Научная статья на тему 'Сравнительный анализ федерального законодательства и муниципального правового акта в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска'

Сравнительный анализ федерального законодательства и муниципального правового акта в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
414
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Г.В., Шилкин А.М.

В данной статье анализируется коллизионность норм муниципального правового акта и норм федерального законодательства Российской Федерации в сфере проверки сведений доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоров Г.В., Шилкин А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СОMPARATIVE ANALYSIS OF FEDERAL LEGISLATION AND MUNICIPAL LEGAL ACT IN BACKGROUND CHECK INCOME, PROPERTY, PROPERTY OBLIGATIONS OF MUNICIPAL EMPLOYEES MAGNITOGORSK (CITY) ADMINISTRATION

The article gives a detailed analysis of the conflict rules of the municipal legal act and regulations of the federal legislation of the Russian Federation in background check income, property, property obligations of municipal employees

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ федерального законодательства и муниципального правового акта в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска»

УДК 342:534.3 ББК 67.400

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА В СФЕРЕ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МАГНИТОГОРСКА

Г.В. ФЕДОРОВ, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия А.М. ШИЛКИН, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В данной статье анализируется коллизионность норм муниципального правового акта и норм федерального законодательства Российской Федерации в сфере проверки сведений доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих

Ключевые слова: профилактика коррупции, противодействие коррупции, коррупция, муниципальная служба, государственная служба, муниципальный служащий, государственный служащий.

Актуальность. Противодействие коррупции - сложная и ответственная деятельность, осуществляемая значительным количеством субъектов государственной, региональной власти и органов местного самоуправления РФ с различным правовым статусом и определенным объемом полномочий.

На сегодняшний день коррупция в России рассматривается как явление, негативно влияющие на институт государственного и муниципального управления, препятствующие эффективному социальному, общественному, экономическому развитию Российской Федерации.

Среди мер, направленных на противодействие коррупции из сферы государственного и муниципального управления, предпринимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, можно назвать создание организационных и правовых механизмов, цель которых - противодействие коррупции. Одним из таких механизмов является проверка сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих.

На данный момент времени в российском законодательстве имеются явные противоречия между федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих. По этой причине, данное явление может

порождать неверную квалификацию наличия коррупционного правонарушения в

деятельности муниципального служащего.

Это позволяет выявить некоторые недостатки, а также оценить эффективность правоприменения норм муниципальных правовых актов, регулирующих сферу проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.

Анализ нормативно-правовой базы государственных органов власти и местного самоуправления свидетельствует о том, что законодательная база в сфере противодействия коррупции по вопросам предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера приведена в соответствии с федеральным законодательством, однако содержит определенные противоречия. Если на федеральном и региональном уровне характер проверок государственных служащих Челябинской области регламентирован должным образом, то на муниципальном уровне соответствующие нормативные правовые акты органами местного самоуправления не всегда приведены в соответствии с федеральным законодательством, и в случае их принятия не содержат четкого дублирования содержания федерального законодательства, что в свою очередь противоречит указу президента РФ.

Согласно решению Приморского краевого суда от 25.08.2010 №3-74/10 было признано: "в силу положений Конституции Российской

Федерации указы президента РФ имеют прямое действие, верховенство над законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в силу статьи 22 федерального закона "Об общих принципах организации

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить указам президента Российской Федерации" [3].

Несмотря на то, что решение Приморского краевого суда было оспорено в верховном суде РФ, в определении верховного суда РФ от 17.10.2010 №56-Г10-22 решение Приморского краевого суда от 25.08.2010 №3-74/10 было оставлено без изменений, признав его соответствующим федеральному

законодательству [1].

В соответствии со ст. 5. Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 "О противодействии коррупции" [5], муниципальные правовые акты в области регулирования деятельности проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих в Челябинской области должны полностью соответствовать федеральному нормативно-правовому акту.

Анализируя текущую ситуацию в органах местного самоуправления, точнее -деятельность по разработке и принятию законодательной базы в сфере противодействия коррупции по вопросам предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на муниципальной службе в Челябинской области, мы приходим к выводу, что в целом муниципальные правовые акты воспроизводят содержание указа президента РФ от 21.09.2009 №1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" [4], однако присутствуют и некоторые разногласия с содержанием данного указа.

С целью сравнительного анализа федерального законодательства и

муниципального правового акта в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих службе в Челябинской области, нами было проанализировано содержание указа президента РФ от 21.09.2009 №1065 [4] и постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2].

В ходе проведенного сравнительного анализа были выявлены следующие различия между содержанием федерального законодательства и содержанием исследуемого муниципального правового акта.

