Научная статья на тему 'ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ'

ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тяньмин Гао, Ерохин Василий Леонидович, Иволга Анна Григорьевна

Агропромышленный комплекс и продовольственная политика Китая за последние несколько десятилетий претерпели кардинальные структурные изменения. С ростом уровня доходов населения и потребительских предпочтений произошел переход от хронического недостатка продуктов питания к сравнительному равновесию и даже избытку предложения продовольствия на внутреннем рынке страны. Однако, несмотря на такие успехи, Китай все еще испытывает множество проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, в частности неустойчивость роста сельскохозяйственного производства, доходов фермеров, развития сельских территорий. Рассматриваются основные этапы реализации политики Китая в сфере достижения продовольственной безопасности, а также современные вызовы, стоящие перед страной в свете продолжения институционального и рыночного реформирования национального агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тяньмин Гао, Ерохин Василий Леонидович, Иволга Анна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE FOOD SECURITY POLICY: CONTEMPORARY CHALLENGES

Chinese agricultural production and food policy have undergone significant structural changes during the recent decades. With income growth and significant changes in consumer tastes and preferences there has happened a transition from chronic shortage to approximate equilibrium or even excess supply of agricultural products on the domestic market. However, despite the remarkable achievements, China still faces many problems in the sphere of food security, particularly, instability of growth of agricultural production and farmers' income, as well as the unsustainable development of rural territories. The paper reviews the major milestones of Chinese food security policy and addresses contemporary challenges faced by the country in the light of the continuation of institutional and market reforms of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ»

в

естник АПК

Экономика

111

УДК 338.43.02

ГАО Тяньмин, В. Л. Ерохин, А. Г. Иволга

GAO Tianming, Erokhin V. L., Ivolga A. G.

ПОЛИТИКА КИТАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

CHINESE FOOD SECURITY POLICY: CONTEMPORARY CHALLENGES

Агропромышленный комплекс и продовольственная политика Китая за последние несколько десятилетий претерпели кардинальные структурные изменения. С ростом уровня доходов населения и потребительских предпочтений произошел переход от хронического недостатка продуктов питания к сравнительному равновесию и даже избытку предложения продовольствия на внутреннем рынке страны. Однако, несмотря на такие успехи, Китай все еще испытывает множество проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, в частности неустойчивость роста сельскохозяйственного производства, доходов фермеров, развития сельских территорий.

Рассматриваются основные этапы реализации политики Китая в сфере достижения продовольственной безопасности, а также современные вызовы, стоящие перед страной в свете продолжения институционального и рыночного реформирования национального агропромышленного комплекса.

Chinese agricultural production and food policy have undergone significant structural changes during the recent decades. With income growth and significant changes in consumer tastes and preferences there has happened a transition from chronic shortage to approximate equilibrium or even excess supply of agricultural products on the domestic market. However, despite the remarkable achievements, China still faces many problems in the sphere of food security, particularly, instability of growth of agricultural production and farmers' income, as well as the unsustainable development of rural territories.

The paper reviews the major milestones of Chinese food security policy and addresses contemporary challenges faced by the country in the light of the continuation of institutional and market reforms of the agricultural sector.

Ключевые слова: Китай, продовольственная безопас- Key words: China, food security, food policy, food self-suf-

ность, продовольственная политика, продовольственная са- ficiency, agricultural production. мообеспеченность, сельскохозяйственное производство.

Финансирование: настоящее исследование выпол- Acknowledgment: this research is supported by

нено при финансовой поддержке проектов 15JLD02, HEU- the projects 15JLD02, HEUCFW170905, HEUCFJ170901,

CFW170905, HEUCFJ170901, GJC1316004. GJC1316004.

ГАО Тяньмин -

кандидат экономических наук, доцент института экономики и менеджмента Харбинский инженерный университет КНР

Тел.: +86-136-6461-9594 E-mail: gtmmail@163.com

Ерохин Василий Леонидович -

кандидат экономических наук, доцент института экономики и менеджмента Харбинский инженерный университет КНР

Тел.: +86-156-3670-9072 E-mail: basilic@list.ru

Иволга Анна Григорьевна -

кандидат экономических наук, доцент

кафедры туризма и сервиса

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-928-005-35-42

E-mail: annya_iv@mail.ru

GAO Tianming -

Ph.D of Economic Sciences, Associate Professor of the Institute of Economics and Management Harbin Engineering University PRC

