ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Научная статья УДК 631.1+349.42
doi: 10.55186/25876740_2023_66_4_326
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: РОССИЙСКАЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
М.Н. Гаврилюк1, А.А. Кучеров1, А.Н. Люкшинов2, В.А. Попов1, Ю.А. Цыпкин1
Тосударственный университет по землеустройству, Москва, Россия 2Публично-правовая компания «Роскадастр», Москва, Россия
Аннотация. В статье приведены результаты научных исследований основных показателей продовольственной безопасности, влияющих на уровень самообеспеченности, доступности и качественности продуктов питания, а также исследования понятия «продовольственного маркетинга» и условия его эффективности, анализ современных тенденций в сфере продовольствия. Авторами подчеркивается необходимость регулирования поставок продовольствия (создание логистических цепочек: производитель-потребитель), формирование продовольственного резерва, регулирование мер рационального развития территорий сельскохозяйственных земель и размещения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Продовольственная безопасность рассматривается комплексно, как инструмент влияния и политический ресурс для стран и регионов с учетом дифференциации отраслей сельского хозяйства. Необходимо выполнение требований по обеспечению населения страны безопасными и качественными продуктами питания, в порядке, предусмотренными нормативно-правовыми актами, выработка критериев для территориального планирования сельскохозяйственных земель, а именно рационального развития и размещения сельского хозяйства в районе, а также создание сельскохозяйственного регламента, в целях определения возможности изменения назначения сельхозземель. В статье приводится анализ мер по обеспечению продовольственной безопасности, особую роль в которой играют современные ГИС в сфере сельского хозяйства, позволяющие осуществлять мониторинг и прогнозирование ключевых показателей продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельское хозяйство, аграрная политика, зерновой эквивалент, земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственное производство, сельскохозяйственные товаропроизводители
Original article
FOOD SECURITY: RUSSIAN LAW ENFORCEMENT PRACTICE
M.N. Gavrilyuk1, A.A. Kucherov1, A.N. Lyukshinov2, V.A. Popov1, Yu.A. Tsypkin1
1State University of Land Use Planning, Moscow, Russia 2Public Law Company «Roskadastr», Moscow, Russia
MstractJhe article presents the results of scientific research on the main indicators of food security that affect the level of self-sufficiency, availability and quality of food, as well as research on the concept of «food marketing» and the conditions for its effectiveness, analysis of current trends in the field of food. The authors emphasize the need to regulate food supplies (the creation of logistics chains: producer-consumer), the formation of a food reserve, the regulation of measures for the rational development of agricultural land territories and the placement of agricultural producers. Food security is considered comprehensively as an instrument of influence and a political resource for countries and regions, taking into account the differentiation of agricultural sectors. It is necessary to fulfill the requirements for providing the population of the country with safe and high-quality food products, in accordance with the procedure provided for by regulatory legal acts, the development of criteria for the territorial planning of agricultural land, namely the rational development and placement of agriculture in the area, as well as the creation of agricultural regulations, in order to determine the possibility of changing the purpose of agricultural land. The article provides an analysis of measures to ensure food security, in which modern GIS in the field of agriculture play a special role, allowing monitoring and forecasting of key indicators of food security.
Keywords: food security, agriculture, agrarian policy, grain equivalent, agricultural land, agricultural production, agricultural producers
Актуальность темы исследования обусловлена приоритетами государственной аграрной политики, направленной на обеспечение высоких показателей качества жизни населения и условий для полноценной жизни, согласно Доктрине национальной продовольственной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 21.01.2020 (далее — Доктрина). Устойчивое положение внутреннего продовольственного рынка является ключевым условием для реализации экономической и аграрной политики государства.
