Administrative Legislation
and Public Administration of the Institute of Legislation and Legal Information
of the Republic of Kazakhstan, Master of Law, Nur-Sultan, e-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the issues of electivity of mayors of villages and describes the organizational and legal structure of local self-government in the Republic of Kazakhstan. The main focus is on identifying the reasons for the electability of rural district mayors and their interaction with the local community. The scientific novelty lies in the study of the main problems that arise in the process of electing mayors of rural districts. The authors concluded that the introduction of elections to the akims of district and rural areas requires the creation of, which are necessary for the development of a new model of electivity of rural akims and local self-government in the Republic of Kazakhstan. In addition, the main certain institutions that could act as a local representative body at the level of villages, towns and rural areas and represent the interests of citizens and rural settlements. The authors analyzed the non-regulatory provisions of E the European Charter of Local Self-Governments election criteria for the mayors of rural and H local districts and electors were considered. A brief overview of some models of local self-govern- > ment and their implementation in the countries of the near and far abroad was made. The article C analyzes the issue offurther development of the electronic voting system, as in the world practice ^ of foreign countries such as the United States, Great Britain, France, Malaysia, in the process of T voting and elections in the organization of local and state administration, the electronic voting 3 system is actively introduced, which is one of the mechanisms for modernizing and conducting 0 «fair» local elections. Thus, further analysis of the reforms and training on the modernization of g local self-government systems in the Republic of Kazakhstan is necessary. q
Keywords: electability, akims, self-government, local community, voting, elections, members 5 of parlament, civil society, electoral system, decentralization, models of local self-government, q electronic voting. >
DOI: 10.52026/2788-5291 2021 65 2 191 А
— — — — го
Введение. Необходимо отметить, что §<
базовые стaндaрты мeстнoгo сaмoупрaвления периода времени вопрос выборности аки- Н
были зaкрeплeны в Eвропeйскoй хaртии мов сельских округов и районов в Республи- §
месттого самoуправления. Указанные нормы ке Казахстан поднимался многими учены- А
включают опрeдeлeние прeдмeтов вeдeния ми, специалистами и политиками. Следует И
государственного мeстнoгo сooбществa и отметить, что основные принципы и осно- §
круга полнoмoчий его органoв1. вы выборности акимов сельских округов и №
Глава государства Касым-Жомарт То- районов были заложены в Конституции Ре- £
каев объявил 2021 год Годом 30-летия Не- спублики Казахстан от 30 aвгуста 1995 года. 5
зависимости. На протяжении длительного Далее, согласно соответствующим законам 0
1 Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г. Народный депутат. 1993. - № 2. - С.57-59.
и Постановлениям, где на основе Указа Первого Президента Республики Казахстан «О выборах акимов аульных (сельских) округов, аулов, сел и поселков» от 23 июня 2001 года № 633, были четко прописаны правила проведения голосования кандидатов в сельские и районные округа. Следует отметить, что в большинстве случаев понятие «выборность» можно было понимать, как «назначение», поскольку Постановления и Указы, принятые в период с 2001-2011 годах, подвергались различным дополнениям и изменениям. Однако в результате Указа Первого Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа» от 24 апреля 2013 года № 555, было отмечено, что акимы сельских и районых округов избираются сроком на четыре года коллегией районных депутатов и городского
2
гм о гм
IX
< IX
О в х
о
со О
сп <
< сп
ь
-О
ш £
ч: о
X
0 <
РЛ
1
X
ь
маслихата
Основная часть. Казахстанские ученые Г.С. Сапаргалиев, Л. Жанузакова отмечают, что «Европейская Хартия местного самоуправления» предполагает демократическое участие местного населения в вопросах как местного, так и государственного самоуправления. По мнению выдающего ученого Г.С. Сапаргалиева, Европейская Хартия местного самоуправления, Совета Европы от 15 октября 1985, предполагает, что деятельность местного самоуправления имеет также общественную природу, что дает право местным органам власти участвовать в значительной части государственных дел и управлять ею «действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» [1, с.5]. Ученый также подчеркивал, что согласно Европейской Хартии местного самоуправления, государственное и местное самоуправление как бы дополняют друг друга и тем самым автор дает понять, что в решении местного самоуправления активно участвует местное население, которые более четко могут понять решение соответствующих проблем, что также отмечается как «значимая часть государственных дел» [1, с.5].
