АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В РОССИИ
Факов А. М.
1.8. АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ В РОССИИ
©Факов Азамат Мухажидович, кандидат экономических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в представленной статье проведен анализ современной антитеррористической политики России. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время антитеррористическая политика является весьма эффективным средством борьбы с терроризмом и экстремизмом в России, так как в рамках ее реализации используется комплексный подход к организации и осуществлению мер по противодействию указанным преступным деяниям.
Ключевые слова: антитеррористическая политика, противодействие терроризму и экстремизму, законодательство Российской Федерации, деятельность органов внутренних дел.
Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, положительно влияют на развитие отдельных регионов и государств. Однако, как и большинство иных масштабных явлений, современная глобализация создает целый ряд новых вызовов и угроз, которые получают одновременную актуальность для мирового сообщества в целом. Одной из таких проблем является терроризм, борьба с которым проводится постоянно не только в отдельных государствах, но и в рамках деятельности международных универсальных и региональных международных организаций.
Особое внимание, проявляемое правоохранительными органами к экстремистским проявлениям в общественной жизни, обусловлено возросшей частотой террористических актов на территории Российской Федерации. Опасность данных явлений в том, что организаторы экстремистских движений ставят перед собой новые задачи: теперь становится размыта цель, верховенство берет желание вовлечь как можно больше людей в преступные действия.
Анализ ситуации в Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму показал, что за последние пять лет число протестов, несанкционированных митингов, пикетов и шествий, основанных на религиозных мотивах, значительно возросло. Неформальные объединения международной радикальной направленности усилилось.
Наиболее опасным, на наш взгляд, явлением стало вовлечение подрастающего поколения в преступления экстремистской и террористической направленности. Особенно это актуально в национальных мусульманских регионах, где, зачастую, под «маской» мусульманства «скрывается» ваххабит, то есть радикально настроенный индивид, неверно трактующий основные положения учения ислама.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений деятельности большинства государств мира в настоящее время является антитеррористическая политика. Важно отметить, что под политикой в широком смысле принято понимать деятельность государственной власти в области управления и международных отношений [1]. Учитывая, что в рамках данного исследования особый интерес представляет не политика в целом, а именно антитеррористическая политика, то под данной категорией, по нашему мнению, следует понимать деятельность органов государственной власти и иных субъектов в сфере противодействия терроризму в России.
Антитеррористическая политика России достаточно часто становится предметом современных правовых исследований, однако большинство ученых акцентирует внимание либо на
отдельных мерах, применение которых наиболее актуально в настоящее время, либо анализируют трансформацию данной деятельности в условиях информатизации и цифровизации отдельных отношений. По нашему мнению, учитывая много-аспектность и масштабность терроризма, в настоящее время невозможно выделить отдельные средства борьбы с ним в качестве приоритетных, так как фрагментарное применение отдельных мер представляется весьма неэффективным. Более актуальным для современного развития российского государства и мирового сообщества в целом представляется рассмотрение антитеррористической политики как средства борьбы с терроризмом и экстремизмом.
По нашему мнению, категорию «антитеррористическая политика» нельзя ограничивать отдельными действиями компетентных государственных органов. Данные органы, безусловно, играют важную роль в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Важно отметить, что данная сфера всесторонне регламентируется законодательством РФ. Так, существуют два базовых закона в данной сфере: Федеральный закон «О противодействии терроризму»и Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».Помимо этого, с 2009 года действует Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации и с 2014 года Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, которые упорядочивают меры в сфере противодействия указанным противоправным деяниям с учетом их актуальности для современного развития российского государства.
Согласно п. 4 ст. 3 Федеральный закон «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму следует понимать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма[2].
Таким образом, антитеррористическая политика российского государства затрагивает все действия в сфере борьбы с терроризмом, а не ограничивается только предупреждением или профилактикой. Аналогичная позиция высказывается и в ст. 3
ISSN 2541-8025
Том XV 3-2019
Проблемы экономики и юридической практики
Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», где в качестве основных направлений противодействия экстремистской деятельности выделяются следующие: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [3].
