Научная статья на тему 'Информационное обеспечение антитеррористической деятельности'

Информационное обеспечение антитеррористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1647
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SECURITY / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-TERRORISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамаев Артур Мурадинович

В статье рассматриваются возможности и проблемные вопросы осуществления информационного обеспечения антитеррористической деятельности. В числе основных мер называются: PR-сопровождение выступления руководителей и должностных лиц исполнительных органов государственной власти, органов прокуратуры, правоохранительных органов в средствах массовой информации; противодействие терроризму и экстремизму в информационном пространстве; проведение пресс-конференций, круглых столов, конференций по антитеррористической и антиэкстремистской тематике; использование возможностей социальной рекламы; мониторинг интернет-ресурсов с развитием в социальных сетях антитеррористического направления. Терроризм не может рассматриваться как проблема одной страны. Международный и отечественный опыт противодействия этим явлениям свидетельствует о недостаточности только лишь силовых методов воздействия, которые на любом этапе формирования проблемы проявляют способности лишь к временной локализации конкретных угроз и предотвращения отдельных террористических актов без оказания воздействия на ситуацию в целом. Преступления террористического характера, получившие широкое распространение в современном обществе, представляют собой сложную систему противовесов, включающую в состав комплекс взаимодополняющих процессов. Эти процессы носят не только, как принято считать, криминальную и экономическую подоплеку, хотя любые, даже незначительные проявления террористического характера вне сомнений должны рассматриваться как посягательство на безопасность общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT ANTI-TERRORIST ACTIVITY

The article discusses the possibilities and the problematic issues of the information support of anti-terrorist activities. Among the main measures are called: PR-support of speeches by leaders and officials of the state executive authorities, prosecutors, law enforcement agencies in the media; countering terrorism and extremism in the information space; press conferences, round tables and conferences on anti-terrorist and anti-extremist topics; utilization of social advertising; monitoring of Internet resources to the development of the social networks of anti-terrorist direction. Terrorism can not be regarded as a problem of a single country. International and domestic experience in combating these phenomena indicates failure only of force feedback, which at any stage of the problem only to show the ability of temporal localization of specific threats and prevent individual acts of terrorism without affecting the situation as a whole. Terrorist offenses, is widespread in modern society is a complex system of balances is included in the set of complementary processes. These processes are not only, as is commonly believed, criminal and economic background, although any even minor manifestations of a terrorist nature no doubt be regarded as an attack on the security of society and the state.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение антитеррористической деятельности»

УДК 355

ШАМАЕВ Артур Мурадинович, старший преподаватель кафедры

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются возможности и проблемные вопросы осуществления информационного обеспечения антитеррористической деятельности. В числе основных мер называются: PR-сопровождение выступления руководителей и должностных лиц исполнительных органов государственной власти, органов прокуратуры, правоохранительных органов в средствах массовой информации; противодействие терроризму и экстремизму в информационном пространстве; проведение пресс-конференций, круглых столов, конференций по антитеррористической и антиэкстремистской тематике; использование возможностей социальной рекламы; мониторинг интернет-ресурсов с развитием в социальных сетях антитеррористического направления.

Терроризм не может рассматриваться как проблема одной страны. Международный и отечественный опыт противодействия этим явлениям свидетельствует о недостаточности только лишь силовых методов воздействия, которые на любом этапе формирования проблемы проявляют способности лишь к временной локализации конкретных угроз и предотвращения отдельных террористических актов без оказания воздействия на ситуацию в целом.

Преступления террористического характера, получившие широкое распространение в современном обществе, представляют собой сложную систему противовесов, включающую в состав комплекс взаимодополняющих процессов. Эти процессы носят не только, как принято считать, криминальную и экономическую подоплеку, хотя любые, даже незначительные проявления террористического характера вне сомнений должны рассматриваться как посягательство на безопасность общества и государства.

Ключевые слова: средства массовой информации, информационное обеспечение, антитеррористическая деятельность, терроризм.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-181-184

SHAMAEV Arthur Muradinovich, Senior lecturer in Preschool

INFORMATION SUPPORT OF ANTITERRORIST ACTIVITY

The article discusses the possibilities and the problematic issues of the information support of anti-terrorist activities. Among the main measures are called: PR-support of speeches by leaders and officials of the state executive authorities, prosecutors, law enforcement agencies in the media; countering terrorism and extremism in the information space; press conferences, round tables and conferences on anti-terrorist and antiextremist topics; utilization of social advertising; monitoring of Internet resources to the development of the social networks of anti-terrorist direction. Terrorism can not be regarded as a problem of a single country. International and domestic experience in combating these phenomena indicates failure only of force feedback, which at any stage of the problem only to show the ability of temporal localization of specific threats and prevent individual acts of terrorism without affecting the situation as a whole. Terrorist offenses, is widespread in modern society is a complex system of balances is included in the set of complementary processes. These processes are not only, as is commonly believed, criminal and economic background, although any even minor manifestations of a terrorist nature no doubt be regarded as an attack on the security of society and the state.

