Научная статья на тему 'АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антимонопольное регулирование / развития конкуренции / товарные рынки / аграрный сектор / сельскохозяйственные предприятия / сельскохозяйственная продукция / Antitrust regulation / competition development / commodity markets / agricultural sector / agricultural enterprises / agricultural products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курдюмов Александр Васильевич, Громова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы свободы, защиты и развития конкуренции сельскохозяйственной продукции, в том числе уровень поддержки сельскохозяйственных производителей с помощью государственной поддержки и государственных интервенций. Проведен анализ антимонопольного регулирования аграрного сектора с начала становления антимонопольной системы в период с 1994 года по настоящее время. Сформулированы выводы, в рамках обеспечения защиты конкуренции и формирования конкурентной политики в аграрном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIMONOPOLY REGULATION OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL REALITY

The article examines the problems of freedom, protection and development of competition in agricultural commodity markets, including the level of support for agricultural producers through government support and government interventions. An analysis of the antimonopoly regulation of the agricultural sector from the beginning of the formation of the antimonopoly system from 1994 to the present was carried out. Conclusions are formulated in the framework of ensuring the protection of competition and the formation of a competitive policy in the agricultural sector of the economy.

Текст научной работы на тему «АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

ANTIMONOPOLY REGULATION OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL REALITY

КУРДЮМОВ Александр Васильевич

Заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», кандидат экономических наук

Alexander V. KURDYUMOV

Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Ural State University of Economics, Candidate of Economic Sciences

ГРОМОВА Наталья Сергеевна

Доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», кандидат филологических наук

Natalya S. GROMOVA

Associate Professor, Department of Competition Law and Antitrust Regulation, Ural State University of Economics, Candidate of Philology

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы свободы, защиты и развития конкуренции сельскохозяйственной продукции, в том числе уровень поддержки сельскохозяйственных производителей с помощью государственной поддержки и государственных интервенций. Проведен анализ антимонопольного регулирования аграрного сектора с начала становления антимонопольной системы в период с 1994 года по настоящее время. Сформулированы выводы, в рамках обеспечения защиты конкуренции и формирования конкурентной политики в аграрном секторе экономики.

ABSTRACT

The article examines the problems of freedom, protection and development of competition in agricultural commodity markets, including the level of support for agricultural producers through government support and government interventions. An analysis of the antimonopoly regulation of the agricultural sector from the beginning of the formation of the antimonopoly system from 1994 to the present was carried out. Conclusions are formulated in the framework of ensuring the protection of competition and the formation of a competitive policy in the agricultural sector of the economy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Антимонопольное регулирование, развития конкуренции, товарные рынки, аграрный сектор, сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственная продукция.

KEYWORDS

Antitrust regulation, competition development, commodity markets, agricultural sector, agricultural enterprises, agricultural products.

Введение

На протяжении последнего десятилетия первостепенными задачами антимонопольного регулятора является снижение государственно-монополистических трендов, противодействие картелизации экономики, устранение барьеров для развития бизнеса, формирование эффективной и прозрачной системы закупок, а также тарифного регулирования. Решение которых, должно учитывать экономические трансформации, связанные с протекающими процессами четвертой промышленной революции (злоупотреблением на товарных ранках с помощью применения цифровых технологий и алгоритмов).

В этой парадигме задач необходимо добиться участия частного бизнеса во всех секторах экономики на уровне более 70% с долей выручки на 100 крупнейших компаний в каждом секторе более 80%, повышение доли частных (коммерческих) банков в банковском секторе, повышение доли частного бизнеса в закупочных компаниях, а также разработке продвинутых инструментов и методов борьбы с картелями [1, С. 87].

В условиях трансформации экономико-правового реальности вопросы здоровой конкуренции на внутренних товарных рынках выходят на первый план и аграрный сектор экономики не исключение.

Сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены в режиме реального времени учитывать расширение двухсторонних санкций, закрытие продуктовых и географических границ, а также изменение конъюнктуры на товарных рынках по политическим причинам.

Цель настоящего исследования – проанализировать антимонопольное регулирование аграрного сектора экономики и разработать предложения по оптимизации аграрной отрасли в условиях трансформации экономико-правового реальности. В качестве объекта настоящего исследования выступает аграрный сектор экономики.

