УДК 343.352(470+571)
DOI 10.17506/artides.anticorruption.2018.407435
Павел Александрович Кабанов
доктор юридических наук, доцент, директор НИИ противодействия коррупции Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Россия. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2964-004X Researcher ID: D-7776-2015 Scopus Author ID: 35229661900
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ ОБ ИМУЩЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ
Автор исходит из положения, что антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации - это состоявшийся факт. Оно, под воздействием объективных причин, активно развивается. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законодательные акты, регулирующие процессуальные аспекты антикоррупционной деятельности. Все региональное антикоррупционное процессуальное законодательство делится на несколько видов. Отдельным видом антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации выступает законодательство, регулирующее порядок проведения проверки сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц. В статье отмечается, что региональное антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее порядок проведения проверки сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, в целом соответствует федеральному законодательству, однако отдельные его положения вступают в противоречие с федеральными нормами либо недостаточно полно описывают отдельные процедуры применения материальных норм. В результате автор приходит к выводу о том, что антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы проверки полноты и достоверности представляемых сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, являясь относительно новым направлением,
нуждается в регулярном правовом мониторинге и совершенствовании. Он намечает основные аспекты совершенствования антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы проверки полноты и достоверности представляемых сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц: расширить перечень инициаторов проведения проверки имущественного состояния; закрепить сроки принятия уполномоченными лицами решения о проведении проверки сведений об имущественном положении; урегулировать вопросы, связанные с отказом работодателя в назначении проверки, прекращением начатой проверки, отзывом направленных запросов, заменой участников проверочной деятельности (основания и процедуры); определить правовой статус представителя проверяемого лица.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, профилактика коррупции, сведения о доходах, сведения о расходах, процессуальная норма, процессуальное законодательство, проверка сведений.
Противодействие коррупции - сложная задача, для решения которой требуется согласованная деятельность множества субъектов с учетом их правового статуса и объема полномочий. Ее решение невозможно без правового регулирования антикоррупционной деятельности и создания системы антикоррупционного законодательства. Современное российское антикоррупционное законодательство носит комплексный характер. В одних законах содержатся нормы материального права, закрепляющие антикоррупционные требования (обязанности, запреты, ограничения), в других - нормы процессуального права, регулирующие порядок контроля за соблюдением этих требований. Нормами федерального и регионального антикоррупционного законодательства на отдельные категории лиц возложена обязанность представлять сведения о доходах и расходах, а на органы специальной компетенции - осуществлять проверку их достоверности.
С момента появления института антикоррупционного декларирования процедурные вопросы осуществления проверки этих сведений были в центре внимания специалистов (Александрова 2018; Братановский, Зеленов 2012; Василенко 2015; Веселов, Зиборов 2014; Каришина 2016; Кислый 2017; Козлов 2013; Козлов 2012; Левакин 2012; Лосев 2011; Маслова 2015; Осинцев, Рассохин 2016; Скобелина 2012; Столяров, Веселов, Щетнев 2015; Федоров 2017; Фирсов 2010; Цветков 2015;
Шеповалова 2016; Яковлев 2014). В процессе развития антикоррупционного декларирования на федеральном уровне и последующей его трансформации на региональном уровне во втором десятилетии XXI в. появилась относительно целостная система специального антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего процедурные вопросы проверки сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц (Кабанов 2018). Это законодательство, развиваясь параллельно с законодательством о государственной (муниципальной) службе, государственным (конституционным или уставным) и иным законодательством, охватывало процедурные вопросы проверки сведений, представляемых государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности субъекта Российской Федерации, включая депутатов законодательных (представительных) органов, лицами, замещающими муниципальные должности и претендентами на эти должности, а также иными лицами. В последующем с нашим участием была осуществлена систематизация этого законодательства в форме инкорпорации (Баранов 2018).
Проведенный нами сравнительно-правовой анализ регионального законодательства показал, что в отдельных субъектах Российской Федерации сформировано специальное антикоррупционное процессуальное законодательство, регулирующее процедуру проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц (лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации; лиц, замещающих муниципальные должности; государственных и муниципальных служащих). Однако большинство процессуальных норм, регулирующих вопросы проверки сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, предусмотрены в комплексном законодательстве о представлении и проверке названных сведений либо в законодательстве, регулирующем деятельность региональных органов по проверке этих сведений.
Для обеспечения законности, обоснованности и беспристрастности проведения проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц в законодательстве субъектов Российской Федерации установлены единые основания и условия ее назначения и производства.
Так, основаниями для назначения проверки являются источники информации о представлении недостоверных и/или неполных сведений конкретным лицом, на которое распространяется обязанность представлять сведения о своем имущественном положении и имущественном положении отдельных членов своей семьи. Этой информации закон придает значение юридических фактов, обязывающих уполномоченный орган (уполномоченное подразделение) или уполномоченное должностное лицо в пределах, установленных законодательством, рассмотреть их и решить вопрос о назначении проверки при наличии достаточных данных, указывающих на несоблюдение лицом этой обязанности, или об отказе в проведении проверки при отсутствии таких данных.
Все имеющиеся основания к назначению проверки в региональном законодательстве объединены общим понятием, заимствованным из Указа Президента Российской Федерации «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», обозначенным как «достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке» (Указ Президента РФ № 1065: 2009).
В соответствии с положениями регионального антикоррупционного процессуального законодательства основаниями для назначения и осуществления проверки имущественного состояния служит информация, представляемая:
- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
- органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных или иных правонарушений;
- членами комиссии по координации работы по противодействию коррупции субъекта Российской Федерации;
- Советом муниципальных образований субъекта Российской Федерации;
- комиссией по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими
на замещение отдельных муниципальных должностей, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими такие должности;
- работниками подразделений кадровых служб государственных (муниципальных) органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- постоянно действующими руководящими органами политических партий (региональными, межрегиональными отделениями партий) и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских или региональных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой субъекта Российской Федерации, общественными палатами (советами) муниципальных образований;
- общероссийскими, региональными, муниципальными и иными средствами массовой информации;
- другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами. Эту категорию участников антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации можно условно назвать инициаторами проведения проверки имущественного состояния.
