Научная статья на тему 'Наш трудный путь к местному самоуправлению (размышления'

Наш трудный путь к местному самоуправлению (размышления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МАСЛИХАТ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ВЫБО-РЫ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Габдуалиев Мереке Тлекович

Автор настоящей публикации исследует некоторые концептуальные вопросы института местного самоуправления в Республике Казахстан, нормы Конституции о местном самоуправлении, а также анализирует этапы развития местного самоуправления, отраженные в соответствующей Концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наш трудный путь к местному самоуправлению (размышления»

Габдуалиев Мереке Тлекович,

ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, кандидат юридических наук, член Рабочей группы по реализации Концепции развития местного самоуправления

наш трудный путь к местному самоуправлению

(размышления)

Заголовок к настоящей публикации выбран не случайно. Наш путь к местному самоуправлению был начат не на заре независимости (как иногда неверно полагают в некоторых кругах), а гораздо раньше - он был долог и труден, и мы еще в пути к данному институту демократии. История свидетельствует, что казахская кочевая цивилизация содержала в себе многие признаки местного самоуправления в его современном понимании. Кочевой образ жизни казахов требовал оперативного решения многих вопросов сообща, в коллективе и под свою ответственность касалось ли это выпаса скота, охоты или кочевок в соответствующие сезоны года.

Элементы муниципальной демократии можно проследить при анализе форм участия населения в осуществлении публичной власти. Так, известный казахстанский администрати-вист М.Н. Баранов справедливо указывает, что в ХУП-ХУШ веках в казахском обществе «мнение местного населения играло решающую роль в работе системы правосудия, применении правоохранительных мер представителями власти казахского общества - родоправителями (биями)» [1, с. 60].

Советская власть нарушила естественный ход истории, традиционный образ жизни казахов; насильственная коллективизация привела к трагическим событиям для генофонда казахской нации (голод, болезни, массовая гибель людей). В этот период половина народа оказалась фактически уничтожена. Известный историк М. Мырзахмет^лы в своей статье «Тарихы жо^ ^лт - ^¥л» отмечает, что до голодомора численность казахов составляла 6 млн. 200 тыс. После войны казахов осталось 1 млн. 900 тысяч человек [2]. В соответствии с официальными данными Агентства Республики Казахстан по статистике на начало 2012 года численность казахов составляет 10 764 253 человек. В рамках

колхозно-совхозной системы потомки кочевников в значительной степени утратили двухтыся-челетний опыт ведения кочевого скотоводческого хозяйства, при котором человек рассчитывал только на себя и свои знания, накопленные предками [3].

Безусловно, мы далеки от того, что бы недооценивать весь положительный опыт, который все-таки имелся в советской системе местного управления [4-7]. Однако сверхцентрализация власти в советский период истории не позволяла полноценному введению местного самоуправления в нашей стране.

Конституция Казахстана от 28 января 1993 года устанавливала, что «административно-территориальные единицы самостоятельны в управлении местными делами с ограничениями, установленными законами республики. Решение вопросов местного значения осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Они обеспечивают исполнение Конституции, законов, актов Президента и Кабинета Министров Республики Казахстан».

К сожалению, на данном этапе развития государства введение полноценного института местного самоуправления было невозможно. В специальных исследованиях справедливо указывается, что «львиная доля собственности еще находилась в руках государства и управлялась административно-командными методами. Естественно, в таких условиях говорить о разграничении функций государства и местного самоуправления было бы несерьезно» [8, с. 267].

В Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года стал упоминаться термин «местное самоуправление» (пункт 2 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 33, подпункт 2) пункта 3 статьи 61, статья 89). В ежегодном Послании Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казах-

стан» неоднократно указывалось на необходимость принятия пакета законодательных актов, направленных на реализацию конституционных новаций, устанавливающих принципы формирования и осуществления местного самоуправления, порядок назначения акимов и полномочия маслихатов [9].