Гипотеза научного исследования заключается в наличии пробелов в антимонопольной политике регулятора учитывающих проблемы развития аграрного рынка в условия трансформации экономико-правового реальности.

Материалы и методы

Материалами исследования послужили данные профильных ведомств и структур, а также отчетности Министерств из официальных источников.

Методы исследования авторы выбирали исходя из реализации поставленных задач, от общих (синтез, обобщение) до специальных для изучения влияния государственных мер на экономические процессы (категорирование, формирование стратегических подходов).

Результаты

Закрепленные правовые нормы (правила, методики, стандарты и др.) в законодательстве на уровне различных страновых ассоциаций и союзов по сути утрачивают свою силу. Так, вместо либерализации международной торговли согласно принятых правил на себя участников Всемирной торговой организации (далее – ВТО) инструментарий регулирования экономических отношений на товарных рынках оказался не действенным, а в ряде случаев возникли правовые коллизии и противоречия. Тем самым проделанная работа рабочей группы российской стороны для вступления в ВТО продолжительностью 17 лет с момента подачи заявки (1995 г.) и принятия в организацию (2012 г.) нивелирована .

Научное сообщество обозначило проблему высокой зависимости аграриев от транснациональных компаний по импортному сельскохозяйственному сырью и материалам, в том числе по ряду сельскохозяйственных культур [2, 3, 4].

Отечественные ученые обращают внимание на отсутствие механизма трансфера технологий в России в вопросах генетики и селекции [5, 6, 7].

В диалоге академического сообщества присутствует единое мнение, что проблема неразвитости инфраструктуры усиливает санкции и усугубляет возможность реализации продукции аграриям [8, 9, 10].

Ученый дискурс на предмет логистической инфраструктуры АПК показывает слабые стороны в представленном ассортименте сельскохозяйственной продукции, а также на значительные потери продовольствия и сырья при транспортировке и хранении [11, 12, 13].

Развитие российского агропромышленного комплекса в целом будет способствовать повышению доступности продовольствия отечественного производства для конечного потребителя, что напрямую отразится на общем уровне развития сельских территорий, в том числе решения кадровой проблемы на селе, и в конечном итоге повысит конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами [14, 15].

В Российской Федерации вопросам развития конкуренции и антимонопольного регулирования аграрного сектора на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти уделяется особое внимание, что нашло отражение в государственных программах и национальных планах развития конкуренции.

Реализована Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в период с 1994 года по 1995 год состоящая из структурных элементов: мероприятий управленческо-аналитической направленности в разрезе 6 подсистем информационно-справочной системы; 14 мероприятий на 2 года из них в структуре содержится подготовка шести законопроектов, четырех программ, организационно-кадровое обеспечение, экспертные и контрольные мероприятия; формирование типовых задач; определение основных методов роста поставщиков и покупателей; утверждение Положения по реализации конкурентной политике .

Программа развития конкуренции в Российской Федерации (далее – Программа) включает анализ конкуренции 13 товарных рынков без результирующих показателей, в том числе на агропродовольственных рынках и рынках минеральных удобрений, а также сырья для их производства .

В Программе заявленные меры поддержки на агропродовольственных рынках содержат формирование стимулов развития логистической и производственной инфраструктур по средствам расширения видов торговли и государственного протекционизма новых бизнес-проектов, а также эффективной тарифной политики. На рынках минеральных удобрений, и сырья для их производства акцент сосредоточен на адресном субсидировании сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – К(Ф)Х) на закупку минеральных удобрений, таможенного регулирования и развития логистической и транспортной инфраструктур. Планом мероприятий по реализации программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2015 гг.

В 2012 году принят план мероприятий развития конкуренции и совершенствование антимонопольной политики на период 2013-2018 гг. (далее – План), распространяющийся на 7 товарных рынков, в который агропромышленный комплекс не был включен .

Реализация мероприятий Национального плана развития конкуренции до 2020 года (далее – Нацплан до 2020 года) позволило обеспечить развитие конкуренции в аграрном секторе экономики путем введения частного бизнеса до 20% на рынки лабораторных исследований в сфере ветеринарии, племенного животноводства и семеноводства и до 80% на рынки вылова и переработки водных биоресурсов, а также развития товарной аквакультуры в искусственных условиях .

