Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МНОГОУКЛАДНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МНОГОУКЛАДНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / АГРОЛИЗИНГ / МНОГОУКЛАДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева О.В., Криничная Е.П.

Статья посвящена вопросам исследования современной системы государственной поддержки направления технической модернизации аграрной отрасли с целью поиска и обоснования направлений ее совершенствования. Как показали исследования, государственная поддержка во всем мире является действенным механизмом создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности субъектов агробизнеса. При этом ключевые направления и меры государственной поддержки во многом индивидуальны для каждой из стран, отражают особенности и специфику национального агросектора. Авторами проведен анализ современной системы государственной поддержки внедрения инноваций и технологий в аграрный сектор экономики страны, как одного из ключевых направлений государственного регулирования, которое посредством нормативно-законодательного и финансового регулирования способствует привлечению технологий в различные формы хозяйствования. Это в свою очередь определяет в перспективе места и роли каждой категории хозяйств в развитии сельского хозяйства, производстве высококачественной и конкурентоспособной продукции, обеспечении продовольственной безопасности страны и выход на международные сельскохозяйственные торговые площадки. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о несовершенстве существующей системы господдержки, требующего корректировки мер, направлений, объемов государственного финансирования. Отмечается, что, несмотря на значительное увеличение в последние годы объемов государственной поддержки малого агробизнеса, размер бюджетного финансирования малого сектора составляет не более 8-10%, выделяемых государством средств на поддержку АПК. Что требует корректировки и изменений с учетом потребностей сложившейся аграрной структуры. Перспективным направлением совершенствования государственной поддержки отрасли авторами выделена система агролизинга, обладающего рядом преимуществ в сравнении с классическим кредитом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR THE TECHNICAL MODERNIZATION OF MULTI-LAYERED AGRICULTURE IN RUSSIA: STATUS AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT

The article is devoted to the research of the modern system of state support for the direction of technical modernization of the agricultural sector in order to find and justify the directions for its improvement. The research has shown that state support around the world is an effective mechanism for creating favourable conditions for the economic activities of agribusiness entities. At the same time, the key directions and measures of state support are largely individual for each of the countries, they reflect the peculiarities and specific characteristics of the national agricultural sector. The authors analyzed the modern system of state support for the introduction of innovations and technologies in the agricultural sector of the country's economy, as one of the key areas of state regulation, which through regulatory, legislative and financial regulation promotes the involvement of technologies in various forms of management. This, in turn, determines in the future the places and roles of each category of farms in the development of agriculture, the production of high-quality and competitive products, ensuring the country's food security and access to international agricultural trading platforms. The results of the analysis indicate the imperfection of the existing system of state support, which requires adjustments to measures, directions, and volumes of state financing. It is noted that, despite a significant increase in recent years in the volume of state support for small agribusiness, the amount of budget financing of the small sector is no more than 8-10% of the funds allocated by the state to support the agro-industrial complex. It requires adjustments and changes, taking into account the needs of the existing agrarian structure. The authors have identified the agroleasing system as a promising direction for improving state support for the industry, which has a number of advantages in comparison with the classic loan.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ МНОГОУКЛАДНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК / UDC 631.115

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

МНОГОУКЛАДНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

STATE SUPPORT FOR THE TECHNICAL MODERNIZATION OF MULTI-LAYERED AGRICULTURE IN RUSSIA: STATUS AND DIRECTIONS OF IMPROVEMENT

Исаева O.B.*, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Isaeva O.V.*, Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher Криничная Е.П., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Krinichnaya E.P., Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher ФГБНУ «Федеральный Ростовский аграрный научный центр», Ростовская область, Россия Federal Rostov Agrarian Scientific Center, Rostov region, Russia *E-mail: olga.isaeva-84@yandex.ru

