А. Ф. Измайлов
A. F. Izmailov
Антропологическая журналистика
Anthropological Journalism
Измайлов Альберт Фёдорович
Санкт-Петербург
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС
Научный редактор издательско-полиграфического центра, кандидат филологических наук oleg02_07@mail.ru
Ключевые слова:
журналистика, антропология, человек, повседневность, управление
В современных исследованиях заметен интерес к использованию достижений антропологии для более глубокого раскрытия различных видов жизнедеятельности человека. Под термином «антропологическая журналистика» подразумевается онтологическая идея о человеке, как его отражение и познание в позитивной деятельности в природном, культурном, повседневном пространстве. Антропологический подход заключается в том, чтобы раскрыть в системе «человек—управление—журналистика— человек», в журналистском произведении повседневную, витально-личностную жизнь человека, скрытую в повседневности. Антропологическая журналистика рассматривает проблемы национальной и культурной идентичности, современной мультикуль-турной среды. Российское полиэтническое и межкультурное пространства обладают большим многообразием культурных традиций, и массовая, межличностная коммуникации способствуют развитию межкультурного диалога, сохранению и укреплению моральных, нравственных, духовных устоев народов.
Современная действительность требует совершенствования управления человеческих отношений не только в ритуально-нормативных структурах, но и, в первую очередь, в повседневной сфере. И в решении этой проблемы ведущая роль принадлежит журналистике антропологической. Антропологическая журналистика исследует соотношение массовой и межличностной коммуникации, мнения индивида и мнения большинства. Этноантропологический подход позволяет журналистике эффективнее использовать управленческие функции
Izmailov Albert Feodorovich
Saint-Petersburg
North-West Institute of Administration of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Scientific Editor of the Publication and Polygraph Centre Ph D in Philology oleg02_07@mail.ru
Keywords:
journalism, anthropology, the person, daily occurrence, management
In modern researches interest to use of achievements of anthropology for deeper disclosing various types of ability to live of the person is swept up. «The anthropological journalism» is meant the term ontologic idea about the person, as its reflection and knowledge of positive activity of natural, cultural, daily space. The anthropological approach consists in opening in system «person-management-journalism-person», in journalistic work the daily, vitalno-personal human life hidden in daily occurrence.
The anthropological journalism considers problems of national and cultural identity, the modern multicultural environment. The Russian polytechnic and intercultural spaces possess greater variety of cultural traditions and mass, interpersonal communications assist progress of intercultural dialogue, conservation and strengthening of moral, moral, spiritual foundations of people. The modern validity requires perfection of management of human attitudes not only in ritually-norma-tive structures, but also, first of all, in daily area. And in the decision to this problem the leading part belongs to journalism anthropological. The anthropological journalism investigates a parity of the mass and interpersonal communications, opinion of the individual and opinion of the majority. The ethnoanthropological approach allows journalism to use more effectively administrative functions in the decision interethnic, intercultural, and communicative problems. Anthropological aspects of management in system «person-management-journalism-person» are based on a number of attributes of human activity (a word, the argument, dialogue, judgements, opinions, installations, sanctions), directed on achievement of demands operated. Reflecting and analyzing the facts and the phenomena shaping shape of the dynamical validity,
з в решении межнациональных, межкультур-^ ных и коммуникативных проблем. ° Антропологические аспекты управле-ш ния в системе «человек—управление— журналистика—человек» основываются на 0 ряде атрибутов человеческой деятельности т (слово, аргументация, общение, суждения, о мнения, установки, санкции), направлен-^ ной на достижение потребностей управ-ш ляемых.
° Отражая и анализируя факты и явления, формирующие облик динамичной действительности, антропологическая журналистика выявляет пути возможного направления ее движения и место человека во взаимосвязанном пространстве бытия, действительности, реальности.
the anthropological journalism reveals ways of a possible direction of its movement and seat of the person in the interconnected space of life, the validity, a reality.
Рассматривая журналистику как систему социального института, вид общественной деятельности, как ее продукцию, как средство управления, как научную и образовательную дисциплину, следует отметить, что все трактовки категории журналистики исходят, в основном, из понятия ее социальной роли. Таким образом, деятельность человека рассматривается только в так называемых ритуально-нормативных структурах. В тени теоретических журналистских исследований остается повседневная жизнь человека.
