Научная статья на тему 'Антикризисный маркетинг в условиях неопределенности экономической и политической ситуации'

Антикризисный маркетинг в условиях неопределенности экономической и политической ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
антилояльность / ценовая чувствительность / санкции / антикризисный маркетинг / внутренний маркетинг / стратегия маркетинга / brand avoidance / price sensitivity meter / sanctions / anti-crisis marketing / internal marketing / crisis / marketing strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуенкова Юлия Александровна

В статье рассмотрены практические аспекты организации маркетинга в период политической и экономической нестабильности. Показано, что кризис, возникший на фоне военной операции, существенно отличается от предыдущих, т.к. затронул ранее интактные секторы экономики и повлиял на организацию маркетинга. Рассмотрены основные антикризисные стратегии маркетинга – адаптивная, проактивная, стратегия объединения и стратегия партнерства, а также области их применения. В статье описаны основные направления и особенности проведения маркетинговых исследований в период кризиса, в частности подчеркнута важность оценки уровня антилояльности. Даются практические рекомендации по реформированию продуктового предложения, ценообразования, сбытовой политики и политики продвижения в условиях кризиса. Социальная реклама и внутрикопоративный маркетинг представляют важное направление маркетинговой антикризисной политики компании. В период кризиса важным условием успеха маркетинга является его оперативность, динамичность, гибкость и высокая сфокусированность на коммерческом результате. Антикризисное управление маркетингом должно строиться на принципах системности, ранней диагностике и прогнозировании коммерческого результата и его зависимости от внешней обстановки, немедленной реакции на дестабилизирующие факторы, рациональности принятия решений, а также на высокой сплоченности сотрудников коммерческого, производственного и сбытового департаментов. Ввиду высокой цикличности кризисов, совершенствование компетенций в области антикризисного маркетинга должно стать обязательной частью профессиональной подготовки современного маркетолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-crisis Marketing in Economic and Political Ambiguity

The article discusses the practical aspects of marketing management in the period of political and economic instability. It is shown that the crisis that arose as the results of military operation differs significantly from the previous ones, since it affected sectors of the economy that were intact before and affected the organization of marketing. The main anti–crisis marketing strategies are the following – responsive, proactive, collective and partnership strategies. The application areas of these strategies are considered. The article describes the main directions and features of marketing research during the crisis, in particular, the importance of assessing the level of anti-loyalty and brand avoidance is emphasized. Practical recommendations are given on reforming the product offer, pricing, channel management and promotion campaigns in a crisis. Social advertising and intra-corporate marketing represent an important direction of the company’s anti-crisis marketing policy. In times of crisis, an important condition for the success of marketing is its efficiency, dynamism, flexibility and high focus on commercial results. Anti-crisis marketing management should be based on the principles of consistency, early diagnosis and prediction of the commercial result and its dependence on the external environment, immediate reaction to destabilizing factors, rationality of decision-making, as well as high cohesion of employees of commercial, production and sales departments. Due to the high cyclical nature of economic crises, the anti-crisis marketing should become an important competence of a professional marketer

Текст научной работы на тему «Антикризисный маркетинг в условиях неопределенности экономической и политической ситуации»

Зуенкова Юлия Александровна,

DBA, член Совета Гильдии маркетологов, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая,

