УДК 9(с)22:214.3 ББК63.3(2Рос=Рус)612:86.16
Яшина Марина Анатольевна
аспирант
кафедра истории, культурологии, социологии и права Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Yashina Marina Anatolievna Post-graduate Chair of History, Culturology, Sociology and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Антирелигиозные образование и воспитание в СССР в 1920-годы: уроки истории и современность Antireligious Education and Upbringing in the USSR in 1920s: History Lessons
and Modern Times
В статье рассматривается содержание антирелигиозных воспитания и образования в СССР в 20-е годы ХХ века, показан механизм дискредитации религии и церкви в глазах молодого советского поколения. Автор дает анализ негативных последствий политики воинствующего атеизма на формирование нравственных качеств советской молодежи, определяет возможные
перспективы религиозного образования в наши дни.
The article is about the content of antireligious education and upbringing in the USSR in 20s of the XX century; it describes the discredit mechanism of religion and church in the eyes of the young Soviet generation. The author gives the analysis of negative consequences of militant atheism policy on the Soviet youth’ moral qualities forming, defines possible prospects of religious education nowadays.
Ключевые слова: антирелигиозные воспитание и образование, религия, церковь, гражданская история, современная школа.
Key words: antireligious education and upbringing, religion, church, civil history, modern school.
Религиозное и коммунистическое мировоззрения были всегда непримиримы. "Религия - это опиум для народа" - эта крылатая фраза К.Маркса была активна поддержана В.И. Лениным в ходе его революционной деятельности, особенно в первые годы советской власти. Опиум народа — образное определение религии, ставшее широко известным благодаря Карлу Марксу, использовавшему его в своей работе «К критике гегелевской философии права» (Karl Marx: Einleitung zur Kritik der Hegelschen
Rechtsphilosophie; in: Deutsch-Franzosische Jahrbucher 1844, S. 71f, zitiert nach MEW, Bd. 1, S. 378-379. Русский перевод: Маркс К. К критике гегелевской философии права, 1844.). Сравнение религии с опиумом, однако, известно ещё
до Маркса. Считается, что первым его использовали маркиз де Сад в своём романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798). Подобное сравнение встречается также в произведениях других поэтов и писателей (Чарльз Кингсли, Гёте).
Чтобы построить новое социалистическое, а затем коммунистическое общество, недостаточно было уничтожить капиталистическую систему, старые законы. Надо было также уничтожить идеологические основы дооктябрьской России - религию, систему образования, семейный уклад, и таким образом переделать сознание верующего народа в стране.
И с конца 1917 г. российская педагогика стала развиваться исключительно в антирелигиозной парадигме, основанной на отрицании православного образования - обучения и воспитания в форме уроков Закона Божия.
Атеистическая пропаганда, которая велась в борьбе с Русской Православной Церковью и ее догмами, явилась составной частью нового политического курса.
Процесс уничтожения преподавания религии в советской школе в 1920-е гг. включал несколько этапов: изгнание духовенства из всех учебных заведений, отмена преподавания Закона Божия, введения антирелигиозного воспитания и обучения.
Антирелигиозное воспитание было противопоставлено религиозному воспитанию. С удалением духовенства из школ и из учебного процесса Закона Божия религиозные «предрассудки» должны тоже исчезнуть из сознания учащихся.
На уроках Закона Божия до революции воспитывались и формировались определённые качества православного христианина, но с 1920-х годов антирелигиозное воспитание в современной школе выстраивалось аналогично религиозному воспитанию. Если в изучении Символа Веры приводились доказательства и подтверждения непреложной истины, то в антирелигиозном воспитании она опровергалась и разоблачалась.
Декреты и постановления, принятые после прихода к власти большевиков в отношении Русской Православной Церкви, отказывали родителям и их детям Вестник ЧГПУ 3'2011 202
в праве на религиозное образование и воспитание во всех без исключения учебных заведениях. Также запрещалось получение религиозных знаний вне школ, будь это беседы с детьми в храмах или обучение на дому.
