Научная статья на тему 'АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ'

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гельмутдинова М.Р.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот в условиях приемной семьи, которая отражает социальный заказ общества и является профессионально направленной и педагогически ориентированной. Модель обобщает все структурные элементы исследуемого процесса (целевой, методологический, содержательный, практический, диагностико-результативный блоки). На основании разработанной модели можно теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс социализации детей-сирот в условиях взаимодействия приемной семьи в определенных социально-педагогических условиях. Созданная модель позволяет структурировать процесс адаптации детей-сирот в приемных семьях, сделать его более наглядным и универсальным. Цель статьи: на основе разработанной модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот и предложенных диагностических исследований провести апробацию модели и на основе критериально-диагностического инструментария оценить результативность процесса адаптации детей-сирот в замещающей семье. Автором разработана организационно-педагогическая модель сопровождения приемного ребенка в замещающей семье. Структурными элементами модели являются следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический, диагностико-результативный. В статье приводится диагностико-результативный блок процесса адаптации ребенка в приемной семье, включающий диагностические методы, результаты диагностических исследований, мероприятия, проводимые в рамках педагогического сопровождения и полученные результаты исследования на примере одной из исследуемых семей. Апробация предложенной модели в конкретных социально-педагогических условиях продемонстрировала свою эффективность, подтверждаемую критериями адаптации в разный диагностический период и формирование вторичной привязанности ребенка-сироты к приемным родителям и опекунам. Положительные результаты апробации индивидуальных программ социализации ребенка в замещающих семьях в рамках разработанной организационно-педагогической модели позволяют рекомендовать модель в практику социально-педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROBATION OF A MODEL OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SOCIALIZATION OF ORPHANS

The relevance of the article is due to the need to develop a model of organizational and pedagogical support of socialization of orphans in foster families and its implementation through diagnostic studies of subjects of the foster family, taking into account the characteristics of the child's personality and socio-pedagogical conditions. The model generalizes all structural elements of the studied process (target, methodological, substantial, practical, diagnostic-resultative blocks). On the basis of the developed model, it is possible to prove theoretically and to experimentally approve process of socialization of orphan children in the conditions of interaction of a foster home in certain social and pedagogical conditions. The created model allows to structure process of adaptation of orphan children in foster homes, to make it more evident and universal. The purpose of the article: on the basis of the study of the pedagogical literature, the developed model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans and methods of diagnostics of subjects of substitute families to conduct model approbation and evaluate the received result of socialization of orphans in foster families. The author developed an organizational and pedagogical model to support a foster child in a foster family. The structural elements of the model are the following blocks: goal, methodological, content, technological, diagnostic and resultative block. The article provides a diagnostic-resultative block of the process of a child's adaptation in a foster family including diagnostic methods, results of diagnostic research, activities carried out within the framework of pedagogical support and the research results obtained by the example of one of the families under study. Testing of the proposed model in specific socio-pedagogical conditions demonstrated its effectiveness, confirmed by adaptation criteria in different diagnostic periods and the formation of secondary attachment of the orphan child to adoptive parents and guardians. The positive results of approbation of individual programs of socialization of a child in substitute families within the framework of the developed organizational and pedagogical model allow us to recommend the model to the practice of socio-pedagogical work.

Текст научной работы на тему «АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ»

УДК 376.564

Апробация модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот

Approbation of a model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans

Гельмутдинова М.Р., Благотворительный фонд «Ярдам-Помощь», г. Казань, malika@info-islam.ru

Helmutdinova M., Charitable Foundation «Yardаm-Help», Kazan, malika@info-islam.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.019

Ключевые слова: сопровождение, социальная адаптация, диагностика, педагогическая модель, организационно-педагогические условия.

Keywords: support, social adaptation, diagnostics, pedagogical model, organizational and pedagogical conditions.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки модели организационно -педагогического сопровождения социализации детей-сирот в условиях приемной семьи, которая отражает социальный заказ общества и является профессионально направленной и педагогически ориентированной. Модель обобщает все структурные элементы исследуемого процесса (целевой, методологический, содержательный, практический, диагностико-результативный блоки). На основании разработанной модели можно теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс социализации детей-сирот в условиях взаимодействия приемной семьи в определенных социально-педагогических условиях. Созданная модель позволяет структурировать процесс адаптации детей-сирот в приемных семьях, сделать его более наглядным и универсальным.

