Научная статья на тему 'Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом'

Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

Последнее время все чаще говорится в прессе, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом законе содержатся многочисленные поправки в НК РФ, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1 ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ практически все рассмотренные поправки вступают в силу с 01.01.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом»

НАЛОГООБЛОЖЕНЦЕ

НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В БОРЬБЕ СФИНАНСОВЫМ КРИЗИСОМ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Введение

Последнее время все чаще говорится в прессе, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства. В октябре и ноябре 2008 г. Федеральным Собранием РФ был принят ряд законов, реализующих антикризисную программу. Эти законы предусматривали как прямое, так и косвенное влияние на стабилизацию экономики страны и выход из кризисной ситуации. Например, в конце 2008 г. были приняты федеральные законы от 24.11.2008 № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», от

04.12.2008 № 251-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этими законами вносятся хотя и точечные, но существенные поправки в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Наиболее неожиданным и масштабным стал Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон от26.11.2008 № 224-ФЗ).

Внесение таких масштабных поправок в НК РФ стало возможным благодаря антикризисной политике. Обращение Президента РФ также сыграло свою роль, поскольку глава государства в своем ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ дал понять, что финансово-экономический кризис должен сыграть для России положительную

* Комментарий к Федеральным законам от 26.11.2008 № 224-ФЗ, от 24.11.2008 № 208-ФЗ, № 209-ФЗ, от 04.12.2008 №251-ФЗ.

роль, поскольку Россия обладает значительными средствами для антикризисных мер.

В этом законе содержатся многочисленные поправки в НК РФ, как в первую, так и во вторую его части, а также другие нормативно-правовые акты, связанные с законодательством о налогах и сборах. Особое внимание уделено налогу на добавленную стоимость, а также амортизации основных средств. Согласно п. 1ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ практически все рассмотренные поправки вступают в силус01.01.2009.

Поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации

Вступление в силу актов законодательства. Во-первых, Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ внесена поправка, позволяющая законам о налогах и сборах вступать в силу с даты их официального опубликования (п. 1ст. 1 Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ). Главной задачей этой поправки является ускорение процесса вступления в силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах, поскольку в условиях кризиса очень важны оперативные меры и своевременное вмешательство государства в сферу налогообложения.

Так, до вступления в силу указанной поправки согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.

Если федеральные законы вносят изменения в НК РФ в части установления новых налогов и

(или) сборов, а также если акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований вводят налоги, они вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 5 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пп. 3 и 4ст. 5 НК РФ, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Следует напомнить, что к установленным пп. 3 и 4ст. 5 НК РФ актам законодательства о налогах и сборах относятся акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.

Перерасчет налоговой базы. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ (редакция до вступления в силу Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Если налогоплательщик обнаружил ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Пунктом 2 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 1 ст. 54 НК РФ внесено положение, согласно которому налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 2 ст. 1 названного Закона вступает в силу с 01.01.2010.

Повторная уплата налога при ликвидации банка. До принятия Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ не был отрегулирован вопрос о том, что делать налогоплательщику, если сумма налога, сбора, пеней, штрафов была списана с его счета, однако в связи с ликвидацией банка не была перечислена в бюджетную систему РФ.

Суды по данному вопросу были на стороне налогоплательщиков. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.10.2006 № АЗЗ-33727/05-Ф02-5260/06-С1 пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу, которая образовалась в результате списания банком с его счета суммы налога, не перечисленного в бюджетную систему РФ в связи с ликвидацией банка. Суд исходил из того, что в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ (далее

— ГК РФ) у банка возникло обязательство по возврату организации неосновательно удерживаемых средств, и для того чтобы списать задолженность этого банка в целях налогового учета, необходимо было хотя бы одно из следующих условий: истечение срока исковой давности, ликвидация должника, невозможность исполнения, установленная актом государственного органа. В связи с тем, что банк на момент списания задолженности был ликвидирован, налогоплательщик правомерно списал задолженность по налогу.

А ФАС Московского округа в постановлении от 09.10.2006,10.10.2006 № КА-А40/9757-06 сделал вывод о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.

