Научная статья на тему 'Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства'

Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ / ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИНЦИПЫ ГОСПОДДЕРЖКИ / КОМПЕНСИРУЮЩАЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STATE / SUPPORT / AGRICULTURE / PRINCIPLES OF STATE SUPPORT / COMPENSATING AND STIMULATING SUBSIDIES / SUSTAINABLE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерунова Елена Анатольевна

Введение В решении вопроса обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности, особую актуальность занимают вопросы распределения государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства. Научно обоснована необходимость разработки методической базы и инструментария совершенствования системы распределения субсидиарной поддержки сельского хозяйства. Эмпирический анализ. Проведен анализ и дана оценка динамики финансирования сельского хозяйства и результатов аграрного производства. На основании эмпирического анализа выявлено, что уровень государственной поддержки характеризуется тенденцией увеличения доли затрат в расчете на единицу результата в сравнении с отраслями промышленности, что обосновывает необходимость разработки принципов и механизма совершенствования распределения субсидиарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Результаты. Развиты методические подходы к государственной поддержке сельского хозяйства, в рамках которых сформулированы методы и формы государственной поддержки. Разработана система принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста. Развитие методических подходов к совершенствованию государственной поддержки и форм ее распределения на отраслевом и региональном уровне на базе применения авторских принципов позволит разработать ключевые индикаторы оценки эффективности поддерживающей и стимулирующей субсидии для региональных отраслевых агросистем всех форм хозяйствования с учетом достигнутого уровня инновационности сельскохозяйственного производства. Практическая реализация результатов исследования позволит создать условия для динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики на инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDATION OF THE AGRICULTURAL DEVELOPMENT STATE REGULATION

Introduction. In addressing the issue of ensuring dynamic and sustainable socio-economic growth of the agricultural economy based on internal factors of competitiveness, the distribution of state support among agricultural producers is of particular relevance. Theoretical analysis. The article discusses the theoretical and methodological aspects of agricultural state regulation. The need for developing a methodological base and tools for improving the distribution system of subsidiary support for agriculture is scientifically substantiated. Empirical analysis. The analysis is carried out and the dynamics of agricultural financing and the results of agricultural production are estimated. Based on empirical analysis, it was found out that the level of state support is characterized by a tendency to increase the share of costs per unit of result in comparison with industries, which justifies the need to develop principles and a mechanism for improving the distribution of subsidiary support to agricultural producers. Results. Methodological approaches to state support for agriculture are developed, within the framework of which methods and forms of state support are formulated. A system of principles of state support for agricultural producers that meets the vectors of sustainable socio-economic growth is developed. The development of methodological approaches to the state support improvement and the forms of its distribution on industrial and regional levels, based on a set of copyright principles, will make it possible to find key indicators for the effectiveness assessment of the compensating and stimulating subsidy for the regional industrial agrosystems of all forms, factoring in with the achieved level of agricultural innovation. The practical implementation of these proposals will ensure the harmonious development of all types of agricultural products, reduce the gap between the regions in the development of agriculture, ensure the growth of investment in agriculture, as well as increase employment and income of the rural population.

Текст научной работы на тему «Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства»

УДК 338.1

Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства

Е. А. Дерунова

Дерунова Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории инновационного развития производственного потенциала агропромышленного комплекса, Институт аграрных проблем РАН, Саратов, ea.derunova@ yandex.ru

Введение В решении вопроса обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности, особую актуальность занимают вопросы распределения государственной поддержки между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Теоретический анализ. В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты государственного регулирования сельского хозяйства. Научно обоснована необходимость разработки методической базы и инструментария совершенствования системы распределения субсидиарной поддержки сельского хозяйства. Эмпирический анализ. Проведен анализ и дана оценка динамики финансирования сельского хозяйства и результатов аграрного производства. На основании эмпирического анализа выявлено, что уровень государственной поддержки характеризуется тенденцией увеличения доли затрат в расчете на единицу результата в сравнении с отраслями промышленности, что обосновывает необходимость разработки принципов и механизма совершенствования распределения субсидиарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Результаты. Развиты методические подходы к государственной поддержке сельского хозяйства, в рамках которых сформулированы методы и формы государственной поддержки. Разработана система принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста. Развитие методических подходов к совершенствованию государственной поддержки и форм ее распределения на отраслевом и региональном уровне на базе применения авторских принципов позволит разработать ключевые индикаторы оценки эффективности поддерживающей и стимулирующей субсидии для региональных отраслевых агросистем всех форм хозяйствования с учетом достигнутого уровня иннова-ционности сельскохозяйственного производства. Практическая реализация результатов исследования позволит создать условия для динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики на инновационной основе. Ключевые слова: государственная, поддержка, сельское хозяйство, принципы господдержки, компенсирующая и стимулирующая субсидия, устойчивое социально-экономическое развитие.