д. 6, г. Москва, Россия , 117198

zuenkova@bk.ru

В статье рассмотрены практические аспекты организации маркетинга в период политической и экономической нестабильности. Показано, что кризис, возникший на фоне военной операции, существенно отличается от предыдущих, т.к. затронул ранее интактные секторы экономики и повлиял на организацию маркетинга. Рассмотрены основные антикризисные стратегии маркетинга - адаптивная, проактивная, стратегия объединения и стратегия партнерства, а также области их применения. В статье описаны основные направления и особенности проведения маркетинговых исследований в период кризиса, в частности подчеркнута важность оценки уровня антилояльности. Даются практические рекомендации по реформированию продуктового предложения, ценообразования, сбытовой политики и политики продвижения в условиях кризиса. Социальная реклама и внутрикопоративный маркетинг представляют важное направление маркетинговой антикризисной политики компании. В период кризиса важным условием успеха маркетинга является его оперативность, динамичность, гибкость и высокая сфокусированность на коммерческом результате. Антикризисное управление маркетингом должно строиться на принципах системности, ранней диагностике и прогнозировании коммерческого результата и его зависимости от внешней обстановки, немедленной реакции на дестабилизирующие факторы, рациональности принятия решений, а также на высокой сплоченности сотрудников коммерческого, производственного и сбытового департаментов. Ввиду высокой цикличности кризисов, совершенствование компетенций в области антикризисного маркетинга должно стать обязательной частью профессиональной подготовки современного маркетолога.

Ключевые слова: антилояльность; ценовая чувствительность; санкции; антикризисный маркетинг; внутренний маркетинг; стратегия маркетинга.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-3300-3-8

АНТИКРИЗИСНЫЙ МАРКЕТИНГ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Кризисы 2008-2009 гг. и 2014— 2015 гг. [1] и впоследствии пандемия СОУЮ-19 [2] в 2020 году показали несостоятельность стандартных подходов к ведению бизнеса в условиях глобальной нестабильности, а также необходимость готовности менеджмента к подобным ситуациям, цикличность которых может составлять около пяти лет.

В то же время кризис, вызванный военной операцией России в Украине в 2022 году, существенно отличается от предыдущих, тем что затрагивает сферы и секторы экономики, которые ранее были относительно интактны к внешней среде — интернет-коммуникации, внутрикорпоративные коммуникации, брендинг, каналы сбыта. Санкции крупнейших государств заставили компании, которые рабо-

тают на российском рынке, экстренно пересматривать логистические цепочки, модели оплаты и способы коммуникаций. Все это накладывает дополнительные ограничения и вынуждает маркетинг компаний адаптировать свои стратегические и тактические мероприятия к новым условиям функционирования на рынке.

Экономический и политический кризис 2022 года оказывает существенное негативное влияние на развитие мировой экономики. Военные действия в Восточной Европе вызвали осуждение большинства стран мирового сообщества и привели к инициации санкций, таких как: ограничения вкладов россиян в европейских банках, запрет экспорта в Россию товаров и технологий для нефтяной, авиационной и космической отраслей,

запрет на финансирование российских госкомпаний, закрытие воздушного пространства большинства стран для российских авиакомпаний,уход с рынка авто-и ряда других производителей. Отключение России от системы SWIFT*, приведет к приостановке международных расчетов и последующему их удорожанию, затруднит экспорт и международную торговлю. Все сервисы, связанные с трансграничными операциями в санкционных банках, будут недоступны.

Инфляция и падение курса рубля повлекут повышение стоимости товаров и комплектующих, закупаемых в валюте, что в итоге приведет к увеличению стоимости производства товаров, росту цен конечного продукта. На фоне снижения платежеспособного спроса

* SWIFT — общество всемирных межбанковских каналов связи (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications).

это еще больше усугубляет экономический кризис.

Ответные санкции России также вносят отрицательный вклад в развитие экономики и предпринимательства. Facebook, а следом за ним и Google, запретили российским государственным СМИ рекламу и монетизацию в соцсети и сервисах. В ответ Роскомнадзор ограничил доступ к Facebook и Instagram в России. Технические проблемы и ограничение в доступе к рекламным технологиям повлияют на рекламную и коммуникационную деятельность компаний. Дальнейшие санкции в этой области могут повлиять на изменения стратегии рекламных кампаний российского бизнеса, работающего с зарубежными партнерами, изменению лидоге-нерации и политики работы с бло-герами.

Указанные действия негативно повлияют на функционирование как российских, так и глобальных компаний, в том числе имеющих филиалы и офисы в Российской Федерации. Политические и экономические изменения коснутся коммерческой деятельности многих компаний и бизнесов.