Таким образом, до вступления в силу Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ налогоплательщик, у которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов были списаны банком с его счета, но не перечислены в бюджетную систему РФ, вправе списать такую задолженность перед бюджетом в порядке, установленном ст. 59 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ ст. 59 НК РФ была дополнена п. 3, который регулирует рассматриваемый вопрос. Согласно внесенным изменениям суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Следует напомнить, что согласно п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: либо Правительством РФ — по федеральным налогам и сборам, либо исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями — по региональным и местным налогам.

Также ст. 8 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ устанавливается, что положения п. Зет. 59 НК РФ (в редакции Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются к суммам налога, сбора, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему РФ до дня вступления в силу Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ.

Однако в силу ст. 7 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.2008.

Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 59 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008, что актуально в условиях финансово-экономического кризиса, когда уже на настоящий момент свыше 20 российских банков стали банкротами, не перечислив в бюджетную систему списанных со счетов налогоплательщиков сумм налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

Предоставление Минфину России права принимать решение об изменении сроков уплаты налогов. Статьей 63 НК РФ установлены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются по федеральным налогам и сборам — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5 рассматриваемого пункта и п. 2ст. 63 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ внесена поправка, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов ,вправе принимать решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, за исключением случаев, предусмотренных подп. 3 — 5 п. 1 ст. 63 НК РФ, пп. 2,4и5 ст. 63 НК РФ.

Соответственно, ст. 63 НК РФ дополнена пунктом, в силу которого в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов принимается министром финансов РФ.

Налоговый кодекс РФ также был дополнен ст. 64.1, которой раскрываются порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ.

Пунктом 1ст. 64.1 НК РФ устанавливается, что отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам может быть предоставлена по решению министра финансов РФ с учетом особенностей, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организация, которая претендует на получение отсрочки или рассрочки в таком порядке, обращается в Минфин России с заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Также п. Зет. 64.1 НК РФ устанавливается, что копия заявления направляется организацией в налоговый орган по месту ее учета.

А согласно п. 4 введенной ст. 64.1 НК РФ решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и (или) местные бюджеты, подлежит согласованию с финансовыми органами субъекта РФ и (или) муниципального образования.

Решение об отсрочке или о рассрочке в части сумм единого социального налога, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, подлежит согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Согласно п. 5 введенной ст. 64.1 НК РФ на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ (далее — ЦБ РФ), действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

При этом также устанавливается, что отсрочка или рассрочка, предусмотренная новой ст. 64.1 НК РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.

Такой подход в первую очередь предусматривается для очень крупных предприятий, банкротство или просто снижение производства которых могут оказать существенное влияние на социально-экономическое положение в РФ.

Пунктом 1 ст. 64 НК РФ устанавливаются особенности предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога. В связи с введением ст. 64.1 НК РФ, предоставляющей отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ, п. 1 ст. 64 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет.

Также стоит заметить, что ст. 14 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном ст. 64.1 НК РФ (в редакции рассматриваемого Федерального закона), могут быть приняты до 01.01.2010.

Предоставление инвестиционного кредита. Согласно п. 1 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из перечисленных в данном пункте оснований:

во-первых, если деятельность организации включает в себя одно из приоритетных на сегодняшний день направлений. К таким направлениям относятся: проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

во-вторых, если организация осуществляет внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создает новые или совершенствует применяемые технологии, создает новые виды сырья или материалов;

в-третьих, если организация выполняет особо важный заказ по социально-экономическому раз-

витию региона или предоставляет особо важные услуги населению.

Государство с помощью налоговой политики косвенно воздействует на инициативу организаций по ведению ими деятельности в области НИОКР, совершенствованию технологий.

Пунктом 7 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 67 НК РФ дополнен подп. 4, устанавливающим, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога и выполняющей государственный оборонный заказ.

Согласно п. 2ст. 67 НК РФ в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ инвестиционный налоговый кредит предоставляется по рассмотренному введенному основанию — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. Зет. 76 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 1 ст. 76 внесено уточнение, согласно которому приостановление операций по счетам в банке может применяться для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, а также пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. Зет. 76 НК РФ.

Абзацем 3 п. 1ст. 76 НК РФ в редакции до вступлении в силу Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ устанавливается, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Исходя из данной формулировки, у налогоплательщика возникали вопросы о том, вправе ли банк исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в ФСС РФ при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету данного налогоплательщика в банке.

