ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
УДК 343.9
ТАРЧОКОВ Беслан Алексеевич, кандидат экономических наук
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье предпринята попытка анализа предпосылок, мотивов, причин и факторов, которые могли бы способствовать вовлечению молодежи в террористическую деятельность, возникновению и распространению молодежного терроризма, в том числе: социальноэкономических, идеологических, политических, психологических, правовых и т.д., в современных условиях глобализированного общества. Детализация причин и условий, которые способствуют вовлечению россиян молодого возраста в террористическую деятельность, должна базироваться на системном подходе в определении понятия терроризма. Это означает, что терроризм необходимо рассматривать как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую систему из совокупности элементов, взаимодействующих между собой, и имеющий множества связей между ними. Указанный подход является одним из самых эффективных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор в структуре терроризма как явления и в конечном итоге создать адекватную, а значит, и практичную модель соответствующих причин и условий.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, молодежный терроризм, детерминанты молодежного терроризма, мотивы молодежного терроризма, предпосылки распространения молодежного терроризма.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -211 -213
TARCHOKOV Beslan Alexeyevich, Candidate for Doctorate in Economics
MOTIVATION SPECIFIC FOR YOUNGSTERS INVOLVED INTO TERRORIST OPERATION
The paper made an attempt to explore preconditions, motives, reasons and factors capable of facilitating youth’ involvement into terrorist operations, emergence of youth terrorism and its spreading around, including the specifics of social and economic domains, of ideology and politics, psychology and law, etc. all of them taken on the scene of nowadays globalized society. Specifying in greater detail the causes and circumstances that contributed to involvement of young Russians into terrorist operations should be based on a systemic approach to defining the concept of terrorism. That means that one may be reasonable to consider terrorism as a certain social phenomenon, representing a highly complicated framework from a set of elements interacting with each other and a whole range of connections in-between. The approach specified in the paper seemed to be of the most effective among the existing options, as it made it possible not to miss any factor relevant to the framework of the phenomenon of terrorism, and, ultimately, to create a relevant pattern being, therefore, practical for shaping proper causes and circumstances.
Key words: terrorism, extremism, terrorism in youngsters, determinants for youth terrorism, motives of terrorism in youngsters, background for spreading youth terrorism.
В настоящее время существует одна из сложнейших проблем мировой науки и практики -это всестороннее исследование понятия терроризма и причин вовлечения молодежи в террористическую деятельность.
Обращает на себя внимание тот факт, что в деятельность религиозного экстремизма все больше и больше вовлекается главным образом молодежь.
Ключевую роль в принятии решения о вступлении в организацию играют именно дружеские и родственные связи между экстремистами. Типичный сценарий присоединения к движению исламского джихада предполагает несколько этапов. На начальном этапе молодой человек, чувствующий свое одиночество в чуждом ему мире, направляется в знакомое ему еще по жизни на родине место - мечеть - в первую очередь для того, чтобы оказаться в кругу знакомых людей с близкими интересами. На втором этапе происходит вовлечение молодого человека в одну из небольших групп единомышленников и встречи переносятся из религиозных и культурных учреждений на частные квартиры. На третьем этапе происходит интенсивная идеологическая обработка будущих экстремистов [2]. Какими бы ни были изначальные причины вступления в экстремистскую сеть, будущие экстремисты проходят длительную идеологическую подготовку в небольших группах, где формируется чувство взаимного доверия и преданности между членами группы, а также происходит принятие всеми членами группы убеждений своих экстремистки настроенных и фанатичных лидеров. Новый круг общения в сочетании с исламистской пропагандой отдаляет религиозных экстремистов от друзей и семьи, усиливая изолированность от общества и преданность новой группе, которая, в свою очередь укрепляет веру нового адепта в идеи исламского террора [3].
На этом этапе члены ячейки уже готовы принимать полноценное участие в джихаде. Критическим фактором оказывается то, что они отождествляют идеи джихада не с абстрактными постулатами исламистской идеологии, а с конкретными людьми из группы, в которой они проходили подготовку. Как бы странно это ни было, но исламский джихад в целом не имеет в своем составе отдельного подразделения, которое бы занималось вербовкой новых членов.
В отличие от привычной схемы, когда набор сотрудников осуществляется «сверху вниз», то есть руководители более высокого уровня утверждают штат сотрудников на более низком уровне, исламский джихад построен «снизу вверх» - расширение штата происходит под давлением большого числа молодых людей, желающих присоединиться к движению.
- 211 -
Социологические науки
Sociological Sciences
Об этом свидетельствует и тот факт, что до сих пор не было ни одного случая задержания активиста, занимавшегося целенаправленной вербовкой новых сторонников. Анализ финансовых потоков, обслуживающих международное исламистское террористическое движение также свидетельствует об отсутствии финансирования кадровых подразделений или масштабных программ по пропаганде своих взглядов среди потенциальных сторонников [3]. При изучении, в проводимых исследованиях мы основываемся на определении терроризма, которое дается в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, где терроризм рассматривается как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Существуют объективные условия и субъективные причины, способствующие всплеску в обществе террористической деятельности. Объективным условием роста террористической деятельности в нашей стране явились сложные процессы политического, экономического и социального порядка, связанные с преобразованием российского государства, с процессами глобализации и информационных противостояний в мире [6]. Группа внешнеполитических условий связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Одной из причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон [5].