Принятый в сентябре 2021 года Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы (далее – Нацплан до 2025 года) с задержкой более чем полгода усложнил всем заинтересованным сторонам выполнение поставленных задач.

В Нацплан до 2025 года агропромышленный комплекс (далее – АПК) включен в число 18 приоритетных отраслей, в то время как в Нацплан до 2020 года приоритетными были выделены АПК и рыбохозяйственный комплекс .

В 2018 году в соответствии с задачами Нацплан до 2020 года принята дорожная карта по развитию конкуренции до 2020 года (далее – Дорожная карта) .

Анализ положений Дорожной карты по развитию конкуренции АПК до 2020 года позволил сформулировать 11 блоков комплексных мероприятий, направленных на:

1. развитие транспортной инфраструктуры с результирующим показателем в 2018 году – расширение географии поставок товаров сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств (отчетность – направление писем в АО «РЖД», Минтранс России и Минпромторг России);

2. развитие инфраструктуры рынков (повышение эффективности обращения товара) с результирующим показателем в 2018-2019 годах – обеспечить увеличение товарности (производства) по основным видам сельхозпродукции (отчетность – формирование 3-х отчетов профильным ведомством, отчет с докладом в Правительстве РФ, принятие федерального закона, а также подготовка актов на уровне субъектов РФ);

3. использование государством инструментария закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на биржевых торгах с результирующим показателем в 2018 году – расширение географии поставок сельскохозяйственной продукции и формирование индексов цен продовольствия (отчетность – приказ Минсельхоза России);

4. разработка и утверждение нормативно-правового акта на уровне Правительства РФ регламентирующего весь процесс включения в реестр договоров заключенными сторонами без участия в торгах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на приобретаемый сельскохозяйственный товар без результирующего показателя в 2019 году (отчетность – постановление Правительства РФ);

5. совершенствование механизма и инструментария государственного протекционизма, обеспечивающего поддержку эффективности вложений сельхозпроизводителей при формировании закупочных цен без результирующего показателя в 2019 году (отчетность – приказ профильного ведомства);

6. совершенствование механизма и инструментария возврата налога НДС компаниям-экспортерам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия без результирующего показателя в 2018 году (отчетность – постановление Правительства РФ);

7. разработка и утверждение Положения о реализации сельскохозяйственной продукции на биржевых торгах с целью учета и контроля выполнения одного из условий предоставления субсидий с результирующим показателем в 2018 году – стимулирование биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией компаний-участниц получения мер государственной поддержки (отчетность – постановление Правительства РФ);

8. исключение барьеров компаниям для вхождения на товарный рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с результирующим показателем в 2019 году – оптимизация регламентов рассмотрения административных дел и вынесения решений, а также стимулирование развития розничных рынков (отчетность – направление письма в Минэкономразвития России и принятие федерального закона). В части второго показателя разработка и принятие ФЗ о стимулировании развития розничных рынков (ответственными Минпромторг России, Минсельхоз России и ФАС России) не исполнен [16, С. 43].

9. повышение эффективности мер государственной поддержки оказываемым сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам позволяющих ликвидировать дискриминационный и необоснованно ограничительный характер их предоставления с результирующим показателем в 2018-2020 годы – снижение нарушений антимонопольного законодательства организаторами конкурсов на уровне министерств, ведомств, администраций и профильных фондов (отчетность – формирование трех ведомственных отчетов);

10. разработка мер, обеспечивающих исключение ограничения конкуренции сельхозпроизводителями-участницами грантов и конкурсов программ с государственной поддержкой без результирующего показателя в 2020 году (отчетность – формирование отчетов с докладами по вопросам: предоставления льготных кредитов на основе обзора практики; формирования ограничений (границ) по критерию среднегодового дохода; анализа правоприменительной практики предоставления субсидий на уровне субъектов РФ в целях обнаружения и исключения избыточных требований);

11. обеспечение защиты и развития конкуренции на товарных рынках семян, посадочного и племенного материалов и связанных с ним агротехнологий с результирующим показателем в 2018-2020 годы – снижение уровня зависимости отечественного рынка от импортного генетического и селекционного материалов (отчетность – издание двух приказов Минсельхоза России, заключение межведомственного соглашения между Минсельхозом России и ФАС России, формирование отчета в Минсельхоз России, отчет с докладом в Правительстве РФ, принятие федерального закона, а также подготовка постановления Правительства РФ) .