Минфин России по данному вопросу разъясняет, что в случае если налоговым органом принято

решение о приостановлении операций по счету налогоплательщика в банке, то банк не вправе исполнять расчетные документы на списание страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний со счета налогоплательщика в Фонд социального страхования РФ. Такая позиция отражена, в частности, в письмах Минфина России от 21.07.2008 № 03-02-07/1-298, от23.07.2008 № 03-02-07/1-307.

Новая редакция п. 1 ст. 76 НК РФ устраняет рассмотренную спорную ситуацию. Абзацем 3 п. 1 ст. 76 НК РФ в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ установлено, что приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), страховых взносов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Также п. 2ст. 76 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном п. 2 ст. 76 НК РФ, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Таким образом, НК РФ, изложенный в новой редакции, регулирует порядок в случае приостановления операций на валютных счетах налогоплательщика.

В соответствии с п. Зет. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Также согласно п. 3 ст. 76 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего заднем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

В силуподп. «в» п. 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в абз. 2 п. 3 исключено слово «операционного», что напрямую влияет на процесс отмены приостановления.

Согласно п. 1.3 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, утвержденных ЦБ РФ 26.03.2007, кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, под которым понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства РФ. В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Как видно из перечисленных положений, операционный день банка меньше рабочего, в связи с чем налогоплательщик мог потерять время, в случае если бы решение налогового органа было принято в конце операционного дня, а рабочий день еще продолжался.

В соответствии с абз. 2 п. 4ст. 76 НК РФ (до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

В силу подп. «г» п. 8 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абз. 2 п. 4ст. 76 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой решение об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде или иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Такая редакция более развернуто определяет, каким способом должно быть направлено решение налогового органав банк (например, через курьера).

Согласно абз. 5 п. 4ст. 76 НК РФ копия решения о приостановлении операций по счетам нало-гоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.

Однако данная редакция не определяла, в какой срок банк должен передать организации-налогоплательщику копию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организа-ции в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Новая редакция рассматриваемой нормы указывает на то, что копию решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организа-ции в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-орга-низации в банке организации-налогоплательщику банк должен передать в срок не позднее дня, следующего заднем принятия такого решения.

Согласно п. 7ст. 76 НК РФ приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в данное положение внесено уточнение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Таким образом, новая редакция устранила временной разрыв между принятием налоговым органом соответствующего решения и получением данного решения банком.

В силу п. 8 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

В пункт 8 ст. 76 НК РФ Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ внесена поправка, аналогичная поправке в п. Зет. 76 НК РФ — также исключено слово «операционный».

Таким образом, ускоряется процесс отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика. С момента вступления в силу Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ действия налогоплательщика не будут зависеть от операционного дня банка, который устанавливается кредитной организацией самостоятельно.

Статья 76 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение

отменяется) в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами.

В статью 76 НК РФ внесен п. 9.2, которым устанавливается, что в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогопла-тельщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

При этом процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организа-ции в банке.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения введенного п. 9.1 ст. 76 НК РФ вступаютв силус 01.01.2010.

Таким образом, поправками в ст. 76 НК РФ, внесенными Законом от26.11.2008 № 224-ФЗ, порядок приостановления операций по счетам налогоплательщика становится более демократичным, поскольку за неисполнение положений НК РФ, регулирующих данный вопрос, предусматривается ответственность не только налогоплательщиками и банками, но и налоговыми органами.

Камеральная налоговая проверка. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ в редакции до вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В постановлении от 04.10.2007 № А65-29298/06 ФАС Поволжского округа указал, что установленный п. 2ст. 88 НК РФ трехмесячный срок проведения проверки является организационным, а не пресекательным, вследствие чего срок проведения камеральной проверки налоговой декларации может быть более трех месяцев, если налогопла-

тельщик предоставляет дополнительно документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В данное положение Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ также внесено уточнение, согласно которому камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Таким образом, с вступлением в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ срок проведения камеральной налоговой проверки будет исчисляться со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета, а не всех сопровождающих декларацию документов.