К основным негативным последствиям в области продаж и маркетинга можно отнести следующие:

♦ изменятся операционные процессы, будет ограничен объем свободных денежных средств;

♦ резко упадет объем заказов и продаж;

♦ отмена проектов или откладывание их на неопределенный срок;

♦ возрастет ценовое давление в результате снижения платежеспособного спроса, роста расходов и колебания курса валют;

♦ изменения во внутрикорпоративных коммуникациях;

♦ изменения в поведении потребителей, их психологии и поведения;

♦ необходимость адаптации ценовой стратегии маркетинга;

♦ изменение работы с каналами коммуникации;

♦ изменения алгоритмов работы социальных сетей;

♦ падение спроса и вовлеченности клиентов;

♦ изменения в работе с контентом;

♦ изменения формата и структуры маркетинговых кампаний.

Предыдущие исследования показывают, что маркетинговые инновации могут помочь бизнесу преодолеть риски и пережить период нестабильности [3]. Маркетинг может вносить существенный вклад в предотвращение банкротства компании, в восстановление прибыльности и повышение конкурентоспособности. Ввиду высокой цикличности кризисов, совершенствование компетенций в области антикризисного маркетинга должно стать обязательной частью профессиональной подготовки современного маркетолога.

Антикризисный маркетинг — это оперативное изменение компонентов маркетинга согласно ситуации окружающей среды, нацеленное на сохранение максимальной конкурентоспособности организации в изменяющихся рыночных условиях.

К основным целям и задачам антикризисного маркетинга можно отнести следующие: 1. Определение положения компании: анализ угроз и масштабов кризиса и его непосредственного влияния на маркетинговую деятельность.

2. Постановка целей и задач антикризисного управления маркетингом и их связь с общим менеджментом.

3. Определение способов достижения поставленных целей посредством комплекса маркетинга, улучшения имиджа, продвижения, сбыта, ценообразования.

4. Оценка эффективности, т.к. аналитические процедуры являются источником информации для разработки антикризисных стратегий и тактических мероприятий.

АНТИКРИЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ

С целью разработки аналитической основы, которую должны учитывать компании при разработке маркетинговых стратегий, эксперты рекомендуют использовать два концептуальных измерения [4]. Первое измерение описывает мотивацию к инновациям.Этот аспект подчеркивает степень воздействия, которое кризис оказывает на организацию. Согласно теории организации [5], более низкие показатели компании должны ассоциироваться с более высокой мотивацией поиска решения проблем. Если же показатели организации превышают ожидаемый уровень, у нее будет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы начать поиск своих слабых сторон. То есть компания может воспользоваться своими ограниченными ресурсами и превратить их в долгосрочные конкурентные преимущества. Поэтому во время кризиса, в зависимости от степени его воздействия, разные компании могут демонстрировать разное поведение и разрабатывать разные антикризисные стратегии.

Второе измерение характеризует готовность к совместным инновациям. Данное измерение

определяет, основана ли маркетинговая инновационная стратегия в первую очередь на самой фирме или на сотрудничестве с другими стейкхолдерами. Готовность сотрудничества определяется в частности наличием у компании достаточных ресурсов и возможностей для самостоятельного внедрения инноваций. Для любой компании инновации являются важными, но сложными задачами, и обычно включают поиск новых идей, новых инструментов или новых возможностей для модернизации существующего бизнеса или создания нового бизнеса [6]. Если собственный бизнес фирмы может быть модернизирован или есть ресурсы для развития нового бизнеса с помощью собственных ресурсов и возможностей, компания принимает решение о внедрении маркетинговых инноваций самостоятельно. В противном случае она может склониться к совместному внедрению инноваций с другими бизнесами, делясь дополнительными ресурсами и компетенциями друг с другом.

Два измерения образуют четыре прототипа маркетинговых антикризисных стратегий (табл).

