Научная статья на тему 'АНТИСАНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: КРАТКОСРОЧНЫЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ АСПЕКТЫ'

АНТИСАНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: КРАТКОСРОЧНЫЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономические санкции / аграрная политика / государственная поддержка сельского хозяйства / структурная политика в сельском хозяйстве / рентабельность сельскохозяйственного производства / технологический суверенитет агропромышленного комплекса / сельское развитие / Economic sanctions / agricultural policy / state support for agriculture / structural policy in agriculture / profitability of agricultural production / technological sovereignty of the agro-industrial complex / rural development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриков Александр Васильевич

Нелигитимные экономические санкции против России со стороны недружественных государств затронули и сельское хозяйство, несмотря на социальный характер отрасли и существенную роль России в решении мировой продовольственной проблемы. В статье анализируются меры аграрной политики, предпринятые правительством для противодействия санкциям и их влияние на развитие сельского хозяйства. Отмечается эффективность антисанкционной политики в течение 2022 г. — первой половины 2024 гг. и направления ее дальнейшего совершенствования. Особое внимание уделено повышению доходности отрасли, росту влияния малых и средних хозяйств, формированию технологического суверенитета АПК и решению социальных проблем села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петриков Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-SANCTIONS POLICY IN AGRICULTURE: SHORTAND MEDIUM-TERM ASPECTS

Illegitimate economic sanctions against Russia by unfriendly states have also affected agriculture, despite the social nature of the industry and Russia’s significant role in solving the world food problem. The article analyzes the measures of agrarian policy taken by the government to counteract sanctions and their impact on the development of agriculture. The effectiveness of the anti-sanctions policy during 2022 — the first half of 2024 and the directions for its further improvement are noted. Special attention is paid to increasing the profitability of the industry, increasing the influence of small and medium-sized farms, the formation of technological sovereignty of the agro-industrial complex and solving social problems of the village.

Текст научной работы на тему «АНТИСАНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: КРАТКОСРОЧНЫЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ АСПЕКТЫ»

АНТИ-САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ: КРАТКОСРОЧНЫЕ И СРЕДНЕСРОЧНЫЕ АСПЕКТЫ

ANTI-SANCTIONS POLICY IN AGRICULTURE: SHORT- AND MEDIUM-TERM ASPECTS

ПЕТРИКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова — филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН, д.э.н., профессор

ALEXANDER V. PETRIKOV

Head of Nikonov All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor

АННОТАЦИЯ

Нелигитимные экономические санкции против России со стороны недружественных государств затронули и сельское хозяйство, несмотря на социальный характер отрасли и существенную роль России в решении мировой продовольственной проблемы. В статье анализируются меры аграрной политики, предпринятые правительством для противодействия санкциям и их влияние на развитие сельского хозяйства. Отмечается эффективность анти-санкционной политики в течение 2022 г. - первой половины 2024 гг. и направления её дальнейшего совершенствования. Особое внимание уделено повышению доходности отрасли, росту влияния малых и средних хозяйств, формированию технологического суверенитета АПК и решению социальных проблем села.

ABSTRACT

Illegitimate economic sanctions against Russia by unfriendly states have also affected agriculture, despite the social nature of the industry and Russia's significant role in solving the world food problem. The article analyzes the measures of agrarian policy taken by the government to counteract sanctions and their impact on the development of agriculture. The effectiveness of the anti-sanctions policy during 2022 - the first half of 2024 and the directions for its further improvement are noted. Special attention is paid to increasing the profitability of the industry, increasing the influence of small and medium-sized farms, the formation of technological sovereignty of the agro-industrial complex and solving social problems of the village.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономические санкции, аграрная политика, государственная поддержка сельского хозяйства, структурная политика в сельском хозяйстве, рентабельность сельскохозяйственного производства, технологический суверенитет агропромышленного комплекса, сельское развитие.

KEYWORDS

Economic sanctions, agricultural policy, state support for agriculture, structural policy in agriculture, profitability of agricultural production, technological sovereignty of the agro-industrial complex, rural development.

Перед сельским хозяйством, как и перед другими отраслями российской экономики, стоит задача адаптации к необоснованным санкциям со стороны недружественных государств. Аграрная отрасль, несмотря на свой социально-гуманитарный характер (без продовольствия невозможна сама человеческая жизнь) и большую роль России в решении мировой продовольственной проблемы, испытывает масштабное санкционное давление. Во-первых, санкции против российской экономики в целом ухудшают макроэкономические условия развития сельского хозяйства. Во-вторых, против отрасли применяются специальные дискриминационные меры (уход из России производителей сельскохозяйственной техники и оборудования, сокращение импорта ресурсов для сельского хозяйства, ограничения на экспорт сельскохозяйственной продукции и др.). Всё это создаёт существенные риски для сельскохозяйственной деятельности, основные из которых сводятся к следующему: уменьшение бюджетных возможностей для поддержки сельского хозяйства; увеличение стоимости кредитов; рост производственных издержек, и, соответственно, снижение доходности производства; замедление обновления аграрных технологий и др. Это обусловливает необходимость разработки и реализации анти-санкционной политики в сельском хозяйстве, целью которой является не только адаптация аграрного сектора к перечисленным неблагоприятным факторам, но и формирование потенциала для его устойчивого роста.

