Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПО АДАПТАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПО АДАПТАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гельмутдинова М.Р.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки педагогической модели адаптации приемных детей в замещающих семьях для улучшения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий содержания ребенка, приближенных к семейным. Цель статьи: на основании изучения педагогической литературы и методов диагностики адаптации детей-сирот в замещающих семьях разработать педагогическую модель и алгоритм ее реализации для ускорения социализации детей - сирот в приемных семьях и способствовать формированию вторичной привязанности ребенка в новой семье с дальнейшим социальным и личностным становлением его как полноценного члена общества. Автором разработаны основные этапы адаптации приемного ребенка в замещающей семье с сопровождающими методами диагностики каждого этапа и инструментами их реализации. В статье приводится, разработанный автором опросник, по диагностике психологического климата и взаимоотношений в приемной или опекунской семье, представлена форма заполнения результатов опроса приемных родителей об особенностях поведения приемного ребенка, позволяющих разработать индивидуальные программы социализации детей на основе педагогической модели. В статье раскрыта сущность педагогической деятельности и ее влияние на адаптацию ребенка в приемной семье и формирование его вторичной привязанности через реализацию досуговой, учебной, внеучебной деятельности, посредством использования игровых методик, участие в семейных мероприятиях, кружковой и спортивной деятельности. На основании проведенного исследования предложена педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье, включающая в себя этапы адаптации с используемой методологией и инструментами, диагностический инструментарий по оценке уровня адаптации. Данная статья может быть предназначена для работников системы образования, исследователей, а также специалистов по сопровождению приемных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гельмутдинова М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL FOR THE ADAPTATION OF AN ADOPTED CHILD IN AN ADOPTIVE FAMILY

The relevance of the article is due to the need to develop a pedagogical model for the adaptation of adopted children in adoptive families to enhance socialization of orphans and children left without parental care, to create favorable conditions for keeping a child close to family ones. The purpose of the article: based on the study of pedagogical literature and methods for diagnosing the adaptation of orphans in adoptive families, to develop a pedagogical model and an algorithm for its implementation to accelerate the socialization of orphans in adoptive families and contribute to the formation of a child's secondary attachment in a new family with further social and personal development of his as a full member of society. The author has developed the main stages of adaptation of a child in an adoptive family with accompanying diagnostic methods for each stage and tools for their implementation. The article provides a questionnaire developed by the author for diagnosing the psychological climate and relationships in an adoptive or foster family, a form for filling in the results of a survey of adoptive parents about the behavior of an adopted child, which allows developing individual programs for the socialization of children based on a pedagogical model. The article reveals the essence of pedagogical activity and its influence on the adaptation of a child in an adoptive family and the formation of his secondary attachment through the implementation of leisure, educational, extracurricular activities, through the use of gaming techniques, participation in family events, circle and sports activities. On the basis of the study, a pedagogical model of adaptation of an adopted child in an adoptive family is proposed, which includes the stages of adaptation with the methodology and tools used, diagnostic tools for assessing the level of adaptation. This article may be intended for educators, researchers, as well as specialists in supporting adoptive families.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПО АДАПТАЦИИ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ»

УДК 376.564

Педагогическая модель по адаптации приемного ребенка в замещающей семье

Pedagogical model for the adaptation of an adopted child in an adoptive family

Гельмутдинова М.Р., Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь»» г. Казань, malika@info-islam.ru

Helmutdinova M., Charitable Foundation "Yardem"Kazan, malika@info-islam.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.027

Ключевые слова: семейное воспитание, социальная адаптация, замещающая семья, педагогическая модель. Keywords: family education, social adaptation, adoptive family, pedagogical model.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки педагогической модели адаптации приемных детей в замещающих семьях для улучшения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания благоприятных условий содержания ребенка, приближенных к семейным.