Объектом исследования является продовольственная безопасность, выступающая
© Гаврилюк М.Н., Кучеров А.А., Люкшинов А.Н., Попов В. Международный сельскохозяйственный журнал, 2023
составной частью национальной безопасности РФ. Предмет исследования — социально-экономические и правовые отношения, возникающие в процессе регулирования вопросов обеспечения продовольственной безопасности. Целью научного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию обеспечения продовольственной безопасности, нейтрализация вызовов и угроз продовольственной безопасности. Методами выполнения научного исследования выступают метод обобщения и синтеза, которые позволили выделить относительно устойчивые показатели продовольственной безопасности
А., Цыпкин Ю.А., 2023 , том 66, № 4 (394), с. 326-330.
и конкретизировать цели данного явления, обобщить статистическую информацию в указанной сфере. Использование метода научного обобщения явилось основанием для формирования основных выводов по результатам выполненной работы по вопросам анализа правоприменительной практики применения нормативно-правовых документов в сфере продовольственной безопасности. Базой экспериментальной работы выступил ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», в частности на базе кафедры Градостроительства и пространственного развития в рамках научно-исследовательской работы (НИР)
проблемы продовольственной безопасности
.—onUre—.
Рисунок 1. Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности Figure 1. Regulatory and legal regulation of food security
авторами осуществлялись исследования основных тенденций продовольственной безопасности, влияющих на уровень самообеспеченности и доступности продуктов питания, определение критериев ценности сельскохозяйственных земель и задачи их территориального планирования, а на базе кафедры Оценочной деятельности и маркетинга проводились исследования понятий «продовольственного маркетинга» [10, 11], условия его эффективности, а также анализ современных тенденций в сфере продовольствия.
В ходе исследования выявлено, что основными целями продовольственной безопасности в России являются: 1) обеспечение пороговых значений продовольственной безопасности, установленных Доктриной; 2) развитие фермерских хозяйств и повышение конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей; 3) обеспечение комплексного развития сельских территорий; 4) вовлечение в оборот сельхозземель; 5) развитие экспорта продукции и решение вопросов импортозаме-щения; 6) обеспечение качества сельхозпродукции. С 2021 г. в России упразднена «потребительская корзина», и продовольственная безопасность рассчитывается в процентном соотношении к медианной зарплате (здесь принимаются в расчет прожиточный минимум и минимальный МРОТ).
Последние годы на состояние продовольственной безопасности огромное влияние оказывают внешние факторы, такие как пандемия (политика строгой изоляции, сбои в логистических цепочка и товарооборота), санкционное давление (ориентир на внутренний рынок и им-портозамещение). В 2022-2023 гг. добавились новые вызовы, связанные с интеграцией новых территорий России, важнейшей задачей на перспективу является включение новых регионов в госпрограммы Минсельхоза России.
Ключевое значение для продовольственной безопасности страны имеет понятие «продо-
вольственного маркетинга», которое исследует вопросы, связанные с тенденцией изменения розничных цен на продовольствие, контролем за закупочными ценами со стороны государства [5], доходы фермеров и иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, затраты на продовольственный маркетинг и прочие вопросы, которые в совокупности составляют деятельность продовольственных рынков.
Результаты и обсуждение.
Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности (рис. 1) в настоящее время решает следующие задачи: 1) обеспечение физической и экономической доступности продовольствия; 2) государственная поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей; 3) запрет на импорт товаров из перечня санкционных государств; 4) решение вопросов импортозамещения; 5) качество и безопасность пищевой продукции; 6) совершенствование развития сельского хозяйства страны (инфраструктура в сельской местности; трудовые кадры; развитие розничной торговли [7, 8] и пр.).
Продовольственная безопасность страны опирается на три базиса: госпрограмма развития сельского хозяйства, в том числе программа «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» (табл. 1), новый федеральный проект «Развитие овощеводства и картофелеводства» (с 2023 г.), комплексное развитие сельских территорий. Недавно Правительство РФ обновило «Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов до 2030 года» с учетом тенденций санкционного давления. Теперь главная цель стратегии — устойчивый рост отрасли на 3% в год.
Одним из основных условий продовольственной безопасности являются показатели индекса производства продукции сельского хозяйства, пищевых продуктов и объем экспорта сельскохозяйственной продукции (табл. 2).