В целом следует подчеркнуть, что в законодательстве субъектов Российской Федерации происходят как расширение, так и искусственное уменьшение количества субъектов обращения с информацией о представлении недостоверной и/или неполной информации об имущественном положении отдельных категорий лиц. Если увеличение количества субъектов обращения с информацией о представлении недостоверной и/или неполной информации об имущественном положении отдельных категорий лиц является констатацией уже сложившихся отношений (практики правоприменения), то искусственное их уменьшение вызывает некоторое удивление и недоумение. Региональные законодатели вполне обоснованно включают в законодательство дополнительных субъектов обращения в органы власти по вопросам проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц. Включение в данный перечень общественных палат (советов) муниципальных образований,
граждан, всех без исключения средств массовой информации позволяет создать систему регионального общественного контроля за имущественным положением лиц, занимающих должности с высокими коррупционными рисками. Закрепление за органами субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных правонарушений и иными государственными (муниципальными) органами специальной компетенции в сфере противодействия коррупции права обращения в соответствующий орган о проведении проверки имущественного состояния отдельных лиц обеспечивает эффективность государственного (муниципального) контроля за имущественным положением чиновников.
Наиболее часто региональным антикоррупционным процессуальным законодательством исключается возможность обращения с информацией о представлении недостоверной и/или неполной информации об имущественном положении отдельными категориями лиц в такой субъект, уполномоченный на это Президентом Российской Федерации, как Общественная палата Российской Федерации. Указанное исключение нами обнаружено в антикоррупционном процессуальном законодательстве следующих субъектов Российской Федерации: Карачаево-Черкесская Республика, Волгоградская, Липецкая, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Смоленская, Тамбовская и Ленинградская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Безусловно, такие нарушения федеральных антикоррупционных процессуальных норм нуждаются в устранении из регионального антикоррупционного процессуального законодательства путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений.
В отдельных законодательных актах субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном положении отдельных категорий лиц, не закрепляются в качестве субъектов обращений региональные общественные палаты. Например, Законом Республики Бурятия «О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия»1 специально не предусмотрено признание подобных обращений
1 Закон Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года № 113-1 «О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия» (в ред. от 10.10.2017 № 2601-У) // Бурятия. 1995. 12 мая.
основаниями для назначения и проведения проверки имущественного состояния депутата этого законодательного органа. Аналогичные исключения имеются в антикоррупционном процессуальном законодательстве других субъектов Российской Федерации, таких как Республика Хакасия1, Ставропольский край2, Хабаровский край3, Иркутская4, Калининградская5 и
1 Закон Республики Хакасия от 06 июля 2007 года № 39-3PX «О муниципальной службе в Республике Хакасия» (в ред. от 20.12.2017 № 96-ЗРХ) // Вестн. Хакасии. 2007. 17 июля; Закон Республики Хакасия от 07 декабря 2017 года № 84-ЗРХ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Республике Хакасия, и лицами, замещающими муниципальные должности в Республике Хакасия, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о проверке достоверности и полноты указанных сведений». URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.12.2017); Закон Республики Хакасия от 28 декабря 2009 года № 151-ЗРХ «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Республики Хакасия и должностей государственной гражданской службы Республики Хакасия, лицами, замещающими государственные должности Республики Хакасия, и государственными гражданскими служащими Республики Хакасия сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 05.02.2016 № 07-ЗРХ) // Вестн. Хакасии. 2009. 31 дек.
2 Закон Ставропольского края от 29 марта 2012 года № 24-кз «О некоторых вопросах, связанных с представлением депутатами Думы Ставропольского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 25.12.2017 № 145-кз) // Сб. законов и других правовых актов Ставропол. края. 2012. № 25. Ст. 9859.
3 Закон Хабаровского края от 26 июля 2017 года № 272 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений». URL: http://laws.khv.gov.ru (дата обращения: 01.08.2017).
4 Закон Иркутской области от 14 января 2014 года № 12-ОЗ «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, их доходам» (в ред. от 14.12.2017 № 88-ОЗ) // Областная. 2014. 22 янв.; Закон Иркутской области от 21 июня 2013 года № 46-ОЗ «О представлении и проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение государственных должностей Иркутской области, и лиц, замещающих государственные должности Иркутской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Иркутской области» (в ред. от 27.02.2017 № 1-ОЗ) // Областная. 2013. 28 июня.
5 Закон Калининградской области от 17 июня 2016 года № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» (в ред. от 28.11.2017 № 117) // Калинингр. правда. 2016. 23 июня.
Московская1 области, Санкт-Петербург2, Ненецкий автономный округ3, Республика Саха (Якутия)4. При этом игнорируется
1 Закон Московской области от 09 ноября 2017 года № 190/2017-0З «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, в Московской области» // Ежеднев. новости. Подмосковье. 2017. 28 нояб.
2 Закон Санкт-Петербурга от 06 июня 2013 года № 343-59 «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга» (в ред. от 08.04.2015 № 173-28) // Вестн. Администрации С.-Петербурга. 2013. № 6; Закон Санкт-Петербурга от 09 июня 2010 года № 296-79 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Санкт-Петербурга, и лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Санкт-Петербурга» (в ред. от 09.06.2016 № 335-57) // Информ. бюлл. Администрации С.-Петербурга. 2010. № 24; Закон Санкт-Петербурга от 12 июля 2012 года № 371-68 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге, и муниципальными служащими в Санкт-Петербурге, и соблюдения муниципальными служащими в Санкт-Петербурге требований к служебному поведению» // Информ. бюлл. Администрации С.-Петербурга. 2012. № 28; Закон Санкт-Петербурга от 16 апреля 2010 года № 160-51 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению» (в ред. от 09.06.2016 № 335-57) // Информ. бюлл. Администрации С.-Петербурга. 2010. № 16.
3 Закон Ненецкого автономного округа от 18 мая 2010 года № 26-ОЗ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа, и государственными гражданскими служащими Ненецкого автономного округа, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ненецкого автономного округа требований к служебному поведению» (в ред. от 31.10.2017 № 339-ОЗ) // Сборник норматив. правовых актов Ненец. авт. округа. 2010. № 5; Закон Ненецкого автономного округа от 18 мая 2010 года № 27-ОЗ «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Ненецкого автономного округа, и лицами, замещающими государственные должности Ненецкого
то обстоятельство, что во всех этих субъектах Российской Федерации созданы и функционируют региональные общественные палаты. В отдельных региональных законах, регулирующих деятельность общественных палат субъектов Российской Федерации, прямо предусмотрено направление ими информации о проведении проверки достоверности и полноты представленных сведений об имущественном положении отдельных категорий лиц1.
