Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмаилов С.Т.

В настоящее время в странах всего мира до сих пор остается актуальным такое явление как коррупция. И чтобы побороть эту проблему правительства стран проводят антикоррупционные мероприятия во всех направлениях деятельности государственных служб. Несмотря на принимающиеся в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации меры по профилактике и противодействию коррупции, она продолжает видоизменяться и встраиваться в структуру общества. В статье анализируются показатели антикоррупционной работы таможенных органов Российской Федерации, приводится понятие индекса восприятия коррупции, анализируется рейтинг России по данному показателю за 2021 год, делается вывод о необходимости имплементации международного опыта противодействия коррупции в таможенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION WORK IN CUSTOMS AUTHORITIES: PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE

Currently, such a phenomenon as corruption is still relevant in countries around the world. And in order to overcome this problem, the governments of the countries are carrying out anti-corruption measures in all areas of public services. Despite the measures currently being taken in the customs authorities of the Russian Federation to prevent and combat corruption, it continues to change and integrate into the structure of society. The article analyzes the indicators of the anti-corruption work of the customs authorities of the Russian Federation, provides the concept of the corruption perception index, analyzes Russia's rating on this indicator for 2021, and concludes that it is necessary to implement international experience in combating corruption in the customs sphere.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ РАБОТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

С.Т. Исмаилов, студент

Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-102-105

Аннотация. В настоящее время в странах всего мира до сих пор остается актуальным такое явление как коррупция. И чтобы побороть эту проблему правительства стран проводят антикоррупционные мероприятия во всех направлениях деятельности государственных служб. Несмотря на принимающиеся в настоящее время в таможенных органах Российской Федерации меры по профилактике и противодействию коррупции, она продолжает видоизменяться и встраиваться в структуру общества. В статье анализируются показатели антикоррупционной работы таможенных органов Российской Федерации, приводится понятие индекса восприятия коррупции, анализируется рейтинг России по данному показателю за 2021 год, делается вывод о необходимости имплементации международного опыта противодействия коррупции в таможенной сфере.

Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, коррупционные преступления, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции.

Согласно рейтингу 2021 г. по восприятию коррупции, который ежегодно составляется неправительственной организацией Transparency International, именно государства с развитой экономической и политической системой достигли наивысших результатов в противодействии коррупции. Россия в этом рейтинге набирает 30 баллов, а это 129 место по миру разделив его между такими странами, как Азербайджан, Мали, Габон и Малави.

Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index) - это ежегодно обновляемый рейтинг стран мира по уровню распространенности коррупции в государственном аппарате управления. В соответствии с данным исследованием под коррупцией следует понимать любое превышение служебных и должностных полномочий в личных целях. Анализ данных проводится на основе информации, полученной от физических или юридических лиц, непосредственно столкнувшихся с коррупционной деятельностью или профессионально изучающих проявления коррупции. В рамках данного индекса все страны мира распределяются в рейтинге по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 баллов - это

самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 баллов - самый низкий.

Таможенные органы являются одними из наиболее коррумпированных государственных органов, что подтверждается информацией, публикуемой ФТС РФ о совершенных административных правонарушениях в области таможенного дела и об уголовных делах, относящихся к компетенции таможенных органов, в том числе возбужденных в отношении должностных лиц таможенных органов.

Ежегодно в таможенных органах Российской Федерации совершаются коррупционные преступления. В 2021 году по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 293 уголовных дел, в том числе:

- преступления коррупционной направленности - 210 уголовных дел (в том числе 100 - в отношении 71 должностного лица таможенных органов и 110 - в отношении 103 взяткодателей);

- по иным совершенным должностными лицами таможенных органов преступлениям против интересов государственной службы, не носящих коррупционный характер - 38 уголовных дел;

- по другим составам преступлений (в том числе по частям 1 и 2 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»), частям 1 и 2 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), статье 327 УК РФ («Подделка документов»), совершенным как должностными лицами таможенных органов, так и другими лицами - 45 уголовных дел;

- иными правоохранительными органами по преступлениям коррупционной направленности - 9 уголовных дел в отношении 12 должностных лиц таможенных органов;

- по материалам Управления по противодействию коррупции ФТС России -16 уголовных дел, в том числе 8 - по коррупционным преступлениям, совершенным должностными лицами таможенных органов.

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности, выявленными подразделениями по противодействию коррупции, являлись: дача взятки, посредничество во взяточничестве (ст.ст. 291, 291.1, 291.2 УК РФ) - 110 уголовных дел; получение взятки (ст.ст. 290, 291.2 УК РФ) - 79 уголовных дел; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ) - 11 уголовных дел.

Для борьбы с коррупционными преступлениями в 2021 году таможенными органами Российской Федерации реализовы-вался комплекс мероприятий, направленных на выполнение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2021-2023 годы, утвержденного приказом ФТС России от 24 декабря 2020 г. № 1125, планов таможенных органов Российской Федерации по противодействию коррупции по следующим направлениям:

- обеспечение соблюдения должностными лицами таможенных органов Российской Федерации ограничений, запретов, требований о предотвращении или об

урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

- выявление причин и условий проявления коррупции в деятельности таможенных органов, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;

- совершенствование форм и методов работы кадровых подразделений.