Учитывая, что санкции имеют краткосрочный и среднесрочный эффект, анти-санкционная политика содержит краткосрочные и среднесрочные меры.

Сначала о краткосрочных мерах. Они были направлены на недопущение сокращения сельскохозяйственного производства и экспортного потенциала отрасли, содействие стабилизации агропродовольственного рынка, сохранение достигнутого уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

С этой целью использовался весь арсенал средств государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, содержащихся в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Госпрограмма, cм. [1]), а также инструменты регулирования ресурсных и продуктовых рынков, включая меры таможенно-тарифного регулирования. К сожалению, специального плана адаптации к санкциям в сельском хозяйстве не разрабатывалось, меры принимались по необходимости или по запросу участников агропродовольственного рынка. Стабилизации ситуации способствовали благоприятные погодные условия для сельского хозяйства в течение 2022-2023 гг., когда были получены высокие урожаи большинства сельскохозяйственных культур, особенно зерновых.

Проведение анти-санкционных мер потребовало увеличения бюджетных расходов на реализацию Госпрограммы (табл.1).

Таблица 1. Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства в 2021-2023 г. г., млрд руб.

Годы Предусмотрено паспортом госпрограммы Утверждено Законом о бюджете Уточненная бюджетная роспись Кассовое исполнение

Тыс. Руб. % к паспорту

программы % к закону о бюджете % к уточненной бюджетной росписи

2021 256,2 256,2 326,7 325,8 127,2 127,2 99,7

2022 288,0 285,1 424,2 423,9 147,2 148,7 99,9

2023 440,4 347,5 442,7 442,5 100,5 127,3 100,0

2023/

2021,% 171,9 135,7 135,5 135,8 х х х

Источник: составлено автором по [2, с.10], [3, с.5] [4, с.6].

Согласно паспорту Госпрограммы, расходы 2023 г. составили по отношению к 2021 г. 171,9 %, согласно Закону о бюджете - 135,7 %, согласно кассовому исполнению - 135,8 %. Основная корректировка расходов бюджета произошла в 2022 г., после чего были внесены изменения в паспорт Госпрограммы и увеличены расходы в соответствии с Законом о федеральном бюджете 2023 г. Вместе с тем средства, предусмотренные этим законом, пришлось увеличить в ходе бюджетных корректировок на 27,3 %, что видно из уточненной бюджетной росписи 2023 г.

Рост расходов был обусловлен в основном необходимостью обеспечить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к льготным краткосрочным (на сезонные работы) и инвестиционным кредитам, которые стали труднодоступны в связи ростом ключевой ставки ЦБ. На субсидирование процентных выплат по кредитам уходило до 50 % ресурсов Госпрограммы: к средствам, предусмотренным в Законах о бюджете, в 2022-2023 гг. тратились ресурсы из Резервного фонда Правительства РФ (табл. 2).

Таблица 2. Субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в АПК, млрд руб.

2021 2022 2023 2023/2021, %

Субсидии 80,2 194,5 216,0 269,3

Доля от объема финансирования Госпрограммы, % 24,6 45,9 48,8 + 24,8 п. п.

Источник: составлено автором по [2, сс.10, 89], [3, с.5, 64, 65] [4, с.6, 97, 98].

Вместе с тем, на фоне высокой ключевой ставки досанкционные условия льготного кредитования сохранить не удалось. По большинству направлений компенсации банкам понижена с 70% до 50% от ключевой ставки, а предельная ставка заемщикам повышена с 6,8% до 10%. Ставку 6,8% оставили для очень узкого перечня кредитов, среди которых кредиты на селекционно-генетические и селекционно-семеноводческие центры, тепличные комплексы на Дальнем Востоке и в Сибири и овцеводство на Северном Кавказе.

Благодаря этим мерам объемы льготного кредитования (число кредитных договоров и суммы выплат по ним) остались прежними (см. табл. 3), а количество льготных краткосрочных кредитов даже заметно увеличилось, правда, при почти пропорциональном снижении среднего размера кредита.