Как показано в таблице, верхний левый квадрант представляет стратегию, которая фокусируется на проблемном поиске и независимых инновациях, которую можно назвать адаптивной стратегией. Эта стратеги уместна, когда компания должна внедрять маркетинговые инновации для существующего бизнеса, чтобы восстановить свою эффективность. Компании, которые сильно пострадали от кризиса, могут предпочесть данную стратегию реагирования, поскольку имеют более сильную

мотивацию для поиска новых решений с целью восстановления после кризиса. При этом предполагается, что компания будет использовать преимущественно свои собственные ресурсы при внедрении маркетинговых инноваций, адаптируя их к новой структуре спроса своих целевых клиентов.

Нижний левый квадрант представляет стратегию объединения, которая фокусируется на проблемном поиске и совместных инновациях. В рамках этой стратегии бизнесы также сильно пострадали от кризиса, но у них недостаточно ресурсов и возможностей для быстрого самостоятельного обновления своего бизнеса. Таким образом, основываясь на высокой мотивации, компании склонны внедрять совместные инновации и делиться дополнительными ресурсами и компетенциями с другими фирмами. Эта стратегия позволяет не только получать прибыль от нового бизнеса за счет использования существующих ресурсов, но и способствует оживлению существующего бизнеса компании.

Третий — верхний правый — квадрант представляет стратегию, которая основывается на слабой мотивации к изменениям и независимым инновациям. Такая стратегия называется проактивной, или упреждающей. Эту стратегии выбирают компании, которые не понесли тяжелых потерь в резуль-

тате кризиса и которые планируют продолжать использовать свои накопленные ресурсы для удовлетворения уникального рыночного спроса в текущих условиях. Такие бизнесы, как электронная коммерция, социальные сети, менее подвержены влиянию кризиса в связи с тем, что характеризуются «бесконтактным» принципом работы**. В период кризиса они могут воспользоваться имеющимися у них преимуществами, такими, например, как цифровые технологии, и увеличить долюсво-его бизнеса в ответ на изменения окружающей среды.

Стратегия партнерства — стратегия, которая основана на слабой мотивации к изменениям и совместным инновациям. Компании, которые в меньшей степени пострадали во время кризиса, могут сотрудничать с другими игроками рынка и развивать новые направления бизнеса. Ключевым моментом для фирм, которые придерживаются этой стратегии, является развитие инноваций путем объединения своих внутренних преимуществ с внешними ресурсами партнеров. Таким образом, они могут осваивать новые рынки и завоевывать новые сегменты.

МАРКЕТИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Если маркетинговые исследования не являлись неотъемлемой частью повседневной деятельности

Таблица

Ключевые стратегии маркетинга в период политического и экономического кризиса

Готовность к совместным инновациям Мотивация к инновациям

Высокая Слабая

Низкая Адаптивная стратегия Проактивная стратегия

Высокая Стратегия объединения Стратегия партнерства

** Kantar (2020b). COVID-19 Global Consumer Barometer Report. https://mp.weixin.qq.eom/s/3dxiNOgLMU8Xs4tDAumvUw. Accessed date: 10 May 2020.

компании, то в период кризиса их роль существенно возрастает. Маркетинговое исследование представляет собой функцию связи между потребителем, ситуацией на рынке и бизнесом, позволяя определить новые возможности, предотвратить последствия изменений рыночной ситуации, предсказать и зафиксировать новые парадигмы потребительского поведения.

Однако в период кризиса на первый план выходят прикладные исследования, нацеленные на решение конкретной практической проблемы, дающие быстрые результаты, не требующие трудоемкой обработки данных — опросы, анкетирования, сбор данных из вторичных источников. Основные направления маркетинговых исследований в период кризиса:

♦ изучение потребительского поведения — позволяет выявить новые потребности аудитории, подходы к принятию решения, провести заново сегментацию рынка;

♦ изучение меняющейся конъюнктуры рынка. Политические и экономические ограничения влияют на структуру рынка, приводят к уходу с рынка одних игроков и усиливают позиции других. Изучение конъюнктуры рынка позволяет переоценить положение организации на нем, оценить угрозы и возможности конкурентов, предсказать появление новых стейкхолдеров;

