Научная статья на тему 'Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище'

Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
427
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие и функциональные возможности подростков 15-17 лет, обучающихся в школе и профессиональном училище»

Changes in anthropometric variables and fat pattern during pregnancy and their relationship with newborn values. Acta Medica Auxol. 1998; 30, 1: 19-30.

18. Fleta Z.S.,Lario MA., Lario EA. et al. Estudio

antropométrico nutritional an recien nacidos a termino. Valoration del pliegne adipose submandibular. J. An. Esp. Pediat. 1999; 50, 4: 384-386.

© Ямпольская ЮА., 2007

Ю.А. Ямпольская

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

Важнейшим элементом мониторинга состояния здоровья подрастающего поколения является наблюдение за ростом и развитием подростков старшей возрастной группы, стоящих на пороге взрослой жизни с ее социальными требованиями, возросшей физической и психической нагрузкой. Успешность их адаптации к условиям современной жизни в решающей степени определит будущий репродуктивный и трудовой потенциал страны, ее развитие и уровень национальной безопасности.

Ведущую роль в мониторинге здоровья подростков 15-17 лет призваны играть профилактические медицинские осмотры, основной задачей которых является получение объективной информации на индивидуальном, групповом и популяци-онном уровне.

С 2002 по 2004 гг. в рамках массовых профилактических осмотров было проведено продольно-смешанное наблюдение за физическим развитием (ФР) учащихся старших классов школ и начальных профессиональных училищ (ПУ) г. Москва (более 500 юношей и девушек 15-17 лет в динамике 3-летнего обучения).

Программа наблюдения состояла из антропометрии ведущих признаков ФР - длины (см), массы тела (МТ, кг), окружности грудной клетки (см), определения степени развития мускулатуры и жироотложения (в баллах), состояния функциональных возможностей организма (кистевая динамометрия, кг), выраженности вторичных половых признаков у обоих полов (в баллах) и возраста тепаг^е девушек (в годах).

Индивидуальную оценку ФР и полового созревания (ПС) проводили по нормативам, разработанным на московском материале в 1990-е годы [1]. По шкалам регрессии МТ по длине тела с учетом возраста и пола выделяли варианты: нормальное ФР (МТ в пределах от М-1ок до М+2ок); дефицит МТ (МТ< М-1ок); избыток МТ (МТ>М+2ок); низкорослость (М<2о). По степени выраженности компонентов половой формулы (Ах, Р, Ма и тепаг^е девушек) оценивали уровень ПС и уста-

навливали: соответствие календарному возрасту (половая формула в диапазоне возрастной нормы); ускоренное развитие (опережение от возрастной нормы на 1 год и более); замедленное развитие (отставание от возрастной нормы на 1 год и более).

Оценку результатов динамометрии осуществляли по нормативам, разработанным в сигмальном выражении на московском материале по школьникам 10-17 лет (1998-2002 гг.), и определяли: средний уровень развития (М±1о), выше среднего (>М+1о) и высокий (>М+2о), ниже среднего (<М-1о) и низкий (<М-2о)

Динамику ростового процесса современных подростков в плане возрастно-половых различий можно видеть из рисунка, исходным материалом которого послужили данные, полученные нами в 1998-2004 гг. при массовом обследовании школьников Москвы с 13 до 18-летнего возраста (около 2 тыс, человек). Представленные на рисунке графики демонстрируют реальные различия в уровне ФР юношей и девушек на этом возрастном отрезке, обусловленные разными сроками биологического (полового) созревания их организма. На этот отрезок времени приходится так называемый «второй перекрест ростовых кривых», связанный с ПС мальчиков, темпы продольного роста которых в короткий отрезок времени резко возрастают («пубертатный скачок роста»), тогда как у девочек, выходящих в это время из пубертата, рост тела в длину затормаживается.

Статистические параметры основных признаков ФР подростков 15-17 лет, обследованных в данной работе, представлены в табл. 1.

Сравнительная характеристика ФР учащихся, обучающихся в разных учебных заведениях, предполагает выбор групп подростков, идентичных по календарному возрасту. В данном случае сравнение проводили между первокурсниками ПУ и подростками-десятиклассниками. Диапазон возрастов в группе учащихся ПУ был значительно шире, чем в группе школьников, однако

Таблица 1

Статистические параметры ведущих признаков физического развития московских подростков

15—17 лет, обследованных в 2002—2004 гг.