Таблица 1. Уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием
Table 1. The level of self-sufficiency in agricultural products, raw materials and food
** плановое значение на 2023 год в соответствии с федеральным проектом «Развитие отраслей овощеводства и картофелеводства»
Таблица 2. Динамика объемов производства и экспорта сельскохозяйственной продукции Table 2. Dynamics of agricultural production and export volumes
Показатели 2023 год (план)
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), к уровню 2020 года 100,9%
Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 года 101,9%
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) 41168 рублей
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) 28 млрд. долларов
Показатели 2023(план)
Зерно 95,0°%*
Картофель 90,5°%**
Овощи и бахчевые 88,5%**
Масло растительное 90,0%*
Сахар 90,0%*
Фрукты и ягоды 42,5%*
Мясо и мясопродукты 85,0%*
Молоко и молокопродукты 84,2%*
Рыба рыбопродукты 85,0%
- 327
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 4 (394). 2023
PS
problems of food security
Рисунок 2. Меры обеспечения продовольственной безопасности в 2022-2023 гг. Figure 2. Measures to ensure food security in 2022-2023
Рисунок 3. Участники программы ФГИС «Зерно» Figure 3. Participants of the FGIS «Grain» program
проблемы продовольственной безопасности
Россия последовательно осуществляет комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности (рис. 2), что в совокупности с иными мерами (мониторинг и прогнозирование продовольственных рынков; учет влияний природно-климатического характера; механизмы поддержки регионов, внедрение ГИС в сфере сельского хозяйства и пр.), является частью экономической и аграрной политики государства, и позволяет свести к минимуму влияние рисков и угроз (экономических, климатических, технологических и пр.) и направлены в конечном итоге на обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельхозпродукцией, сырьем и продовольствием с учетом рациональной нормы потребления.
Следующий вопрос, который является основным для регулирования вопросов продовольственной безопасности, это значимость сельхозземель, как базиса продовольственной безопасности в России, и запрет на отмену категорий земель, предложенный Минсельхозом России в 2023 году, поддерживает идею ценности и защиты сельхозземель в интересах сельского хозяйства России в целях недопущения выбытия из производства сельхозземель [1]. В 2023 году были утверждены новые Правила ведения единого государственного реестра сельхозземель, в соответствии с которыми была создана подсистема ЕФИС ЗСН (сама система была внедрена еще в 2018 г.) в целях создания единого информационного ресурса о сельхоз-землях, основой ее является единая картографическая основа [2], в которой содержатся сведения об общей площади земель и сельхозугодьях. На наш взгляд, нормирование сельскохозяйственных земель (по максимальному принципу) [3], с позитивной стороны, создает барьер для создания латифундий в России, а с другой стороны, может выступить ограничительным фактором к управлению сельскохозяйственным производством в зонах рискованного земледелия, поскольку крупные хозяйства могли бы выступать опорными точками стратегии пространственного развития сельскохозяйственного землепользования, что в числе прочего позволит формировать стратегические запасы продовольствия.
Современная политика в области продовольствия и сельского хозяйства нацелена на интересы повышения финансовой доступности здорового питания, что достигается выверенным государственным механизмом управления продовольственной безопасностью и АПК [3, 4]. Государственная стратегия позволила России обеспечить продовольственную национальную безопасность и занять достойное место на глобальном рынке продуктов питания.
Понятие «продовольственная безопасность» тесно связано с сельскохозяйственным производством, которое в основном осуществляется на землях сельхозназначения. И здесь необходим дифференцированный подход в рамках данной категории земель, в зависимости от подотрасли сельского хозяйства, например, выращивание зерновых культур, животноводство, садоводство и пр., что требует выработать нормативы эффективности для каждой из подотраслей.