♦ изучение цен и ценовой политики предприятия. В условиях трансформации бизнес-среды и необходимости принятия быстрых управленческих решений, на первый план выходят прямые (упрощенные) методы ценовых исследований. К их числу относятся методики «лестницы цен» и PSM [7] (Price

Sensitivity Meter или метод Ван-Вестендорпа); ♦ исследование антилояльности к бренду. В ряде случаев, серьезные кризисы, приводящие к национальным конфликтам, могут порождать не только снижение лояльности к бренду у целевой аудитории, но и приводить к отторжению бренда. В таких случаях может потребоваться изучение антилояльности к бренду. Важный вклад в изучение антилояльности внес М. Ли [8], который ввел понятие brand avoidance («стремление избегать бренд», англ.) как феномен, при котором потребители осознанно остерегаются бренда или отказываются от него, несмотря на наличие финансовых возможностей для приобретения бренда и его физическую доступность.

КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА В ПЕРИОД КРИЗИСА

Изменения потребительского поведения и конъюнктуры рынка неизбежно приводят к необходимости пересмотра сегментов целевой аудитории, а часто и пересмотра общих подходов к сегментированию. Так, в период кризиса, сегментация будет строиться на принципах лояльности, платежеспособности, доступности новой целевой аудитории.

Антикризисные мероприятия в рамках комплекса маркетинга должны быть сосредоточены на достижении рентабельности и объемов продаж, прежде всего в краткосрочной перспективе, а также сохранении доли рынка и клиентской базы. На основании проведенных экспресс-маркетинговых исследований необходимо сформировать новую антикризисную цепочку ценности для клиентов. Для этого понадобится пере-

смотреть продуктовый портфель и продуктовые предложения, выбрав те, которые наиболее востребованы для целевой аудитории в текущей ситуации. Это может потребовать сокращения выпуска продукта до того уровня, когда это станет экономически целесообразным, ликвидации брендов, не приносящих прибыли или неперспективных в новых рыночных условиях. Новые продуктовые предложения должны быть очевидны и релевантны спросу, обеспечивать простую оценку предложений клиентами и способствовать быстрой реализации товара или услуг. В период острой фазы кризиса требования клиентов к качеству и разнообразию товаров и услуг могут быть значительно снижены и переориентированы на иные, прежде всего ценовые, параметры.

Антикризисное ценообразование включает в себя ценовую политику в рамках «приемлемой качество-цены». Необходима продуманная система скидок с возможностью монетизации и возврата потерь от скидок в долгосрочной перспективе — например, посредством расходных материалов, сервиса.

В условиях стремительных изменений рыночной ситуации существующие каналы и инструментарий обеспечения сбыта могут оказаться неэффективными. Сбытовая политика в период кризиса строится с учетом оптимизации каналов продаж и ресурсов. В ряде случаев, в результате санкций, может потребоваться полная перестройка логистических цепочек и в этом случае роль маркетолога состоит в оперативной оценке ценности нового канала продаж для конечного потребителя и мониторинга его удовлетворенности. В то же время возрастает роль

лояльности партнеров — поставщиков и дистрибьюторов. Необходимо совместно рассматривать новые возможности реформирования цепочки поставок и возможных преимуществ и недостатков для каждого участника с учетом потребностей конечного потребителя.

Политика продвижения в условиях кризиса должна учитывать текущую ситуацию, т.к. многие рекламные кампании, успешные в обычных условиях, могут восприниматься неуместно в период общей социальной напряженности. Формы и инструменты коммуникаций должны быть приемлемы в существующей обстановке и не должны перегружать потребителя. С особой осторожностью следуют использовать хайп и актуальные тематики для создания рекламы, т.к. они могут восприниматься неоднозначно или даже вызывать отрицательную реакцию аудитории. Напротив, социальная реклама может быть эффективной, если она апеллирует к общим и понятным каждому ценностям, не подлежит превратному толкованию, учитывает социальный статус конкретного члена социума, а также нормы и правила данного общества [9]. В ряде случаев политические изменения могут затронуть привычные каналы коммуникации (социальные сети), сделав их полностью или частично недоступными для аудитории или неэффективными для рекламодателя в силу перестройки алгоритмов и введения новых правил.

