Научная статья на тему 'Апология этикета'

Апология этикета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апология этикета»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

АПОЛОГИЯ^ ЭТИКЕТА Н.О. Свечникова

Часть I. В защиту этикета как специфического социального института

"Испортили праздник этикетом" (надпись на бэйдже)

"Мне было некогда - просто не помню, когда еще я была так занята! Андрей дал мне книгу "Любезность за любезность", я читала ее каждый день и каждый день узнавала такие вещи, которые прежде не могли мне даже присниться.

Суп, оказывается, нужно было есть совершенно бесшумно, причем ложку совать в рот не сбоку, а острым концом. Подливку не только нельзя было вылизывать языком, как я это делала постоянно, но даже неприличным считалось подбирать ее с тарелки при помощи хлеба. Пока девушка не замужем, она, по возможности, не должна выходить со двора одна или с двоюродным братом...

Да, это была интересная книга, хотя она надолго отравила мне жизнь: почти полгода я не могла двинуть ни рукой, ни ногой, не вспомнив прежде, что советует по этому поводу "Любезность за любезность"" '.

Знакомство с этикетными нормами "надолго отравило жизнь" не только главной героине известного романа В. Каверина. Фольклор и разнообразные литературные источники содержат весьма противоречивые оценки роли этикета в жизни представителей различных стран, эпох и сословий. Приведем здесь лишь некоторые высказывания на этот счет, оформив их для наглядности в виде табл. 1.

Проницательный читатель, внимательно ознакомившийся с содержанием приведенной таблицы, справедливо упрекнет ее автора в "передергивании", сталкивании друг с другом оценок, относящихся не к "одному и тому же, а к разным этикетам". Не будем лукавить: есть такой грех.

Этикетные нормы многочисленны, этнически разнообразны, сословны, исторически изменчивы и зачастую противоречивы. То, что прилично или неприлично для представителей одного социального слоя (не принято носить бриллианты до 20.00), для другого ровным счетом никакого значения не имеет (ну, нет у меня бриллиантов!). Воистину, "что позволено Юпитеру, не позволено Быку", и наоборот.

Что же такое этикет, когда и почему он возник и какую роль играет в современном обществе?

Слово "этикет" - французского происхождения. Первоначально оно обозначало образец товара, предназначенного на продажу, затем - описание товара (отсюда -"этикетка"), а с XVI в. приобрело новое значение - свод правил поведения, которые следует выполнять неукоснительно.

Литературные источники содержат различные точки зрения относительно того, где и когда появился этикет. Традиционным является мнение, согласно которому этикетные нормы появились только в средневековье в процессе дробления ритуала, т. е. порядка обрядовых действий (при этом этикет понимается в узком смысле слова). В последнее время все чаще и обоснованнее звучит версия о том, что этикет как специфический институт общественной жизни появился еще в первобытности (этикет в широком смысле слова).

Апология (гр. apologia) - защита кого- или чего-либо, часто предвзятая; восхваление. **) Каверин В. "Открытая книга" / Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 4. М.: Худ. лит-ра, 1965. С. 21.

Таблица 1

Этикет: pro e contra_

pro contra

Все добродетели имеют своим источником этикет. Конфуций Вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный ковале нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван. Я.В. Брюс ("Юности честное зерцало") В дурно воспитанном человеке смелость принимает грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие - шутовством, простота - неотесанностью добродушие - льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благовоспитанность служит для них оправой. Дж. Локк Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. М. Сервантес Умение себя вести украшает и ничего не стоит Немецая пословица Простота хуже воровства. Русская пословица Etc. Этикет - разум тех, кто его не имеет. Вольтер Ныне, когда хитроумные ухищрения и тонкий вкус свели искусство нравиться к определенным принци пам, в наших нравах воцарилось низкое, обманчивое однообразие... Вежливость без конца чего-то требует, благопристойность приказывает, мы без конца следуем обычаям и никогда -собственному разуму... Ж.-Ж. Руссо Придворный всегда владеет лицом, взглядом, жестами; он скрытен и непроницаем, умеет таить недоброжелательство, улыбаться врагам, держать в узде свой нрав, прятать страсти, думать одно, а говорить другое, и поступать наперекор собственным чувствам. Это утонченное притворство - не что иное, как обыкновенное двуличие. Ж. Лабрюйер Бедность избавляет от этикета. Ж. Санд Мягко стелет, да жестко спать. Русская пословица Люблю милого за ласки, За вертящиеся глазки, А еще за простоту... Русская частушка Etc.