Возраст, годы Показатели физического развития

Длина тела, см, %

Юноши Девушки

п М±т о±т V±m п М±т о±т V±m

15 110 171,1±0,7 6,9±0,5 4,0±0,3 123 162,7±0,5 6,0±0,4 3,7±0,2

16 113 174,7±0,6 5,9±0,4 3,4±0,3 160 162,7±0,4 5,6±0,3 3,4±0,2

17 129 175,7±0,5 5,8±0,4 3,3±0,3 170 163,3±0,4 5,8±0,3 3,6±0,2

Окружность грудной клетки, см, %

15 110 80,7±0,6 6,6±0,4 8,2±0,5 123 79,5±0,5 5,3± 0,3 6,7±0,4

16 113 83,9±0,6 6,2±0,4 7,4±0,5 160 80,3±0,4 4,9±0,3 6,1±0,3

17 129 87,4±0,5 6,0±0,4 6,8±0,4 170 82,3±0,4 4,3±0,3 5,3±0,4

Масса тела, кг, %

15 110 59,4±0,8 8,6±0,4 14,5±1,0 15 54,1±0,8 8,3±0,5 15,3±1,0

16 113 63,3±0,8 9,0±0,4 14,2±0,9 16 55,8±0,6 7,7±0,4 13,9±0,8

17 129 65,2±0,9 9,7±0,6 16,9±0,8 17 55,7±0,6 8,1±0,4 14,5±0,9

94,1% из них, как и все десятиклассники, находились в возрасте 15-17 лет (возрастной диапазон -14 лет 6 мес. - 17 лет 5 мес. 29 дней). Этот контингент и был отобран для анализа.

Результаты сравнения суммированных данных индивидуальной оценки развития учащихся 1-го курса ПУ и 10-х классов образовательных школ представлены в табл. 2.

Можно видеть, что у учащихся ПУ нормальное ФР отмечается достоверно реже, чем у их ровесников-школьников. Дефицит МТ, напротив, диагностируется чаще, как и отклонение в ФР за счет избыточной МТ. Значения последнего, правда, на порядок ниже, различия не достигают статистической достоверности, однако обращают на себя внимание, так как чаще относятся к мужскому полу. Факт превалирования случаев избыточной МТ у юношей по сравнению с девушками в известной

степени нарушает гендерные закономерности в развитии жироотложения человека. Следует отметить, что в начале нового века этот факт, который в прошлые десятилетия не отмечался, обнаружен нами неоднократно при анализе различных московских материалов [2, 3] и, очевидно, не случаен. Возможно, это ответная реакция более пластичного мужского организма на негативные влияния современного образа жизни в большом городе.

Между уровнем биологического развития (ПС) юношей и их ровесниц девушек в рассматриваемых возрастах, как мы уже отмечали, существуют определенные различия - девушки созревают на 1,5-2 года раньше. Установлено, что в 10-м классе почти все девушки находятся в постпубертатном периоде развития, характеризуются высокой степенью развития вторичных половых признаков и наличием регул. В то же время почти каждый четвертый из их

Таблица 2

Варианты оценки физического развития Юноши Девушки

школьники учащиеся ПУ р школьники учащиеся ПУ р

Нормальное 70,5* 64,6 < 0,05 77,7 68, < 0,05

Дефицит массы тела 22,1 28,3 = 0,05 15,5 23,7 < 0,05

Избыток массы тела 6,3 7,1 - 3,9 5,5 -

Низкий рост 1,1 - - 2,9 2,4 -

* Данные представлены в %.

Распределение оценки физического развития учащихся 10-х классов образовательной школы и 1-го курса ПУ г. Москва, обследованных в 2002—2004 гг.

ся 11,9%, в ПУ - 13,3%. Среди девушек подобные различия (в основном по возрасту тепагеИе) имеют место: в ПУ замедленно развивающихся, первые регулы у которых наступили после 14 лет, в 1,5 раза больше, чем в школе (22,9% против 15,1%).

Показатели ФР тесно связаны с функциональными, в частности, силовыми возможностями растущего организма. Для характеристики функциональных возможностей организма подростков на рассматриваемом отрезке онтогенеза была проведена кистевая динамометрия, результаты которой представлены в табл. 3.

Приведенные в табл. 3 данные свидетельствуют о неудовлетворительном развитии мышечной силы во всех возрастно-половых группах учащихся, особенно у девушек, у которых, кроме того, наблюдается тенденция снижения показателя в течение рассматриваемого срока наблюдения - с 15 до 17 лет сила сжатия кисти уменьшается в среднем на 1,5 кг (на 7,6%) .

Как соотносятся полученные нами данные с материалами прошлых десятилетей, можно видеть из табл. 4, где приведены результаты кистевой динамометрии 17-летних московских подростков, полученные в настоящем исследовании и в прошлые годы с применением одной и той же строго унифицированной методики.

Можно видеть, что по результатам кистевой динамометрии современные подростки значитель-

Таблица3

Статистические параметры силы сжатия правой кисти у подростков г. Москва 15—17 лет, обследованных в 2002—2004 гг.

