Научная статья на тему 'Антропонимы как источник новообразований в языке СМИ и интернет-коммуникации'

Антропонимы как источник новообразований в языке СМИ и интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМЫ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ / КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЯЗЫК СМИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ANTHROPONYMS / DERIVATIONAL NEOLOGISMS / KEY ELEMENTS OF THE SOCIAL SPACE / LANGUAGE OF MASS MEDIA / INTERNET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Замальдинов Владислав Евгеньевич

В статье рассматриваются антропонимы как источник новообразований. Материалом послужил язык СМИ и интернет-коммуникации. Автор анализирует частотные узуальные способы создания словообразовательных неологизмов (суффиксация, аффиксоидация, префиксация). В статье использованы следующие методы и приёмы исследования: приëм сплошной выборки, общенаучный описательно-аналитический метод, словообразовательный и структурно-семантический виды анализа новообразований. Сделан вывод о том, что в языке СМИ и интернет-коммуникации отражаются различные стороны жизни общества. Новообразования на базе антропонимов в массмедиа относятся к «ключевым элементам социокультурного пространства», являются средством эмоционально-идеологического воздействия на адресата, отражают экстралингвистические данные. Материалы работы вносят вклад в теорию речевого воздействия, когнитивную лингвистику, словообразовательную неологию. Они также могут быть использованы в практике вузовского преподавания курсов «Современного русского языка», спецкурсов по языку СМИ, в журналистской практике создания текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Замальдинов Владислав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPONYMS AS A SOURCE OF NEOLOGISMS IN THE LANGUAGE OF MASS MEDIA AND INTERNET COMMUNICATION

The article considers anthroponyms as a source of word-formative neologisms. The material is the language of mass media and internet communication. The author analyzes the frequency of language use, the ways of word-formation neologisms creation (suffixation, affixation, prefixation). The article uses the following methods and techniques: continuous sampling, general scientific descriptive-analytical method, word-formation and structural-semantic types of analysis of neologisms. It is concluded that the language of media and Internet communication reflects various aspects of society. Neologisms based on anthroponyms in the media are “key elements of socio-cultural space”, are a means of emotional and ideological impact on a recipient, reflect extralinguistic data. The materials of the work contribute to the development of the theory of speech influence, cognitive linguistics, word-formation neology. They can also be used in the university practice of teaching courses “Modern Russian language”, special courses on the language of the media, in journalistic practice of creating texts.

Текст научной работы на тему «Антропонимы как источник новообразований в языке СМИ и интернет-коммуникации»

УДК 811.161.1 В.Е. Замальдинов

АНТРОПОНИМЫ КАК ИСТОЧНИК НОВООБРАЗОВАНИЙ В ЯЗЫКЕ СМИ И ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматриваются антропонимы как источник новообразований. Материалом послужил язык СМИ и интернет-коммуникации. Автор анализирует частотные узуальные способы создания словообразовательных неологизмов (суффиксация, аффиксоидация, префиксация). В статье использованы следующие методы и приёмы исследования: приём сплошной выборки, общенаучный описательно-аналитический метод, словообразовательный и структурно-семантический виды анализа новообразований. Сделан вывод о том, что в языке СМИ и интернет-коммуникации отражаются различные стороны жизни общества. Новообразования на базе антропонимов в массмедиа относятся к «ключевым элементам социокультурного пространства», являются средством эмоционально-идеологического воздействия на адресата, отражают экстралингвистические данные. Материалы работы вносят вклад в теорию речевого воздействия, когнитивную лингвистику, словообразовательную неоло-гию. Они также могут быть использованы в практике вузовского преподавания курсов «Современного русского языка», спецкурсов по языку СМИ, в журналистской практике создания текстов.

Ключевые слова: антропонимы, словообразовательные неологизмы, ключевые элементы социокультурного пространства, язык СМИ, интернет-коммуникация.

Б01: 10.35634/2412-9534-2019-29-3-435-441

Язык СМИ и интернет-коммуникация содержат большое количество антропонимов, которые чутко реагируют на любые изменения, происходящие в социуме, и аккумулируют в себе культурную информацию. Как правило, это фамилии общественно-политических деятелей, спортсменов, звёзд шоу-бизнеса. Антропонимы можно отнести к «социально значимым словам эпохи» или к «ключевым элементам социокультурного пространства» (термин наш). Под ключевыми элементами социокультурного пространства мы понимаем «актуальные лексемы, характерные для определённого периода развития социума, отражающие национально-культурные особенности народа, обладающие высокой частотностью употребления» [5. С. 121].

