Научная статья на тему 'АППАРАТУРА ДЛЯ ВЛАЖНОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЖАТОГО ВОЗДУХА И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА'

АППАРАТУРА ДЛЯ ВЛАЖНОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЖАТОГО ВОЗДУХА И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPARATUS FOR MOIST DISINFECTION WITH COMPRESSED AIR AND ITS ADVANTAGES

Automax, used for moist disinfection, has many defects which impede the proper carrying out of disinfection and cause an unnecessary waste of work, material and time. The authors propose the use of compressed air for the pulverization of a liquid disinfectant. As the liquid is dispersed finely and uniformly on reauired objects, less of it is used and the weight of the apparatus is reduced to 5 kg. This new apparatus has been successfully tested in disinfection of 1870 passanger cars and other objects.

Текст научной работы на тему «АППАРАТУРА ДЛЯ ВЛАЖНОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЖАТОГО ВОЗДУХА И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА»

b) the measurements of physical development of children from the Moscow obrast approach those of the children from the city of Moscow, c) children who have been attending kindergartens for a considerable time have higher values of physical development.

АППАРАТУРА ДЛЯ ВЛАЖНОЙ ДЕЗИНФЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЖАТОГО ВОЗДУХА И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Кандидат медицинских наук Е. А. Ройтман, Я. Л. Амирханов, В. А. Золотухин

Из дорожной санитарно-эпидемиологической станции Сталинской железной дороги

Для влажной дезинфекции в современной практике применяются различные конструктивно простые приборы, из которых наиболее широкое распространение получили гидропульт, дезинфаль и автомакс. Основной принцип действия и устройства этих приборов заключается в пневматическом разбрызгивании жидкостей при помощи ручных нагнетательных насосов.

Главнейшие технические и эксплуатационные требования, предъявляемые к приборам этого типа, могут быть сформулированы в следующем виде. Прибор должен обеспечить сплошное покрытие поверхности объекта в короткий срок равномерным слоем дезинфицирующей жидкости, быть прост и удобен в эксплуатации при возможно меньшей затрате физических сил, а также прочен и устойчив по отношению к вредному воздействию дезинфицирующих веществ. С точки зрения этих требований ни один из упомянутых приборов не является достаточно совершенным. Поэтому разработка конструкций приборов, наиболее удовлетворяющих указанным требованиям, а также усовершенствование существующих являются актуальной задачей дезинфекционного дела.

Эта задача отчасти решена предложением Б. В. Яковлева и В. Г. Керн. Авторы использовали для дезинсекции пассажирских вагонов пистолет-распылитель типа 0-19, который при помощи сжатого воздуха тормозного вагонного воздуховода, подключенного к пистолету посредством гибкого шланга, создает распыление инсектицидной жидкости. Прибор обеспечивает покрытие объектов равномерным тонким слоем инсектицидной жидкости при минимальной затрате времени на обработку вагона (5—6 минут).

Однако это ценное предложение, применяемое также на отдельных станциях Сталинской железной дороги, решает проблему отыскания рационального прибора для дезинфекции лишь частично. Применение пистолета-раопылителя требует постоянного притока сжатого воздуха высокого давления (4—6 атм). Между тем колонками, подающими сжатый воздух, обычно оборудованы только парковые пути, в то время как дезинфекционную обработку поездов нередко приходится проводить и на других путях, особенно на станциях с недостаточной протяженностью парковых путей. Тем более невозможно использование пистолета-распылителя для дезинфекции вокзальных помещений и других объектов железнодорожного транспорта, а также по эпидемическим показаниям в очагах инфекции, которые распэлагаются в значительном отдалении от парковых путей.

Подключение пистолета-распылителя к тормозному вагонному воздуховоду требует во избежание так называемого экстренного торможе-

ния, могущего привести к аварии вагона, обязательного присутствия осмотрщика-автоматчика вагонного участка для предварительного отключения вагонных тормозов, что не всегда осуществимо.

Получение сжатого воздуха непосредственно от колонок воздухо-подводящей магистрали парковых путей требует наличия шланга длиной в 40 м и сравнительно большого веса — 20 кг и более. Поэтому в повседневной практике профилактической дезинфекции на железнодорожном транспорте и, в частности, на Сталинской железной дороге из существующих приборов наиболее прочное место завоевал ранцевый пневматический опрыскиватель типа «Автомакс», устройство и применение которого общеизвестны.