Суть антропологического подхода к журналистике заключается в том, чтобы раскрыть в системе «человек-управление-журналистика-человек», в журналистском произведении повседневную, витально-личностную жизнь человека, скрытую в повседневности. Антропологическая журналистика рассматривает проблемы национальной и культурной идентичности, современной мультикуль-турной среды.
Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство, обладающее богатым культурным многообразием, что является ее уникальной силой и национальным достоянием. И СМИ должны служить надежным механизмом организации диалога человека с государственными институтами и различными структурами гражданского общества, механизмом укрепления гражданского единства, гармонизации межнациональ-
ных отношений, механизмом контроля над исполнением принимаемых и предлагаемых решений. Пресса призвана последовательно освещать опыт культурной жизни и развития традиций народов России, деятельность национальных общин, практику управления процессами этнокультурного развития.
В российском полиэтническом и межкультурном пространстве с большим многообразием культурных традиций массовая и межличностная коммуникации способствуют развитию межкультурного диалога, сохранению и укреплению моральных, нравственных, духовных устоев народов.
Ряд исследователей отмечают, что в связи с «радикальной антропологиза-цией всех видов человеческой деятельности» возрастает интерес к пониманию управления «как особого рода диалога социальных субъектов», к использованию «творческого компонента» в теории и практике управления и журналистики [1]. Антропологические аспекты управления основываются на ряде атрибутов человеческой деятельности (слово, аргументация, санкции, установки, манеры, суждения, мнения), направленной на достижение потребностей управляемых.
Изучение истории, практики и теории журналистики не может быть полным без творческого использования методов антропологии, антропологической журналистики: анализа многообразия и изменчивости биологических, культурных
свойств человека, среды его обитания, взаимосвязей, сопоставления, изучения человеческой природы, культуры, повседневной жизни индивида.
Предметом исследования антропологической журналистики является идея о Человеке. Человек — это и Природа (человек природный, человек биологический, человек в сфере Природы), и Культура (человек в сфере Культуры, в сфере Управления), и человек человеческий (Человек в сфере повседневности).
Реальная жизнь не может рассматриваться в отрыве от отдельного человека, его образа деятельности. Через познание повседневной деятельности человека можно глубже подойти к изучению и отражению социальных и общественных интересов. Круг проблем, рассматриваемый журналистикой, будет неполным без рассмотрения проблем повседневности. К повседневным относится тот тип ситуаций, который отличается от пограничных, кризисных и иных ситуаций, выходящих за рамки обыденного ряда событий. Важными задачами журналистов является объективное, непредвзятое отражение проблем обыденного сознания личности, его ментальности, ценностей. Целостность мира повседневности (профессиональную деятельность, быт, отдых) можно рассматривать с учетом ценностей и смыслов, которыми личность наделяет аспекты своей жизни, в единстве с биологическими, социальными, повседневными структурами жизнедеятельности.
«С самого начала повседневность, — пишет А. Шюц, — предстает перед нами как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интерпретировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним» [15, с. 130].
Человек живет и действует в трех цельных системных взаимосвязанных пространствах: природном, культурном, повседневном.
Рассматривая журналистику как системное явление, мы обращаем внимание не только на тип социально-политической системы общества, но, прежде всего, на антропологию журналистики, на доминанту ее составляющей — личность, как
главное действующее лицо природно- з культурной системы. сь
Природа шире, чем человек, поэтому, § как пишет Я.В.Чеснов, «природное в нас £ можно обозначить метафорой „мышле- ^ ние тела"». «Антропология, — отмечает ° он, — призвана поставлять обществу ц природные ориентиры описывающей ^ системы. Они скрыты в мире вещей и ш институтов, тесно примыкающих к нашим телам» [14, с. 6]. Исходя из философии телесности, концепцию человека как целого В. А. Подорога выстраивает на основе мысленного образа цельного человека: «Существую как часть, но живу образами целого» [10, с. 176].