Комплекс мер развития конкуренции на рынке АПК из 11 блоков мероприятий только 7 имеют результирующие показатели и в 7 присутствует принятие решений на уровне разработки нормативно-правовых актов (Постановлений Правительства РФ и Федеральных законов).

В Нацплане до 2025 года заявлено 49 мероприятий, направленных на совершенствование конкурентной политики из которых 3 непосредственно относятся к агропромышленному комплексу. Ключевые показатели развития конкуренции к 2025 году сформулированы без привязки к конкретным отраслям или сферам, в то время как ожидаемые результаты в аграрном секторе экономики следующие:

– обеспечить инструментарий подачи в заявительной форме в единой государственной информационной системе на предоставление субсидий сельскохозяйственным предприятиям и крестьянским (фермерским) хозяйствам на всех уровнях федеральном и региональном (ответственный Минсельхоз России);

– обеспечить количественный рост получения субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства из числа сельскохозяйственных предприятий, К(Ф)Х (ответственный Минсельхоз России);

– обеспечить актуализацию реестра сельхозпродукции (товаров), с расширением линейки реализуемой продукции на биржах (ответственные Минсельхоз России и ФАС России).

В условиях трансформации экономико-правового реальности требуется обеспечить снижение потерь сельскохозяйственной продукции при транспортировке и хранении путем совершенствования системы хранения, переработки и реализации продукции и принятия на законодательном уровне соответствующих решений. А также требуется совершенствование механизма трансфера технологий для обеспечения повышения конкурентоспособности и независимости АПК.

Выводы

Анализ антимонопольного регулирования аграрного сектора с начала становления системы защиты конкуренции и формирования конкурентной политики в период с 1994 года по настоящее время позволил авторам сделать следующие выводы:

– осуществлен переход от количественных показателей к качественным обеспечивающий структурные изменения экономики АПК;

– поставленные цели и задачи сформулированы через реализацию мероприятий на уровнях федерального, регионального и местного;

– обеспечено расширение перечня приоритетных сфер (отраслей) с 7 до 18, в том числе с включением аграрной отрасли.

– обеспечено на законодательном уровне повышение доли частного агробизнеса в общей доле экономики по средствам снижения доли государственных и муниципальных компаний;

– реализовано введение частного агробизнеса на низкоконкурентные рынки, что позволяет снизить уровень экономической концентрации.

Проведенный анализ институциональной среды агропромышленного комплекса в условиях трансформации экономико-правового реальности выявил сильные и слабые стороны правового регулирования экономических отношений в первую очередь затрагивающие сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивающих продовольственную безопасность и независимость России.

Библиографический список

1. Стадник, А. Т. Развитие конкуренции на товарных рынках, связанных с АПК, в регионах СФО / А. Т. Стадник, С. А. Шелковников, Э. М. Лубкова // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 6. – С. 86-90. – DOI 10.32651/206-86. – EDN XBWJSP.

2. Белова, Т. Н. Процессы импортозамещения в агропродовольственной сфере / Т. Н. Белова // Экономика региона. – 2019. – Т. 15, № 1. – С. 285-297. – DOI 10.17059/2019-1-22. – EDN ZYMFOO.

3. Беляев, С. А. Cостояние внешней торговли в агропродовольственном сегменте в регионе / С. А. Беляев, О. И. Севрюкова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – № 9. – С. 203-208. – EDN SINEVO.

4. Маслова, В. В. Конкурентоспособность отечественной продукции птицеводства на внешних рынках / В. В. Маслова // Экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 8. – С. 54-60. – DOI 10.32651/218-54. – EDN LAENZZ.

5. Монахов, С. В. Теоретическое обоснование создания единой национальной системы трансфера технологий в контексте обеспечения технологической независимости агропромышленного комплекса / С. В. Монахов // Экономика сельского хозяйства России. – 2023. – № 1. – С. 50-56. – DOI 10.32651/231-50. – EDN YGHDRP.