На базе антропонимов возникает большое число новообразований - словообразовательных неологизмов, с помощью которых журналисты воздействуют на сознание адресата. Как отмечает Л.В. Рацибурская, «новообразования в СМИ не только тематически отражают все изменения, происходящие в различных сферах современной жизни, но и способствуют интерпретации явлений действительности и пониманию специфики их восприятия в определённой лингвокультурной общности людей» [27. С. 56].

Для образования отантропонимических новаций в языке СМИ и интернет-коммуникации активно используется суффиксация. Так, словообразовательные неологизмы с суффиксом -щин(а) образуются от основ фамилий общественно-политических деятелей и обозначают 'явление, характеризующееся признаком, названным мотивирующим словом (преимущественно с неодобрительной оценкой)' [14. С. 700]: Компартия: «Яценюковщина» - поразивший Украину вирус лжи и беспомощности (заголовок) [12]; Такая вот трамповщина: все равно, что говорить, важно эффект получить [25]; Кудринщина является (и не только в пенсионном вопросе) - ярко выраженной стратегией антиразвития, узаконенного социального регресса [23]; «Хайп года»: Провал на «Евровидении», бузов-щина и «некрасивый» скандал Земфиры (заголовок) [10]. Отметим, что морфема -щин(а) привносит в новообразование оттенок неодобрительности. Нельзя не согласиться с Т.В. Шкварцовой, что «множество инноваций словообразовательной категории субъективной оценки образовано с помощью суффикса -щин, выражающего резко отрицательную оценку» [35. С. 36].

Активно в языке СМИ и интернет-коммуникации появляются новообразования с помощью суффикса -ец с семантикой 'лицо, принадлежащее к общественному течению, направлению, организации, учреждению, связанному с фамилией лица, названного мотивирующим существительным' [14. С. 325]: Порошенковцы валят всю вину на Яценюка: «Это его люди оскорбляли Трампа!» (заголовок) [41]; Число «путинцев» в западном мире растёт [8]; Мэттис - не просто «верный трампо-вец», он - истинный воин англосаксонской империи [30]; Навальновцы хотят жить, как Европа, но

2019. Т. 29, вып. 3 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

ведут себя как варвары - глава штаба НОД [национально-освободительное движение. - Авт.] (заголовок) [32]; Загитовцы приосанились: ещё бы, ведь их Алина уверенно возглавила промежуточный протокол. Однако олимпийская чемпионка не продержалась там даже суток: два падения и 12-й результат в произвольной [26]. Как видно из примеров, новообразования с суффиксом -ец в ряде случаев выражают негативное отношение к именуемым понятиям, так как данная морфема в сознании носителей русского языка ассоциируется с отрицательной оценкой явлений социополитической жизни.

Растёт число абстрактных новообразований-существительных с суффиксами -изм, -изаци(я), называющих общественно-политические течения: Обыкновенный «порошенкизм» (материал для будущего учебника политологии) (заголовок) [37]; Страны с диагнозом «саакашвилизм» (заголовок) [42]; Кастане же недвусмысленно подтверждает нам, что макронизм - это архаизм в обёртке современности [9]; Мадуризм и правая оппозиция: патетичная сервильность. Продолжение империалистического неолиберализма в регионе [16]; Опасная путинизация Европы (заголовок) [7]; «Руба-низация» и «савченкизация» страны направлены на углубление черно-белого восприятия реальности избирателя и его побуждения к единению вокруг «белого короля» [33]; Мадуризацияроссийской экономики (заголовок). Когда в правительстве кто-то начинает говорить о том, что нельзя скатиться до времён СССР - значит будет ещё хуже [20]. Как видно из примеров, довольно часто новообразования с суффиксами -изм, -изаци(я) мотивируются именами собственными (антропонимами), принадлежащими общественно-политическим лидерам, скомпрометировавшим себя в глазах социума. По мнению исследователей, новообразования с данными суффиксами «обычно называют социально значимое событие или явление, нередко негативного характера» [28. С. 9].