В качестве обязательного условия для назначения и проведения проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц необходимо чтобы эти лица занимали посты, указанные в перечне должностей, замещение которых требует представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо претендовали на замещение должностей, включенных в этот перечень.
По общему правилу поступающие в качестве оснований для принятия решения о назначении и проведении проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц информационные материалы подлежат регистрации и обязательному рассмотрению в установленном для этого порядке.
Региональным антикоррупционным процессуальным законодательством установлен запрет на использование в качестве основания для принятия решения и осуществления проверки полноты и достоверности представленных сведений об их имущественном положении отдельными категориями лиц анонимного источника информации.
Важнейшей стадией проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц является стадия принятия решения о
автономного округа, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Ненецкого автономного округа» (в ред. от 31.10.2017 № 339-03) // Сб. норматив. правовых актов Ненец. авт. округа. 2010. № 5.
4 Закон Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-3 № 1393^ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных сведений» // Якут. ведомости. 2017. 14 дек.
1 Закон Кировской области от 04 июня 2009 года № 375-30 «Об Общественной палате Кировской области» (ред. от 07.06.2017 № 77-30) // Вят. край. 2009. 10 июня.
назначении и проведении проверки уполномоченными на то органами (подразделениями органа) или должностными лицами. При этом региональным законодательством предусмотрены сроки рассмотрения полученной информации для принятия решения о назначении и проведении проверки. Например, в Курской области1 и Республике Алтай2 установлен 10-дневный срок принятия решения о назначении и проведении проверки после получения соответствующей информации, а в Тамбовской области на принятие такого решения дается 5 рабочих дней3. В Томской области срок принятия решения установлен дифференцированно: для принятия решения в отношении муниципальных служащих определен срок в 14 дней4, а в отношении депутатов Законодательной Думы Томской области -7-дневный срок5. В течение 14 дней после получения информации о предоставлении неполных и/или недостоверных сведений
1 Закон Курской области от 28 марта 2013 года № 20-ЗКО «О некоторых вопросах контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам в Курской области» (в ред. от 04.07.2017 № 32-3KO) // Курск. правда. 2013. 2 апр.
2 Закон Республики Алтай от 29 сентября 2017 года № 42-РЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Республике Алтай, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений». URL: http://www.altai-republic.ru (дата обращения: 29.09.2017).
3 Закон Тамбовской области от 26 июля 2017 года № 124-З «О представлении гражданами, претендующими на замещение должности главы муниципального образования по конкурсу, должности главы местной администрации по контракту в Тамбовской области, и лицами, замещающими должности депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений» // Тамбов. жизнь. 2017. 1 авг.
4 Закон Томской области от 11 сентября 2007 года № 198-ОЗ «О муниципальной службе в Томской области» (в ред. от 22.09.2017 № 107-ОЗ) // Томск. новости. 2007. 27 сент.
5 Закон Томской области от 12 апреля 2012 года № 43-ОЗ (в ред. от 08.12.2017 № 152-ОЗ) «О комиссии Законодательной Думы Томской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательной Думы Томской области» // Собрание законодательства Томск. обл. 2012. № 4/2 (81).
об имущественном положении предусмотрено принятие решения о проведении проверки законодательством Республики Саха (Якутия)1 и Красноярского края2. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации сроки принятия решения о проведении проверки сведений об имущественном положении отдельных категорий лиц, как правило, не закреплены антикоррупционным процессуальным законодательством.
Иногда в региональном законодательстве встречаются нормы, не только не проясняющие ситуацию со сроками принятия решений о назначении проверки полноты и достоверности представленных сведений, но и затрудняющие их определение. Например, частью 6 статьи 5 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах, связанных с представлением депутатами Думы Ставропольского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» предусмотрено, что председатель комиссии при поступлении информации, содержащей основания для проведения проверки, в трехдневный срок назначает дату заседания комиссии, на которой и принимается решение о проведении соответствующей проверки или об отказе в ее проведении. Однако в самом законе не указывается, в течение какого срока комиссия должна собраться на заседание и принять соответствующее аргументированное решение3. Аналогичное положение со сроками принятия соответствующего решения обнаружено в Законе
1 Закон Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года 1918-З № 1393-V «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных сведений» // Якут. ведомости. 2017. 14 дек.
2 Закон Красноярского края от 19 декабря 2017 года № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений». URL: http:// www.zakon.krskstate.ru (дата обращения: 29.09.2017).
3 Закон Ставропольского края от 29 марта 2012 года № 24-кз) «О некоторых вопросах, связанных с представлением депутатами Думы Ставропольского края сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 25.12.2017 № 145-кз // Сборник законов и других правовых актов Ставропол. края. 2012. № 25. Ст. 9859.
Амурской области «О комиссии Законодательного Собрания Амурской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Амурской области»1.
В зависимости от статуса органа или должностного лица, принимающего решение о проведении проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц, этот документ, запускающий процедуру проверки, именуется по-разному. Если принимается решение о проведении проверки имущественного состояния коллегиальным органом, то оно оформляется протоколом и/или выпиской из протокола. Решение, принимаемое должностными лицами органов публичной власти, оформляется в письменном виде как распоряжение, поручение либо приказ.
Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, наделенных полномочиями по принятию решений о проведении проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц, как правило, размещен в различных законодательных актах. Например, для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в зависимости от их правового статуса и для претендентов на эти должности данный перечень может определяться специальным законодательством; для лиц, замещающих муниципальные должности и претендентов на эти должности перечень органов и должностных лиц определяется преимущественно специальным законодательством. В остальных случаях перечень лиц, наделенных правом по принятию решений о проведении проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц, определяется отраслевым законодательством, в котором они именуются термином «работодатель» или словосочетанием «представитель работодателя». Полномочия этого участника процессуальной деятельности законодательством не в полной мере урегулированы. Ему лишь предоставлено право принятия решения о назначении проверки, продлении
1 Закон Амурской области от 09 июля 2012 года № 71-ОЗ «О комиссии Законодательного Собрания Амурской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Амурской области» (в ред. от 08.02.2016 № 647-ОЗ) // Амур. правда. 2012. 10 июля.
ее сроков, дачи согласия на продление срока исполнения его запроса иным органом. Вне правового регулирования остаются вопросы, связанные с отказом в назначении проверки, прекращением начатой проверки, отзывом направленных запросов, заменой участников проверочной деятельности, и некоторые другие.