Цель статьи: на основе разработанной модели организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот и предложенных диагностических исследований провести апробацию модели и на основе критериально-диагностического инструментария оценить результативность процесса адаптации детей-сирот в замещающей семье.

Автором разработана организационно-педагогическая модель сопровождения приемного ребенка в замещающей семье. Структурными элементами модели являются следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, технологический, диагностико-результативный. В статье приводится диагностико-результативный блок процесса адаптации ребенка в приемной семье, включающий диагностические методы, результаты диагностических исследований, мероприятия, проводимые в рамках педагогического сопровождения и полученные результаты исследования на примере одной из исследуемых семей. Апробацияпредложенной модели в конкретных социально-педагогических условиях продемонстрировала свою эффективность, подтверждаемую критериями адаптации в разный диагностический период и формирование вторичной привязанности ребенка-сироты к приемным родителям и опекунам. Положительные результаты апробации индивидуальных программ социализации ребенка в замещающих семьях в рамках разработанной организационно-педагогической модели позволяют рекомендовать модель в практику социально-педагогической работы.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a model of organizational and pedagogical support of socialization of orphans in foster families and its implementation through diagnostic studies of subjects of the foster family, taking into account the characteristics of the child's personality and socio-pedagogical conditions. The model generalizes all structural elements of the studied process (target, methodological, substantial, practical, diagnostic-resultative blocks). On the basis of the developed model, it is possible to prove theoretically and to experimentally approve process of socialization of orphan children in the conditions of interaction of a foster home in certain social and pedagogical conditions. The created model allows to structure process of adaptation of orphan children in foster homes, to make it more evident and universal.

The purpose of the article: on the basis of the study of the pedagogical literature, the developed model of organizational and pedagogical support for socialization of orphans and methods of diagnostics of subjects of substitute families to conduct model approbation and evaluate the received result of socialization of orphans in foster

149

families.

The author developed an organizational and pedagogical model to support a foster child in a foster family. The structural elements of the model are the following blocks: goal, methodological, content, technological, diagnostic and resultative block. The article provides a diagnostic-resultative block of the process of a child's adaptation in a foster family including diagnostic methods, results of diagnostic research, activities carried out within the framework of pedagogical support and the research results obtained by the example of one of the families under study. Testing of the proposed model in specific socio-pedagogical conditions demonstrated its effectiveness, confirmed by adaptation criteria in different diagnostic periods and the formation of secondary attachment of the orphan child to adoptive parents and guardians. The positive results of approbation of individual programs of socialization of a child in substitute families within the framework of the developed organizational and pedagogical model allow us to recommend the model to the practice of socio-pedagogical work.

Введение. Под организационно -педагогическим сопровождением

социализации детей-сирот в условиях приемной семьи автор понимает комплекс мер, направленных на организацию и обеспечение целесообразной непрерывной педагогической помощи в преодолении трудностей социальной адаптации приемных детей и их приемных родителей [6]. Выделение организационного компонента сопровождения позволяет целенаправленно осуществлять его контроль, использовать современные методики диагностики членов замещающей семьи с целью выявление проблем социализации, создавать условия, способствующие эффективному функционированию

педагогического сопровождения [1].

Целью организационно-педагогического сопровождения детей-сирот в замещающих семьях становится создание благоприятных социально-педагогических условий для успешной социализации ребенка-сироты, его развития и самореализации. Важным аспектом социализации приемного ребенка является педагогическая составляющая, встроенная в модель сопровождения замещающей семьи. Сопровождение социализации приемного ребенка должно осуществляться на основе сотрудничества субъектов социального взаимодействия, предполагающее

диагностирование проблем и их источников, разработку целей и задач сопровождения, разработку индивидуальных программ, включающих основные направления работы объектов сопровождения. К таким направлениям автор относит: методики диагностики уровня социализации ребенка, формирование вторичной привязанности, развитие познавательной деятельности, совершенствование профессиональной

компетентности приемных родителей [8]. Социализации ребенка - это сложный, динамичный и многоаспектный процесс, и поэтому в проведенном исследовании, в качестве одного из основных методов его

изучения и реализации использовали моделирование. В современной

педагогической практике этот метод является одним из самых активно используемых методов научного познания. Разработка педагогической модели позволяет объединить эмпирические и теоретические знания, построить иерархическую логическую конструкцию, состоящую их целевого блока, методологии, технологий, диагностики и результатов исследования. В рамках данного исследования, посредством педагогической модели можно теоретически обосновать и экспериментально апробировать процесс социализации детей-сирот в условиях взаимодействия приемной семьи и образовательной организации в определенных социально-педагогических условиях.

