Научная статья на тему 'Mutual relations of the Soviet State and religious faiths in educational sphere in 1920s'

Mutual relations of the Soviet State and religious faiths in educational sphere in 1920s Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / АТЕИЗМ / ANTIRELIGIOUS POLICY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ISLAM / RELIGIOUS EDUCATION / SECULAR EDUCATION AND UPBRINGING / ATHEISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Худобородов Александр Леонидович, Яшина Марина Анатольевна

В статье рассматриваются как общие черты, так и особенности взаимоотношений советского государства в 1920-е годы с различными религиозными конфессиями, прежде всего с православием и исламом. Авторы отмечают жесткую и непримиримую позицию государства и правящей коммунистической партии по искоренению православных традиций из сферы образования и более умеренную, не столь радикальную линию в отношении мусульманского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Mutual relations of the Soviet State and religious faiths in educational sphere in 1920s»

УДК 371(09С):9(с)21

ББК 74.03 (2Рос):63.3(2Рос=Рус)61

Худобородов Александр Леонидович

доктор исторических наук, профессор

кафедра истории, культурологии, социологии и права Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Яшина Марина Анатольевна аспирант

кафедра истории, культурологии, социологии и права Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Khudoborodov Alexandr Leonidovich Doctor of History,

Professor

Chair of History, Culturology, Sociology and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Yashina Marina Anatolievna

Post-graduate Chair of History, Culturology, Sociology and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Взаимоотношения Советского государства и религиозных конфессий в образовательной сфере в 1920-х годах Mutual Relations of the Soviet State and Religious Faiths in Educational Sphere in 1920s

В статье рассматриваются как общие черты, так и особенности взаимоотношений советского государства в 1920-е годы с различными религиозными конфессиями, прежде всего с православием и исламом. Авторы отмечают жесткую и непримиримую позицию государства и правящей коммунистической партии по искоренению православных традиций из сферы образования и более умеренную, не столь радикальную линию в отношении мусульманского образования.

The article considers both common features and peculiarities of mutual relations of the Soviet state in 1920s with various religious faiths, first of all, with Orthodoxy and Islam. Authors mark hard-line and implacable attitude of the state and ruling communist party on eradication of orthodox traditions from educational sphere and more moderate, not so radical line concerning the Muslim education.

Ключевые слова: антирелигиозная политика, Русская православная церковь, ислам, религиозное образование, светское образование и воспитание, атеизм.

Key words: antireligious policy, Russian Orthodox Church, Islam, religious education, secular education and upbringing, atheism.

Государственно-конфессиональные отношения на протяжении многих столетий были существенной частью политической истории России. Не стал исключением и XX век. После Октябрьской революции 1917 г. эти отношения обрели особый драматизм и остроту, оказывая заметное влияние на общую ситуацию внутри страны и международное положение Советской России и СССР. Акценты и нюансы антирелигиозной политики менялись в зависимости от намеченных общесоюзных задач (культурная революция, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства).

Кроме того, политика воинствующего атеизма проводилась правящей партией большевиков и органами советской власти неодинаковыми методами и способами в 1920-е годы, в отношении различных конфессий. В данной статье ставится задача — исследовать особенности антирелигиозной политики советского государства в отношении православия и ислама применительно к сфере образования.

После октябрьского переворота 26 октября (7 ноября) 1917 года центральные органы советской власти приняли ряд декретов, в которых выразили свою лояльность и поддержку свободы веры и наций. Была принята «Декларация прав народов России □ от 2 ноября (15 ноября) 1917 года, а 20 ноября (3 декабря) 1917 года было оглашено обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» подписанное председателем Совета народных комиссаров В.И. Лениным и наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным. Это обращение объявляло вероисповедания и обычаи российских мусульман, их культовые учреждения «свободными и неприкосновенными» [1, с.12]. Декларацией и обращением Советская власть старалась завоевать к себе доверие значительной части мусульман.