Субъектами процесса осуществления проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц выступают уполномоченные на то органы (подразделения) органов и их должностные лица. Для каждой категории чиновников предусмотрены различные субъекты осуществления проверки. Например, органы субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений используются для осуществления проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии:
- лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (претендентов на эти должности);
- лиц, замещающих муниципальные должности либо должность главы местной администрации (претендентов на эти должности).
В то же время осуществление проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации либо руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений возлагается на подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов исполнительной власти.
В соответствии с действующим региональным антикоррупционным процессуальным законодательством проверка полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии муниципальных служащих осуществляется кадровой службой (специалистом по кадровой работе) органа местного самоуправления1. Вместе с тем проверка полноты и
1 Закон Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» (в ред. от 25.12.2017 № 133-ОД) // Волгогр. правда. 2008. 20 февр.; Закон Краснодарского края от 30 декабря 2013 года № 2875-КЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей
достоверности сведений об имущественном состоянии, представленных лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, делегируется региональным законодательством органам местного самоуправления1. Такие муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие процессуальные вопросы проверки имущественного состояния руководителей муниципальных учреждений подразделениями кадровой службы органов местного самоуправления, уже при-нимаются2.
В региональном антикоррупционном процессуальном законодательстве недостаточное внимание уделяется инициаторам проверки имущественного состояния чиновников и членов их семей. Их полномочия, кроме представления информации, сводятся лишь к участию на заседаниях коллегиальных органов (комиссий) и получению информации о принятых этими органами решениях по их обращению.
Как показал проведенный нами сравнительно-правовой анализ регионального антикоррупционного процессуального законодательства, объем проверки имущественного состояния
муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей» // Кубан. новости. 2013. 30 дек.; Закон Калининградской области от 17 июня 2016 года № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» (в ред. от 28.11.2017 № 117) // Калинингр. правда. 2016. 23 июня; Закон Орловской области от 04 июня 2012 года № 1354-ОЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей» (в ред. от 01.09.2017 № 2139-ОЗ) // Орлов. правда. 2012. 6 июня.
1 Закон Мурманской области от 26 октября 2007 года № 898-01-ЗМО «О противодействии коррупции в Мурманской области» (в ред. от 14.06.2017 № 2113-01-ЗМО) // Мурман. вестн. 2007. 1 нояб. С. 6.
2 Постановление главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 09 апреля 2013 года № 1529 «Об утверждении Положения о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и руководителем муниципального учреждения городского округа город Уфа Республики Башкортостан» // Вечер. Уфа. 2013. 20 апр.
отдельных категорий лиц осуществляется за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду, то есть за три года, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для назначения и осуществления проверки.
Срок проведения проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц, установленный региональным антикоррупционным процессуальным законодательством, можно разделить на две группы: общий срок и дополнительный. Общий срок установлен в 60 дней со дня принятия решения, а дополнительный связан с продлением основного срока проведения проверки до 90 дней. Антикоррупционным процессуальным законодательством некоторых регионов не предусмотрено предоставление дополнительных сроков для проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц1. Более того, законодательством не определены правовые основания для продления срока проведения проверки имущественного состояния проверяемого и его процедура. Хотя в отдельных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации прямо указана необходимость принятия решения уполномоченного органа или должностного лица, назначившего проверку, об ее продлении, оформленного надлежащим образом2.
Следует отметить, что в региональном антикоррупционном процессуальном законодательстве имеются и иные
1 Закон Пензенской области от 28 июня 2005 года № 829-ЗПО «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» (в ред. от 08.09.2017 № 3089-ЗПО) // Пензен. губерн. ведомости. 2005. 15 июля; Закон Смоленской области от 08 июля 2010 года № 54-з «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Смоленской области, должностей государственной гражданской службы Смоленской области, лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области, соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Смоленской области требований к служебному поведению» (в ред. от 29.09.2016 № 96-з) // Вестн. Смолен. обл. Думы и Администрации Смолен. обл. 2010. № 6, ч. 3. С. 24.
2 Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 27 февраля 2018 года № 2925^ «Об утверждении Положения о Комиссии Народного Хурала Республики Бурятия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Народного Хурала Республики Бурятия» // Бурятия. 2018. 6 марта.
процессуальные сроки для проведения проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц. Так, Законом Республики Алтай «О комиссии Государственного Собрания -Эл Курултай Республики Алтай по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Республики Алтай» предусмотрены общий срок проведения проверки имущественного состояния в 45 календарных дней и его продление еще не более чем на 30 дней1. Сокращенные сроки для проведения проверки имущественного состояния депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области содержит Закон Новосибирской области «О комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области». Основной срок проверки установлен в 45 дней, а дополнительный - в 15 дней2.
В отдельных случаях для анализа представленных сведений об имущественном положении лиц, претендующих на замещение муниципальных должностей, срок устанавливается значительно короче - 20 календарных дней3.
Длительность сроков проверки имущественного положения отдельных категорий лиц обусловлена не только и не столько объемом работы, сколько спецификой предмета про-
1 Закон Республики Алтай от 07 июня 2013 года № 30-РЗ «О комиссии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Республики Алтай» (в ред. от 11.03.2016 № 3-РЗ) // Звезда Алтая. 2013. 25 июня.
2 Закон Новосибирской области от 29 марта 2012 года № 203-ОЗ «О комиссии Законодательного Собрания Новосибирской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области» (в ред. от 05.07.2017 № 181-ОЗ) // Совет. Сибирь. 2012. 6 апр.
3 Закон Рязанской области от 25 декабря 2017 года № 105-ОЗ «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» // Рязан. ведомости. 2017. 26 дек.
верки. Во-первых, если предметом проверки имущественного положения является соблюдение чиновником запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, то в соответствии с требованиями федерального законодательства предусмотрены более длительные сроки (Федеральный закон № 79-ФЗ, 2013). Во-вторых, если предметом проверки имущественного положения является соответствие декларируемых расходов чиновником (членами его семьи), декларируемым им (ими) доходам.
В региональном антикоррупционном процессуальном законодательстве представлены две формы проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц: непосредственная, обозначенная словом «самостоятельная», и опосредованная, осуществляемая путем направления запроса в соответствующие компетентные органы. Непосредственная проверка имущественного положения лица позволяет уполномоченному органу или должностному лицу проводить отдельные процессуальные действия. Законодательство предусматривает здесь следующие процессуальные действия:
- беседа;
- изучение поступивших сведений и дополнительных материалов;
- получение пояснений по поступившим сведениям и материалам;
- анализ имеющихся сведений и материалов;
- наведение справок.
