Научная статья на тему 'Антропоориентированная система педагогического образования'

Антропоориентированная система педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропоориентированная система педагогического образования»

рядка во многом связана именно с этой социальной группой. Образ государства и общества, сложившийся в сознании сегодняшних студентов, определяет интенции развития страны. В связи с этим мы считаем важным рассмотрение ценностной сферы студенчества и ее влияния на возможность и способность данной группы к самоорганизации.

Формально студенчество идентифицируется с работниками квалифицированного умственного труда, но современная ситуация складывается таким образом, что высшее образование -лишь одно из условий возможного удачного старта, не гарантирующее выпускнику ни занятости в сфере квалифицированного труда, ни работы по специальности, ни адекватной заработной платы. Студенты данный факт осознают вполне отчетливо. В частности, это показывает анализ данных о желаемой и реальной занятости респондентов после окончания вуза.

На его основании можно сделать вывод о том, что наличие высшего образования предоставляет широкий выбор в спектре профессий, повышает возможности быстрой адаптации практически в любой сфере деятельности.

Вместе с тем именно вуз способен создать действительно демократичную социальную среду, способную через своих выпускников распространиться во всем обществе.

Литература

1. Геллнер Э. Условие свободы: гражданское общество и его исторические соперники // Знание - сила. - 1995. -№ 2. - С. 4-8.

2. Гранин Ю. Роль образования в формировании российской нации // Высшее образование в России. -2006. - № 10. - С. 151.

3. Політологічний енциклопедичний словник. - Киев, 1997. -С. 281.

Антропоориентированная система педагогического образования

Е. ЛАВРЕНТЬЕВА, ст. преподаватель Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

С целью анализа концептуальных основ содержания педагогического образования на базе школ и гимназий республики Татарстан мы изучили особенности, характер, направленность и структуру профессиональной подготовки учащихся к их будущей педагогической деятельности, рассмотрели особенности реализации профессиональных качеств молодого учителя в структуре инновационной деятельности и непрерывного педагогического образования, проделали факторный анализ профессионального становления личности молодого учителя. Рас-

смотрим некоторые выводы по результатам данного исследования.

Основой содержания образования, безусловно, является деятельность учителя и ученика. Однако меняется основная функция учителя: из передатчика информации он превращается в менеджера процесса обучения. При этом возникает много противоречий и проблем, которые молодой учитель должен уметь продуктивно решать в интересах ученика, педагогического процесса и в своих личных интересах. Выделим, что должен знать учитель, чтобы успешно работать в сегодняшних

условиях. Исследования, проведенные нами, показывают, что современному педагогу необходимо хорошо знать психологию, информатику, потребности экономики, науку менеджмента, традиционные и инновационные методы, приемы и формы работы, обладать навыками диагностики, постановки целей, уметь прогнозировать и планировать деятельность, контролировать достижение цели, анализировать результаты деятельности.

Для профильной педагогической подготовки старшеклассников необходимо рекомендовать педагогическую антропологию, ведущей идеей которой является развитие дидактической системы будущего учителя, ориентированной на раскрытие сущностных сил ребенка в процессе обучения.

Антропологический подход обеспечивает переход школьного образования на качественно новый уровень в соответствии с идеями абсолютной ценности человека, целостности его обучения и воспитания. Одним из результатов изучения старшеклассниками феномена антропоориентированной дидактической системы учителя будет определение ведущих идей и условное выделение в соответствии с этим четырех её видов: личностно ориентированной, культуросообразной, природосообразной и социально направленной.

Антропоориентированная дидактическая система раскрывается перед будущими педагогами так же, как взаимодействие функциональных компонентов системы, отражающих её диалектическую природу и целостность (ак-

Схема 1

Единый учебно-воспитательный процесс

сиологическая, гносеологическая, прогностическая, инструментальная, рефлексивная, креативная функции). К динамическим характеристикам дидактической системы учителя относят этап-ность, направленность, темп и уровень развития.

В рамках профильной педагогической подготовки старшеклассник должен сформироваться как личность с выраженной нравственной индивидуальностью и уметь оставаться самим собой, несмотря на все социальные изменения и внешнее негативное воздействие. Профессионально-педагогическая подготовка должна быть максимально ориентирована на развитие нравственной сферы личности будущего педагога, его нравственного потенциала, который способен обеспечить высокогуманный характер будущей педагогической деятельности. Выделим условия, обеспечивающие развитие нравственного потенциала будущего педагога:

1) усиление нравственного аспекта целей и задач образования;

2) выявление гуманитарного компонента содержания дисциплин, актуализация его воспитательных возможностей в развитии нравственного потенциала будущего педагога;

3) организация ценностно-смыслового восприятия и усвоения будущими педагогами содержания дисциплин;

4) моделирование в процессе образования личностно ориентированных ситуаций.