Автомакс имеет ряд технических и эксплуатационных недочетов. Он не обеспечивает достаточного распыления жидкости и выдает ее в зависимости от давления воздуха внутри аппарата то более мелкими, то более крупными брызгами, вследствие чего не создает возможности покрытия объекта достаточно равномерным слоем дезинфицирующей жидкости.

Пользуясь микроскопическим методом, описанным,И. И. Елкиным и С. И. Эйдельштейном, мы определили величину частиц жидкости, оседающих на поверхности объекта на расстоянии 1 м от выходного отверстия автомакса. Измерения установили, что при давлении в автомаксе от 4 до 2 атм. прибор выдает 51% частиц величиной до 10 38% частиц от 10 до 80 ^ и 11% частиц более 80 При давлении же от 2 до 0,5 атм. прибор выдает 44% частиц до 10 37% частиц от 10 до 80 ^ и 19% частиц более 80 [л. В среднем из 20 измерений 47,5% частиц, выдаваемых автомаксом, достигают размеров до 10 ц. (туман). Как известно, частицы подобного размера оседают со скоростью от 0,012 до 0,12 см/сек. 52,5% частиц имеют размеры от 10 до 80 ^ и более (мелкий и крупный дождь) и оседают со скоростью от 0,12 до 1,2 см/сек и быстрее. Разумеется, частицы до 10 ^ падают на дезинфицируемую поверхность тогда, когда она уже, как дождем, покрыта каплями более крупных размеров, поэтому практическое значение их ничтожно. Покрытие поверхности «дождевыми» каплями различных размеров, естественно, является неравномерным, что в действительности и наблюдается. Приведенные данные также указывают на увеличение размеров частиц жидкости по мере снижения давления в автомаксе.

Избыточное покрытие поверхности объекта дезинфицирующей жидкостью вследствие неравномерности распыления приводит к увеличению ее расхода на единицу поверхности, порче внутренней отделки вагонов и других объектов и требует от дезинфектора для полной обработки крупных объектов (например, поезда) заполнения аппарата большим количеством жидкости, что значительно увеличивает вес аппарата. Если по норме в аппарат следует наливать 8—10 л жидкости (в зависимости от его размеров), то обычно дезинфектор наливает 15 л, а это увеличивает вес заряженного аппарата на 4—5 кг по сравнению с предусмотренным и требует от дезинфектора больших физических усилий и напряжения во время работы.

Частая необходимость в процессе работы в переключении пускового краника у основания брандспойта представляет большое неудобство.

Для создания в аппарате давления в 5 атм. необходимо сделать до 100 полных качаний поршнем насоса, причем последующие качания по мере повышения давления в аппарате делаются все труднее и требуют от дезинфектора большой затраты мускульной силы вплоть до того, что при движении поршня вниз приходится давить на рукоятку насоса не только силой мускулов рук, но и всем весом тела работающего. Поэтому при повседневной эксплуатации прибора дезинфекторы обычно доводят давление в аппарате максимум до 2—2,5 атм. Создаваемый таким образом запас воздуха недостаточен для распыления всей жидкости,

4*

51

налитой в автомакс, что вызывает необходимость в процессе работы дополнительно накачивать воздух в прибор. Поскольку давление воздуха внутри аппарата постоянно ниже предусмотренного правилами его эксплуатации (ниже 5 атм.), аппарат выдает крупные брызги, что не удовлетворяет требованию равномерного покрытия объекта дезинфицирующей жидкостью.

Перечисленные дефекты аппарата являются тормозом, препятствующим быстрому и доброкачественому проведению работ, и влекут за собой непроизводительные затраты труда, материалов и времени.

Руководствуясь этими соображениями и указаниями отдела профилактической дезинфекции дорожной санитарно-эпидемиологической станции, мастер автоматно-контрольного пункта вагонного участка Сталинской железной дороги В. А. Золотухин произвел частичную реконструкцию автомакса, которая устраняет отдельные очень существенные дефекты этого прибора и приближает его к техническим и эксплуатационным требованиям, предъявляемым к подобным аппаратам (рис. 1, 2).