Таблица 3. Информация о выданных льготных кредитах по Госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия*

2021 2022 2023 2023/

2021, %

Льготные краткосрочные кредиты

Число кредитных договоров, ед. 14 973 21 911 23 084 154,2

Сумма по кредитным договорам, млн руб. 756 261,2 913 813,9 801 324,3 106,0

Фактически предоставлено кредитных

средств, млн руб. 653 512,1 772 650,3 625 343,0 95,7

Льготные инвестиционные кредиты

Число кредитных договоров, ед. 8451 6578 8 447 100,0

Сумма по кредитным договорам, млн руб. 447 065,5 363 937,9 532 040,3 119,0

Фактически предоставлено кредитных

средств, млн руб. 201 063,6 162 139,3 239 166,5 119,0

Источник: составлено автором по [2, с.81, 82], [3, с.58, 59] [4, с.89, 90].

В условиях насыщенности внутреннего рынка, при относительно невысоком росте реальных доходов населения важным механизмом стимулирования АПК и повышения доходов сельхозтоваропроизводителей является развитие экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. С этой целью с октября 2018 г. реализуется Федеральный проект «Экспорт продукции АПК», до этого экспорт поддерживался в рамках небольшого ведомственного проекта. С 2019 г. финансирование экспорта кратно увеличилось и в 2022 г. достигло 63,1 млрд руб. (14,9 % от всех ресурсов программы), см. табл. 4.

Таблица 4. Финансовое обеспечение экспорта продукции АПК

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Млн руб. 694,4 1430,7 52203,7 29670,0 36957,7 63098,8 53205,9

Доля от объема финансирования Госпрограммы, % 0,3 0,6 16,7 10,9 11,3 14,9 12,0

Источник: составлено автором по: [5, с.11,125], [6, с. 12,14], [7, с. 5,90], [8, с. 11, 112], [2, с. 10, 106], [3, с.5,77], [4, с. 6, 118].

Государственная поддержка экспорта включает предоставление субсидий по льготным кредитам (до 65% средств, направленных на поддержку экспорта) и компенсаций лизинговых платежей на производство, переработку и реализацию экспортной продукции; компенсацию транспортных издержек экспортеров; возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию оптово-логистических центров и других объектов, содействующих экспорту; компенсацию затрат по сертификации продукции, маркетинговым исследованиям и др.

Эти меры содействовали увеличению экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Он растет с 2016 г. и достиг в 2023 г. 43,1 млн долл. США (табл. 5). Начиная с 2021 г. Россия является нетто – экспортером продукции АПК, причем сальдо внешней торговли постепенно увеличивается.

Таблица 5. Экспорт/импорт продовольствия и сельскохозяйственного

сырья РФ, млн долл. США

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Экспорт 16,2 19,0 16,2 17,1 20,7 25,0 24,8 29,6 36,0 41,3 43,1

Импорт 43,2 39,9 26,6 25,1 29,0 29,8 30,0 29,7 34,0 35,8 35,1

Сальдо -27,0 -20,9 -10,4 -8,0 -8,3 -4,8 -5,2 -0,1 2,0 5,5 8,0

Источник: составлено автором по данным ФТС России.

Основными статьями экспорта являются: зерно (37 % от общего объема в 2023 г.), масложировая продукция (19 %), прочая продукция АПК (15 %), рыба и морепродукты (13 %), продукция пищевой и перерабатывающей продукции (12 %), мясная и молочная продукция (4 %) [9].

Для того, чтобы вывоз сельскохозяйственной продукции и прежде всего продукции растениеводства, на которую приходится около 56 % экспортных поставок, не дестабилизировал внутренний рынок и не привел к росту продовольственной инфляции и стоимости кормов для животноводства, государство активно использует меры квотирования и таможенно-тарифного регулирования экспорта (прежде всего зерна), хотя следует отметить, что это, конечно, несколько противоречит политики его стимулирования. По ряду продуктов, особенно при росте потребительских цен на них (например, на яйца в 2023 г.), стимулировался импорт.

Повышение государственной поддержки отрасли, обеспечение доступа сельхозпроизводителей к льготным кредитам, стимулирование экспорта и другие меры не допустили спада аграрного производства в течение 2022-2024 гг. (табл.6). Высокий индекс 2022 г. объясняется, как уже подчеркивалось, рекордным урожаем зерна и других сельскохозяйственных культур

Таблица 6. Динамика продукции сельского хозяйства в 2022-2023 г.

и за январь - май 2024 г., %

2022 г. к 2021 г. 2023 г. к

2022 г. Январь - май

2024 г.

в % к

январю - маю

2023 г Январь -май

2023 г.

в % к

январю – маю

2022 г Разница индексов 2024 г. и 2023 г., п. п.

Продукция сельского хозяйства 111,3 99,7 101,2 101,4 -0,2

Зерно 129,8 90,5 х х

Скот и птица 103,0 102,0 102,9 102,8 0,1

Молоко 102,2 102,5 101,5 103,6 -2,1

Яйца 102,7 101,2 97,4 103,3 -5,9

Источник: составлено автором по [10, с. 5,11,16], [11, с. 67,70].