На основе выявленных педагогических условий была разработана воспитательно-дидактическая модель развития нравственного потенциала будущего педагога средствами различных дисциплин (схема 1).

Практика показывает, что стратегию модернизации образования может воплотить учитель, обладающий таким ключевым качеством личности, как

рефлексия. Педагогическая рефлексия учителя предстает как: ценность-регу-лятив педагогической деятельности (аксиологический аспект); цель, способ, форма, функция деятельности, ее результат и критерий (деятельностный аспект); концентрированное выражение личности педагога (личностный аспект).

Таким образом, педагогическая рефлексия рассматривается нами как целостный педагогический феномен лично-стно ориентированной профессиональной деятельности учителя, подлежащий освоению старшеклассниками в контексте обучения их в профильных педагогических классах.

Процесс демократизации образования требует от каждого педагога участия в управлении школой, планировании и реализации карьеры. Управленческая культура педагога понимается в данном случае как интегративное динамичное качество личности, характеризующее готовность педагога к осуществлению управления на различных уровнях (самоуправление, управление, соуправление).

Представление управленческой культуры педагога как цели непрерывной профессиональной подготовки предполагает разработку ее модели в трех плоскостях. Первую плоскость определяют информационный, операциональный и аксиологический компоненты.

Осмысление старшеклассниками понятия «управление» позволило установить его уровни, к которым можно отнести самоуправление, управление классом и соуправление. Данные уровни управления составляют вторую плоскость модели управленческой культуры педагога. Третья представлена здоровьесберегающим, функциональным, психологическим, личностно-творческим и коммуникативным элементами.

Значение представленной модели состоит в том, что она является основой целеполагания для каждого этапа непрерывной профессиональной подготовки и всего процесса как целостно обеспечивающего становление педаго-га-руководителя.

На этапе профильной педагогической подготовки учащихся назревает необходимость такой организации образовательного процесса, при которой школьники ориентировались бы на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения собственной жизнедеятельности. Это обусловливает весомый вклад в решение задачи подготовки будущих специалистов к работе.

При этом под прогностической компетенцией понимается такой результат образования, при котором уровень подготовленности обучаемого к жизни и труду в обществе, его знания, умения, навыки прогнозирования качества деятельности позволяют осуществлять следующие виды прогностической деятельности:

- демонстрировать действия по адекватному целеполаганию, планированию, программированию, проектированию, необходимые для социального, жизненного и профессионального самоопределения;

- владеть знаниями о процессе прогнозирования, умениями и навыками отбора информации, логической ее переработки, анализа, определения тенденций ее изменения;

- развивать способности адекватного представления о своих склонностях, возможностях, о путях их совершенствования, которые определят успешность личности выпускника образовательного учреждения в социуме, в личной жизни и профессиональной деятельности.

Модель развития творческого потенциала учителя в процессе повышения квалификации включает последовательные, взаимообусловленные учебные модули, адекватные образовательному запросу учителя и уровню развития его творческого потенциала.

Первый модуль - «Введение в творческую педагогическую деятельность учителя» (информационно-мотивационный этап) - направлен на актуализацию творческого развития учителя. Второй модуль - «Инновационнотворческая мастерская учителя» (когнитивно-деятельностный этап) - предполагает формирование и развитие на личностном уровне теоретико-аналитического и рефлексивно-проектировочного компонента творческого потенциала учителя (творческо-репродуктивный уровни). Третий модуль -«Творческая педагогическая деятельность учителя» - составляют курсы творчески работающих учителей (этап творческой самореализации), имеющих сформированную творческую позицию и направленность на углубление и расширение своего творческого потенциала (авторский уровень).

Развитие творческого потенциала учителя закономерно сопровождается его профессионально-творческим развитием.

Таким образом, содержание непрерывного педагогического образования учителя, начиная со старшеклассника педагогического класса, можно рассматривать как процесс, интегрирующий формирование антропологических оснований развития будущего учителя, педагогическую рефлексию, управленческую и прогностическую культуру, развитие нравственного и творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.