До 2009 года в Казахстане отсутствовал закон, регламентировавший организацию и деятельность местного самоуправления. Казахстанский законодатель не стал принимать отдельный закон, а Законом Республики Казахстан от 9 февраля 2009 года № 126-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» [10] внес изменения в наименование и содержание Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» [11]. Новая редакция указанного закона звучит как «Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

При анализе истории конституционного закрепления института местного самоуправления в Казахстане следует обратить внимание на интересную деталь при изменении статьи 89 Конституции в 2007 году. До конституционных реформ 2007 года пункт 3 статьи 89 Конституции был в следующей редакции:

«Порядок организации и деятельность органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах установленных законом».

Ныне действующая редакция пункта 3 статьи 89 Конституции гласит:

«Организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируются законом».

Как видим, первоначальная редакция статьи 89 Конституции устанавливала очень важную основу муниципальной демократии, предопределяла на конституционном уровне, что граждане (местное население) являются первоосновой власти на местом уровне. Именно граждане сами определяют организацию и деятельность органов местного самоуправления, но, естественно, в пределах закона. В свое время профессор Н.С. Бондарь отмечал, что «в отличие от системы государственной демократии, которая, как свидетельствует опыт, может строиться на началах патернализма, муниципальная демократия по самой своей природе как демократия местного самоуправления, самоорганизации своей жизни исключает государственный патернализм» [12, с. 39].

Что стало причиной изменения в 2007 году пункта 3 статьи 89 Конституции еще до принятия соответствующего закона? Возможно, целью новой формулировки данной конституционной нормы стала идея о том, что именно в соответствующем законе будут подробно регламентированы, в том числе, формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления. В таком случае возникает другой вопрос: означает ли «свежая» редакция пункта 3 статьи 89 Конституции - «организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируются законом», что в Казахстане должен быть принят отдельный закон о местном самоуправлении? [13, с. 46]. Данный вопрос не становился предметом рассмотрения Конституционного Совета.

Необходимо отметить, что в соседней России решения Конституционного Суда значительно обогащают теорию и практику муниципальной демократии. Так, в Постановлении от 30 ноября 2000 года Конституционный Суд указал, что из прямого предписания части 1 статьи 130 Конституции России, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или населением непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления (статьи 12 и 130, часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации) [14].

В другом Постановлении от 24 января 1997 года «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в Конституции, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации (и всех других субъектов Федерации) - их территориальное устройство [15].

На процесс муниципального развития в России сказывается федеративный характер государства, а также то, что Российская Федерация присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления [16]. Так, в статье 3 Европей-

ской Хартии местного самоуправления говорится, что местное самоуправление осуществляется через институты представительного (советы или собрания, состоящие из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования) и прямого народовластия (собрания граждан, референдум или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом).

Безусловно, ряд предусмотренных форм прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления носит исключительный характер, поскольку может быть реализовано только в рамках местного сообщества.

Например, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» названо в числе форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении (статья 24). Проблемным вопросам этого института уделялось и уделяется повышенное внимание в научных статьях, публикациях, учебниках [17, с. 90-92], [18, с. 386-393] [19]. Право на голосование по отзыву депутата (выборного должного лица) является составным элементом конституционного права на осуществление местного самоуправления и занимает особое место в системе правомочий по участию в управлении публичными делами, поскольку выступает одновременно гарантией последнего.

Вопрос правового регулирования данного института становился предметом рассмотрения Конституционного Суда 7 июня 2000 года «По делу о конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В своем Постановлении Конституционный Суд России определил, что «в условиях свободных выборов может иметь место избрание соответствующего должностного лица голосами меньшинства от общего числа зарегистрированных избирателей. Без установления дополнительных, более строгих требований к голосованию при отзыве при сравнении с выборами отзыв может быть осуществлен голосами граждан, также составляющих меньшинство, но голосовавших на выборах против избрания данного лица. Во избежание этого законодатель обязан предусмотреть, чтобы голосование по отзыву назначалось лишь при условии, что собраны подписи весьма значи-

тельного числа зарегистрированных избирателей, а не большинства принявших участие в голосовании» [20]. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 24) законодатель учел указанную правовую позицию Конституционного Суда, закрепив, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Институт отзыва представляет собой одну из гарантий местного самоуправления и является «разновидностью конституционной ответственности» [21, с. 45].