Keywords: media, information security, anti-terrorism, terrorism.

Преступления террористического характера, получившие широкое распространение в современном обществе, представляют собой сложную систему противовесов, включающую в состав комплекс взаимодополняющих процессов. Эти процессы носят не только, как принято считать, криминальную и экономическую подоплеку, хотя любые, даже незначительные проявления террористического характера вне сомнений должны рассматриваться как посягательство на безопасность общества и государства.

Терроризм не может рассматриваться как проблема одной страны. Международный и отечественный опыт противодействия этим явлениям свидетельствует о недостаточности только лишь силовых методов воздействия, которые на любом этапе формирования проблемы проявляют способности лишь к временной локализации конкретных угроз и предотвращения отдельных террористических актов без оказания воздействия на ситуацию в целом.

Бороться с террористическими проявлениями в материальном мире значительно легче, чем с ее теоретической составляющей, опирающейся на проверенную веками религиозную доктрину, деформированную в угоду организаторам и руководителям преступных сообществ террористической направленности. Практическая деятельность по борьбе с терроризмом и экстремизмом требует максимальной консолидации усилий не только правоохранительных органов, которые в глазах общества несут основной груз ответственности за совершение любого преступления, вызывающего большой общественный резонанс, но также органов государственной власти, местного самоуправления, различных общественных движений и всех граждан, членов гражданского общества. Коренной перелом в решении вопросов профилактики терроризма и экстремизма должен рассматриваться в качестве промежуточной цели для всех обозначенных субъектов. Этой цели можно добиться при наличии комплексного подхода в решении поставленных задач, при подкрепленности соответствующими финансовыми средствами

и материально-техническими возможностями.

Обозначенное обусловливает острую необходимость обсуждения обозначенных проблем на научном уровне и решения программными методами, позволяющими обеспечить необходимую организованность, наступательность и определенную последовательность принимаемых мер, а также, что немаловажно, адекватную оценку их эффективности и подконтрольность результатов.

Основой федеральных и региональных программ, закономерно являющихся составной частью антитеррористической, являются федеральные нормативно-правовые акты: Федеральный закон № Зб-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» [1], Федеральный № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» [2], Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года №116 «О мерах по противодействию терроризму» [3].

В настоящее время информационное пространство перестало быть национальным, благодаря Интернету оно стало транснациональным. Это обусловливает влияние террористической деятельности и совершаемого террористического акта в любой точке земного шара на политическую ситуацию во многих государствах, оказывая информационно-психологическое воздействие не только на рядовых граждан, но и на правящий слой. Террористами формируется собственная информационная реальность, собственное информационное пространство, слабо поддающееся контролю для достижения целей, несмотря на то, что публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.205.2. Уголовного Кодекса Российской Федерации [4].

В информационном пространстве мировое сообщество столкнулось с новой формой распространения идеологии и осуществления навязывания идей терроризма с помощью новейших информационных технологий, в особенности среди наименее защищенных слоев населения с несформированными взглядами на жизнь. Очевидно, что в современных условиях антитеррористическая деятельность должна включать в активное информационное противоборство на высокопрофессиональном уровне, способное противостоять распространению террористической идеологии.

Перспектива «превращения терроризма во второй половине XX века в постоянно действующий и активно используемый фактор политической борьбы как на международной арене, так и внутри отдельных государств» [5, с. 169] должна быть устранена, так как отдельные совокупности террористических организаций, например представляющих радикальный ислам, являет собой в отдельных регионах реальную силу.

На этом этапе наиболее важно представить иную идеологическую составляющую. Сила воздействия информационных ресурсов многократно превосходит физические воздействия терактов, кратно пополняя ряды сторонников. Это побуждает правоохранительные органы совершенствовать систему и механизмы информационного обеспечения антитеррористической деятельности [6, с. 84-91].

Здесь возрастает роль средств массовой информации, которые приобретают отдельные черты политического управления. Необходимо провести анализ взаимодействия и взаимовлияния терроризма и средств массовой информации, оптимизируя механизм их использования при проведении антитеррористических действий и противодействия использованию средств массовой информации для пропаганды террористических идей.

На территории нашей страны действует утвержденная Президентом Российской Федерации «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», которая в ст.11. в числе основных задач противодействия в п. «е» называет «противодействие распространению идеологии терроризма и активизацию работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий», а в ст.21 относит к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма «информационные», указывая, что эти меры состоят в проведении разъяснительной работы о сущности и общественной опасности терроризма, формировании стойкого неприятия обществом идеологии насилия и решении этим путем социальных и бытовых проблем, а также мерах по привлечению граждан к антитеррористической деятельности [7].

В качестве иных способов использования информационных ресурсов могут быть названы, например: обеспечение PR-сопровождения выступления руководителей и должностных лиц исполнительных органов государственной власти, органов прокуратуры, правоохранительных органов в средствах массовой информации; сопоставление личностей методами информаци-

онного характера с будущим без терроризма, защитными функциями в отношении мирного населения, повышением уровня их авторитета.