Порядок осуществления проверки:

- в п. 1 подп. 1 постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2] говорится, что порядок осуществления проверки муниципальным служащим проводится на конец отчетного периода, тогда как в Федеральном положении указа президента №1065 [4] п. 1. подп. "а" указывается: "за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду";

- в п. 1 подп. 3 постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2] не указывается срок, предшествующий поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки.

Основания для осуществления проверки (является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке):

- в п. 2 постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2] отсутствует упоминание подразделения кадровой службы администрации г. Магнитогорска, тогда как в Федеральном положении указа президента №1065 [2] в п. 10 подп. "а1" указывается: " работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений". Т.е. мы видим, что согласно постановлению администрации г. Магнитогорска №8539-П, подразделения кадровой службы не имеют никакого отношения к проверке сведений о доходах муниципальных служащих, тогда как согласно пункту 3 указа президента №1065 это является прямой их служебной обязанностью;

- в п. 3 постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2] отсутствует упоминание про общероссийские средства массовой информации. тогда как в Федеральном положении указа президента №1065 [4] в п. 10 подп. "г" прямо указывается: "общероссийскими средствами массовой информации".

На наш взгляд, выявленная коллизия содержания федерального законодательства и муниципального правого акта в сфере проверке достоверности и полноты сведений муниципальных служащих предоставляет возможность некорректно оценить и дать неправильную квалификацию наличия коррупционного правонарушения в

деятельности муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска.

В целях соблюдения норм содержания федерального законодательства, мы

рекомендуем принять новую редакцию постановления администрации г.

Магнитогорска Челябинской области от 10.08.2010 №8539-П [2], в которой бы значились следующие поправки:

- в п. 1. подп. "1" формулировку "муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы администрации г. Магнитогорска (далее -муниципальные служащие), по состоянию на конец отчетного периода" заменить формулировкой "муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы администрации г. Магнитогорска (далее - муниципальные служащие), за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду";

- в п. 1. подп. "3" указать согласно п. 1 подп. "в" приложения указа президента №1065 [4] срок предшествующий поступлению

информации, явившейся основанием для осуществления проверки;

- п. 2. дополнить формулировкой " должностными лицами кадровых служб отраслевого органа администрации г. Магнитогорска, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений";

- п. 3 дополнить формулировкой "общероссийскими средствами массовой информации".

По нашему мнению, данные поправки в текст муниципального правового акта будут не только воспроизводить нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, но и устранят возможные риски неверной квалификации наличия коррупционного правонарушения в деятельности муниципальных служащих администрации г. Магнитогорска.

На основе полученных результатов, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день, необходимо произвести мониторинг

соответствующей нормативно-правовой базы с целью выявления аналогичной коллизии во всех муниципальных актах в сфере проверки сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих в муниципальных образованиях Челябинской области и дальнейшей разработки к ним соответствующих поправок, руководствуясь содержанием указа президента РФ от 21.09.2009 №1065 [4].

Данный вывод носит рекомендательный характер, который можно и необходимо использовать при разработке и составлении муниципальных правовых актов в сфере проверки достоверности и полноты сведений муниципальных служащих на муниципальной службе Челябинской области.

Список литературы

1. Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2010 №56-Г10-22 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/1798420/Дата обращения: 24.09.2016 г.

2. Постановление администрация г. Магнитогорска Челябинской области от 10 августа 2010 г. №8539-П "Об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы администрации г. Магнитогорска, и муниципальными служащими администрации г. Магнитогорска и соблюдения муниципальными служащими администрации г. Магнитогорска основных прав, обязанностей, ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и урегулированию конфликта интересов" [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://www. Magnitogorsk. ru/index.php ?option =com_k2&view=item &id=1174:normativno -pravovyie-aktyi&Itemid=1737&lang=ru Дата обращения: 27.09.2016 г.

3. Решение Приморского краевого суда от 25.08.2010 №3-74/10 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rockopedia.ru/index.php?ds=1021529 Дата обращения: 26.03.2016 г.

4. Указ президента РФ от 21.09.2009 №1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к

служебному поведению" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91754/ Дата обращения: 18.09.2016 г.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ Дата обращения: 27.09.2016 г.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FEDERAL LEGISLATION AND MUNICIPAL LEGAL ACT IN BACKGROUND CHECK INCOME, PROPERTY, PROPERTY OBLIGATIONS OF MUNICIPAL EMPLOYEES MAGNITOGORSK (CITY) ADMINISTRATION

G.V. FEDOROV, SUIME, Chelyabinsk, Russia A.M. SHILKIN, SUIME, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article gives a detailed analysis of the conflict rules of the municipal legal act and regulations of the federal legislation of the Russian Federation in background check income, property, property obligations of municipal employees

Keywords: prevention of corruption, anti-corruption, corruption, municipal service, government service, municipal officers, public officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.