7.34. КОНТРОЛЬ НАД ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ГРУППИРОВОК КАК ПРЕВЕНТИВНАЯ МЕРА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Шамаев Артур Мурадинович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности органов внутренних дел в особых условиях. E-mail: [email protected]
Аннотация: Вопросы противодействия различного рода террористическим проявлением остаются достаточно актуальными на современном этапе. Следует признать, что деятельность в этом направлении в последнее время достаточно эффективна, однако полностью искоренить терроризм, как негативное явления, не удается. Ужесточение контроля над нелегальными финансовыми потоками, которые в том числе осуществляют финансовую подпитку террористических организаций, представляется нам достаточно эффективной превентивной мерой в антитеррористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, источники финансирования, отмывание денег, взаимодействие, превентивные меры, противодействие, организованная преступность, незаконный оборот, взаимодействие, консолидация, оперативно-розыскная деятельность.
CONTROL OVER FINANCING TERRORIST GROUP AS A PREVENTIVE MEASURE IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM
Shamaev Artur Muradinovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: internal Affairs' activities in the special conditions. E-mail: [email protected]
Abstract: the issues of countering various kinds of terrorist manifestations remain quite relevant at the present stage. It should be recognized that recent activities in this area have been quite effective, but it has not been possible to completely eradicate terrorism as a negative phenomenon. The tightening of control over illegal financial flows, which also provide financial support to terrorist organizations, appears to be a rather effective preventive measure in anti-terrorist activities.
Keywords: trafficking in persons, the primary information, operational units, and combating, organized crime, trafficking, interaction, organ transplantation, trafficking, migration, operational-search activity.
Осуществление террористической деятельности невозможно без соответствующего финансового обеспечения. Оно подразумевает целенаправленное обеспечение деятельности террористических групп материальными благами любыми способами.
В России на настоящем этапе четко просматриваются два вида финансирования террористической деятельности - внутреннее и внешнее.
К внутренним источникам финансирования принято относить:
1) финансовую помощь со стороны, находящихся под контролем криминальных групп коммерческих структур;
2) денежные средства, вырученные от выкупа похищенных людей;
3) производство и оборот предметов и веществ, запрещенных к свободному обороту в России (оружие, наркотические средства, психотропные вещества и т.п.);
4) реализация поддельных денежных знаков России и иностранных государств.
К внешним источникам относятся:
1) финансовое и материальное содействие от террористических международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся за пределами Российской Федерации;
2) денежные средства, предоставляемые различными этническими диаспорами [4, С.123].
Следует признать, что на настоящий момент терроризм уже имеет четкую систему финансовой подпитки, что позволяет осуществлять преступную деятельность не только в масштабах одного государства. Все это обеспечивается четко слаженной системой по «отмыванию» денег посредством использования контролируемых банков, фондов и производственных предприятий. Нередки прецеденты отмывания грязных финансовых потоков и внутри нашего государства.
Само по себе отмывание денег является крайне опасной формой подрыва экономической безопасности государства, которая при отсутствии должного противодействия может привести к серьезным негативным последствиям. Как часть криминальной среды это явление зачастую становится источником финансирования террористической деятельности различных группировок [3, С.90].
Антитеррористическая деятельность основывается на комплексе эффективных мероприятий, направленных на прогнозирование, предупреждение и пресечение террористических угроз, в том числе посредством лишения террористов финансового обеспечения их преступной деятельности [8, С.141].
Необходимо признать, что противодействие финансированию террористической деятельности не будет эффективным без осуществления консолидированных действий всем мировым сообществом. Для достижения этих целей следует сформировать базу данных финансовой разведки и в последующем оказывать всяческое содействие анализу оперативной информации о террористических сетях. Обязательным условием также будет являться обмен оперативной информацией в данном направлении. Для постановки оперативных задач возникает необходимость в обозначении угроз исходящих от финансирования террористических группировок. Это в свою очередь позволит создать платформу для принятия необходимых мер, основанных на учете рисков, при оперативном, систематическом и стабильном и их осуществлении. Для более эффективного противодействия следует использовать индивидуальный подход, когда на первоначальном этапе необходимо выявить источники финансирования конкретной террористической организации, и только потом, с учетом специфики, определить наиболее эффективные меры противодействия, которые в каждом конкретном случае могут быть отличными [5, С.371].
В настоящее время для снижения уровня угроз исходящих от финансирования терроризма следует определить основные цели и приоритеты в противодейст-
КОНТРОЛЬ НАД ФИНАНСИРОВАНИЕМ
Шамаев А.М.
вии данному явлению с выдвижением предполагаемых результатов этой деятельности. В данном случае имеется ввиду, что необходимо активизировать работу в этом направлении, в том числе совместно с правоохранительными органами зарубежных стран, осуществляя обмен оперативно значимой информацией и доказательствами. Повышенное внимание требует изучение финансовые структуры крупнейших террористических организаций. Необходимо систематически отслеживать движение денежных потоков, обмениваться информацией представляющей оперативный интерес, в том числе добытой в ходе расследования уголовных дел о терроризме. Необходимо использовать весь комплекс эффективных мер в противодействии финансирования террористических организаций, в том числе: замораживание, арест или конфискация активов этих организаций; разрушение системы их финансовой подпитки; сбор доказательств и предание суду лиц уличенных в финансовом обеспечении террористических акций [9, С.20].