Опосредованная проверка имущественного положения отдельных категорий лиц реализуется путем направления запроса уполномоченного на то должностного лица в соответствующий компетентный федеральный государственный орган. Срок исполнения такого запроса устанавливается в 30 дней, но может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.
Правовое регулирование начальной стадии проверки имущественного положения отдельных категорий лиц характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, это обязательное уведомление лица, сведения которого проверяются. Во-вторых,
обязательное проведение беседы с проверяемым лицом или его представителем по вопросам проверки, а в отдельных случаях, по согласованию, назначение проверки в удобное для него время.
Форма уведомления о назначении проверки достоверности и полноты представленных сведений проверяемого лица может быть устной и письменной. При устной форме уведомления проверяемое лицо знакомится с решением о назначении проверки сведений об имущественном состоянии, с его правами и обязанностями под роспись. При письменной форме на его домашний адрес направляется письменный документ, уведомляющий его о начале проверки и разъясняющий его права и обязанности. Сроки такого уведомления в законодательстве устанавливаются различные. Как правило, эти сроки устанавливаются в два рабочих или календарных дня со дня принятия решения о проведении проверки. В законе Тюменской области «О комиссии Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Тюменской областной Думы» установлен неопределенный срок уведомления о принятом решении депутата, в отношении которого назначена проверка, - немедленно1.
Особое место среди процессуальных норм действующего антикоррупционного процессуального законодательства занимают положения, регулирующие права проверяемого лица. Они касаются только нескольких вопросов. Во-первых, проверяемый должен знать о начавшейся проверке полноты и достоверности представляемых им сведений об имущественном состоянии. В отдельных законах предусмотрено знакомство с содержанием информации, явившейся основанием назначения проверки2, в
1 Закон Тюменской области от 20 февраля 2012 года № 14 «О комиссии Тюменской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Тюменской областной Думы» (в ред. от 06.06.2017 № 35) // Тюмен. обл. сегодня. 2012. 25 февр.
2 Закон Томской области от 12 апреля 2012 года № 43-ОЗ «О комиссии Законодательной Думы Томской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательной Думы Томской области» (в ред. от 08.12.2017 № 152-ОЗ) // Собрание законодательства Томск. обл. 2012. № 4/2 (81).
том числе путем получения копии зарегистрированного сооб-щения1. Во-вторых, он имеет право на письменные ходатайства по вопросам проведения проверки. В-третьих, обладает правом представлять дополнительные материалы и делать пояснения в письменной форме по вопросам, касающимся проверки представленных материалов. В-четвертых, имеет право знакомиться с результатами проверки представленных им сведений об имущественном положении, в том числе получать копии решений по результатам проверки2. В законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрено участие в процессе проверки и рассмотрения вопросов о полноте и достоверности представленных сведений представителей проверяемого лица. Однако их правовой статус законодательно не определен. В соответствии с некоторыми региональными правовыми нормами они могут только знакомиться с материалами проверки о полноте и достоверности сведений, представленных их доверителями, и участвовать в заседаниях коллегиальных органов (комиссий) при принятии решений в отношении доверителей3.
1 Закон Сахалинской области от 12 июля 1994 года № 2 «О статусе депутата Сахалинской областной Думы» (в ред. от 23.11.2017 № 101-ЗО) // Губерн. ведомости. 1994. 23 июля; Закон Пензенской области от 28 июня 2005 года № 829-ЗПО «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области» (в ред. от 08.09.2017 № 3089-ЗПО) // Пензен. губерн. ведомости. 2005. 15 июля.
2 Закон Томской области от 19 июня 2006 года № 125-ОЗ «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Томской области» (в ред. от 29.12.2016 № 177-ОЗ) // Официал. ведомости Гос. Думы Томск. обл. : (сборник нормат. правовых актов). 2006. № 53 (114).
3 Закон Амурской области от 09 июля 2012 года № 71-ОЗ «О комиссии Законодательного Собрания Амурской области по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Амурской области» (в ред. от 08.02.2016 № 647-ОЗ // Амур. правда. 2012. 10 июля; Закон Иркутской области от 07 ноября 2017 года № 73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Областная. 2017. 20 нояб.; Закон Кемеровской области от 15 апреля 1996 года № 2-ОЗ «О статусе депутата Совета народных депутатов Кемеровской области» (в ред. от 25.10.2017 № 84-ОЗ) // Кузбасс. 1996. 26 апр.
Общим правилом, закрепленным в региональном антикоррупционном процессуальном законодательстве, является обеспечение объективности проверок имущественного состояния чиновника путем отстранения проверяемого лица от занимаемой должности на срок ее проведения с сохранением денежного содержания по занимаемой им должности.
По результатам проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном положении уполномоченным органом или должностным лицом составляется итоговый документ - доклад о результатах проверки. Законодательством отдельных субъектов устанавливается форма доклада о результатах проверки с указанием его структуры и правил оформления1. Подготовленный уполномоченным органом или должностным лицом доклад передается должностному лицу, назначившему проведение проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии. Иногда законодательством устанавливается срок получения подготовленного доклада лицом, назначившим проверку. Например, в Пермском крае2, Рязанской3 и Саха-
1 Закон Камчатского края от 27 апреля 2010 года № 436 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Камчатского края, должностей государственной гражданской службы Камчатского края, а также соблюдения лицами, замещающими государственные должности Камчатского края, установленных ограничений и соблюдения государственными гражданскими служащими Камчатского края требований к служебному поведению» (в ред. от 27.04.2016 № 785) // Официал. ведомости. 2010. 4 мая.
2 Закон Пермского края от 10 октября 2017 года № 130-ПК «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о порядке проверки достоверности и полноты таких сведений и о внесении изменений в отдельные законы Пермского края» // Бюл. законов Перм. края, правовых актов губернатора Перм. края, Правительства Перм. края, исполн. органов гос. власти Перм. края. 2017. № 41.
3 Закон Рязанской области от 25 декабря 2017 года № 105-ОЗ «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» // Рязан. ведомости. 2017. 26 дек.