Идея педагогического сопровождения получила свое развитие в системе образования нашей страны в 90-е годы в конце двадцатого столетия. Основой комплексного

сопровождения приемных семей является системно-ориентационный подход,

основанный на использовании социальных и педагогических инноваций [7]. На сегодняшний момент, в педагогической науке сложились различные формы сопровождения замещающих семей, однако проблему социализацию детей-сирот и организационно-педагогического сопровождения замещающих семей не удается решить комплексно [10]. В связи с этим, создание обобщенной педагогической модели сопровождения замещающих семей в условиях взаимодействия приемной семьи и образовательных организаций позволяет успешно реализовать ее в приемных семьях.

Материалы и методы. В качестве базы исследования была выбрана замещающая семья с одним приемным ребенком. Для изучения процесса социализация ребенка были использованы эмпирические методы: анкетирование, беседа, опрос, интервью; проективные методики; коррекционно-

развивающие методики; игровые методики; социально-педагогическое консультирование.

Результаты исследования. Использование современных методик по адаптации приемных детей в замещающих семьях и диагностических методов исследования, позволяет своевременно выявить проблемы и потребности в профессиональной помощи

субъектам замещающей семьи, снижает риск отказов приемных родителей от ребенка, сокращает сроки адаптации ребенка-сироты в новых социальных условиях [3].

На рисунке 1 представлена обобщенная педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье.

о о о

«

8 о

<и «

И о

и

о

и

св Ч <и

а ■

о и

03 «

я о О

Целевой блок педагогической модели адаптации приемного ребенка в замещающей семье

Цель - теоретически обосновать и экспериментально апробировать социально-педагогические условия социализации детей-сирот в условиях взаимодействия приемной семьи и образовательной организации

Задачи:

- формирование ценностных представлений ребенка о семье;

- социально-культурная адаптация приемного ребенка

- формирование у ребенка навыков к здоровому образу жизни

- формирование у ребенка вторичной привязанности в новой семье

Методологический блок модели

Методологические подходы:

- системный

- процессный

- психолого-педагогический подход

- личностно-деятельностный

О

Содержательный блок модели Учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение образовательных, консультационных, медицинских организаций

Практический блок Технологии (традиционные, интерактивные, дистанционные)

Формы: семинары и лекции для приемных родителей, совместные игры детей и родителей, тренинги, групповые занятия

Методы:

- эмпирические методы: анкетирование, беседа, опрос, интервью

- проективные методики

- коррекционно-развивающие методики

игровые методикисоциально-педагогическое консультирование Средства: компьютеры, аудио- и видео материалы, учебные пособия, методические рекомендации, кабинеты для арт-терапии и песочной терапии.

О

Диагностико-результативный блок Первичная диагностика (3 -6 месяцев) Вторичная диагностика (1 год) Сравнительный анализ Результат

Рисунок 1. - Обобщенная педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье

Структурными элементами модели являются следующие блоки: целевой,

организационно-педагогического сопровождения методологический, содержательный,

151

технологический, диагностико-результативный. В целевом блоке обобщенной педагогической модели определяются цели и задачи исследования. Исходя обозначенных из целей и задач исследования, разрабатываются методологические подходы, отраженные в методологическом блоке. Методологический блок включает в себя методологические подходы, методы и инструменты, на основании которых проводятся исследовательская работа и диагностика проблем процесса социализации и адаптации детей-сирот. Содержательный блок модели включает учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение. Технологии, методы, формы и средства работы с замещающими семьями нашли отражение в практическом блоке. Диагностико-

результативный блок включает методы поэтапной диагностики детей-сирот и замещающих родителей, проводится

сравнительный анализ результатов на разных этапах адаптации и оценивается результат процесса адаптации.

