Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАНДЕМИЯ / СТУДЕНТЫ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов А.О., Понимасов О.Е., Морозова Л.В., Мельникова Т.И.

Цель исследования - обоснование педагогической модели, ориентированной на обеспечение непрерывности реализуемых образовательных маршрутов, сохранение функционального статуса и качества жизнедеятельности студентов в различные фазы пандемии. Методика и организация исследования. Разработана и реализована антикризисная модель физического воспитания, обеспечивающая решение образовательных интроспективных задач самоорганизации жизнедеятельности, поддержания двигательной активности и психосоматического здоровья студентов в реальных напряженных условиях пандемии. Результаты исследования и выводы. Овладение образовательными компетенциями обусловило рост интерактивности и адекватное восприятие информации электронного контента студентами. Антикризисная стратегия реализации образовательной дисциплины «Физическая культура» актуализирует методологию упреждающего формирования базовых компетенций по освоению алгоритмов здорового образа жизни, самостоятельной физической тренировки, решения задач в овладении индивидуальными маршрутами двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов А.О., Понимасов О.Е., Морозова Л.В., Мельникова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS STRATEGY FOR THE IMPLEMENTATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF LIMITATION OF LIFE

Objective of the study was to substantiate the pedagogical model focused on ensuring the continuity of the implemented educational routes, maintaining the functional status and quality of life of students in various phases of the pandemic. Methods and structure of the study. An anti-crisis model of physical education has been developed and implemented, providing a solution to educational introspective tasks of self-organization of life, maintaining motor activity and psychosomatic health of students in real stressful conditions of a pandemic. Results and conclusions. Mastering educational competencies has led to an increase in interactivity and an adequate perception of electronic content information by students. The anti-crisis strategy for the implementation of the educational discipline "Physical Education" actualizes the methodology for the proactive formation of basic competencies for mastering healthy lifestyle algorithms, independent physical training, and solving problems in mastering individual routes of physical activity.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК/UDC 796.11

Поступила в редакцию 17.01.2023 г.

Информация для связи с автором: miron1964@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.О. Миронов1 Доктор педагогических наук, доцент О.Е. Понимасов1 Кандидат педагогических наук Л.В. Морозова1 Т.И. Мельникова1

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва

ANTI-CRISIS STRATEGY FOR THE IMPLEMENTATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN CONDITIONS OF LIMITATION OF LIFE

PhD, Associate Professor A.O. Mironov1 Dr. Hab., Associate Professor O.E. Ponimasov1 PhD L.V. Morozova1 T.I. Melnikova1

1The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - обоснование педагогической модели, ориентированной на обеспечение непрерывности реализуемых образовательных маршрутов, сохранение функционального статуса и качества жизнедеятельности студентов в различные фазы пандемии.

Методика и организация исследования. Разработана и реализована антикризисная модель физического воспитания, обеспечивающая решение образовательных интроспективных задач самоорганизации жизнедеятельности, поддержания двигательной активности и психосоматического здоровья студентов в реальных напряженных условиях пандемии. Результаты исследования и выводы. Овладение образовательными компетенциями обусловило рост интерактивности и адекватное восприятие информации электронного контента студентами. Антикризисная стратегия реализации образовательной дисциплины «Физическая культура» актуализирует методологию упреждающего формирования базовых компетенций по освоению алгоритмов здорового образа жизни, самостоятельной физической тренировки, решения задач в овладении индивидуальными маршрутами двигательной активности.

Ключевые слова: физическая культура, пандемия, студенты, психосоматическое здоровье.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the pedagogical model focused on ensuring the continuity of the implemented educational routes, maintaining the functional status and quality of life of students in various phases of the pandemic. Methods and structure of the study. An anti-crisis model of physical education has been developed and implemented, providing a solution to educational introspective tasks of self-organization of life, maintaining motor activity and psychosomatic health of students in real stressful conditions of a pandemic. Results and conclusions. Mastering educational competencies has led to an increase in interactivity and an adequate perception of electronic content information by students. The anti-crisis strategy for the implementation of the educational discipline "Physical Education" actualizes the methodology for the proactive formation of basic competencies for mastering healthy lifestyle algorithms, independent physical training, and solving problems in mastering individual routes of physical activity.

Keywords: physical culture, pandemic, students, psychosomatic health.

Введение. Последнее трехлетие существования человечества характеризуется новыми подходами к организации массовой физической культуры в связи с полномасштабной экспансией иммуновирусных инфекций. Классическая концепция тренировки в силу организационных и коммуникативных ограничений оказалась малотехнологичной и методически ограниченной в противодействии современным вызовам и заболеваниям глобально-эпидемиологического характера [1, 4].