Многие исследователи (М. М. Бахтин, Л. Н. Коган, Г. Д. Грачев и другие) дают антропологическую характеристику взаимосвязи человека и культуры: культура — это «мера реализации сущностных сил человека»; культура — это «человеческая деятельность, как живая, так и опредмеченная в продуктах культуры»; человек, создавая культуру, формирует себя как личность; культура является объединяющей силой человечества.
Русская журналистика вплотную подошла к исследованию антропологических проблем в начале ХХ столетия. С 1900 по 1916 г. издавался «Русский антропологический журнал», который публиковал исследования по вопросам частей человеческого тела, положения человека в природе, обществе, этнических отношений, происхождения народов, этнографического описания этносов, медицинской антропологии, классификации населения, международных связей антропологов.
К этноантропологическим вопросам в журналистике обращался ряд исследователей [1]. Если в русской, советской, российской журналистике человек изображался и изображается как отношение «государство—общество—человек», то задача антропологической журналистики трансформировать это отношение как «человек—общество—государство—человек». В системе современного управления (информационные технологии, принятие решений, социальное прогнозирование, политическое управление,
з теория организаций, регионоведение, с^ управление персоналом) заметно воз-§ растающее значение антропологическо-£ го фактора.
^ Задача антропологической журнали-2 стики — исследовать мышление участни-о ков системы «управление—учредитель— д редакция—журналист—аудитория», их ш деятельность и общение в социальном, экономическом, экологическом, биологическом, культурном, управленческом, историческом, политическом, психологическом контекстах.
Одна из ключевых задач антропологической журналистики — отыскать способ формирования и функционирования оптимального механизма коммуникации массмедиа с человеком в целях постоянного повышения роли человеческого капитала в развитии социума и самого себя, отражения антропологического содержания социального, государственного, муниципального управления.
Формирование человеческого капитала осуществляется в семье, школе (в системе образования), трудовом коллективе, общественной организации, в повседневной жизни, в поведении самого человека, его коммуникативных, мировоззренческих, физических способностях и возможностях.
Антропологическая журналистика ищет пути к пониманию соотношений тех сфер, в которых человек живет и работает, она призывает к любви, силе духа, осознанию смысла жизни, глубине человеческих чувств в отношениях с самим собой (соотношение ума и чувств), отношениях с другим человеком, с окружающим миром.
Журналистские и антропологические изыскания пересекаются в междисциплинарном поле исследований, связанных с такими предметами, как теория информации, социология, психология, антропология знания и управления, массмедиа, субкультуры, сетевые структуры, жизненные стили, культурная коммуникация, семиотика городского пространства, произведения культуры, потребление культурных продуктов и др.
Журналистика как вид деятельности накопила богатый практический и теоретический антропологический мате-
риал, который предстоит исследовать и обобщить.
Журналистский образ человека, погруженный в реальность, трансформируется в ней по-разному, получает многообразную интерпретацию.
К антропологическим признакам идеи антропологической журналистики относится любая характерная особенность, конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между производителем, получателем журналистского продукта или самими журналистскими продуктами. Это выражение любого человеческого свойства журналиста, читателя, зрителя, слушателя, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов (их образов), может быть описано или измерено. Имеются признаки с непрерывным характером вариации, порядковые признаки, номинальные, иные.
Антропологическая журналистика изучает изменчивость человеческих свойств во времени (истории) и пространстве (географии), в производстве, распространении, использовании журналистских продуктов, в определении их качественных характеристик.
Антропологическая стандартизация предполагает выработку характеристик потребителя журналистских продуктов, исходя из определения популяционной нормы и количественных характеристик человека в целях не только снижения затрат на производство и распространение журналистского продукта, но и разработки специальных региональных стандартов (городской, сельский потребитель массовой информации; работник умственного или физического труда; массовый пешеход или массовый автоводитель...). С учетом особенностей антропологического «портрета» производителя, потребителя массовой информации должны складываться содержание и оформление журналистского произведения, продукта.
Расширение медиарынка строится с учетом антропологической квалификации потребителей журналистских продуктов. Чем ближе сходство их антропологических признаков,тем востребован-
нее один и тот же журналистский продукт в межрегиональном пространстве.
