Научная статья на тему 'Антропометрические параметры и уровень физического развития учащихся 16-17 лет г. Петропавловска'

Антропометрические параметры и уровень физического развития учащихся 16-17 лет г. Петропавловска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьев В. С., Бабейко Р. В.

В статье рассмотрены антропометрические показатели, разработаны региональные критерии тотальных размеров тела, а также дана характеристика уровня физического развития учащихся 16-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропометрические параметры и уровень физического развития учащихся 16-17 лет г. Петропавловска»

УДК 612.13

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 16-17 ЛЕТ Г. ПЕТРОПАВЛОВСКА

Соловьев B.C.,1 Бабейко Р.В.2

1 Тюменский государственный университет, каф. физиологии человека и животных,

2Петропавловский филиал Карагандинского государственного университета

Аннотация. В статье рассмотрены антропометрические показатели, разработаны региональные критерии тотальных размеров тела, а также дана характеристика уровня физического развития учащихся 16-17 лет.

Annotation. In this article it is regarded the anthropometrical indexes, it is worked up regional criterions of total sizes of body and it is also given the characteristic of the physical development level of 16-17 years old pupils.

Исследования антропометрических показателей учащихся постпубертатного периода г. Петропавловска Северо- Казахстанской области в последние десятилетия не проводились, хотя по рекомендациям ВОЗ (1987) для антропометрической характеристики эволюционных процессов в условиях стабильной популяции измерение тотальных разметов тела необходимо проводить раз в 10 лег, а для нестабильных регионов -1 раз в 5 лет.

Детальное исследование морфологии и физиологии юношей и девушек постпубертатного периода развития было самостоятельной задачей нашего исследования. Поэтому полученные нами сведения могут быть использованы для оценки морфологических показателей учащихся 16-17 лет г. Петропавловска.

В исследовании приняли участие учащиеся обоего пола в возрасте от 16-ти до 17-ти лет, различных образовательных учреждений города Петропавловска, успевающие в учебе, физически развитые, без хронических заболеваний, имеющие приблизительно одинаковые антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких.

В каждом учебном заведении детей поделили на группы, с учетом уклона обучения и пола.

В дальнейшем для удобства интерпретации результатов, при упоминании уклона обучения подростков и типа учебного заведения нами будут использованы сокращения: естественники (Е) -ученики класса с естественно-научным уклоном, гуманитарии (Г) - ученики класса с гуманитарным

уклоном, лицеисты - учащиеся педагогического лицея, школьники (А) - ученики средней школы.

Эксперимент проводили непосредственно на базе учебных заведений. Измерения основных показателей физического развития детей проводились в медицинских кабинетах учебных заведений.

Анализ морфологических и динамометрических показателей в зависимости от типа учебного заведения выявил более высокие значения среди всех показателей у учащихся лицея. Однако, достоверные отличия (р<0,05) наблюдаются только среди следующих показателей: длина тела юношей 11 классов-177,98±2,28 (лицей) и 171,89±1,14 (школа), что составляет 3,4%; становая динамометрия юношей 11 классов-101,54±7,49 (лицей) и 77,00±8,61 (школа), что составляет 24,2%; динамометрия правой руки девушек 9-х классов -26,31±1,03 (лицей) и 22,25±1,61 (школа), что составляет 15,4%; становая динамометрия девушек 9-х классов -57,96±2,55 (лицей) и 42,42±2,61 (школа), что составляет 25,8%.

Анализируя половые различия морфологических и динамометрических показателей, можно отметить достоверно более высокие значения всех показателей у юношей. В тоже время необходимо отметить более высокое значение показателя 50% динамометрии у девушек, чем у юношей всех типов учебных заведений.

Значения величины индекса Вервека колебались в пределах от 0,82±0,03 у юношей 11Е класса лицея до 0,91 ±0,02 у девушек 9А класса средней школы. Умеренная брахиморфия наблюдается у юношей 9Е и 11Е класса. У остальных учащихся наблюдается преобладание мезоморфного типа телосложения.