Многовековая история этикета свидетельствует о постоянстве его роли как социального регулятора человеческих взаимоотношений. Еще в условиях первобытного стада стали складываться некоторые стереотипы поведения, которые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и этикетных форм. В жестко иерархизированном средневековом обществе каждое из сословий имело свои каноны поведения. Этикет средневековья принуждал человека подчинить свою индивидуальность непререкаемым образцам, стандартам, авторитетам его социальной группы. Этикет периода укрепления абсолютной монархии "делал королей рабами двора", пронизывая и до мелочей регламентируя все сферы жизни высшего общества. Таким образом, он служил специфическим способом самосохранения высшего сословия, которое по отношению к другим слоям общества было совсем немногочисленным.

Этикет Нового времени, напротив, стал одной из форм самоутверждения личности. Буржуазная культура принимает правила этикета лишь в той мере, в какой признает их полезность как регулятора общественных связей людей. Этикет становится средством достижения успеха как в профессиональной, деловой, так и в частной жизни человека. Во второй половине XX в. общепринятые нормы общения приобретают универсальный (для цивилизованных стран) характер.

В наши дни этикет перестал быть достоянием исключительно богатых и власть предержащих общественных слоев. Он превратился в открытую и демократичную систему общеобязательных поведенческих норм, значительно упрощенных, изменчивых, оставляющих возможность вариативности поведения, допускающих элементы творчества в процессе своей реализации.

Бегло проследив исторические судьбы этикета, зададимся вопросом: а в чем, собственно, его сущность?

Этикет — это свод правил поведения в стандартных ситуациях общения. Он существует там и постольку, где и поскольку имеет место социальное неравенство, наличествует разница между людьми по полу, возрасту, социальному или служебному положению, степени родства или знакомства, национальной или конфессиональной принадлежности и т. п. Выявляя и закрепляя эти статусные различия между членами общества, вступающими в многочисленные и разнообразные отношения друг с другом, этикетные нормы предлагают оптимальные формы поведения каждого из них.

Жизнь, как известно, сложна и разнообразна. В ней встречаются ситуации, лежащие за рамками "стандарта", не предусмотренные даже самым полным сводом правил этикета. Поэтому гораздо важнее, чем выучить наизусть многочисленные правила поведения, усвоить лежащие в их основе принципы.

Такими принципами являются:

- принцип гуманизма (многовековое "золотое правило" гласит: "Не делай никому того, чего сам себе не желаешь", иначе: "Не рой другому яму."; исходя из этого принципа, нетрудно решить, каким краем подавать другому человеку острые, режущие предметы (ножи, ножницы));

- принцип целесообразности действий (современный этикет не догматичен; он рассчитан на людей не только воспитанных, но и умных, способных творчески применять знание этикета к конкретным ситуациям. Проверим свой Щ: где, входя в транспорт или выходя из него, держать сумку, сетку, рюкзак? Разрезать ли рубленую котлету ножом?);

- принцип эстетической привлекательности поведения. (прощенья просим: не чесать в голове, не ковырять пальцем в носу, не остригать ногтей и не выдавливать прыщей при свидетелях - потому что это некрасиво).

Назовем основные особенности функционирования и развития этикетных норм.

1. Этническое разнообразие, обусловленное историческими и местными особенностями, характером народа и другими факторами. Этноэтикет - особый раздел этикета, выявляющий и изучающий этнические различия в этикетных нормах (англичане и американцы не допускают и 10-минутного опаздания к обеду, а греки считают неприличным приход к обеду точно в срок; у нас, европейцев и американцев крайне предосудительной считается манера "хлюпать"" во время еды, а в некоторых восточных странах прихлебывание - дань уважения хозяину; тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и высовывают язык; если же мы высунем язык в знак приветствия, вряд ли наш знакомый захочет поздороваться с нами в следующий раз).