Tel. +86-136-6461-9594 E-mail: gtmmail@163.com

Erokhin Vasiliy Leonidovich -

Ph.D of Economic Sciences, Associate Professor of the Institute of Economics and Management Harbin Engineering University PRC

Tel.: +86-156-3670-9072 E-mail: basilic@list.ru

Ivolga Anna Grigoryevna -

Ph.D of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Tourism and Service FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Tel.: 8-928-005-35-42 E-mail: annya_iv@mail.ru

Агропромышленный комплекс Китая с началом экономических реформ в стране в 1970-х гг. претерпел кардинальные изменения. Вплоть до 2010-х гг. средний ежегодный рост сельскохозяйственного производства в стране составлял

4,6 % [1]. На фоне такого роста происходили структурные трансформации в производстве и потреблении: постепенно росли уровень доходов фермеров, занятость в сельской местности и снижалась сельская бедность. Однако, несмотря на впечатляю-

щие успехи последних десятилетий, к настоящему времени Китай достиг такой стадии развития АПК, когда не только проявились проблемы, заложенные прошлыми периодами, но и возникли новые вызовы. Рост производства продовольствия происходил без учета рационального природопользования и устойчивого развития [2]. Повышение уровня жизни населения существенно увеличило стоимость производства и снизило конкурентоспособность китайской сельхозпродукции на мировом рынке. Несмотря на рост доходов фермеров, разрыв в уровне доходов между сельской местностью и городами все еще остается высоким.

Вследствие такого рода проблем обеспечение продовольственной безопасности, увеличение доходов сельскохозяйственных производителей и обеспечение устойчивого развития АПК стали основами современной агропродо-вольственной политики Китая. Понимая встающие перед страной проблемы, Правительство КНР в последние годы предприняло такие серьезные шаги, как отмена ряда налогов для фермеров, увеличение субсидий производи-

телям, поддержка их доходов и государственное инвестирование в АПК, финансирование аграрной науки [3, 4, 5]. Хотя ситуация в сфере обеспечения Китаем национальной продовольственной безопасности и влияния на мировые рынки сельскохозяйственной продукции в течение многих лет вызывала опасения многих экспертов [3, 4], большинство из негативных оценок к настоящему времени не оправдались [6]. В начале 1990-х гг. считалось, что Китай не сможет обеспечить растущие потребности своего населения в продуктах питания и массированный импорт вызовет существенное удорожание продуктов питания по всему миру. Затем, когда Китай вступил в ВТО в 2001 г, были опасения, что АПК страны не выдержит конкуренции и внутренний рынок страны заполнится дешевым импортным продовольствием [1]. Однако к настоящему времени Китай смог обеспечить свою безопасность по многим видам продовольствия, страна является крупнейшим в мире производителем сельхозпродукции, хотя по ряду продуктов, в частности по мясу и молоку, импорт все еще превышает экспорт (табл. 1).

Таблица 1 - Соотношение экспорта и импорта основных продуктов питания в Китае

в 2012-2016 гг., млн долл.

Продукт 2012 2013 2014 2015 2016

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

Мясо КРС, свежее, охлажденное, замороженное 80,6 254,7 44,3 1270,1 59,3 1290,0 44,7 2320,6 48,3 1939,7

Мясо прочее 895,3 3846,3 937,9 4652,8 1113,6 4546,4 1006,4 4443,7 823,9 4833,6

Молоко и молочная продукция 103,6 2873,7 80,0 4785,1 78,7 5759,4 55,8 2631,8 46,6 3282,4

Масло и жиры 8,0 195,7 2,8 226,2 9,0 378,0 4,0 265,5 6,3 305,9

Сыры 2,3 186,6 0,9 231,1 1,1 342,4 1,0 347,9 0,9 291,3

Яйца 178,4 0,8 179,0 0,9 197,5 1,1 200,0 0,4 141,6 0,7

Рыба, свежая, охлажденная, замороженная 7192,3 3638,1 7513,0 3735,3 8029,0 4091,8 7535,4 3614,9 8248,1 4823,6

Моллюски и ракообразные 3678,3 1832,4 4540,1 2240,4 5549,5 2477,0 5318,2 2701,2 5102,8 2771,3