Среди узуальных способов образования словообразовательных неологизмов, используемых в языке СМИ и интернет-коммуникации, продуктивным является и аффиксоидация. «Аффиксоидация, как и её разновидности (префиксоидация и суффиксоидация), не может быть причислена ни к аффиксальной деривации (префиксации или суффиксации), ни к композиции (к т.н. «чистому словосложению»). Это самостоятельный способ словопроизводства» [13. С. 128]. Так, высока продуктивность инноваций с суффиксоидом -гейт с семантикой 'политический скандал': Мадурогейт: отстранят ли президента Венесуэлы от власти силовым путём (заголовок) [36]; «Медведевгейт» обнаружил типичную для авторитарных режимов проблему - феномен квазисобственности. Почти все объекты бизнеса и недвижимости, обнаруженные Фондом борьбы с коррупцией, не являются в буквальном смысле слова собственностью действующего российского премьер-министра [18]; Суть «пу-тингейта» не в количестве контактов предвыборного штаба Трампа с Кремлём, а в сходстве внешнеполитических воззрений Трампа с набором путинских пожеланий [24]; Мамаевгейт продолжается: футболист просит защиты у прокуратуры Москвы [39]; «Скрипальгейт» - это было что-то! Игра в этом сериале стала пиком в карьере Мэй, и она старалась от души: заламывала руки, рвала на себе волосы, истошно проклинала Россию [15]. В наших предыдущих исследованиях мы показали, что и в латышском языке также отмечается использование интернационального элемента -гейт [6. С. 73].

Широко представлены в языке СМИ и интернет-коммуникации новообразования с суффиксоидами -мания, -фобия с семантикой страстного увлечения и боязни чего-либо: В Украине вновь началась волна «савченкомании», с подъёмом русофобии, жажды реванша и «войны до победного конца», с маниакальным стремлением к уничтожению Донбасса, призывами фактически растоптать минские соглашения... [1]; Правда, отечественные бизнесмены страдают особой формой «трампо-мании» [19]; В чём же причина этой «путиномании», и почему хозяин Кремля сводит всех с ума? [17]; Трампофобия или кому выгодно не допустить избрание Дональда Трампа (заголовок) [11]; Тех, кто помнит СССР, «клинтофобией», похоже, удалось массово заразить - отчасти и потому, что, привязанные к родному языку, эти люди черпают информацию о происходящем не только из американских русскоязычных, но и из израильских, а иногда и российских, ресурсов [43]. Как видно из примеров, новообразования с суффиксоидами -мания, -фобия образуются от ключевых элементов социокультурного пространства, поэтому оценочность данных словообразовательных неологизмов связана с контекстом, а также с авторским отношением к лицу, фамилия которого является мотивирующей лексемой.

Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации нередко создаются с помощью префиксации. Так, в медийных текстах частотны новообразования с приставкой анти- с

семантикой 'что-либо противоположное, противопоставленное тому или направленное против того, что названо мотивирующим существительным' [14. С. 44]: «АнтиЗеленский бунт»: цифры и факты (заголовок) [40]; Хотя это самый крайний вариант, и он далеко не предрешён даже при подходе к власти законченного «АнтиМадуро» [34]; «Анти-Трамп». Президент США обвинил Facebook в заговоре (заголовок) [38]; Антисавченко: в Верховной Раде установили рентген для проверки вещей нардепов (заголовок) [3]; «Антикокорин»: Владимир Соловьёв показал защиту от Кокорина и Мамаева (заголовок) [45]; Движение «Анти-Макрон»: протесты во Франции набирают обороты (заголовок) [46]; Именно через призму Коломойского как анти-Порошенко и нужно рассматривать все его резонансные заявления [22]. Итак, новообразования с негативным префиксом анти- создают в медийном тексте оппозицию «свои - чужие». По мнению З.Н. Афинской, «когнитивная установка неологизмов по модели "анти + имя собственное" состоит в выражении крайней степени неприятия мировоззрения, мироощущения взглядов и философии, присущих лицу, обозначенному корневым словом» [2. С. 8].