Являясь следствием нестабильной политической, социальной, экономической ситуации положенной на основу возможных межнациональных и этнических разногласий терроризм стал достаточно сложным объектом для превентивных мер органов правопорядка. Выявление причин и условий, способствующих террористическим проявлениям, является обязательным условием эффективного осуществления профилактической деятельности [6]. Признавая сложность окончательного решения проблемы терроризма, необходимо бросить все необходимые силы для достижения этой цели. В настоящее время наверно еще сложно представить, что в обозримом будущем исчезнут неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья. При этом всегда будут люди, которые прикрываясь идеей всеобщего равенства, из корыстных побуждений будут использовать террор. Первостепенной задачей на современном этапе является необходимость выработки политики нетерпимости к различным родам террористических проявлений, искоренении сочувствующего настроения в обществе по отношению к террористам [7].
Следует признать, что в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом, особенно в сфере финансирования террористических группировок. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют [2, С.148]. Эффективная профилактическая деятельность на подготовительном этапе, когда у преступников только формируется мотивация противоправного поведения, позволит избежать значительной части негативных процессов, в том числе человеческих жертв.
Необходимо отметить, что, несмотря на прямую обязанность государства по осуществлению антитеррористической деятельности, достижение цели невозможно без всесторонней помощи общества [1, С.145]. Следует признать, что в настоящее время антитеррористическая деятельность в Российской Федерации осуществляется на достаточно высоком уровне и результаты заметны невооруженным глазом. Однако искоренение этого недуга возможно только, когда в обществе будет создана атмосфера полной нетерпимости к террористическим проявлениям, прикрываемых ложными
идеями, сформированными путем искажения социальных, националистических и религиозных постулатов.
Появление и развитие указанного явления обусловлено самым широким спектром причин и предпосылок, и экстремистские проявления проявляются во многих сферах современного общества. Именно поэтому государство должно противодействовать экстремизму, обеспечивая должную охрану правопорядка, без чего невозможно обеспечить безопасность и благополучие государства [10]. Вестись эта работа должна на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, выделены основные направления противодействия распространения экстремистской идеологии с учетом современных тенденций и развития информационных технологий [11].
Список литературы:
1. Гаужаева В.А., Отаров А.А. Отдельные аспекты борьбы с политическим терроризмом // Социально-политические науки. 2017. №4. С.143-145.
2. Гаужаева В.А., Шамаев А.М. Особенности профилактики терроризма органами внутренних дел // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Сосова. 2017. С. 147-153.
3. Коркмазов А.В. К вопросу противодействия экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №.1 С. 90-91.
4. Коркмазов А.В. Понятие «Терроризм» и основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 123-124.
5. Маремуков Р.Б. Правовые средства борьбы с террористическими организациями в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №.3 С. 371-372.
6. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С.255-257.
7. Шамаев А.М. Взаимодействие следователя с оперативными службами в ходе расследования преступлений террористического характера // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. №3. С. 72-77.
8. Шамаев А.М. Особенности взаимодействия следователя и оперативных служб при расследовании преступлений террористического характера // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 140142.
9. Шхагапсоев З.Л., Тарчоков Б.А. О ключевых факторах, способствующих выработке эффективных механизмов противодействия международному терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №.3 С. 20-21.
10. Машекуашева М.Х. Организация деятельности органов внутренних дел по профилактике экстремизма. Социально-политические науки. 2018. № 3. С. 4041.
11. Голяндин Н.П., Машекуашева М.Х. Противодействие распространению экстремистской идеологии с учетом отечественного и зарубежного опыта. Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 7. С. 176-180.
Рецензия
на статью «Контроль над финансированием террористических группировок как превентивная мера в борьбе с терроризмом», подготовленную старшим
преподавателем кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России А.М. Шамаевым
Раскрываемая в статье тема, несомненно, является достаточно актуальной в наше время. Следует признать, что антитеррористическая деятельность в последнее время достаточно эффективна, однако полностью искоренить терроризм, как негативное явления, не удается. Ужесточение контроля над нелегальными финансовыми потоками, которые в том числе осуществляют финансовую подпитку террористических организаций, представляется достаточно эффективной превентивной мерой в антитеррористической деятельности.
Материал в статье изложен в логической последовательности, грамотным языком и может представлять интерес для читателей, занимающихся научной деятельностью в данной сфере. Приводимые в статье теоретические положения убедительно обоснованы, что говорит о высоком научном уровне работы. В целом содержание статьи представляется актуальным.
Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Доцент кафедры специально-технической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции В.М. Харзинова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 82,19%