Также стоит отметить, что, к примеру, ученый Л.Т. Чихладзе (2013; 2014) указывает на то, что в законодательстве муниципальной системы стран СНГ очень часто
2 Указ Первого Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа» от 24 апреля 2013 года № 555
применяется высказывание «Европейская Хартия местного самоуправления», для того чтобы более четко показать готовность и состоятельность формирования данной муниципальной системы, которая отвечает всем требованиям и критериям европейской системы местного самоуправления «основанную на принципах децентрализации власти и деконцентрации полномочий». Однако далее ученый Л.Т. Чихладзе отмечает, что «...в современном мире чистых децентрализованных моделей нет и быть не может» [2, с.46].
В Казахстане, как указывает ученый Л.Т. Жанузакова, выработались две основные ступени местного самоуправления, где начальная ступень развития предполагает расширение системы местного самоуправления, а конечная или «продолжающая» указывает на развитие действия местного самоуправления.
По мнению Л.Т. Жанузаковой, «другой возможный путь учета мнения населения местных сообществ - это предоставление самому населению, общественным объединениям либо самим маслихатам права выдвигать дополнительные кандидатуры». Л.Т. Жанузакова полагает, что «наделение акимов всех уровней и акиматов функциями не только государственного управления, но и местного самоуправления, придает им, как и маслихатам, двойной статус. Законодатель, к сожалению, на этот вопрос четко не ответил. Не произведено и разграничение функций государственного управления и местного самоуправления, хотя акцент на осуществление отдельно таких функций сделан» [3, с.15].
Стоит отметить, что Л. Жанузакова также отмечает периоды равития каждой ступени самоуправления, где первая ступень охватывает 2013-14 гг., а вторая - 2015-2020 гг. [3]. Далее перейдем к основным критериям отбора в акимы сельских округов.
На сегодняшний день согласно правилам отбора в акимы села Республики Казахстан существуют отпределенные критерии, которые позволяют местному сообществу выдвигать свою кандидатуру и выбирать. Так, кандидаты в акимы сельских округов должны иметь:
- гражданство Республики Казахстан;
- возраст (25 лет и старше);
- наличие высшее образования;
- проживание на территории в соответствующем сельском округе/ауле;
- соответствовать всем требованиям Закона РК «О государственной службе»3.
В то же время, лица, которые выбирают должны быть гражданами Республики Казахстан, быть совершеннолетними (начиная с 18 лет), постоянно проживать в соответствующем сельском округе/селе/ауле и обладать активным избирательным правом.
Согласно мнению казахстанских ученых термин «децентрализация» означает своего рода передачу контроля деятельности местным органам власти, что должно привести к качественному изменению системы государственного управления, но не наоборот.
Балабиев РК. полагает, что местное самоуправление должно качественно подходить к выбору профессиональных кадров и государственных служащих в системе местной организационно-правовой структуры, так как это будет способствовать повышению мониторинга, эффективному учету интересов и услуг потребителей, рациональному контролю и расходу ресурсов [4, с.187-189]. Сюда также стоит отнести, что при определении более четких правил и принципов в законодальстве, вопрос децентрализации может оказать положительное воздействие на модели местного самоуправления.
Более того стоить отметить, что в Законе Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» № 148 от 23 января 2001 года дается четкое определение некоторым понятиям и терминам. Так, «6) местное сообщество - совокупность жителей (членов местного сообщества), проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление, формируются и функционируют его органы;
6-1) собрание местного сообщества - участие представителей местного сообщества, делегированных сходом местного сообщества, в решении текущих вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом;
6-2) сход местного сообщества - непосредственное участие жителей (членов местного сообщества) в решении наиболее важных вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом.. ,»4.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», от 1 сентября 2020 года5 заявил о необходимости внедрения прямых выборов сельских акимов.
Выборы важный институт современной демократизации общества, выражение волеизъявления народа, одним из основных форм его участия в государственном управлении. Как показывает опыт многих зарубежных стран, при прямых выборах глава местного исполнительного органа (аким) чувствует большую ответственность перед своими избирателями, что положительным образом сказывается на результатах его работы.
На сегодняшний день в Республике Казахстан выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов проводятся косвенным методом депутатами маслихата района (города областного значения). Выдвижение кандидатов производится акимом района (города областного значения) после согласования с собранием местного сообщества.
В этой связи, в реализацию Послания Главы государства разработаны проекты Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выборов», предусматривающие законодательные поправки по внедрению прямых выборов акимов сельских округов.