По отношению к исламу и мусульманскому духовенству государственные структуры власти из-за обстоятельств внутреннего и внешнего характера вели гибкую и осторожную политику. Эта особая «исламская политика» во многом была определена международным значением «мусульманского вопроса □ С 1917 года спецслужбы проводили сдержанный курс по отношению к исламу, в том числе и на Южном Урале, что

определялось партийными директивами. Правительство Советской России лавировало по отношению к исламу и к Центральному духовному управлению мусульман (ЦДУМ) для того, чтобы осуществить дипломатический прорыв в ближневосточный регион и вырваться из внешнеполитической изоляции. Советы долго верили заявлениям К. Ататюрка о скором создании в Турции «коммунистической республики □

Более жёстко и радикально государство проводило свой курс по отношению к православию, в январе 1918 г. принимается новый декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви □□ Статья 9 этого декрета и 33 статья инструкции Наркомюста от 24 августа 1918 г. категорически запрещали религиозное преподавание во всех учебных заведениях, но органы власти не остановились на этом. РКП(б) в отношении русского православия видела свою задачу в том, чтобы «довести до конца» отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Большевистская партия рассматривала декрет лишь в качестве первого шага на пути к радикальному отделению Церкви и не намеревалась ограничиваться им. «По отношению к религии РКП(б) не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой» [2, с.38].

Нужно учесть, что Русская Православная Церковь (РПЦ) использовала возможности религиозного обучения в храмах. По распоряжению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода духовенству вменялось в обязанность ведение обучения для всех желающих по изучению Священного Писания, проведения литургии в церквах, если не находилось иных помещений, а епархиальным архиереям обращать особое внимание на исполнение духовенством этого распоряжения. Благочинным поручалось организовать проведение таких бесед при храмах, с возложением ответственности на настоятелей церквей. Приходским советам предлагалось немедленно приступить к проведению в жизнь внешкольного просвещения детей и юношества. Занятия официально назывались беседами или собеседованиями и

не являлись ни школой, ни курсами, поэтому занятия не требовали регистрации на их проведение. До или после богослужения священник беседовал с детьми и взрослыми об истинах веры или объяснял смысл молитв.

Устройству занятий при храмах способствовало и то обстоятельство, что согласно ответа управделами СНК делегации Высшего Церковного Управления «все библиотеки (в том числе и церковные библиотеки всех исповеданий) как неотъемлемое народное достояние состоят под охраной советской власти (ст. 592 Собрания узаконений)» Об этом сообщил Святейший Патриарх Тихон в своем распоряжении № 20 от 21 марта 1919 г., подчеркнув, что ^Церковные библиотеки и архивы получают значение не только собственно церковное, но и социальное, государственное, общечеловеческое □ Первосвятитель рекомендовал «всем ревнующим о благе Церкви лицам в случае крайней необходимости... находить для религиозных библиотек помещение в притворах и даже самих храмах в приличествующих местах □

В письме НКВД об отношении к религиозным обществам от 28 февраля 1919 г. (за подписью Народного комиссара внутренних дел Г. Петровского и заведующего отделом управления С. Минина) всем Губисполкомам и Гориспол- комам указывалось, что согласно декрета «Школа, отделяется от церкви, т.е. школа, превращается в мастерскую, где изучается и преподаётся подлинная наука, не искажённая примесью каких бы то ни было вероучений». В письме приводились разъяснения «Ьб использовании зданий, находящихся в распоряжении общин верующих (храмы и молитвенные дома) для политических собраний, митингов и лекций» а также заявлялось о том, что декрет признавал храмы собственностью не обществ верующих, а всего народа и предоставлял их верующим только в бесплатное пользование. В циркулярном письме разъяснялось: «И ничего не будет противозаконного и для религиозного чувства оскорбительного в том, если при недостатке помещений придётся использовать храмы и молитвенные дома также для культурнопросветительных и общественно-политических целей»[3, с.240].

Принципиально новым моментом в постановлении было предостережение о том, чтобы преподавание вне школы (то есть в церкви) «йе

отливалось в форму учреждения правильно функционирующих учебных заведений, руководимых церковниками □ В то же время прямого и категорического запрещения обучать религии в церквах постановление не устанавливало.

Постепенно, в течение 1920-х годов советскими органами власти практически полностью была разрушена система духовного образования и подготовки священнослужителей. Были ликвидированы и упразднены духовные училища, семинарии, академии, прекращено их финансирование, а здания, помещения и имущество национализированы.

18-23 марта 1919 г. VIII съезд РКП(б) принимает новую программу партии, которая касалась и вопроса о религиозном обучении в школе. В ней призна валась только светская школа, (п. 12), т. е. свободная от какого бы то ни было религиозного влияния: «Полное осуществление принципов единой

трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественнополезным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества»[4, с.419-420].