Сохранение достигнутого уровня производства и меры по ограничению экспорта способствовали стабилизации агропродовольственного рынка и не допустили чрезмерной продовольственной инфляции, см. табл. 7. Если в 2020-2021 гг. индекс цен на продовольственные товары превышал общий индекс потребительских цен, то в 2022 г. он стал ниже. В 2023 г. наблюдалась, к сожалению, противоположная ситуация, хотя абсолютная величина индексов снизилась; в первые 5 месяцев 2024 г. продовольственная инфляция не превышает общую.

Таблица 7. Индексы цен на потребительские и продовольственные товары в 2016-2024 гг. (к декабрю предыдущего года, %)

Индексы цен на: 2020 2021 2022 2023 2024*

потребительские товары в целом 104,91 108,39 111,94 107,42 103,22

продовольственные товары 106,69 110,62 110,29 108,16 103,13

Разность между индексом цен на продовольственные товары и потребительские товары в целом, п. п. 1,78 2,23 -1,65 0,74 -0,09

Источник: составлено автором по данным Росстата, см. [12]/

*Май 2024 г. к декабрю 2023 г.

Необоснованные санкции против экономики России отрицательным образом сказались на доходности сельскохозяйственного производства. Как свидетельствует таблица 8, рентабельность сельскохозяйственных организаций по всем видам деятельности в течение 2017-2021 г. устойчиво росла, однако затем эта тенденция сменилась на противоположную, хотя уровень рентабельности в 2023 г. превышал аналогичный показатель 2017 г., но был ниже, чем в 2020 г. во время эпидемии Cоvid – 19.

Таблица 8. Рентабельность сельскохозяйственных организаций по всем видам деятельности за 2017-2023 гг.

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023*

Рентабельность без учета субсидий 5,3 6,3 8,0 16,3 21,2 16,3 15,5

Рентабельность с учетом субсидий 12,0 12,5 13,3 21,0 25,6 20,3 18,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*предварительные данные.

Источник: данные Минсельхоза России.

Уменьшение доходности в аграрном секторе связано с ростом себестоимости продукции в связи удорожанием импортных материально-технических ресурсов и материалов (из-за логистических сбоев при их доставке и снижения курса рубля); с повышением ставки по кредитам; ценовой дискриминацией сельского хозяйства со стороны поставщиков средств производства и перерабатывающих предприятий; а также с ростом вывозных пошлин на экспортную продукцию и др.

О ценовой дискриминации сельского хозяйства со стороны его партеров по АПК можно судить по таблице 9.

С одной стороны, наблюдается диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары и услуги для её производства. Особенно он усилился в течение 2020-2022 гг. С другой стороны, сельхозтоваропроизводители не получают выигрыша от роста цен на пищевую продукцию, а также розничных цен на продовольствие. Об этом свидетельствует зафиксированное таблице превышение индексов этих цен над индексом цен на продукцию сельского хозяйства. Таким образом, отрасль находится в своеобразных межотраслевых ценовых тисках.

Таблица 9 Индексы цен в разных сферах АПК (2014 г. = 100 %)

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 108,5 110,5 101,8 115 109,8 124,2 141,1 135,3

Индекс цен на отдельные виды промышленных товаров и услуг, приобретенных сельскохозяйственными организациями 115,5 120,6 121,2 130,3 135,9 141,6 166,8 178,3

Индекс цен производителей пищевых продуктов 112,6 118,1 112,5 121,1 118,4 133,7 152,7 160

Индекс потребительских цен на продовольственные товары 114 119,2 120,5 126,1 129,4 138 152,7 168,4

Источник: данные Росстата.

Неизбежное следствие сокращения доходности - уменьшение уровня инвестиционной привлекательности отрасли и сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал. Из данных таблицы 10 вытекает, что начиная с 2021 г. индекс инвестиций снижается и по этот показатель в сельском хозяйстве ниже, чем по экономике в целом.

Таблица 10. Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году.

Экономика в целом Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство Разница между сельским хозяйством и экономикой в целом, п.п.

2014 98,5 92,7 -5,8

2015 89,9 87,4 -2,5

2016 99,8 113,1 13,3

2017 104,8 108,5 3,7

2018 105,4 104,1 -1,3

2019 102,1 98,7 -3,4

2020 99,9 93,7 -6,2

2021 108,6 102,4 -6,2

2022 106,7 101,8 -4,9

2023 109,8 100,6 -9,2

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Снижение рентабельности неблагоприятным образом сказывается на динамике покупок сельхозтоваропроизводителями основных видов сельскохозяйственной техники (тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и др.), см. табл. 11, хотя обновление машинно-тракторного парка отрасли ещё далеко не завершено, особенно малыми и средними хозяйствами.