В методах и формах воспитания «нового человека» существовало определённое сходство с православным воспитанием. Разработчики методик образовательных программ советской школы ставили в пример организацию воспитания детей в дооктябрьский период, имея в виду то, что в учебных заведениях всё (библиотеки, литература, духовно-нравственные статьи и т.д.) было пронизано и пропитано религией. Далее они указывали, что и советскую школу следует пропитать, но уже антирелигиозным духом. Начиная с середины 1920-х гг. стала проводиться усиленная работа по введению антирелигиозной пропаганды во всех учебных заведениях. В одном из номеров за 1928 год газета «Правда» отмечала: «Школа должна пропитать всё воспитание детей элементами антирелигиозности, помогая ребёнку освобождать себя от влияния церкви, которое проводится через семью, и теми многочисленными средствами, которые находятся в распоряжении религиозных организаций» [Цит. по 7, с. 198].
Народный комиссар просвещения РСФСР А.В. Луначарский разъяснял позицию В. И. Ленина в отношении религии в школе и указывал на то, что «Владимир Ильич рекомендовал самым решительным образом отделение школы от церкви, настаивая, например, на обязательности выноса из школ икон, на изгнании из неё всяких религиозных обрядов, на строгом запрещении религиозному учительству вносить в преподавание и в отношении к своим ученикам какой бы то ни было религиозный оттенок». И добавлял от себя, что само преподавание в школе, как в сфере естествознания, так и в сфере обществоведения, должно быть направлено к тому, чтобы «приобретаемые учениками знания как можно решительнее разгоняли в их головах всякий религиозный туман» [5, с.329-330].
Пересмотр учебных программ, содержания предметов, рекомендованных для изучения в школе, был по-настоящему революционным в двадцатых годах ХХ века. В корне менялся взгляд как на сам учебный предмет, так и на его место и роль в системе просвещения.
В значительной степени изменения коснулись гуманитарных дисциплин
— русского языка, литературы, истории, обществоведения. История как учебный предмет попала в разряд нежелательных для изучения, и её преподавание было отменено.
Заместитель Наркома просвещения РСФСР М.Н. Покровский был инициатором отмены изучения истории как самостоятельного предмета и введения в учебные программу обществоведения и политграмоты. Он считал, что в новых дисциплинах вероисповедание должно объясняться как «невежественное истолкование материальных фактов» и как «орудие эксплуатации». «Марксизм должен явиться на смену старого религиозного миросозерцания». [2, с. 25-26]
Отрицательное отношение к преподаванию истории в советской школе объяснялось тем, что руководители Наркомпроса опасались, что «шкрабы» (так иронически и с пренебрежением в 1920-х годах называли учителей) будут использовать во время учебного процесса буржуазную историческую литературу. Наркомпрос отрицал положительное влияние на учащихся систематического исторического обучения, поэтому вместо общегражданской истории было рекомендовано изучать историю труда и социологию. В курс обществоведения вводились лишь отдельные элементы истории с идеологическим отбором фактов и их марксистским освещением. [6, с.36-37]
В таком положении история просуществовала в советских школах вплоть до постановления СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года, тогда же были определены цели преподавания школьного курса истории: "Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории" [4, с.66].
Все учебные программы, учебники и наглядные пособия включали в себя пропагандистские и идеологические положения и выводы. В каждую из изучаемых тем вставлялись антирелигиозные комментарии к событиям и явлениям.
Семья, носительница традиций и устоев православия, была главной преградой в благополучном проведении антирелигиозного воспитания школьников. Нигде в новых программах, наполненных антирелигиозным содержанием, не нашлось места воспитанию целомудренности и гуманности. Пролетарская нравственность состояла лишь в развитии социалистической (атеистической) культуры.
Целью всей антирелигиозной работы было осуществление задач: «разоблачение классовой сущности религии, пробуждение в учащихся стремления к борьбе с религией и вооружение их для этой цели материалистическим мировоззрением».
В отдельные главы обществоведения внесены были элементы отечественной история, в которых указывалась «преступная» роль Русской Православной Церкви в жизни российского общества.