А в резолюции съезда «О политической пропаганде и культурно-просвети тельной работе в деревне» выдвинуто требование: «Государственная школа, должна быть совершенно отделена от какой бы то ни было религии, и всякая попытка контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна пресекаться» [5, с.373].

В соответствии с программой партии выстраивались и учебные программы, и планы, и методические пособия, и рекомендации. «Подготовка всесторонне развитых членов коммунистического общества» не предполагала религиозного преподавания, как ненужного и вредного элемента.

Обозначалась конечная цель партии, состоящая в намерении довести дело до «полного отмирания религии □ Сделать возможным это представлялось путём разрушения связи между «Эксплуататорскими классами» (то есть попами) и ^организацией религиозной пропаганды» (религиозным обучением,

Законом Божним), фактическим Освобождением трудящихся от религиозных предрассудков» и организацией «Самой широкой научно-просветительной и антирелигиозной пропаганды » [6].

По отношению к исламу большевики проводили лояльную политику. Ислам считали религией угнетённых народов бывшей империи, поэтому в 20-е годы была разрешена деятельность муллов (имамов мечетей и руководителей мусульманских общин), кадиев (шариатских судей), учёных-алимов, мударрисов (учителей мусульманских школ), мутаалимов (учащихся мектебов и медресе), муэдзинов (служителей мечетей, пять раз в день призывающих мусульман на молитвуазан).

1921 год был отмечен новыми циркулярами запретительного характера, направленными против религиозного обучения в православных храмах. Одним из таких решений было постановление Наркомпроса от 23 апреля 1921 г. «О преподавании так наз[ываемого] Закона Божьего детям до 18 лет» В постановляющей части подчеркивалось ^Обратить внимание всех губернских отделов народного образования на п. 1 Постановления 5-го заседания

Государственной Комиссии по Просвещению от 24 августа 1918 г. (опубликовано в Известиях ВЦИК № 191 от 6-го сентября 1918 г .), что для лиц, не достигших 18-летнего возраста никакие учебные заведения, где преподавались бы религи- озные вероучения, не могут быть допустимы». «Предложить Губотнаробразам принять все меры к тому, чтобы допускаемое вне стен учебных заведений преподавание Закона Божьего детям до 18 лет отнюдь не отливалось в форму учреждения правильно функционирующих учебных заведений, руководимых церковниками. □ обязать Губотнаробразы^ провести тщательное обследование всех актов преподавании «Закона Божьего» детям до 18 лет, характера, форм и методов такого преподавания и информировать о них Народный Комиссариат по Просвещению □

Образование у мусульман веками находилось в руках духовенства. Традиционная система мусульманского образования была представлена кораническими школами, где учили читать Коран, мектебами - начальными школами и медресе - школами повышенного типа. Чем большее количество

медресе окан -чивал мутаалим, тем выше ценился его статус. Каждый учитель □ мударрис обучал своих учеников □ мутаалимов исходя из степени своей подготовлено- сти и компетентности в разных отраслях богословия, естествознания или гуманитарных знаний.

В период с 1917 до середины 1920-х гг. государство допускало сосуществование двух мировоззренческих систем. Наблюдается тенденции со стороны Духовного управления согласовать реалии новой жизни с исламом путем издания фетв, где женщинам разрешалось посещение мечети, допускалась неуплата сбора в пользу прихода при материальных затруднениях и пр. Делалась как бы попытка симбиоза религии и идей социализма. [7].

Новый Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. в ст. 121 гл. III («Нарушение правил об отделении церкви от государства^ предусматривал и карал принудительными работами на срок до одного года «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах □

Циркуляр Наркомюста и Народного комиссариата национальностей (Наркомнаца) от 28 октября 1922 г., подписанный членами указанных коллегий Клингер и П.А. Красиковым, предписывал всем Губотнацам и Губюстам к исполнению следующее: в связи с изданием нового положения об упразднении религиозных обществ и их регистрации, устанавливавшего нераспространение на церковные общества действия постановления ВЦИК и СНК от 3 августа

1922 г. о частных обществах, не преследующих целей извлечения прибыли, все органы советской власти не утверждают уставов религиозных и церковных обществ, а только принимают их к сведению, аннулируя пункты, противоречащие советскому законодательству. В п. 5 напоминалось: Ш религиозные общества не имеют права заниматься благотворительной, издательской, педагогической и общественной деятельностью».