Статья посвящена вопросам исследования современной системы государственной поддержки направления технической модернизации аграрной отрасли с целью поиска и обоснования направлений ее совершенствования. Как показали исследования, государственная поддержка во всем мире является действенным механизмом создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности субъектов агробизнеса. При этом ключевые направления и меры государственной поддержки во многом индивидуальны для каждой из стран, отражают особенности и специфику национального агросектора. Авторами проведен анализ современной системы государственной поддержки внедрения инноваций и технологий в аграрный сектор экономики страны, как одного из ключевых направлений государственного регулирования, которое посредством нормативно-законодательного и финансового регулирования способствует привлечению технологий в различные формы хозяйствования. Это в свою очередь определяет в перспективе места и роли каждой категории хозяйств в развитии сельского хозяйства, производстве высококачественной и конкурентоспособной продукции, обеспечении продовольственной безопасности страны и выход на международные сельскохозяйственные торговые площадки. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о несовершенстве существующей системы господдержки, требующего корректировки мер, направлений, объемов государственного финансирования. Отмечается, что, несмотря на значительное увеличение в последние годы объемов государственной поддержки малого агробизнеса, размер бюджетного финансирования малого сектора составляет не более 8-10%, выделяемых государством средств на поддержку АПК. Что требует корректировки и изменений с учетом потребностей сложившейся аграрной структуры. Перспективным направлением совершенствования государственной поддержки отрасли авторами выделена система агролизинга, обладающего рядом преимуществ в сравнении с классическим кредитом. Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, техническая модернизация, агролизинг, многоукладность

The article is devoted to the research of the modern system of state support for the direction of technical modernization of the agricultural sector in order to find and justify the directions for its improvement. The research has shown that state support around the world is an effective mechanism for creating favourable conditions for the economic activities of agribusiness entities. At the same time, the key directions and measures of state support are largely individual for each of the countries, they reflect the peculiarities and specific characteristics of the national agricultural sector. The authors analyzed the modern system of state support for the introduction of innovations and technologies in the agricultural sector of the country's economy, as one of the key areas of state regulation, which through regulatory, legislative and financial regulation promotes the involvement of technologies in various forms of management. This, in turn, determines in the future the places and roles of each category of farms in the development of agriculture, the production of high-quality and competitive products, ensuring the country's food security and access to international agricultural trading platforms. The results of the analysis indicate the imperfection of the existing system of state support, which requires adjustments to measures, directions, and volumes of state financing. It is noted that,

despite a significant increase in recent years in the volume of state support for small agribusiness, the amount of budget financing of the small sector is no more than 8-10% of the funds allocated by the state to support the agro-industrial complex. It requires adjustments and changes, taking into account the needs of the existing agrarian structure. The authors have identified the agroleasing system as a promising direction for improving state support for the industry, which has a number of advantages in comparison with the classic loan. Key words: agriculture, state support, technical modernization, agroleasing, multistructurality.

Введение. Анализ развития экономик высокоразвитых государств свидетельствует о том, что практически в каждой их аграрных стран активно используется механизм государственной поддержки сельского хозяйства. При этом методы и механизмы государственного регулирования и поддержки определяются уровнем развития аграрного сектора АПК и общенациональными приоритетами каждой страны.

В настоящее время в России реализуются меры государственной поддержки сельского хозяйства, схожие с аналогичными мерами в аграрно-развитых странах. Прежде всего, данная поддержка подразумевает предоставление субсидий, направленных на сокращение издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако необходимо уточнить, что одной из особенностей господдержки в нашей стране является дисбаланс при распределении субсидий в сторону крупных предприятий (агрохолдингов и иных объединений), обладающих хорошими административными ресурсами, благодаря чему они могут преодолевать бюрократические барьеры при получении государственных субсидий [1].

Следует отметить, что в зарубежных странах преобладает косвенная форма господдержки (квотирование импорта сельхозпродукции, таможенное регулирование и др.), позволяющая решать не только проблемы развития сельскохозяйственной отрасли, но и общества в целом. В России преимущественное распространение получила прямая финансовая поддержка, которая носит в большей степени компенсационный, а не стимулирующий характер [2, 3]. При этом уровень государственной поддержки отечественного сельскохозяйственного производства в значительной степени уступает развитым аграрным странам [4].

Целью исследований являлось изучение современной системы государственной поддержки технико-технической модернизации многоукладного сельского хозяйства России и выявление приоритетных направлений ее совершенствования с учетом особенностей функционирования различных форм агрохозяйстввания.

