научный вестник. - 2012. - № 4 (111). - С. 229-232.
3. Кабанова, Е.А. Совершенствование подготовки юных дзюдоистов тяжелых весовых категорий к скоростной стратегии ведения противоборства / Е.А. Кабанова, Г.А. Кузьменко, Ч.Т. Иванков // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 63-65.
4. Подлесных, А.А. Направленность и содержание учебно-тренировочного процесса дзюдоистов 14-15 лет на общеподготовительном этапе макроцикла / А.А. Подлесных, Т.К. Ким, Р.К. Ким // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании : сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 306-312.
5. Шиян В.В. Сравнительный анализ эффективности совершенствования специальной работоспособности дзюдоистов различных весовых категорий в макроцикле предсоревновательной подготовки / В.В. Шиян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). -С. 295-300.
REFERENCES
1. Ageev, P.N. and Zapolsky, D.P. (2018), "The influence of speed and strength training on the technical and tactical training of judokas at the stage of specialized basic training", Current scientific research in the modern world, No. 3-1 (35), pp. 118-122.
2. Gorskaya, I.Yu. and Kondakov, A.M. (2012), "The need to take into account morphotypologi-cal differences in the process of physical and technical-tactical training of sambo wrestlers", Omsk Scientific Bulletin, No. 4 (111), pp. 229-232.
3. Kabanova, E.A., Kuzmenko, G.A. and Ivankov, Ch.T. (2020), "Improve the training of young judokas in heavyweight categories for the high speed strategy of confrontation", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 63-65.
4. Podlesnykh, AA, Kim, T.K. and Kim R.K. (2017), "The direction and content of the educational process of judokas 14-15 years at the general preparatory stage of the macrocycle", Innovations and traditions in modern physical education: proceedings of the interuniversity scientific-practical conference, Moscow, pp. 306-312.
5. Shiyan, V.V. (2017), "Comparative analysis of the effectiveness of improving the special performance of judokas of different weight categories in the macrocycle of pre-competition training", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 11 (153), pp. 295-300.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2020
УДК 378.172
АПРОБАЦИЯ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Ирина Александровна Кабанова, кандидат педагогических наук, Вадим Петрович Чичерин, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Васильевна Терехова, старший преподаватель, Татьяна Евгеньевна Сиверкина, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения единого комплекса упражнений для занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы с различными видами заболеваний. В результате занятий по предложенному комплексу в течение учебного года зарегистрирована тенденция улучшения динамики показателей функционального состояния, занимающихся по результатам пробы Руфье-Диксона.
Ключевые слова: функциональная проба Руфье-Диксона, различные виды заболеваний, специальная медицинская группа, динамика показателей.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p132-136
TESTING OF THE SINGLE SET OF EXERCISES FOR THE SPECIAL DEPARTMENT STUDENTS Irina Alexandrovna Kabanova, the candidate of pedagogical sciences, Vadim Petrovich
Chicherin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Vasilyevna Terekhova, the senior teacher, Tatyana Evgenyevna Siverkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The State University of Management, Moscow
Abstract
The article examines the possibility of using a single set of physical education exercises for students of the special medical group with various types of diseases. The result of classes on the proposed complex during the academic year shows the tendency for improving the dynamics of the functional state indicators of students engaged in the results of the Rufier-Dixon test was registered.
Keywords: Rufier-Dickson test, different health conditions, health groups, trends in indicators.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы возникают трудности с подбором специальных упражнений, т.к. на занятии одновременно могут присутствовать студенты с различными видами заболеваний. Физические нагрузки представляют собой источник мощных стимулирующих и регулирующих влияний на обмен веществ и функциональную деятельность важнейших систем организма. Регулярные занятия физическими упражнениями и правильно дозируемые физические нагрузки расширяют функциональные и адаптационные возможности, прежде всего, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма в любых возрастных группах [3].
Те же аспекты в работе с учащимися вузов продолжают быть актуальными для специалистов в области физической культуры и спорта. По их мнению, привлечение студентов к ведению здорового образа жизни с использованием средств элективных дисциплин по физической культуре и спорту является важной составляющей их профессиональной и обычной жизнедеятельности как для студентов с основной группой здоровья, так и для студентов специальных медицинских групп [5, 6, 8].
Вместе с тем специалисты отмечают, что число студентов, имеющих специальную медицинскую группу, увеличилось с 10% до 30-40%. При этом, у студентов заболевания опорно-двигательного аппарата, органов зрения, сердечно-сосудистой и дыхательной системы занимают ведущее место [7]. На основании результатов наших исследований [6] были выявлены количественные соотношения студентов по группам заболеваний. Установлено, что наибольшее число студентов имеют заболевания опорно-двигательного аппарата (26%) и несколько видов заболеваний (27,55%). Несколько меньшее число студентов имеют сердечно сосудистые заболевания (20%) и 15% - заболевания зрения.