Поступила в редакцию: 15.05.2020 / Принята: 15.06.2020 / Опубликована: 31.08.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-284-291

Введение

Государственная поддержка сельского хозяйства является важнейшим условием эффективного функционирования аграрного сектора экономики в большинстве стран. В последние годы наблюдается нарастание объемов субсидирования сельского хозяйства, формирующих положительную тенденцию роста сельскохозяйственного производства. Практика последних лет свидетельствует также о положительном отклике производственных процессов и на трансформацию методов государственного стимулирования. Вследствие роста бюджетной поддержки произошло ускорение темпов развития отраслей сельского хозяйства, в том числе птицеводства, свиноводства, отраслей молочного и мясного скотоводства.

В настоящее время основным механизмом государственной поддержки сельского хозяйства выступает «Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 гг.» (в ред. от 31 марта 2020 г.), в которую включены федеральный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», ведомственные проекты: «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе», «Техническая модернизация агропромышленного комплекса», «Цифровое сельское хозяйство», а также ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России» [1]. В данных документах, определяющих государственную поддержку, сформулированы приоритеты: разработка и трансфер инноваций, диффузия инноваций, биологизация, повышение инвестиционной привлекательности отрасли, повышение уровня материально-технического оснащения за счет обновления парка сельскохозяйственной техники, повышение эффективности использования основных фондов и инвестиций.

Данные программные документы системно и последовательно внедряли в действие новые механизмы и инструменты господдержки, кото-

рые трансформировались в эффективные рычаги подъема сельского хозяйства и АПК в целом [2].

Вместе с тем данные позитивные тенденции сформировались за счет крупных агрохолдингов, на которые приходится около 80% бюджетных субсидий, выделяемых сельскому хозяйству. Другим организационно-правовым формам агробизнеса государственная поддержка оказывается в значительно меньшем объеме или абсолютно недоступна.

Существующая практика концентрации господдержки в крупных агрофирмах при уменьшении общего числа бюджетополучателей [3] приводит к росту объемов сельскохозяйственного производства, но в то же время не стимулирует создание ресурсных возможностей для развития средних и мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей, крайне важных для эффективного функционирования аграрного сектора любой страны.

Одной из возможных причин асимметричного характера распределения является преобладание в существующей модели развития экстрактивных институтов [4].

Обостряют данную ситуацию и сложные природно-климатические условия России, высокая степень раздробленности сельскохозяйственных товаропроизводителей и пространственная неоднородность агросистем по отраслевому и территориальному признакам.

Несмотря на наличие в российском аграрном секторе экономики высокого научно-интеллектуального, природного потенциала, наблюдается недостаточная степень его реализации, что связано с существующими подходами к распределению ресурсов господдержки.

Теоретический анализ

Исследование роли государства в регулировании экономики представлено в трудах представителей неоклассического, кейнсианского, институционального направлений.

Высокая актуальность формирования институциональной структуры для социально-экономического развития общества изучается в трудах Д. Норта, В. М. Полтеровича, Дж. Ходжсона, Г. Б. Клейнера [5].

В области государственного регулирования аграрной сферы экономики особо следует отметить труды таких ученых, как А. И. Алтухов, А. А. Анфиногентова, А. В. Голубев, Н. А. Кире-ева, Э. Н. Крылатых, А. А. Никонов, И. С. Санду, А. М. Сухорукова, В. Я. Узун, И. Г. Ушачев и др.

Вместе с тем существующие проблемы сельского хозяйства актуализируют проблему трансформации системы государственного

управления, которую необходимо решать на основе построения новой идеологии. Ее приоритетом должно стать научное обоснование распределения ресурсов государственной поддержки с учетом принципов устойчивого социально -экономического развития агропромышленного комплекса России.

Целью исследования является разработка методических подходов, принципов совершенствования распределения субсидиарной поддержки перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм хозяйствования к устойчивому социально-экономическому росту на инновационной основе.