Результаты и обсуждение. На комплексное развитие всех отраслей и подотраслей сельского хозяйства, а также сфер деятельности АПК России направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 (далее - Госпрограмма). Основные задачи Госпрограммы: стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве, развитие биотехнологий, стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК, создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Несмотря на то, что сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей национальной экономики, удельный вес бюджетных ассигнований на развитие сельского хозяйства в рамках реализации Госпрограммы за период с 2013 г. по 2020 г. составил менее 2,0% от общего объема расходов федерального бюджета. Данная статистика свидетельствует о наличии проблемы недостаточности государственной поддержки и финансирования (табл. 1).

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013-2020 гг._

Год Расходы федерального бюджета - всего, млрд руб. Расходы на реализацию Госпрограммы

млрд руб. %

2013 13342,9 197,9 1,48

2014 14831,6 186,6 1,26

2015 15620,3 222,3 1,42

2016 16416,4 218,1 1,33

2017 16420,3 233,8 1,42

2018 16713,0 249,5 1,49

2019 18214,5 311,5 1,71

2020 22821,6 271,3 1,19

Примечание: составлено авторами по [5, 6].

Удельный вес расходов федерального бюджета на техническую модернизацию АПК в общем объеме финансирования, направленного на развитие сельского хозяйства в рамках Госпрограммы, имел положительную тенденцию роста, за исключением 2014 и 2018 гг. В 2020 г. на фоне общего сокращения расходов федерального бюджета на развитие сельского хозяйства отмечено значительное снижение объемов финансирования технической модернизации отечественного АПК (табл. 2). Общий итог реализации ведомственного проекта «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» в 2013-2020 гг. -сельхозпроизводителям поставлена 104 371 ед. техники, в том числе: 23 756 зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, 8 324 трактора.

Таблица 2 - Объемы финансирования технической модернизации АПК в рамках реализации Госпрограммы в 2013-2020 гг._

Год Госпрограмма, млн руб. Техническая модернизация АПК

млн руб.1 %

2013 197 896,21 2 430,00 1,23

2014 186 589,34 1 570,00 0,84

2015 222 275,32 5 264,90 2,37

2016 218 090,73 11 162,00 5,12

2017 233 775,61 15 948,80 6,82

2018 249 503,54 14 000,00 5,61

2019 311 508,17 19 481,79 6,25

2020 271 289,60 6 636,81 2,45

Примечание: составлено авторами по [5, 6].

Одной из мер государственной поддержки технологической и технической модернизации является предоставление субсидий предприятиям сельскохозяйственного машиностроения на возмещение затрат на производство техники, реализуемой сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой. В рамках реализации данной программы Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2019 г. были заключены соглашения с 74 предприятиями сельхозмашиностроения, субсидии и скидки были предоставлены на 5 414 наименований сельхозтехники (в 2018 г. - 64 предприятия, 3820 наименований техники). Полученные в 2019 г. субсидии направлены производителями сельскохозяйственной техники на инвестиции в развитие основного производства в объеме 2 737,7 млн руб., в разработку и освоение основных видов сельхозтехники - 604,8 млн. руб.

Важным условием успешного развития АПК, в том числе, посредством внедрения инноваций и передовых технологий, является доступность кредитов

1 Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» до 2018 г. Ведомственный проект «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» с 2018 г.

для сельскохозяйственных товаропроизводителей. В целях повышения доступности заемных средств в рамках реализации ведомственного проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» осуществляются следующие меры господдержки:

1. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), полученным до 31.12.2016 г. включительно. По данным Минсельхоза России в настоящее время наблюдается положительная динамика по снижению объема ссудной задолженности по субсидируемым кредитам (займам), что говорит об эффективности государственной поддержки, помогающей сельхозтоваропроизводителям не отвлекать собственные средства для обслуживания кредитных договоров.

2. Механизм льготного кредитования предприятий АПК, предусматривающий выделение субсидий напрямую кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям по ставке не более 5%. Однако следует отметить, что за период реализации программы льготного кредитования с 2017 г. по 2020 г. динамика сумм льготных кредитов по заключенным кредитным договорам была неустойчивой. К 2020 г. объемы краткосрочного кредитования увеличились почти в 3,5 раза с 205 млрд руб. до 713 млрд руб. с одновременным сокращением сумм инвестиционного кредитования почти на 35 % [7-9].