Таблица 11. Приобретение основных видов сельскохозяйственной техники

за 2019-2023 гг., ед.

Виды техники 2019 2020 2021 2022 2023 2023/2021, %

Тракторы 10714 13237 15779 12 991 13 980 88,6

Зерноуборочные комбайны 4627 5856 7036 5 385 4 735 67,3

Кормоуборочные комбайны 624 719 701 597 574 81,9

Прочая техника 39353 41694 50280 38 635 40 896 81,3

Источник: составлено автором по данным Минсельхоза России.

Из теории аграрной экономики известно, что в условиях рынка сельскохозяйственные товаропроизводители, с одной стороны, зависят от цен более монополизированных поставщиков ресурсов, а с другой стороны, - ограничены в повышении цен реализации своей продукции в силу её огромной социальной значимости. Это является одной из причин государственной поддержки аграрного сектора, в т. ч. направленной на поддержание и повышение доходности сельхозпроизводителей. Среди основных инструментов такой политики: мониторинг паритета цен на сельхозпродукцию и ресурсов для ее производства; определение минимальных цен для различных видов сельхозпродукции и механизма госзакупок по этим ценам; компенсация части затрат при производстве сельхозпродукции; поддержка агрострахования как от чрезвычайных ситуаций природного характера, так и от рыночных рисков; планирование производства отдельных видов сельхозпродукции, включая определение объемов производства, закупочных цен и ограничений на экспорт/импорт и др.

В Германии ещё в 1955 году принят «Закон о сельском хозяйстве» («Landwirtschaftsgesetz»), согласно которому «для поступательного развития сельского хозяйства как части народнохозяйственной системы и максимально возможного обеспечения населения продовольствием аграрному сектору оказывается содействие средствами общеэкономической (торговой, налоговой, кредитной, ценовой) и аграрной политики с тем, чтобы повысить его эффективность и компенсировать существующие в нем, в отличие от других отраслей экономики, естественно и экономически обусловленные убытки» [13]. Ежегодно на основе представительного тестирования предприятий в промышленности и сельском хозяйстве (от 6 до 8 тыс. фермерских хозяйств и сельскохозяйственных организаций – юридических лиц) происходит соизмерение уровня доходов предпринимательских единиц и оплаты труда работников и управляющих. Результаты этого тестирования, а также анализ социально-экономического положения в аграрном секторе обобщается в т.н. «Аграрном докладе» Правительства ФРГ Бундестагу и Бундесрату. Доклад также содержит предложения по выравниванию уровня доходов и государственной поддержке аграрного сектора, на основе которых принимаются соответствующие решения и утверждается сельскохозяйственный бюджет. До 2007 г. доклад представлялся ежегодно, в с тех пор каждые 4 года.

В России специальная политика по поддержанию доходности сельского хозяйства, включая меры по выравниванию диспаритета цен между сельхозтоваропроизводителями и их партнерами по АПК, к сожалению, не проводится, несмотря на то, что в статье 7 (часть 1, пункт 16) Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что одно из направлений государственной поддержки отрасли – «поддержание паритета индексов цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями. Порядок расчета и поддержания паритета индексов таких цен устанавливается Правительством Российской Федерации» [14]. Это требование закона никак не реализовано: считается, что субсидии, содержащиеся в Госпрограмме развития сельского хозяйства, и меры, периодически принимаемые правительством по регулированию цен и тарифов на ресурсы и материалы для сельского хозяйства, экспортных пошлин и др. достигают цели поддержания рентабельности в отрасли и компенсации потерь сельхозтоваропроизводителей от межотраслевого обмена.

По нашему мнению, необходима разработка и реализация специальной программы, обеспечивающей доходность сельского хозяйства. Её суть сводится к следующему: если согласно мониторингу Росстата, в течение определенного периода индекс цен на один или несколько видов промышленной продукции (услуг) опережает более чем на 10% индекс цен на сельскохозяйственную продукцию (по отношению к утвержденному базовому периоду) , при производстве которой эта промышленная продукция (ресурс, услуга) используется, Правительство осуществляет следующие меры: установление на определенный период фиксированных цен на указанную промышленной продукции (услугу); введение (изменение) соответствующих импортных/экспортных квот и тарифов; выплата сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий, компенсирующих диспаритет индексов цен.

Перейдем к среднесрочной и даже долгосрочной анти-санкционной политике в сельском хозяйстве. Её задачи во многом обусловлены необходимостью преодоления проблем и рисков, характерных для до-санкционной модели аграрной политики, и перехода к её пост-санкционной модели как наиболее соответствующей новым геополитическим и экономическим реалиям. В таблице 12 представлены (пусть и в весьма общей форме) основные характеристики этих двух моделей.