Эмпирический анализ

Согласно статистическим данным, в период 2005-2017 гг. наблюдается тенденция устойчивого роста инвестиционных вливаний в основной капитал. Затраты на технологические инновации организаций за весь период возросли по экономике в целом более чем в три раза. Значение показателя объема инновационных товаров, работ и услуг увеличился как по экономике в целом, так и в производстве пищевых продуктов в 3,5 и 2,0 раза соответственно. Также характерна тенденция роста числа разработанных и используемых передовых производственных технологий более чем на 70%.

По статистическим данным, внутренние текущие затраты на исследования и разработки к 2017 г. выросли в четыре раза по сравнению с 2005 г. и составили 873,78 млрд руб. Затраты в области сельскохозяйственных наук увеличились в 3,3 раза. Затраты на фундаментальные исследования выросли в 4,1 раза, на прикладные исследования - в 2,8, на разработки - в 2,3 раза. Высокий рост затрат в 8 раз был в области сельскохозяйственных наук в секторе высшего образования [6].

На основании эмпирического анализа выявлено, что уровень государственной поддержки характеризуется тенденцией увеличения доли затрат в расчете на единицу результата по сравнению с другими отраслями народного хозяйства и передовыми мировыми практиками, что обосновывает необходимость разработки принципов и механизма совершенствования распределения субсидиарной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям [7].

С 2020 г. Министерство сельского хозяйства России установило обновленные правила распределения единой субсидии. Согласно этим правилам, совокупный объем государственной поддержки подразделяется на компенсирующую и стимулирующую субсидии. Среди основных

направлений поддержки в рамках компенсирующей или поддерживающей субсидии необходимо отметить поддержку развития племенного животноводства, собственного производства молока, мясного животноводства, проведение комплекса агротехнологических работ, развитие элитного семеноводства.

Среди направлений государственной поддержки в рамках стимулирующей субсидии необходимо выделить производство зерновых и зернобобовых культур, масличных культур, овощей открытого грунта, льна-долгунца, молока. Также стимулирующую субсидию планируется

Щ; = Ж х0,95х

где Ж - размер субсидии, предусмотренной в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; М1 - доля /-го субъекта РФ в объеме реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока; Р/ - доля /-го субъекта РФ в общей численности условного маточного племенного поголовья сельскохозяйственных животных; С/ - доля /-го субъекта РФ в общей численности товарного поголовья коров специализированных мясных пород и маточного поголовья овец и коз; N/ - доля /-го субъекта РФ в общем размере посевных площадей с учетом интенсивности страхования посевных площадей; Т - доля /-го субъекта РФ в показателях традиционных подотраслей; Е 1 - доля / -го субъекта РФ в общем размере площадей, засеваемых элитными семенами; У/ - предельный уровень софинанси-рования расходного обязательства -го субъекта РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год (в процентах); п - количество субъектов РФ, отвечающих условиям.

При этом расчет средней доли субсидии осуществляется исходя из объема субсидий, предоставленных бюджету -го субъекта Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ, повышение продуктивности в молочном скотоводстве и оказание несвязанной поддержки в области растениеводства [9].

Результаты

В работе обоснованы отраслевые особенности сельскохозяйственного производства, которые целесообразно регулировать мерами государственной поддержки.

направить на развитие специализированного мясного скотоводства, овцеводства, а также развитие малых форм хозяйствования и субъектов с низким уровнем социально-экономического развития [8].

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства, вступивших в силу с 11 апреля 2020 г., размер субсидии, предоставляемой бюджету -го субъекта Российской Федерации, определяется следующим образом:

1. Позиционирование земельных ресурсов как национального достояния и незаменимого средства производства, которые необходимо сохранять за счет бюджетных средств.

2. Связь сельскохозяйственного производства с природно-климатическими факторами обусловливает необходимость расширения спектра программ поддержания стабильности и страхования урожая, льготного режима налогообложения.

3. Более медленное наращивание темпов роста сельскохозяйственного производства на инновационной основе по сравнению с промышленностью требует активизации государственной поддержки инновационной деятельности в аграрном секторе экономики [10].

4. Негибкий и неэластичный характер сельскохозяйственного производства при необходимости срочного наращивания его объемов обусловливает необходимость внедрения системы государственного мониторинга, контроля, регулирования и вмешательства в действия рынка.

5. Диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции, обусловливает необходимость через систему дотаций и компенсаций системной и стабильной государственной поддержки.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства [11]. В рамках программно-целевого подхода к господдержке выделяют институциональные и региональные методы в форме региональных целевых программ. При комплексном подходе выделяют такие методы, как организационные, финансовые

и институциональные. В рамках комплексного подходы преобладают такие формы господдержки, как система страхования рисков, информационно-консультационная поддержка, государственно-частное партнерство, а также прямые иностранные инвестиции. Согласно управленческому подходу выделяют организационные, инфраструктурные и институциональные методы государственной поддержки в форме разработки нормативно-правовых актов, конкурсного отбора инновационных проектов. По мнению Л. А. Семиной, государственную поддержку целесообразно осуществлять в форме кластерного подхода. При этом к методам ее реализации относятся структурные, системные, оценочные, инфраструктурные, институциональные, а к формам - поддержка фундаментальной науки, развивающего образования [12]. Среди форм поддержки в рамках регулятивного подхода выделяют налоговое стимулирование, государственное сопровождение приоритетных инвестиционных проектов, а также предоставление грантов и субсидий. Согласно трансферному подходу к поддержке инноваций выделяют организационные, финансовые, инфраструктурные методы, среди форм финансирования преобладает создание агротехнопарков. По мнению Д. В. Ходоса, государственное регулирование сельскохозяйственного производства целесообразно осуществлять с учетом социального подхода через реализацию таких направлений господдержки, как строительство жилья, создание интегрированных формирований, развитие агротуризма [13].

Таким образом, государственная поддержка является основным направлением государственного стимулирования инвестиционнно-инно-вационной деятельности в сельском хозяйстве, представляющая собой комплекс нормативно-правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических форм [14].

Исследование позитивного зарубежного опыта, существующей российской практики, эмпирических расчетов и выявленных тенденций позволило разработать систему принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста.

1. Принцип эффективности заключается в оптимизации размера государственной поддержки, обеспечивающего максимизацию объемов сельскохозяйственного производства и достижение социальных показателей развития сельских территорий. Выделяемая государственная поддержка должна обеспечивать в отраслях уровень рентабельности, близкий к 30%. В случае невозможности достижения данных показателей за счет увеличения субсидиарной поддержки не-

обходимо рассмотреть возможность применения иных способов государственного регулирования, таких как, например, снижение налоговых ставок, повышение доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2. Принцип инновационного развития состоит в обеспечении ускоренного развития сельского хозяйства на основе передовых научных достижений. В настоящее время, несмотря на положительные сдвиги в объемах и механизмах государственной поддержки, в некоторых отраслях сохраняется высокая степень зависимости от импорта наукоемкой промежуточной продукции - элитных семян, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, кормовых добавок. Одной из причин сохраняющихся негативных тенденций является несовершенство существующих механизмов распределения средств господдержки [15]. При распределении финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей не учитываются степень их инновационной восприимчивости и сопоставление динамики повышения эффективности сельскохозяйственного производства с динамикой затрат на инновации и финансирование аграрной науки.

3. Принцип научного обоснования выделения субсидиарной поддержки заключается в сопоставлении целесообразности выделяемых средств с учетом применения в сельскохозяйственном производстве прорывных технологий, позволяющих получать максимальную отдачу на рубль вложенных средств.

4. Принцип комплексности субсидиарной поддержки заключается не только в финансировании приобретения технологий, но и в создании необходимой инфраструктуры для ведения сельскохозяйственного производства [16].

5. Принцип дифференцированного распределения субсидиарной поддержки состоит в предложении первоочередной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающих мультипликативный эффект. Государственную поддержку необходимо дифференцировать с учетом сроков окупаемости инвестиций в отрасль, географического положения и природно-климатических условий, существующего биоклиматического потенциала территорий, вида производимой продукции и рентабельности отрасли, а также расстояния до логистических центров [17].

6. Принцип прозрачности бюджетной поддержки. Для реализации данного принципа предлагается составить реестр ее получателей с указанием размеров субсидиарной поддержки и предоставить возможность открытого доступа к данной информации.

7. Принцип объективности. Совершенствование методики оценки эффективности государственной поддержки с учетом включения индикаторов инновационности производства, уровня развития биоклиматического потенциала территории, приоритетности и рентабельности отраслей, а также с учетом достижения плановых показателей социально-экономического развития сельских территорий.

На базе разработанных принципов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих векторам устойчивого социально-экономического роста, в статье предложена схема концепции совершенствования государственной поддержки сельского хозяйства (рисунок).