Так, например, для выращивания зерновых культур необходим такой показатель как «плодородие» земель. Кроме того, проведение оценки всех сельскохозяйственных земель [9], пригодных для этих целей на основе определения
показателя зернового эквивалента, позволило бы качественно подойти к вопросам формирования земель, пригодных для выращивания зерновых культур. На наш взгляд, необходимо законодательное определение такого критерия как «зерновой эквивалент» в качестве основания отнесения сельскохозяйственных земель к особо ценным землям. В рамках оценки эффективности конкретной подотрасли сельского хозяйства и сельхозземель созданы различные ФГИС, так, например, ФГИС «Зерно» позволяет проследить путь зерна от поля до потребителя (кто посеял, кто собрал, кто переработал, кто перевез, кому продал и др.) на основе информации от всех участник программы (рис. 3).
Указанные меры в совокупности позволили увеличить общую площадь посевных земель в 2023 г., которая составила более 82 млн. га. Кроме того, для сохранения стабильности внутреннего рынка необходимо применение адекватных мер регулирования в отношении отдельных видов сельхозпродукции и минеральных удобрений.
В отношении такой подотрасли сельского хозяйства как животноводство, в которой осуществляется производство не только яиц, молока, мяса, но и навоза (навоз и помет относились к отходам 3 и 4 класса опасности, что снижало рентабельность стоимость сельхозпродукции, поскольку приходилось платить налог за негативное воздействие и это без затрат на транспортировку и хранение). С 1 марта 2023 г. вступил в силу новый федеральный закон о побочных продуктах животноводства, направленный на совершенствование механизма эффективности внедрения побочных продуктов животноводства в сельское хозяйство, в т.ч. для обеспечения производства плодородия земель сельхозназначения [4]. Данный закон позволяет сельхозтоваропроизводителям (КФХ, индивидуальным предпринимателям) самостоятельно осуществлять отнесение веществ к побочным продуктам сельхозпроизводства, а не к отходам производства (независимо от внесения их в соответствующий реестр) с обязательным уведомлением Россельхознадзора, за исключением законодательно установленных случаев.
Указанные меры также направлены на обеспечение продовольственной безопасности, в том числе путем установления санитарных (ветеринарных) требований к производству/реализации такой продукции, а также обеспечение населения страны безопасными и качественными продуктами питания.
В отношении использования сельхозземель для целей объектов недвижимости для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции существует строго ограниченный перечень, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412. Несмотря на указанные нормативные правовые акты, правовой режим сельхозземель, на наш взгляд нуждается в отдельном документе — сельскохозяйственном регламенте, который бы учитывал сельхозугодья и прочие особо ценные земли, регламентировал порядок застройки объектами сельского хозяйства. Поскольку правила землепользования и застройки данный вопрос не решают.
Как отмечалось, основной целью продовольственной безопасности в России является обеспечение населения безопасной, качественной доступной сельхозпродукцией, что включает в себя следующие показатели, во-первых, доступность данной продукции для населения; во-вторых, наличие и достаточность продуктов питания; в-третьих, уровень качества и безопасности продуктов питания; в-четвертых, совершенствование системы сбыта сельхозпродукции, в том числе с индивидуальными предпринимателями, ЛПХ, КФХ и другими сельскохозяйственными обществами и предпринимателями.
Значительный рост цен на продукцию в России наблюдается с 2010 г., и как видно из схемы на рис. 4, это следствие общей мировой тенденции, но и в некоторых случаях это явилось следствием импортозависимости (в вопросах производственного цикла сельскохозяйственных культур и скота), нарушения логистических цепочек, и в целом удорожания удобрений, роста тарифов на электроэнергию и пр.
КДК МЕНЯЛИСЬ МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НД ПРОДОВОЛЬСТВИЕ. В ПУНКТАХ Ис^»и< ФАР
190
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2021 2022
Рисунок 4. Индекс мировых цен на продовольствие Figure 4. World Food Price Index
- 329
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 4 (394). 2023
problems of food security
Более конкретно отметим, что область применения результатов связана с их практической значимостью, и позволяет формировать предложения по совершенствованию механизма продовольственной безопасности, предложенные выводы и рекомендации могут быть использованы при выработке федеральных и региональных программ продовольственной безопасности, отдельные результаты исследования были представлены в качестве научной разработки кафедрой Градостроительства и пространственного развития и являются призерами конкурса «За эффективное информационно-консультационное обеспечение АПК» (XXIV агропромышленная выставка «Золотая осень — 2022»).