Активен при создании новообразований в медийных текстах префикс квази- с семантикой ложности, неистинности: Можно сказать, что под Кадырова выстраивалась такая же вертикаль власти, как и под Путина, только в отдельно взятом регионе и более жёсткими методами - с учётом специфики Кавказа. По сути, конструировался квазиПутин [31]; Но сценограф Александр Орлов и художник по костюмам Ирина Чередникова равно ограничены и в ехидстве (чего стоит разъездной трон Царицы - эдакой квази-Клеопатры), и в чудесной торжественности [4]; «КвазиЧубайс вырисовывается»: якутяне о предложении Медведева учителям (заголовок). В Якутии сочли циничным предложение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева учителям, недовольным своими зарплатами, поискать другое место работы, в том числе в бизнесе [44]. Как видно из примеров, для префикса квази- характерна неустойчивость орфографического оформления в языке СМИ и интернет-коммуникации.

В языке СМИ и интернет-коммуникации нередко встречаются новообразования с префиксом супер- с семантикой 'что-кто-либо, обладающее(ий) в высшей или высокой степени признаками того, что (кто) назван(о) мотивирующим существительным (иногда с оттенком: главный по отношению к тому, кто назван мотивирующим существительным)' [14. С. 229]: «Суперпутин» - навсегда. В Москве открыли выставку о любви к лидеру в эпоху постмодерна (заголовок) [21]. Следует отметить, что в современных СМИ словообразовательные неологизмы с приставкой супер- могут приобретать в контексте ироническую коннотацию: Остается предложить уважаемому сенатору заказать компании Марвел выпуск комиксов, где Супернавальный одним взглядом с экрана Ютуба побеждает Путина и Ким Чен Ына, возвращает Крым Украине, Сирию - ТОЗР ИГИЛ, а также лечит энурез и диарею у американских сенаторов, насмотревшихся на пуски «Калибров» [29].

Подводя итог, заметим, что в языке СМИ и интернет-коммуникации активно отражаются процессы общественно-политической жизни. И в силу этого на первый план выходят новообразования на базе антропонимов. Словообразовательные неологизмы играют важную идеологическую роль, воздействуют на эмоциональную сферу адресата и выражают чаще всего критическое отношение к лицам, которые, как правило, работают в политической сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аргументы и факты - Украина. 2016.05.27. URL: http://www.aif.ua (дата обращения: 02.2019).

2. Афинская З.Н. К вопросу о концептуальном потенциале префиксов // Филология и культура. 2017. № 3 (49). С. 6-10.

3. Без табу. 2018.03.21. URL: https://beztabu.net/antisavchenko-v-verhovnoj-rade-ustanovili-rentgen-dlya-proverki-veshchej-nardepov_n40533 (дата обращения: 02.2019).

4. Ведомости. 2016.01.12. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/12/623737-mariinskom-skazku (дата обращения: 02.2019).

5. Замальдинов В.Е. Словообразовательные неологизмы как средство речевого воздействия (на материале нижегородских СМИ начала XXI в.): дис. .канд. филол. наук. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2018. 224 с.

6. Замальдинов В.Е., Хоригути Д. Интернациональные элементы в словообразовании русского и латышского языков // Studia Rossica Gedanensia. 2018. № 5. С. 66-74.

7. ИноСМИ. 2017.01.10. URL: https://inosmi.ru/politic/20170110/238502864.html (дата обращения: 02.2019).

8. ИноСМИ. 2017.05.17. URL: https://inosmi.ru/politic/20170517/239369082.html (дата обращения: 02.2019).

2019. Т. 29, вып. 3 СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

9. ИноСМИ. 2018.12.21. URL: https://inosmi.ru/politic/20180718/242765938.html (дата обращения: 02.2019).

10. Комсомольская правда. 2018.12.29. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.kp.ru%2 Fdaily%2F26927.7%2F3974463%2F&d=1 (дата обращения: 02.2019).

11. Континент. 2016.10.19. URL: http://kontinentusa.com/trumpofobia-ili-komu-vigodno-ne-dopustit-izbranie-donalda-trumpa/ (дата обращения: 02.2019).

12. Контрольный выстрел. 2015.03.14. URL: http://kv-journal.su/content/kompartiya-yacenyukovshchina-porazivshiy-ukrainu-virus-lzhi-i-bespomoshchnosti (дата обращения: 02.2019).

13. Коряковцева Е.И. Очерки о языке современных славянских СМИ (семантико-словообразовательный и лин-гвокультурологический аспекты). Siedlce: Instytut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, 2016. 152 с.

14. Лопатин В.В., Улуханов И.С. Словарь словообразовательных аффиксов современного русского языка. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. 812 с.

15. Медиус. 2019.01.18. URL: http://mediusinfo.ru/mneniya (дата обращения: 02.2019).