3. Возмещение части прямых понесенных затрат сельхозпроизводителей на создание и/или модернизацию объектов АПК - тепличных комплексов, оптово-распределительных, селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, овоще- и картофелехранилищ, плодохранилищ, животноводческих комплексов. Данная мера государственной поддержки направлена на сокращение сроков окупаемости инвестпроектов, повышение заинтересованности инвесторов в создании новых объектов АПК и модернизации уже функционирующих. За период оказания данного вида господдержки с 2015 г. по 2020 г. отобрано и профинансировано 685 инвестиционных проектов, в том числе 102 инвестпроекта профинансировано в 2020 г.

В связи с существующей многоукладной аграрной структурой России, большое значение имеет государственная поддержка малоформатного сектора экономики по направлениям инновационно-технологического развития. Поддержка малых форм хозяйствования в агросекторе страны осуществляется в рамках ведомственного проекта «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» Госпрограммы за счет средств «единой» субсидии. Она включает в себя мероприятия по предоставлению грантов на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных ферм, поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. С начала реализации данного направления Госпрограммы отмечается тенденция увеличения объемов господдержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов. Расходы федерального бюджета на поддержку развития семейных ферм увеличились в 2,7 раза, на поддержку начинающих фермеров почти в 2 раза. По расходам на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в период с 2015 г. (начала оказания поддержки по данному направлению) по 2020 г. отмечен пятикратный рост (рис. 1). Несмотря на положительные тенденции государственного финансирования субъектов малого агробизнеса, на поддержку малых форм хозяйствования приходится не более 8-10 % общего объема Госпрограммы [10-13].

4,5 4,6 -А----А- -

33 ♦—"""

4,1 —- 3,9

2,0 ♦

2014 г.

0,4

2015 г. 2016 г.

2017 г.

2,6

2018 г.

2,3

2019 г.

2,1

2020 г.

■ Поддержка начинащих фермеров

—а— Развитие семейных ферм

■ Грантовая поддержка СПоК для развития материально-технической базы

Рисунок 1 - Динамика объемов государственной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации в России за 2013-2020 гг., млрд руб. (составлено авторами по [5, 14])

Отмечается увеличение показателей средних (расчетных) размеров грантов, предоставляемых малым формам хозяйствования (рис. 2).

20 15 10 5 0

4

5,

5,

8 0,

6,

6 7

5

9

7,

0, 4,

5

6

™ от" 36

10 1,

4

4

9,

о г-Т

,

со

со со со"

со

,

Ш\--А ЕЯ ШШ Ш

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

и Средний размер гранта на поддержку одного начинающего фермера

□ Средний размер гранта на развитие одной семейной фермы

□ Средний размер гранта, предоставляемого на развитие СПоК

Рисунок 2 - Средние (расчетные) размеры грантов, предоставленных малым формам хозяйствования в 2013-2020 гг., млн руб. (составлено авторами по [5])

Обновлению машинно-тракторного парка способствуют реализуемые региональные программы льготного лизинга, предусматривающие компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. В 2020 г. такие программы действовали в 62 субъектах Российской Федерации с общим объемом финансирования 14,6 млрд руб. Для сравнения: в 2013 г. данные программы реализовывались лишь в 39 субъектах с объемом финансирования 4 млрд руб. (рис. 3). 80

60

40

20

10,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10,1

К

20,0

14 6 14,6 Ш?- 14,6_¡Ж1 15,0

10,2

10,0

5,0

0,0

ш хШ ъш Шя ША [Ш

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

шгт Количество субъектов, реализующих региональные программы А Объемы финансирования, млрд руб.