В учебные планы и программы включались многочисленные негативные характеристики церкви: церковь — гонитель раскольников и еретиков; оплот идеологии крепостничества; орудие запугивания и обмана трудящегося народа (через «открытие мощей, явлённые иконы, отлучение от церкви, анафематствование»); орудие разжигания национальной розни («антисемитизм, шовинизм, еврейские погромы», черносотенное движение»); орудие русского капитализма («обращение иноверцев в православие, великорусский шовинизм, борьба с освободительным движением) [10, с.68].
Как отмечали составители методических материалов, «ни одна школьная дисциплина не оставляет для врага столько лазеек, как литература». «В то время, когда такие дисциплины, как обществоведение, физика, естествознание являются по существу антирелигиозными, в литературе мы имеем шедевры религиозно-реакционного творчества» [1 с.36-37]
Одной из форм антирелигиозного воспитания были внеурочная кружковая работа в школах повышенного типа, которые посещали
старшеклассники и взрослые, а также различные воспитательные мероприятия
— для школ соцвоса при обязательном активном участии детей [9].
В число антирелигиозных мероприятий в школах вводилось оформление временных уголков, в которых раскрывались несколько тем, группируемых в отделы: «новый быт», «труд», «женщина и советская власть», и т.д. [6] .
Игнорирование христианских заповедей и норм в воспитании молодого поколения способствовало в последующие десятилетия росту цинизма, нигилизма у части советской молодежи, падению у неё нравственных идеалов, вело к распущенности нравов. Молодежь уже не знала библейских, христианских предписаний и запретов, у нее размывались нравственные ценности, росла вседозволенность в личной, интимной жизни. Об этом процессе убедительно писал в своих рассказах и очерках в 1960-х гг. А.И. Солженицын.
Отрыв науки воспитания от её религиозных корней в советской педагогике был обманом учащихся и их родителей. Характерно, что светская педагогика, лишённая в советский период религиозно-христианских начал, в настоящее время возвращает в поле исследований православную и христианскую педагогику [8].
Современная школа отделена от Церкви, но это не означает, что в школьной программе не может присутствовать религиозная проблематика. Введение курса «Основы православной культуры» не предполагает внесения в школу каких-то религиозных атрибутов, речь идёт о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении патриотического воспитания. Это необходимо для того, чтобы ребенок с детства учился ценить то, что он является гражданином России, так как у многих патриотическое чувство утрачено.
Православная культура - это та корневая система, на которой возникла и развивается российская цивилизация. Она призвана решить очень непростую задачу - научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовнонравственного начала. Это вопрос духовной, культурной безопасности.
Огромное число россиян, «выпавших» из своей тысячелетней культуры, лишены духовной стойкости. И взрослые, и дети попадают в секты и оккультные объединения, теряют смысл жизни. Курс «Основы православной культуры» способствует воспитанию патриотизма и гражданственности российских школьников. Его содержание опирается на богатый духовнонравственный потенциал таких предметов, как отечественная история, литература, музыка, изобразительное искусство.
Если кто-то из родителей (а не из чиновников) не захочет, чтобы их дети изучали православную культуру, то им следует предложить культурологический или философско-этический курс на нерелигиозной основе, например «Основы светской этики», или предмет, основанный на иной религии. Школьники, изучив православные традиции, будут лучше понимать приверженцев других религий. Ценности, которые нужно положить в основу воспитания подрастающего поколения, нужно искать не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России.
Какие из этих предложений воплотятся в жизнь - покажет время. Наиболее важное и масштабное направление «Православное воспитание и образование» таково: сохранить преподавание православной культуры там, где оно уже ведётся, и найти достойное место этому предмету в государственных стандартах общего образования нового поколения.
Библиографический список
1. Антирелигиозник 1927 .- № 1 [Текст] .// научно-методический журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР.
2. Балашов, Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.// Становление нового человека.[Текст] - СПб. Дмитрий Булавин, 2003. - С. 25-26;
3. Из циркулярного письма ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной
работы » (Утверждено ЦК ВКП(б) 24 января 1929 г.)
[Эл.ресvрс]//www.alexandervakovlev.org/
4. Ленин и Сталин. Сборник произведений к изучению истории партии // Постановление СНК СССР и ЦК ВКПб) от 16 мая 1934 года «О преподавании гражданской истории в школах СССР»[Текст]/ М:Партиздат-1936- т.3 - 504с.