16. Международная ассоциация трудящихся. 2019.01.24. URL: http://www.aitrus.info/node/5200 (дата обращения: 02.2019).

17. Международное французское радио RFI. 2016.12.11. URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20161210-putinomaniya-ili-pochemu-svodit-vsekh-s-uma (дата обращения: 02.2019).

18. Мировой кризис - хроника и комментарии. 2017.03.09. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/2623431 (дата обращения: 02.2019).

19. Московский комсомолец. 2016.11.09. URL: https://www.mk.ru/social/2016/11/09/rossiyskikh-biznesmenov-nakryla-trampomaniya-imenem-prezidenta-ssha-nazvali-dom-byta.html (дата обращения: 02.2019).

20. Мысли - НеМысли. 2018.11.26. URL: http://telegramfor.me/chan_post.php?id=40759194 (дата обращения: 02.2019).

21. Настоящее время. 2017.12.09. URL: https://www.currenttime.tv/a/28905880.html (дата обращения: 02.2019).

22. Наша Рада. 2018.11.29. URL: http://rada5.com/articles/31859-kak-kolomojskij-odnovremenno-agitiroval-za-zelenskogo-timoshenko-i-bojko/ (дата обращения: 02.2019).

23. Наша страна. 2018.09.16. URL: https://www.nasha-strana.info/archives/32294 (дата обращения: 02.2019).

24. Новое время. 2017.05.30. URL: https://nv.ua/opinion/putingejt-o-sekretnom-kanale-svjazi-trampa-s-kremlem-1232643.html (дата обращения: 02.2019).

25. Новостной фронт. 2018.08.26. URL: https://news-front.info/2018/08/26/inogda-i-propaganda-byvaet-polezna-chto-vvergaet-mir-v-epohu-postpravdy/ (дата обращения: 02.2019).

26. Рамблер/спорт. 2018.12.23. URL: https://sport.rambler.ru/other/41474193-zdraste-vam-v-buduschem-kak-zhit-posle-chempionata-rossii/ (дата обращения: 02.2019).

27. Рацибурская Л.В. Новообразования в СМИ как средство выражения оценки // Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи / под ред. Е.Н. Лагузовой. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2008. С. 55-63.

28. 28 Рацибурская Л.В., Самыличева Н.А., Шумилова А.В. Специфика современного медийного словотворчества. М.: Флинта, Наука, 2015. 136 с.

29. РИА Катюша. 2018.01.31. URL: http://katyusha.org/view?id=9321 (дата обращения: 02.2019).

30. РИА Новости. 2018.01.02. URL: https://ria.ru/20180102/1511740089.html (дата обращения: 02.2019).

31. Ура.ру. 2015.01.23. URL: https://ura.news/articles/1036263907 (дата обращения: 02.2019).

32. Федеральное агентство новостей. Новости со всего мира. 2018.05.05. URL: https://riafan.ru/1053907-navalnovcy-khotyat-zhit-kak-evropa-no-vedut-sebya-kak-varvary-glava-shtaba-nod (дата обращения: 02.2019).

33. Центр Медиа. 2018.03.15. URL: http://centre.today/ru/delo-savchenko-sbu/ (дата обращения: 02.2019).

34. Центр энергетической экспертизы. 2017.08.02. URL: http://www.energy-experts.ru/articles22133.html (дата обращения: 02.2019).

35. Шкварцова Т.В. Словообразование как источник повышения креативности публицистического текста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2015. № 1. С. 32-37.

36. Fair.ru. 2017.01.10. URL: http://www.fair.ru/madurogeit-otstranyat-prezidenta-venesuely-vlasti-silovym-17011018030022.htm (дата обращения: 02.2019).

37. Gazeta.ua. 2015.04.06. URL: https://gazeta.ua/blog/47981/obyknovennyj-poroshenkizm-material-dlya-buduschego-uchebnika-politologii (дата обращения: 02.2019).

38. Life. 2017.09.27. URL: https://life.ru/ (дата обращения: 02.2019).

39. Mash. 2018.11.22. URL: http://telegramfor.me/chan_post.php?id=39528728 (дата обращения: 02.2019).

40. Politikus.ru. 2016.03.05. URL: https://politikus.ru/v-rossii/71606-antizelenskiy-bunt-cifry-i-fakty.html (дата обращения: 02.2019).