В 1922 □ 923 гг. наступила очередь регулирования частного или домашнего обучения религии. Постановление НКВД и Наркомпроса от 22 декабря 1923 г. «пытается установить более конкретное различие «занятий с детьми вне школы □ принимающих характер частной школы» и групповое,

домашнее обучение, выдвигая количественный признак (не более 3-х человек)» [10, с.45-46].

Продолжая проводимую линию на огосударствление всей системы образования, X Всероссийский съезд Советов по докладу Наркомпроса в своём постановлении от 27 декабря 1922 г. «категорически высказался против допущения какой бы то ни было частной школы и за сохранение всей школьной системы целиком в руках Советского государства □

Новые циркулярные указания 1923 г. относились к дальнейшему ограничению области религиозного обучения вне школы □ на дому. Циркуляр НКВД всем Губотделам управления (по Губликвидкому) от 31 июля 1923 г. констатировал: «Вследствие поступающих в НКВД заявлений от граждан, ходатайствующих о разрешении коллективного обучения детей, не достигших 18-летнего возраста, Закону Божию, Талмуду и Библии у себя на дому, НКВД разъясняет: преподавание всех религиозных вероучений во всех

государственных, общественных и частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, воспрещено 10 ст. декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви □

1 июля 1923 года Антирелигиозная комиссия ЦК РКП (б) (протокол № 29) разрешила представителям мусульманского духовенства работать в советских школах, признавала возможным допущение преподавания вероучения в мечетях детям, окончившим советскую школу I ступени. Уступки нерусским народам в вопросах религиозного образования со стороны центральных ведомств делались тогда, когда они получали санкции у высшего политического руководства. Так, своим постановлением Политбюро ЦК РКП (б) от 14 февраля 1924 года разрешило «в некоторых частях СССР организацию мусульманских духовных школ» Получив санкцию Политбюро ЦК РКП (б), Президиум ВЦИК разрешил 9 июня 1924 г. преподавание мусульманского вероучения народностям тюркского происхождения, исповедующим мусульманское вероучение. Власти разрешили изучать Коран в советской школе. Согласно этой инструкции, было разрешено преподавать мусульманское вероучение в мечетях 12-летним детям, а мектебы и медресе подлежали

обязательной регистрации в окружных отделах народного образования (ОНО). [8].

В документах обращает на себя внимание неравное отношение закона к религиозному образованию в православии и в исламе. Дифференцированная и гибкая разрешительная политика в отношении неправославных сочеталась с запретительными решениями в отношении православного религиозного образования. Православное образование было поставлено в рамки абсолютно жёсткие, не допускающие никаких форм получения религиозных знаний детьми и юношеством. Его полное запрещение особенно контрастирует с возрастными допущениями в отношении религиозного образования у мусульман (с 12-14 лет), католиков и лютеран (с 15 лет) [9].

1929 год стал переломным рубежным в борьбе с религией и Русской Православной Церковью. Принятое 8 апреля 1929 г. постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» далеко превзошло ленинский декрет 1918 г. и являлось самым жёстким в отношении Церкви законодательным актом XX столетия. Постановление юридически закрепило изгнание всякого обучения религии и тем самым завершило затянувшийся процесс борьбы с Законом Божиим и всеми формами религиозного просвещения. В ст. 17 постановления среди прочих запретов религиозным организациям отказывалось в праве Сорганизовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни□ А в ст. 18 указывалось: «Не допускается преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений в государственных, общественных и частных учебных и воспитательных заведениях. Такое преподавание может быть допущено исключительно на специальных богословских курсах□ с особого разрешения НКВД» [11].

18 июня 1929 года был опубликован указ ВЦИК о запрете преподавания мусульманского вероучения, отчуждении вакфного имущества и закята в пользу советских школ и кресткомов. Многие мусульманские школы перешли в частные дома и в 1930-е годы функционировали нелегально.