5. Луначарский, А.В. Антирелигиозная борьба в школе / А.В Луначарский. О воспитании и образовании [Текст]/под ред. А.М. Арсеньева и др., сост. ... Э.Д. Днепров и др.. - М., 1976. - 640 с.
6. Луначарский, А.В. Доклад о культурно-просветительной работе 15 мая 1929 г. на пятом заседании съезда. [Текст] / V Всероссийский съезд Советов. - М.: Бюллетень - 1929.198 с.
7. Слезин, А. А. «За новую веру». Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодёжи РСФСР (1918 - 1929 гг.)[Текст] / А. А. Слезин,- М.: ИД «Академия естествознания», 2009- 224 с.
8. Соловцова, И.А. Духовное воспитание в общеобразовательной школе: диалог светского и религиозного / Образование в эпоху перемен: сб. науч. ст. - Волгоград -Белгород, 2007. - C. 169-182.
9. Сорокин, П. Современное состояние России / П. Сорокин; подготовка текста, примеч. и послесл. В.В. Сапова / Новый мир. 1992. - № 5. - с. 168-178.
10. Шевченко, В.А. «Необходимо ударить кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928-1929 годах [Текст] // В. А. Шевченко. Российская история М.Наука:- 2009. -205с
11. Шкарлупина, Г. Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания. [Текст]/ Г. Д. Шкарлупина. Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону «Феникс» 2005-с.35-36
Bibliography
1. Antireligious. - 1927. - №1 [Text] // Scientific-and-Methodological Journal, Body of the Central Board of the Militant Atheists Union in the USSR.
2. Balashov, E.M. School in the Russian Society 1917-1927 / /Formation of a New Person [Text] / E.M. Balashov. - SPb.: Dmitry Bulavin, 2003. - P. 25-26;
3. From the Circular Letter of the HCP Central Committee «About the Measures on Antireligious Work Strengthening» (Approved by the HCP Central Committeem January, 24th, 1929) [Electronic Resource]. - Access Mode: //www.alexanderyakovlev.org/
4. Lenin and Stalin. Collection of Works for History of the Party Studying // Decision of the HCP Central Committee , May, 16th, 1934 «About Civil History Teaching at Schools of the USSR» [Text] / Lenin and Stalin. - М: Partizdat, 1936. - V.3. - 504 p.
5. Lunacharsky, A.V. Antireligious Struggle at School / A.V. Lunacharsky About Upbringing and Education [Text] // Under the Editorship of A.M.Arseniev, et al., Comp. by. E.D. Dneprov, at al. - М, 1976. - 640 p.
6. Lunacharsky, A.V. Report About Cultural and Educational Work, May, 15th, 1929, at 5th Session of the Congress [Text] / A.V. Lunacharsky // V All-Russia Congress of Soviets. - М: Bulletin - 1929.-198 p.
7. Shevchenko, V.A. «It is necessary to Strike Somebody Who Deserves In Order Not To Get in the Way»: Introduction of Antireligious Education at the Soviet School in 1928-1929 [Text] // V.A.Shevchenko. The Russian History. - M.: Nauka, 2009. - 205 p.
8. Shkarlupina, G. D. Theory and Methods of Teaching History and Social Science: Guidance Manual [Text] / G.D. Shkarlupina. - Rostov-on-Don: "Phoenix", 2005. - P. 35-36.
9. Slezin, А.А. «For New Belief». The State Policy Concerning Religion and Political Control Among the Youth of RSFSR (1918 - 1929) [Text] / A.A. Slezin. - М.: «Natural Sciences Academy», 2009 - 224 p.
10. Solovtsova, I.A. Spiritual Education at Comprehensive School: Dialogue of Secular and Religious / I.A. Solovtsova // Education in the Epoch of Changes: Collection of Scient. Works. -Volgograd - Belgorod, 2007. - P. 169-182.
11. Sorokin, P. Modern Condition of Russia / P. Sorokin; Text Preparation, Notes and Afterword by V.V.Sapov // The New World. - 1992. - № 5. - P. 168-178.