линской1 областях он определяется в 10 дней со дня окончания проверки, в Калининградской области в зависимости от статуса проверяемого срок подготовки доклада составляет от 3 до 5 дней2. В законодательстве Новосибирской3 и Орловской4 областей срок представления доклада о результатах проверки установлен в 3 рабочих дня со дня истечения срока проверки. В законодательстве Саратовской5 и Ленинградской6 областей данный срок установлен в 14 дней.
1 Закон Сахалинской области от 01 марта 2010 года № 9-ЗО «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Сахалинской области, и лицами, замещающими государственные должности Сахалинской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 19.06.2017 № 52-ЗО) // Губерн. ведомости. 2010. 3 марта.
2 Закон Калининградской области от 17 июня 2016 года № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области» (в ред. от 28.11.2017 № 117) // Калинингр. правда. 2016. 23 июня.
3 Закон Новосибирской области от 10 ноября 2017 года № 216-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, порядке осуществления проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных указанными лицами, и о внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области» // Ведомости Законодат. Собрания Новосиб. обл. 2017. 16 нояб.
4 Закон Орловской области от 04 июня 2012 года № 1354-ОЗ «О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей» (в ред. от 01.09.2017 № 2139-ОЗ) // Орлов. правда. 2012. 6 июня.
5 Закон Саратовской области от 02 августа 2017 года № 66-ЗСО «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, и проверки достоверности и полноты таких сведений» (в ред. от 26.01.2018 № 4-ЗСО) // Собрание законодательства Сарат. обл. 2017. № 10, июль-авг.
6 Областной закон Ленинградской области от 15 декабря 2017 года № 80-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на
О результатах проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии в письменном виде уведомляются заинтересованные лица и структуры: обратившееся лицо (инициатор проверки), проверяемое лицо, орган государственной власти или орган местного самоуправления. При этом сроки уведомления могут быть разные. Для инициаторов проверки он может составлять до двух недель, а для проверяемых лиц и органов публичной власти - несколько дней.
В целом проведенное нами сравнительно-правовое исследование процессуальных вопросов проверки полноты и достоверности представленных сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц показало следующее.
Во-первых, антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы проверки полноты и достоверности представляемых сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, фактически сформировано. Во-вторых, это законодательство в целом соответствует федеральному законодательству, однако отдельные его положения вступают в противоречие с федеральными нормами либо недостаточно полно описывают отдельные процедуры применения материальных норм. В-третьих, антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее вопросы проверки полноты и достоверности представляемых сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, - относительно новое направление, поэтому нуждается в регулярном правовом мониторинге и совершенствовании. В-четвертых, основными направлениями совершенствования антикоррупционного процессуального законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы проверки полноты и достоверности представляемых сведений об имущественном состоянии отдельных категорий лиц, являются:
а) расширение перечня инициаторов проведения проверки имущественного состояния отдельных категорий лиц;
замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, и лицами, замещающими такие должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений». URL: http://www.lenobl.ru (дата обращения: 19.12.2017).
б) закрепление единых сроков принятия уполномоченными лицами решения о проведении проверки сведений об имущественном положении отдельных категорий лиц;
в) урегулирование вопросов, связанных с отказом работодателя в назначении проверки, прекращением начатой проверки, отзывом направленных запросов на проверку имущественного состояния, заменой участников проверочной деятельности (основания и процедуры);
г) определение и закрепление в законодательстве правового статуса представителя проверяемого лица и его полномочия.
Материал поступил в редколлегию 15.10.2018 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Александрова О.Н. 2018. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, как способ профилактики коррупции // Управление человеческими ресурсами в органах государственного и муниципального управления: технологии, инновации, достижения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 26 апр. 2018 г.). Иркутск. С. 193-200.
Баранов В.М. (отв. ред.) 2018. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов / сост. В.М. Баранов, И.И. Бикеев, Р.Р. Магизов, Л.Р. Хайрутди-нова ; отв. ред. В.М. Баранов. Москва : Проспект. 775 с.
Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. 2012. Административно-правовые аспекты в декларировании доходов государственных и муниципальных служащих // Гражданин и право. № 5. С. 31-39.
Василенко Г.Н. 2015. Административно-правовой субинститут антикоррупционного декларирования // Адм. и муницип. право. № 5. С. 502-505.
Веселов М.И., Зиборов Д.В. 2014. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников УИС подразделениями собственной безопасности ФСИН России: проблемы и пути их решения // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. № 2 (31). С. 75-77.
Кабанов П.А. 2018. Антикоррупционное процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: формирование и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. Т. 12, № 2. С. 300-333. DOI: 10.21202/1993-047Х.12.2018.2.300-333.
Каришина И.Е. 2016. Повышение качества проверки сведений о расходах как средство предотвращения коррупции // Гос. и муницип. управление в XXI веке: теория, методология, практика. № 22. С. 134-138.
Кислый О.А. 2017. К вопросу об участии подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в проверке достоверности и полноты
сведений о доходах // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. № 1-2. С. 39-41.
Козлов М.А. 2013. Сведения о доходах руководителя учреждения: порядок представления и проверки // Советник бухгалтера бюджетной сферы. № 5 (125). С. 67-83.
Козлов Т.Л. 2012. О развитии института декларирования доходов публичными служащими // Вопр. правоведения. № 2. С. 207-217.
Левакин И.В. 2012. О декларировании публичными должностными лицами данных о расходах (международный опыт) // Право и современные государства. № 1. С. 4-8.
Лосев В.В. 2011. О некоторых пробелах в механизме декларирования доходов государственными гражданскими служащими и членами их семей // Мы и право. № 4 (13). С. 48-50.
Маслова В.Р. 2015. Проведение проверок достоверности и полноты сведений по банковским вкладам и кредитным обязательствам муниципальных служащих Самарской области // СМАЛЬТА. № 3. С. 93-95.
Осинцев Д.В., Рассохин А.В. 2016. Правовой механизм проверки достоверности и полноты сведений, на предмет коррупционных рисков и определение величины их вероятности представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации // Вопр. рос. юстиции. № 3 (3). С. 46-54.
Скобелина А.В. 2012. Процедура декларирования доходов как превентивная мера коррупционных рисков // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы Десятой Меж-дунар. науч.-практ. конф. Барнаул. Ч. 2. С. 69-70.
Столяров Д.А., Веселов М.И., Щетнев Л.Е. 2015. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников правоохранительных органов подразделениями собственной безопасности // Вестн. Междунар. юрид. ин-та. № 3 (54). С. 28-35.