Рисунок 3 - Динамика финансирования региональных программ льготного лизинга в 2013-2020 гг. (составлено авторами по [5])

Как показали авторские изыскания, в настоящее время аграрному сектору экономики России характерен ряд системных проблем. Важнейшей является высокая степень изношенности машинно-тракторного парка и материально-технической базы, что привело к снижению производственно-технического потенциала сельскохозяйственной отрасли [15, 16]. В этой связи особое внимание государства должно быть уделено вопросам совершенствования и корректировке мер и направлений государственной поддержки агросектора. Одним из таких направлений является система льготного агролизинга. Лизинг, как источник финансирования и способ инвестирования, является альтернативой банковского кредита. При этом отмечаются некоторые преимущества системы агролизинга в сравнении с банковскими кредитами (рис. 4).

Лизингодатель предлагает сравнительно низкую процентную ставку по сравнению с более высокой ставкой ссудного процента в банке

При первоначальном взносе от 10 % лизингодатель не требует дополнительного залогового обеспечения

Лизингополучатель получает не денежные средства: а основные фонды, то есть объекты целевой направленности инвестиционного характера

Лизингодатель дает лизингополучателю возможность выбора удобных способов лизинговых платежей

Более длительные сроки лизинговых договоров по сравнению с банковскими

В структуру лизинговых платежей заложено страхование, в то время как. при оформлении банковских кредитов заемщикам необходимо дополнительно оплачивать страховую премию

По окончании договора лизинга сельскохозяйственные товаропроизводители, как лизингополучатели, могут пол>'чить обьект лизинга по нулевой стоимости

Сельхозтоваропроизводители, использующие лизинг, могут рассчитывать на налоговые преференции

Рисунок 4 - Преимущества системы агролизинга по сравнению с банковскими кредитами (составлено авторами по [17, 18])

Совершенствование системы агролизинга в России целесообразно осуществлять по таким направлениям, как [19, 20]:

- расширение программ льготного лизинга, проработка гибких договорных условий, учитывающих особенности многоукладного сельского хозяйства и отраслевую сезонность производства;

- проработка вопроса применения лизинговых программ «trade-in» (заключение договора лизинга на новую высокопроизводительную технику с частичным покрытием лизингового платежа за счет собственной устаревшей техники), в том числе нормативно-законодательного обеспечения;

- стимулирование участия различных форм агрохозяйствования в системе агролизинговых отношений посредством предоставления налоговых льгот и преференций;

- расширение системы информационно-консультационных центров по наиболее актуальным вопросам агролизинга для аграриев, сопровождения лизинговых сделок и пр.

Выводы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о несовершенстве существующей системы господдержки технической модернизации агросектора, существующих диспропорциях перераспределения бюджетных средств между крупным и малым агробизнесом, а также существующем дефиците государственного финансирования. Как показывают исследования, несмотря на существующие проблемы, отечественная система государственной поддержки ежегодно корректируется с учетом изменения конъюнктуры продовольственного рынка и актуализации потребностей различных форм агрохозяйствования; пересматриваются и детализируются направления, а также уточняются объемы финансовых потоков бюджетных средств. Следует отметить, что не всегда вносимые изменения в полной мере могут скорректировать существующий перекос системы господдержки и учесть интересы различных категорий товаропроизводителей, в особенности малого агробизнеса. Однако со стороны государственных органов власти предпринимаются шаги по созданию максимально благоприятной системы господдержки и регулирования с целью повышения ее качества и эффективности, упрощения процедур получения, расширения приоритетных программ и механизмов господдержки. Одним из таких направлений является система льготного агролизинга, как эффективного инструмента технико-технологической модернизации отечественного сельского хозяйства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Саакян А.А. Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития АПК // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 4 (131). С. 18-21.

2. Прокофьев М.Н., Сибиряев А.С. Мировой опыт государственной финансовой поддержки сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2019. № 2 (93). С. 119-125.

3. Павлушкина О.И., Черная А.Е., Кирсанова О.В. Государственная финансово-кредитная поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях современных рисков // Проблемы анализа риска. 2015. Т. 12. № 6. С. 16-21.

4. Битохова Д.А. Сравнительный анализ государственной поддержки АПК России и зарубежных стран // Вестник современных исследований. 2020. № 2-2 (32). С. 15-18.

5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ // URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/ (дата обращения 20.01.2022).

6. Основные проблемы реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и стратегические направления ее актуализации / И.Г. Ушачев, А.Г. Папцов, В.В. Маслова, B.C. Чекалин // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2021. № 9 (769). С. 48-58.