Ожидается, что прямые выборы акимов сельских округов позволят:
- повысить активность граждан в полноценной реализации своих конституционных прав;
- усилить доверие населения к власти и подотчетность акима перед населением;
- повысить оперативность реагирования сельского акима к потребностям и проблемам населения;
- в полной мере реализовать концепцию «Слышащего государства».
Согласно вышеуказанным законопроектам в текущем году будут объявлены первые прямые выборы акимов сельских округов, у которых завершается срок полномочий.
3 Закон Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» от 23 ноября 2015 года № 416-У ЗРК
4 Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» от 23 января 2001 года № 148
5 Послание Президента Республики Казахстан Токаева Касым-Жомарт Кемелевича Народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий», от 1 сентября 2020 года
Н
X
ы А
о х о
Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"О А
С
"О
к> о к>
гм о гм
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< сп
ь .0
ш £
о
X
0 <
по
1
X
ь
Выборы коснутся 836 акимов.
Предполагается, что данные выборы будут важным этапом развития в избирательной системе Казахстана, основой для накопления нового практического опыта организации и проведения масштабных региональных электоральных кампаний. Проект Конституционного закона предусматривает выдвижение кандидатов зарегистрированными политическими партиями, что расширяет их роль и ответственность. Кроме того, в целях реализации пассивного избирательного права жителей соответствующих сельских округов предусматривается самовыдвижение.
Кандидат - самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку не менее чем 1% подписей избирателей, проживающих в соответствующем сельском округе. Аналогичный порядок самовыдвижения установлен в отношении кандидатов в Президенты и депутатов Парламента. При этом в случае, когда на конец срока выдвижения выдвинуто менее двух кандидатов, аким района (города областного значения) должен будет обеспечить альтернативность при выборах. Стоит отметить, что срок полномочий акимов сельских округов останется прежним -четыре года.
Порядок проведения выборов будет осуществляться по следующему механизму:
- назначение выборов акимов сельских округов;
- выдвижение кандидатов в акимы сельского округа (политическими партиями из числа своих членов; в порядке самовыдвижения;
- сбор подписей в поддержку кандидата (самовыдвиженца);
- внесение избирательного взноса кандидатом (в однократном размере установленной законодательством РК минимальной заработной платы);
- проверка на соответствие кандидатов в акимы сельского округа предъявляемым требованиям;
- регистрация кандидатов в акимы сельского округа районной (городской) избирательной комиссией;
- проверка декларации кандидатов и проведение специальной проверки; - проведение агитационной кампании;
- проведение выборов;
- подсчет голосов кандидатов в акимы
сельского округа;
- проведение повторных выборов акимов сельских округов в случаях, если выборы были признаны недействительными (в ходе выборов или при подсчете голосов, либо при определении результатов выборов) и два кандидата набрали наибольшее одинаковое количество голосов;
- установление и опубликование итогов выборов акимов сельских округов в средствах массовой информации;
- регистрация избранного акима сельского округа6.
Вместе с тем, маслихаты района (города областного значения) будут наделены полномочиями по рассмотрению вопроса о выражении вотума недоверия акиму, в том числе по инициативе собрания местного сообщества. Следовательно, аким сельского округа будет не только избранной, но и подконтрольной должностью перед избравшим его сообществом.
Проектом закона сделан упор на укрепление системы местного самоуправления Республики Казахстан7.
В свою очередь рекомендуется отметить, что в статье 1 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148 даны определения следующим понятиям:
«6) местное сообщество - совокупность жителей (членов местного сообщества), проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы, в границах которой осуществляется местное самоуправление, формируются и функционируют его органы;
6-1) собрание местного сообщества - участие представителей местного сообщества, делегированных сходом местного сообщества, в решении текущих вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом;
6-2) сход местного сообщества - непосредственное участие жителей (членов местного сообщества) в решении наиболее важных вопросов местного значения в пределах и порядке, определенных настоящим Законом.. ,»8.
Следовательно, на основе научных исследований в мировой практике существуют различные модели положения главы местного управления, включая наличие разных
6 Проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464
7 Там же
8 Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от
23 января 2001 года № 148 /
196
иН.: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000148_ (дата обращения 18.11.2020).
механизмов его избрания.
