ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY
УДК 32
ББК 66.3 (2Рос)
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МОСКВЫ:
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Anti-Corruption Policy of Moscow: New Technologies and Foreign Experience
С. Д. Башанкаев (S. Bashankaev)
1 соискатель РАНХиГС при Президенте РФ, факультет национальной безопасности (Applicant for degree at the
Russian Academy for Public Service under the auspices of the President of the Russian Federation, Department of
National Security). E-mail: [email protected].
Статья посвящена анализу антикоррупционной политики мэра Москвы С. Собянина. Приводятся конкретные примеры, которые подтверждают эффективность отдельных способов и мер, предпринимаемых в столице в целях противодействия коррупции. Автор отмечает, что коррупция всегда наносит ущерб — прямой или косвенный — общественным интересам, социальной и национальной безопасности страны в целом.
Ключевые слова: Москва, коррупция, антикоррупционная политика, антикоррупционные меры и механизмы, борьба с коррупцией, решение.
The issue of corruption is one of the most discussed in the Russian society, and has always been a “hot” topic for the Russian mass media. The theme of corruption often appears to be connected with the issues of power, bureaucracy, oligarchy, the shadow economy, etc. Combating corruption is one of the key factors of economic success.
It is a generally recognized fact that the economy of Russia and in particular that of the Moscow region is actively developing today. The objective of this research is to investigate the anti-corruption policy of the modern Russia implemented at the regional government level, for instance the case of Moscow is considered in this article. In the study the effectiveness of the anti-corruption measures implemented in the context of economic development of Moscow is analyzed and the role of the Mayor S. Sobyanin in the implementation of this anticorruption policy is assessed. The subject of the study is the implementation of anti-corruption policy at the present stage of the capital’ development, in particular the introduction of new technologies and application of international experience is evaluated.
Corruption always causes damage - direct or indirect - to public interest, and unless an effective barrier is set, it rapidly develops affecting new spheres. One of the most effective ways of combating corruption is to ensure the maximum transparency in the activities of officials.
In light of above, the main task is to prevent the institutionalization of corruption when it becomes an integral part of the society, leads to degradation of social values and paralyzes the activities of the legal institutions. To use new Internet technologies in order to achieve transparency in the state body activities, to provide objective and reliable information, to actively involve public are practices to be guided by in combating corruption.
Keywords: Moscow, corruption, anti-corruption policy, anti-corruption measures and mechanisms, combat corruption, solution.
Коррупция — язва на теле любого общества. Не случайно ее называют «многоликой» [Многоликая коррупция 2010]. Сегодня этот вопрос — один из самых обсуждаемых в российском обществе. Проблема коррупции всегда являлась «горячей» темой для российских средств массовой ин-
формации. Тема коррупции постоянно возникает в связи с рассмотрением проблем власти, бюрократии, олигархии, теневой экономики и т. д.
Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха. Ни для кого не секрет, что сегодня эко-
номика нашей страны и, в частности, московского региона находится в стадии, так сказать, активного роста. Это утверждение можно подкрепить рядом фактов, понятных даже простому, не сведущему в экономике обывателю:
1. Россия и россияне, в отличие от других стран и народов, пережили глобальный экономический кризис без явно ощутимых потерь.
2. Наша страна рассчиталась с внешними долгами и стала сама кредитором.
3. В Москве активно осуществляются важные проекты обшенационального социального характера: «Жилье» («Молодой семье — доступное жилье»), «Здоровье» (открытие ряда ультрасовременных диагностических центров) и т. д.
4. Московские пенсионеры получают довольно хорошую пенсию, а учителя, врачи и военные стали получать более или менее достойную зарплату.
Стоит отметить, что создание в столице России комплекса мер противодействия коррупции — это системная последовательная работа правительства Москвы. Ее результаты уже ощущают на себе и простые москвичи.
В качестве объекта исследования нами рассматривается антикоррупционная политика современной России, реализуемая на региональном государственном уровне (на примере Москвы). Целью исследования является анализ эффективности мер по реализации антикоррупционной политики в контексте экономического развития Москвы и оценка роли столичного мэра С. Собянина в реализации антикоррупционной политики. Предмет изучения — особенности реализации антикоррупционной политики на современном этапе развития столицы, в частности, внедрение новых технологий и зарубежного опыта.