2. Относительная устойчивость. Этикетные нормы закрепляются в обычаях, т.е исторически сложившемся порядке поведения людей в обществе, который наследуется и воспроизводится в очередном поколении, становясь привычным для его представителей. Некоторые обычаи надолго переживают те обстоятельства, которыми они когда-то были вызваны к жизни, и поэтому в новых условиях кажутся бессмысленными и непонятными (приветствие снятием головного убора возникло, вероятно, в Древнем Риме, где рабы должны были обнажать бритую голову при встрече со свободным гражданином, чтобы тот видел, что перед ним -раб; обычай чокаться, как утверждают знатоки, возник во времена Карла Великого (кон. 700 — нач. 800 гг.), когда в бокалы гостей или соседей за столом нередко подсыпался яд, поэтому в знак миролюбия хозяин наливал немного вина сначала в свой бокал, а все гости в ходе застолья неоднократно отливали из своего бокала в бокал соседа, а затем символически соединяли бокалы — чокались).

3. Историческая изменчивость. Многие правила поведения продолжают свою жизнь, видоизменяясь и каждый раз приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Приходя в противоречие с иными условиями жизни, некоторые из них меняются на противоположные. (Веками складывалось правило, согласно которому женщина должна идти справа от мужчины, поскольку на его левом боку покоилось оружие -шпага, сабля, пистолет и т. п. В настоящее время мужчина зачастую выходит из дома и без оружия, а прежнее правило сохранилось. Отчасти это связано с появлением новых обстоятельств: с необходимостью обеспечить безопасность дамы в условиях весьма оживленного дорожно-транспортного движения. Однако, если сегодня женщина идет рядом с мужчиной в военной форме, то она должна находиться слева от него, иначе ее спутнику затруднительно будет исполнять воинский ритуал приветствия).

4. Сословность, конвенционность, диалогичность. Этикетная норма - знак принадлежности человека к той или иной социальной группе (половой, возрастной, сословной, этнической и т.д.), и в силу этого она носит условный характер. Этикет предполагает, что все общающиеся между собой люди знают его правила, говорят " на одном языке". Нарушитель соглашения по выполнению правил поведения отторгается от группы ("не наш человек"). История свидетельствует о том, что на пиру в честь бракосочетания с Мариной Мнишек Лжедмитрий I демонстративно воспользовался вилкой, что вызвало взрыв возмущения со стороны боярства и духовенства. Вилка стала весомейшим аргументом, доказывающим нерусское происхождение самозванца, поскольку истинно русским инструментом считалась только ложка.

5. Ситуативность. В следовании этикетным нормам необходимо проявлять определенную гибкость, развивать в себе "этикетное чутье", позволяющее в каждом конкретном случае установить "степень этикетности ситуации" (если во время приема мясо едят исключительно с помощью вилки и ножа, то на пикнике его вполне допустимо брать руками).

6. Автоматизм исполнения. Мало знать правила этикета, нужно уметь органично и естественно их выполнять. Истинно воспитанным человеком можно считать только того, у кого выработаны устойчивые привычки этикетного поведения, т. е. способность и умение производить адекватные конкретной ситуации общения действия без особого контроля со стороны сознания, как бы автоматически. Воспитанный человек - не тот, кто долго думает, как поступить, и, наконец, принимает верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может. Знания, умения и привычка — вот те три "ступеньки этикета", преодолеть которые необходимо, чтобы стать воспитанным человеком.

Что касается "надолго отравленной" жизни героини В. Каверина, так виной тому - вовсе не этикет, а некритическое заимствование девушкой поведенческих норм чуждого ей сословия и стремление следовать им в новых исторических условиях.

Часть II. В защиту этикета как учебной дисциплины

" Мать моя была не донья, И отец мой был не дон... Так зачем же я долдоню Этот светский лексикон?!!"

("Дульсинея Тобосская")

В нынешнем учебном году кафедра культурологии отмечает скромную, но славную дату, - пятилетие преподавания этикета в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Как всегда это бывает в подобных случаях, возникает непреодолимое

желание подвести некоторые итоги проделанной работы, порадоваться достижениям, извлечь уроки из ошибок, наметить перспективы дальнейшей деятельности.

Кратко и наглядно всю проделанную кафедрой учебную работу в этом направлении можно представить в виде табл. 2.