Разработанная модель была апробирована в замещающей семье с приемным ребенком 5 лет.

Для эффективной социализации детей в приемной семье важно создать благоприятные организационно-педагогические условия,

направленные на сокращения периода адаптации детей-сирот, формирования вторичной привязанности ребенка. Для достижения этих целей в данном исследовании был предложен набор диагностических методов, позволяющих проводить мониторинг процесса социализации ребенка и своевременно вносить необходимые корректирующие действия на основе учебно-дидактических материалов, разработанных для специалистов служб сопровождения и приемных родителей [4].

Согласно индивидуальной программе социализации замещающих семей специалистами сопровождения проводились диагностические мероприятия с целью определения уровня социализации ребенка, выявления

положительных качеств, оценки проблем социализации.

На рисунке 2 представлен диагностико-результативный блок процесса адаптации ребенка в приемной семье.

Для исследования процесса адаптации детей в приемных семьях специалистом сопровождения проводился качественный анализ по результатам

диагностики каждой семьи методом анкетирования и опроса приемных родителей и опекунов с целью изучения личности приемного ребенка, развитие егопознавательной, эмоционально-волевой сфер и выявления особенностей его социального развития [2].

На основании результатов опросов и анкетирования были составлены краткие характеристики семей, взявших премного ребенка или оформивших опекунство, были выявлены проблемы и положительные результаты воспитанников в исследуемых семьях. Для эффективной социализации детей в приемной семье были разработаны и апробированы программы социализации с учетом имеющихся у приемных родителей ресурсов, особенностей развития ребенка и тех проблем, с которыми сталкивается семья и приемный ребенок. Индивидуальные программы сопровождения замещающей семьи направлены на укрепление семей, снижение числа вторичных отказов от ребенка, развитие личности ребенка, преодоления трудностей, связанных с воспитанием приемных детей и роста компетенции замещающих родителей [1].

В рамках индивидуальной программы сопровождения специалистами по

сопровождению проводилась методика «Семейная социограмма», относящиеся к рисуночным проективным тестам [5]. Данная методика рекомендуется для выявления положения субъекта в системе межличностных отношенийи характера коммуникаций в замещающей среде. Исследования проводились дважды: при первой встрече с ребенком и через три месяца после того, как ребенок стал проживать в приемной семье.

Результаты исследования приведены на рисунке 3.

Интерпретируя взаимоотношения в семье по рисунку «А» можно заключить, что у ребенка наблюдается низкая самооценка (кружок меньше размером, чем у приемных родителей), ребенок свой кружок расположил внизу круга, вдалеке от приемных родителей, что говорит об его эмоциональной отверженности. Наиболее значимым человеком в семье является папа (круг изображен большим диаметром). Специалист также обратил внимание на цвет карандаша, которым был нарисован рисунок. Он был фиолетового цвета, что говорит о тревожности ребенка.

Рисунок 2. - Диагностико-результативный блок процесса адаптации ребенка в приемной семье

о о

о

о

Рисунок 3. - Результаты исследования по методике «Семейная социограмма» с приемным ребенком

5 лет в замещающей семье

Проективная методика проводилась повторно, через три месяца нахождения ребенка в приемной семье. Ребенок посещал занятия с психологом, участвовал в групповых занятиях игро-терапии. Результаты вторичной диагностики представлены на рисунке 3 «Б». На проективном рисунке «Б» девочка нарисовала родителей ближе к себе. Расстояние между кружками практически одинаковое, а сами кружки одинакового размера. Исходя из рисунка, ребенок не считает себя отверженным. Кроме того, для ребенка одинаково стали значимы оба родителя. Ребенок нарисовал рисунок голубым цветом, что говорит о его положительных эмоциях.

Для диагностики эмоционального состояния ребенка была использована методика «Страхи в домиках» авторов А.И. Захаровой и М.А. Панфиловой. Целью диагностики является выявление и опознание всех основных видов страхов. К таким страхам можно отнести: страх темноты, страх смерти, страх одиночества. Эти страхи появляются у детей в возрасте от 3-х лет.

Следующим этапом исследования было разделение выявленных страхов на определенные группы с оценкой по их уровню в баллах. Низкий уровень страха находится в диапазоне от 0 до 7 баллов; средний уровень - от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха - от 16 и выше.

