Научная статья на тему 'Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства'

Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18587
1193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое законодательство / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикризисные мероприятия в сфере налогового законодательства»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2009. № 1 (5)

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© С. Б. Нарькова

Нарькова Стелла Борисовна кандидат

экономических наук, доцент заведующая кафедрой экономики и налогообложения филиал НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г. Тольятти

Кризис, о котором очень много говорят в последнее время, носит масштаб мирового. Однако, по прогнозам аналитиков, особенно больно он должен ударит по экономике Российской Федерации. Это связано с неразвитостью рыночных институтов, с несложившей-ся конкурентной средой, с ресурсно-зависимой экономикой страны. Правительства стран, экономика которых страдает от кризиса, пытаются искать решения как на уровне «латания дыр», так и на уровне фундаментальных проблем. Одной из таких проблем являются налоги и налоговая система.

Налогообложение — система, при которой независимые граждане обеспечивают ресурсами государство и благодаря этому сохраняют контроль над ним. Но сейчас она утратила данный смысл. Налог платит государству человек, который сам получает зарплату от него за счет своих же выплат. А если налог платит государственная корпорация, получается то же самое: перекладывание денег из кармана в карман и появление занятых этим бюрократов. Вероятно, фундаментальная реформа налогообложения в России — это проблема будущего, возможно, далекого. Рассмотрим временные меры, связанные с изменениями налогового законодательства, способные сгладить негативные последствия наступающего кризиса.

В первую очередь законом № 224-ФЗ от 27.11.2008 г. внесены изменения в часть первую НК РФ. Здесь уточняется порядок вступ-

ления в силу актов законодательства о налогах и сборах, улучшающих положение налогоплательщиков. Согласно дополнению, внесенному в ст. 5 НК РФ, с 1 октября 2008 года такие акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 9 Закона № 224-ФЗ). Согласно общему правилу (до внесения изменений. — С. Ц.) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Принятым Законом вводится особый порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов Российской Федерации (ст. 64.1 НК РФ). Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения. Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обращается в Министерство финансов Российской Федерации с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета. Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Также установлено, что решения об изменении сроков уплаты налогов в соответствии с установленным порядком могут быть приняты министром финансов до 1 января 2010 года (п. 14 ст. 9 Закона № 224-ФЗ).

Скорректирован порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке по решению налогового органа (прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика в целях обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а теперь, в соответствии с Законом № 224-ФЗ, также пеней и штрафов). В частности, решение об отмене приостановления операций по счетам организации должно вручаться представителю банка не позднее дня, следующего за днем принятия налоговым органом такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ). Введена норма, предусматривающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций, либо срока направления в банк такого решения. За каждый календарный день нарушения срока будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления расходных операций (пункт 9.2 ст. 76 НК РФ).

Повышается ответственность банков за нарушения в сфере налогового законодательства: например, непредставление в налоговый орган справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, что может повлечь взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 135.1 НК РФ). Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа не 10 тысяч рублей, как это было в старой редакции, а 20 тысяч (ст. 132, п. 1 НК РФ). Изменен также абзац первый п. 2 ст. 132 НК РФ: после слова «Несообщение» дополнить словами «в установленный срок», после слов «закрытии счета» дополнить словами «об изменении реквизитов счета»; в этом случае теперь предусмотрен штраф не 20 тысяч, а 40 тысяч.

Изменена ст. 133 о нарушении срока исполнения поручения о перечислении налога, которая влечет взыскание штрафа в размере одной сто-пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 % за каждый календарный день просрочки. Теперь эта мера относится и к авансовым платежам, пеням, штрафам.

Изменения также коснулись порядка проведения налоговых проверок и оформления их результатов (ст.ст. 88, 101 НК РФ). В частности, введена норма, касающаяся недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона. Также документы (информация) о деятельности налогоплательщика, представленные с нарушением установленных сроков, не будут считаться полученными с нарушением требований НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Законом № 224-ФЗ внесено следующее дополнение: «В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика».

