Б, Э. Гуревич
Вопросы санитарного оборудования и дезинфекции пассажирских самолетов
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории авиационной медицины
Гражданского воздушного флота
Развитие воздушного транспорта в нашей стране, увеличение дальности и продолжительности полетов и рост пассажирских и грузовых перевозок ставят перед гражданской авиацией ряд проблем, связанных с обеспечением охраны здоровья экипажа и пассажиров, их комфорта и с предупреждением заноса инфекций в отдаленные друг от друга районы. Наибольшее значение в этом отношении имеют вопросы санитарного оборудования пассажирских самолетов и организация их дезинфекционной обработки.
В санитарном отношении и в интересах комфорта пассажиров весьма важное значение имеет рациональное устройство буфета. Однако этому вопросу до сих пор должного внимания не уделялось. При проектировании буфета конструкторы обязаны предусмотреть не только хранение готовых продуктов, но и приготовление горячих блюд из полуфабрикатов. Поэтому буфет на самолете должен представлять собой комбинацию секций: термоса, электрорефрижератора комнатного тип! и электроплиты. Кроме того, буфет должен иметь 2-гнездную ванну для мытья посуды с подачей воды из водопроводной системы самолета и со стоком в общий коллектор. Для хранения посуды и столового белья должен быть предусмотрен шкаф. Электропроводка, обеспечивающая возможность пользоваться нагревательными и охлаждающими приборами, довершает оборудование такого гигиенического и удобного буфета.
Расположение буфета в хвостовой части самолета рядом с туалег-ной кабиной не удовлетворяет санитарным правилам и к тому же мало удобно для стюардессы, если принять во внимание обслуживание большого самолета на 60—80 мест. Назрела необходимость проектирования буфета в середине пассажирской кабины.
Санитарные требования к оборудованию современного многомоторного пассажирского самолета вызывают настоятельную необходимость устройства в нем своей внутренней системы водопровода и канализации, без чего невозможна гигиена и санитария самолетного буфета, туалетной кабины и предохранение самолета от загрязнения. Для этих целей в кабине должен быть установлен резервуар с водой, расположенный предпочтительно в переднем верхнем углу пассажирской кабины, или же два резервуара: один для целей канализации — в переднем верхнем углу; второй — в заднем верхнем углу для снабжения питьевой водой. Второй вариант более благоприятно отразится на центровке самолета. Для создания необходимого напора воды в канализационной системе может быть использовано давление сжатого воздуха в резервуарах. Необходимое давление может быть получено подкачиванием воздуха обычным воздушным насосом или подключением к баллонам со сжатым воздухом. Может быть также использован и наружный скоростной напор воздуха.
Сточные воды из всех объектов канализации на самолете по системе труб должны поступать в цистерну-коллектор, расположенную в хвостовой части и имеющую выводное отверстие для очистки коллектора в каждом промежуточном или базовом аэропорте.
В целях предохранения кабины от загрязнения рвотными массами обычно употребляются специальные бумажные пакеты, которые быстро промокают и рвутся.
Гораздо удобнее для этих целей твердые контейнеры, однако они занимают много места в кабине и неудобны для быстрой очистки от со-
держимого. Кроме того, в аэропортах необходимо иметь печи для сжигания контейнеров, так как употреблять контейнеры дважды, даже после дезинфекции, недопустимо. Наконец, применение таких контейнеров обойдется очень дорого, принимая в расчет массовость их употребления (сотни тысяч ежегодно).
Наше предложение сводится к устройству 'внутри боковых стенок пассажирских кресел (левой стенки у пассажира, сидящего у окна, и правой — у сидящего возле прохода) специальных никелированных съемных плевательниц с крышками. Каждая плевательница помещается в особом расширении стенки кресла, для чего она имеет в основании шарнир, позволяющий придавать ей положение «на ребро», и укреплена на гибкой вытяжной трубке.
При надобности плевательница извлекается из стенки, переводится в горизонтальное положение, нажатием рычажка крышка открывается, а рвотные массы смываются сильными струями воды, поступающей под давлением из резервуара.
Через широкую отводную гибкую трубку и далее по трубам в полу кабины смывные воды поступают в коллектор. По миновании надобности плевательница закладывается в стенку кресла и закрывается дверцей.
Серьезное санитарно-гигиеническое значение имеет конструкция пассажирской кабины и качество материалов, составляющих облицовку стен, пола, потолка, обивку мебели.