Для заполнения баллона автомакса сжатым воздухом из воздушной магистрали компрессора к баллону приспособлена переходная гайка типа «Ротт» с резиновой прокладкой, соединенная вентилем, имеющим два полудюймовых штуцера. К аппарату приспособлен брандспойт, который на 250 мм короче и вдвое уже в диаметре; на конце он не прямой, а плавно изогнутый и заканчивается не двумя наконечниками, а одним. При диаметре отверстия каждого из наконечников брандспойта на автомаксе обычной конструкции в 1,2—2 мм наконечник видоизменного брандспойта имеет отверстие диаметром 0,7—0,8 мм. У основания брандспойта пусковой краник заменен полуавтоматическим краном для выпуска жидкости, открывающим доступ жидкости из баллона в брандспойт при легком нажатии на рукоятку.

Для зарядки аппарата поступают следующим образом. Вентиль путем поворота переходной гайки отсоединяют от баллона, который затем при открытой контрольной пробке на баллоне заполняют дезинфицирующей жидкостью (10 л, или 7,5 кг). После этого при помощи переходной гайки вентиль закрепляется на баллоне. Контрольное отверстие на баллоне плотно закрывается ввинчивающейся пробкой. К верхнему щтуцеру вентиля при помощи шарнирной гайки подсоединяют шланг от магистрали сжатого воздуха. Открывают вентиль и в течение нескольких секунд наполняют аппарат сжатым воздухом до давления 5—6 атм. под контролем манометра.

Затем вентиль плотно перекрывают. В таком виде аппарат заряжен и готов к работе в любых условиях.

Основные преимущества, создаваемые указанной реконструкцией аппарата, заключаются в следующем: не требуется применения большого физического усилия для создания в аппарате необходимого дав-

Рис. 1. Общий вид реконструированного автомакса. / — переходная гайка типа «Ротт»: 2 — вентиль; 3 — штуцеры ф = '/«"; 4 — брандспойт с наконечником; 5— полуавтоматический кран для выпуска жидкости.

ления воздуха (5 атм.), которое создается в течение полминуты. Исключается необходимость работать при более низком давлении или пополнять аппарат воздухом в процессе работы, причем воздуха при давлении в 5 атм. с избытком достаточно для того, чтобы распылить всю дезинфицирующую жидкость, налитую в аппарат. Высокое давле-

Л — детали приспособления для заполнения авточакса сжатым воздухом от компрессор«« В — детали устройства полуавтоматического крана на брандспойте для вьшуска жидкости из автомакса.

брандспойте обеспечивают более тонкое распыление дезинфицирующей жидкости при достаточно обширном факеле длиной до 3—4 м.

Реконструированный автомакс по сравнению с обычным распыляет жидкость на микроскопические частицы величиной от 1 до 10 ц. в 83% (против 47,5%) и создает втрое меньше крупных частиц жидкости размером от 10 до 80 р. и более (17 против 52,5%). Тонкое распыление жидкости обеспечивает высокое качество производимых дезинфекционных работ вследствие сплошного и равномерного покрытия объектов жидкостью.

Высокая эффективность работ подтверждена дезинсекцией 1870 пассажирских вагонов, обработанных реконструированным автомаксом,

с разрывом между отдельными обработками от 1 до 2 недель, причем живые насекомые в них не были обнаружены ни разу даже по возвращении поездов из дальнего следования спустя две недели после их дезинсекции. Расход жидкости на единицу обрабатываемой поверхности уменьшается почти вдвое. Это делает производимые работы более экономичными и облегчает труд дезинфекторов за счет уменьшения веса заряженного аппарата. Опыт работы приборами обоих типов на Сталинской железной дороге показал, что для обработки одного пассажирского поезда прибором обычного типа, учитывая вес необходимого дезинсекталя (11,4 кг) и прибора (9,2 кг), дезинфектор должен поднять

Рис. 3. Портативный аппарат для распыления дезинфекционных жидкостей с помощью сжатого воздуха. /— электромотор; 2 — компрессор; 3—запасный резервуар; 1 — регулятор давления сжатого воздуха; 5 — манометр; 6 —

агропульверизатор; 7 — двухходовый краник.

на спину и носить груз весом 20,6 кг, в то время как при работе аппаратом измененной конструкции (8,2 кг) этот вес составляет 15,8 кг.

Подсчеты, основанные на уже имеющемся опыте дезинсекции пассажирских вагонов с помощью реконструированного автомакса, показывают, что только вследствие уменьшения расхода инсектицидных жидкостей (дезинсекталя и эмульсии ДДТ) при производимой на Сталинской железной дороге обработке 70 ООО вагонов в год можно получить экономию 28 ООО рублей. Кроме того, следует учесть, что для обработки поезда, состоящего из 10 четырехосных вагонов, автомаксом обычной конструкции требуется 1 час, а реконструированным — только 40 минут, что на '/з ускоряет производимые работы и сокращает простой поезда для дезинфекционной обработки.