Республика Казахстан имеет свои особенности в развитии института местного самоуправления, что предопределяется унитарным характером государства и поэтапностью проводимых реформ. Следует признать, что конституционные реформы 2007 года привнесли новшества в содержательное наполнение института местного самоуправления в части закрепления, что «органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций» (второй абзац пункта 2 статьи 89 Конституции). Это позволяет постепенно передать часть дел от государства органам местного самоуправления, перейти к следующему циклу муниципальной демократии.

В то же время следует принять во внимание ценное замечание профессора Л.Т. Жанузако-вой, которая очень дипломатично отмечает, что «принцип унитаризма никак не предполагает сверхконцентрации власти в руках республиканских органов и не препятствует передаче части полномочий в регионы. По сути, он лишь оговаривает недопустимость территориального сепаратизма» [22, с. 435].

Профессор Н.С. Бондарь в своих исследованиях указывал, что главным уроком сложной, противоречивой истории возрождения и непрерывного - в чем-то ставшего перманентным - реформирование местного самоуправления в условиях развития новой государственности является вывод о том, что для демократического общества в целом, как и для самого по себе местного самоуправления в качестве одного из институтов современной демократии, одинаково опасными являются крайности как самоуправленческого романтизма, так и муниципального нигилизма [12, с. 36].

По сути, в процессе развития местного самоуправления не следует идеализировать законодательные нормы, регулирующие указанные

отношения, а также необходимо учитывать особенности политической культуры граждан. Так, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев 14 декабря 2012 года в Послании народу Казахстана - Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления. «Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. В 2013 году мы должны принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы» - отметил Глава государства.

Объективной реакцией государства на события в городе Жанаозен в декабре 2011 года и накопившиеся проблемы в некоторых регионах страны стало утверждение Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 мая 2012 года № 683 Программы развития моногородов на 2012 - 2020 годы, а также разработка Концепции развития местного самоуправления.

Указом Президента Республики Казахстан от 28 ноября 2012 года № 438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Цель Концепции - определить основные концептуальные направления дальнейшего развития системы местного самоуправления в нашей стране. Развитие местного самоуправления в Казахстане предполагается в два этапа.

На первом этапе (2013-2014) будет расширен потенциал действующей системы на нижних уровнях управления. Второй этап (2015-2020) будет направлен на дальнейшее развитие местного самоуправления. Практическая отработка в течение 2013-2014 годов механизмов управления и финансирования станет базовой предпосылкой для дальнейшего развития местного самоуправления.

После 2014 года будут рассмотрены вопросы дальнейшего разграничения функций местного государственного управления и самоуправления (с передачей функций), проработаны вопросы формирования бюджета и собственности органов самоуправления, а также оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов (с целью увеличения потенциала для формирования полноценного местного самоуправления).

В целях организации эффективной работы по дальнейшему совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления приказом Министра экономического развития и

торговли Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 338 была создана Рабочая группа по реализации Концепции развития местного самоуправления.

Членами рабочей группы разработан законопроект, направленный на:

- определение порядка формирования, проведения и полномочий собраний и сходов и оформления их решений;

- предоставление права участия местного населения в мониторинге за использованием бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения;

- формирование собственных доходных источников акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения;

- открытие специальных счетов в органах казначейства аппаратам акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения;

- передачу части районной коммунальной собственности акимам аулов (сел), поселков, городов районного значения.

В настоящее время, в Законе Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении» (пункт 1 статьи 39-3) определено, что для обсуждения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления могут проводиться собрания (сходы) местного сообщества. В теории муниципального права и практике зарубежных стран «собрания» и «сходы», которые в казахстанском законе определены как равнозначные категории, имеют различную политико-правовую природу и выполняют различные функции.

Например, Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел сходы как институт публичной власти для поселений с небольшой численностью населения, в то время как собрания относятся к консультативным институтам непосредственной демократии. Причем сход является формой осуществления властных функций для всей соответствующей территории небольшого муниципального образования, в то время как собрания проводятся лишь на части территории муниципального образования.