Цель статьи: на основании изучения педагогической литературы и методов диагностики адаптации детей-сирот в замещающих семьях разработать педагогическую модель и алгоритм ее реализации для ускорения социализации детей - сирот в приемных семьях и способствовать формированию вторичной привязанности ребенка в новой семье с дальнейшим социальным и личностным становлением его как полноценного члена общества.

Автором разработаны основные этапы адаптации приемного ребенка в замещающей семье с сопровождающими методами диагностики каждого этапа и инструментами их реализации. В статье приводится, разработанный автором опросник, по диагностике психологического климата и взаимоотношений в приемной или опекунской семье, представлена форма заполнения результатов опроса приемных родителей об особенностях поведения приемного ребенка, позволяющих разработать индивидуальные программы социализации детей на основе педагогической модели. В статье раскрыта сущность педагогической деятельности и ее влияние на адаптацию ребенка в приемной семье и формирование его вторичной привязанности через реализацию досуговой, учебной, внеучебной деятельности, посредством использования игровых методик, участие в семейных мероприятиях, кружковой и спортивной деятельности. На основании проведенного исследования предложена педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье, включающая в себя этапы адаптации с используемой методологией и инструментами, диагностический инструментарий по оценке уровня адаптации. Данная статья может быть предназначена для работников системы образования, исследователей, а также специалистов по сопровождению приемных семей.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a pedagogical model for the adaptation of adopted children in adoptive families to enhance socialization of orphans and children left without parental care, to create favorable conditions for keeping a child close to family ones.

The purpose of the article: based on the study ofpedagogical literature and methods for diagnosing the adaptation of orphans in adoptive families, to develop a pedagogical model and an algorithm for its implementation to accelerate the socialization of orphans in adoptive families and contribute to the formation of a child's secondary attachment in a new family with further social and personal development of his as a full member of society.

The author has developed the main stages of adaptation of a child in an adoptive family with accompanying diagnostic methods for each stage and tools for their implementation. The article provides a questionnaire developed by the author for diagnosing the psychological climate and relationships in an adoptive or foster family, a form for filling in the results of a survey of adoptive parents about the behavior of an adopted child, which allows developing individual programs for the socialization of children based on a pedagogical model. The article reveals the essence of pedagogical activity and its influence on the adaptation of a child in an adoptive family and the formation of his secondary attachment through the implementation of leisure, educational, extracurricular activities, through the use of gaming techniques, participation in family events, circle and sports activities. On the basis of the study, a pedagogical

model of adaptation of an adopted child in an adoptive family is proposed, which includes the stages of adaptation with the methodology and tools used, diagnostic tools for assessing the level of adaptation. This article may be intended for educators, researchers, as well as specialists in supporting adoptive families.

Введение. Семейное воспитание приемного ребенка в замещающей среде имеют ряд особенностей, связанные с психологическими особенностями детей-сирот, условиями содержания в родной семье, особенностями развития и состояния здоровья ребенка. Практически все дети, воспитывающиеся в приемных семьях, в определенный жизненный период были лишены любви, внимания и заботы со стороны кровных родителей, а многие из них подвергались насилию и жестокому обращению. Поэтому, при воспитании приемных детей, необходимо учитывать их прошлый травмирующий опыт. Отношения в замещающей семье должны опираться на удовлетворение потребностей ребенка, основанный на эмпатии со стороны приемных родителей или опекунов, которые любят ребенка и принимают его таким, каков он есть. В процессе воспитания ребенка в замещающей среде должны формироваться новые навыки, необходимые для будущей самостоятельной жизни, вытесняющие зависимое поведение, страх ответственности и неумение строить полноценные отношения с окружающими людьми. Именно поэтому, важным аспектов адаптации приемного ребенка в замещающей семье является педагогическая составляющая, опирающиеся на изучение особенностей ребенка, его физического, психологического здоровья, травмирующего опыта и формирование и реализации педагогической модели воспитания.

Методология исследования. В

методологической базе исследования использовались труды отечественных авторов, диагностические материалы практической педагогики и психологии, игровые методики, анкетирование.