Модели местного самоуправления
Как отмечают некоторые ученые (Постовой, Таболин, Черногор, 2008; Черкасов, 2014, 2020), существует несколько моделей местного самоуправления, такие как англосаксонская, континентальная (французская), смешанная, иберийская и советская. Однако стоить заметить, что советская модель системы местного самоуправления очень во многом распространена в странах с высоким влиянием тоталитарного режима, жесткой централизации и отсутсвия самостоятельности местных органов власти, т.е. прямая зависимость и подчиненность высшему органу власти. В таких странах как КНДР, Куба, Китай в основном распространена советская модель местного самоуправления [5, с.206 ].
Напротив, в странах с иберийской моделью управления (Португалия, Испания), где на каждой ступени государственного управления есть свои институты и советы, которые предоставляют местному населению право выбора кандидата в местные органы самоупраления, который далее утверждается центральным оганом власти и является своего рода представителем власти в избранном округе.
Англосаксонская модель местного самоуправления, в основном применима в странах с высоким уровнем демократии, автономии и свободы местных органов власти в решении определенных задач. В данную модель входят такие страны как США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Уровень прямого подчинения очень низкий, его практически нет, так как представители местного самоуправления действуют автономно в рамках вверенных им полномочий.
Континентальная (французская) модель построена на принципе прямой зависимости низших ступеней власти от высших. Многие называют ее классической пирамидой, где уровень автономности практически отсутствует у представителей местного самоуправления потому, как они напрямую подотчетны высшим звеньям органов власти и должны осуществлять свою деятельсноть в рамках закона. Данная модель управления широко распространена во Франции, странах франкоязычной Африки, странах Ближнего Востока, в некоторых странах Латинской Америки и т.д.
Смешанная модель растпостранена в таких странах как Германия, Австрия и Япония. Данная система еще носит название «гибридная», которая представлят собой
сочетания англосаксонской и континентальной (французкой), где атономия в основном присутствует на низшем звене местного самоуправления, но отсутствует в высшем звене государственного управления.
Многие ученые (Г. Сапаргалиев, 2006, К. Балабиев, 2014; Л. Жанузакова, 2013; Чихладзе, 2013) определяют, что в Республике Казахстан в основном распространена французкая/континентальная модель местного самоуправления.
Международный опыт местного самоуправления
В формировании в дальнейшем прозрачной и гибкой организационно-правовой структуры местного самоуправления в Республике Казахстан и системы выборности акимов сельских и местных округов важную роль играет международный опыт зарубежных стран. Так, к примеру, в таких странах как Бельгия, Англия, Голландия финансирование местного органа самоуправления основано на предоставлении определенных дотаций из государственного бюджета для покрытия общих назначений местного бюджета. В Японии и Германии такого рода дотации называют субвенциями, которые имеют целевое назначение на покрытие специальных расходов выделенные государством местному бюджету. Однако, по е мнению ученого Л.Т. Чихладзе (2013; 2014) Н данная прерогатива делает местное самоу- к правление «финансово» зависимым от госу- н дарственной власти, где саму самостоятель- Т ность можно отмечать только на словах, но У не на деле [6]. 5
По мнению Черкасова А.И., «в странах К англосаксонского права одним из источни- Н ков полномочий местных органов являются Д судебные прецеденты, в значительной сте- Е пени регулирующие и конкретизирующие С устанавливаемую актами парламента ком- ^ петенцию местного управления [7, с.2].
В Российской Федерации Постовой Н.В. § (2008) отмечает, что «исполнительно-распо- О рядительные органы местного самоуправ- ° ления являются неотъемлемым элементом И системы органов местного самоуправления ф и местного самоуправления». Далее учёный М подчеркивает, что в состав исполнитель- > но-распорядительных органов входят глава 5 муниципального образования или админи- 5 страция, либо глава администрации и сама администрация» [5]. 6
В мировой практике существуют раз- — личные подходы к механизму выборов глав 2 местных органов управления. Например,
система органов управления в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии имеет отличный характер по сравнению с постсоветскими странами. Если государства, которые образовались после развала СССР, являются централизованными и в них присутствует «жесткая» вертикаль власти, то в странах западной Европы, в особенности в Великобритании, органы управления на местах более или менее автономны по отношению к центру. По мнению Я.Ю. Старцева, однородность органов управления - лишь видимость, и в каждой территориальной единице есть свои особенности. Так, «в одной только Англии существуют: графства с полномочиями дореформенных графств (юридический статус - графства), унитарные графства с полномочиями дореформенных графств и округов (юридический статус - графства), округа с дореформенными полномочиями (юридический статус - округа), унитарные округа с объединенными полномочиями (юридический статус - округа), города, обладающие статусом округов - унитарных или дореформенных, городские округа» [9, с. 73-74].