Развитие методических подходов к совершенствованию государственной поддержки и форм

Цель: обеспечение динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности и роста экономической эффективности сельскохозяйственного производства

Задачи: обеспечение роста объемов сельскохозяйственного производства.

повышение прибыльности и рентабельности отраслей, повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение социальных показателей развития сельских территорий, развитие экспорта

Субъекты господдержки: наука и образование, сельскохозяйственные товаропроизводители, информационные и маркетинговые организация, объекты инфраструктуры, банки и лизинговые организации

Подходы:

Программно-целевой, комплексный, интеграционно-затратный, индикативный, кластерный, управленческий, регулятивный, трансферный, социальный

Методы:

Организационные, системные, оценочные, финансовые, затратные, институциональные, региональные, косвенные, инфраструктурные, административные

Принципы господдержки:

Общеэкономические: эффективности, научности, комплексности. Специфические: дифференцированный характер господдержки в зависимости от уровня инновационности производства, географических и природно-климатических условий, биоклиматического потенциала, рентабельности отраслей и потребностей общества

Формы господдержки: Разработка нормативно-правовых актов. Финансирование и субсидирование. Региональные целевые программы. Гранты и субсидии. Государственно-частное партнерство. Налоговое стимулирование. Содействие в развитии инфраструктуры бизнеса. Поддержка фундаментальной аграрной науки и образования. Развитие агротуризма. Строительство жилья. Создание агротехнопарков. Подготовка специализированных кадров. Конкурсный отбор инновационных проектов. Субсидирование кредитов, содержания поголовья, сортообновления. Система страхования рисков. Прямые иностранные инвестиции. Государственное страхование займов. Разработка многоаспектной системы показателей применения нововведения. Создание специального рынка инноваций

Модельная схема концепции совершенствования государственной поддержки в сельском хозяйстве Model scheme of the concept of improving state support in agriculture

ее распределения на отраслевом и региональном уровне на базе применения авторских принципов позволит разработать ключевые индикаторы оценки эффективности поддерживающей и стимулирующей субсидии для региональных отраслевых агросистем всех форм хозяйствования с учетом достигнутого уровня инновационности сельскохозяйственного производства.

Практическая реализация результатов исследования позволит обеспечить гармоничное развитие как агрохолдингов, так и средних и мелких форм хозяйствования, обеспечить выравнивание доходности различных видов продукции, сократить разрыв между регионами в развитии сельского хозяйства, повысить инвестиционную привлекательность отрасли и создать условия для динамичного и устойчивого социально-экономического роста аграрной экономики на инновационной основе.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект « Разработка методологии и оценочно-прогнозного инструментария мониторинга инновационного развития АПК» № 18-010-01129).

Список литературы

1. Господдержка меняет направление. Система субсидирования агросектора снова корректируется. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (дата обращения: 02.05.2020).

2. Голубев А. В. Явные и скрытые эффекты государственной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 9. С. 13-17. DOI: 10.31442/02352494-2019-0-9-13-17

3. Зинченко А. П. Сельское хозяйство России по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года // Изв. ТСХА. 2017. Вып. 5. С. 124-137. DOI: 10.26897/0021-342Х-2017-5-124-137

4. Derunova E. A., Kireeva N. A., Prushchak O. V. The role of state support in ensuring the inclusive development of the agri-food system // Scientific Papers Series «Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development». 2020. Vol. 20, iss. 1. P. 161-171.

5. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М. : Наука, 2004. 240 с.

6. Справка о состоянии научных исследований, проводимых в интересах сельского хозяйства и агропро-

мышленного комплекса России. URL: https://rosinfor-magrotech.ru/images/fntp/spravka_o_sostoianii_130e8. pdf (дата обращения: 07.05.2020).

7. Derunova E. A. Long-term trends of scientific-intellectual potential of agriculture food complex // Scientific Papers Series «Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development». 2020. Vol. 20, iss. 2. P. 199-210.

8. Минсельхоз обновил правила распределения единой субсидии. URL: https://milknews.ru/index/selskoe-hozyaystvo/minselhoz-gospodderzhka-2020.html (дата обращения: 02.05.2020).

9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства от 28 мая 2020 г. № 779. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/ paragraph/43696510:0 (дата обращения: 02.05.2020).