Литература о самом феномене коррупции и способах борьбы с ней довольно обширна. Исследователи отмечают сложный и изменчивый характер коррупции как опасного социально-правового явления, изучению которого посвящены работы отечественных и зарубежных ученых — юристов, специалистов в области уголовного права и криминологии, а также экономистов, социологов, философов.
«Анатомия» коррупции подробно рассматривается в трудах С. Алама [А1ат 1989], А. Хайденхаймера [Heidenheimer
1989], И. Мени [Meny 1996], В. Пэварала [Рауага1а 1996], С. Роуз-Аккерман [Rose-Аск^гтап 1999; рус. изд. 2003] и др. Сьюзен Роуз-Аккерман, будучи одним из ведущих специалистов в области исследования коррупции, объясняет данное явление чрезмерным вмешательством государства в экономические процессы. Осмысление феномена коррупции в контексте современной российской действительности представлено в работах Г. А. Сатарова [2007], Б. Г. Форы-чева [2010], А. В. Манько [2012] и др.
Антикоррупционная политика на современном этапе развития России является отражением существующего в обществе социального запроса. Государственная политика профилактики и пресечения коррупции изложена в общенациональном плане [Национальный план противодействия коррупции].
О задачах государственной политики в сфере противодействия коррупции говорил на заседании Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. В. В. Путин: «<...> повысить эффективность антикоррупционной работы, добиться кардинального снижения уровня коррупции в обществе можно, только действуя последовательно и системно. И все предпринимаемые нами меры должны быть именно такими» [Вступительное слово Президента РФ В. В. Путина 2013].
Актуальность темы настоящей статьи объясняется злободневностью проблемы, с которой российское общество и власть (как центральная, так и региональная) столкнулись в последнее время. Это, с одной стороны, расширение сферы влияния и усиление позиции коррупции в России, особенно в Москве, с другой стороны — необходимость борьбы с этим явлением.
Сегодня мало кто верит в решение этой проблемы, она считается «вечной», но решение ее необходимо. Как эксперты, так и простые граждане, обеспокоенные масштабами коррупции, единодушно приходят к выводу о том, что, не испытывая должного сопротивления, коррупция служит серьезным барьером, препятствующим социально-экономической и политической модернизации России.
Коррупция — не только российская проблема. Вопрос о коррупции и ее предотвращении сегодня превратился в одну из важнейших проблем во всем мире, причем даже в таких странах с сильной и развитой экономикой, как США, Германия и др. Каж-
дая страна по-своему пытается бороться с этим явлением. Поэтому обсуждение наболевшей проблемы начнем с анализа ее состояния в мировом ракурсе.
ООН давно признала международный характер проблемы коррупции и пытается найти формы и методы купирования этого явления, приемлемые для любой страны. Так, например, в 1990 г. была принята специальная резолюция ООН «Коррупция в сфере государственного управления»; в 1996 г. — резолюция «Борьба с коррупцией», декларация ООН «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях». В качестве приложения к резолюции принят «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц». Однако все эти документы носят лишь рекомендательный характер и фактически не оказывают действенного влияния на решение проблемы в целом.
Оценивая уровень коррупции в мире, можно условно разделить все страны на две группы: успешно решающие проблему коррупции и испытывающие затруднения в ее решении. В свете вышеизложенного можно заключить, что полностью искоренить коррупцию как явление еще не удалось ни одному государству мира, но снижение ее порога оказывается вполне достижимым.
По международным оценкам, самый высокий антикоррупционный рейтинг у нашего соседа — Финляндии. Далее идут Дания, Новая Зеландия, Исландия, Сингапур, Швеция, Канада, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Австралия, Швейцария, Великобритания, Гонконг, Австрия, Израиль, США, Чили, Ирландия, Германия, Япония. Антикоррупционные программы этих стран, доказавшие на практике свою эффективность, предоставляют возможность использования положительного зарубежного опыта, особенно в условиях отсутствия реально действующего механизма борьбы с коррупцией у нас в стране.
На первый взгляд может показаться, что коррупцию можно победить с помощью «сильной руки», государственной диктатуры и репрессий. Но история России, и особенно опыт Китая, где показательные расстрелы проворовавшихся чиновников давно стали повседневной практикой, свидетельствуют об обратном: репрессивные меры, при их кажущейся эффективности, не дают желаемого результата: коррупционеры, как были, так и есть, а вот суммы взяток авто-
матически поднимаются в разы как плата за повышенный риск.