Концепция развития местного самоуправления содержит указание на необходимость разграничения понятий «сход местного сообщества» и «собрание местного сообщества». В соответствии с Концепцией развития местного самоуправления, сходы местного сообщества будут проводиться по наиболее важным вопросам, требующим всеобщего обсуждения (отчет акима, определение состава участников собраний и т.д.). Собрание

местного сообщества будет проводиться для обсуждения текущих вопросов местного сообщества: бюджетных программ, формирования и использования собственных доходных источников и других вопросов.

Участники собрания местного сообщества будут формироваться из представителей, делегированных сходом, представляющих интересы отдельных групп населения: ветеранов, по делам семьи и женщин, по делам молодежи, старейшин, домовых, уличных и квартальных комитетов и других. Представители собраний местного сообщества делегируются на период, определяемый законодательством, и осуществляют свою деятельность на постоянной основе.

Решения акимов нижних уровней по вопросам местного значения согласовываются и одобряются представителями собраний. В случае отсутствия компромисса в решении соответствующих вопросов, они будут переходить в компетенцию вышестоящего органа. Во избежание исполнения акимом противоправных решений и в целях исключения лоббирования интересов отдельных групп и слоев населения, будет закреплено положение об обязательности рассмотрения акимом решений собраний и сходов и информирования населения о принятии (либо отклонении) им решения с учетом соблюдения законности.

Президент Республики Казахстан в Послании народу Казахстана указывает на то, что «общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения».

Концепция развития местного самоуправления предусматривает создание и развитие механизмов активного вовлечения городского населения в процесс принятия управленческих решений. Так, за маслихатами городов будет закреплено право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением, финансирование деятельности которых предлагается осуществлять за счет средств местного бюджета по государственному заказу.

Созданные общественные структуры будут содействовать акимам городов в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности граждан в порядке, определенном законом, а также надлежащего функционирования жилищно-коммунальных служб, санитарного состояния в населенных пунктах. Будут повышены общественная и гражданская активность и заинтересованность местного населения в улучшении условий жизнедеятельности на проживаемой

территории и в целом социально-экономического развития населенного пункта.

Глава государства Н.А. Назарбаев принял решение ввести выборность аульных акимов через маслихаты. Выборы планируется провести в 2013 году. Всего будут избираться 2533 акима, в том числе акимы сельских округов, поселков, а также 50 акимов городов районного значения (91,7% от общего числа акимов всех уровней). Концепция развития местного самоуправления предусматривает введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа маслихатами районов (городов). Внесение на рассмотрение соответствующего маслихата кандидатов в акимы будет осуществляться акимом района (города) на альтернативной основе.

При введении выборности акимы будут сочетать в себе функции как исполнительного, так и представительного органа без образования отдельного представительного органа местного самоуправления в ауле (селе) и городе районного значения. При этом порядок назначения акимов областей, городов Астаны и Алматы, районов будет сохранен.

Конституционная норма, что «Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан» (пункт 4 статьи 87 Конституции), позволяет регламентировать выборы сельских (аульных) акимов соответствующим Указом Главы государства.

Тем не менее, второй этап развития местного самоуправления в нашей стране потребует внесения изменений и дополнений в главу 14 «Выборы в иные органы местного самоуправления Республики Казахстан» Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Конституционная норма, что «местное самоуправление осуществляется населением ... через маслиха-ты и другие органы местного самоуправления» (пункт 2 статьи 89 Конституции) должно получить свое реальное содержание после выработки по итогам реализации первого этапа Концепции единых подходов к форматированию «других органов местного самоуправления».

Вместе с тем необходимо отметить, что Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указал на то, что «децентрализация не должна привести к ослаблению вертикали власти, снижению исполнительской дисциплины и порядка. Этого допустить нельзя. Акимы на местах, Правительство должны это держать на особом контроле».

Список литературы

1. Баранов М.Н. Организационно-правовые и теоретические основы деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Дисс... канд. юрид. наук. - А.: 2006.

2. Мырзахмет^лы М. Тарихы жо^ ^лт - К¥л // Ак;ик;ат, 2012. № 9.

3. Масанов Н.Э. «Кочевая цивилизация казахов». Интервью брала Г. Шимырбаева // Газета «Новости недели». - 2002 г. - 18 июля.

4. Лукьянов А.И. Развитие законодательства и советских представительных органах власти. - М.: 1978.

