Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / TERRORISM / ANTI-TERRORISM POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко В. А.

В статье рассматриваются направления совершенствования антитеррористической политики. Изменения в государственной политике в сфере противодействия терроризму и экстремизму являются необходимым условием в предотвращении явления, тормозящего развитие России и достижение в стране межнационального и межконфессионального согласия. Предложена система мер, направленная на нивелирование данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитенко В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVING ANTI-TERRORIST POLICY OF RUSSIA

The article discusses areas of improvement of the antiterrorist policy. Changes in the state policy in the field of countering terrorism and extremism are a prerequisite in preventing the phenomenon hampering the development of Russia and the achievement of interethnic and interfaith harmony in the country. The proposed system of measures aimed at leveling this phenomenon.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»

УДК 338.222

Никитенко В.А. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал

РАНХиГС Россия, г. Екатеринбург НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются направления совершенствования антитеррористической политики. Изменения в государственной политике в сфере противодействия терроризму и экстремизму являются необходимым условием в предотвращении явления, тормозящего развитие России и достижение в стране межнационального и межконфессионального согласия. Предложена система мер, направленная на нивелирование данного явления.

Ключевые слова: терроризм, антитеррористическая политика

Nikitenko V.A. student RANEPA Yekaterinburg, Russia DIRECTIONS OF IMPROVING ANTI-TERRORIST POLICY OF

RUSSIA

Annotation: The article discusses areas of improvement of the antiterrorist policy. Changes in the state policy in the field of countering terrorism and extremism are a prerequisite in preventing the phenomenon hampering the development of Russia and the achievement of interethnic and interfaith harmony in the country. The proposed system of measures aimed at leveling this phenomenon.

Keywords: terrorism, anti-terrorism policy

Терроризм, как феномен, одной из наиболее значимых характеристик, которого является устрашение политических или иных противников, с давних времен известен человечеству. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, сеют вражду между нациями, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами.

Однако до настоящего времени органы государственной власти так и не нашли средства для борьбы с терроризмом, несмотря на то, что опасность терроризма ежегодно возрастает. В этой ситуации остро встает вопрос об организации адекватного противодействия террористическим проявлениям на международном, федеральном, региональном и местном уровнях. Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально -политической сфере, происходит ломка общественных отношений,

государственного устройства, отсутствует стабильность. К сожалению, ярким и примером данного утверждения является и нынешняя ситуация в России «...террористические преступления в отношении представителей власти, духовенства и силовых структур дестабилизируют обстановку, мешают нормальному развитию экономики и социальной сферы».

В такой многонациональной стране, как Россия, просто необходимо внесение корректив в государственное регулирование этнорелигиозных отношений, которые будут учитывать следующие основные моменты:

- национальная политика должна осуществляться под руководством единого специализированного органа (аналогичного существовавшему ранее Министерству по делам национальностей) на основе актуального законодательства, а также долгосрочного и среднесрочного планирования;

- необходимо возрождение (с учетом современных условий) советской практики тотальной пропаганды межнациональной и межрелигиозной терпимости;

- необходим реальный учет интересов славянских этносов как государствообразующих, а также использование потенциала соотечественников за рубежом;

- крайне актуально обеспечение возможности осуществлять равное для всех правосудие и принуждение к соблюдению российского законодательства независимо от национальности, вероисповедания и региона проживания.

Помимо указанных общегосударственных мер, направленных на ликвидацию социальной базы терроризма, требуются изменения, как в миграционном законодательстве, так и в уголовном.

Существующее миграционное законодательство не позволяет в полной мере защищать интересы РФ в данной сфере, так как фактически слабо ограничивает возможности приобретения российского гражданства лицами, не владеющими русским языком, не знающими и не соблюдающими российские законы и не знакомыми с местной культурной средой, а также причастными к преступной деятельности. При соблюдении всех формальных процедур, например, практически невозможно отказать в получении гражданства лицу, в отношении которого у правоохранительных органов имеются только оперативные сведения о его преступной деятельности или иных причинах нежелательности его пребывания в РФ. Не отработана, в том числе, процедура проверки лиц, претендующих на получении гражданства, на причастность к преступной, в том числе к террористической и экстремистской деятельности. Так, на территории Свердловской области выявлены фаты получения гражданства лицами, в отношении которых ранее были возбуждены уголовные дела по признакам причастности к террористической деятельности на территории Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Таким образом, в данном направлении необходимы:

- обязательное участие органов МВД РФ в проверочных мероприятиях по лицам, претендующим на получение гражданства РФ;

- ужесточение требований по знанию русского языка (в настоящее время

это носит формальный характер);

- введение требований по знанию истории и культурных традиций РФ.

Необходимы изменения в Уголовно-процессуальном Кодексе РФ. Согласно действующим нормам (ст.151 УПК РФ) некоторые преступления террористической и экстремистской направленности не относятся ни к прямой, ни к альтернативной подследственности основных субъектов антитеррористической деятельности (МВД РФ и ФСБ РФ). Например, ст.223 «Незаконное изготовление оружия», ст.282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и др. Данная ситуация приводит, в том числе, к отсутствию формальных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий по признакам указанных составов преступлений наиболее компетентными в данных вопросах органами, В целом противоречит обязанностям, возложенным на МВД РФ и ФСБ РФ законодательством в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Необходима квалификация этих преступлений как тяжких. Кроме того, конструкция указанных статей позволят реальное их применение только в совокупности с совершением иных, прежде всего, насильственных, преступлений, так как сбор необходимых доказательств в необходимых объемах в большинстве случаев невозможен. Необходимы изменения в указанных статьях, в том числе учитывающие необходимость противодействия именно террористической деятельности с использованием «исламского» фактора.

Существующая в Российской Федерации система мер государственного регулирования в значительной степени носит не упреждающий, а реагирующий характер на уже произошедшие события, а также проведение оперативно-боевых мероприятий. Эффективность подобного подхода не соответствует реальной ситуации. Необходимо преобразование антитеррористической и антиэкстремистской деятельности государства в целенаправленно превентивную, направленную на прогнозирование, выявление, а также предотвращение преступлений террористического и экстремистского характера. Для этого необходимы изменения как в части законодательного обеспечения антитеррористической деятельности, так и в этнорелигиозной и социальной политике и собственно в гражданском обществе.

Таким образом, изменения в государственной политике в сфере противодействия терроризму и экстремизму являются необходимым условием в предотвращении явления, тормозящего развитие России и достижение в стране межнационального и межконфессионального согласия.

Использованные источники:

1. Идрисов Р. Ф. Государственный терроризм как вид современной вооруженной борьбы // Власть. 2018. № 1. С. 59-62.

2. Карпович О. Г. Международный терроризм: современные проблемы и тенденции // Закон и право. 2014. № 7. С. 13-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.