По нашему мнению, учитывая многоаспектность и масштабность таких преступных деяний как терроризм и экстремизм политика по борьбе с данными явлениями должна носить комплексный характер, который должен проявляться как в множественности мер противодействия терроризму и экстремизму, проведению их в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Помимо этого, комплексный характер антитеррористической и антиэкстремистской политики должен проявляться в масштабности ее реализации, в том числе и на уровне различных субъектов. Сложно представить эффективные результаты противодействия данным преступным деяниям при условии организации и проведения мероприятий в указанной сфере лишь органами государственной власти, к компетенции которых относится такая работа. Представляется целесообразным привлекать юридические и физические лица к данному процессу, так как в большинстве случаев антитеррористическая и антиэкстремистская пропаганда с их стороны воспринимается в обществе гораздо эффективнее.
Кроме того, следует отметить, что привлечение самих граждан к борьбе с проявлениями экстремизма, намного усилило бы эффективность работы правоохранительных органов. Так, разъясняя отличия настоящей веры и криминальной, необходимо внушать обществу опасность примыкания к такого рода группировкам. Необходимо проводить беседы с гражданами и, в особенности, с несовершеннолетними о последствиях такого поведения.
Несмотря на то, что терроризм и экстремизм в законодательстве Российской Федерации разведены в разные составы преступлений и правонарушений, механизмы борьбы и политика противодействия данным противоправным явлениям, как правило, едины. Данное единство представляется весьма оправданным, так как терроризм и экстремизм тесным образом связаны друг с другом. Весьма часто на практике встречаются ситуации перерастания одного явления в другое. Например, лицо, имеющее экстремистские взгляды и совершающие правонарушения в данной сфере, окажется подверженным влиянию террористических группировок и может стать их потенциальным участником. Также, сами по себе данные преступные деяния могут пересекаться в составах. Например, ситуация, когда совершается террористический
акт, но первоосновой его стали экстремистские взгляды участников группировки.
Таким образом, в настоящее время антитеррористическая политика является весьма эффективным средством борьбы с терроризмом и экстремизмом в России, так как в рамках ее реализации используется комплексный подход к организации и осуществлению мер по противодействию указанным преступным деяниям.
Особенное значение для противодействия терроризму и экстремизму имеет постоянное развитие не только внутригосударственных механизмов борьбы с данными преступными деяниями, но и с учетом происходящих в современном мире глобализационных процессов обязательным элементом антитеррористической политики российского государства стала организация эффективного международного сотрудничества по заявленной проблематике. Выделение отдельных мер противодействия также представляется нецелесообразным, так как в данном случае фрагментарно учитываются критерии их эффективности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,72%.
Список литературы:
1. Толковый словарь Ушакова Д.Н. URL: https://dic.academic.ru /dic.nsf/ushakov/954954 (дата обращения: 28.05.2019).
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019)// СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; 2018. № 17. Ст. 2431.
3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015. № 48 (часть I). Ст. 6680.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье, представленной на рецензирование, автором Факовым А.М. рассмотрены достаточно актуальные вопросы определения понятия «антитеррористическая политика» и его профилактики в современных условиях. Стоит отметить, что на сегодняшний день экстремизм и его проявления в виде террористических акций является самой актуальной общественной проблемой. Борьба с экстремизмом и некоторыми его проявлениями ведётся на протяжении последних десятилетий. Особенно его опасность проявляется в антисоциальном содержании его основных идей, а также с практической реализации этих идей, в частности выраженных в терроризме и экстремизме.
В представленной статье проведен анализ современной антитеррористической политики России. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время антитеррористическая политика является весьма эффективным средством борьбы с терроризмом и экстремизмом в России, так как в рамках ее реализации используется комплексный подход к организации и осуществлению мер по противодействию указанным преступным деяниям.
Считаю, что в статье «Антитеррористическая политика как средство борьбы с терроризмом и экстремизмом в России», представленной Факовым А.М. рассматриваются достаточно актуальные проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом, и она может быть рекомендована к опубликованию.
доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, подполковник полиции
А.Б. Абазов
ANTI-TERRORIST POLICY AS A MEANS STRUGGLE AGAINST TERRORISM AND EXTREMISM IN RUSSIA
©Fakov Azamat M., PhD in Economics, Associate Professor oo activities of internal Affairs agencies in special conditions
Work place: North-Caucasian Advanced Training Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Fakov_1984@mail. ru
Annotation: the article presents an analysis of the modern antiterrorist policy of Russia. The author comes to the conclusion that the current antiterrorist policy is a very effective means of combating terrorism and extremism in Russia, as its implementation uses an integrated approach to organizing and implementing measures to counter these criminal acts.
Keywords: anti-terrorism policy, countering terrorism and extremism, the legislation of the Russian Federation, the activities of the internal affairs bodies.