В системе органов управления функции главы местного управления может выполнять совет, который в свою очередь форми-^ рует и контролирует работу исполнитель-¡3 но-распорядительных органов, тогда как ¡¡3 председатель совета выполняет лишь предам ставительские функции.
В сравнении с акимом мэр обладает меньшей автономностью от представительного ^ органа. Это объясняется тем, что в Соеди-^ ненном Королевстве Великобритании и о Северной Ирландии сильны традиции кол-| легиальности в принятии решений. Однако в полной мере нельзя говорить, что советы § - это представительный орган. Их правовая < природа носит сложный характер: советы с выполняют функции как представительного <1 органа, так и исполнительного.
ш
(З Интересен пример структуры местных
[ц органов управления Ирландии. Там советы
^ местных образований каждый год избирают
о из своего числа председателя, который лишь
о руководит деятельностью совета. Председа-
т тель может именоваться мэром в зависимо-
^ сти от сложившихся традиций определенно-
ЁЕ го местного образования.
Ь Однако ключевую роль в управлении
^ территориальной единицей играет так на-
^ зываемый менеджер местного образования.
£ Основная задача менеджера - это осущест-
т вление исполнительно-распорядительных
функций. По сути, это профессиональный управленец. Фактически именно он является главой местного образования в Ирландии. Данная должность не является выборной, назначение на нее осуществляется советами. Кандидатуры на должности менеджеров предлагают центральные органы управления (комиссия по делам назначения на местные должности) и советы не могут отклонить данную кандидатуру. С помощью данного механизма центр контролирует местные органы управления, создавая иллюзию автономности.
Таким образом, в англосаксонской системе государственного управления есть различные модели положения главы местного управления.
Вот некоторые особенности данной системы:
- выборность главы местного управления;
- наличие профессионального образования у главы исполнительно-распорядительного органа на региональном и местном уровнях (примером служит Ирландия);
- внедрение системы разделения властей на местном уровне государственного управления (глава местного образования и глава исполнительно-распорядительного органа -разные субъекты управления).
В США также существуют такое понятие как «административная децентрализация», где может вохникнуть неизбежный контроль местных органов самоуправления государством.
В Индии, Португалии и Италии, к примеру, на основании соответствующего законодательства Президент может распустить совет местного самоуправления.
Заключение. Итак, исходя из вышеизложенного, мы рассмотрели основные вопросы выборности акимов сельских округов и местного самоуправления в Казахстане. Попытались рассмотреть природу децентрализации местного самоуправления, а также рассмотрели основные ее принципы. Указали на некоторые характеристики Европейской Хартии местного самоуправления, которые необходимы при разработке новой модели выборности акимов сельских округов и местного самоуправления в Республике Казахстан. Более того были рассмотрены основные критерии отбора в акимы сельских и местных округов и выборщиков. Был сделан краткий обзор некоторых моделей местного самоуправления и их реализация в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Также стоить отметить, что сейчас в мировой практике зарубежных стран как США, Великобритания, Франция, Малайзия в процессе проведения голосования и выборов в организации местного и государственного управления активно внедряется система электронного голосования, что является одним из механизмов модернизации и проведения «честных» выборов на местах.
Учитывая важность проведения прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов рекомендуется рассмотреть возможность внесения уточнений в подпункт 6) статьи 1 Закона Республики Казахстан /«О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года № 148 в части определения местного сообщества. Предлагается уточнить, что участие в выборах принимают исключительно жители, официально зарегистрированные в данном селе, поселке, сельском округе как месте их постоянного жительства.
Вместе с тем предлагается статью 36-2 проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам вы-
боров» (далее - проект Закона) дополнить нормой, касающейся выборов акимов городов районного значения. Так, предлагаются прямые выборы акимов распространить не только на акимов сел, посёлков, сельских округов, но и городов районного значения, в связи с тем, что также представляют один из нижестоящих уровней территориального управления.
В подпункте 3) пункта 3 статьи 36-2 проекта Закона слова «утраты» предлагается заменить словом «прекращения», так как гражданство может быть прекращено в случае выхода из него, утраты и лишения.