41. Politikus.ru. 2017.01.21. URL: https://politikus.ru/events/89532-poroshenkovcy-valyat-vsyu-vinu-na-yacenyuka-eto-ego-lyudi-oskorblyali-trampa.html (дата обращения: 02.2019).

42. Politus.ru. 2015.04.16. URL: https://politus.ru/v-mire/272-strany-s-diagnozom-saakashvilizm.html (дата обращения: 02.2019).

43. Postimees. 2016.10.28. URL: https://rus.postimees.ee/3889325/na-bezrybe-kosherna-i-svinya-ili-komu-segodnya-simpatiziruet-russkoyazychnaya-amerika (дата обращения: 02.2019).

44. REGNUM. 2016.08.04. URL: https://regnum.ru/news/2163025.html (дата обращения: 02.2019).

45. VistaNews.ru. 2018.10.12. URL: https://vistanews.ru/society/272473 (дата обращения: 02.2019).

46. YAMNews. 2018.11.25. URL: https://news.yam.md/ru/story/8296967 (дата обращения: 02.2019).

Поступила в редакцию 17.02.2019

Замальдинов Владислав Евгеньевич, аспирант

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского»

603000, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37 E-mail: [email protected]

V.E. Zamaldinov

ANTHROPONYMS AS A SOURCE OF NEOLOGISMS IN THE LANGUAGE OF MASS MEDIA AND INTERNET COMMUNICATION

DOI: 10.35634/2412-9534-2019-29-3-435-441

The article considers anthroponyms as a source of word-formative neologisms. The material is the language of mass media and internet communication. The author analyzes the frequency of language use, the ways of word-formation neologisms creation (suffixation, affixation, prefixation). The article uses the following methods and techniques: continuous sampling, general scientific descriptive-analytical method, word-formation and structural-semantic types of analysis of neologisms. It is concluded that the language of media and Internet communication reflects various aspects of society. Neologisms based on anthroponyms in the media are "key elements of socio-cultural space", are a means of emotional and ideological impact on a recipient, reflect extralinguistic data. The materials of the work contribute to the development of the theory of speech influence, cognitive linguistics, word-formation neology. They can also be used in the university practice of teaching courses "Modern Russian language", special courses on the language of the media, in journalistic practice of creating texts.

Keywords: anthroponyms, derivational neologisms, key elements of the social space, language of mass media, internet communication.

REFERENCES

1. Argumenty i fakty - Ukraina [Arguments and facts-Ukraine]. 2016.05.27. URL: http://www.aif.ua (accessed: 02.2019). (In Russian).

2. Afinskaya Z.N. K voprosu o konceptual'nom potenciale prefiksov [On the conceptual potential of prefixes]. Filologiya i kul'tura [Philology and culture], 2017, no 3 (49), pp. 6-10. (In Russian).

3. Bez tabu [Without taboo]. 2018.03.21. URL: https://beztabu.net/antisavchenko-v-verhovnoj-rade-ustanovili-rentgen-dlya-proverki-veshchej-nardepov_n40533 (accessed: 02.2019). (In Russian).

4. Vedomosti [Statements]. 2016.01.12. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/01/12/623737-mariinskom-skazku (accessed: 02.2019). (In Russian).

5. Zamal'dinov V.E. Slovoobrazovatel'nye neologizmy kak sredstvo rechevogo vozdejstviya (na materiale nizhegorodskih SMI nachala XXI v.): dis. .kand. filol. nauk [Word-formative neologisms as a means of speech influence (on the material of Nizhny Novgorod mass media of the beginning of XXI century): dis. ... kand. phil. sciences]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod state University N.I. Lobachevsky, 2018. 224 p. (In Russian).

6. Zamal'dinov V.E., Horiguti D. Internacional'nye ehlementy v slovoobrazovanii russkogo i latyshskogo yazykov [International elements in word formation in russian and latvian languages]. Studia Rossica Gedanensia [Studia Rossica Gedanensia], 2018, no. 5, pp. 66-74. (In Russian).