В рамках антикоррупционной стратегии мэром Москвы провозглашен принцип честности и неподкупности во всех сферах жизни общества, в том числе на государственной службе. По словам московского градоначальника Сергея Собянина [Боровой, Ильина 2013], Москва, к сожалению, является «лидером» по уровню коррупции в России. Чем выше доход у города и у граждан, тем выше риск коррупции.
Как хорошо известно, предыдущий мэр города Юрий Лужков был уволен с поста градоначальника, кроме всего прочего, и по причине запредельно высокого уровня коррупции в городе [Лужков 2011]. Это не удивительно, поскольку Москва — политический, экономический, социальный и культурный центр нашей страны. Кроме того, для России вообще характерен высокий уровень коррупции, а в столице проживает 1/10 часть населения страны, здесь локализуются центральные органы государственной власти. Помимо всего прочего, город является самостоятельным субъектом Федерации — городом федерального значения, что обусловливает наличие властных структур субъекта РФ. Для выработки действенных и адекватных мер противодействия необходимо, на наш взгляд, учитывать масштабы и тип коррупции в Москве и в России в целом.
Так как же решается проблема борьбы с коррупцией в Москве? Действующий мэр Москвы Сергей Собянин ведет сегодня активную борьбу с коррупцией в городе. Весьма отрадно, что московские власти обратили самое серьезное внимание на эту злободневную проблему современной российской действительности, рассматривая противодействие коррупции как основу национальной и социальной безопасности столицы России.
Правовое регулирование антикоррупционной политики в Москве основывается на тех же нормативно-правовых актах, что и в России в целом. Основные из них следующие: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граж-
дане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и др.
По выражению мэра С. Собянина, люди платят «в карман» практически везде — на дорогах, в школах, детсадах, бизнесе. И вместе с гражданами, общественными организациями мэр Москвы намерен решать эту проблему, объявив войну нечистым на руку чиновникам.
За последние годы в столице произошло множество коррупционных скандалов с участием московских чиновников: на взятках попадались и главы управ, и префекты, и сотрудники столичных комитетов и департаментов. По заявлению руководителя ГСУСК по столице, Вадима Яковенко, ущерб по коррупционным преступлениям с оконченным расследованием превысил 1,15 миллиарда руб. При этом почти 250 миллионов руб. усилиями следователей возвращены государству еще в ходе предварительного расследования [Ущерб от коррупции в Москве 2013]. Столичные следователи за 2011-2012 гг. помогли вернуть в бюджет более 5,9 миллиарда руб. ущерба по налоговым преступлениям [Москва начинает новый этап борьбы с коррупцией 2014].
На выборах 2013 г. кандидат на пост мэра столицы РФ С. Собянин сделал ряд заявлений о коррупции в столице и способах борьбы с ней [Боровой, Ильина 2013]. В частности, он заявил, что полностью победить коррупцию в столице, наверное, невозможно, но бороться с этим нужно постоянно. Тем не менее, точечные антикоррупционные меры, предпринятые им и его командой, дали свои результаты, что сказалось на снижении коррупции в столице за 2013 год на 2,5 %. Таким образом, московские региональные власти активно содействуют решению программ противодействия коррупции. Главная задача Собянина — снять
системную коррупцию: «Граждане раньше получали миллионы справок в непонятных конторках. И что там происходило за дверьми неизвестно» [Москва начинает 2014].
По мнению нынешнего мэра, решение этой проблемы заключается в создании многофункциональных центров, которые предоставляют все услуги для горожан в одном помещении, что позволяет делать предоставление этих услуг более открытыми. В Москве уже 65 таких центров, и до конца 2014 г. ситуация в этом отношении будет, можно надеяться, полностью выправлена.
Еще один вариант решения проблемы, по мнению градоначальника, — это повальная проверка чиновников на «детекторе лжи» (полиграфе). По утверждению мэра столицы России, «все столичные чиновники проходят проверку на детекторе лжи, процентов от 40 до 60 отсеиваются» [Москва начинает 2014].
Для справки: в 2011-2013 гг. проверку на полиграфе прошли около 1700 человек. Примерно 20 % чиновников попали под так называемую ротацию. Результаты тестирования направлялись лично руководителям органов исполнительной власти города для принятия решений.
Большой уровень коррупции наблюдается в сфере госзаказа, поэтому мэр столицы предложил ряд вариантов решения проблемы — прежде всего снижение количества тендеров, где выставляется единственный подрядчик.