6. Improvement of the economic mechanism for increasing the efficiency of agricultural production in Kazakhstan / К. Е. Шертимова, А. С. Тулеметова, Б. С. Бердиярова [et al.] // Вестник Казахского университета экономики, финансов и международной торговли. – 2022. – No. 4(45). – DOI 10.52260/2304-7216.2021.4(45).23. – EDN VPXFLI.

7. Полторыхина, С. В. Создание территорий с особым инновационным статусом применительно к агропромышленному комплексу: потенциал и формирование институтов / С. В. Полторыхина // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11(148). – С. 442-445. – DOI 10.34925/EIP.2022.148.11.084. – EDN GQHCNE.

8. Анциферова, О. Ю. Форсайт-исследования в изучении инфраструктуры пригородного агропродовольственного комплекса / О. Ю. Анциферова, Е. П. Задворнева // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2019. – № 4(59). – С. 154-158. – EDN RWUASW.

9. Тетюркина, Е. В. К вопросу продовольственной безопасности государства: институциональный аспект / Е. В. Тетюркина, Э. Ч. Пак // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2023. – № S1. – С. 182-187. – DOI 10.47576/2411-9520_2023_S1_182. – EDN BMNXWZ.

10. Проблемы прогнозирования состояния инфраструктуры развития АПК сельского муниципального образования в постэпидемиологический период / Г. М. Гриценко, Н. Ф. Вернигор, А. В. Миненко, О. П. Апалькова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 12. – С. 16-19. – DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-12-16-19. – EDN WMGGHO.

11. Богомолова, И. П. Функционирование и развитие перерабатывающей сферы мясопродуктового подкомплекса Российской Федерации / И. П. Богомолова, А. В. Котарев, А. О. Котарева // АПК: экономика, управление. – 2019. – № 1. – С. 44-57. – DOI 10.33305/191-44. – EDN YUVOOD.

12. Зюкин, Д. А. Развитие экспортного потенциала зернового хозяйства России / Д. А. Зюкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2019. – № 1. – С. 58-61. – EDN VSTHIM.

13. Магомедов, А. М. Эффективность и господдержка сельского хозяйства региона в новых геополитических условиях / А. М. Магомедов // Управленческий учет. – 2015. – № 6. – С. 11-19. – EDN UHXRUR.

14. Гавловская, Г. В. АПК России: проблемы и основные векторы развития / Г. В. Гавловская, А. С. Буркина // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 11-18. – EDN LQOOAN.

15. Коньшина, Л. А. Современные особенности региональной политики импортозамещения в АПК / Л. А. Коньшина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 12. – С. 43-49. – DOI 10.17513/fr.43395. – EDN IQMXOA.

16. Кириенко, Г. С. Избыточное регулирование торговли на розничных рынках: направления совершенствования законодательства / Г. С. Кириенко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 12. – С. 42-45. – DOI 10.18572/1813-1247-2022-12-42-45. – EDN IFTODC.

References

1. Stadnik, A. T. Razvitiye konkurentsii na tovarnykh rynkakh, granitsakh s APK, v regionakh SFO / A. T. Stadnik, S. A. Shelkovnikov, E. M. Lubkova // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. – 2020. – № 6. – S. 86-90. – DOI 10.32651/206-86. – EDN XBWJSP.

2. Belova, T. N. Protsessy importozameshcheniya v agroprodovol'stvennoy sfere / T. N. Belova // Ekonomika regiona. – 2019. – T. 15, № 1. – S. 285-297. – DOI 10.17059/2019-1-22. – EDN ZIMFU.

3. Belyayev, S. A. Koeffitsiyent vneshney torgovli v agroprodovol'stvennom segmente regionov / S. A. Belyayev, O. I. Sevryukova // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. – 2021. – № 9. – S. 203-208. – EDN SINEVO.

4. Maslova, V. V. Konkurentosposobnost' otechestvennoy produktsii ptitsevodstva na zarubezhnykh rynkakh / V. V. Maslova // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. – 2021. – № 8. – S. 54-60. – DOI 10.32651/218-54. – EDN LAYENTS.