В поисках положительного влияния средств физической культуры на организм, занимающихся в специальных медицинских группах в многочисленных исследованиях и учебно-методических пособиях, предлагаются оптимальные решения по выбору способов ведения занятий [1, 2, 4]. Разрабатываются программы и методики с использованием разнообразных подходов построения учебного процесса в целом [1]. Но все методики по проведению таких занятий состоят из комплексов для студентов с отдельными видами заболеваний.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данного исследования было оценить возможность применения единого комплекса упражнений для студентов специальной медицинской группы с различными видами заболеваний.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались 2 основные задачи:
1. Апробация разработанного комплекса упражнений на основании различных комплексов лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях, благоприятно влияющего на функциональное состояние организма студентов СМГ с различными видами заболеваний.
2. Определение динамики показателей функционального состояния организма испытуемых экспериментальных групп в течение учебного года при использовании разработанного комплекса в процессе занятий со студентами.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Студенты, отнесённые по заключению врачей в специальную медицинскую группу, объединялись в общую группу без распределения по заболеваниям. Одновременно на таких занятиях были студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, эндокринной и нервной систем, внутренних органов, с редкими заболеваниями, а также заболеваниями кожи и глаз.
В экспериментальную группу были включены студенты специального отделения с вышеперечисленными видами заболеваний. Для них был разработан специальный комплекс упражнений на основании различных комплексов лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях [5]. В данном комплексе чередуется выполнение упражнений малой и средней интенсивности, уделяется большое внимание распределению циклов дыхания и упражнениям на релаксацию. Все упражнения выполняются из максимально удобных исходных положений тела. В целом перечень основных рекомендаций и противопоказаний по данному комплексу не противоречит методикам проведения занятий со студентами, имеющим различные виды заболеваний [2]. Разработанный комплекс упражнений проводился в подготовительной части занятия на протяжении учебного года.
Практические занятия проводились по расписанию дисциплины «Физическая культура»: по 24 пары в 1 и 2 семестрах темпом 3 (раза в две недели). В эксперименте приняло участие 39 студентов 1 курса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовалась динамика показателей пробы Руфье-Диксона от начала к концу учебного года. Результаты рассчитывали по формуле: (4*(Р1+Р2+Р3)-200) /10 (усл. ед.).
Исследования проводилось посредством использования теоретического анализа литературных источников и Интернет-ресурсов, педагогических наблюдений, тестирования, а также включали в себя педагогический эксперимент и статистические методы обработки экспериментальных данных: определяли средние значения (М) и средние квадра-тические отклонения от них (с), нормальность распределения экспериментальных данных оценивали по эксцессу и асимметрии, достоверность различий - по ^критерий Стьюдента для попарно-связных вариантов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Прежде всего, следует отметить, что показатели функциональной пробы Руфье-Диксона в экспериментальных группах соответствуют закону нормального распределения (таблица 1). В связи с этим достоверность различий изучаемых показателей определяли по ^критерию Стьюдента.
Таблица 1 - Динамика показателей функциональной пробы Руфье-Диксона у студентов 1 курса специальных медицинских групп_
Этапы тестирования М б Лв Ех Достоверность различий 1-критерий Стьюдента
начало учебного года 14,29 4,87 0,28 0,86 г=1,б8
конец учебного года 13,11 4,82 1,31 2,08 р>0,05
Установлено, что результаты функционального состояния организма студентов СМГ имеют тенденцию к улучшению (1=1,68; р>0,05) от начала (14,29±4,87 усл. ед.) к концу учебного года (13,11±4,82 усл. ед.).
Примерной программой дисциплины «Физическая культура», одобренной Мино-брнауки РФ, рекомендуется проводить практические занятия со студентами 1-3 курсов 2 раза в неделю по 2 академических часа [2] также считают необходимым увеличить количество обязательных практических занятий до требуемого минимума: 60-64 часа в семестр на первых трех курсах обучения. Однако на практике эти рекомендации не поддерживаются. В частности, у студенток отмечается ухудшение силовых показателей при переходе с двухразовых занятий в неделю на 2 курсе на одноразовые занятия на 3 курсе [5]. В наших исследованиях зарегистрирована тенденция улучшения показателей пробы Руфье-Диксона у студентов экспериментальной группы от начала к концу учебного года. При этом надо учитывать, что студенты занимались по темпу 3 (три занятия в две недели). Видимо, такое количество практических занятий недостаточно для достоверного улучшения показателей пробы Руфье-Диксона. В данном случае отсутствие негативной динамики следует, по нашему мнению, рассматривать как положительный результат.