В качестве антропологического материала для научного исследования могут выступать: признаки, качество (профессиональное и человеческое) человеческого капитала в системе «человек— управление—журналистика—человек»; стратагемы управления (уровень ситуаций, коммуникации, принцип дополнительного соотношения работников в интересах общего дела, внимание к природе вещей, нюансам жизни); журналистское произведение(тема, содержание, оформление, выводы, востребованность); фотография; технические средства сбора, обработки, анализа, производства, распространения журналистского продукта и др.
Антропологическим объектом исследования может выступать любая единица (журналист); группа (редакция, издательство); антропологическая выборка из межрегиональных антропологических исследований.
При антропологическом исследовании используется (по соглашению) последовательность значений, присваиваемых величине признака по мере ее возрастания (или убывания). Обычно эта последовательность определяется принятым методом измерений величины. В антропологии применяются описательные шкалы, представляющие собой последовательные классы изменения форм объекта, обычно в виде системы образов, их признаков, означивания, вариационного ряда или изменчивости признака.
В результате исследования того или иного антропологического «стандарта» на основе принципа эволюционизма могла быть определена тенденция его упорядочивания, развития/неразвития, а также универсальный стандарт потребителя журналистского продукта (чьи произведения наиболее востребованы публикой, чаще обсуждаются, цитируются).
Этноантропологическое измерение ориентировано на «человековедческие» аспекты публичных и личных отношений.
При антропологическом анализе журналистских продуктов, их качества, ис-
пользования, востребованности обычно з устанавливается мера относительного сь сходства между некоторыми объекта- § ми (индивидами, группами индивидов; £ продуктами, группами продуктов), эти ^ параметры вписываются в систему иных ° уже исследованных объектов. Меру — ц степень сходства или отличия объектов ^ с антрополого-журналистскими харак- ш теристиками можно назвать антропологической изменчивостью журналистских отношений (между журналистами, группами, продуктами, группами продуктов, потребителями, группами потребителей).
Например, сравнивая тематику, оформление журналистских продуктов советского периода с постсоветским, можно отметить снижение количества и качества материалов о человеке труда; повышение интереса журналистов и аудитории к личной жизни человека (звезд шоу-бизнеса, спорта, политики); более яркое, броское оформление продуктов, ориентированное на сенсационность, визуальную привлекательность, усиление работы зрительного ряда потребителя.
В статье «Священное в обыденной жизни» французский этнограф М. Лей-рис обращал внимание на своеобразное, волшебное значение слов, которое они имеют для каждого человека в отдельности, но которое теряется, если рассматривать всех людей вместе.
Как отмечает Я. В. Чеснов, язык антропологии «витально-природный. Этот язык разоформляет культуру и одновременно тело» [10, с. 176]. Таким образом, можно рассматривать сближение языков и видов деятельности массовой и межличностной коммуникаций.
Рассматривая коммуникацию как массовую и межличностную, с точки зрения ее влияния на человека, отметим экоан-тропоцентрическую концепцию отечественного исследователя коммуникати-вистики Т. М. Дридзе: «Изучая социальные процессы и, тем более, претендуя на право их регулировать, целесообразно от увлечения структурными социальными единицами вернуться к истоку — к человеку, герою и автору множества социальных драм» [5, с. 22].
з Профессор Я. Н. Засурский формули-с^ рует вопрос сближения типов коммуни-§ каций следующим образом: «Приближа-£ ется новая эпоха в развитии культуры ^ информации — индивидуальной, пер-2 сональной и межличностной коммуника-о ции. Это эпоха новых форм взаимодей-д ствия массовой и межличностной ком-ш муникации, массовых и индивидуальных персональных медиа» [6, с. 7].
Как укреплять связи с читателями печатных и электронных СМИ и развивать персональные медиа, способствующие межличностному общению?
В настоящее время персональные блоги есть у людей разных профессий и должностей: у президентов, министров, артистов, журналистов, футболистов. Бло-госфера занимает значительную информационную нишу, оказывает двустороннее влияние на взаимоотношения СМИ, блогосферы и читателей.