Результаты исследования. Психологическая комфортность социально-педагогической среды создает благоприятные условия для адаптации ребенка в новой семье. Здоровые семейные отношения и семейные правила несут в себе большую воспитательную нагрузку. Для приемных родителей и опекунов очень важно постепенно включать ребенка в более благополучную среду сверстников, окружающих ребенка в воспитательных учебных учреждениях и из семейного окружения. Этот процесс может стать переломным моментом в процессе воспитания. Приемный ребенок постепенно будет

осознавать, что родитель управляет ситуацией, обеспечивая ему заботу и безопасность, там самым формируя позицию значимого взрослого. Не всегда удается пройти этот путь без трудностей, особенно для детей подросткового возраста. В этом возрасте начинает формироваться сознательное «я» и для его адекватности необходимо соблюдать ряд условий. Приемные родители должны принять ребенка, установить понятные и однозначные правила поведения ребенка в семье и предоставление свободы в установленных родителями границах. Через взаимодействие родителей и приемных детей постепенно растет доверие к взрослым, а через это доверие восстанавливается доверие к миру [2].

В семье должна формироваться активная жизненная позиция ребенка через восполнение потребности в значимости ребенка и появление возможности самому влиять на изменение ситуации.

Семья является идеальной средой для развития функциональной грамотности и социальной компетентности, которые реализуется в усвоении социально-бытовых условий, умением заботится о своем здоровье, умением искать необходимую информацию в компьютере и интернете, эффективно взаимодействовать в социальной среде [7].

Важным моментом воспитания приемного ребенка в замещающей среде является компетентность приемных родителей, которая проявляется в умении оценивать ситуацию в семье, понимать меняющиеся потребности ее членов, своевременно и эффективно реагировать на изменения, уметь разрешать семейные конфликты, управлять поведением детей, оказывать поддержку, обсуждать сложные ситуации их социального анамнеза, взаимодействовать с другими семьями и специалистами службы сопровождения и т.д.

Для того, чтобы социальная адаптация детей-сирот прошла успешно, необходимо разработать педагогическую модель для социализации детей в замещающих семьях с дальнейшей их апробацией педагогами и специалистами сопровождения. На первом этапе необходимо собрать информацию о приемных семьях. В таблице 1 представлен бланк для занесения информации о приемных семьях.

Таблица 1. -Информация о приемных семьях

№ семьи Количество родителей Кровные дети, возраст Приемные дети, возраст и пол ребенка Причины сиротства детей Виды семейного устройства детей (опекунство, усыновление)

Для исследования процесса адаптации детей в приемных семьях рекомендуется провести качественный анализ по результатам диагностики каждой семьи методом анкетирования и опроса приемных родителей и опекунов. С этой целью предлагается провести опрос, позволяющий охарактеризовать особенности поведения приемного ребенка в следующих сферах: познавательная, эмоционально-волевая,

особенности социального развития. Каждую особенность можно оценить по балльному шкалированию, где 1 - это худший результат, а 10 - лучший.

Для качественной оценки психологического климата и взаимоотношений в приемной семье был разработан опросник, см. опросник.

С помощью разработанного анкетного опроса можно провести диагностику психологического климата и взаимоотношений в приемной семье, а так же провести опрос по определению проблем нарушения функционального состояния приемного ребенка. На основании данных, полученных в ходе анкетирования можно составить краткие характеристики семей, взявших премного ребенка или оформивших опекунство. Такие характеристики позволят разработать для каждого приемного ребенка программу социализации с учетом имеющихся у приемных родителей ресурсов, особенностей развития ребенка и тех проблем, с которыми сталкивается семья и приемный ребенок.

Индивидуальная программа сопровождения направлена на сохранение и укрепление семьи, профилактику вторичных отказов от ребенка приемными родителями, преодоления трудностей в воспитании детей, создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной адаптации ребенка в новых условиях и повышение компетенции замещающих. Индивидуальная программа адаптации составляется на два года и разрабатывается индивидуально для каждой замещающей семьи.