Анализ атеистической общеобразовательной политики советского государства в 1920-е годы показывает, что генеральная линия правящей партии в этом вопросе была неизменной: полное искоренение любой религии из жизни социалистического общества, в том числе из сферы образования и воспитания. Но осуществлялась эта политика разными способами, методами и темпами. Наиболее непримиримо и жёстко действовали органы советской власти в отношении православной религии и церкви, более умеренно и не столь радикально □ в отношении ислама, католицизма и иудаизма. Это было связано с полити ческой конъюнктурой и известным принципом «ёазделяй и властвуй □

Библиографический список

1. Арапов, Д.Ю., Косач, Г.Г. Ислам и мусульмане по материалам Восточного отдела ОГПУ. 1926 год. [Текст] / Д.Ю. Арапов, Г.Г. Косач,- М. :Нижний Новгород, 2007.— 128 с.

2. Зыбковец, В. Ф..Национализация монастырских имуществ в Советской России.1917-1921 гг. [Текст]/ В. Ф. Зыбковец, М.: "Наука", 1975.— 110 с.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. [Текст]/ VIII съезд РКП(б), март 1919 г. М.: Госполитиздат,1954. — ч. I — 754 с.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. //. VIII съезд РКП(б), март 1919 г., М.: Госполитиздат, 1954. — ч. I— 754 с.

5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК./

О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне [Текст] //Народное образование в СССР, М.: Госполитиздат 1954. — ч. I— 754 с.

6. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст]/ П.Н. Милюков. Т. 2. Ч. 2.. М., 1994. 377 с.

7. Устимчик, М.В. Мусульманские комиссариаты по делам национальностей на Южном Урале[Текст]/ М.В. Устимчик Ист.чтения. 1996. - № 2- С. 112

8. Объединенный государственный архив Челябинской области Ф.421.Оп.4. Д.3.

Л.161.

9. Объединенный государственный архив Челябинской области Ф. 171.Оп.1. Д. 2. Л.23-25.

10. Фиолетов , Н . Н . Церковь и государство по советскому праву [Текст] / Н.Н . Фиолетов . Саратов : В.З. Языков, 1923. — 88 с.

11. Шапов, Я.Н. Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы [Текст] / Я.Н. Шапов. Из-тво Библейско-Богословского института св. апостола Андрея, 1996. — 356с.

Bibliography

1. Arapov, D.Yu., Kosach, G.G. Islam and Moslems in the Materials of the East Department of OSPU. 1926. [Text] / D.Yu.Arapov, G.G.Kosach, — М.: N. Novgorod, 2007 — 128 p.

2. Zyb^vets, V.F. Nationalization of the Monastic Property at the Soviet Russia. (19171921) [Text] / V.F. Zyb^vets. □ М.: "Science", 1975. — 110 p.

3. The CPSU in Resolutions and Decisions of the Congresses, Conferences and Central Committee Plenums / About Political Propaganda and Cultural and Educational Work in Village [Text] // National Education in the USSR. □ М.: Gospolitizdat, 1954. - P. 1- 754 p.

4. The CPSU in Resolutions and Decisions of the Congresses, Conferences and Central Committee Plenums [Text] / VIII Congress RCP (b), March, 1919. □ М.: Gospolitizdat, 1954. - P.1-754 p.

5. The CPSU in Resolutions and Decisions of the Congresses, Conferences and Central Committee Plenums [Text] / VIII Congress RCP (b), March, 1919. □ M.: Gospolitizdat, 1954. -P.1- 754 p.

6. Milyukov, P.N. Sketches on the Russian Culture History [Text] / P.N. Milyukov. - M, 1994. - V. 2. - P. 2. - 377 p.

7. Ustimchik, M.V. Muslim Commissariats on Nationality Affairs in Southern Ural Mountains [Text] / M.V. Ustimchik // Hist. Readings. - 1996.- № 2 - P. 112.

8. Incorporated State Archive of Chelyabinsk Region F. 421. I.4. B.3. S.161.

9. Incorporated State Archive of Chelyabinsk Region F. 171. I.1. B.2 S.23-25.

10. Fioletov, N.N. Chutch and State According to the Soviet Law [Text] / N.N. Fioletov. -Saratov: V.Z. Yazykov, 1923. — 88 p.

11. Shapov, Ya.N. The Russian Orthodox Church and Communist State. 1917-1941. Documents and Photographic Materials [Text] / Ya.N. Shapov. - Publishing House of the Bible-and-Theological Institute of St. Andrew the First Called, 1996. — 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.