Научная статья на тему 'Стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансформации профессии'

Стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансформации профессии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1256
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ / ОНЛАЙНОВЫЙ КОНТЕНТ / ФРАГМЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА / СТИЛИЗАЦИЯ / УГАСАНИЕ СТИЛЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ / STYLE / ONLINE CONTENT / FRAGMENTATION OF THE JOURNALISTIC TEXT / STYLING / FADING STYLE IN JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дорощук Елена Сергеевна

Автор рассматривает процессы подражания стилю в современной журналистике на примере региональных онлайновых СМИ Республики Татарстан. Исследования онлайн контента крупных интернет-изданий региона выявили признаки угасания стиля журналиста и перерождения в фрагментированную мифологизированную информационную сеть, что приводит к углублению противоречий в профессиональном самоопределении журналиста. Угасание стиля находит выражение в совокупности процессов фрагментации журналистского текста, способствующих разъединению его образных и документальных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASTICHE IN MODERN JOURNALISM AS A FACTOR IN THE EXTINCTION OF STYLE IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF THE PROFESSION

The article examines the processes of imitation of the style in modern journalism on the example of regional online media of the Republic of Tatarstan. Research online content major online publications in the region showed signs of fading style journalist and rebirth in fragmented mythologized information network, which leads to the intensification of the contradictions in the professional identity of journalists. Fading style finds expression in the set of processes of fragmentation of the journalistic text, contributing to the separation of its imaginative and documentary elements: newsmakers; the displacement information of the image of the intellectual calculate the CTR, which is manifested in the prevalence of intertexts. The author took into account the adaptability of modern journalism, style as a form of work in journalism, based on the following characteristics: creativity and personality in creativity, manifested in the freedom of choice of topics, problems, forms and time notation style of the fragment; the standardization activities, including creating text; stylization of social relations (the ways of communication between the journalist and the audience). The last factor has a significant influence on the process of creating the image of the world, different fragmented and at the same time, a relatively coherent character. This allows speaking about a special kind of stylization syncretic network myth, reflecting the activity of the subjects of the interaction between the journalist and the audience.

Текст научной работы на тему «Стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансформации профессии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 372-376.

УДК 80, ББК 81

Е. С. Дорощук

стилизация в современной журналистике как фактор угасания стиля в контексте трансформации профессии

Автор рассматривает процессы подражания стилю в современной журналистике на примере региональных онлайновых СМИ Республики Татарстан. Исследования онлайн контента крупных интернет-изданий региона выявили признаки угасания стиля журналиста и перерождения в фрагментированную мифологизированную информационную сеть, что приводит к углублению противоречий в профессиональном самоопределении журналиста. Угасание стиля находит выражение в совокупности процессов фрагментации журналистского текста, способствующих разъединению его образных и документальных элементов.

Ключевые слова: стиль; онлайновый контент; фрагментация журналистского текста; стилизация; угасание стиля в журналистике.

Оценивая современное состояние региональной онлайновой журналистики, нельзя не коснуться вопросов общей картины развития образа журналистики вообще. Сегодня эта картина относительно размыта, что проявляется в повышении институциональной мобильности, сегодня же можно констатировать, что принципы долговременной преемственности (традиций) и лояльности не являются главными для журналистской деятельности. Как считают антропологи, в современном обществе понятие 'социальная стабильность' потеряло свое былое значение [4. С. 14], а это, в свою очередь, влечет за собой дестабилизацию социально-значимых отраслей, журналистики в том числе. Современное общество отличается мобильностью и фрагментированностью и не может существовать по прежним законам, а средства массовой информации приобретают транснациональный характер, что приводит к изменениям в форме подаче информации и не может не сказываться на стиле деятельности журналиста и на стиле журналистики в целом. Известный норвежский антрополог Томас Эриксен сравнивал в свое время журналистику и антропологию в контексте трансформации социальных систем и подчеркнул, что, наряду со скоростью, которая отличает работу журналистов, они стремятся преподать проблему на обыденном языке, работают в условиях жесткого ограничения времени и объема, и от них ожидается рассказ с простым и доступным выводом в конце [15]. Более того, Эриксен указывает, что «в большинстве обществ искусство журналистики не ценится высоко. А в финансово развитых странах журналистика все чаще

ассоциируется с ремеслом "делания сенсаций" и коммерциализированной "таблоидной» прессой" [14. С. 123]. Коммерциализация прессы и медиа в целом сейчас стала одной из причин трансформации профессиональных взглядов на информацию и профессиональную деятельность журналиста и в нашей стране.