В рамках отдельных субъектов возможна ежегодная разработка и реализация медиа-плана по освещению мероприятий, направленных на информационное противодействие терроризму и экстремизму. Положительный эффект может оказать создание специальных рубрик для публикации в средствах массовой информации и размещения на интернет-сайтах исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований, правоохранительных и иных структур материалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности, способствующих активному участию населения в противодействии терроризму и экстремизму, даже в анонимном порядке.

В настоящее время мы идем по пути упорядочения и в определенной степени «ужесточения» порядка работы средств массовой информации. Например, средствам массовой информации в зонах проведения контртеррористической операции предоставляется возможность получать информацию только от руководителя операции или назначенного им лица, который определяет объем информации, им представляемой.

На базе различных учебных заведений и территориальных правоохранительных органов необходимо проводить пресс-конференции, брифинги [8, с. 155-158], круглые столы, конференции по антитеррористической и антиэкстремистской тематике с изданием сборника либо публикацией в электронных ресурсах для широкой аудитории.

Важным представляется направление по разработке и размещению социальной рекламы антитеррористической и антиэкстремистской направленности в средствах массовой информации и на рекламных щитах, в том числе в местах массового скопления людей.

В рамках правоохранительной деятельности важно осуществлять общий контроль и мониторинг интернет-ресурсов, в особенности социальных сетей, на предмет размещения призывов, видеороликов, фотографий террористического характера и развивать в социальных сетях антитеррористическое направление, которое только набирает обороты.

На сегодняшний день информационное обеспечение антитеррористической деятельности должно рассматриваться как одно из ведущих направлений ее осуществления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - № 48. - 10.03.2006.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от

31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. Ст. 3031.

3. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») от 15.02.2006 № 116 (ред. от 27.06.2014) // Собрание законодательства РФ. -20.02.2006. - № 8. Ст. 897.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. Ст. 2954.

5. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е.И. Степанова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 169.

6. Шхагапсоев З.Л. Информационно-аналитическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений / З.Л. Шхагапсоев, Р.Р. Карданов // Судебная экспертиза. - 2014. - № 1 (37).

7. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. - № 198. - 20.10.2009.

8. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и оперативных служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - С. 140-142.

9. Шамаев А.М. Некоторые особенности становления экстремизма в Северо-Кавказском регионе // Общество: философия, история, культура. - 2015. - № 1. - С. 38-40.

REFERENCES

1. Federal Law "On Combating Terrorism" from 06.03.2006 №35-FZ (ed. By 31.12.2014). The Russian newspaper. №48. 10.03.2006. (in Russ.)

2. Federal Law "On Countering Extremist Activity" from 25.07.2002 №114-FZ (ed. By 31.12.2014). Meeting of the legislation of the Russian Federation. 29.07.2002. №30. Art. 3031. (in Russ.)

3. Presidential Decree "On measures to combat terrorism" (with the "Regulations on the National Anti-Terrorism Committee") from 15.02.2006 №116 (Ed. By 06.27.2014). Meeting of the legislation of the Russian Federation. 20.02.2006. №8. Art. 897. (in Russ.)

4. "The Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 №63-FZ (ed. By 03.30.2015, as amended. From

07.04.2015). Meeting of the legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. №25. Art. 2954. (in Russ.)

Y. Avdeev The main trends of modern terrorism. Modern terrorism: state and prospects, edited. EI Stepanova. Moskva: Editorial URSS, 2000. - S. 169. (in Russ.)

Shhagapsoev, ZL Information and analytical support of disclosure and investigation of crimes. ZL Shhagapsoev, RR Kardan. [ Informacionno-analiticheskoe obespechenie raskrytija i rassledovanija prestuplenij. Z.L. Shhagapsoev, R.R. Kardanov]. Forensics. 2014. № 1 (37). (in Russ.)

"The concept of counter-terrorism in the Russian Federation" (approved. Russian President 05-10-2009). The Russian newspaper. №198. 20.10.2009. (in Russ.)

Shamaev AM Features of interaction of the investigator and operational services in the investigation of terrorist crimes.[ Osobennosti vzaimodejstvija sledovatelja i operativnyh sluzhb pri rassledovanii prestuplenij terroristicheskogo haraktera]. Theory and Practice of Community Development. 2014 №16. Pp 140-142. (in Russ.) Shamaev AM Some peculiarities of ekstrimizma In the North Caucasus region. [Nekotorye osobennosti stanovlenija jekstremizma v Severo-Kavkazskom regione]. Company: philosophy, history, and culture. 2015. №1. (in Russ.)

Информация об авторе

Information about the author

Шамаев Артур Мурадинович, старший преподаватель кафедры ДОУ Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, (Кабардино-Балкарская Республика), Россия

mashekuasheva@mail.ru

Shamaev Arthur Muradinovich,Senior lecturer in Preschool North - Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Russian Interior Ministry in Krasnodar University, Nalchik city, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia

mashekuasheva@mail.ru

Получена: 02.06.2015

Received: 02.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.