Результаты исследования представлены в таблице 2.

Важно определить весь спектр страхов и помочь детям их преодолеть.

Суть методики состоит в том, что специалист рисует контур двух домов - черным и красным маркером. Затем ребенку предлагается расселить его страхи из списка по домикам. В «черный» домик ребенок «поселяет страхи, которыхстрашится». В красном домики будут «проживать» не страшные страхи. После выполнения упражнения ребенку предлагается закрыть все страхи в черном домике на замок, а ключ выбросить. Это действие дает возможность ребенку успокоиться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно возрастным нормам, у девочки пяти лет количество страхов не должно превышать 11. Как видно из данных таблицы 1 страхов у приемной девочки больше, их 15.

Когда у приемного ребенка количество страхов преобладает над нормативным значением, это говорит о предневротическом состоянии субъекта и с ним необходимо проводить специальную коррекционную работу.

Как видно из результатов опроса у приемного ребенка семьи наблюдается высокий уровень страха сказочных персонажей, низкий уровень страха у категорий - «медицинские» страхи и пространственные страхи. У остальных категорий страхов - средний уровень.

№ Наименование категорий страхов Уровень страха, балл Уровень страха

1 «Медицинские» страхи (боль, врачи) 6 низкий

2 Страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, пожар, война, крови) 10 средний

Таблица 1. -Наименование страхов приемного ребенка

№ Наименование страха

1 Страх смерти

2 Страх наказания

3 Страх замкнутого пространства

4 Страх кошмарных снов

5 Страх боли

6 Страх родителей

7 Страх шума, неожиданных звуков

8 Страх темноты

9 Страх одиночества

10 Страх боли

11 Страх пожара

12 Страх войны

13 Страх чудовищ

14 Страх врачей

15 Страх крови

Таблица 2. - Категории и уровень страхов приемного ребенка

Продолжение таблицы 2

№ Наименование категорий страхов Уровень страха, балл Уровень страха

3 Страхи смерти (своей) 12 средний

4 Страхи сказочных персонажей 16 высокий

5 Страхи кошмарных снов и темноты 11 средний

6 Социально-опосредованные страхи (родителей, наказания, одиночества) 14 средний

7 Пространственные страхи (замкнутых пространств). 7 низкий

Для снижения уровня тревожности родителями была проведена игра «Воздушный шарик» и игра «Закончи предложение», для проговаривания страхов ребенка. Игры проводились не однократно, пока ребенок не стал более спокойным. Большое значение в воспитании девочки играет методика «Воспитание сказкой», поскольку ребенок испытывает страхи перед сказочными персонажами. При прочтении сказки, по совету психолога, родители обращали внимание на положительные и отрицательные персонажи, задавали ребенку наводящие вопросы, уменьшали значимость тех персонажей, перед которыми ребенок испытывает страх. Например, в сказке «Кот в сапогах» Людоед превратился в мышку и кот ее съел. Так и страхи, можно представить маленькой мышкой, с которыми может справиться даже кот [9].

В рамках индивидуальной программы адаптации, с ребенком было проведено 10 сеансов арт-терапии исходя из высокого уровня тревожности ребенка. Арт-терапия позволяет посредством рисования устранить страхи, порожденные воображением. На сеансах ребенок прорисовывал свои страхи. Из страхов ребенок не мог один находиться в комнате и уснуть. Психолог предложила нарисовать страх там, где ребенку будет безопаснее. Ребенок нарисовал его за дверью, а на следующих сеансах и вообще вне дома. Так постепенно уровень тревожности у ребенка снижался. Это подтверждалось рисуночными тестами: нажимом карандаша снижался, выбранным цветом и цветом окрашивания рисунка.

На последующих сеансах арт-терапии ребенку было предложено нарисовать историю или сказку. Девочка нарисовала прослушанную сказку «Три поросенка и волк», после чего волка ребенок сильным нажимом заштриховал, что говорит о страхе перед этим сказочным

персонажем. Рисование по мотивам сказки выявляет ассоциации, проявляемые в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. В этом случае объединяются две методики: сказко-терапия и арт-терапия. Специалист делал акцент на хорошем окончании сказки, что дает ребенку чувство психологической защищенности. После прослушивания ребенком сказки рекомендуется задать ряд вопросов:

- Про что эта сказка?