Отрезок времени от 16-ти к 17-ти годам не велик для того, чтобы данные усредненные значения выявили достоверные отличия морфологических показателей и это не противоречит общефизиологическим закономерностям. Числовые показатели антропометрии мы приводим в таблице 1.

Таблица 1

Морфологические показатели и показатели динамометрии юношей и девушек, 16-17лет, Петропавловского педагогического лицея и

общеобразовательной школы №2 в зависимости от пола, (М±т).

Показатель Группа ^^^^ Длина тела, см Масса тела, кг ОГК, см ивв Динамометрия, кг

вдох выдох пауза Правая рука Левая рука Становая 50% дин. Вед. руки, с

9Е (п=20) Юноши (п=9) 176,72±1,65 ст=4,94 63,34±2,27 а=6,80 91,06+1,20 (7=3,61 84,06+0,83 <7=2,49 85,78+0,82 <7=2,46 0,83+0,02 <7=0,05 50,67+3,57 а=10,72 47,11+2,95 <7=8,85 112,22+5,28 <7=15,83 42,89+5,72 (7=17,16

Девушки (п=11) 162,60±2,05 <7=6,48 *** 51,28±2,77 сг=8,76** 83,45+1,36 а=4,30*** 78,55+1,36 (7=4.30** 79,60+1,31 ст=4,14** 0,90+0,03 ст=0,09 23,30+1,48 ст=4,69*** 21,40+1,56 (7=4,93*** 55,90+3,96 а=12,52*** 56,80+6,67 (7=2 1,1 1

9Г (п=21) Юноши (п=5) 169,13±3,43 ст=6,86 54,5312.59 ст=5,17 87,25+1,36 <7=2,72 80,50+1,26 ст=2,52 81,75+1,23 <7=2,47 0,89+0,02 <7=0,03 44,25+4,23 а=8,46 40,25+4,48 <7=8,96 80,50+7,03 <7=14,06 37,38+9,79 а=19,58

Девушки (п=16) 163,88±0,98 ст=3,93 54,03±2,16 ст=8,65 85,75+1,09 <7=4,37 79,84+1,20 <7=4,81 81,00+1,18 <7=4,70 0,88+0,02 (7=0,10 28,19+1,20 ст=4,79*** 25,31+1,37 а=5,46*** 59,25+3,37 а=13,49* 41,16+5,01 а=20,04

9А (п=20) Юноши (П=6) 169,25±2,90 ст=5,81 57,50+3,14 ст=6,28 87,88+1,74 <7=3,47 81,38+1,55 <7=3,09 82,38+1,55 <7=3,09 0,86+0,02 <7=0,04 41,33+4,67 а=8,08 40,50+4,63 <7=9,26 77,00+5,60 <7=11,20 46,75+9,68 а=19,36

Девушки (п=14) 162,00±1,65 <7=5,70* 50,12+2,25 а=7,79 83,67+1,64 сг=5,67 78,21+1,44 <7=4,97 79,21+1,63 <7=5,63 0,91+0,02 <7=0,08 22,25+1,61 ст=5,58*** 20,08+1,58 а=5,48*** 42,42+2,61 а=9,03*** 46,96+6,11 а=21,18

НЕ (п=20) Юноши (п=10) 178,37±3,00 ст=9,00 65,86+4,08 с=12,23 94,72+2,57 сг=7,71 87,83+2,64 сг=7,93 89,44+2,61 сг=7,84 0,82+0,03 о=0,09 49,00+4,43 а=13,29 45,89+4,10 а=12,29 106,78+9,17 сг=27,52 36,17+3,81 ст= 11,42

Девушки (п=10) 163,31±1,17 о=3,71*** 52,77+1,44 <7=4,55** 83,55+0,72 <7=2,27*** 78,75+0,75 <7=2.36** 79,85+0,76 <7=2,39** 0,88+0,01 (7=0,04* 25,90+1,73 <7=5,49*** 24,00+1,34 а=4,24*** 57,60+2,57 (7=8,11*** 60,30+6,01 <7=18,99**