Таблица 12 Основные положения до- и пост-санкционной аграрной политики в России

До-санкционная модель Пост-санкционная модель

Приоритетное стимулирование производства продукции без необходимого внимания к развитию I и III сфер АПК, включая отрасли рыночной инфраструктуры Ориентация господдержки на развитие первой сферы АПК, а также сферы переработки, хранения и реализации продукции

Форсированная поддержка крупных хозяйств и крупных интегрированных агропромышленных формирований Приоритетное развитие малых и средних хозяйств, сельскохозяйственной вертикальной кооперации

Преимущественное использование зарубежных аграрных технологий Обеспечение технологического суверенитета АПК, развитие сельскохозяйственной науки и образования

Всемерная либерализация ресурсных и агропродовольственных рынков, включая внешнюю торговлю Усиление государственного регулирования ресурсных и агропродовольственных рынков

Экономия на развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, ориентация на стягивание сельского населения в крупные городские агломерации Приоритетное социально-экономическое развитие села

Основные черты до-санкционной модели, пришедшей на смену обвальной политике 1990-х годов и окончательно сформированной в результате принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» 2006 г. и Приоритетного национального проекта развития АПК 2006-2007 гг., трансформированного затем в первую Госпрограмму развития сельского хозяйства 2008-2012 гг., сводились к следующему.

1. Ориентация на развитие сырьевых отраслей АПК без соответствующего внимания к I сфере АПК, производящей средства производства и материалы для сельского хозяйства, а также к III сфере (переработка, хранение и реализация продукции). Об этом говорит само название и содержание федерального закона «О развитии сельского хозяйства, направленного на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, а не их партнеров по АПК. Такая политика обусловливалась необходимостью ускоренного наращивания производства отечественной продукции в целях продовольственной независимости страны, ведь в 1990-е годы внутренний рынок был наполнен высоко-субсидированным импортным продовольствием.

2. Форсированная поддержка крупных хозяйств, способных в силу эффекта масштаба быстро увеличить объемы производства. Формально провозглашался принцип равнодоступности государственной поддержки для различных по масштабам хозяйств, но так как она выделялась под прирост объемов производства преимущество при распределении поддержки получали крупные сельхозтоваропроизводители.

3. Преимущественное использование зарубежных технологий. В 1990-е годы произошла деиндустриализация страны, в т.ч. в сфере сельскохозяйственного машиностроения, производства оборудования для перерабатывающих и пищевых отраслей, микробиологической и комбикормовой промышленности и т.д. В значительной степени был разрушен потенциал сельскохозяйственной науки и система внедрения результатов НИР в производство. Восстановление этих сфер АПК требовало существенных ресурсов и времени, что создавало риски для форсированного увеличения аграрного производства и скорейшего обеспечения продовольственной независимости страны.

4. Всемерная либерализация ресурсных и агропродовольственных рынков, включая внешнюю торговлю. Это логичное следствие из первых трёх вышеизложенных принципов. Именно крупные хозяйства, отличающиеся наибольшей конкурентоспособностью, заинтересованы в дальнейшей рыночной экспансии, включая увеличение своего землепользования, технического потенциала, расширение присутствия на внутреннем и мировом рынке.

5. Экономия на развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, ориентация на стягивание сельского населения в крупные населенные пункты и городские агломерации. Всё это было обусловлено стремлением государства сконцентрировать ресурсы прежде всего на решении производственных задач, а также тем, что удельные издержки по оказанию населению социальных услуг и удовлетворению его потребностей в сфере образовании, здравоохранения, культуры и др. гораздо меньше в крупных населенных пунктах по сравнению с мелкими.

Эта модель аграрной политики, как уже отмечалось, обеспечила восстановительный рост производства, и соответственно, импортозамещение на внутреннем рынке и формирование экспортного потенциала, но одновременно породила ряд рисков, которые дают о себе знать в новой геополитической реальности. Перечислим главные из них.

Во-первых, это формирование гипертрофированной двухполюсной аграрной структуры, где на одном полюсе - крупные высокомаржинальные хозяйства, как правило замыкающие в своих рамках всю агропродовольственную цепочку от поля до прилавка, а на другом полюсе - большинство малых и средних сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств. Это чревато монополизацией продуктовых рынков, ростом экологических издержек, стремительным сокращением аграрной занятости и, соответственно, сельской безработицей.

Во-вторых, сложилась большая зависимость отрасли от импортных поставок средств производства, ресурсов и материалов, и прежде всего из недружественных стран (табл. 13).

Таблица 13 Доля отечественных средств производства и ресурсов для сельского хозяйства на внутреннем рынке (по оценкам отраслевых союзов и ассоциаций 2023 г.)