Антикризисная стратегия физического воспитания в вузах предполагает реализацию образовательного стандарта в бинарном тренде проблематики. Первый аспект связан с упреждающим формированием «запаса прочности», прежде всего, тех компонентов двигательного потенциала, которые могут быть утрачены в первую очередь в период острой адаптации к условиям пандемии. Второй аспект обусловлен актуальностью выбора образовательного контента, обеспечивающего поддержание активности и психосоматического здоровья сту-

дентов, а также сохранения непрерывности образовательных траекторий во время ограничения жизнедеятельности, связанного с пандемией [2, 3, 5].

Цель исследования - обоснование педагогической модели, ориентированной на обеспечение непрерывности реализуемых образовательных маршрутов, сохранение функционального статуса и качества жизнедеятельности студентов в различные фазы пандемии.

Методика и организация исследования. Разработана прогнозная модель, ресурс которой способствовал достижению цели обучения в ограниченных условиях пандемии. Содержательный функционал модели поддерживал упреждающее формирование компетенций с целью их дальнейшего применения в различные фазы локдауна. В содержании функционала образовательной дисциплины выделены три модуля, определяющие контур предметных задач физической культуры: образование - развитие - оздоровление.

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Содержание образовательного модуля сосредоточено на упреждающем формировании базовых компетенций ФГОС ВО 3++ по освоению алгоритмов здорового образа жизни, самостоятельной физической тренировки, решения задач в овладении индивидуальными маршрутами двигательной активности.

Разработан специальный дистанционный курс, включающий следующие учебно-методические материалы: дневник двигательной активности студента; еженедельные практические конспекты для студентов медицинской группы; теоретическую информацию об организации самостоятельных занятий с учетом индивидуальных особенностей студентов; видеоклипы для дистанционного обучения; итоговые практические задания по направлениям (видам спорта); спортивные тесты; балльно-рейтинговую систему для переходного периода по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре».

Содержание развивающего модуля ориентировано на адаптационное проектирование двигательного потенциала и функционального состояния студентов. Соотнесенные с целевыми индикаторами функционального состояния студентов средства развивающего модуля составили контур параметрического управления в различные фазы пандемии: упреждение - компенсация - реабилитация. Во всех фазах применялись нагрузки преимущественно аэробной направленности.

Платформа оздоровительного модуля сосредоточена на решении задач, связанных с планомерным и последовательным выходом из пандемии на докризисный уровень физических возможностей. Решение задач достигалось стимулированием потребности в движениях с использованием оздоровительных сил природы, соблюдением гигиенических факторов и выполнением закаливающих процедур на свежем воздухе по индивидуальным программам.

К исследованию привлекалось 330 студентов возраста 19,2±0,5 года. Педагогическая оценка эффективности модели обучения проведена по индикаторам физической подготовленности, функционального состояния и уровню освоения управленческих компетенций студентами.

Результаты исследования и их обсуждение. Достижение прогрессирования показателей физической подготовленности в беге на 100 м до 15,5±0,4 с - на 7,3%; сгибании и разгибании рук в упоре лежа до 37,4±2,6 раза - на 6,4%; поднимании туловища из положения лежа в положение сидя до 45,6±1,8 раза - на 8,7% доказывает универсальность предложенной модели физической культуры. Улучшение показателей физической подготовленности обусловлено способностью студентов в применении волновой дифференциации нагрузок, соответствующих уровню функционального состояния занимающихся.

Отмечена способность перехода студентов к гибридному формату овладения традиционными и информационными технологиями физической культуры. Возможности сопряженного использования ресурсов физического воспитания проявляются в преодолении депрессивных реакций на последствия вводимых ограничений, что подтверждается снижением тревожности до 3,4±0,3 балла - на 23,6%; эмоционального и социального дискомфорта до 3,8±0,5 балла - на 19,8%. В то же время расширенные возможности в самостоятельном построении занятий, адекватных запросам, вызывают позитивный отклик в психологическом и эмоциональном состоянии студентов, что проявляется в росте индекса SAN до 7,8±0,7 балла - на 24,5%.

Распределение адекватных ресурсов развивающего модуля физической культуры по фазам прохождения локдауна (упреждение - компенсация - реабилитация) в заданных границах фрагментации приводит к развертыванию процессов активного функционирования кровеносной и дыхательной систем, что является основой работоспособности студентов. Кумулятивный эффект положительных метаболических сдвигов выразился в поддержании показателя пробы PWC170 в границах 850-1100 кгм/мин; а ЖЕЛ - 4,2-4,5 л.