Разработка индивидуальной программы социализации включает в себя такие направления как:

диагностика уровня социализации ребенка, выявление положительных качеств и проблем социализации (специальные методики по экспресс-диагностики);

ресурсы приемных родителей (интеллектуальные, материальные, финансовые);

- формирование вторичной привязанности к приемным родителям.

В таблице 2 представлена форма заполнения результатов опросаприемных родителей об особенностях поведения приемного ребенка.

Опросник

по изучению психологического климата и взаимоотношений в приемной (опекунской) семье

Ф.И. О. родителя (опекуна)_

Стаж приемного родителя (ей), опекуна_

Ответьте, пожалуйста, на все вопросы анкеты, при необходимости дайте развернутый ответ.

1. Какое настроение преобладает у приемного ребенка?_

2. Каковы причины сниженного настроения ребенка?_

3. Как ребенок относится к вам, выберите верный ответ, при необходимости дайте пояснения

а) уважает (если уважает, то поясните за что?)

б) продуктивно общается (поясните, в чем проявляется продуктивное общение)

в) избегает общения (поясните, с чем связано избегание?)

г) агрессивен в общении (причины агрессии, какие раздражители?)

4. На ваш взгляд, какие ваши черты характера препятствуют лучшим коммуникациям с ребенком?_

5. Часто ли вы хвалите ребенка и за что ?_

6. Какие методы воспитания применяете Вы к своему ребенку, если он нарушает семейные правила и нормы поведения в семье ?_

7. Как часто ваш воспитанник делится с вами своими страхами, проблемами? Нужное подчеркнуть

а) Всегда б) Часто в) Время от времени г) Редко д) Никогда

8. По вашему мнению, почему ребенок не делится своими проблемами и страхами ?_

9. С каким членом семьи у ребенка доверительные отношения? Проранжируйте список_

10. Что в вашей семье ребенку доставляет наибольшую радость (совместные прогулки, праздники, поход в кино, театр, спортивные мероприятия, общие дела)?_

11. Возникало ли у вас желание вернуть ребенка в детский дом?

От вторичной привязанности ребенка зависит его отношение к миру, доверие к нему и формирование чувства защищенности и безопасности. Поэтому формирование вторичной привязанности является важным фактором адаптации детей-сирот в приемной семье. На практике вторичная привязанность формируется посредством организации досуговых

мероприятий в семье (проведение совместных праздников, игр, семейные выезды на природу, приобщение к здоровому образу жизни). В результате формирования вторичной

привязанности формируется как физическая, так и эмоциональная близость приемного ребенка к приемным родителям [10].

Следует уделять большое внимание и познавательной деятельности приемного ребенка. В программу социализации необходимо включить и выполнение внутрисемейных обязанностей, развитие трудовых и игровых навыков с учетом особенностей развития ребенка, возраста и его психического здоровья. Именно на их основе будут формироваться и нравственные ценности.

Одним из направлений социализации ребенка в новой среде является совершенствование профессиональной компетентности приемных родителей. Профессиональная компетентность

а) Всегда б) Часто в) Иногда г) Редко д) Никогда

12. Напишите основные проблемы с приемным ребенком за время проживания в вашей семье_

13. Какие мероприятия, на ваш взгляд, можно провести для улучшения психологического климата в вашей семье?

Спасибо за опрос!

формируется через участие в «Школе приемных родителей», изучения положительного опыта других приемных семей, сотрудничество с Центром сопровождения замещающих семей, активное включение родителей в проектирование индивидуальных программ развития ребенка. На основании роста педагогической компетентности приемные родители смогут распознавать симптомы происходящих изменений как положительных, так и отрицательных, а так же адекватно реагировать на происходящие изменения.