Не обошла журналистику фрагментация общества и культуры - в ней она проявляется наиболее ярко, так как отражает сущностные черты работы со словом в новых информационных условиях. Мозаичность представлений о мире, фрагменты мировой картины создаются повсеместно на принципах толерантности и повседневности. Но это не мешает журналистике в контексте эпохи глобализации сохранять ориентацию на региональный характер медиасистем, опираясь на принцип регионализации не только в части организации самой медиасистемы, но и в части текстовых инноваций.

Одной из них является стилизация, которую мы рассматриваем как фактор угасания стиля. Как известно, стиль - понятие широкое, многозначное, рассматриваемое в различных аспектах и тематических плоскостях. Ю. Б. Борев в одной из своих работ характеризует стиль как категорию онтологии искусства, определяя его как «качество определенной культуры, отличающее ее от всякой другой, как конструктивный принцип построения культуры» [2. С. 218]. Если предмет может быть охарактеризован с позиций культурной значимости, следовательно, он имеет стилистическую выраженность. Стиль в этой плоскости определяет тип культурной целостности и может быть оценен как обеспечивающий монолитность произведения

культуры, организующий в целом художественный мир.

Стиль играет важную роль в процессе понимания произведения, очерчивая границы общения автора и читателя/потребителя. Определяя понимание вслед за Н. А. Кузьминой как «когнитивную деятельность субъекта, начальным этапом которой является восприятие, а результатом - осмысливание текста» [9. С. 67], следует подчеркнуть, что при формировании деятельностной позиции субъекта, его ментально-физиологической активности (Л. В. Щерба [13]), представляющей одну из особенностей понимания, не последнее значение имеет стиль как внутренняя необходимость мира, способствующая и проявляющаяся в особом соединении слов и направленности на особый тип восприятия - своего читателя (зрителя, слушателя).

В. Вейдле метафорично определяет стиль как некую надличную предопределенность всякого личного творчества, как само предопределение, изнутри, сквозь свободную волю автора прорастающее, позволяющее не ограничивать свободу ни автора, ни читателя [3]. «Стиль есть такое общее, которым частное и личное никогда не бывает умалено» [3. С. 269].

Факторный анализ стиля позволяет определить его значимость в развитии творческого процесса (автор при помощи стиля и в стиле ориентируется в мире и по отношению к миру, что позволяет ему целостно оценивать мир); в развитии культуры (созданное произведение - текст позиционируется в контексте предшествующих и нынешних культурных слоев и направлений); в развитии системы воздействия произведений литературы, искусства, что связано с эстетическим влиянием последних на аудиторию с учетом определенного типа культурных и художественных ценностей. «Стиль выражает характер, направленность и меру эстетического освоения мира человеком и выступает носителем существенных сторон эстетической ценности и художественного смысла, - пишет Ю. Б. Борев. - Стиль - источник наслаждения, в том числе и от бесконечного постижения общего смысла и ценности произведения» [2. С. 220].

При всем многообразии определений стиля для журналистского текста/произведения или медиатекста важным является то, что при помощи стиля автор всегда выражает свое мироощущение и миропонимание, создает ту картину мира, которая, на его взгляд, является актуальной на сегодняшний день. И этот про-

цесс находится под пристальным вниманием и нарастающим давлением технологической составляющей журналистской профессии, которая во многом становится текстоформиру-ющим фактором, сводя к минимуму усилия и творческие потенции автора-журналиста. Как в сфере создания, так и при потреблении медиатекста, категориями, определяющими его современную специфику, как указывает М. Ю. Казак, являются медийность, массовость, интегративность или поликодовость и открытость [7].

Под влиянием сетевой культуры находится форма текста: теперь он носит ссылочный характер, ни один текст не создается без ссылок в сетевой журналистике, это формирует понятие гипертекста или интертекста, неизбежно сказываются названные перемены на качестве журналистского текста, изменяя его не всегда со знаком плюс. Ссылочный характер текста приводит, по мнению исследователей, к опустошению авторской позиции журналиста [12] и одновременно к увеличению доли субъективности в современных медиа. Н. И. Клушина указывает на то, что автор сегодня - не проводник информации, а ее демиург, читатель же - не получатель информации, а объект манипуляции [8. С. 50-51]. К этому аспекту деятельности журналиста обращается и Т. А. Лен-кова, подчеркивая, что «СМИ уже не только и не столько информируют, сколько все больше и больше выполняют манипулятивную фук-нцию» [10. С. 5].