7. InoSMI [InoMedia]. 2017.01.10. URL: https://inosmi.ru/politic/20170110/238502864.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

8. InoSMI [InoMedia]. 2017.05.17. URL: https://inosmi.ru/politic/20170517/239369082.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

9. InoSMI [InoMedia]. 2018.12.21. URL: https://inosmi.ru/politic/20180718/242765938.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

10. Komsomol'skaya pravda [Komsomolskaya Pravda]. 2018.12.29. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https% 3A%2F%2Fwww.kp.ru%2Fdaily%2F26927.7%2F3974463%2F&d=1 (accessed: 02.2019). (In Russian).

440 В.Е. 3aMarngHHOB

2019. T. 29, Bbm. 3 CEPHtf HCTOPHtf H ®HTO.nOrH£

11. Kontinent [Continent]. 2016.10.19. URL: http://kontinentusa.com/trumpofobia-ili-komu-vigodno-ne-dopustit-izbranie-donalda-trumpa/ (accessed: 02.2019). (In Russian).

12. Kontrol'nyj vystrel [Control shot]. 2015.03.14. URL: http://kv-journal.su/content/kompartiya-yacenyukovshchina-porazivshiy-ukrainu-virus-lzhi-i-bespomoshchnosti (accessed: 02.2019). (In Russian).

13. Koryakovceva E.I. Ocherki o yazyke sovremennyh slavyanskih SMI (semantiko-slovoobrazovatel'nyj i lingvokul'turologicheskij aspekty) [Essays on the language of modern slavic media (semantic-word-formation and linguistic-cultural aspects)]. Siedlce: Institut Filologii Polskiej i Lingwistyki Stosowanej, 2016, 152 p. (In Russian).

14. Lopatin V.V., Uluhanov I.S. Slovar' slovoobrazovatel'nyh affiksov sovremennogo russkogo yazyka [A dictionary of word-formation affixes of modern Russian language]. M.: Publishing center "Azbukovnik", 2016. 812 p. (In Russian).

15. Medius [Medius]. 2019.01.18. URL: http://mediusinfo.ru/mneniya (accessed: 02.2019). (In Russian).

16. Mezhdunarodnaya associaciya trudyashchihsya [International workers association]. 2019.01.24. URL: http://www.aitrus.info/node/5200 (accessed: 02.2019). (In Russian).

17. Mezhdunarodnoe francuzskoe radio RFI [International French radio RFI]. 2016.12.11. URL: http://ru.rfi.fr/ frantsiya/20161210-putinomaniya-ili-pochemu-svodit-vsekh-s-uma (accessed: 02.2019). (In Russian).

18. Mirovoj krizis - hronika i kommentarii [The global crisis - timeline and comments]. 2017.03.09. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/2623431 (accessed: 02.2019) (In Russian).

19. Moskovskij komsomolec [Moscow komsomolets]. 2016.11.09. URL: https://www.mk.ru/social/2016/11/09/ rossiyskikh-biznesmenov-nakryla-trampomaniya-imenem-prezidenta-ssha-nazvali-dom-byta.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

20. Mysli - NeMysli [Thoughts are unthinkable]. 2018.11.26. URL: http://telegramfor.me/chan_post.php?id=40759194 (accessed: 02.2019). (In Russian).

21. Nastoyashchee vremya [Present time]. 2017.12.09. URL: https://www.currenttime.tv/a/28905880.html (date accessed: 02.2019). (In Russian).

22. Nasha Rada [Our Rada]. 2018.11.29. URL: http://rada5.com/articles/31859-kak-kolomojskij-odnovremenno-agitiroval-za-zelenskogo-timoshenko-i-bojko/ (accessed: 02.2019). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Nasha strana [Our country]. 2018.09.16. URL: https://www.nasha-strana.info/archives/32294 (accessed: 02.2019). (In Russian).

24. Novoe vremya [New time]. 2017.05.30. URL: https://nv.ua/opinion/putingejt-o-sekretnom-kanale-svjazi-trampa-s-kremlem-1232643.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

25. Novostnoj front [News front]. 2018.08.26. URL: https://news-front.info/2018/08/26/inogda-i-propaganda-byvaet-polezna-chto-vvergaet-mir-v-epohu-postpravdy/ (accessed: 02.2019). (In Russian).

26. Rambler/sport [Rambler/sport]. 2018.12.23. URL: https://sport.rambler.ru/other/41474193-zdraste-vam-v-buduschem-kak-zhit-posle-chempionata-rossii/ (accessed: 02.2019). (In Russian).