На рисунке 1 представлена педагогическая модель социализации приемного ребенка в замещающей среде. Как можно видеть из педагогической модели, процесс адаптации проходит ряд этапов, в каждом из которых решаются определенные педагогические, психологические и социальные задачи. На первом этапе, на основании изучения анамнеза, наблюдений за поведением ребенка и проведения бесед собирается важная информация о социальном уровне приемного ребенка, состояния его физического и психического здоровья, выявляются особенности личности.

На втором этапе происходит знакомство с семейными правилами, ценностными

установками посредством участия ребенка в

Таблица 2. - Результаты опроса приемных родителей об особенностях поведения приемного ребенка по анкете № 1

Особенности поведения ребенка Приемный ребенок

Познавательная сфера

Навыки к обучению

Развитие памяти

Развитие наблюдательности

Познавательная активность

Формирование произвольности

Особенности развития эмоционально-волевой сферы

Коррекция агрессии

Настойчивость

Дисциплинированность

Особенности социального развития

Усвоение социально-культурного опыта

Развития коммуникативных навыков

Приобщение к жизни в новом окружении

семейных торжествах, совместных играх, направленных на усвоение семейных ценностей, снятия тревожности, повышения самооценки ребенка, воспитание в ребенке таких качеств как сострадание, доброта, любовь к окружающим и. т.д.

Игровые методики, направленные на воспитательные цели позволяют ребенку дошкольного и младшего школьного возраста осваивать новые семейные ценности. Для детей дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры являются важной составляющей в их жизни, а игровая деятельность носят ярко выраженный творческий характер, поскольку дети их создают самостоятельно, примеряя на себе различные социальные роли [6].

Третий этап способствует включению ребенка в учебную и внеучебную деятельность. Большое значение на этом этапе приобретает домашнее воспитание - приобщение ребенка к чтению книг, совместный просмотр фильмов, посещение театров, выставок, музеев.

На четвертом этапе происходит привитие ребенку важных навыков к личной гигиене, здоровому питанию, самостоятельности, приобщение к физкультуре и здоровому образу жизни.

Через определенный период (от 3 месяцев до 6) нахождения ребенка в замещающей семье, рекомендуется проведение диагностики процесса адаптации в новых для ребенка условиях. Методы диагностики зависят от возраста ребенка, особенностей его личности, педагогических, психологических и других проблем, с которыми сталкиваются приемные родители или опекуны в процессе воспитания.

Достаточно эффективным диагностическим методом, применяемым в отечественной практике, является методика «Рисунок семьи» Л. Кормана, на основании интерпретации которого выявляются межличностные отношения ребенка и приемных родителей. Согласно этой методике можно выявить место ребенка в семье, отношение ребенка к членам семьи и в целом к семье. Эта методика подходит для детей в возрасте от 3 до 7 лет и для детей старшего школьного возраста [3].

Широко используется специалистами по сопровождению семьи «семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), позволяющая выявить систему межличностных отношений в семье. Этот тест выполняется на листе бумаги, где нарисован круг, в котором ребенок рисует

кружки и подписывает имена членов семьи. Специалистом исследуются размеры кружков, расположение кружков относительно друг друга, дистанцию между кружками. Этот тест позволяет судить о самооценке ребенка, наличие конфликтных отношений между ребенком и членами семьи, наличии симбиотических связей.

Проективный тест личностных отношений «Домики», разработанный О.А. Ореховой позволяет оценить уровень эмоциональной сферы ребенка. Тест позволяет распознать инверсии эмоций, формирование у ребенка. При определении уровня тревожности можно использовать методику Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, подходящую для детей в возрасте от 4 до 7 лет, а так же методику Захаровой А.И. и Панфиловой М.А. «Страхи в домиках».

Опросник «Моя семья», за основу которого взята методика О.И. Маткова, может использоваться для анализа взаимоотношений в семье, методов воспитания родителей. На основе этой методики разработаны опросники для детей младшего школьного возраста и подростков. Проходят опрос и приемные родители. В результате проведения опроса можно сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье.