- Кто из действующих лиц больше всего понравился?

- Как ты думаешь, почему волк так поступал?

- А что было бы, если бы волк не сделал плохого поступка?

- Как ты думаешь, если бы в сказке были только хорошие герои или только плохие, что это была бы за сказка?

- Зачем в сказке плохие и хорошие герои?

Такие вопросы позволяют ребенку

высказывать свое мнение и отношение к происходящему событию, усваивать моральные и ценностные установки.

Для оценки уровня эмпатии родителей рекомендуется использовать опрос по тесту В.В. Бойко. Тест может проводиться с двумя родителями, а может и с одним, который большую часть времени проводи с приемным ребенком. Согласно данной методике, в структуру эмпатии входят 6 шкал, каждая из которых характеризует значимость каналов эмпатии, таких как: рациональный, эмоциональный, интуитивный, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность к эмпатии и идентификация в эмпатии.

На рисунке 4 представлены результаты опроса по тесту «В.В. Бойко».

идентификация

проникающая способность к

эмпатии установки, способствующие эмпатии

интуитивный эмоциональный рациональный

'шбшшшт

3

ШМ»

3

'//////А

ЕЗ родитель 2 и родитель 1

Рисунок 4. -Результаты опроса родителей замещающей семьи по тесту «В.В. Бойко»

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия, мышления на другого человека, проявляющегося в спонтанном интересе к личности, его состоянию, проблемам, поведению.

Эмоциональный канал отвечает за отзывчивость, сопереживание, соучастие, умение понять внутренний мир ребенка. Интуитивный канал показывает умение действовать в жизненных ситуациях, опираясь на жизненный опыт. Жизненные установки могут как способствовать, так и препятствовать эмпатии к ребенку. Эффективность эмпатии может снижатся, если приемный родитель старается избегать личных контактов, не проявляет интереса к ребенку. Проникающая способность в эмпатии проявляется через открытость, доверительные отношения в семье. Идентификация - это свойство личности, проявляющееся через умение понять приемного ребенка, сопереживать ему.

На рисунке 5 показан суммарный показатель эмпатии приемной семьи для двух родителей. Как видно из результатов исследования,

суммарный показатель эмпатии у обоих родителей имеет пониженные значения.

Исследовать уровень эмпатии приемных родителей следует и по той причине, что человек с высоким уровнем эмпатии быстро «выгорает». Моральное истощение может привести к депрессии, отстраненности, что может негативно сказаться на отношениях ребенка и родителей.

Для совершенствования профессиональной компетентности и развития уровня эмпатии родители из замещающих семей посещают «школу приемных родителей». Групповая работа с родителями в «школе приемных родителей» проходила в виде социально-психологических тренингов, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия и

коммуникативных навыков каждого участника с целью совершенствования семейных отношений. В тренинге используются такие интерактивные методы как: дискуссия, творческие игры, ролевые игры, игровая психотерапия, поведенческое научение.

родитель 2

родитель 1

16

17

18

16,5

17

17,5

18

Рисунок 5. - суммарный показатель эмпатии приемной семьи

5

2

0

1

2

3

4

5

6

Для оценки уровня адаптации приемных детей в замещающих семьях был проведен опрос родителей и опекунов по отдельным критериям. Эти критерии сформированы на основании важных показателях развития личности: физическое развитие, психомоторное,

эмоциональное, социальное, обучение, отношение к занятиям, обучению, формирование вторичной привязанности.

В таблице 3 приведены критерии, показывающие успешность процесса адаптации в исследуемой замещающей семье.

Таблица 3. -Критерии, показывающие успешность процесса адаптации в замещающей семье

Показатели развития приемного ребенка Результаты первичной диагностики приемного ребенка Показатели адаптации в замещающей семье через год

Физическое развитие 1. Вес ниже нормы. 2. Ребенок имеет слабое здоровье, часто болеет. 3. Беспокойный сон, страхи. 4. Жадно кушает 1. Прибавка в весе. 2. Заболеваемость снизилась в два раза. 3.Спокойный сон. 4. Хороший аппетит, ест спокойно