Таблица 2

Уч. год, Кол-во

семестр Факультет Курс Дисциплина час. Лектор

1996/97 осенний Все II Электив по культурологии "Поведенческая культура 36 Свечникова

ГФ IV современного человека" Светский и деловой этикет 36 Свечникова

весенний КТУ V Светский и деловой этикет 36 Свечникова

1997/98

осенний КТУ(538, 539) V Деловой этикет 36 Толстикова

весенний ГФ II Светский этикет 36 Свечникова

ГФ IV Деловой этикет 36 Толстикова

КТУ (ВТ) V Светский и деловой этикет 54 Свечникова

1998/99

осенний ГФ V Деловой этикет 36 Толстикова

ИФФ(248), ТМТ(260), II Электив по культурологии "Поведенческая культура 36 Свечникова

ЕНФ, КТУ современного человека"

КТУ(438, 439) IV Деловой этикет 36 Толстикова

весенний ГФ II Светский этикет 36 Свечникова

КТУ (ВТ) V Светский и деловой этикет 54 Свечникова

ФОИСТ V Светский и деловой этикет 27 Толстикова

1999/00

осенний ГФ V Деловой этикет 36 Свечникова

КТУ(438, 439) IV Деловой этикет 36 Толстикова

ВИЗО IV Светский и деловой этикет 29 Все преподаватели

ГФ II Светский этикет 36 Толстикова

КТУ (ВТ) V Светский и деловой этикет 54 Свечникова

ФОИСТ V Светский и деловой этикет 36 Фомина

весенний ВИЗО II Светский этикет 29 Все преподаватели

2000/01

осенний ГФ II Светский этикет 36 Толстикова

ГФ V Деловой этикет 36 Свечникова

ИТП IV Деловой этикет 36 Толстикова

ВИЗО IV, V Деловой этикет 29 Свечникова

весенний КТУ (ВТ) V Светский и деловой этикет 54 Толстикова

ТМТ III Деловой этикет 36 Фомина

ВИЗО II Светский этикет 29 Фомина

2001/02 Все II Электив по культурологии 36 Свечникова

осенний "Поведенческая культура

ГФ V современного человека" Деловой этикет 36 Свечникова

ИТП IV Деловой этикет 36 Толстикова

ВИЗО IV, V Деловой этикет 29 Свечникова

ВИЗО Светский этикет 29 Борисов

весенний КТУ (ВТ) V Светский и деловой этикет 54 Свечникова

ТМТ III Деловой этикет 36 Фомина

ЕНФ II Основы этики 36 Толстикова

Из приведенной таблицы явствует, что за последние шесть учебных лет (включая текущий год) этикет как учебная дисциплина преподавался и преподается под разными названиями и в различных объемах студентам 11^1 курсов всех факультетов ГИТМО (ГФ, КТУ, ИТП, ФОИСТ, ТМТ, ИФФ, ЕНФ, ВИЗО).

Пять преподавателей кафедры культурологии разработали и читают оригинальные авторские курсы светского и делового этикета.

Сформирован учебно-методический комплекс дисциплины, включающий в себя программу и учебный план курса (изданные в ГИТМО); списки литературы по этикету (по фондам институтской библиотеки, библиотеки им. В.В. Маяковского и ряда районных библиотек города); кафедральную библиотеку книг по этикету (около 50 названий); банк наглядных пособий и ТСО (раздаточный материал по всем темам курса; видеофильмы, аудиозаписи, электронные пособия, фотографии, рисунки, прочие демонстрационные материалы) и т.д.

Казалось бы, настало время тихой радости. Ан нет...

За столбцами нашей таблицы остался целый ряд обстоятельств, которые не могут не омрачать светлые лица юбиляров.

Обстоятельство первое. Студенты ИФФ, ТМТ и (до недавнего времени) ЕНФ имели возможность изучать этикетные нормы только в рамках электива по культурологии "Поведенческая культура современного человека" и только в те годы, когда этот электив им предлагался (1996/97; 1998/99 и 2001/02), а не в контексте соответствующих дисциплин ("Светский этикет", "Деловой этикет", "Светский и деловой этикет"). Число студентов, приобщившихся таким образом к изучению этикетных норм, было весьма незначительным (в самые "лучшие" годы - не больше одной учебной группы от каждого факультета).

Обстоятельство второе. ФОИСТ, дважды (в 1998/99 и 1999/2000 уч. годах) включавший в учебный план пятикурсников дисциплину "Светский и деловой этикет", вследствие дефицита нагрузки вынужден был от нее отказаться.

