гиями, способствующими формированию информационно-насыщенной образовательной среды вуза.
Литература:
1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 398 с.
2. Роберт И.В. От Электронного учебника до Информационной системы образовательного назначения с элементами искусственного интеллекта //Ученые записки ИИО РАО. - 2014. - №53. - С. 5-20.
3. Рягин С.Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений: моногр. - М.: Наука, 2009. - 245 с.
4. Мухаметзянов И.Ш. Методические рекомендации по предотвращению негативных медицинских последствий использования ИКТ в образовании. - М.: ИИО РАО, 2012. - 56 с.
5. Граб В.П. Рекомендации по созданию систем менеджмента качеств в образовательных учреждениях. - М.: ИИО РАО, 2011. - 102 с.
6. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с. (Информатизация образования).
7. Шихнабиева Т.Ш. Проектирование логической структуры учебного материала на основе семантических моделей (методическое пособие для учителей математики и информатики). - М. : ИИО РАО, 2011.-52 с.
8. Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войс-кунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.
9. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л. Форми-
рование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие. - 2-е изд., перераб. - М. : Школьная библиотека, 2003.
10. Давыдов В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психол. журн. - 1992. - Т.11. - №2. -С. 3-13.
11. Богдановская И.М., Зайченко Т.П., Проект Ю.Л. Информационные технологии в педагогике и психологии : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер, 2015. - 304 е.: ил. -(Серия "Учебник для вузов").
12. Рягин С.Н., Роберт И.В. Разработка и использование электронного учебника в современный период информатизации образования: Академический вестник СПб филиала Института управления образованием РАО // Человек и образование. - СПб.: ИУО РАО, 2015. - №4 (45).
13 Бондарева Г.А. Использование электронного обучения в организации учебного процесса // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: научно-практическая конференция, посвященная 85-летию ДГТУ / под общей научной редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь, 2015. - С. 153-156.
14. Бондарева Г.А. Инновационные технологии как инструмент интенсификации образовательного процесса в системе высшего образования // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. статей. - В 2-х частях / под общей научной редакцией В.Е.Жидкова. - Ставрополь, 2016.- С. 274-278.
15. Бондарева Г.А. Критерии эффективности проведения лекционных занятий по графическим дисциплинам в техническом вузе при использовании ПЭВМ // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 2. - С. 175-180.
СО
1-Н
О си
-О Q-LQ СК
ь-X ш
о о
CU
со
ANTHROPOLOGICAL APPROACH ТО THE PROBLEM OF THE CHILDREN ENDOWMENT: PSYCHOEDUCATIONAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL ASPECTS
Katilevskaya Julia Alexandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Socialization and Development of the Personality, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
Tinkova Elena Lvovna, DSc of Biological sciences, Professor, Chair of Biology and Ecology, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
The gifted children have a lot of features. They have a high level of perception, aptitude for observation and estimation of some processes at the same time, perception of the connection between appearances and objects. These children demonstrate the forwardness language development and gift for systematics and categorizing. However, there are some difficulties, which can lead to loos of the natural abilities. The goal of the psycho educational support to keep and to maintain and to help children to develop their natural abilities. Keywords: gifted child; the disadaptation; the suicidal behavior; the psychoeducationai support.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Одарённые дети имеют целый ряд характеристик, отличающих их от других детей. В частности это высокий уровень восприятия, способность к наблюде-
УДК 376.5 ВАК РФ 13.00.01
© Катилевская Ю.А., 2016 © Тинькова ЕЛ, 2016
нию и оцениванию несколько процессов одновременно, восприятие связи между явлениями и предметами и т.д. Такие дети демонстрируют раннее языковое развитие и склонность к классификации и категоризированию. Однако существует ряд трудностей, которые могут привести к потере ребёнком его врождённых особенностей. Задача психолого-педагогического сопровождения сохранить, поддержать и помочь ребёнку развить его природные способности.
Ключевые слова: одарённый ребёнок; дезадаптация; суицидальное поведение; психолого-педагогическое сопровождение.
КА ТИЛЕВСКАЯ Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь га_уиНа@таИ. г и
ТИНЬКОВА Елена Львовна,
доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии и экологии, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь [email protected]
На протяжении многих лет проблема одарённости детей остаётся актуальной и дискуссионной. Многие учёные и практики [1; 2; 7] указывают на то, что характеристика одарённости в значительной степени является условной и даже диагностируемые в дошкольном возрасте выдающиеся способности ребёнка не определяют их наличие в будущем независимо от имеющихся педагогических условий.