Редакции печатных изданий всегда чутко относились к читающему человеку, к запросам читателей. Однако в условиях рыночных отношений и развития Интернета многие редакции больше внимания стали уделять деньгам, трафикам, сотрудникам, чем читателям, их интересам и заботам. «Мы, в конечном счете, убиваем профессию, — писала на одном из интернет-порталов — главный редактор Lenta.ru Г. Тимченко, — самое дорогое: работа с читателями отдается сторонним людям».
Журналистские произведения призваны постоянно помогать людям в решении социальных и межличностных проблем, мониторить основные антропологические конфигурации в пространстве культуры: тело, жилище, пищу, обряды и верования, социальные общности.
Наше тело требуется нам постоянно. Требуется для того, чтобы видеть, слышать, осязать, чувствовать, осмысливать, действовать. Ибо истина растворена прежде всего в чувственном.
Тело человека как живой природный организм обладает большими неразгаданными возможностями. Газета «Петровский курьер» на протяжении многих лет последовательно освещает вопросы оздоровления человеческого организма,
обеспечивая диалог читателей с сотрудниками Института перспективной медицины (ИПМ).
«Человеческий организм сам обладает „наноспособностями", — отмечает руководитель ИПМ, биофизик Н. П. Лехтлаан-Тыниссон, — тем более, что „нанее" природы ничего нет. Наши врачи много лет применяют „обратную волну", так называемый, метод оздоровления, основанный на малоизвестном биологическом механизме: клетка способна генерировать большой ответ на минимальный, пороговый стимул. Это утверждение принадлежит лауреату Нобелевской премии Г. Уол-ду. Наша практика на основе многолетних исследований с учеными ряда институтов это подтвердила» [9, с. 5].
М. М. Бахтин рассматривает «внешнее тело», которое построено взглядом «другого» и включено в пространственную организацию. «Внутреннее тело» переживается самим человеком, и его основной характеристикой является не пространство, а время. Таким образом, следует отметить, что образ тела (пропорции, пластика, анатомия, динамика, эстетика), отраженный в журналистском произведении, является «внешним», созданным «взглядом другого» (журналиста).
Образ души, которая является «жизненным существом человека», можно отобразить через эмоции и чувства в отношениях к самому себе, к другим, к окружающему миру, к прошлому, настоящему, будущему.
Французский писатель П. С. Балланш (1776-1847) писал: «Чувство — это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет по законам нашей животной, личностной и духовной природы. Чувство никогда не разделяет эти три сферы. Первая связана с физической чувствительностью; вторая — с индивидуальной (или совестью), третья — с нашими мыслительными способностями или душой» [3, с. 37].
Творческие процессы освоения реальной действительности антропологической журналистикой лексически остаются связанными с понятиями: «во-ображение»,
«из-ображение», «пре-ображение», «прообраз», «без-образное» и т. д.
Антрополого-журналистское отношение: «факт/событие—образ» можно представить как «антропологический факт/ событие—антропологический/чувственно-осмысленный образ—журналистский/ обобщенный антропологический образ— восприятие/интерпретация журналистско-антропологического образа».
Содержание и специфика журналистского образа состоит в том, что он не отражает реальный предмет/явление, а является их обобщением, «видением», которое транслируется в понятиях «воображаемое бытие», «возможная реальность». Журналистский образ можно типизировать как индивидуальный, характерный, типический.
Образотворчество/смыслотворчество выступает как отражение реальных предметов/явлений в виде знаков/символов, раскрывающих отношения человека со всем, что внутри и вокруг него.
Антропологическая журналистика исследует методами антропологического и журналистского анализа проблемы существования человека в природной, культурной, повседневной среде.
Научные журналы являются одним из социальных оснований организации исследовательской работы определенного научного направления, распространения и пропаганды научных знаний, усиления связей науки с практикой, с обществом, развития фундаментальной науки.
Научный и общественно-политический журнал «Вестник российской нации» публикует материалы об отечественном и зарубежном опыте нациестроительства, о формировании российской нации, этнокультурного развития народов Российской Федерации.
Журнал «Антропологический форум» информирует о жизни антропологического сообщества, завершенных проектах, новых тематических книгах, будирует тему увеличения бюджетных мест в вузах для расширения подготовки преподавателей по языку и литературе национальных меньшинств.