Обстоятельство третье. Гуманитарный факультет, для студентов которого все эти годы этикет преподавался как специальная дисциплина ("Светский этикет" - на II курсе и "Деловой этикет" - на IV или V), по той же пресловутой причине начинает от него отказываться. В текущем учебном году в учебных планах второкурсников эта дисциплина уже не значится, а пятикурсникам, вполне вероятно, она читается в последний раз.

Обстоятельство четвертое. Пятикурсники КТУ (студенты кафедры ВТ) на протяжении всех шести лет слушали курс "Светский и деловой этикет". Из суеверия боимся делать прогнозы на следующий учебный год, ибо основания для беспокойства присутствуют и в этом случае.

Таким образом, мы имеем следующую ситуацию. Наш вуз одним из первых технических вузов города (уступив пальму первенства разве что СПбЭТУ им. В.И. Ульянова (Ленина), где данная дисциплина читалась раньше студентам кафедры PR) включает в учебные планы нескольких факультетов дисциплины этикетного цикла. В течение пяти лет накапливается позитивный опыт разработки и чтения данных дисциплин, подготовлены соответствующие преподавательские кадры и методическое обеспечение. В настоящее время наблюдается тревожная тенденция сокращения числа студентов, изучающих этикет, которая прежде всего связана с общим падением учебной нагрузки на кафедрах и факультетах.

Выходит, "что имеем - не храним." Между тем все это происходит на фоне заметного оживления интереса к этикету как самостоятельной учебной дисциплине в ряде других вузов нашего города, где разрабатываются и читаются соответствующие курсы (СПбГУ, Академия культуры, СЗАГС, СПбЭТУ им. В.И. Ульянова (Ленина), Академия ветеринарной медицины и др.). В сети Internet открывается заочная школа МИФИ "Правила хорошего тона. Этикет" (http://www.mifi.ru/manager-etiket.htm). На базе инновационно-внедренческой образовательной фирмы "Арсис", Санкт-Петербургской школы изящных манер и искусства общения "Политес" как научно-образовательный центр создается Международная академия этикета.

А наши выпускники, совершая неуклюжие поступки, конфузливо будут говорить о том, что они "высшим политесам не обучены".

Что думают сами студенты по этому поводу?

Чтобы узнать это, 27-29 ноября 2001 г. мы провели анкетирование, в котором приняло участие:

• 76 второкурсников всех факультутов, посещающих в рамках занятий культурологией элективный курс "Поведенческая культура современного человека";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 18 пятикурсников гуманитарного факультута (гр. 572, 573), изучающих деловой этикет;

• 21 старшекурсник ВИЗО (гр. 498, 499, 589, тоже изучающие деловой этикет).

Всего было опрошено 115 студентов. Результаты анкетирования предлагаются вашему вниманию в виде табл. 3.

Таблица 3

ОТВЕТЫ

ВОПРОСЫ ДО-Нк. ГФ-Ук. ВИЗО-!У,Ук

Чел. % Чел. % Чел. %

Целесообразно ли преподавание этикета как самостоятельной вузовской дисциплины? Да: 66 87 15 83 20 95

Нет: 10 13 3 17 1 5

Если да, то на каком курсе его следует преподавать? II к. II-III к. II-III к.

Каким при этом должно быть %-ное соотношение

лекций и практических занятий?

Больше лекций / меньше семинаров: Поровну: Меньше лекций / больше семинаров: 18 34 48 6 53 41 0 52 48

Нужно ли, на Ваш взгляд, выделять в курсе этикета

такие разделы, как светский и деловой этикет, и

преподавать их по отдельности, или следует излагать

нормы светского и делового общения в рамках единого курса? Отдельно: 22 30 5 28 6 29

Вместе: 51 70 13 72 15 71

Каким, по-Вашему, должно быть %-ное соотношение

вопросов светского и делового этикета в программе

вузовского курса? Больше светского / меньше делового 6 6 0

Поровну: Меньше светского /больше делового 51 43 53 41 52 48

Получили ли Вы на занятиях и в процессе

подготовки творческих заданий по этикету новую, ранее Вам не известную информацию? Да: 71 93 16 89 21 100

Нет: 5 7 2 11 0 0

Если да, то постарайтесь приблизительно указать % новизны относительно общего объема полученной