5. Барабашев Г.В., Васильев В.И., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов: время перемен // Советское государство и право, 1988. № 5.

6. Григорян Л.А. Советы - органы власти и народного самоуправления. - М.: 1965.

7. Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. - М.: 1982.

8. Жанузакова Л.Т. Конституционно-правовые проблемы организации и деятельности местных представительных органов в Республике Казахстан. - А.: 2003.

9. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. - 2008 г. - 28 июня.

10. Закон РК от 9 февраля 2009 года № 126-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления» //Казахстанская правда. - 2009 г. - 13 февраля. - № 35-37 (25779-25781).

11. Закон РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» //Казахстанская правда. - 2001 г. - 30 января. - № 25-26.

12. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализа-ция муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2008.

13. Габдуалиев М.Т. К вопросу определения правового статуса органов местного самоуправления: постановка проблемы // Вестник Института законодательства Республики Казахстан, 2012 г. № 2.

14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области» // ВКС РФ. 2001. №1.

15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. №5. Ст.708.

16. Европейская хартия местного самоуправления ETS 1985 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // СЗ РФ. 1998. №36. Ст.4466.

17. Руденко В. Институты непосредственной демократии в конституционном законодательстве Российской Федерации: правовое регулирование и проблемы реализации // Конституционное право: Восточно-Европейское обозрение 2003. №4(45).

18. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. - М.: ООО «Городец-издат», 2002.

19. Нудненко Л.А. Отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления -конституционный деликт // Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности: Материалы республиканской научной конференции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

20. Постановление Конституционного Суда 7 июня 2000 года «По делу о конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ 2000. №25. Ст.2728.

21. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики). Автореф. дисс.докт. юрид. наук. - М.: 2001.

22. Проблемы согласованного функционирования органов государственной власти Республики Казахстан и системы сдержек и противовесов / Руководитель авторского коллектива -Сапаргалиев Г. - А.: 2006.

Аталган басылымныц авторы Казацстан Республикасы жергтктг взт-взг басцару институтыныц кейб1р концептуалдыцмэселелер1 мен Конституцияда корсеттген жергткт1 озт-03Î басцару нормаларын, сондай-ац, Концепцияга сэйкес жергткт1 оз1н-оз1 басцару дамуыныц са-тыларын сараптан зерттейд1.

ТYйiн создер: жергмкт1 оз1н-оз1 басцару, мэслихат, жергмкт1 оз1н-оз1 басцару органдары, сай-лау, жергмкт1 оз1н-оз1 басцару тужырымдамасы.

Автор настоящей публикации исследует некоторые концептуальные вопросы института местного самоуправления в Республике Казахстан, нормы Конституции о местном самоуправлении, а также анализирует этапы развития местного самоуправления, отраженные в соответствующей Концепции.

Ключевые слова: местное самоуправление, маслихат, органы местного самоуправления, выборы, концепция развития местного самоуправления.

The author of the present publication investigates some conceptual questions of institute of local government in the Republic of Kazakhstan, standards of the Constitution about local government, and also analyzes stages of development of the local government, reflected in the corresponding Concept.

Keywords: local self-government, maslikhat, local self-governments, elections, the concept of development of local self-government.

Мереке Тшек^лы Габдуэлиев,

КР Зац шыгару институты конституциялыщ, эюмшшк зацнама жэне мемлекетпк басцару бeлiмшщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ Жергшкп 63ÎH-e3i басцару дамуыныц т^жырымдамасын icKe асыру бойынша Ж^мыс тобыныц мYшесi, з.г.к.

Жергшжт e3ÏH-e3Ï 6acn;apygaFbi кекейтест мэселелер (ой-шюрлер)

Габдуалиев Мереке Тлекович,

ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства РК, член Рабочей группы по реализации Концепции развития местного самоуправления, к.ю.н.

Наш трудный путь к местному самоуправлению (размышления)

Gabdualiev Mereke Tlekovich,

leading research fellow of Department of the constitutional, administrative legislation and public administration of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, member of the Working group on implementation of the Concept of development of local government, c.j.s.

Our difficult way to local government (reflection)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.