5. Monakhov, S. V. Teoreticheskoye obosnovaniye sozdaniya yedinoy sistemy natsional'nogo transfera tekhnologiy v desyatikratnom obespechenii tekhnologicheskoy nezavisimosti agropromyshlennogo kompleksa / S. V. Monakhov // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. – 2023. – № 1. – S. 50-56. – DOI 10.32651/231-50. – EDN YGHDRP.

6. Improvement of the economic mechanism for increasing the efficiency of agricultural production in Kazakhstan / К. Е. Шертимова, А. С. Тулеметова, Б. С. Бердиярова [et al.] // Вестник Казахского университета экономики, финансов и международной торговли. – 2022. – No. 4(45). – DOI 10.52260/2304-7216.2021.4(45).23. – EDN VPXFLI.

7. Poltorykhina, S. V. Sozdaniye proiskhodit s nashim innovatsionnym statusom primenitel'no k agropromyshlennomu kompleksu: potentsial i vozmozhnosti institutov / S. V. Poltorykhina // Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2022. – № 11(148). – S. 442-445. – DOI 10.34925/EIP.2022.148.11.084. – EDN GQHCNE.

8. Antsiferova, O. YU. Forsayt-issledovaniya v obuchenii rabotnikov prigorodnogo agroprodovol'stvennogo kompleksa / O. YU. Antsiferova, Ye. P. Zadvorneva // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2019. – № 4(59). – S. 154-158. – EDN RVUASV.

9. Tetyurkina, Ye. V. K voprosu prodovol'stvennoy bezopasnosti gosudarstva: institutsional'nyy aspekt / Ye. V. Tetyurkina, E. CH. Pak // Innovatsionnaya ekonomika: informatsiya, analitika, prognozy. – 2023. – № S1. – S. 182-187. – DOI 10.47576/2411-9520_2023_S1_182. – EDN BMNXWZ.

10. Problemy prognozirovaniya sostoyaniya zanyatosti razvitiya APK sel'skogo munitsipal'nogo obrazovaniya v postepidemiologicheskiy period / G. M. Gritsenko, N. F. Vernigor, A. V. Minenko, O. P. Apal'kova // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. – 2020. – № 12. – S. 16-19. – DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-12-16-19. – EDN VMGGO.

11. Bogomolova, I. P. Funktsionirovaniye i razvitiye pererabatyvayushchey sfery myasoproduktovogo podkompleksa Rossiyskoy Federatsii / I. P. Bogomolova, A. V. Kotarev, A. O. Kotareva // APK: ekonomika, upravleniye. – 2019. – № 1. – S. 44-57. – DOI 10.33305/191-44. – EDN YUVUD.

12. Zyukin, D. A. Razvitiye eksportnogo potentsiala zernovogo khozyaystva Rossii / D. A. Zyukin // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. – 2019. – № 1. – S. 58-61. – EDN VSTKHIM.

13. Magomedov, A. M. Effektivnost' i gospodstvo ustoychivogo razvitiya sel'skogo khozyaystva regiona v novykh geopoliticheskikh usloviyakh / A. M. Magomedov // Upravlencheskiy uchet. – 2015. – № 6. – S. 11-19. – EDN UKHKHRUR.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Gavlovskaya, G. V. APK Rossii: problemy, osnovnyye i printsipy razvitiya / G. V. Gavlovskaya, A. S. Burkina // FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya. – 2021. – T. 18, № 2. – S. 11-18. – EDN LKOOAN.

15. Kon'shina, L. A. Sovremennyye osobennosti regional'noy politiki importozameshcheniya v APK / L. A. Kon'shina // Fundamental'nyye issledovaniya. – 2022. – № 12. – S. 43-49. – DOI 10.17513/fr.43395. – EDN IQMXOA.

16. Kiriyenko, G. S. Izbytochnoye regulirovaniye torgovli na roznichnykh rynkakh: napravleniya s uchetom zakonodatel'stva / G. S. Kiriyenko // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. – 2022. – № 12. – S. 42-45. – DOI 10.18572/1813-1247-2022-12-42-45. – EDN IFTODK.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45

Ural State University of Economics

62/45, 8 Marta Street/Narodnaya Volya St, 620144, Yekaterinburg, Russia

Курдюмов Александр Васильевич / Alexander V. Kurdyumov

kurdyumov@usue.ru

Громова Наталья Сергеевна / Natalya S. Gromova

gromovans@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.