Пшеница 0,0 1101,5 1,0 1865,8 0,3 962,5 1,2 886,4 0,9 946,3

Рис 272,0 1125,6 416,7 1052,0 378,3 1228,9 267,4 1472,4 328,9 1926,1

Ячмень 1,9 781,2 0,5 798,6 0,1 1573,8 0,1 2859,4 0,2 1921,6

Кукуруза 101,1 1688,7 33,2 936,5 7,7 729,0 4,8 1107,8 13,0 881,2

Прочие крупы 68,1 53,7 62,6 400,8 59,1 1680,6 48,5 3023,5 45,6 1690,9

Пшеничная мука 149,6 7,2 149,4 14,7 109,4 16,1 71,8 15,2 69,4 12,9

Овощи 5728,1 2473,5 6017,2 2631,1 6343,7 2685,6 6809,2 2715,4 6268,3 3459,4

Фрукты 3404,7 3673,0 3827,2 3983,2 4013,4 5025,4 4930,2 5862,9 4763,2 7276,8

Сахар 837,7 2470,8 954,8 2294,1 954,2 1717,3 1009,5 1975,9 1192,9 2673,8

С.-х. продукция, всего 56317,7 90650,5 59982,6 98646,4 63494,7 105263,6 63236,5 102787,4 61228,4 109140,6

Источник: http://unctadstat.unctad.org

в

Экономика

113

Обеспечение продовольственной безопасности было достигнуто за счет стремительного развития АПК. По сравнению с дореформенным периодом 1970-1978 гг., когда валовый продукт сельского хозяйства Китая рос в среднем на 2,7 % в год, темпы роста в годы начала реформ (1979-1984 гг.) практически утроились, достигнув 7,1 % (табл. 2). Хотя в последующий период реформ и вплоть до настоящего времени темпы роста сельскохозяйственного производства и снизились до 4 % в год, тем не менее устойчивый рост даже такими темпами в течение столь длительного периода является уникальным явлением.

Свой вклад в стремительное увеличение производства продовольствия в стране внесли многие факторы, среди которых важнейшими стоит признать институциональные инновации в сельской местности, технологическое развитие, проводимые в стране рыночные реформы, а также масштабные инвестиции в АПК. Институциональные реформы в сельской местности были начаты в 1978 г. с введения системы ответственности, которая закрепила обрабатываемые участки за отдельными домохозяйствами в зависимости от числа работников. Такое решение способствовало значительному повышению производительности труда на раннем этапе реформ - до 40-50 % общего повышения производительности за счет реформы как эффект от системы ответственности в течение 19781984 гг. [7, 8]. Рост сельскохозяйственного производства наряду со справедливым распределением земель явились основными причинами сокращения бедности в сельской местности. К концу 1980-х гг. с целью активизации инвестиционной активности в АПК была проведена земельная реформа, которая заключалась в стабилизации отношений землепользования посредством введения контрактов и обеспечения прав на пользование земельными участками. В конце 1990-х гг. земельные контракты были продлены еще на 30 лет [1].

Учитывая численность населения Китая и ограниченность сельхозземель, развитие АПК Китая естественным образом пошло по пути интенсификации. К настоящему времени в стране создана развитая система аграрной науки, технологий и инноваций. Также Китаю к настоящему времени удалось создать крупнейшую в мире сеть информационно-консультационных служб для нужд АПК численностью более 700 тыс. человек [1]. Росту объема производства продовольствия способствовало и увеличение инвестиций в АПК, особенно государственного инвестирования. Основные объемы вложений были направлены в развитие ирригации и систем предупреждения паводков, строительство транспортной инфраструктуры в сельской местности, развитие рыночной инфраструктуры. По состоянию на 2017 г. более 50 % земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, орошаются. Развитие инфраструктуры позволило соединить сотни тысяч мелких ферм в единую сеть с переработчиками, дистрибьюторами и покупателями. Инвестиции в улучшение плодородных качеств земель наряду с ирригацией значительно увеличили урожайность основных культур.

Институциональные изменения, технологическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности китайского села не могли бы произойти без рыночного реформирования, которое началось с ограниченного числа продуктов питания и затем распространилось на все виды продукции. К концу 1990-х гг. Правительство КНР практически свернуло программу прямых рыночных интервенций. Торговая либерализация началась со снижения ограничений на торговлю продовольствием и облегчения доступа на рынок в начале 1990-х гг. с поэтапным снижением тарифов [9]. В среднем импортные тарифы были снижены с 42,2 % в 1992 г. до 23,6 % в 1998 г., затем до 21 % в 2001 г., когда Китай вступил в ВТО, а по истечении 3 лет после вступления - до 17 % [10].