11Г (п=20) Юноши (п=4) 177,13±3,64 о=7,28 60,70+1,61 а=3,22 91,75+1,59 (7=3,18 83,50+1,37 ст=2,74 84,75+1,42 ст=2,84 0,86+0,02 ст=0,03 45,75+5,02 (7= 10,05 40,25+5,41 (7= 10,81 89,75+12,59 ст=25,18 66,00+9,76 (7= 19,51

Девушки (п=16) 164,13±1,69 54,23+1.70 (7=6,58 86,47+1,14 (7=4,42* 80.77+1,15 ст=4,44 81,83+1,11 ст=4,29 0,87+0,02 ст=0,08 29,33+2,26 ст=8,77** 24,13+1,39 а=5,37*** 54,60+2,24 (7=8,66*** 49,30+5,30 (7=20,52

11А (п=20) Юноши (п=9) 171,89+1,14 о=3,42 58,26+2.69 (7=8,07 88,56+2,08 ст=6,23 82.44+2,02 ст=6,05 83,94+2,08 ст=6,24 0,87+0,03 ст=0,09 42,11+2,69 (7=8,07 38,44+3,86 <7=11,59 77,00+8,61 ст=25,84 46,00+6,20 (7=18,59

Девушки (п=11) 161,23+1,89 а=6,25*** 49,83+1.61 ст=5,35* 82,95+0,78 (7=2,59* 78.23+1,00 (7=3,30 79,23+1,00 ст=3,30* 0,90+0,02 (7=0,06 26,18+1,09 (7=3,63*** 23,36+1,05 а=3,47*** 49,55+3,12 (7= 10,34** 48,09+4,00 а=13,25

Примечание:

достоверность различий в зависимости от пола: * - Р<0,05; ** - Р<0,01; *** - Р<0,001.

Следующим этапом нашего исследования была разработка критериев тотальных размеров тела для учащихся обследованных учреждений г. Петропавловска по статистической системе 1, 2 у отклонений.

Преобладающее число детей соответствовали среднему уровню развития. Высокий и низкий уровень развития имели немногие дети.

Низкое физическое развитие наблюдается только у нескольких девушек 16-17 лет. Избыток массы тела 17,3% и 18,9% мы обнаружили у юношей и девушек 17-ти летнего возраста.

Малое количество школьников с признаками гипер- или гипотрофии связано, на наш взгляд, с предварительной селекцией (рис 1).

70 60 50 40 30 20 10 0

Юноши

16 лет

Девушки

70

□ Высокое 60

□ Выше среднего 50

□ Среднее 40

□ Ниже среднего 30

20

□ Н изкое 10

□ Избыток массы тела 0

17 лет

I "Ъ -

Юноши

Девушки

□ Высокое

□ Выше среднего

□ Среднее

□ Ниже среднего

□ Низкое

□ Избыток массы тела

Рис.1 Индивидуальная оценка физического развития юношей и девушек 16-17лет

г. Петропавловска, (%)

Литература

1. Жафарова С.А. Конституциональные особенности детей и подростков (материалы к курсу валеологии). -

Новосибирск, 1998, 28 с.

2. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая. - М.: Изд-во МГУ,

1976. - 279 с.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Ямпольская Ю.А, и др. Методы исследования физического развития детей и подрос-

тков в популяционном мониторинге - руководство для врачей. - М.: Союз педиаторов России, 1999. -226с., ил. - 61, табл. 58, прилож. -1.

4. Поляков А.Я., Петруничева К.П., Гигуз Т.Л. и др. Методические материалы по оценке физического развития

детей школьного возраста г. Новосибирска. - Новосибирск, 1998. - 37 с.

5. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. -

М, 2000. - 319 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.