Переходя к выводам, здесь нужно отметить, что необходимо комплексное регулирование с целью наращивания не только сельскохозяйственного производства и АПК, но и промышленного потенциала, обеспечивать рост производительности труда. Кроме того, в перечень вопросов, на которые следует направить внимание необходимо отнести развитие сельскохозяйственной науки и образования, экологические вопросы.
В частности, предлагается, на законодательном уровне создать критерии для территориального планирования сельскохозяйственных земель, а именно рационального развития и размещения сельского хозяйства в районе в целях формирования и развития единого территориального районного комплекса [6], выявления критериев ценности сельскохозяйственных земель.
К регулирующим мерам в вопросах продовольственной безопасности следует отнести, во-первых, экономические меры (решение вопросов закупки, льготного кредитования, страхования, ценообразования и пр.), во-вторых, организационные меры (например, развитие инфраструктуры рынка, маркетинг сельхозпродукции [6]), в-третьих, административные меры (например, мониторинг безопасности и качества продукции, сертификация, учет климатических рисков, и пр.). Все вышеуказанные меры должны быть нацелены на механизм реализации продукции, что в совокупности является фактором устойчивого развития экономики
и сбалансированности внутреннего продовольственного рынка [12].
Это в первую очередь касается таких отраслей сельского хозяйства, как семеноводство и птицеводство, неизменной базовой задачей которого является обеспечение внутреннего рынка. Снижение рисков и угроз продовольственной безопасности и в целом в сельском хозяйстве, устойчивое его развитие в России успешно обеспечивается мерами государственной поддержки.
Список источников
1. Гаврилюк М.Н. Категории земель: барьер в развитии законодательства // Аграрное и земельное право. 2019. № 5(173). С. 4-8. EDN ZCCCAX.
2. Гаврилюк М.Н. Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков: специальность 12.00.06 «Земельное право; природоре-сурсное право; экологическое право; аграрное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2006. 26 с. EDN NJWRXP.
3. Лащенов А.В., Гаврилюк М.Н. О нормировании предельных размеров земельных участков // Государство и право. 2004. № 7. - С. 100-103. - EDN OWFNUP.
4. Липски С.А., Гаврилюк М.Н. Правовое обеспечение государственной регистрации недвижимости. Учебник. Москва: КноРус, 2021. 230 с. EDN QXJAZD.
5. Цыпкин, Ю.А. Люкшинов А.Н. Менеджмент в АПК. Москва: Мир, 2007. 264 с. EDN RCNRBT.
6. Н.В. Комов, С.А. Шарипов, Ю.А. Цыпкин [и др.]. Управление земельными ресурсами. Москва: Научный консультант, 2020. 556 с. EDN KUWVQN.
7. Н.К. Долгушкин, Р.А. Камаев, С.В. Орлов [и др.]. Управление персоналом агропромышленного комплекса Москва: Юнити-Дана, 2019. 287 с. EDN VUPBYS.
8. Цыпкин Ю.А. Эффективный агромаркетинг. Москва: Колос, 1994. 160 с. EDN RTGCFF.
9. Цыпкин Ю.А. Оценка рыночной стоимости сельскохозяйственных земель // Экономика сельского хозяйства России. 1998. № 5. С. 23. EDN VXGYAP.
10. Ю.А. Цыпкин, С.Л. Пакулин, В.И. Сиротков. Управление маркетингом. Орел: Орловский государственный аграрный университет, 1995. 55 с. EDN VXAKGT.
11. Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин. Маркетинг, принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: учебник для вузов. Москва: Юнити-Дана, 1998. 256 с. EDN VWMJVT.
12. Tsypkin Y. Feklistova I. Assessing the efficiency of management and land use in the agrarian sector of municipalities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Moscow, 24-25.10.2018. Vol. 274. Moscow: Institute of Physics Publishing, 2019. P. 012089. DOI: 10.1088/17551315/274/1/012089. EDN XJGPKX.