При конструировании пассажирской кабины самолета в ней не должно быть допущено пространства, трудно доступного для механической очистки и для проникновения дезинфекционных жидкостей. В этом отношении неудовлетворительными являются тесные хвостовые грузовые отсеки, неудобно расположенные шкафы для буфета и многие мелкие пространства.
При устройстве полов всех внутренних помещений самолета и плинтусов между стенами и полом должна быть достигнута возможная герметичность, предохраняющая от скопления пыли, затекания воды и дезинфекционных растворов в подпольные пространства.
Стены, пол и потолок кабины не должны задерживать на себе пыли, должны легко мыться, не портиться под действием обычно применяемых дезинфекционных средств и возможно меньше впитывать запахи паров бензина, дезинфицирующих веществ и т. п. Необходимо также учитывать способность материалов поглощать водяные пары и противостоять проникновению влаги в пространства между облицовкой и наружной стенкой кабины. Без сомнения, эти требования не должны противоречить условиям технического порядка: прочности, легкости, огнестойкости, дешевизне, а также эстетическим качествам материала.
Перкаль, которым обтянуты стены- кабины, и материалы, составляющие нижнюю часть стен, имеют тот недостаток, что быстро портятся под действием дезинфекционных растворов, обладают малыми теплоизоляционными свойствами, впитывают значительное количество водяных паров и, следовательно, становятся повышенно теплопроводными. Более подходящими материалами для облицовки стен и потолка пассажирской кабины представляются плотные ткани, пропитанные пластиками, с цветным бумажным покрытием, или же линкруст — наподобие внутренней облицовки вагонов метро, но облегченного типа. Между облицовкой и наружной стенкой кабины и потолка, а также внутри перегородок и дверей должна быть воздушная прослойка. Весьма желательно, чтобы панели, составляющие облицовку стен, делались съемными: это обусловит удобство дезинфекции, очистки и замены части облицовки.
Прекрасным материалом для полов пассажирской кабины является облегченного типа линолеум. Для устиланйя пола должны быть применены синтетические ковровые материалы, обладающие, наряду с высо-
кой прочностью и легкостью, такой же способностью поглощать вибрацию, как и лучшие ковровые дорожки, но выгодно отличающиеся от них тем, что не воспринимают пыли и запахов, легко моются и дезинфицируются.
Наилучшим обивочным материалом для кресел безусловно является кожа и в меньшей степени пластика.
в конструкции пассажирской кабины необходимо предусмотреть такое устройство помещений для ручного багажа и верхней одежды пассажиров, которые были бы легко доступны для очистки, хорошо вентилировались и дезинфицировались и обеспечивали хранение вещей, исключающее порчу и поломку их.
Представляется необходимым при конструировании кабины проектировать багажное отделение с центральным проходом посредине и стеллажами по бокам, с вентиляционным отверстием в потолке и решетчатой дверью. Последнее обусловливается соображениями вентиляции багажного отделения и удобствами наблюдения на случай возможного загорания вещей. Багажное отделение желательно расположить вблизи входной двери или с собственной наружной дверью на противоположной стороне фюзеляжа. О пассажирской кабине необходимо иметь гардероб для верхней одежды пассажиров, которая в настоящее время просто раскладывается на сидениях и спинках кресел, причем портятся и мнутся пальто и загрязняются кресла и чехлы. Устройство верхних полок для мелких вещей конструкторами не продумано. Форма этих полок, повторяющих кривизну бортов фюзеляжа, создает углубления, плохо поддающиеся очистке. Перкаль, из которого сделано дно багажников, при влажной дезинфекции портится и легко рвется тяжелыми и твердыми предметами. Желательно придать верхним полкам прямоугольную форму и небольшую глубину, а дно их делать из того же твердого, легко очищающегося и хорошо дезинфицирующегося материала, как и стены кабины.
Оборудование туалетной кабины действующих типов пассажирских самолетов состоит из плохо устойчивого унитаза с выносным ведром и умывальника. Смыв, дезодорация и дезинфекция этих устройств на все время рейса не предусмотрены.