Федоров Г.В. 2017. Правовые основы проверки сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих // Вестн. молодых ученых Самар. гос. эконом. ун-та. № 1. С. 222-226.
Фирсов О.В. 2010. Правовое регулирование порядка проверки достоверности сведений о доходах, представленных федеральными государственными служащими // Вестн. Читин. гос. ун-та. № 10. С. 63-66.
Цветков А.С. 2015. Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению // Право в Вооруженных силах. № 3 (213). С. 9-14.
Шеповалова К.С. 2016. Полномочия прокурора при проверке сведений о доходах госслужащих // Законность и правопорядок в современном обществе. № 34. С. 172-176.
Яковлев Е.А. 2014. Проблемы предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников ФСИН России и их родственников // Вестн. института: преступление, наказание, исправление. № 2 (26). С. 49-51.
Федеральный закон от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (в ред. от 28.12.2016 № 505-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 19. Ст. 2306.
Указ Президента Рос. Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (в ред. от 19.09.2017 № 431) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 39. Ст. 4588.
Pavel A. Kabanov, Doctor of Law, Associate Professor, Director, Research Institute for Combating Corruption, Timiryasev Kazan Innovation University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2964-004X Researcher ID: D-7776-2015 Scopus Author ID: 35229661900
ANTI-CORRUPTION PROCEDURAL LEGISLATION OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION REGULATING PROCEDURE FOR CONDUCTING RECORDS CHECK ON PROPERTY STATUS OF CERTAIN CATEGORIES OF INDIVIDUALS
Abstract. The author of the article supposes that the anti-corruption procedural legislation of the constituent entities of the Russian Federation is a valid fact. It is considerably influenced by some objective reasons, and as a result rapidly develops. Most of the constituent entities of the Russian Federation have adopted special legislative acts regulating the procedural aspects of anti-corruption activities. Regional anti-corruption procedural legislation is generally divided into several types. A separate type of anticorruption procedural legislation of the constituent entities of the Russian Federation is legislation regulating the procedure for conducting records check on the property status of certain categories of individuals. The author notes that the abovementioned type of regional anti-corruption procedural legislation integrally complies with federal legislation, whereas some of its provisions contradict federal regulations, or do not fully describe individual procedures for the application of material standards. As a result, the author concludes that anti-corruption procedural legislation of the constituent entities of the Russian Federation regulating the completeness and accuracy
of records check on the property status of certain categories of individuals represents a relatively new area, and needs regular legal monitoring and improvement. The author puts forward for consideration the main directions of improving the anti-corruption procedural legislation of the constituent entities of the Russian Federation, which regulates the issues of checking the completeness and accuracy of the information provided on the property status of certain categories of individuals, i.e. expanding the list of "initiators of the property status check"; setting deadlines for authorized person's decision to conduct an audit of information on property status; resolving issues related to the employer's refusal to appoint a check, termination of a started check, revoke of the sent requests and replacement of participants in a test activity (the basis and procedure); defining the legal status of the inspected person's representative.
Keywords: corruption; anti-corruption; prevention of corruption; income information; expenses information; procedural rules; procedural law; records check.
References
Aleksandrova O.N. Proverka dostovernosti i polnoty svedeniy o dokhodakh, ob imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera, predstavlennykh litsami, zameshchayushchimi gosudarstvennye dolzhnosti sub»ektov Rossiyskoy Federatsii, dolzhnosti gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhby sub»ektov Rossiyskoy Federatsii, kak sposob profilaktiki korruptsii [Verification of the accuracy and completeness of information on income, property and property obligations (represented by people in government posts of the constituent entities of the Russian Federation, civil service positions of the constituent entities of the Russian Federation) as a way to prevent corruption], Upravlenie chelovecheskimi resursami v organakh gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya: tekhnologii, innovatsii, dostizheniya : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Irkutsk, 26 apr. 2018 g) Irkutsk, 2018, pp. 193-200. (in Russ.).
Baranov V.M. (resp. ed., comp.) Bikeev I.I., Magizov R.R., Khayrutdinova L.R. (comps.) Antikorruptsionnoe protsessual'noe zakonodatel'stvo sub»ektov Rossiyskoy Federatsii: sbornik normativnykh pravovykh aktov [Anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects: collection of regulatory legal acts], Moscow, Prospekt, 2018, 775 p. (in Russ.).
Bratanovskiy S.N., Zelenov M.F. Administrativno-pravovye aspekty v deklarirovanii dokhodov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh [Administrative and legal aspects in income declaration of state and municipal employees], Grazhdanin ipravo, 2012, no. 5, pp. 31-39. (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 07 maya 2013 goda № 79-FZ «O zaprete otdel'nym kategoriyam lits otkryvat' i imet' scheta (vklady), khranit' nalichnye denezhnye sredstva i tsennosti v inostrannykh bankakh, raspolozhennykh za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii, vladet' i (ili) pol'zovat'sya inostrannymi finansovymi instrumentami» (v red. ot 28.12.2016 № 505-FZ) [Federal Law of May 7, 2013 No. 79-FL "On prohibiting certain categories of people from opening and
holding accounts (deposits), storing cash and valuables in foreign banks located outside the territory of the Russian Federation, owning and (or) using foreign financial instruments" (as amended on December 28, 2016 № 505-FL)], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2013, no. 19, art. 2306. (in Russ.).
Fedorov G.V. Pravovye osnovy proverki svedeniy o dokhodakh, imushchestve, obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera munitsipal'nykh sluzhashchikh [Legal basis for verifying information on income, property, property obligations of municipal employees], Vestnik molodykh uchenykh Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2017, no. 1, pp. 222-226. (in Russ.).
Firsov O.V. Pravovoe regulirovanie poryadka proverki dostovernosti svedeniy o dokhodakh, predstavlennykh federal'nymi gosudarstvennymi sluzhashchimi [Legal regulation of the procedure for checking the reliability of information on income submitted by federal public servants], Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010, no. 10, pp. 63-66. (in Russ.).
Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe protsessual'noe zakonodatel'stvo sub»ektov Rossiyskoy Federatsii: formirovanie i soderzhanie [Anti-corruption procedural legislation of the Russian Federation subjects: formation and content], Aktual'nye problemy ekonomiki iprava, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 300-333. DOI: 10.21202/1993-047X.12.2018.2.300-333. (in Russ.).