Специалисты [2; 3; 5] подтверждают, что одарённость имеет целый ряд характеристик, отличающих их от других детей. К ним можно отнести высокий уровень развития способностей в той или иной области знаний (умений), высокую мотивацию к данному виду деятельности, сформированность эффективных способов деятельности обучения.
С точки зрения психофизиологии одарённые дети отличаются высоким уровнем восприятия по всем видам анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное и т.д.). Одарённые дети могут наблюдать и оценивать одновременно несколько процессов, воспринимать связи между явлениями и предметами, осуществлять анализ и синтез различной информации. Такие дети демонстрируют раннее языковое развитие и склонность к классификации и категоризированию. Накапливаемый объём знаний используется ими в соответствующих сферах деятельности. У этих детей отмечается продолжительный период концентрации внимания, у них отмечается повышенный уровень биохимической и электрической активности мозга [4; 6; 10].
В настоящее время нейронаукой является доказанным факт о билатеральной модели организации высших психических функций, а также о значительном вкладе межполушарной асимметрии и меж-полушарного взаимодействия в проявлении интеллектуальной активности человека [6; 10]. Учёные подтвердили гипотезу, что межпо-лушарная асимметрия головного мозга является причиной существования у человека определенной структуры психики, что определяет сложные свойства мозга, отражающие различия в распределении психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. В настоящее время считается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстуальной связи между элементами обрабатываемой информации.
Поэтому, рассматривая психофизиологическую основу способностей и одаренности, нельзя не акцентировать внимание на социокультурном факторе. Исследование детской одарённости в полной мере может быть осуществлено только при наличии комплексного подхода, который гарантированно показывает сложную связь сре-довых и биологических процессов. Многие авторы едины во мнении, что термин "одарённые дети" является условным и обозначает
детей с необычно ранним умственным подъемом, с доминированием определённых специальных умственных свойств, а также имеющих признаки благоприятных предпосылок (социокультурных и биологических) развития одаренности и таланта [8; 10].
Однако все эти характеристики имеют предварительное значение, так как проявившиеся особенности могут получить ожидаемое развитие только при определённых условиях [10]. При этом все исследователи отмечают, что важнейшая характеристика одаренного ребенка - это проявление устойчивой склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам [1; 2; 3; 6; 10].
При этом у большинства одарённых детей отмечается повышенная потребность в познавательной деятельности, явное выражение интереса к определённой сфере деятельности и высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Однако в реальной жизни достаточно часто родители и педагоги к "одарённым" детям склонны относить тех из них, кто демонстрирует высокий уровень обученности и социализации, что, как правило, является следствием более благоприятных условий жизни (в том числе, инициированная родителями обучен-ность обычных детей) в сравнении с другими детьми.
Большинство исследований современности подтверждают тот факт, что качество, характер и своеобразие одарённости являются результатом генетической предрасположенности и социокультурных факторов. Учёные отмечают [1; 2; 3; 6; 10], что основной движущей силой в развитии одарённости является личная активность ребёнка, которая способствует его реализации в том или ином направлении. В этом контексте педагогическое сопровождение должно быть направлено в первую очередь на личность одарённого ребёнка, с необходимостью осознания её специфики и своеобразия. При этом для ребенка необходимо создать такие социально-педагогические условия, в которых каждый ребёнокмог бы стать субъектом собственного развития и своей жизни.
По мнению Д.Б. Богоявленской, содержание образования одарённого ребёнка должно строиться на материале, задающем атмосферу творческого поиска, чтобы одарённый ребёнок мог извлечь из него актуальные жизненные смыслы. Только в этом случае образование будет сферой самоактуализации лично-
сти, будет развивать культуру мышления и чувствования, а не только культуру знаний [2].
Результаты многих исследований, связанных с изучением одарённости у детей, указывают на то, что, как правило, одаренные дети более благополучны, в сравнении с обычными сверстниками. Это, в первую очередь, связано с тем, что они не испытывают проблем в познавательной деятельности, которая сформирована с раннего детства, и уже являются основой для будущей успешности как в личном, так и в профессиональном плане. Однако существуют и абсолютно другие, общие для таких детей специфические особенности, которые осложняют психологическую и физическую жизнь этих детей.
Так, по мнению специалистов [2; 3], у одаренных детей довольно часто возникаюттруд-ности в общении со сверстниками, инфантильный подход к возникающим социальным проблемам и эмоционально напряжённым и критическим ситуациям, когда вместо решения отмечается игнорирование или уход от возникающей ситуации.