По заявлению Сергея Собянина, столица — образец бестолковости и коррупции в сфере инвестиционных контрактов. Решение проблемы, по мнению мэра, состоит в их расторжении. Расторгнуто более 200 инвестиционных контрактов, большая часть расторгнутых соглашений касалась строительства объектов в центре Москвы. С санкции Собянина было временно запрещено любое строительство в центре города. Инвестконтракты, которые потенциально затрудняли движение транспорта, были аннулированы.
Еще одна питательная среда для коррупции в городе — рынки, которые ничем и никем не регулируются, через которые проходит огромный объем контрафакта, контрабанды и неурегулированной торговли. Все эти потоки уводят из легального поля налоги и финансовые ресурсы. От этого страдает и цивилизованная торговля: нелегалы делают ее менее конкурентной. Кроме того, не-
легальный рынок — база для нелегальной миграции и для различного рода организованной преступности. Решение проблемы
— в закрытии рынков. При Сергее Собянине было закрыто 30 таких объектов.
Что касается коррупции в сфере ЖКХ, то решение проблемы видится в реализации реформы ЖКХ. В частности, имеется в виду деятельность управляющих компаний, товариществ собственников жилья, но на основе закона, поскольку существующие в Москве — это уже не ТСЖ в собственном смысле слова, а какие-то самостоятельные организации, которые вместо того, чтобы улучшать работу жилищной сферы, накручивают тарифы, не оказывают должных услуг и т. д. Рядовому жителю столицы справиться с этим грабежом не по силам, и это — массовое явление.
Решение проблемы — в установке видеокамер во дворах: в Москве установили около 120 тыс. видеокамер во дворах, подъездах, на дорогах, изменен закон города, чтобы с помощью полученных с них данных можно было коммунальщиков и наказать. В результате 80 % штрафов нерадивым компаниям административно-техническая инспекция выписывает именно на основе этих материалов.
В конце февраля 2014 г. в Москве начался (условно) новый этап в борьбе с коррупцией, поскольку по решению мэра Собянина был создан Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции [Москва начинает 2014]. Департамент региональной безопасности был переименован в департамент региональной безопасности и противодействия коррупции [Департамент действует 2014]. Такое решение было принято с целью реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности и противодействия коррупции в столице.
В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и Положением о департаменте. Департамент осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения
безопасности, за исключением обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечения законности при организации и проведении азартных игр и лотерей, противодействия коррупции. Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции обладает полномочиями для проверки достоверности и полноты представляемых должностными лицами города сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
В сфере предпринимательства большая роль в борьбе с коррупцией на уровне столицы России отводится Московскому антикоррупционному комитету при Московской торгово-промышленной палате (МАКК при МТПП), созданному в 2009 г. Комитет призван защищать предпринимателей от произвола столичных чиновников. Его деятельность поддержана Распоряжением Правительства Москвы РМ № 295 от 27.08.2009 г. Комитет активно взаимодействует с Правительством Москвы, Государственной Думой, Московской городской Думой и другими органами законодательной и исполнительной власти. МАКК выполняет принципиально важную для столицы функцию
— анализа, предупреждения и эффективной борьбы со злоупотреблениями и случаями коррупции. Комитет имеет общественные приемные для предпринимателей во всех административных округах Москвы. В работе комитета (экспертный, наблюдательный, представительский советы предпринимателей при комитете) могут принимать участие руководители предприятий, вступившие в члены МТПП.
Кроме того, Правительство Москвы специально для предпринимателей разрабатывает и внедряет такие формы участия в бизнесе, которые будут пресекать коррупцию. Например, 9 декабря 2013 г., в Международный день борьбы с коррупцией, ООН и Правительством Москвы при поддержке Международного форума лидеров бизнеса (ШЬБ) была проведена Международная конференция «Практики противодействия коррупции. Основные направления анти-
коррупционной работы в сфере государственных закупок», в рамках которой были представлены основные возможности Портала поставщиков, который был разработан ОАО «НПП «Гранит-Центр» по заказу функционального заказчика Департамента города Москвы по конкурентной политике. По результатам успешного пилотного проекта, запущенного с 25 февраля 2013 г., указом мэра Москвы все закупки, проходящие без конкурса, проводятся в рамках Портала поставщиков. Руководством Департамента по конкурентной политике Правительства Москвы Портал поставщиков был назван «самым успешным стартом года» [Сайт межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля»].