10. Организация внедрения программно-целевых методов управления при реализации Государственных программ развития сельского хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации (методические рекомендации) / под ред. И. Г. Ушачева, И. С. Санду. Тула : Гриф и К, 2010. 264 с.

11. Чекунов А. С. Технологическая модернизация сельскохозяйственного производства : состояние, формы, методы и направления поддержки инноваций // Вест. ВГУИТ. 2019. Т. 81, вып. 1. С. 373-379. D0I:10.20914/2310-1202-2019-1-373-379

12. Ковалева И. В., Санду И. С., Семина Л. А., Заряки-на О. М. Формирование региональной политики на основе инвестиционно-инновационного подхода // Вестн. АГАУ. 2015. № 5 (127). С. 153-157.

13. Ходос Д. В. Развитие инновационных и социальных процессов в сельском хозяйстве // Никоновские чтения. 2009. № 14. С. 251-252.

14. Семенов А. С., Дерунов В. А. Математическое обоснование экономического роста в условиях попадания страны в «ловушку отсталости» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 288-293. DOI: https://doi. org/10.18500/1994-2540-2016-16-3-288-293

15. Полунин Г. А., Поляк В. Е., Видро В. Л., Андрющен-ко С. А. Разработка стратегии развития аграрной науки // Аграрная наука. 1998. № 9-10. С. 3-5.

16. Петухова М. С. Механизм обеспечения инновационного воспроизводства в сельском хозяйстве Новосибирской области // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 4. С. 32-37. DOI: 10.32651/20700288-2018-4-32-37

17. Адуков Р. Х., Адукова А. Н. Необходимость стимулирования гармоничного развития отраслей сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 1. С. 18-22. DOI: 10.32651/201-18

Образец для цитирования:

ДеруноваЕ. А. Обоснование принципов государственной поддержки развития сельского хозяйства // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 284-291. Б01: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-284-291

The Foundation of the Agricultural Development State Regulation

E. A. Derunova

Elena A. Derunova, https://orcid.org/0000-0002-9391-0123, Institute of Agrarian Problems RAS, 94 Moscowskaya St., Saratov 410012, Russia, ea.derunova@yandex.ru

Introduction. In addressing the issue of ensuring dynamic and sustainable socio-economic growth of the agricultural economy based on internal factors of competitiveness, the distribution of state support among agricultural producers is of particular relevance. Theoretical analysis. The article discusses the theoretical and methodological aspects of agricultural state regulation. The need for developing a methodological base and tools for improving the distribution system of subsidiary support for agriculture is scientifically substantiated. Empirical analysis. The analysis is carried out and the dynamics of agricultural financing and the results of agricultural production are estimated. Based on empirical analysis, it was found out that the level of state support is characterized by a tendency to increase the share of costs per unit of result in comparison with industries, which justifies the need to develop principles and a mechanism for improving the distribution of subsidiary support to agricultural producers. Results. Methodological approaches to state support for agriculture are developed, within the framework of which methods and forms of state support are formulated. A system of principles of state support for agricultural producers that meets the vectors of sustainable socio-economic growth is developed. The development of methodological approaches to the state support improvement and the forms of its distribution on industrial and regional levels, based on a set of copyright principles, will make it possible to find key indicators for the effectiveness assessment of the compensating and stimulating subsidy for the regional industrial agrosystems of all forms, factoring in with the achieved level of agricultural innovation. The practical implementation of these proposals will ensure the harmonious development of all types of agricultural products, reduce the gap between the regions in the development of agriculture, ensure the growth of investment in agriculture, as well as increase employment and income of the rural population. Keywords: state, support, agriculture, principles of state support, compensating and stimulating subsidies, sustainable socioeconomic development.

Received: 15.05.2020 / Accepted: 15.06.2020 / Published: 31.08.2020 This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Acknowledgements: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project "Development of methodology and assessment and forecasting tools for monitoring the innovative development of the agro-industrial complex" No. 18-010-01129).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Gospodderzhka meniaet napravlenie. Sistema sub-sidirovaniya agrosektora snova korrektiruetsia (Government support is changing direction. Agricultural Sub-

sidy System Adjusted Again). Available at: https://www. agroinvestor.ru/analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (accessed 2 May 2020) (in Russian).