Коммуникативные трудности связаны не только с тем, что одарённые дети с трудом находят поле для общения с ровесниками, но и ровесники не проявляют интереса к таким детям, не понимая их исключительности. Эти дети не умеют принимать и, более того, переживать неудачи.
Особо остро проявляется проблема волевых навыков, саморегуляции, поскольку ситуация развития этих детей часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью интересной, легкой для них, как раз и составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей и требует выраженных волевых усилий, многие одаренные дети избегают. Только психолого-педагогическое сопровождение позволяет ребёнку понять и осознать причины сопротивления определенным видам деятельности, ситуациям, отношениям.
Специалисты также отмечают, что одарённые подростки испытывают трудности в выборе профессии. В этот период у многих из них отмечаются психосоматические расстройства различного характера, связанные с конфликтом уровня притязаний молодого человека и реальности, которую диктует окружающий мир. Психологически выступают на первый план особенности, свойственные одарённой личности, - эгоцентризм, перфекционизм, стремление к совершенству [4; 7].
Все это может стать основной причиной формирования школьной дезадаптации, кото-
со
1-й
о си
-О 0-ш СК
к X ш и
о си
со
Ё
31
рая до недавнего времени считалась компонентом особенностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время многие учёные указывают на тот факт, что дезадаптация также присуща одарённым детям. Она в свою очередь является для одарённого ребёнка (подростка) фактором формирования у него суицидального поведения. Многие зарубежные учёные [11; 12] указывают, что основными характеристиками одарённого ребёнка являются отклонения в эмоциональном фоне и доминирующее гигантское Эго. Это объясняет статистику суицидов, где их количество среди одаренных детей в 2 раза больше, чем среди обычных.
Н.Ю. Синягина отмечает: "причиной суицидального поведения часто оказываются уязвленное самолюбие, утрата ценного для подростка внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, отвергнутая любовь, тем более, если это происходит на глазах сверстников" [9]. У одаренных детей суицидальное поведение часто бывает спровоцировано постановкой завышенных целей, страхом ошибки, непереносимостью ситуации проигрыша, неуспеха. Анализируя случаи суицидов, совершенные подростками с высокоразвитыми способностями, можно увидеть схожие закономерности, приведшие к таким трагическим последствиям.
Учёные указывают на то, что у одарённых детей, "нацеленных" учиться отлично, чаще, чем у других наблюдаются повышение раздражительности, ухудшение сна и другие изменения в поведении. Многие авторы указывают, что такая жёсткая мотивация провоцирует сокращение ночного сна или бессонницу, низкую двигательную активность, высокий уровень беспокойства и тревоги. Все это в свою очередь приводит к нарушению гемоциркуляции и снижению функциональной способности сосудов мозга. Как результат возникает гипоксия нейронных структур, сопровождающаяся головными болями и гипо- и гипертониями. Это вызывает снижение функциональной работоспособности головного мозга, а главное - его созревание [2; 3;6; 10].
В связи с этим чрезмерные и частые нагрузки, которые испытывают одарённые дети в процессе обучения, могут привести к нежелательным последствиям. Вместе с тем, умеренное и систематическое повышение нагрузок позволяет организму развиваться. Решение подобных проблем возможно лишь при постоянной тренировке учащихся в преодолении затруднений, дифференцированный подход в
определении сложности заданий помогают преодолеть состояние перегрузки. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть связано с организацией оздоровительно-реабилитационных мероприятий, а также включение в режим дня таких элементов, которые отдаляли бы утомление, повышали работоспособность, укрепляли здоровье и увеличивали резистентность организма ребёнка.
Специалисты в области образования отмечают, что обучение одаренных детей должно быть гибким и отвечать их существенным потребностям. Одновременно процесс обучения одаренных детей должен быть междисциплинарным и проблемным, позволяющим ребёнку реализовывать свои качества и склонности к тем или иным видам деятельности [1; 3].
Обеспокоенность и тревожность по поводу своей непохожести на других детей требует включения в учебные программы психологические тренинги, которые дадут возможность одарённому ребенку понять себя и поведение других людей, научиться выражать свои эмоции и говорить о переживания, быть адаптированным в любых социальных условиях и переживать неудачи.
Все это позволит данной категории детей сохранить их природную любознательность, независимость в действиях, инициативность и гибкость в подходах к решению проблем, быстроту в обучении. Отсутствие специальных психолого-педагогических и социальныхусло-вий для таких детей может вызвать обратный эффект, что будет сопровождаться неуклонным падением уровня умственного развития, появлению поведенческих трудностей, а это в итоге может привести к асоциальным проявлениям.