Средства производства и ресурсы %

Сельскохозяйственная техника 58

Оборудование для животноводства 40

Оборудование для пищевой промышленности 44

Семена сельскохозяйственных культур 63

Племенной материал для молочного скотоводства 60

Вакцины 46

Фармпрепараты 43

Аминокислота лизин 67

Аминокислота метионин 47

В условиях санкций это приводит в лучшем случае к росту логистических издержек и, соответственно, - себестоимости продукции, в худшем - угрожает нормальному производству в ряде отраслей.

В-третьих, наблюдается высокая волатильность агропродовольственных рынков и как следствие – доходности сельского хозяйства, что находит выражение, с одной стороны, в существенных годовых колебаниях рентабельности производства (до 8 процентных пунктов в целом по отрасли, см. табл. 8, и до 30 п. п. по отдельным продуктам, см. табл. 14), а с другой стороны, - в высокой степени её дифференциации в разрезе подотраслей (табл. 14).

Таблица 14. Уровень рентабельности от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции (без учета субсидий) за 2022 – 2023 годы по Российской Федерации, %

Виды продукции 2022 2023 Изменение,

п. п.

Зерновые и зернобобовые культуры (с учетом риса и кукурузы на зерно) 29,4 17,3 -12,1

Масличные культуры 48,0 33,8 -14,2

Сахарная свекла 48,9 72,9 +24,0

Картофель 32,7 12,7 -20,0

Овощи открытого грунта 17,7 26,3 +8,6

Плоды семечковые и косточковые 2,2 20,4 +18,2

Молоко сырое 23,8 21,8 -2,0

Крупный рогатый скот -26,6 -27,0 -0,4

Свиньи 12,1 34,2 +22,1

Овцы и козы -16,0 -13,0 +3,0

Птица всех видов -2,6 2,3 +4,9

Шерсть -64,4 -65,7 -1,3

Яйца 2,4 31,9 +29,5

Источник: составлено автором по [4, c.16, 17].

Это вносит большую неопределенность в производственные планы сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижает инвестиционную активность.

В-четвертых, село отстает от города по уровню и качеству жизни населения, что в конечном сете приводит к его оттоку в города и порождает в аграрном секторе дефицит квалифицированных кадров и социальное опустынивание сельских территорий. Согласно Всероссийским переписям населения соответствующих лет, в 2020 г. число сельских населенных пунктов без населения составила почти 25 тысяч, или 16,2 %, в то время как в 2010 г. их было 19,4 тысячи (или 12,7%), в 2002 г. – около 13 тысяч (или 8,4%), см. [15].

Всё вышеизложенное обусловливает необходимость перехода к новой модели аграрной и сельской политики, исключающей вышеперечисленные проблемы и риски (см. табл.12, второй столбец). В своих главных чертах она сводится к следующему.

1. Усиление господдержки развития первой и третьей сферы АПК. Особое значение имеет развитие сельскохозяйственного машиностроения, производства оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности и других «несырьевых» отраслей АПК. Здесь очень важна совместная работа Минсельхоза России и Министерства промышленности и торговли России, а также кооперация со странами Евразэс, Брикс и другими дружественными государствами. Одновременно необходимо стимулирование перерабатывающих отраслей, товаропроводящей инфраструктуры, оптово-логистических центров, складского хозяйства и т.д.

2. Приоритетное развитие малых и средних хозяйств и сельскохозяйственной вертикальной кооперации.

Необходимо не только увеличение господдержки малых форм хозяйствования, но и улучшение их доступа к агропродовольственным и ресурсным рынкам за счет создания вертикальных снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, включая кооперативы второго и третьего уровней, а также развития системы контрактации продукции с крупными рыночными агрегаторами, в т ч. с торговыми сетями.

3. Развитие сельскохозяйственной науки и системы освоения результатов НИР в производстве, включая создание службы сельскохозяйственного консультирования. В настоящее время отношение внутренних затрат на исследования и разработки в сельском хозяйстве к валовой добавленной стоимости, создаваемой в отрасли, почти в 1,5 ниже аналогичного показателя по науке в целом (0,64% и 0,99%). Следует исправить эту диспропорцию как за счет государства, так и бизнеса. Приоритетное внимание следует уделить научному обеспечению малого и среднего агробизнеса.

4. Усиление государственного регулирования ресурсных и агропродовольственных рынков. Речь идет о развитии биржевой торговли, интервенциях не только на зерновом, но и молочном рынке, антимонопольном регулировании крупных торговых сетей, формировании системы компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от «ножниц цен» на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы для сельского хозяйства.

5. Приоритетное развитие сельской социальной и инженерной инфраструктуры и диверсификация сельской экономики.