Важным элементом увеличения эффективности работы организа-

ции в период политического и экономического кризиса, и сопровождающей его социальной напряженности являются внутренний маркетинг и внутрикорпоративные коммуникации. Внутренний маркетинг обеспечивает поддержку в управлении человеческими ресурсами, улучшает взаимоотношения внутри коллектива, позволяя преодолевать конфликты и апатию персонала, а также ставит целью увеличить веру «внутреннего клиента» в возможности компании и ее продукты. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в период кризиса возрастает в компаниях, работающих на международных рынках, компаниях с высокой кадровой разнородностью и культурным многообразием. Наличие внутрикорпоративных этических кодексов поведения смягчает взаимоотношения между сотрудниками, не позволяя разным политическим взглядам мешать коммерческой деятельности организации.

В период кризиса важным условием успеха маркетинга является его оперативность, динамичность, гибкость и высокая сфокусированность на коммерческом результате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризисы разной степени серьезности и масштабности сопровождают деятельность постоянно на протяжении всего ее существования. Успешное преодоление очередного кризиса возможно благодаря аналитике и исследованию рынка, оперативности реагирования на вызовы окружающей сре-

ды, гибкости адаптации стратегии к быстроменяющимся условиям, а также потенциалу внутренних компетенций организации, наличию у нее высококвалифицированных кадровых ресурсов.

Ключевые стратегии маркетинга в период кризиса лежат в двух проекциях — внутренней мотивации компании к изменениям, которая зависит от степени негативного влияния на нее факторов внешней среды, и наличия собственных ресурсов.

Маркетинговые исследования и исследования рынка — важный фактор успешной адаптации маркетингового комплекса к меняющейся ситуации, однако их характер и направленность претерпевают изменения в сравнении с практикой их проведения в обычных условиях. Наиболее востребованы прикладные маркетинговые исследования с возможностью получения быстрых результатов и не требующих их трудоемкой обработки. Основной фокус исследований направлен на изучения меняющегося поведения потребителей, конъюнктуры рынка и политики ценообразования.

Антикризисное управление маркетингом должно строиться на принципах системности, ранней диагностике и прогнозировании коммерческого результата и его зависимости от внешней обстановки, немедленной реакции на дестабилизирующие факторы, на рациональности принятия решений, а также на высокой сплоченности сотрудников коммерческого, производственного и сбытового департаментов.

ИСТОЧНИКИ

1. Карпова С.В., Чупина Я.В. Особенности разработки и принятия комплексных маркетинговых решений в системах управления нестабильными системами // Управленческие науки. 2015. Т. 5. № 3. С. 63—69.

2. Хаджиева Д.Х. Антикризисный маркетинг в условиях пандемии коронавируса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 1-2(83). С. 107-109. DOI 10.24412/2411-0450-2022-1-2-107-109.

3. Королев Н.А Стратегия маркетинга в бизнесе в современных условиях неопределённости // Вестник науки. 2021. Т. 2. № 6-1(39). С. 102-107.

4. Wang Yonggui, HongAoran, LiXia, Gao Jia. (2020) Marketing innovations during a global crisis: A study of China firms' response to COVID-19 // Journal of Business Research. 116. 10.1016/j.jbusres.2020.05.029.

5. O'Brien J.P., David P. (2014) Reciprocity and R&D search: Applying the behavioral theory of the firm to a communitarian context // Strategic Management Journal. 35(4). 550—565.

6. Subramaniam M., YoundtM.A (2005). The influence of intellectual capital on the types of innovative capabilities // Academy of Management Journal, 48(3), 450-463.