Все это позволяет говорить об определенной деградации журналистики в классическом понимании ее как профессии словотворческой.

Деградируют методы журналистики: открытия в области информационно-коммуникативных технологий и переразвитость форм информационного воздействия требует иной -сетевой или облачной технологии и соответственных методов в журналистике. Деградируют формы в журналистике: придумываются новые формы, возникают циклы сетевого подражания, что неминуемо приводит к стилизации. Стилизация является подтверждением утраты стиля, нивелированием стилевых особенностей текста и деятельности. Стандартизация - главный козырь стилизации, что является свидетельством формирования новой культурной традиции в журналистике. Стандартизация проявляется в:

- пересказе журналистом событий и «несоздании» образов;

- замене образов словесными оболочками;

- усилении разговорной функции языка и, соответственно, прагматизма и практицизма;

- фрагментации действительности в журналистском тексте и мифологизации информационных сетей, проявляющейся в искусственно созданных событиях и персонажах (компьютерные игры и виртуальные события).

Нами изучалась деятельность журналистов крупных интернет-порталов Республики Татарстан и электронных средств массовой информации: портала информационного агентства Татар-информ [6]; интернет-газеты «БИЗНЕС Online» [1]; ОАО Телерадиокомпании «Новый век» [11]; интернет-версии газеты «Республика Татарстан» [5]. Анализ современного творческого пространства журналистской текстовой деятельности позволил выделить в региональной системе такие признаки стилизации:

1. Ньюсмейкерство (создание новостного продукта, в основе которого - технология) -более 76 % журналистов ориентированы на ролевые характеристики ньюсмейкера: алгоритм действий при построении медиатекста.

2. Вытеснение информационного образа интеллектуальным расчетом (центральным информационным поводом в более чем 80 % материалов в новостных лентах является не столько событие, сколько совокупность понятий - своеобразных хэштегов для успешного продвижения понятия в социальных сетях).

3. «Кликабельность» журналистского текста - до 95 % материалов - интертексты, снабженные визуальным информационным рядом, хотя пока только в 24 % визуальные формы подачи информации используются как самостоятельные сообщения, из них 90 % - это инфографика.

Мы рассматривали, учитывая технологичность современной журналистской деятельности, также стиль как форму деятельности в журналистике, опираясь на следующие характеристики: свобода творчества и личности в творчестве, проявляющаяся в свободе выбора темы, проблемы, формы и времени обозначения стилевого фрагмента; отношение к стандартизации деятельности, включая текстотворчество; стилизация социальных связей (способы сообщения между журналистом и аудиторией).

В региональной медиасистеме текстотвор-чество находится под влиянием двух факторов стандартизации:

1. Билингвальной профессиональной площадки - в информационном пространстве существует единство двух журналистик - рус-

скоязычной и татароязычной/татарской; обе они в равной мере находятся под воздействием технологизации и фрагментации журналистской деятельности; обе испытывают влияние стилизации и подвергаются трансформации (татароязычные издания, например, Матбугат. ру или версия портала Телерадиокомпании «Новый век», которая существует на двух языках одновременно, трансформируются также, что и русскоязычные издания, хотя, наряду с этим, татарских изданий, сохраняющих стиль, учитывающих национально-культурные особенности мироощущения, в процентном отношении больше - соотношение 1 к 2);

2. Социальной сетевой журналистики с корпусом гражданских журналистов, работающих на двух и более языках, включая и англоязычные версии. Интернет-издания включают в свою структуру блоги и видеоблоги как журналистов, работающих в издании (например, блоги известных обозревателей интернет-газеты «БИЗНЕС Online»), так и свободных блог-геров, ссылки на которых встречаются в анализируемых СМИ.

Последний фактор оказывает существенное влияние на процесс создания образа мира, отличающегося фрагментированным и в то же время относительно целостным характером. Это позволяет говорить об особом виде стилизации - синкретичном сетевом мифе, отражающем активность субъектов взаимодействия -журналиста и аудитории.