Статья 88 НК РФ также дополнена п. 9.1, согласно которому, в случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается, и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Из формулировки данной нормы не понятно, в какой срок должен быть вручен проверяемому налогоплательщику акт налоговой проверки, в связи с чем п. 10 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ в положения п. 5 ст. 88 НК РФ внесены соответствующие изменения. Так, с вступлением в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В соответствии с п. 4ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При этом при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Согласно п. 11 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ первое предложение абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ изложено в новой редакции, согласно которой при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Также данное положение дополнено новыми вторым и третьим предложениями, в силу которых не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Таким образом, данное положение устанавливает права налоговых органов использовать при проведении камеральной налоговой проверки предоставленную налогоплательщиком информацию, при этом налоговый орган не вправе использовать сведения, которые получены с нарушением НК РФ, кроме сведений, представленных налогоплательщиком с нарушением сроков.

В силу п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

В данную норму также внесено уточнение о сроках вручения налогоплательщику решения

налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно подп. «б» п. Ист. 1 Закона от

26.11.2008 № 224-ФЗ указанные решения налогового органадолжны быть вручены налогоплательщику в течение пяти дней после дня его вынесения.

Статья 101.4 НК РФ регулирует вопросы, связанные с производством по делам о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.

В соответствии с п. 7ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При этом при рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта также заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.

Абзац 3 п. 7ст. 101.4 НК РФ п. 12ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ дополнен положениями, аналогичными поправкам вп.4ст. 101 НК РФ.

Согласно дополнениям не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

Налоговая ответственность банков. Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ увеличены размеры штрафов, предусмотренных пп. 1 и 2 ст. 132 НК РФ, с 10 до 20тыс. руб. и с 20 до 40тыс. руб. соответственно.

Поправки уточняющего характера внесены Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ также в ст. 133 и 134 НК РФ, предусматривающими ответственность банков за неисполнение положений НК РФ.

Согласно изменениям, внесенным Законом от

26.11.2008 № 224-ФЗ, ст. 135 НК РФ предусматривает ответственность банка за неисполнение им поручения налогового органа о перечислении налога авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пункт 1ст. 135 НК РФ указывает на то, что неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 %за каждый календарный день просрочки.

Статьей 135.1 НК РФ предусмотрена ответственность банков за непредставление ими справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ.

Согласно п. 17 ст. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ ст. 135.1 НК РФ изложена в новой редакции, согласно которой непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10тыс. руб.

Следует напомнить, что в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

А в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Таким образом, с вступлением в силу поправок, внесенных Законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в часть первую НК РФ, будут урегулированы вопросы о сроках передачи информации между субъектами налоговых правоотношений, установлена ответственность за неисполнение доведения в установленный срок соответствующих решений до банков и налогоплательщиков.

Поправки во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации

Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость. Согласно подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ лома и отходов цветных металлов.

С вступлением с 01.01.2008 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в ст. 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС применяется только в отношении операций по реализации лома цветных металлов, и на операции по реализации лома черных металлов не распространяется.

Однако п. 1ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ подп. 25 п. 2ст. 149 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает освобождение от обложения НДС стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ лома и отходов не только цветных, но и черных металлов.

Таким образом, новая редакция вновь разрешает налогоплательщикам не облагать НДС операции по реализации лома черных металлов.

В соответствии с подп. 7 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Согласно п. 2ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ данное положение изложено в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную границу РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Данная редакция полностью изменила смысл рассматриваемого положения. С момента вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ ввозимое на таможенную границу РФ технологическое оборудование (в том числе комплектующие и запасные части к нему) не обязательно должно ввозиться для вклада в уставный капитал.

Такая редакция направлена в первую очередь на развитие отечественного производства технологического оборудования и комплектующих и запасных частей к нему. Правительством РФ будет утвержден перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ. Такая мера направлена на стимулирование процессов

обновления основных фондов современным оборудованием, необходимым для развития российского производства.

В соответствии с абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посредническихуслуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях.

Согласно ст. 1 Федерального закона от24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон от24.11.2008 № 209-ФЗ) в указанную норму внесено изменение, согласно которому не подлежат налогообложению НДС на территории РФ реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

В силу ст. 2 Закона от 24.11.2008 № 209-ФЗ данные изменения вступают в силу с 01.01.2009.

Таким образом, с 01.01.2009 не подлежат обложению НДС также реализация лома черных металлов, ввоз на таможенную границу РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных,

минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы.