7. Оборин М.С. Институциональное обеспечение технологического развития АПК региона // АПК: Экономика, управление. 2021. № 12. С. 60-68. DOI: 10.33305/2112-60.

8. Узун В.Я. Дефицит субсидируемых кредитов в АПК и меры по его преодолению // Нероновские чтения. 2020. № 25. С.178-181.

9. Мирошниченко Т.А. Льготное кредитование сельского хозяйства: тенденции, проблемы и направления совершенствования // Управленческий учет. 2021. № 9-3. С. 755-764. DOI: https://doi.org/10.25806/uu9-32021755-764.

10. Шеламова Н.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в АПК России на федеральном и региональном уровне // АПК: Экономика, управление. 2021. № 10. С. 63-71. DOI: 10.33305/2110-63.

11. Arkhipova O.V., Zelezinskii A.L., Maurer T. State support measures for small and medium-sized businesses implemented in the Russian Federation during the economic crisis // Economic Vector. 2020. № 4 (23). C. 5-14. DOI: 10.36807/2411-7269-2020-4-23-5-14.

12. Kholodova M.A., Krinichnaya E. Diversity of the agricultural sector of the Russian economy: regularities of formation and development. E3S Web of Conferences 210, 13009 (2020). DOI:10.1051/e3sconf/202021013009.

13. Кирсанова О.В. Роль государственного регулирования в развитии агрострахования // АПК: Экономика, управление. 2015. № 2. С.48-52.

14. Improving government support for small agribusiness due to the COVID-19 coronavirus pandemic / A.A. Alekseev, O.A. Ruschitskaya, V.N. Lavrov, N.A. Yurchenko // Аграрный вестник Урала. 2020. № 04 (195). С. 86-90. DOI:10.32417/1997-4868-2020-195-4-86-90.

15. Uzun V., Shagaida N., Lerman Z. Russian agriculture: Growth and institutional challenges // Land Use Policy. 2019. Vol. 83. P. 475-487. DOI: 10.1016/j.landusepol.2019.02.018.

16. The key factors for development of Russian agricultural enterprises of various business patterns / O. Isaeva, M. Kabanenko, A. Chistyakov, L. Dubrova, N. Filin // XIII International Scientific and Practical Conference «State

and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2020». E3S Web Conf. Vol.175. 2020. DOI: 10.1051/e3sconf/202017513022.

17. Агролизинг как инструмент материально-технического обеспечения в аграрной сфере / Н. Полянская, Э. Найданова, А. Колесняк, И. Колесняк, О. Брянская // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 1. С. 30-40. DOI: 10.32651/211-30.

18. Sandu I., Vasilchenko M. Innovative-investment development of agriculture in the conditions of formation of the export-oriented economic sector: system approach // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2020. T. 20. № 1. C. 599-612.

19. Polyanin A.V., Moiseev V.V. Modern agricultural policy of import substitution and management in agricultural complex of russia // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 11(59). C. 38-45. DOI: 10.18551/rjoas.2016-11.06.

20. Кирица А., Авдеев Ю., Чутчева Ю. Зарубежный опыт использования лизинга в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2021. № 2. С. 106-111. DOI: 10.32651/212-106.

REFERENCES

1. Saakyan A.A. Zarubezhnyy i otechestvennyy opyt gosudarstvennoy podderzhki razvitiya APK // Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. 2021. № 4 (131). S. 18-21.

2. Prokofev M.N., Sibiryaev A.S. Mirovoy opyt gosudarstvennoy finansovoy podderzhki selskogo khozyaystva // Vestnik NGIEI. 2019. № 2 (93). S. 119-125.

3. Pavlushkina O.I., Chernaya A.Ye., Kirsanova O.V. Gosudarstvennaya finansovo-kreditnaya podderzhka selkhoztovaroproizvoditeley v usloviyakh sovremennykh riskov // Problemy analiza riska. 2015. T. 12. № 6. S. 16-21.

4. Bitokhova D.A. Sravnitelnyy analiz gosudarstvennoy podderzhki APK Rossii i zarubezhnykh stran // Vestnik sovremennykh issledovaniy. 2020. № 2-2 (32). S. 15-18.