Karishina I.E. Povyshenie kachestva proverki svedeniy o raskhodakh kak sredstvo predotvrashcheniya korruptsii [Improving the quality of cost verification as a means of corruption prevention], Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika, 2016, no. 22, pp. 134-138. (in Russ.).
Kislyy O.A. K voprosu ob uchastii podrazdeleniy sobstvennoy bezopasnosti organov vnutrennikh del v proverke dostovernosti i polnoty svedeniy o dokhodakh [On the issue of the participation of the internal security divisions of the internal affairs agencies in verifying the accuracy and completeness of information on income], Ugolovnoe sudoproizvodstvo: problemy teorii i praktiki, 2017, no. 1-2, pp. 39-41. (in Russ.).
Kozlov M.A. Svedeniya o dokhodakh rukovoditelya uchrezhdeniya: poryadok predstavleniya iproverki [Information about income of a head of an organization: order of submitting and verifying], Sovetnik bukhgaltera byudzhetnoysfery, 2013, no. 5 (125), pp. 67-83. (in Russ.).
Kozlov T.L. O razvitii instituta deklarirovaniya dokhodov publichnymi sluzhashchimi [On the development of the institution of income declaration by public servants], Voprosypravovedeniya, 2012, no. 2, pp. 207-217. (in Russ.).
Levakin I.V. O deklarirovanii publichnymi dolzhnostnymi litsami dannykh o raskhodakh (mezhdunarodnyy opyt) [On the declaration of expenditure by public officials (international experience)], Pravo i sovremennye gosudarstva, 2012, no. 1, pp. 4-8. (in Russ.).
Losev V.V. O nekotorykh probelakh v mekhanizme deklarirovaniya dokhodov gosudarstvennymi grazhdanskimi sluzhashchimi i chlenami ikh semey [On some gaps in the mechanism for declaring income by civil servants and their family members], My i pravo, 2011, no. 4 (13), pp. 48-50. (in Russ.).
Maslova V.R. Provedenie proverok dostovernosti i polnoty svedeniy po bankovskim vkladam i kreditnym obyazatel'stvam munitsipal'nykh sluzhashchikh Samarskoy oblasti [Conducting audits of the accuracy and completeness of information on bank deposits and loan obligations of municipal employees of the Samara region], SMAL'TA, 2015, no. 3, pp. 93-95. (in Russ.).
Osintsev D.V., Rassokhin A.V. Pravovoy mekhanizm proverki dostovernosti i polnoty svedeniy, na predmet korruptsionnykh riskov i opredelenie velichiny ikh veroyatnosti predstavlyaemykh grazhdanami, pretenduyushchimi na zameshchenie gosudarstvennykh dolzhnostey Rossiyskoy Federatsii [Legal mechanism for verifying the accuracy and completeness of information on corruption risks and the determination of the magnitude of their likelihood submitted by citizens applying for public positions in the Russian Federation], Voprosy rossiyskoy yustitsii, 2016, no. 3 (3), pp. 46-54. (in Russ.).
Shepovalova K.S. Polnomochiya prokurora pri proverke svedeniy o dokhodakh gossluzhashchikh [The powers of the prosecutor in verifying information on incomes of civil servants], Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obshchestve, 2016, no. 34, pp. 172-176. (in Russ.).
Skobelina A.V. Protsedura deklarirovaniya dokhodovkakpreventivnaya mera korruptsionnykh riskov [Income declaration procedure as a preventive measure of corruption risks], Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami : materialy Desyatoy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Barnaul, 2012, pt. 2, pp. 69-70. (in Russ.).
Stolyarov D.A., Veselov M.I., Shchetnev L.E. Proverka dostovernosti ipolnoty svedeniy o dokhodakh, ob imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov podrazdeleniyami sobstvennoy bezopasnosti [Verification of the accuracy and completeness of information on income, property and property liabilities of Law enforcement officers conducted by internal security units], Vestnik Mezhdunarodnogo yuridicheskogo institute, 2015, no. 3 (54), pp. 28-35. (in Russ.).
Tsvetkov A.S. Organizatsiya proverki dostovernosti i polnoty svedeniy o dokhodakh, raskhodakh, ob imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera i soblyudeniya voennosluzhashchimi trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu [Organizing verification of the accuracy and completeness of information on income, expenses, property and property obligations as well as compliance with the requirements for official conduct on the part of military service men], Pravo v Vooruzhennykh silakh, 2015, no. 3 (213), pp. 9-14. (in Russ.).
Ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 21 sentyabrya 2009 goda № 1065 «O proverke dostovernosti i polnoty svedeniy, predstavlyaemykh grazhdanami, pretenduyushchimi na zameshchenie dolzhnostey federal'noy gosudarstvennoy sluzhby, i federal'nymi gosudarstvennymi sluzhashchimi, i soblyudeniya federal'nymi gosudarstvennymi sluzhashchimi trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu» (v red. ot 19.09.2017 № 431) [Decree of the President of the Russian Federation dd. September 21, 2009 No. 1065 "On the verification of the accuracy and completeness of information submitted by citizens applying for the posts of the federal public service and federal government employees, and the compliance of the federal government employees with the requirements
for official conduct" (as amended on September 19, 2017 No. 431)], Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, 2009, no. 39, art. 4588. (in Russ.).
Vasilenko G.N. Administrativno-pravovoy subinstitut antikorruptsionnogo deklarirovaniya [Administrative and legal subinstitution of anti-corruption declaration], Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, 2015, no. 5, pp. 502-505. (in Russ.).
Veselov M.I., Ziborov D.V. Proverka dostovernosti i polnoty svedeniy o dokhodakh, ob imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera sotrudnikov UIS podrazdeleniyami sobstvennoy bezopasnosti FSIN Rossii: problemy i puti ikh resheniya [Verification of the accuracy and completeness of information on income, property and liabilities of property character of Federal Penitentiary Service employees by the security departments of the Russian Federal Agency for Penalty Execution: problems and ways of solution], Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute, 2014, no. 2 (31), pp. 75-77. (in Russ.).
Yakovlev E.A. Problemy predostavleniya i proverki svedeniy o dokhodakh, raskhodakh, ob imushchestve i obyazatel'stvakh imushchestvennogo kharaktera sotrudnikov FSIN Rossii i ikh rodstvennikov [Problems of providing and verifying information on income, expenses, property and property obligations of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia and their relatives], Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2014, no. 2 (26), pp. 49-51. (in Russ.).