Таблица 2 - Средние темпы роста сельскохозяйственного производства, численности населения

и ВВП на душу населения в Китае в 1970-2016 гг., %

Показатель 19701978 19791984 19851995 19962000 20012005 20062010 20112016 В среднем в 19782016

Валовый продукт сельского хозяйства 2,7 7,1 4,0 3,4 4,3 4,5 4,1 4,6

Пшеница 2,8 4,7 1,7 -0,7 1,1 2,5 2,0 1,9

Хлопок -0,4 19,3 -0,3 -1,9 5,3 -0,9 -2,1 3,2

Масла и жиры 2,1 8,9 17,2 8,0 2,0 -2,7 9,8 8,8

Фрукты 6,6 8,0 12,5 8,2 29,2 6,0 12,8 12,6

Мясо 4,4 8,5 10,0 7,3 5,1 -3,1 7,7 6,6

Рыба 5,0 7,4 12,6 6,8 3,9 3,6 11,0 8,3

Численность населения 1,8 1,4 1,4 0,9 0,6 0,5 0,5 1,0

ВВП в расчете на душу населения 3,1 7,4 8,3 7,2 9,0 10,6 7,5 8,3

Источник: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/

Однако, несмотря на успехи Китая в повышении производительности сельского хозяйства и увеличении доходов фермеров, страна все еще испытывает множество проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности.

Одной из главных проблем, на устранение которой направлена как аграрная, так и социальная политика страны, является сохраняющийся уровень бедности в сельской местности. В беднейших сельских домохозяйствах основная доля доходов приходится на сельскохозяйственную деятельность, как правило, низкопроизводительную. При малом размере хозяйств доходы от ведения сельхозпроизводства крайне малы. Более 130 млн человек живут за чертой бедности, причем более 97 % из них - в сельской местности. Во время бурного экономического роста и индустриализации Китая в 19902000-х гг. большое число сельских жителей мигрировали в города, что позволило сократить уровень бедности в сельской местности за счет денежных переводов от работающих в городах членам своих семей. Однако сельская бедность в Китае с развитием экономических реформ вошла в новую стадию, характерной чертой которой стало увеличение разрыва в уровнях доходов между селом и городом (рис.), а также между промышленно-развивающимися прибрежными провинциями и внутренними районами страны [11].

Международная практика показывает, что сельские жители, имеющие крайне малый денежный доход, вынуждены прибегать к поиску дополнительной несельскохозяйственной за-

нятости в городах [12]. Характерные для Китая крайне малые размеры фермерских хозяйств (в среднем 0,66 га) ограничивают возможности масштабного производства, поэтому даже в наиболее обеспеченных земельными ресурсами в расчете на душу населения северных провинциях страны наблюдается тенденция к сокращению доли сельского населения [5].

Относительно отдельных видов сельхозпродукции одной из основных забот Правительства КНР является обеспечение безопасности по зерновым [13]. После достижения рекордно высокого объема производства зерновых в 1998 г. (512 млн тонн) производство сократилось до 431 млн тонн в 2003 г. [1]. Объем государственного резерва зерновых был сокращен. С другой стороны, с ростом уровня жизни пищевые предпочтения населения смещаются от низкокалорийной растительной пищи к высококалорийным животным белкам и жирам. В течение последних лет в Китае наблюдается рост потребления мясной продукции, удовлетворение которого за счет только внутренних ресурсов невозможно. Истощение и так ограниченных земельных и водных ресурсов страны вследствие предельной интенсификации сельхоз-производства представляет серьезную угрозу продовольственной безопасности страны [6]. Стремительный рост потребности в ирригации привел к падению уровня подземных вод и деградации земель даже в наиболее благополучных северных провинциях страны [9]. Устойчивость ирригации также подвергается влиянию растущей потребности в воде со стороны городских агломераций.