2. Golubev A. V. Explicit and Implicit Effects of State Support for Agriculture. Ekonomika sel'skohozjajstvennykh

1 pererabatyvaiuschikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2019, no. 9, pp. 13-17 (in Russian). DOI: 10.31442/0235-24942019-0-9-13-17

3. Zinchenko A. P. Agriculture of Russia Following the Results of the All-Russian Agricultural Census of 2016. Izvestiya of Timiryazev Agricultural Academy (TAA), 2017, iss. 5, pp. 124-137 (in Russian). DOI: 10.26897/0021-342X-2017-5-124-137

4. Derunova E. A., Kireeva N. A., Prushchak O. V. The role of state support in ensuring the inclusive development of the agri-food system. Scientific Papers Series "Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development", 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 161-171.

5. Klejner G. B. Evoliutsiya institutsional'nykh sistem [The evolution of institutional systems]. Moscow, Nauka Publ., 2004. 240 p. (in Russian).

6. Spravka o sostoianii nauchnykh issledovaniy, pro-vodimykh v interesakh sel'skogo hoziaystva i agropro-myshlennogo kompleksa Rossii (Information on the state of scientific research conducted in the interests of agriculture and the agricultural sector of Russia). Available at: https://rosinformagrotech.ru/images/fntp/ spravka_o_sostoianii_130e8.pdf (accessed 7 May 2020) (in Russian).

7. Derunova E.A. Long-term trends of scientific-intellectual potential of agriculture food complex. Scientific Papers Series "Management, Economic Engineering in Agriculture and Rural Development", 2020, vol. 20, iss. 2, pp. 199-210.

8. Minsel'hoz obnovilpravila raspredeleniya edinoj subsidii (The Ministry of Agriculture has updated the rules for the distribution of a single subsidy). Available at: https:// milknews.ru/index/selskoe-hozyaystvo/minselhoz-gospodderzhka-2020.html (accessed 2 May 2020) (in Russian).

9. The rules for the provision and distribution of subsidies from the federal budget to the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the support of agricultural production for individual sub-sectors of crop production and livestock production dated of May 28, 2020 no. 779. Available at: http://ivo.garant.ru/#/ document/70210644/paragraph/43696510:0 (accessed

2 May 2020) (in Russian).

10. Organizatsiya vnedreniya programmno-tselevykh me-todov upravleniya pri realizatsii Gosudarstvennykh programm razvitiya sel'skogo khoziaystva na urovne sub#ektov Rossiiskoi Federatsii (metodicheskie reko-mendatsii) [Organization of the introduction of program-targeted management methods in the implementation of State programs for the development of agriculture at the level of the constituent entities of the Russian Federation

(guidelines). Ed. by I. G. Ushachev, I. S. Sandu]. Tula, Grif and K Publ., 2010. 264 p. (in Russian).

11. Chekunov A.S. Technological modernization of agricultural production: state, forms, methods and directions of innovation support. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2019, vol. 81, iss. 1, pp. 373-379. (in Russian). DOI: 10.20914/23101202-2019-1-373-379

12. Kovaleva I. V., Sandu I. S., Semina L. A., Zaryakina O. M. The formation of a regional policy based on investment and innovative approach. Bulletin of the Altai State Agrarian University, 2015, no. 5 (127), pp. 153-157 (in Russian).

13. Hodos D.V. Development of innovative and social processes in agriculture. Nikonovskie chtenija, 2009, no. 14, pp. 251-252 (in Russian).

14. Semenov A. S., Derunov V. A. Mathematical Justification of Economic in the Conditions of Falling of the

Country in the "Underdevelopment Trap". Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2016, vol. 16, iss. 3, pp. 288-293 (in Russian). DOI: https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2016-16-3-288-293.

15. Polunin G. A., Polyak V. E., Vidro V. L., Andryushchen-ko S. A. Development of a strategy for the development of agricultural science. Agrarnaia nauka [Agricultural Science], 1998, no. 9-10, pp. 3-5 (in Russian).

16. Petuhova M. S. The mechanism of innovative reproduction in agriculture of the Novosibirsk Region. Ekonomika sel'skogo hoziaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2018, no. 4, pp. 32-37 (in Russian). DOI: 10.32651/2070-0288-2018-4-32-37

17. Adukov R. H., Adukova A. N. Necessity to stimulate harmonious development of agricultural branches. Ekonomika sel'skogo hoziaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2020, no. 1, pp. 18-22 (in Russian). DOI: 10.32651/201-18

Cite this article as:

Derunova E. A. The Foundation of the Agricultural Development State Regulation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Economics. Management. Law, 2020, vol. 20, iss. 3, pp. 284-291 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-3-284-291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.