В ст. 101 в абзаце втором пункта 4 НК РФ первое предложение изложено теперь в следующей редакции: «При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа». Оно также дополнено новыми вторым и третьим предложениями следующего содержания: «Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса». При этом абзац первый пункта 9, где говорится о привлечении к налоговой ответственности или отказе о привлечении к таковой, дополнить предложением следующего содержания: «При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения».

Изменения, облегчающие налоговое бремя, коснулись также конкретных налогов. В частности, в соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 150 НК РФ от налогообложения НДС будет освобожден ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Ст. 161 НК РФ дополнена положениями, устанавливающими особенности налогообложения НДС операций по реализации не закрепленного за организациями и учреждениями имущества, составляющего государственную казну, казну субъектов РФ и муниципальную казну.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 165 НК РФ, уточнен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% по экспортным операциям.

Новая редакция ст.168 НК РФ устанавливает обязанность выставления счетов-фактур при получении налогоплательщиком сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав). Определен также порядок принятия к

вычету сумм налога, уплаченных на основании таких счетов-фактур (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Изменения, касающиеся налогообложения НДФЛ, также нашли отражение в данном законе. Согласно поправкам, внесенным в ст. 220 НК РФ, вдвое (т. е. до двух миллионов рублей) увеличен размер имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщикам в суммах, израсходованных ими на новое строительство и (или) приобретение жилья. Данные положения Налогового кодекса РФ распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

По изменениям, касающимся налогообложения налогом на прибыль организаций, снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20% за счет сумм налога, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (ст. 284 НК РФ). Законом предусматривается возможность расчета ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет в четвертом квартале 2008 года, исходя из фактически полученной прибыли (ст. 27.1 Закона № 118-ФЗ). В новой редакции изложены положения, касающиеся порядка включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, метода и порядка расчета сумм амортизации (ст. ст. 258, 259 НК РФ). Расширен перечень расходов на добровольное имущественное страхование, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль. В частности, в перечень включены затраты на добровольное страхование риска ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства олимпийских объектов (ст. 263 НК РФ).

Согласно правилу, установленному п. 1 ст. 269 НК РФ, при отсутствии долговых обязательств, которые выданы в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, — для долговых обязательств в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Действие данной нормы Законом 224-ФЗ приостановлено до 31.12.2009 г. В период с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года установлен особый порядок признания расходов на уплату процентов по долговым. Теперь предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 1 ст. 269 НК РФ).

В изменениях, касающихся налогообложения единым налогом в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), субъектам РФ предоставлено право снижать с 15 до 5% ставку налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.20 НК РФ).

Законом № 224-ФЗ внесены изменения также в ряд иных законодательных актов в сфере налогообложения. Закон вступил в силу с 1 января

2009 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Например, норма, устанавливающая ответственность налоговых органов за нарушение сроков, связанных с отменой решения о приостановлении операций по счетам налогопла-тельщика-организации (п. 9.2 ст. 76 НК РФ), вступит в силу с 1 января

2010 года. Действие отдельных положений распространено на правоотношения, возникшие до вступления в силу Закона. Так, в частности, действие пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (регламентирующего предоставление налогоплательщикам НДФЛ имущественного налогового вычета) распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Самое важное, что было установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона № 224-ФЗ), могут быть приняты до 1 января 2010 года.

Достаточно краткий обзор антикризисных изменений, внесенных в НК РФ законом № 224-ФЗ, показал, что отчасти облегчается налоговое бремя для налогоплательщиков-организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в то же время ужесточаются наказания для банков и других организаций, чья информация является необходимой для полноценного учета налогоплательщиков. В целом же, данные изменения являются ярким примером «латания дыр», которые если и способны принести позитивные результаты, то только на короткое время.

149

Научное издание

Подписано в печать 20.06.09. Формат 70x100/16. Печать оперативная. Уел. печ. л. 12,1. Печ. л. 9,5. Тираж 500 экз.

Издательство Самарской гуманитарной академии 443011, Самара, 8-я Радиальная, 6.

Отпечатано в типографии ООО Издательство "СамЛюксПринт" 443095, Самара, ул. Ташкентская, 151А Тел.: (846) 927-07-09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.