На базе различных высших учебных заведений всё более широко используется личностно-ориентированный подход в организации учебного процесса [6]. Целью кото -рого является оптимизация общего функционального состояния здоровья с использованием правильно подобранных средств физической культуры. В доступной нам специальной литературе отсутствует информация о наличии комплекса упражнений, разработанного на основании различных комплексов лечебной физкультуры при сердечно-сосудистых заболеваниях для студентов специальных медицинских групп с различными видами заболеваний.
Результаты исследования доказали возможность проведения практических занятий по физической культуре преподавателям специальных медицинских групп, объединяя студентов с различными заболеваниями в единую учебную группу. Проведение дальнейших исследований в этой области позволит разработать новые методики и программы по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
ВЫВОДЫ
1. Разработанный комплекс физических упражнений соответствует функциональным возможностям студентов специального отделения. Зарегистрирована тенденция улучшения (1=1,68; р>0,05) динамики результатов функциональной пробы Руфье-Диксона от начала (14,29±4,87 усл. ед.) к концу учебного года (13,11±4,82 усл. ед.) у студентов специальной медицинской группы.
2. Доказана возможность объединения студентов специального отделения с различными видами заболеваний в одну группу для проведения с ними разработанного комплекса физических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адырхаев, С.Г. Современная технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / С.Г. Адырхаев // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2016. -№ 1. - С. 4-12.
2. Дьякова, Е.Ю. Критерии оценки функционального состояния студентов групп лечебной физической культуры / Е.Ю. Дьякова, А.Н. Захарова // Теория и практика физической культуры. -2013. - № 7. - С. 25-29.
3. Особенности содержания программ по физическому воспитанию студентов вузов / А. А. Зайцев, Т.Г. Коваленко, Б.В. Сорока, Д.А. Ульянов // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 2. - С. 103-104.
4. Оценка эффективности информатизации как способа мотивации студентов специальной медицинской группы к занятиям лечебной физической культурой / В.П. Иващенко, Л.В. Митенкова, Л.И. Халилова, И.В. Склярова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 164-168.
5. Кабанова, И.А. Особенности содержания и методики проведения занятий со студентами специального отделения дисциплины «Физическая культура и спорт» / И.А. Кабанова, В.А. Серёгина, Т.А. Качалова // Вестник университета. 2019. № 9. - С. 184-189.
6. Насибуллина, Д.М. Коррекция физической подготовленности студентов специальной медицинской группы с использованием индивидуальных программ / Д.М. Насибуллина, Т. Р. Наси-буллин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 54-56.
7. Симина, Т.Е. Использование средств плавания в физическом воспитании студентов / Т.Е. Симина, Е.Г. Михальченко, Е.Г. Стадник // Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. В 2 томах. -Москва, 2017. - С. 290-297.
REFERENCES
1. Adyrkhaev, S.G. (2016), "Modern technology of physical education of students with disabilities in inclusive education", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 1, рр. 4-12.
2. Dyakova E.U. and Zakharova A.N. (2013), "Criteria for assessing the functional state of students in groups of therapeutic physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, рр. 25-29.
3. Zaytsev A.A., Kovalenko T.G., Soroka B.V. and Ulianov D.A. (2017), "Features of the content of physical education programs for University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рp. 103-104.
4. Ivashenko V.P., Mitenkova L.V., Khalilova L.I. and Sklyarova I.V. (2019), "Evaluation of the effectiveness of Informatization as a way to motivate students of a special medical group to engage in physical therapy", Uchenye zapiski universiteta im. P.FLesgafta, No. 2 (168), рp. 164-168.
5. Kabanova I.A., Seregina V.A. and Kachalova T.A. (2019), "Features of the content and methods of conducting classes with students of the special Department of the discipline Physical culture and sport", Vestnik Universiteta, No. 9, рp 184-189.
6. Nasibullina D.M. and Nasibullin T.R. (2019), "Correction of physical fitness of students of a special medical group using individual programs", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, рp. 54-56.
7. Simina, T.E., Mikhalchenko, E.G. and Stadnik, E.G. (2017), "The use of swimming means in physical education of students", Humanitarian education at an economic university. Materials of the V International scientific and practical correspondence Internet conference, In 2 volumes, Moscow, pp. 290297.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2020
УДК 796.422
СПОСОБЫ ДОЗИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА В ТРЕНИРОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И
ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ
Анна Михайловна Карагодина, старший преподаватель, Виктор Маркович Зотов, магистрант, Ольга Федоровна Крикунова, доцент, Маргарита Сергеевна Виншу, старший преподаватель, Николай Дмитриевич Жегалов, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университета
Аннотация
Система спортивной подготовки в вузе предполагает применение средств и методов, направленных на повышение спортивного результата. Несмотря на простоту и естественность двигательных актов при беге, он является довольно энергоёмким упражнением с непростыми физиологическими механизмами работы. Интервальный метод может быть использован в любом периоде