Для определения уровня эмпатии родителей можно применять опросник уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), позволяющий оценить умения сопереживать и понимать мысли и чувства приемного ребенка родителями замещающей семьи.

После проведения диагностики специалист обрабатывает результаты опросов и разрабатывает план мероприятий, нацеленных на решения выявленных проблем. По истечении 6 месячного срока желательно провести вторичную диагностику и сравнить результаты, определит положительные и отрицательные тенденции. На основании полученных результатов можно оценить уровень адаптации приемного ребенка в замещающей семье. Такую диагностику рекомендуется проводить в течение 2 лет каждые шесть месяцев.

По результатам диагностики специалист сопровождения корректирует индивидуальную программу социализации ребенка,

сосредоточивая наибольшее внимание на тех проблемах, которые выявились в результате прохождения анкетирования, опросов, тестов.

Методы

1. Знакомство с семейными традициями

2. Закрепление принятого в семье социального поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы адаптации

Изучение информации о ребенке

Формирование

ценностных представлений осемье

коррекционно

1. Организация развивающих занятий

2. Образовательная деятельность в дошкольных и школьных учреждениях

3. Участие ребенка во вне учебной деятельности

1. Привитие навыков к профилактике и личной гигиене

2. Занятие физкультурой и спортом

3. Проведение оздоровительных процедурам

4. Организация и приобщение ребенка к сбалансированному и здоровому питанию

Социально-культурная адаптация приемного ребенка

Формирование у приемного ребенка

навыков к здоровому образу жизни

Л

Л

Инструменты

1. Получение информации о социальном уровнеразвития

2. Состояние физического и нервно-психического здоровья

3. Информация об особенностях личности ребенка физического и нервно-психического здоровья и особенностях личности

1. Организация и участие в семейных торжествах, прогулках

2. Просмотр семейной хроники

3. Проведение и участие в совместных играх

4. Воспитание сказкой

1. Оказание помощи в учебной деятельности

2. Участие ребенка в кружках, секциях в зависимости от его интересов

3. Домашнее воспитание: совместный просмотр фильмов, чтение книг, посещение высоток, музеев, театров, совместное творчество

1. Формирование правильного режима дня

2. Приобщение к физкультуре, оздоровительным мероприятиям

3. Подвижные игры на свежем воздухе

4. Фитотерапия, ароматерапия

Рисунок 1. - Педагогическая модель адаптации приемного ребенка в замещающей семье

Вторичную диагностику желательно проводить через каждые 6 месяцев в течение двух лет. За этот период может многое измениться во взаимоотношениях ребенка и приемных родителей. Для сопоставимости результатов необходимо прибегать к тем же методикам, которые использовались в первичной

диагностике. Полученные результаты сравниваются, после чего оценивается процесс адаптации ребенка за весь период нахождения ребенка в замещающей семье. Обычно, процесс социализации имеют положительную динамику в случае совместной работы родителей, организаций сопровождения семей, психологов,

медицинских работников, работников учебных заведений. Диагностика позволяет уточнить критерии, по которым оценивается уровень адаптации ребенка, разработать мероприятия, которые позволят эффективнее использовать педагогические инструменты для социализации приемных детей в семье.

Заключение. На основании данных проведенного исследования и предложенной автором педагогической модели адаптации приемного ребенка в замещающей семье, можно заключить, что от эффективности используемых

методов наблюдения, изучение выписки из анамнезаребенка, опроса родителей и детей, игровых методов воспитания, предложенных диагностических методик, используемых специалистами сопровождения, можно в достаточно короткие сроки эффективно социализоровать приемного ребенка, сформировать вторичную привязанность к приемным родителям, создать благоприятный психологический климат взаимоотношений в семье.

Литература:

1. Борисова М.М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка: учебник / М.М. Борисова. -М.: ИНФРА-М, 2019. - 299 с.