27. Raciburskaya L.V. Novoobrazovaniya v SMI kak sredstvo vyrazheniya ocenki [Neologisms in the media as a means of expression evaluation semantics and functioning of language units in different types of speech]. Semantika i funkcionirovanie yazykovyh edinic v raznyh tipah rechi [Semantics and functioning of language units in different types of speech]. Yaroslavl: Yaroslavl state pedagogical University K.D. Ushinsky, 2008, pp. 55-63. (In Russian).

28. Raciburskaya L.V., Samylicheva N.A., Shumilova A.V. Specifika sovremennogo medijnogo slovotvorchestva [Specificity of modern media word creation]. M.: Flinta, Nauka, 2015, 136 p. (In Russian).

29. RIA Katyusha [RIA Katyusha]. 2018.01.31. URL: http://katyusha.org/view?id=9321 (accessed: 02.2019). (In Russian).

30. RIA Novosti [RIA of news]. 2018.01.02. URL: https://ria.ru/20180102/1511740089.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

31. Ura.ru [Hurrah.ru]. 2015.01.23. URL: https://ura.news/articles/1036263907 (accessed: 02.2019). (In Russian).

32. Federal'noe agentstvo novostej. Novosti so vsego mira [Federal news Agency. News from around the world]. 2018.05.05. URL: https://riafan.ru/1053907-navalnovcy-khotyat-zhit-kak-evropa-no-vedut-sebya-kak-varvary-glava-shtaba-nod (accessed: 02.2019). (In Russian).

33. Centr Media [Media Center]. 2018.03.15. URL: http://centre.today/ru/delo-savchenko-sbu/ (accessed: 02.2019). (In Russian).

34. Centr ehnergeticheskoj ehkspertizy [Center of energy expertise]. 2017.08.02. URL: http://www.energy-experts.ru/articles22133.html (accessed: 02.2019). (In Russian).

35. Shkvarcova T.V. Slovoobrazovanie kak istochnik povysheniya kreativnosti publicisticheskogo teksta [Wordformation as a source of increasing creativity of the media text]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Russkaya filologiya [Bulletin of Moscow state regional University. Series: Russian Philology], 2015, no 1, pp. 32-37. (In Russian).

36. Fair.ru [Fair.ru]. 2017.01.10. URL: http://www.fair.ru/madurogeit-otstranyat-prezidenta-venesuely-vlasti-silovym-17011018030022.htm (accessed: 02.2019). (In Russian).

37. Gazeta.ua [Gazeta.ua]. 2015.04.06. URL: https://gazeta.ua/blog/47981/obyknovennyj-poroshenkizm-material-dlya-buduschego-uchebnika-politologii (accessed: 02.2019). (In Russian).

38. L!fe [L!fe]. 2017.09.27. URL: https://life.ru/ (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

39. Mash [Mash]. 2018.11.22. URL: http://telegramfor.me/chan_post.php?id=39528728 (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

40. Politikus.ru [Politikus.ru]. 2016.03.05. URL: https://politikus.ru/v-rossii/71606-antizelenskiy-bunt-cifry-i-fakty.html (data obrashcheniya: 02.2019) (date accessed: 02.2019)]. (In Russian).

41. Politikus.ru [Politikus.ru]. 2017.01.21. URL: https://politikus.ru/events/89532-poroshenkovcy-valyat-vsyu-vinu-na-yacenyuka-eto-ego-lyudi-oskorblyali-trampa.html (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

42. Politus.ru [Politikus.ru]. 2015.04.16. URL: https://politus.ru/v-mire/272-strany-s-diagnozom-saakashvilizm.html (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

43. Postimees [Postimees]. 2016.10.28. URL: https://rus.postimees.ee/3889325/na-bezrybe-kosherna-i-svinya-ili-komu-segodnya-simpatiziruet-russkoyazychnaya-amerika (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

44. REGNUM [REGNUM]. 2016.08.04. URL: https://regnum.ru/news/2163025.html (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

45. VistaNews.ru [VistaNews.ru]. 2018.10.12. URL: https://vistanews.ru/society/272473 (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

46. YAMNews [YAMNews]. 2018.11.25. URL: https://news.yam.md/ru/story/8296967 (accessed: 02.2019)]. (In Russian).

Received 17.02.2019

Zamaldinov V.E., postgraduate student Lobachevsky Nizhni Novgorod State University Bolshaya Pokrovskaya st., 37, Nizhny Novgorod, Russia, 603000 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.