Программа Собянина включена и в международный контекст. Власти Москвы намерены использовать в борьбе с коррупцией среди чиновников международный опыт противодействия коррупции, в частности, опыт столицы Южной Кореи — Сеула, где в результате реализации программы коррупция среди городских чиновников уменьшилась в шесть раз. Здесь с 1999 г. действует в рамках программы «OPEN» онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации.
Зарубежный опыт противодействия коррупции может быть эффективным, но его использование возможно, как нам представляется, только при адаптации к современным российским условиям с учетом исторического опыта и интересов национальной безопасности России.
В заключение отметим, что коррупция всегда наносит ущерб — прямой или косвенный — общественным интересам. И если ей не будет поставлен действенный заслон, она будет стремительно разрастаться, поражая все новые и новые сферы. Один из самых эффективных способов противодействия коррупции — обеспечение максимальной прозрачности в деятельности чиновников.
В свете сказанного главной задачей становится не допустить институциализации коррупции, когда она становится неотъемлемой частью жизни социума, что приводит к деградации социальных ценностей и парализации деятельности правовых институтов. Применение новых Интернет-технологий для достижения прозрачности деятельности государственных органов, предоставление объективной и достоверной информации, активное вовлечение общественности должны прочно войти в практику борьбы с коррупцией.
Источники
Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Российская газета. 30 декабря 2008 г. Федеральный выпуск № 4823.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
Указ Президента Российской Федерации от
18 мая 2009 г. № 559 «О представлении
гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Указ Президента Российской Федерации от
19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и др.
Литература
Боровой А., Ильина О. 5 заявлений Собянина о коррупции в Москве и 6 способов решения. 9.09.2013 [электронный ресурс] // иКЬ: http://pasmi.ru/archive/95812 (дата обращения: 06.02.2014).
Вступительное слово Президента РФ В. В. Путина на заседании Совета по противодействию коррупции. 30 октября 2013 [электронный ресурс] // иКЬ: http://kremlin.ru/ news/19516 (дата обращения: 06.02.2014).
Департамент действует на основании Положения о департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы // [электронный ресурс] URL: http://drbez.mos.ru/about/polozhenie_o_ departamente/?special=Y (дата обращения: 06.02.2014).
Лужков был уволен из-за запредельного уровня коррупции в Москве. 26.10.2011 [электронный ресурс] // URL: http://www.forbes.ru/ news/75652-kreml-luzhkov-byl-uvolen-iz-za-zapredelnogo-urovnya-korruptsii-v-moskve (дата обращения: 06.02.2014).
Манько А. В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. М.: Аграф, 2012. 256 с.
Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана; пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 549 с.
Москва начинает новый этап борьбы с коррупцией. 20.02.2014 [электронный ресурс] // URL: http://pasmi.ru/archive/102982 (дата обращения: 06.02.2014).
Национальный план противодействия коррупции [электронный ресурс] // URL: www. kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857. shtml. (дата обращения: 06.02.2014).
О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции и обеспечении экономической безопасности в сфере экономики // Сайт межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля»:
[электронный ресурс] // URL: http://www. mosmakk.ru/ (дата обращения: 06.02.2014).
Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы / пер. с англ. О. А. Алякринского. М.: Логос, 2003. 343 с.
Савинов Л. В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 3. С. 37-39.
Сатаров Г. А. Как измерять и контролировать коррупцию // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 4-10.
Форычев Б. Г. Основные направления по борьбе с коррупцией в России. М.: Лаборатория Книги, 2010. 123 с.
Ущерб от коррупции в Москве за год превысил 1 млрд, вернуть удалось 250 млн руб. [электронный ресурс] // URL: http://inmsk. ru/news/20130207/357981187.html (дата обращения: 06.02.2014).
Alam S. M. Anatomy of Corruption: An Approach to the Political Economy of Underdevelopment // American Journal of Economics and Sociology. 1989. Vol. 48. № 4 (October).
Heidenheimer A., Johnston M, Levine V. (dir. publ.). Political Corruption: A Handbook. New Brunswick: Transaction Publishers, 1989.
Meny Y. Corruption «fin de sicle»: Changement, crise et transformation des valeurs // Revue internationale des sciences sociales. 1996. № 149 (September).
Pavarala V. Interpreting Corruption: Elite
Perspectives in India. New Delhi etc.: Sage Publications, 1996.
Rose-Ackerman, S. Corruption and Government: Causes, Consequences, and Reform. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 266 pp.