2. Глазков В.А. Система сопровождения процессов социализации и социальной адаптации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей: метод. рекомендации / В.А. Глазков; авт.- сост. В.А. Глазков, О.Л. Миронова, Е.А. Шестакова. - Иркутск: Изд-во ГАО ДПО ИРО. - 2017. - 59 с.

3. Диагностические материалы определения воспитательного потенциала родителей и их психологической совместимости с ребенком; под общ. ред. А.И. Остроуховой. - Ставрополь: «Литера». - 2014. - 133 с.

4. Диагностический портфель «Экспресс-диагностика субъективного благополучия замещающей семьи на адаптационном уровне и их психологической совместимости с ребенком»; под общ. ред. Иониной О.В. - Тула: ГУ ТО «Региональный центр «развитие». - 2020. - 73 с.

5. Дорошенко Т.Н., Овчаренко Л.Ю. Адаптация подростков в замещающей семье: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации

«Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, к жизни в новых семьях» ИПССО МГЛУ / Т.Н. Дорошенко, Л.Ю. Овчаренко. - М.: МГПУ, 2014. - 44 с.

6. Игры и игровые занятия для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; под редакцией Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепеной. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 109 с.

7. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет / Мария Монтессори; пер. с анг. А.В. Колесниковой, Е.А. Румянцевой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. - 414 с.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.

9. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития: монография / О.А. Орехова. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 176 с.

10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б. Фесюкова. - Харьков: Фолио. - 464 с.

References:

1. Boiisova M.M. Theory and technology of physical education and child development: textbook / M.M. Boiisova. - M.: INFRA-M, 2019. - 299 p.

2. Glazkov V.A. The system of accompanying the processes of socialization and social adaptation of orphans left without parental care: method. recommendations / V.A. Glazkov; ed.-comp. V.A. Glazkov, O.L. Mironova, E.A. Shestakova. - Irkutsk: Publishing house of GAO DPO IRO. - 2017. - 59 p.

3. Diagnostic materials for determining the educational potential of parents and their psychological compatibility with the child; under total ed. A.I. Ostroukhova. - Stavropol: "Litera". -2014. - 133 p.

4. Diagnostic portfolio "Express diagnostics of the subjective well-being of the foster family at the adaptive level and their psychological compatibility with the child"; under total ed. Ionina O.V. - Tula: GU TO "Regional Center "Development". - 2020. -73 p.

5. Doroshenko T.N., Ovcharenko L.Yu. Adaptation of adolescents in a foster family: a teaching aid listeners of

professional development "Adaptation of orphans and children left without parental guardians to life in new families" IPSS MSPU / T.N. Doroshenko, L.Yu. Ovcharenko. - M.: MGPU, 2014. - 44 p.

6. Games and gamified activities for young children with disabilities; edited by E.A. Strebeleva, A.V. Zakrepina. - MM.: INFRA-M, 2019. - 109 p.

7. My method. Guide to raising children from 3 to 6 years old / Maria Montessori; trans. from eng. A.V. Kolesnikova, E.A. Rumyantseva. - M.: ZAO Tsentrpoligraf, 2016. - 414 p.

8. Ovcharova R.V. Practical psychology of education: textbook. allowance for students. of psychol. department / R.V. Ovcharova. - M.: Publishing Center "Academy", 2003. - 448 p.

9. Orekhova O.A. Color diagnostics of emotions. Typology of development: monograph / O.A. Orekhova. - St. Petersburg: Speech; M.: Sfera, 2008. - 176 p.

10. Fesyukova L.B. Fairy tale education: for work with preschool children / L.B. Fesyukov. - Kharkov: Folio. - 464 p.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторе:

Гельмутдинова Малика Рафкатовна (г. Казань, Россия), вице-президент, Общенациональный благотворительный фонд «Ярдам - Помощь» г. Казань, e-mail: malika@info-islam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.