35000 30000 25000 20000 15000

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ■ Городская местность ■ Сельская местность

Рисунок - Динамика соотношения доходов на душу населения в сельской и городской местности Китая с начала экономических реформ до 2016 г., юаней

в

Экономика

115

Значительное негативное влияние оказывает загрязнение вод, дальнейшее усугубление которого ожидается в связи как с неблагоприятной экологической ситуацией во многих районах Китая, а также с изменениями климата. Хотя темпы выбытия сельскохозяйственных земель из оборота в последние годы и снизились из-за ужесточения регулирования изменения их целевого использования, деградация земельных ресурсов представляет для Китая серьезнейшую проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая все современные вызовы и проблемы, власти Китая предпринимают ряд мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. Первый набор мер включил в себя отмену налогов и платежей с одновременным вводом в действие программы субсидий в 2004 г Субсидии предоставлялись на производство зерновых, применение качественных семян и развитие механизации. В 2006 г. программа была расширена за счет субсидирования внесения удобрений. В настоящее время субсидии получают практически все фермеры. В 2012 г. объем предоставленных субсидий превысил 26 млрд долл. (3,13 % валового продукта в сельском хозяйстве страны). Среди недавно введенных в программу субсидий - страхование и кредитование фермеров, а также восстановление плодородных качеств земель. Однако, учитывая огромное число фермерских хозяйств, участвующих в программе (более 200 млн), вклад субсидий в доход фермеров невысок - в среднем около 130 долл. в расчете на фермерское хозяйство в год.

Более действенной мерой по сравнению с субсидиями является поддержка цен. Основными инструментами являются минимальная закупочная цена, введенная на рис (с 2004 г.) и пшеницу (с 2006 г.), а также программа временного хранения, открытая с 2008 г. для кукурузы, сои и рапса. В целях обеспечения поддержки доходов фермеров объем обеих программ постепенно увеличивается, в том числе и за счет включения других видов продукции: хлопка в 2011 г. и сахара в 2012 г. Однако, положительно воздействуя на уровень доходов фермеров, меры по поддержке цен способствуют возникновению разрыва между ценами внутреннего и мирового рынков. До мирового продовольственного кризиса 2007-2008 гг. внутренние цены практически соответствовали мировым. Во время кризиса Китай смог предотвратить скачок цен на внутреннем рынке посредством сокращения государственных запасов и контроля над торговлей. Однако, в то время как мировые цены на продовольствие к концу 2008 г. упали и затем колебались в последующие годы,

Китай продолжал повышать уровень внутренних цен в течение 2009-2014 гг. В 2016 г. оптовая цена кукурузы внутри Китая была на 50 % выше импортной, цены на рис, пшеницу и хлопок также превышали мировые на 30-50 %. Высокие внутренние цены вызвали рост производства продовольствия, а разрыв в уровне цен с мировым рынком стимулировал импорт. Продовольственная безопасность страны вследствие такой политики существенно повысилась, однако для предотвращения резкого падения цен из-за роста внутреннего производства и импорта Правительство КНР вынуждено продолжать закупать продукцию у фермеров и формировать избыточные государственные резервы.

С начала реформ в Китае прошло уже почти 40 лет. В течение первых трех десятилетий основным содержанием аграрной и продовольственной политики страны были институциональные реформы, технологическое развитие, инвестиции в агропромышленный комплекс и проведение рыночных преобразований в сельском хозяйстве. Несмотря на в целом положительные эффекты предпринятых трансформаций для достижения продовольственной безопасности и самообеспеченности страны, в настоящее время Китай сталкивается с рядом угроз и вызовов, наиболее опасными из которых являются деградация земель сельскохозяйственного назначения, истощение водных ресурсов, загрязнение окружающей среды, диспаритеты развития и рост разрыва в уровне доходов между сельской и городской местностями, а также потеря Китаем, когда-то бывшим производителем дешевой и конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, ряда своих экономических преимуществ. Политика государства в настоящее время направлена на всемерное увеличение доходов фермеров и преодоление проблемы бедности в сельской местности. Стратегическим приоритетом аграрной и продовольственной политики Китая становится обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства и всех связанных с ним сфер. В стране реализуются несколько национальных проектов, нацеленных на повышение производительности агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе с учетом принципов устойчивого развития. Хотя оценка последствий реализации такого рода политики будет возможна только через много лет, но уже сегодня очевидно, что предпринимаемые действия оказывают существенное влияние на продовольственную безопасность не только самого Китая, но и всего мира.

Литература

1. Huang J., Yang G. Understanding Recent Challenges and New Food Policy in China // Global Food Security. 2017. № 12. P. 119126.