Устойчивость к негативным факторам пандемии достигнута за счет увеличения двигательной активности (0,543), повышения мотивации к безопасному режиму деятельности (0,489) и накопления физического потенциала (0,511). Зависимость личностных взглядов от освоенных компетенций ЗОЖ задает ориентиры гуманистических принципов, жизненных ценностей, здоровьеориентированных норм поведения, которые при их устойчивой реализации в условиях пандемии помогают активизировать обмен веществ (0,412) и улучшить функциональное состояние (0,403) средствами физической культуры.

Востребованность оздоровительного модуля вызвана необходимостью планомерного выхода из поддерживающего режима с целью минимизации деструктивных последствий пандемии. Владение компетенциями специфического чередования направленности нагрузки аэробного и анаэробного характера, дополненное водными и закаливающими процедурами, солнечными ваннами, легочной оксигенацией крови, синхронизирует физиологические и биоэнергетические ритмы, что проявляется в положительных показателях гемодинамики (снижении ЧСС max на 5,4% при работе высокой интенсивности) и легочной вентиляции (возрастании VO2 на 6,7%).

Выводы. Разработанная модель физической культуры, являясь антикризисной, обеспечивает решение образовательных интроспективных задач самоорганизации жизнедеятельности, поддержания двигательной активности и психосоматического здоровья в реальных напряженных условиях пандемии.

Литература

1. Болотин А.Э. Селективность воспроизведения образных представлений в тренировочном процессе легкоатлетов-студентов /

A.Э. Болотин, О.Е. Понимасов, С.С. Аганов, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 1. - С. 51-53.

2. Григорьев В.И. Комплексное применение средств физической культуры студентов в преодолении энтропии SARS-COV-2 /

B.И. Григорьев, М.М. Громов, А.И. Коваленко // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 21-23.

3. Зюкин А.В. Нейтрализация неблагоприятных урбанистических факторов средствами эколого-дидактической среды вуза / А.В. Зюкин, О.Е. Понимасов, М.В. Габов, Н.В. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 10. - С. 108-109.

4. Понимасов О.Е. Сенсомоторная интеграция в совершенствовании сложных игровых координаций хоккеистов / О.Е. Понимасов, Н.В. Романенко, С.А. Барченко, А.А. Зюкин // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 97-99.

5. Пугачев И.Ю. Формирование устойчивости положения для стрельбы в служебном двоеборье / И.Ю. Пугачев, В.Б. Парамзин,

C.В. Разновская, О.Е. Понимасов // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 49-51.

References

1. Bolotin A.E., Ponimasov O.E., Aganov S.S., Ryzhkin N.V. Selektivnost vosproizvedeniya obraznykh predstavleniy v trenirovochnom protsesse legkoatletov-studentov [Selectivity of reproduction of figurative representations in the training process of student athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 1. pp. 51-53.

2. Grigoriev V.I., Gromov M.M., Kovalenko A.I. Kompleksnoye primeneni-ye sredstv fizicheskoy kultury studentov v preodolenii entropii SARS-COV-2 [Complex application of means of physical culture of students in overcoming the entropy of SARS-COV-2]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 3. pp. 21-23.

3. Zyukin A.V., Ponimasov O.E., Gabov M.V., Ryzhkin N.V. Neytralizatsi-ya neblagopriyatnykh urbanisticheskikh faktorov sredstvami ekologo-didakticheskoy sredy vuza [Neutralization of unfavorable urban factors by means of the ecological and didactic environment of the university]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 10. pp. 108-109.

4. Ponimasov O.E., Romanenko N.V., Barchenko S.A., Zyukin A.A. Sen-somotornaya integratsiya v sovershenstvovanii slozhnykh igrovykh koordinatsiy khokkeistov [Sensorimotor integration in improving the complex game coordination of hockey players]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 2. pp. 97-99.

5. Pugachev I.Yu., Paramzin V.B., Raznovskaya S.V., Ponimasov O.E. Formirovaniye ustoychivosti polozheniya dlya strelby v sluzhebnom dvoyeborye [Formation of position stability for shooting in service biathlon]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 6. pp. 49-51.

6. Shtamburg I.N., Ponimasov O.E., Grachev K.A., Novikov A.I. Ekono-mizatsiya tipologicheskikh kombinatsiy tekhniki prikladnogo plavaniya pri obuchenii kursantov voyennykh vuzov [Economization of typological combinations of applied swimming technique in teaching cadets of military universities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 2. pp. 16-17.

62

http://www.teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.