Определение налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Согласно п. 4ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).

Рассматриваемым пунктом также установлено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии сп. Зет. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

До вступления в силу Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ нормы НК РФ не решали вопроса о том, кто должен исчислить и перечислить НДС в бюджет РФ по сделкам по реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Конституционный Суд РФ в определении от 02.10.2003 № 384-0 постановил, что порядок уплаты

НДС, установленный п. Зет; 161 НК РФ, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну (абз. 2 п. 4 ст. 214 ГК РФ), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава НДС, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик), таким образом, как это определено вп.Зст161НК РФ, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.

Согласно подп. «а» п. Зет. 1 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ п. Зет. 161 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, разрешена существовавшая до этого времени неопределенность относительно порядка исчисления и уплаты НДС при аренде государственного и муниципального имущества.

Пунктом 4ст. 161НКРФ также установлено, что при реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные

предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Законом от 26.11.2008 № 224 НК РФ такой же порядок уплаты НДС налоговыми агентами предусматривается и в отношении имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ). В условиях финансовоэкономического кризиса регулирование таких отношений очевидно, поскольку многие организации не смогут вовремя погасить своих долгов, в связи с чем повысится риск признания их банкротами.

В соответствии с п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Данный пункт, изложенный в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ, указывает на то, что при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентскихдоговоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Положения пп. 3 — 5 ст. 161 НК РФ (вредакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 01.01.2009 (ст. 11 Закона от26.11.2008№224-ФЗ).

Порядок подтверждения права на получение возмещения по ставке НДС 0 %. Статьей 165 НК РФ устанавливается порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 %. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подп. 1

и (или) 8 п. 1ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пп. 2 и 3 ст. 165 НК РФ, представляются перечисленные в данном пункте документы. К таким документам относится, в том числе, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

А при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

Также абз. 4 подп. 3 п. 1ст. 165 НК РФ установлено, что в случаях и порядке, определяемых Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ.

Согласно п. 4ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абз. 4 подп. 3 п. 1ст. 165 НК РФ признан утратившим силу. Однако подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ согласно Закону от 26.11.2008 № 224-ФЗ дополнен абзацем, в силу которого в порядке, определяемом Минфином России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:

— реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками пограничного таможенного органа РФ вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абз. 1 подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ;

— реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абз. 2,3и7 подп. Зп.1 ст. 165 НК РФ.

Особенности предъявления суммы НДС продавцом покупателю. Всилуп. 1ст. 168 НКРФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пп. 4и5ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Согласно п. 5 ст. 2 Закона от26.11.2008 № 224-ФЗ п. 1 ст. 168 НК РФ дополнен положением, согласно которому в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п. 4ст. 164 НК РФ.

В силу п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Согласно изменениям, внесенным Законом от

26.11.2008 № 224-ФЗ п. 3 ст. 168 НКРФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, атакже при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При этом при исчислении суммы налога в соответствии с пп. 1 — Зет. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пп. 2 и Зет. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пп. 5и6ст. 169 НК РФ.

Таким образом, редакция данного пункта предусматривает установления сроков выставления счетов-фактур: пять календарных дней, считая со

*

дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

На основании ст. 11 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ положения пп. 1 и Зет. 168 НК РФ (в редакции Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ) применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемыхначиная с 01.01.2009.

Налог на добавленную стоимость при товарообменных операциях, зачетах взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. А сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Минфин России в письме от 18.01.2008 № 0307-15/05 указывает на то, что суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), расчеты за которые производятся зачетом взаимных требований, подлежат вычетам в том налоговом периоде, в котором суммы налога перечислены продавцу на основании платежного поручения. Соответственно, одним из условий для осуществления вычетов налога покупателем является наличие у покупателей платежных поручений на перечисление сумм налога.

В силу подп. «в» п. 5 ст. 2 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ утрачивает силу, таким образом устраняются все сложные и спорные моменты, возникающие у налогоплательщиков при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

Также необходимо отметить, что при осуществлении с 01.01.2009 товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, при-нятыхкучетудо 31.12.2008 включительно, подлежат вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественныхправ (ст. 12 Закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

(Окончание следует)

* *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.