В петербургских СМИ регулярно публикуются материалы о практике дея-
тельности национальных творческих з коллективов, Домах дружбы, о под- сь готовке и проведении дней культуры § народов России, в том числе в ракур- £ се антропологии. Заведующая музеем ^ ученого-энциклопедиста, автора теории ° происхождения этносов Л. Н. Гумилева ц М. Г. Козырева на страницах «Санкт-Пе- ^ тербургских ведомостей» рассказыва- ш ла о том, что Л. Н. Гумилев считал, что «нельзя изучать один народ отдельно от другого... Для него история этносов была ларцом с разноцветными клубками ниток: если начать их постепенно доставать и вплетать одну нитку в другую, то получится гармоничный узор» [12].
Однако в прессе еще мало публикаций об адаптации мигрантов, о дружбе народов, о культуре и быте малых народов, об устных преданиях, об ученых-этнографах, антропологах. И вина в этом не только журналистов, но и самой этнолого-антропологической среды, не участвующей в создании значимых культурных текстов и образов. Устная история народов является одним из источников конструирования идентичности и противостояния ассимиляции.
Существует ряд проектов антропологического развития. Структуралистская концепция, основывающаяся на посыле, что мышление представителей традиционных культур столь же логично, что и научное, но тем не менее отлично от него, представляется более приемлемой для большинства современных антропологов и лингвистов. Кроме того, ценность этой концепции заключена и в том, что исходит из идеи символического характера языков многих традиционных культур [8].
С. Смирнов предложил проект, смысл которого — «не эксплуатация и уничтожение натурального ресурса среды, а выработка культурного ресурса развития» на основе совершенствования структур повседневного бытия с использованием «культурных сетей» и «субъекта развития» — «навигатора-се-тевика», координатора движения развития [13].
Антропологическая журналистика стремится воспроизвести динамический об-
з раз создания журналистского произве-о_ дения.
§ «Произведение, — пишет В. А. По-£ дорога, — можно толковать в старом ^ классическом философском смысле, 2 как субстанцию, именно как sub-stantia о (нечто покоящееся, пребывающее, име-^ ющее место в основе), выражающее се-ш бя в отдельных модусах и „качествах". В этом отношении произведение не есть произведение в обычно принятом значении слова (собрание сочинений, книга, фрагмент текста), не то, что произведено или создано кем-то, и что в дальнейшем получает имя автора и качество произведенности.
Произведение — скорее opus, т. е. дело („дело всей жизни", например). Произведение делается, про-изводится, но само никогда не может стать произведенным, актуальным „сейчас и здесь", оно — не конечный продукт, а условие про-изведения, делания, т. е. всегда вне того времени, где существует возможность выражения. Произведение обладает субстанциональной, но безавторской мощью. Произведение также не совпадает по своим характеристикам с тем, что мы называем „жизнью", тем более с тем, что мы определяем как „биографию" или „цель жизни"» [10, с. 141-142].
В журналистском произведении можно выделить «образы» как единицы текста и единицы отраженной реальности, сравнение и изучение которых дает возможность исследовать как творческий потенциал журналиста, так и состояние человека в реальной среде.
Следуя концепции В.В.Савельевой, в журналистском тексте можно увидеть «некоторые типы (разновидности) образов: образы-персонажи, предметный мир, образы-мысли и образы-переживания, звуковые образы, зрительные образы, вкусовые, образы-запахи, осязательные (тактильные) образы» [11, с. 101].
Каждый автор, как отмечает В. В. Савельева, создает свой образ человека, т. е. свою персональную антропологическую журналистику, СМИ формируют обобщенный образ антропологической журналистики, «которая может быть выделена в отдельную область знаний,
подобно религиозной антропологии, философской, педагогической, психологической» [11, с. 101]. И антропологическая журналистика подтверждает известную связь творческого процесса: автор— образ—читатель/слушатель/зритель (интерпретатор, со-творец).
На инернет-сайтах есть немало автопортретов журналистов, журналистов-практиков, журналистов-теоретиков, раскрывающих взаимосвязь журналистики и антропологии.