Возраст, годы Сила сжатия правой кисти, кг, %

Юноши Девушки

п М±т о±т V±m п М±т о±т V±m

15 110 34,5±0,5 5,6±0,4 15,8±1,1 12 23,8±0,4 4,6±0,3 19,3±1,2

16 113 36,9±0,7 7,1±0,5 19,2±1,3 160 23,7±0,3 4,1±0,2 17,3±1,0

17 129 39,6±0,8 8,6±0,5 21,7±1,3 170 22,2±0,4 4,7±0,2 21,2±1,1

Таблица 4

Сила сжатия правой кисти у 17-летних школьников Москвы в разные десятилетия

Годы наблюдения Сила сжатия правой кисти, кг, %

Юноши Девушки

М±т о±т V±m М±т о±т V±m

1970 54,2±0,7 8,1±0,5 15,0±0,9 33,3±0,5 5,6±0, 16,8±1,0

1991 44,0±0,7 7,8±0,5 17,8±1,2 26,2±0,3 3,7±0,2 14,3±0,9

2004 39,6±0,8 8,6±0,5 21,7±1 22,2±0,4 4,7±0,2 21,2±1,1

Рисунок. Гендерные различия в длине тела учащихся Москвы в возрасте 13-18 лет. а - юноши, б - девушки.

одноклассников юношей еще только вступает в пубертат, имея первые, а иногда и нулевые степени выраженности вторичных половых признаков. Оценка выраженности вторичных половых признаков у юношей сравниваемых коллективов свидетельствует об отсутствии достоверных различий: в школе лиц, замедленно созревающих, насчитывает-

но отстают как от ровесников 1970-х годов - на 26,9% (на 14,6 кг) юноши, на 33,3% (на 11,1 кг) девушки, так от ровесников 1990-х - на 10% ( на 4,4 кг) юноши, на 15,3% (на 4 кг) девушки.

Сравнение суммированных данных индивидуальной оценки учащихся школ и учащихся ПУ показало, что «средний уровень» развития мышечной силы в первом случае (школьники) выявлен в 67,7% у юношей, в 69,1% у девушек; соответствующие цифры во втором (учащиеся ПУ) существенно ниже - 53,8% и 58,9% (р< 0,05). Доля лиц, имеющих значения динамометрии «ниже среднего уровня», среди учащихся ПУ более чем в 1,5 раза больше, чем среди школьников - 31,8% против 18,8% у юношей, 33,1% против 17,5% у девушек. Примерно такое же соотношение наблюдается и в распространенности "низких" значений динамометрии - 7,6% против 5,2% у юношей, 7,3% против 4,1% у девушек. То, что функциональные возможности учащихся ПУ достоверно хуже, чем возможности школьников, подтверждается и тем, что у девушек-школьниц значения силы сжатия кисти «выше среднего» уровня встречаются в 9,3%, а у их ровесниц из ПУ - только в 0,7%.

Таким образом, выявленные тенденции роста и развития современных московских подростков

(грацилизация телосложения (относительный дефицит МТ), снижение мышечной силы (низкий уровень показателя динамометрии), превалирование случаев избыточной МТ у лиц мужского пола как более лабильного), свидетельствуют об определенном векторе популяционного развития человека. И здесь можно присоединиться к мнению некоторых авторов [4, 5] об ослаблении мышечного компонента в эпохальной динамике МТ; перераспределении соотношения жирового и мышечного ее компонентов в связи с «недогрузкой» моторной системы, двигательным «голодом», несбалансированностью питания. Установленные особенности ФР подростков, обучающихся в разных учебных заведениях (общеобразовательная школа и ПУ), требуют осмысления на индивидуальном и групповом уровнях. Подростки с отклонениями в ФР за счет дефицита МТ, избытка МТ, а также с плохими функциональными возможностями, относятся к II группе здоровья. Их состояние должно уточняться при углубленном обследовании педиатрами поликлиник или детскими эндокринологами с выявлением причин указанных отклонений и коррекции, а также для разработки системы оздоровления того или другого детского коллектива в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. - М., 1993. - 145 с.

2. Ямпольская ЮА. Состояние физического развития современных школьников Москвы. // 9-й Съезд педиатров России «Детское здравоохранение: стратегия развития». - М., 2001. - С. 674-675.

3. Ямпольская ЮА. Тенденции физического развития школьников в последнее десятилетие. / / 8-й Конгресс педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии». - М., 2003. - Т. 2. -Приложение 1. - С. 436.

4. Горбачева А.К., Дерябин В.Е., Федотова Т.К., Храмцов П.И. Динамика ростовых процессов московских дошкольников за последние 40 лет как индикатор меняющегося образа жизни. // Всерос. научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». - М., 2006. - С. 147.

5. Федотова Т.К. Внешнесредовой стресс и жироотложение у детей. // 11-й Конгресс педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2007. - Т. 3. - Приложение 1. - С. 687-688.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.