Однако, стоит понимать, что в рамках введения выборов в акимы районных, сельских округов требуется создание определенных институтов, которые могли бы выступать в качестве местного представительного органа на уровне сел, поселков и сельских округов и представлять интересы граждан и сельского населения. Таким образом, необходим дальнейший анализ реформ и изучение вопроса о модернизации системы местного самоуправления в Республике Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
Н
X
1. Сапаргалиев Г.С. (2006). Некоторые соображения о местном самоуправлении в Ре- И спублике Казахстан //Вестник Института законодательства и правовой информации Ре- С спублики Казахстан. - 2006. - №1. - С. 5-8.
2. Чихладзе Л.Т. (2013). Административная децентрализация в контексте особенно- q стей организации местного самоуправления зарубежных стран. //Вестник Московского А университета МВД России. -2013. - №1. -С. 46-49. §
3. Жанузакова Л.Т. Выборы акимов - реальный шаг к формированию системы местного § самоуправления в Республике Казахстан //Вестник Института законодательства и пра- q вовой информации РК №3 (31), 2013 г. - С. 15-17. Л
4. Балабиев К.Р. Вопросы развития местного самоуправления в республике Казахстан q и роль зарубежного опыта в его совершенствовании. Austrian Journal of Humanities and > Social Sciences. - 2014.- 2 (1-2). - С. 181-189. П
5. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России. Учебник / В Под ред. Н.В. Постового. - М.: ИД «Юриспруденция», 2008. 250 с. о
6. Чихладзе Л.Т. Компетенция органов местного самоуправления и местного управления в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. //Вестник Московско- Н го университета МВД России. - 2014. - №1. -С. 33-36. о
7. Черкасов А.И. Стандарты Совета Европы в сфере местного самоуправления и про- А блемы их реализации. Журнал «Труды Института государства и права РФ, М., 2014 г. И С. 2 -5. К
8. Черкасов А.И. Местное управление в зарубежных странах: модели и тенденции эво- № люции //Url.: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary. 16219058_ 53 6497 28 . pdf (дата обра- ^ щения 14.12.2020). 65
9. Старцев Я.Ю. Курс лекций. Государственное и муниципальное управление в зарубеж- 00
ных странах. М, 2003. С. 73-74.
10. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2004. -
1. Sapargaliev G.S. (2006). Nekotopye soobrazhenija o mestnom samoupravlenii v Respublike Kazahstan //Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. -2006. - №1. - S. 5-8.
2. Chihladze L.T. (2013). Administrativnaja decentralizacija v kontekste osobennostej organizacii mestnogo samoupravlenija zarubezhnyh stran. //Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. -2013. - №1. -S. 46-49.
3. Zhanuzakova L.T. Vybory akimov - real'nyj shag k formirovaniju sistemy mestnogo samoupravlenija v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii RK №3 (31), 2013 g. - S. 15-17.
4. Balabiev K.R. Voprosy razvitija mestnogo samoupravlenija v respublike Kazahstan i rol' zarubezhnogo opyta v ego sovershenstvovanii. Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014.- 2 (1-2). - S. 181-189.
5. Postovoj N.V., Tabolin V.V., Chernogor N.N. Municipal'noe pravo Rossii. Uchebnik / Pod red. N.V. Postovogo. - M.: ID «Jurisprudencija», 2008. 250 s.
6. Chihladze L.T. Kompetencija organov mestnogo samoupravlenija i mestnogo upravlenija v gosudarstvah-uchastnikah Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. //Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2014. - №1. -S. 33-36.
7. Cherkasov A.I. Standarty Soveta Evropy v sfere mestnogo samoupravlenija i problemy ih realizacii. Zhurnal «Trudy Instituta gosudarstva i prava RF, M., 2014 g. S.2 -5.
8. Cherkasov A.I. Mestnoe upravlenie v zarubezhnyh stranah: modeli i tendencii jevoljucii // Url.: https:// elibrary.ru/ download/ elibrary.16219058_ 53 6497 28 . pdf (data obrashhenija 14.12.2020).
9. Starcev Ja.Ju. Kurs lekcij. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie v zarubezhnyh stranah. M, 2003. S. 73-74.
10. Arbuzkin A.M. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran. - M.: Jurist#, 2004. -
Ol
z
CL
s
s <
z
CL
С. 491-492.
REFERENCES
S. 491-492.
о e
X
>s
о
Ш
in