7. Va/jaskova V., Kral P., Kliestikova J. Price sensitivity measurement as an important tool in the process of price setting. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: Granada, 2019. P. 3715-3721.

8. Lee M.S.W. (2007). Brands we love to hate: an exploration of brand avoidance. http://researchspace.auckland.ac.nz/ bitstream/2292/2556/4/02whole.pdf.

9. Раренко М.Б. Современные исследования социальной рекламы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2022. № 1. С. 77-89. DOI 10.31249/ ling/2022.01.06.

DOI: 10.24412/2071-3762-2022-3300-3-8

Anti-crisis Marketing in Economic and Political Ambiguity Zuenkova Yulia Alexandrovna,

DBA, member of Marketing Guild Union Council, Peoples Friendship University of Russia (RUDN University); Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198(zuenkova@bk.ru)

The article discusses the practical aspects of marketing management in the period of political and economic instability. It is shown that the crisis that arose as the results of military operation differs significantly from the previous ones, since it affected sectors of the economy that were intact before and affected the organization of marketing. The main anti-crisis marketing strategies are the following - responsive, proactive, collective and partnership strategies. The application areas of these strategies are considered. The article describes the main directions and features of marketing research during the crisis, in particular, the importance of assessing the level of anti-loyalty and brand avoidance is emphasized. Practical recommendations are given on reforming the product offer, pricing, channel management and promotion campaigns in a crisis. Social advertising and intra-corporate marketing represent an important direction of the company's anti-crisis marketing policy. In times of crisis, an important condition for the success of marketing is its efficiency, dynamism, flexibility and high focus on commercial results. Anti-crisis marketing management should be based on the principles of consistency, early diagnosis and prediction of the commercial result and its dependence on the external environment, immediate reaction to destabilizing factors, rationality of decision-making, as well as high cohesion of employees of commercial, production and sales departments. Due to the high cyclical nature of economic crises, the anti-crisis marketing should become an important competence of a professional marketer.

Keywords: brand avoidance; price sensitivity meter; sanctions; anti-crisis marketing; internal marketing; crisis; marketing strategy.

REFERENCES

1. Karpova, S.V.; Chupina Ya.V. (2015) Features of development and adoption of complex marketing solutions in management systems of unstable systems. Managerial Sciences, 2015, Vol. 5, No. 3, pp. 63—69.

2. Hadzhieva, D.H. (2022) Anti-crisis marketing in the context of the coronavirus pandemic. Economics andBusiness: theory and practice, 2022, No. 1-2, Pp. 107-109. DOI 10.24412/2411-0450-2022-1-2-107-109.

3. Korolev, N.A. (2021) Marketing strategy in business in modern conditions of uncertainty. Bulletin of Science, 2021, Vol. 2, No. 6-1, Pp. 102-107.

4. Wang, Yonggui; Hong, Aoran; Li, Xia; Gao, Jia (2020) Marketing innovations during a global crisis: A study of China firms' response to COVID-19. JournalofBusiness Research, 116, 10.1016/j.jbusres.2020.05.029.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. O'Brien, J.P.; David, P. (2014) Reciprocity and R&D search: Applying the behavioral theory of the firm to a communitarian context. Strategic Management Journal, 35(4), 550-565.

6. Subramaniam, M.; Youndt, M.A. (2005) The influence of intellectual capital on the types of innovative capabilities. Academy of Management Journal, 48(3), 450-463.

7. Valjaskova, V.; Kral, P.; Kliestikova, J. (2019) Price sensitivity measurement as an important tool in the process of price setting. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: Granada, 2019, Pp. 3715 - 3721.

8. Lee, M.S.W. (2007). Brands we love to hate: an exploration of brand avoidance. http://researchspace.auckland.ac.nz/ bitstream/2292/2556/4/02whole.pdf.

9. Rarenko, M.B. (2022) Modern studies of social advertising. Social and Humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Series 6: Linguistics. Abstract journal, 2022, No. 1, pp. 77-89. DOI 10.31249/ling/2022.01.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.