Психомоторное развитие 1. Наблюдаются стереотипные действия. 2. Замкнутость ребенка. 3. С трудом обслуживает себя, не опрятен. 4. Ребенок не следит за гигиеной 1. Исчезновение стереотипных действий. 2. Рост активности ребенка. 3. Развитие самообслуживания. 4. Удовлетворительная тонкая моторика при рисовании и игре с мелкими предметами

Эмоциональное развитие 1. Преобладает подавленность в настроение ребенка. 2. Плохо выражает свои эмоции. 3. Скрытен. 4. Не идет на контакт с детьми. 5. Не самостоятелен. 6. Проявляет интерес к познавательной деятельности 1. Преобладает позитивный настрой. 2. Чаще улыбается и смеется. 3. Более уверенный вид. 4. Ребенок более открыт к общению. 5. Самостоятельность. 6. Любознательность

Взаимодействие с окружающими 1. Не коммуникабелен. 2. Боится животных. 3. Не проявляет интереса к своим приемным родителям 1. Стал общаться другими детьми в детском саду. 2. Активно играет с животными. 3. Подражает отцу и матери. 4. Желание расположить к себе незнакомых людей. 5. Рад посещению родственников

Социальное развитие, отношение к нормам 1. Отсутствует мотивация ходить в детский сад. 2. С трудом осваивает правила и элементы повседневной жизни. 3. Не обращает внимания на просьбы родителей. 5. У ребенка отсутствуют гигиенические нормы. 6. Отсутствует режим дня 1. Выполняет просьбы родителей. 2. С удовольствием посещает детский сад. 3. Осваивает правила и элементы повседневной жизни. 4. Соблюдает гигиенические нормы. 5. В большей части соблюдает распорядок дня

Развитие речи и общения 1. С трудом выражает свои мысли. 2. Не может правильно строить в предложение словарный ряд 1. Стал более общителен. 2. Лучше выражает свои мысли. 3. Передает свои ощущения и желания родителям

Отношение к любимым занятиям, увлечениям, обучению 1. Демонстрирует интерес к рисованию. 2. Не участвует в игровой деятельности с ровесниками. 3. Неохотно занимается упражнениями на природе. 4. Без внимания слушает, когда родители читают книги 1. Демонстрирует интерес к игрушкам и играм, самостоятельно играет. 2. Принимает участие в игровой деятельности с ровесниками. 3. Занимается подвижными играми на природе. 4. Предпочтение отдает настольным играм вместе с родителями, ходить в кино, посещает детские спектакли. 5. Любит рисовать, лепить. 6. Любит, когда читают книги на ночь, музыку. 7. Хорошо запоминает цифры и буквы

Формирование вторичной привязанности 1. Не проявляет к родителям вторичной привязанности. 2. Безучастен к знакам внимания со стороны приемных родителей 1. Нуждается в проявлениях родителями внимания. 2. Привязан к родителям. 3. Отвечает на знаки внимания родителей. 4. Радуется родителям, когда забирают из садика

На основании результатов апробации предложенной модели для успешной социализации детей-сирот можно заключить, что процесс адаптации детей-сирот в приемных семьях прошел успешно, что подтверждено данными проведенных исследований.

Подводя итого исследованию, стоит заключить, что разработанная автором обобщенная педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье и реализованная в конкретных социально-педагогических условиях показала свою эффективность. Предложенные и используемые диагностические методы позволяют в достаточно короткие сроки эффективно социализировать приемного ребенка, сформировать вторичную привязанность к приемным родителям, создать благоприятный психологический климат взаимоотношений в семье.

Заключение. Для успешной социализации детей - сирот в замещающей семье были разработаны индивидуальные программы сопровождения, на основании которых специалистами сопровождения совместно с автором статьи проводились диагностические мероприятия с целью определения уровня

социализации ребенка, выявления

положительных качеств, оценки проблем социализации. Автором предложены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диагностические экспресс-методики,

позволяющие определить уровень социализации ребенка и оперативно получить информацию о семье, изучить психологический климат и взаимоотношения между членами семьи, выявить уровень субъективного благополучия ребенка и родителя в замещающих семьях. Проведена вторичная диагностика по разработанным критериям развития приемного ребенка и показывающие успешность реализации разработанных индивидуальных программ адаптации детей-сирот в замещающих семьях.