В октябре-ноябре 2021 года на официальном сайте ФТС России был проведен опрос пользователей по оценке работы по противодействию коррупции, проводимой кадровым подразделением ФТС России по профилактике коррупционных и иных правонарушений. 80% респондентов отметили высокий уровень антикоррупционных мер. Однако, несмотря на все проводимые мероприятия по минимизации последствий коррупционных действий, проблема борьбы с проявлениями коррупции в деятельности таможенных органов, деятельности остаётся весьма актуальной.

Учитывая столь низкое положение России в рейтинге ИВК, необходимо рассмотреть возможность применения положительного зарубежного опыта по борьбе с коррупцией в таможенной деятельности.

Например, проблема коррупции в таможенной службе Германии считается большой угрозой общественному порядку, которая нарушает идеи равенства и справедливости немецкого общества. Традиционно борьба с коррупцией в таможенных органах Германии сосредоточена на создании и внедрении целого комплекса мер по её профилактике и предупреждению что, по мнению многих немецких специалистов, приносит гораздо более ощутимую пользу, чем усиление карательных санкций.

В таможенной службе Германии независимо от конкретных специфических функций и полномочий должностные лица таможенных органов обязаны исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества и государства. Все сотрудники таможенных органов несут полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению своих служебных полномочий. Особенностью

противодействия коррупции в таможенной системе Германии являются повышенные требования и ограничения, связанные со службой в таможенных органах, которые компенсируются соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни в стране.

Обратимся к опыту Китая. Китайская таможня более чем российская сурова в отношении своих сотрудников. Для борьбы с коррупцией в Китае применяются не только наказания, но и профилактические меры, направленные на то, чтобы пресечь попытку взяточничества и сформировать правильное поведение госслужащих, а иногда антикоррупционное обучение начинается еще с детства. Кроме того, в Китае действует «горячий» телефон, по которому любой гражданин может анонимно сообщить о взяточничестве или злоупотреблении должностными полномочиями.

Есть и более инновационные методы борьбы с коррупцией на таможне. Так, в Китае активно применяется система управления рисками, позволяющая находить наиболее проблемные места в администри-

таможенных органов. Но ее отличие от российской технологии в том, что она направлена на то, чтобы выявлять нарушителей не только со стороны бизнеса, но также и в своих собственных рядах.

В китайские таможни «зачислены» высокотехнологичные роботы. Их использование полностью исключает возможность возникновения фактов коррупции. Искусственный интеллект помогает найти в финансовых бумагах причастные к коррупции доказательства, а китайская система социального доверия с помощью искусственного интеллекта определит взяточника и накажет его. Кроме того, они оснащены технологиями распознавания лица, что позволит им вычислять объявленных в розыск и вызывать полицию.

Формируя соответствующие меры для ликвидации коррупционных систем в таможенных органах Российской Федерации, необходимо ориентироваться как на опыт наименее коррумпированных стран, так и на индивидуальные социальные, экономические и политические особенности страны, где законодательство России будет иметь ориентиры на международные стандарты и опыт других государств в сфере противодействия коррупции.

ровании, где существует риск произвола

Библиографический список

1. Алексеева Е.В., Бугаева Ю.В. Анализ международного опыта противодействия коррупции в таможенных органах: практика стран Европейского Союза // Вестник Академии знаний. - 2020. - №5 (40). - С. 30-33.

2. Алексеева Е.В., Воробьева Е.Д. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - №32 (6). -С. 42-46.

3. Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Основные направления противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35 (3). - С. 25-27.

4. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС // Russian Economic Bulletin. - 2020. -Т. 3. № 1. - С. 52-56.

5. Короткова О.А., Соколов И.С. Коррупция как неотъемлемое явление государственного управления: исторический аспект // Закон и право. - 2019. - № 7. - С. 46-49.

6. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах // Вестник Калужского университета. - 2018. - №3. - С. 7-12.

7. Официальный сайт ФТС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru.

8. Transparency International: Индекс восприятия коррупции - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.transparency.org.ru

ANTI-CORRUPTION WORK IN CUSTOMS AUTHORITIES: PROSPECTS FOR THE APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE

S.T. Ismailov, Student

Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. Currently, such a phenomenon as corruption is still relevant in countries around the world. And in order to overcome this problem, the governments of the countries are carrying out anti-corruption measures in all areas of public services. Despite the measures currently being taken in the customs authorities of the Russian Federation to prevent and combat corruption, it continues to change and integrate into the structure of society. The article analyzes the indicators of the anti-corruption work of the customs authorities of the Russian Federation, provides the concept of the corruption perception index, analyzes Russia's rating on this indicator for 2021, and concludes that it is necessary to implement international experience in combating corruption in the customs sphere.

Keywords: corruption, customs authorities, corruption crimes, anti-corruption activities, anticorruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.