Изменение конструкции брандспойта создает значительные преимущества при работе, так как для того чтобы возобновить или прекратить распыление жидкости, достаточно лишь слегка нажать или отпустить рычаг полуавтоматического крана, который все время находится в руке работающего.

Реконструированный автомакс может быть использован для дезинфекционной обработки ограниченной площади (150—200 м2), определяющейся его емкостью в отношении жидкости и сжатого воздуха. В случае необходимости в обработке дополнительной площади аппарат должен быть перезаряжен, что при отсутствии компрессора на объекте невозможно. Вместе с тем обработка небольших объектов этим аппара-

том нерациональна. Исходя из этого, отдел профилактической дезинфекции дорожной санитарно-эпидемиологической станции Сталинской железной дороги сконструировал более портативный аппарат для распыления дезинфекционных жидкостей с помощью сжатого воздуха.

Аппарат (рис. 3) состоит из портативного электромотора мощностью 600 W, питающегося энергией от осветительной сети. Мотор приводит в движение портативный малогабаритный автомобильный компрессор типа ГАЗ-51. Компрессор присоединен к запасному резервуару с регулятором давления сжатого воздуха. Запасный резервуар оборудован манометром.

Указанная система питает сжатым воздухом (35 л/мин) обычный агропульверизатор, снабженный двухходовым краником для перевода поступающего сжатого воздуха на раопыление дезинфицирующей жидкости или на «холостой ход» (т. е. наружу). Агропульверизатор для удобства работы может быть соединен с воздухонагнетающим устройством с помощью упругого резинового шланга любой длины, а также заменен другим раопылителем. Весь аппарат смонтирован в чемоданчике размером 39X17X25 см и весит около 9 кг. Аппарат предназначается для влажной дезинфекционной обработки объектов, а также для зарядки реконструированного автомакса, в котором он в течение 2—3 минут создает запас сжатого воздуха давлением в 5—6 атм.

Опыт показал возможность получения высокой дезинфекционной эффективности при использовании этого аппарата. Аппарат создает мельчайшее распыление дезинфекционной жидкости, покрывающей объекты тонким и равномерным слоем. Измерение величины частиц устанавливает, что аппарат образует 85,8% частиц величиной до 10 ц..

С помощью прибора была произведена дезинфекционная обработка различных материалов (линкруста, линолеума, лакированного дерева, шлифованного алюминия, никелированного металла, пластмассы) после их заражения двухмиллиардной взвесью кишечной палочки. Обработка проводилась 0,1—0,2% осветленным раствором хлорной извести или хлорамина при расходе жидкости до 0,05 л на 1 см2 и экспозиции 30 минут. Всего было обработано 8 образцов материала по 20 раз каждый. Эффективность обработки изучалась общепринятым методом бактериологического исследования смывов. В 160 смывах после заражения был обнаружен сплошной рост колоний: после дезинфекции колонии кишечной палочки отсутствовали полностью, колонии вульгарной микрофлоры были единичными. Эти данные показывают эффективность дезинфекционной обработки описанным прибором и возможность использования сжатого воздуха для распыления дезинфицирующих жидкостей в любых условиях.

ЛИТЕРАТУРА

Елкин И. И., Эйдельштейн С. И. Аэрозоли антибиотиков, их получение и клиническое применение. М., 1955, стр. 37—38. — Яковлев Б. В., Керн В. Г. Гиг. и сан. 1955, № 5, стр. 32—34.

Поступила 1I/IV 1956 г.

AN APPARATUS FOR MOIST DISINFECTION WITH COMPRESSED AIR

AND ITS ADVANTAGES

E. A. Roitman, candidate of medical sciences, Ya. L. Amirkhanov, V. A. Zolotukhin

Automax, used for moist disinfection, bas many defects which impede the proper carrying out of disinfection and cause an unnecessary waste of work, material and time.

The authors propose the use of compressed air for the pulverization of a liquid disinfectant. As the liquid is dispersed finely and uniformly on reauired objects, less of it is used and the weight of the apparatus is reduced to 5 kg. This new apparatus has been successfully tested in disinfection of 1870 passanger cars and other objects.

V- V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.