информации. Разброс: 10-70 5-40 10-70

Средний показатель: 40 18 31

Стремитесь ли Вы к тому, чтобы претворить

полученные на занятиях по этикету знания в общении с окружающими Вас людьми? Да: 73 96 16 89 21 100

Нет: 3 4 2 11 0 0

Таким образом, подавляющее большинство опрошенных - 88 % (101 студент из 115) - на вопрос о целесообразности преподавания этикета как самостоятельной вузовской дисциплины ответило положительно. Большая их часть считает, что преподавать его следует на II-III курсах. 94% (108 студентов) подтвердили, что

получили на занятиях и в процессе подготовки творческих заданий по этикету новую, ранее им не известную информацию. 96 % опрошенных (110 человек) заявили о своем стремлении к тому, чтобы претворить полученные на занятиях по этикету знания в практике общения с окружающими людьми.

Меньше единодушия было в решении вопроса о соотношении светского и делового этикета. 29% опрошенных считает, что преподавать их надо по отдельности, а 71 % - что следует излагать нормы светского и делового общения в рамках единого курса.

Любопытную картину представляют таблицы, содержащие анализ ответов на два противоположных вопроса: "Какие темы нашего курса показались Вам излишними?" и "Какие темы нашего курса нуждаются в более подробном освещении?"

Таблица 4

Ответы студентов II курса ДО

на вопросы:

Темы Какие темы нашего Какие темы курса

курса показались Вам излишними? нуждаются в более подробном освещении?

1. Правила приветствия 2 3

2. Правила представления 1 2

3. Формы и правила обращения 2 4

4. Этикет телефонных переговоров 11 3

5. Правила переписки 15 8

6. Оформление и использование визитных карточек 11 -

7. Поведение на улице и в транспорте 11 7

8. Поведение в общественных местах 7 13

9. Правила нанесения визитов 1 7

10. Правила выбора, преподнесения и принятия 5 12

подарков

11. Застольный этикет 3 12

12. Имидж современного человека - 18

Таблица 5

Ответы на вопросы:

Какие темы нашего Какие темы курса

Темы курса показались Вам излишними? нуждаются в более подробном освещении?

ГФ ВИЗО ГФ ВИЗО

1. Речевой этикет делового человека 3 2 3 4

2. Этикет и невербальные средства общения 3 - 1 3

3. Правила приветствия 1 - - -

4. Правила представления - - -

5. Формы и правила обращения 1 1 2 -

6. Этикет деловых телефонных переговоров 3 3 1

7. Правила ведения деловой переписки 1 1 3 5

8. Этикет переговорного процесса 4

9. Оформление и использование визитных 1 1 1 1

карточек

10.Правила поведения при поступлении на работу - 2 5

11. Организация и проведение официальных 1 - 3 1

приемов и презентаций

12.Подарки в деловом общении 2 - 1 5

13.Национальные стили делового общения 2 1

14.Имидж делового человека - - 1 2

Симптоматично, что практичски каждая из предложенных студентам тем имеет среди них как своих "сторонников", желающих ее более подробного освещения, так и "противников", считающих ее изучение излишним. Заметим, что неутоленность

интереса к теме "Имидж современного человека" связана с тем, что анкетирование проводилось до ее прохождения по учебному графику. Поляризацию мнений относительно целесообразности включения в курс большинства тем можно объяснить глубокими различиями в воспитании, полученном нашими студентами в их семьях и школах.

Ответы на последний вопрос анкеты "Ваши замечания, пожелания и предложения в адрес преподавателя и кафедры культурологии" оставим без комментария:

"Очень полезный курс, применимый в жизни. Спасибо".

"Спасибо за помощь".

"Двигаться "тем же курсом"!"

"Так держать! Нам очень интересно Вас слушать и учиться этикету".

"Я считаю, что нужно выделять больше часов для этого предмета. Больше должно быть практических занятий".

"Все очень интересно и замечательно. Побольше бы таких семинаров, которые помогают в жизни".

"Спасибо, что есть такой предмет. Он необходим".

"Желаю, чтобы этикет все-таки был введен как самостоятельная дисциплина, только без экзаменов".

"С помощью курса я смогла узнать много полезного, что сейчас очень помогает мне в работе. Я считаю, что данный курс необходимо прослушать каждому человеку, чтобы знать, как себя вести в нашей повседневной жизни. Спасибо Вам большое".

Глас народа - глас Божий? Может, стоит прислушаться?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.