Следует отметить, что современность региональной экономики и промышленности, связанная с образованной и квалифицированной рабочей силой, служит профилактическим заграждением от пропаганды терроризма и других экстремистских и радикальных идей, а архаичность региональной экономики и промышленности провоцирует население к занятию террористической деятельностью.
Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национальносепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах. Территориально-региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами. Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию; почему некоторые предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию [7].
Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации материальных условий и возможностей преодолеть кажущуюся несправедливость, особенно несправедливость в процессах принятия решений. Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации, способствующее успешному решению задачи самоидентификации при сохранении самого высокого уровня самооценки.
Таким образом, основной задачей противодействия информационно-психологическому воздействию на молодежь в современных условиях является осуществление комплекса мероприятий, проводимых в целях минимизации пагубных пропагандистского-психологических воздействий, достижения морально-психологической устойчивости, готовности к сопротивлению.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бураева Л.А. Технологический и информационный аспекты компьютерного терроризма // Доклады Адыгской
(Черкесской) Международной академии наук. - Том 15. - № 1. - С. 115-118.
2. Карданов Р.Р. Роль судебно-криминалистических экспертиз в антитеррористической деятельности // Доклады
Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. - 2014. - Т. 16. - № 1. - С. 92-96.
- 212 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
3. Тарчоков Б.А. Технологии манипуляционного воздействия, используемые террористическими организациями в вербовочной деятельности / Б.А. Тарчоков, З.Л. Шхагапсоев // Теория и практика общественного развития. -2014. - № 14. - С. 100-102.
4. Тарчоков Б.А. Мотивация преступных проявлений экстремистского характера // Наука и бизнес: пути развития. -2013. - № 6 (24). - С. 77-81.
5. Тарчоков Б.А. Криминологическая характеристика причин распространения молодежного экстремизма // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 271-274.
6. Шхагапсоев З.Л. Современные контуры системы противодействия различным проявлениям терроризма: учеб. пособие / З.Л. Шхагапсоев, Б.А. Тарчоков. - Нальчик: СКИ(ф) КрУ МВД России, 2012. - 136 с.
7. Голяндин Н.П., Ардавов М.М., Машекуашева М.Х. Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий: Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 16. - С. 127-131.
REFERENCES
1. Buraeva L.A. Technological and informational aspects of computer terrorism. [Tehnologicheskij i informacionnyj aspekty komp'juternogo terrorizma]. Reports Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences. Vol. 15. no 1. Pp. 115118. (in Russ.)
2. Kardan R.R. Role of forensic expertise in anti-terrorist activities. [Rol' sudebno-kriminalisticheskih jekspertiz v antiterroristicheskoj dejatel'nosti]. Reports of the Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences. 2014. Vol. 16. No. 1. Pp. 92-96. (in Russ.)
3. Tarchokov B.A. Technology manipulation effects used by terrorist organizations in recruiting activities. B.A. Tarchokov, Z.L. Shhagapsoev. [Tehnologii manipuljacionnogo vozdejstvija, ispol'zuemye terroristicheskimi organizacijami v verbovochnoj dejatel'nosti. B.A. Tarchokov, Z.L. Shhagapsoev]. Theory and Practice of Community Development. 2014. No. 14. Pp. 100-102. (in Russ.)
4. Tarchokov B.A. Motivation criminal extremist manifestations. [Motivacija prestupnyh projavlenij jekstremistskogo haraktera]. Science and business: ways of development. 2013. No.6(24). Pp. 77-81. (in Russ.)
5. Tarchokov B.A. Criminological characteristics of reasons for the spread of youth extremism. [Kriminologicheskaja harakteristika prichin rasprostranenija molodezhnogo jekstremizma]. Gaps in Russian legislation. 2014. No. 3. Pp. 271274. (in Russ.)
6. Shhagapsoev Z.L. The modern contours of countering the various manifestations of terrorism: Proc. benefit. Z.L Shhagapsoev, B.A Tarchokov. [Sovremennye kontury sistemy protivodejstvija razlichnym projavlenijam terrorizma: ucheb. posobie / Z.L. Shhagapsoev, B.A. Tarchokov.]. Nalchik: SRS(f) Crewe Russian Interior Ministry, 2012. 136 p. (in Russ.)
7. Golyandina N.P., Ardavov M.M, Mashekuasheva M.H. Interaction of Internal Affairs with representatives of religious denominations. [Взаимодействие органов внутренних дел с представителями религиозных конфессий]. Theory and practice of social development. 2014. No. 16. Pp. 127-131. (in Russ.)
Информация об авторе Information about the author
Тарчоков Беслан Алексеевич, кандидат экономических наук, начальник кафедры действия ОВД в особых условиях СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета УВД России, полковник полиции, г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Россия
Получена: 23.06.2015
Tarchokov Beslan Alexeyevich, Candidate for Doctorate in Economics, Head of the Chair of Police Actions in Exceptional Circumstances at the Northern Caucasian Institute for the Advanced Vocational Training (branch), Krasnodar University under the Russian Ministry of Interior, Colonel at the Police Dept, Nalchik city, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia [email protected]
Received: 23.06.2015
- 213 -