Журналист-практик, спецкор газеты «Кузбасс» А. Федотова писала: «профессионализм есть любовь. Каждому она открывается по-своему, но в ее истоках — всегда добрый посыл и желания. И только из любви рождается человеческое чудо».
Журналист-теоретик Л. Волова так описала свой автопортрет: «По профессии — журналист. По восприятию мира и ученой степени — философ. Но хлеб насущный приходилось зарабатывать пиаром, копи-райтингом, преподаванием в университете, маркетинговыми исследованиями, книгоизданием, рекламой офф- и онлайн, оптимизацией и продвижением сайтов. Для души занимаюсь цветоводством, для тела — йогой».
Есть разные пути воздействия на человека. Одним из них является журналистика, антропологическая журналистика. Она анализирует факты и явления на основе методов аналитической антропологии, помогает творчески отобразить целостный образ человека, выразительно охарактеризовать сущностные антропологические его свойства.
Антропологизм (человек—слово—понятие) мышления журналиста позволяет масштабнее и глубже видеть и отражать место человека в природно-обществен-ном (социально-культурном), повседневном пространстве. Антропологические аспекты журналистики продолжают развиваться. Журналистика «адаптирует» методы смежных, социально-гуманитарных наук, вырабатывая «собственную методологию познания» [7, с. 131].
Для развития теории и практики журналистики полезны антропологические нормы, признаки объектов, их классификация, стандартизация, дру-
гие материалы. Из антропологической теории следует, что нередко альтруизм выгоднее эгоизма. Многие животные, растения тратят свои ресурсы не ради себя, а ради близких, что обеспечивает эволюционный успех целого ряда биологических групп, в том числе человека.
Научная журналистика и аналитическая антропология показывают, что человек — особый род сущего, субъект многоэтничного социального процесса, творец взаимодействия природы, культур, исторического развития этносов, самого себя.
«Человеческие качества» народов и образующих их индивидов, а также отдельных социоантропологических групп, складываясь и трансформируясь, остаются неизменными на протяжении длительного времени. Эти «человеческие качества» содержат в себе ряд социальных и антропологических характеристик: представления народа о себе, собственной миссии; склонность/несклонность к переменам; умение/неумение уживаться с другими народами; готовность/неготовность к жертвам и компромиссам. Вместе с этим, многое, особенно в кризисных обстоятельствах, зависит от человеческих, социально-антропологических качеств ведущих действующих лиц (управленцев), их воли, решительности, самооценки, уравновешенности, дальновидности, степени их внутренней свободы.
«Путь к пониманию России» у журналиста-антрополога проходит «через познание идеологического времени, хаос мнений, столкновение верований и теорий, калейдоскоп лиц. И чтобы разобраться во всех веяниях эпохи и добраться до „правды века", он старательно и скрупулезно изучает каждого примечательного современника, пытаясь исчерпать его до дна, обнаружить самое ценное, что заключено в образе мыслей» [4, с. 197].
Подобный метод антропологической журналистики можно изложить в схеме: «позиция-слово-действие». Этот метод охватывает«способы измерения и оцен-
ки жизненно-исторических свидетельств з с точки зрения их непосредственного ^ участника». е
Журналистика как наука призвана раз- £ рабатывать эффективные методы исполь- х зования прессы как инструмента соци- 2 ального управления, обратной связи, о совершенствовать организационные ме- д тоды и приемы управления активностью ^ аудитории. Необходимы мониторинг обратной связи в цепочке «учредитель— управление—редакция—журналист—журналистское произведение—аудитория», публикация востребованных материалов, отвечающих не только современной «повестке дня», но, прежде всего, интересам индивидуума. Антропологическая журналистика, используя механизм обратной связи, должна объективно отражать различные мнения разноликих структур общества, в том числе оппозиционных и, в первую очередь, граждан из всех слоев населения и таким образом индивидуализировать (очеловечивать) формы контактов СМИ с аудиторией.
Антропологическая журналистика, ориентируясь на развитие общечеловеческих ценностей, пытается преодолеть антигуманный способ организации социальной жизни на основе совершенствования человеческих качеств, осуществления благоразумного понимания глобальности, справедливости, ненасилия, использования богатств знаний и способностей человека, свободы и ответственности выбора, творческого саморазвития индивидов.