Для этого необходимо увеличение финансирования действующих здесь федеральных и региональных программ, улучшение межведомственного и межотраслевого взаимодействия на федеральном и региональном уровнях, пополнение бюджетной базы сельских муниципалитетов. Особая роль принадлежит активизации гражданского участия в сельском развитии.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (с изменениями и дополнениями). Электронный ресурс: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=ly2tg4cl20704494913 (дата обращения - 01.07. 2024).

2. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М. Минсельхоз России, 2022, 200 с.

3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2022 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия М. Минсельхоз России, 2023, 115 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2023 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (проект). М. Минсельхоз России, 2024, 152 с.

5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия М. Минсельхоз России, 2018, 247 с.

6. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2018 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия М. Минсельхоз России, 2019, 247 с.

7. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия М. Минсельхоз России, 2020, 178 с.

8. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2020 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия М. Минсельхоз России, 2021, 231 с.

9. Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России. Российский экспорт. Структура экспорта продукции АПК из России в 2023 году, % // Электронный ресурс: https://aemcx.ru/export/rusexport/ (дата обращения 03.07.2024).

10. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2023 г. Росстат, 2024, 64 с.

11. Социально-экономическое положение России. Январь-май 2024 года. Росстат, 2024, 296 с.

12. Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации в 1991-2024 гг. Росстат, 2024// Электронный ресурс:

https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank%2FIpc_mes_05-2024.xlsx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения 03.07.2024).

13. Landwirtschaftsgesetz (Закон о сельском хозяйстве)// Электронный ресурс: https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl155s0565.pdf#__bgbl__%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl155s0565.pdf%27%5D__1720173125987 (дата обращения 05.07.2024).

14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" //Электронный ресурс: https://base.garant.ru/12151309/?ysclid=ly8k62ptbh718651095 (дата обращения 05.07.2024).

15. Переписи населения. Росстат// Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ru/perepisi_naseleniya (дата обращения 05.07.2024).

References

1. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 14 iyulya 2012 g. N 717 "O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya" (s izmeneniyami i dopolneniyami). E`lektronny`j resurs: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=ly2tg4cl20704494913 (data obrashheniya - 01.07. 2024).

2. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2021 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya. M. Minsel`xoz Rossii, 2022, 200 s.

3. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2022 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya M. Minsel`xoz Rossii, 2023, 115 s.

4. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2023 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya (proekt). M. Minsel`xoz Rossii, 2024, 152 s.

5. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2017 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya M. Minsel`xoz Rossii, 2018, 247 s.

6. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2018 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya M. Minsel`xoz Rossii, 2019, 247 s.

7. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2019 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya M. Minsel`xoz Rossii, 2020, 178 s.

8. Nacional`ny`j doklad o xode i rezul`tatax realizacii v 2020 godu Gosudarstvennoj programmy` razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya M. Minsel`xoz Rossii, 2021, 231 s.

9. Federal`ny`j centr razvitiya e`ksporta produkcii APK Minsel`xoza Rossii. Rossijskij e`ksport. Struktura e`ksporta produkcii APK iz Rossii v 2023 godu, % // E`lektronny`j resurs: https://aemcx.ru/export/rusexport/ (data obrashheniya 03.07.2024).

10. Osnovny`e pokazateli sel`skogo xozyajstva v Rossii v 2023 g. Rosstat, 2024, 64 s.

11. Social`no-e`konomicheskoe polozhenie Rossii. Yanvar`-maj 2024 goda. Rosstat, 2024, 296 s.

12. Indeksy` potrebitel`skix cen na tovary` i uslugi po Rossijskoj Federacii v 1991-2024 gg. Rosstat, 2024// E`lektronny`j resurs:

https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank%2FIpc_mes_05-2024.xlsx&wdOrigin=BROWSELINK (data obrashheniya 03.07.2024).

13. Landwirtschaftsgesetz (Zakon o sel`skom xozyajstve)// E`lektronny`j resurs:

https://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk=Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl155s0565.pdf#__bgbl__%2F%2F*%5B%40attr_id%3D%27bgbl155s0565.pdf%27%5D__1720173125987 (data obrashheniya 05.07.2024).

14. Federal`ny`j zakon ot 29 dekabrya 2006 g. N 264-FZ "O razvitii sel`skogo xozyajstva" // E`lektronny`j resurs: https://base.garant.ru/12151309/?ysclid=ly8k62ptbh718651095 (data obrashheniya 05.07.2024).

15. Perepisi naseleniya. Rosstat// E`lektronny`j resurs: https://rosstat.gov.ru/perepisi_naseleniya (data obrashheniya 05.07.2024).

Контактная информация / Contact Information

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова.

107078, Москва, Большой Харитоньевский пер., д. 21, стр. 1.

All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonova

107078, Moscow, Bolshoi Kharitonevsky per., 21, bldg. 1.

Петриков Александр Васильевич / Alexander V. Petrikov

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.