Литература:
1. Артамонова Е.Г. О гармоничном развитии личности одаренных детей // Образование личности. - 2011.-№ 3. - С. 84-88.
2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская Е.М. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы. -М. :МИОО, 2005.- 176 с.
3. Богоявленская М.Е. Природа "проблем" одаренных // Одаренный ребенок. - 2004. - № 4. - С. 74-83.
4. Волкова С.И., Сироткина Э.Ю. Некоторые психофизиологические особенности одарённых детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №3 (2). - С. 251-255.
5. Ольховская Е.Ю. Развитие одарённости личности в системе непрерывного образования : учеб. пособие. - Чита, 2010. - 265 с.
6. Погодина Е.В. Морфофункциональные показатели здоровья одаренных детей : дис.... канд. мед. наук. - Н. Новгород : НижГМА, 2005. - 191 с.
7. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская [и др.]. - М.: Магистр, 2003. - 95 с.
8. Савенков А.И. Идентификация одаренных детей как педагогическая проблема // Школьные технологии. - 2000. - № 1. - С. 236-244.
9. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогические аспекты детского суицида // Образование личности. -2012. -№ 4.-С. 8-11.
Ю.Фингелькурц Ан.А., Фингелькурц Ал.А. Межпо-лушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 111-121.
11.Alexander J.E., O'Boyle M.W., Benbow C.P. Developmentally advanced EEG alpha power in gifted male and female adolescents // Inter. J. Psychophysiol. - 1996.-V. 23.
12.Meehl P.E. Factors and taxa, traits and types, differences of degree and differences in kind // J. Personal.- 1992.-V. 60.
THE RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH AND THE IMPLEMENTA TIONOF THE PROGRAM OF FORMA TIONOF VALUABLE RELATIONS OF YOUNGER STUDENTS TO THE CULTURE OF TURKMEN ETHNICITY IN PEDAGOGICAL PRACTICE Lidak Lyudmiia Valentinovna, DScofPsychological sciences, Professor, Chair ofintercuiturai Communication, Didactics, Pedagogical Technologies of Training and Education, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk E-mail:iudalidak@mail. ru
Timonkina Lyudmiia Pavlovna, Primary School Teacher, Secondary School № 1, Minerainie Vody E-mail: [email protected]
Bazarova Guinur Zeriphanovna, Post-graduate Student, Supervisor, Regional Center of Development of Creativity of Children and Youth Behalf Gagarin, Stavropol E-mail: sta [email protected]
The article presents the aim of the empirical research of peculiarities of the value orientations of younger students, the ethnic composition of municipalities, took part in the study described the distinctive features of Charter schools, presents the main indicators of value relations of younger schoolboys to ethnic culture of the people, describes the implementation of the "Flower of friendship - Dostiigin gyii", of course "Native origins", which was aimed at familiarizing students with the culture of the Turkmen people through the use of folklore, poetry, folk songs and virtual games around the world: Turkmenistan ".
Keywords: value attitude; ethnic culture of the Turkmen people; a theoretical model of formation of valuable relations of younger students to the culture of the Turkmen ethnic group; the motivational-value, cognitive, connotative indicators of formation of value attitude to the culture of the Turkmen ethnic group in the juniors.
CO
i-H
о
CU
-О Q-LQ CK b-X
LjJ
u
о cu
со
S
33
РЕЗУЛЬ ТА ТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬ ТУРЕ ТУРКМЕНСКОГО ЭТНОСА В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ
В статье представлена цель эмпирического исследования, особенности ценностных ориентации младших школьников, этнический состав муниципальных районов, принявших участие в исследовании, описаны отличительные особенности Уставов школ, представлены основные показатели ценностного отношения младших школьников к этнической культуре народа, описано внедрение программы "Цветок дружбы - Достлыгын, гули", спецкурса "Родные истоки", которые были направлены на ознакомление школьников с культурой общения туркмен через использование фольклора, поэзии, народных песен и виртуальной игры "Путешествие вокруг света: Туркмения". Ключевые слова: ценностное отношение; этническая культура туркменского народа; теоретическая модель формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса; мотивационно-ценност-ные, когнитивные, конативные показатели сформированноети ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников.
УДК 373.3:39 ВАК РФ 13.00.02
©ЛидакЛ.В., 2016 © Тимонькина Л.П., 2016 © Базарова Г.З., 2016
Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре разных народов является одной из важных предметных областей педагогической науки и практики. В этой связи возникает необходимость обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к этническому наследию у