Санитарные требования к туалетной кабине сводятся к следующему. Стены и пол ее должны быть из материалов, обладающих такими же свойствами, как и внутренняя обшивка пассажирской кабины. Пол в туалетной кабине должен быть покрыт линолеумом. Унитаз следует делать из пластиков, он должен быть легкосъемным, легко моющимся и хорошо дезинфицирующимся. Позади унитаза стенка кабины должна иметь съемные панели. Для укрепления унитаза в полу кабины должно быть гнездо, сделанное из того же материала, как фюзеляж самолета. Удобнее и экономнее по расходу воды является установка умывальников русского образца с вращающимся краном Э-образной формы. О подводке воды и отводе канализационных вод из туалетной кабины было сказано выше.
•В настоящее время уборка и дезинфекционная обработка самолетов Гражданского воздушного флота производятся ручным способом. Качество санитарно-дезинфекционной обработки не всегда бывает высоким, производится она зачастую утром, непосредственно перед вылетов самолета. Запах дезинфицирующих веществ при этом может ощущаться весьма резко, что бывает неприятно для пассажиров.
Необходимо организовать и оборудовать во всех базовых и крупных транзитных аэропортах, а также в авиаремонтных базах специальные дезинфекционно-обмывочные площадки. На эти площадки должны поступать самолеты, возвратившиеся из рейса, остающиеся на ночевку или пролетающие транзитом, но требующие срочной дезобработки, а также самолеты, прибывшие для ремонта.
Дезинфекционно-обмывочная площадка должна быть оснащена необходимыми приспособлениями для очистки и обмывки самолета, аппаратами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации и дезинфицирующими средствами всех видов. Особое значение имеет оборудование дезинфекционно-обмывочных площадок пылесосами. Без пылесосов совершенно невозможна надлежащая очистка кресел, ковров, пола и внутреннего оборудования пассажирской и особенно пилотской кабины, где теснота и обилие приборов не позволяют произвести тщательную ручную уборку.
Возле дезинфекционно-обмывочной площадки должны быть расположены выгребы для спуска сточных вод из канализационной системы самолета (соединенные с общей системой канализации аэропорта) и насос для их перекачки.
С противоположной стороны, с учетом санитарно допустимых разрывов, должна быть проведена вода для заполнения водопроводного резервуара самолета и воздушный насос для создания необходимого воздушного подпора в этом резервуаре.
Особое значение имеет организация дезинфекционно-обмывочных площадок в аэропортах, принимающих самолеты, прилетающие из-за границы. В таких аэропортах дезинфекционные площадки необходимы с точки зрения охраны воздушных границ СССР от заноса из-за рубежа возбудителей или переносчиков инфекций (насекомых, грызунов).
Для обслуживания дезинфекционно-обмывочных площадок целесообразно создать специальные бригады в составе мойщиц и дезинфекторов, подчинив1 эти бригады медицинской организации аэропорта, и возложить на бригады очистку и дезинфекционную обработку всех самолетов — как базирующихся в данном аэропорту, так и транзитных.
Ъ Ъ тйг
ИЗ ОПЫТА МЕСТ
Проф. С. М. Драчев и С. Д. Замыслова
Походная лаборатория для санитарного анализа воды
в полевых условиях
Задачей конструкторов было дать тип походной лаборатории, при помощи которой можно производить приближенные количественные определения в объеме санитарного анализа наиболее простыми методами и с возможной экономией посуды и реактивов. Необходимость в портативной лаборатории для проведения кратких санитарных анализов воды возникает при экспедиционном обследовании прудов и водоемов, строительство которых широко развивается в настоящее время, а также при массовом обследовании колодцев, родников и других источников сельского водоснабжения. Возможность проведения анализа на месте избавляет от необходимости транспортировать громоздкие пробы воды в лабораторию. При проведении анализов V водоисточника предотвращаются ошибки, неизбежные при хранении проб воды до начала анализа и особенно значительные при исследовании вод с повышенной жесткостью.
При конструировании лаборатории использованы цветные постоянные шкалы, в том числе шкалы для определений цветности, жесткости, активного хлора и окяс-ляемости; титрование для определения хлоридов и щелочности проводится в малых объемах (1—2 мл) разведенными растворами; для определения прозрачности использован метод кольца, что упрощает аппаратуру.
Реактивы хранятся в дутой стеклянной посуде вместо литой, благодаря чему значительно уменьшается вес лаборатории. Пипетки для набора реактивов притерты к реактивной посуде и калибрированы (рис. 1), что избавляет от необходимости мытья и позволяет использовать их для титрования.
В результате использования указанных выше способов определений и применения калиброванных пипеток и дутой стеклянной погуды лаборатория с запасом