5. Ofitsialnyy sayt Ministerstva selskogo khozyaystva RF // URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/ (data obrashcheniya 20.01.2022).

6. Osnovnye problemy realizatsii gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya i strategicheskie napravleniya ee aktualizatsii / I.G. Ushachev, A.G. Paptsov, V.V. Maslova, V.S. Chekalin // Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federalnogo Sobraniya RF. 2021. № 9 (769). S. 48-58.

7. Oborin M.S. Institutsionalnoe obespechenie tekhnologicheskogo razvitiya APK regiona // APK: Ekonomika, upravlenie. 2021. № 12. S. 60-68. DOI: 10.33305/2112-60

8. Uzun V.Ya. Defitsit subsidiruemykh kreditov v APK i mery po ego preodoleniyu // Neronovskie chteniya. 2020. № 25. S.178-181.

9. Miroshnichenko T.A. Lgotnoe kreditovanie selskogo khozyaystva: tendentsii, problemy i napravleniya sovershenstvovaniya // Upravlencheskiy uchet. 2021. № 9-3. S. 755-764. DOI: https://doi.org/10.25806/uu9-32021755-764.

10. Shelamova N.A. Podderzhka malogo i srednego predprinimatelstva v APK Rossii na federalnom i regionalnom urovne // APK: Ekonomika, upravlenie. 2021. № 10. S. 63-71. DOI: 10.33305/2110-63.

11. Arkhipova O.V., Zelezinskii A.L., Maurer T. State support measures for small and medium-sized businesses implemented in the Russian Federation during the economic crisis // Economic Vector. 2020. № 4 (23). S. 5-14. DOI: 10.36807/2411-7269-2020-4-23-5-14.

12. Kholodova M.A., Krinichnaya E. Diversity of the agricultural sector of the Russian economy: regularities of formation and development. E3S Web of Conferences 210, 13009 (2020). DOI:10.1051/e3sconf/202021013009.

13. Kirsanova O.V. Rol gosudarstvennogo regulirovaniya v razvitii agrostrakhovaniya // APK: Ekonomika, upravlenie. 2015. № 2. S.48-52.

14. Improving government support for small agribusiness due to the COVID-19 coronavirus pandemic / A.A. Alekseev, O.A. Ruschitskaya, V.N. Lavrov, N.A. Yurchenko // Agrarnyy vestnik Urala. 2020. № 04 (195). S. 86-90. DOI:10.32417/1997-4868-2020-195-4-86-90.

15. Uzun V., Shagaida N., Lerman Z. Russian agriculture: Growth and institutional challenges // Land Use Policy. 2019. Vol. 83. P. 475-487. DOI: 10.1016/j.landusepol.2019.02.018.

16. The key factors for development of Russian agricultural enterprises of various business patterns / O. Isaeva, M. Kabanenko, A. Chistyakov, L. Dubrova, N. Filin // XIII International Scientific and Practical Conference «State and Prospects for the Development of Agribusiness -INTERAGROMASH 2020». E3S Web Conf. Vol.175, 2020. DOI: 10.1051/e3sconf/202017513022.

17. Agrolizing kak instrument materialno-tekhnicheskogo obespecheniya v agrarnoy sfere / N. Polyanskaya, E. Naydanova, A. Kolesnyak, I. Kolesnyak, O. Bryanskaya // Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2021. № 1. S. 30-40. DOI: 10.32651/211-30.

18. Sandu I., Vasilchenko M. Innovative-investment development of agriculture in the conditions of formation of the export-oriented economic sector: system approach // Scientific Papers. Series: Management, Economic Engineering and Rural Development. 2020. T. 20. № 1. S. 599-612.

19. Polyanin A.V., Moiseev V.V. Modern agricultural policy of import substitution and management in agricultural complex of russia // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2016. № 11(59). S. 38-45. DOI: 10.18551/rjoas.2016-11.06.

20. Kiritsa A., Avdeev Yu., Chutcheva Yu. Zarubezhnyy opyt ispolzovaniya lizinga v selskom khozyaystve // Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2021. № 2. S. 106-111. DOI: 10.32651/212-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.