References

1. Huang J., Yang G. Understanding Recent Challenges and New Food Policy in China // Global Food Security. 2017. № 12. P. 119126.

2. Zhang F., Chen X., Vitousek P. Chinese Agriculture: An Experiment for the World // Nature. 2013. № 497. P. 33-35.

3. Liu M., Xu Z., Su F., Tao R. Rural Tax Reform and the Extractive Capacity of Local State in China // China Economic Review. 2012. № 23. P. 190-203.

4. Yi F., Sun D., Zhou Y. Grain Subsidy, Liquidity Constraints and Food Security: Impact of the Grain Subsidy Program on the Grain-Sown Areas in China // Food Policy. 2015. № 50. P. 114-124.

5. Ерохин В. Л. Развитие сельских территорий на Дальнем Востоке России и в провинции Хэйлунцзян КНР // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 3(23). С. 256-260.

6. Erokhin V. Establishing Food Security and Alternatives to International Trade in Emerging Economies. Hershey: IGI Global, 2017.

7. Lin J. Rural Reforms and Agricultural Growth in China // American Economic Review. 1992. № 82. P. 34-51.

8. Fan S. Production and Productivity Growth in Chinese Agriculture: New Measurement and Evidence // Food Policy. 1997. № 22. P. 213228.

9. Erokhin V. Global Perspectives on Trade Integration and Economies in Transition. Hershey : IGI Global, 2016.

10. Иволга А. Г. Особенности функционирования продовольственных рынков в современных условиях // Экономика и менеджмент: от теории к практике : сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 10 августа 2015 г.) / Инновационный центр развития образования и науки. Ростов-на-Дону, 2015. С. 31-34.

11. Хузиятов Т. Д. Региональная экономическая политика Китая: стратегия возрождения северо-восточных районов // Регион: Экономика и Социология. 2005. № 4. С. 200-207.

12. Иволга А. Г. Диверсификация источников доходов сельского населения как направление обеспечения устойчивого развития сельской местности Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 13(1). С. 102-107.

13. Кравченко А. А., Сергеева О. О. Политика Китая в области обеспечения продовольственной безопасности: модернизация аграрной сферы // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2014. № 3-4 (32). С. 57-65.

Вестник АПК

Ставрополья

2. Zhang F., Chen X., Vitousek P. Chinese Agriculture: An Experiment for the World // Nature. 2013. № 497. P. 33- 35.

3. Liu M., Xu Z., Su F., Tao R. Rural Tax Reform and the Extractive Capacity of Local State in China // China Economic Review. 2012. № 23. P. 190-203.

4. Yi F., Sun D., Zhou Y. Grain Subsidy, Liquidity Constraints and Food Security: Impact of the Grain Subsidy Program on the Grain-Sown Areas in China // Food Policy. 2015. № 50. P. 114-124.

5. Erokhin V. L. Development of Rural Territories in the Far East of Russia and Heilongji-ang Province, PRC // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2016. № 3 (23). P. 256260.

6. Erokhin V. Establishing Food Security and Alternatives to International Trade in Emerging Economies. Hershey : IGI Global, 2017.

7. Lin J. Rural Reforms and Agricultural Growth in China // American Economic Review. 1992. № 82. P. 34-51.

8. Fan S. Production and Productivity Growth in Chinese Agriculture: New Measurement and Evidence // Food Policy. 1997. № 22. P. 213228.

9. Erokhin V. Global Perspectives on Trade Integration and Economies in Transition. Hershey : IGI Global, 2016.

10. Ivolga A. G. Specifics of Operation of Food Markets in Modern Conditions // Economics and Management: From Theory to Practice : collection of scientific papers of the International scientific-practical conference (Rostov-on-Don, August 10, 2017) / Innovative Development Centre of Education and Science. Rostov-on-Don, 2015. P. 31-34.

11. Khuziyatov T. D. Regional Economic Policy of China: The Strategy of North-Eastern Regions Revival // Region: Economy and Sociology. 2005. № 4. P. 200-207.

12. Ivolga A. G. Diversification of Income Sources of Rural Population as a Way to Sustainable Rural Development of Stavropol Krai // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2014. № 13 (1). P. 102-107.

13. Kravchenko A. A., Sergeeva O. O. Chinese Policy in the Area of Food Security: Modernization of Agriculture // The Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2014. № 3-4 (32). P. 57-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.