References
1. Gavrilyuk M.N. (2019). Land categories: a barrier in the development of legislation. Agrarian and land law, no. 5(173), pp. 4-8. EDN ZCCCAX.
2. Gavrilyuk M.N. (2006). Legal regulation of the state cadastral registration of land plots: specialty 12.00.06 «Land law; natural resource law; environmental law; agrarian law»: abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences, Moscow, 26 p. EDN NJWRXP.
3. Laschenov A.V., Gavrilyuk M.N. (2004). On the rationing of the maximum size of land plots. State and Law, no. 7, pp. 100-103. EDN OWFNUP.
4. Lipsky S.A., Gavrilyuk M.N. (2021). Legal support of state registration of real estate: Textbook, Moscow: KnoRus Publishing House, 230 p. EDN QXJAZD.
5. Tsypkin Yu.A., Lyukshinov A.N. (2007). Management in the agro-industrial complex. Moscow: Mir, 264 p. EDN RCNRBT.
6. N.V. Komov, S.A. Sharipov, Yu.A. Tsypkin [et al.]. (2020). Land resources management, Moscow: Scientific Consultant, 556 p. EDN KUWVQN.
7. N.K. Dolgushkin, R.A. Kamaev, S.V. Orlov [et al.]. (2019). Personnel management of the agro-industrial complex, Moscow: Unity-Dana Publishing House, 287 p. EDN VUPBYS.
8. Tsypkin Yu.A. Effective agromarketing, Moscow: Ko-los, 160 p. EDN RTGCFF.
9. Tsypkin Yu.A. (1998). Assessment of the market value of agricultural land. The economics of agriculture in Russia, no. 5, pp. 23
10. Tsypkin Yu.A., Pakulin S.L. , Sirotkov V.I. (1995). Marketing management, Orel: Orel State Agrarian University, 55 p. EDN VXAKGT.
11. N.D. Eriashvili, K. Howard, Yu.A. Tsypkin. (1998). Marketing, Principles and technology of marketing in a free market system: textbook for universities, Moscow: Unity-Dana. EDN VWMJVT.
12. Tsypkin Y. Feklistova I. Assessing the efficiency of management and land use in the agrarian sector of municipalities // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Moscow, 24-25.10.2018. Vol. 274. Moscow: Institute of Physics Publishing, 2019. P. 012089. DOI: 10.1088/17551315/274/1/012089. EDN XJGPKX.
Информация об авторах:
Гаврилюк Мария Никитична, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Градостроительства и пространственного развития, Государственный университет по землеустройству, [email protected]
Кучеров Андрей Андреевич, соискатель кафедры Оценочной деятельности и маркетинга, Государственный университет по землеустройству, [email protected] Люкшинов Алексей Николаевич, доктор экономических наук, профессор, начальник Управления корпоративного обучения и анализа, приносящей доход деятельности, Публично-правовая компания «Роскадастр», [email protected]
Попов Вячеслав Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры Оценочной деятельности и маркетинга, Государственный университет по землеустройству, [email protected]
Цыпкин Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Градостроительства и пространственного развития, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://ORCID.org/0000-0002-6847-489X, [email protected]
Information about the authors:
Maria N. Gavrilyuk, candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of urban planning and spatial development, State University of Land Use Planning, [email protected]
Andrey A. Kucherov, applicant of the department of valuation and Marketing, State University of Land Use Planning, [email protected]
Alexey N. Lyukshinov, doctor of economic sciences, professor, head of the department of corporate training and analysis of income-generating activities,
Public Law Company «Roskadastr», [email protected]
Vyacheslav A. Popov, candidate of technical sciences, associate professor of the department of valuation and marketing, State University of Land Use Planning, [email protected]
Yurij A. Tsypkin, Doctor of Economic sciences, Professor, Head of the Department of Urban Planning and Spatial Development, State University of Land Use Planning, ORCID: http://0RCID.org/0000-0002-6847-489X, [email protected]