Модель организационно-педагогического сопровождения социализации детей-сирот, предложенная автором, интерпретация и анализ результатов имеют практическую значимость и могут применяться в психолого-педагогических и специализированных центрах реабилитации детей-сирот, при индивидуальном

сопровождении замещающих семей, а также в качестве материала для научных исследований по данной проблематики.

Литература:

1. Гельмутдинова М.Р. Педагогическая модель по адаптации приемного ребенка в замещающей семье / М.Р. Гельмутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 2. - С. 88-194.

2. Диагностический портфель «Экспресс-диагностика субъективного благополучия замещающей семьи на адаптационном уровне и их психологической совместимости с ребенком»; под общ. ред. О.В. Иониной. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «развитие». - 2020. - 73 с.

3. Игры и игровые занятия для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепеной. -М.: ИНФРА-М, 2019. - 109 с.

4. Методические материалы по модели сопровождения замещающих семей: методическое пособие; авт.-сост. И.В. Татаурова, А.Н. Язовских, И.В. Маевская. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2016. -200 с.

5. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография / О.А. Орехова. -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.

6. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект; отв. ред. А.В. Махнач, А.М.

Прихожан, Н.Н. Толстых. - Москва: Институт психологии РАН, 2015. - 670 с.

7. Психология детей-сирот: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050600) «Педагогика» / Л.М. Шипицына; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 627 с.

8. Фаизова В.Б. Проблема сопровождения в современном педагогическом знании / В.Б. Фаизова // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 3. - С. 190-195.

9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио. - 464 с.

10. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, А.М. Витковская и др.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой; М-во образования Рос. Федерации. Исполн. дирекция Президент. программы «Дети России», Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. - СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. - 106 с.

References:

1. Gelmutdinova M.R. Pedagogical model for the adaptation of a foster child in a substitute family / M.R. Gelmutdinova // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 2. - P. 88-194.

2. Diagnostic portfolio "Express diagnostics of the subjective well-being of the foster family at the adaptive level and their psychological compatibility with the child";

under total ed. O.V. Ionina. - Tula: GU TO "Regional Center "Development". - 2020. - 73 p.

3. Games and play activities for young children with disabilities; edited by E.A. Strebeleva, A.V. Zakrepena. -M.: INFRA-M, 2019. - 109 p.

4. Methodological materials on the support model for foster families: methodological guide; auth.-stat. I.V. Tataurova, A.N. Yazovskikh, I.V. Maevskaya. -Ekaterinburg: AMB Publishing House, 2016. - 200 p.

5. Orekhova O.A. Color diagnostics of emotions. Typology of development: monograph / O.A. Orekhova. -St. Petersburg: Speech; M.: Sfera, 2008. - 176 p.

6. The problem of orphanhood in modern Russia: the psychological aspect; resp. ed. A.V. Makhnach, A.M. Parishioners, N.N. Tolstykh. - Moscow: Institute of Psychology RAS, 2015. - 670 p.

7. Psychology of orphans: textbook for university students studying in the direction 540600 (050600) "Pedagogy" / L.M. Shipitsyn; Ministry of Education and

Science of Russian Federation, St. Petersburg. state un-ty. -St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. un-ta, 2005. - 627 p.

8. Faizova V.B. The problem of support in modern pedagogical knowledge / V.B. Faizova // Vestnik TSPU. -2015. - № 3. - P. 190-195.

9. Fesyukova L.B. Fairy tale education: for work with preschool children / L.B. Fesyukova. - Kharkov: Folio. -464 p.

10. Shipitsyna L.M. Comprehensive support and correction of the development of orphans: socio-emotional problems / L.M. Shipitsyna, E.I. Kazakova, A.M. Vitkovskaya and others; under scientific ed. L.M. Shipitsyna, E.I. Kazakova; Ministry of Education of Russian Federation. Performed directorate President. programs "Children of Russia", Inst. Pedagogy and Psychology Intern. un-ta family and child them. Raoul Wallenberg. - St. Petersburg: In-t special. pedagogy and psychology, 2000. - 106 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторе:

Гельмутдинова Малика Рафкатовна (г. Казань, Россия), Директор реабилитационного центра НБФ «Ярдам-Помощь», вице-президент НБФ «Ярдам-Помощь», руководитель АНО Центр поддержки инвалидов «Ярдэм» г. Казань, e-mail: malika@info-islam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.