Под термином «антропологическая журналистика» подразумевается идея о человеке как его отражение и познание в позитивной деятельности в природном, культурном, повседневном пространстве.
Антропологическая журналистика интерпретируется как одно из оснований теории и практики журналистики, методологическое ядро науки о журналистике, которое вбирает в себя научные знания о человеке, о его образе, полученные в процессе междисциплинарных научных исследований, изучения повседневной жизни.
^ Литература
о 1. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России. М., в 2000; Алексеев В. П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989; Арутюнов С. А.,
о_ Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004; Блохин И. Н. Этножурналистика в по-
s литических процессах: ролевой анализ: Автореф. дисс. ... д-ра полит наук. СПб., 2009;
Туголуков О. В. Антропология социального управления и власти: Автореф. дисс. ... к-та н- филос. наук. М., 2006.
ш 2. Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1 / ^ Под. ред В. А. Подороги. М., 2001.
о 3. Баланш П. С. О чувстве // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.
4. Бархатов В. С. Литературный портрет. Л., 1985.
5. Дридзе Т. М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. № 2.
6. Засурский Я. Н. Российская модель СМИ в начале 21 века // Вестник Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2006. № 2.
7. Ким. М. Н. Основы теории журналистики. СПб., 2009.
8. Милетинский Е. М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифов // Вопросы философии. № 7. 1970.
9. Петровский курьер. 2012. 22 августа.
10. Подорога В. Эпоха Corpusa // Нанси.-Л. Corpus. М., 1999.
11. Савельева В. В. Художественная антропология. Алматы. 1999.
12. Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 15 июня.
13. Философская антропология: [Электронный ресурс] // Антропологический манифест. URL: htpp://www.antropolog.ru/ (дата обращения: 20.05.2012).
14. Чеснов Я. В. Телесность человека: философско-антропологическое понимание. М., 2007.
15. Щюц А. Структуры повседневного мышления. М., 1998.
Reference
1. AbdulatipovR. G. The Ethnic question and the state arrangement of Russia., 2000; Alexeev V. P. Of Century of Item Historical anthropology and entogenes, 1989; Arutyunov C. A., Richakova S. I. Kulturnaja anthropology. M., 2004; Blohin I. N. Ethnojournalism in political processes: the role analysis. The author's abstract. SPb., 2009; Klein L. S. Cultural-historical process and the theory of the communications // Sides of culture. Theses of reports and performances. SPb., 1997; Tugolukov O. V. About Century Anthropology of social management and authority. The author's abstract. M., 2006.
2. Avto-bio-grafja. To a question on a method. Notebooks on analytical anthropology. 1. edited by V. A. Podorogi., 2001.
3. Balanch P. S. Item With. About feeling // The Aesthetics of early French romanticism. M., 1982.
4. Barchatov V. S. Literaturnyj a portrait. fl., 1985.
5. Dridze T. M. Ekoantropozentricheskaja model of social knowledge as a way to overcoming paradigmalnogo crisis in sociology // Sociological researches. 2000. N 2.
6. Zasurskij J. N. The Russian model of mass-media in the beginning of 21 centuries // The Bulletin Moscow un-that. Sulfurs. 10. Journalism. 2006. N 2.
7. Kim M. N.Osnovy's M. of the theory of journalism. SPb., 2009.
8. Miletinskij E. M. Claude Levi-Stross and structural typology of myths // Questions of philosophy. N 7.1970.
9. The Peter courier. On August, 2012. 22th.
10. Podoroga V. Epoch Corpusa // HaHcu.-fl. Corpus., 1999.
11. Savelyeva V. V. Art anthropology. Almaty. 1999.
12. The St.-Petersburg sheets. On June, 2012. 15th.
13. Philosophical anthropology. [an electronic resource] // The Anthropological manifest. URL: htpp://www.antropolog.ru / (date of the reference: 20.05.2012).
14. Chesnov J. V. Telesnost of the person: philosophical-anthropological understanding. M., 2007.
15. Shuz A. Struktury of daily thinking. M., 1998.