Таким образом, на основе трансформации профессии журналиста происходит изменение стиля в журналистике и журналистском тексте. Одним их важнейших факторов в этом процессе является фрагментация как системы познания журналиста, так и системы информационных продуктов, что предполагает внутреннее воздействие на журналистский текст, и изменяет его в рамках стилизации. Стилизация - продукт изменения журналистской профессии, которая развивается сегодня, приспосабливаясь к новым условиям. Сутью стилизации становятся акцентирование разговорной функции речи, пересказ события и создание фрагментированной мифологизированной информационной сети.

Список литературы

1. «БИЗНЕС Online». Деловая электронная газета Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-gazeta.ru (12.11.2014).

2. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М., 1988. 496 с.

3. Вейдле, В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / В. Вейдле // Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / сост. Р. Гальцева. М., 1991. С.268-292.

4. Елфимов, А. Антропология в разных измерениях: предисловие составителя / А. Ел-фимов // Антропологические традиции: стили, стереотипы, парадигмы. М.: Новое лит. обозрение, 2012. С. 5-18.

5. Интернет-версия газеты «Республика Татарстан» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rt-online.ru (12.11.2014).

6. Информационное агентство Татар-ин-форм [Электронный ресурс]. URL: http://www. tatar-inform.ru (12.11.2014).

7. Казак, М. Ю. Специфика современного медиатекста [Электронный ресурс] / М. Ю. Казак // Современный дискурс-анализ: электрон. журн. 2012. Вып. 6. URL: http://discourseanalysis. org/ada6/st42.shtml (12.11.2014).

8. Клушина, Н. И. Стилистика публицистического текста / Н. И. Клушина. М., 2008. 251 с.

9. Кузьмина, Н. А. Интертекст: тема с вариациями. Феномены языка и культуры в интер-

текстуальной интерпретации / Н. А. Кузьмина. М., 2011. 272 с.

10. Ленкова, Т. А. Медиатекст в свете тек-стообразующих стратегий / Т. А. Ленкова. М.,

2011. 136 с.

11. Сайт ОАО Телерадиокомпания «Новый век» [Электронный ресурс]. URL: http://www. tnv-tv.ru (12.11.2014).

12. Шмелева, Т. В. Автор в медиатексте [Электронный ресурс] / Т. В. Шмелева. URL: http://www.novsu.ru/npe/files/um/1588617/ portrait/D ata/avtor_v_mediatekste.html (12.11.2014).

13. Щерба, Л. В. Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) / Л. В. Щерба // Скворцов, Л. И. Основы культуры речи: хрестоматия / Л. И. Скворцов. М., 1984. С. 204-212.

14. Эриксен, Т. Х. Успех с горьковатым послевкусием: рассказ о норвежской антропологии / Т. Х. Эриксен // Антропологические традиции: стили, стереотипы, парадигмы. М.,

2012. С. 109-129.

15. Eriksen, T. H. The Young Rebel and the Dusty Professor: A Tale of Anthropologists and the Media in Norway / T. H. Eriksen // Anthropology Today. 2003. Vol. 19. P. 3-5.

Дорощук Елена Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики электронных средств массовой информации Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета.

[email protected]

Doroshchuk E. S. Doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of chair of theory and practice of electronic media Institute of social and philosophical Sciences and mass communications of the Kazan (Volga region) Federal University.

pastiche in modern journalism as a factor in the extinction of style in the context of the transformation of the profession

The article examines the processes of imitation of the style in modern journalism on the example of regional online media of the Republic of Tatarstan. Research online content major online publications in the region showed signs of fading style journalist and rebirth in fragmented mythologized information network, which leads to the intensification of the contradictions in the professional identity of journalists. Fading style finds expression in the set of processes of fragmentation of the journalistic text, contributing to the separation of its imaginative and documentary elements: newsmakers; the displacement information of the image of the intellectual calculate the CTR, which is manifested in the prevalence of intertexts. The author took into account the adaptability of modern journalism, style as a form of work in journalism, based on the following characteristics: creativity and personality in creativity, manifested in the freedom of choice of topics, problems, forms and time notation style of the fragment; the standardization activities, including creating text; stylization of social relations (the ways

of communication between the journalist and the audience). The last factor has a significant influence on the process of creating the image of the world, different fragmented and at the same time, a relatively coherent character. This allows speaking about a special kind of stylization - syncretic network myth, reflecting the activity of the subjects of the interaction between the journalist and the audience.

Keywords: style; online content; fragmentation of the journalistic text; styling; fading style in journalism.

References

1. «BIZNES Online». Delovaja jelektronnaja gazeta Respubliki Tatarstan [= "BUSINESS Online". Business e-newspaper of the Republic of Tatarstan], available at: http://www.business-gazeta.ru, accessed 12.11.2014 (in Russ.).

2. Borev, Ju. B. (1988) Jestetika [=Aesthetics], Moscow, 496p. (in Russ.).

3. Vejdle, V. (1991) "Umiranie iskusstva. Razmyshlenija o sud'be literaturnogo i hudozhestvennogo tvorchestva" [=Century Dying art. Reflections on the fate of literary and artistic creation], in: Samosoznanie evropejskoj kul'tury XXveka: mysliteli i pisateli Zapada o meste kul'tury v sovremennom obshhestve [= The Consciousness of European culture in twentieth century thinkers and writers of the West of the place of culture in modern society], ed. R. Galtseva, Moscow, pp. 268-292. (in Russ.).

4. Elfimov, A. (2012) "Antropologija v raznyh izmerenijah: predislovie sostavitelja" [= Anthropology in different dimensions: Preface by the compiler], in: Antropologicheskie tradicii: stili, stereotipy, paradigm [=Anthropological tradition: styles, stereotypes, paradigm], Moscow, pp. 5-18. (in Russ.).

5. Internet-versija gazety «Respublika Tatarstan» [=The Internet version of the newspaper "Respublika Tatarstan"], available at: http://www.rt-online.ru, accessed 12.11.2014. (in Russ.).

6. Informacionnoe agentstvo Tatar-inform [=News Agency Tatar-inform], available at: http://www. tatar-inform.ru, accessed 12.11.2014. (in Russ.).

7. Kazak M. Yu. (2012) "Spetsifika sovremennogo mediateksta" [=Specificity of the modern media text], in: Sovremennyiy diskurs-analiz. Elektronnyiy zhurnal [=Modern Discourse Analysis. Electronic Journal], Issue 6, available at: http://discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml, accessed 11.01.2014. (in Russ).

8. Klushina, N. I. (2008) Stilistika publicisticheskogo teksta [=The journalistic style of the text], Moscow, 251p. (in Russ.).

9. Kuz'mina, N. A. (2011) Intertekst: temasvariacijami. Fenomeny jazykaikul'tury v intertekstual'noj interpretacii [=Intertext: theme with variations. The phenomena of language and culture in intertextual interpretation], Moscow, 272 p. (in Russ.).

10. Lenkova, T. A. (2011) Mediatekst v svete tekstoobrazujushhih strategij [=Media text in the light textbrush strategies], Moscow, 136 p. (in Russ.).

11. Sajt OAO Teleradiokompanija «Novyj vek». [=Website of OAO TV company "New century"], available at: www.tnv-tv.ru, accessed 12.11.2014. (in Russ.).

12. Shmeleva, T. V. (2014) Avtor v mediatekste [=The Author in the media text], available at: http:// www.novsu.ru/npe/files/um/1588617/portrait/Data/avtor_v_mediatekste.html, accessed 12.11.2014. (in Russ).

13. Shherba, L. V. (1984) "Literaturnyj jazyk i puti ego razvitija (primenitel'no k russkomu jazyku)" [=Literary language and the ways of its development (in relation to the Russian language)], in: Skvorcov L. I. Osnovy kul'tury rechi: hrestomatija [Skvortsov, L. I. Fundamentals of speech culture: a reader], Moscow, pp. 204-212. (in Russ.).

14. Jeriksen, T. H. (2012) "Uspeh s gor'kovatym poslevkusiem: rasskaz o norvezhskoj antropologii" [=Success with a bitter aftertaste: the story of Norwegian anthropology], in: Antropologicheskie tradicii: stili, stereotipy, paradigm [=Anthropological tradition: styles, stereotypes, paradigm], Moscow, pp. 109-129. (in Russ.).

15. Eriksen, T. H. (2003) "The Young Rebel and the Dusty Professor: A Tale of Anthropologists and the Media in Norway", in: Anthropology Today, Volume 19, pp.3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.