Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика как часть системы национальной безопасности'

Антикоррупционная политика как часть системы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / ответственность / национальная безопасность / антикоррупционная политика / антикоррупционные программы / меры профилактики коррупции / corruption / responsibility / national security / anti-corruption policy / anti-corruption programs / measures to prevent corruption

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Алексеевна Прокопович, Нодари Дарчоевич Эриашвили

В статье исследуются проблемы, которые несет в себе коррупция, представляющая угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Как системное явление, коррупция в современной России – это уже не просто проблема для развития бизнеса и не только криминальная проблема, поскольку она уже стала политическим и социально-культурным явлением, подрывающим авторитет власти и разрушающим государственность. В статье исследуются программы по противодействию коррупции и меры по ее профилактике и сокращению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галина Алексеевна Прокопович, Нодари Дарчоевич Эриашвили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption policy as a part of the national security system

The article explores the problems posed by corruption, which poses a threat to the national security of the Russian Federation. As a systemic phenomenon, corruption in modern Russia is no longer just a problem for business development and not only a criminal problem, since it has already become a political and socio-cultural phenomenon that undermines the authority of power and destroys statehood. The article examines anti-corruption programs and measures to prevent and reduce it.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика как часть системы национальной безопасности»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-134-139 EDN: https://elibrary.ru/axjniu NIION: 2015-0066-6/23-866 MOSURED: 77/27-011-2023-06-065

Антикоррупционная политика как часть системы национальной безопасности

Галина Алексеевна Прокопович1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, galina-prokopovich@yandex.ru

2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, professor60@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются проблемы, которые несет в себе коррупция, представляющая угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Как системное явление, коррупция в современной России - это уже не просто проблема для развития бизнеса и не только криминальная проблема, поскольку она уже стала политическим и социально-культурным явлением, подрывающим авторитет власти и разрушающим государственность. В статье исследуются программы по противодействию коррупции и меры по ее профилактике и сокращению.

Ключевые слова: коррупция, ответственность, национальная безопасность, антикоррупционная политика, антикоррупционные программы, меры профилактики коррупции

Для цитирования: Прокопович Г. А., Эриашвили Н. Д. Антикоррупционная политика как часть системы национальной безопасности II Вестник экономической безопасности. 2023. № 6. С. 134-139. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-134-139. EDN: AXJNIU.

Original article

Anti-corruption policy as a part ofthe national security system

Galina A. Prokopovich1, Nodari D. Eriashvili2

1 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, galina-prokopovich@yandex.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, professor60@mail.ru

Abstract. The article explores the problems posed by corruption, which poses a threat to the national security of the Russian Federation. As a systemic phenomenon, corruption in modern Russia is no longer just a problem for business development and not only a criminal problem, since it has already become a political and socio-cultural phenomenon that undermines the authority of power and destroys statehood. The article examines anti-corruption programs and measures to prevent and reduce it.

Keywords: corruption, responsibility, national security, anti-corruption policy, anti-corruption programs, measures to prevent corruption

For citation: Prokopovich G. A., Eriashvili N. D. Anti-corruption policy as a part of the national security system. Bulletin of economic security. 2023;(6):134-9. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-6-134-139. EDN: AXJNIU.

Коррупция является острой, широкомасштабной проблемой на сегодняшний день. Это та проблема, которая касается не отдельно взятых лиц, а абсолютно всех: парализует нормальное деловое общение, не дает возможности государству осуществлять намеченные им действия, снижает уровень доверия граждан к власти. Именно поэтому Президентом РФ была поставлена за-

дача по формированию и реализации антикоррупционной политики.

Противодействие коррупции требует применения эффективных специализированных механизмов, включающих в себя административно-правовые меры, которые направлены не только на пресечение, но и на предупреждение коррупции в системе государственной

© Прокопович Г. А., Эриашвили Н. Д., 2023

JURISPRUDENCE

и муниципальной службы, меры по внедрению антикоррупционных нормативно-правовых актов, программ по борьбе с коррупцией и пр.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» фактически определяет условия организации и осуществления государственной политики в области противодействия коррупции. Данная политика со своим предметом правового регулирования структурно включена в сферу обеспечения национальной безопасности, что отражает в отечественной практике общий международный подход осуществления государственного управления на современном этапе. Такой подход заключается в том, что коррупция вследствие своих социально-деструктивных свойств воспринимается как вид угрозы безопасности, опосредующий формирование отдельной государственной управленческой деятельности на направлении противодействия коррупционным угрозам, общественным отношениям и национальным интересам дальнейшего развития.

Коррупция как системное явление, наделенное свойствами всепроникающего деструктивного воздействия на общественные отношения, со всей очевидностью не могла не остаться незамеченной при решении в государстве вопроса об обеспечении на его территории национальной безопасности. В Российской Федерации в силу ряда исторически обусловленных причин процесс обеспечения национальной безопасности является одним из наиболее жизненно важных направлений осуществления государственной власти, реализуемый на постоянной основе через регулярно совершенствуемый организационно-правовой механизм, который, так или иначе, соприкасается с предметом коррупции.

Развитая регулярно обновляющаяся нормативная база антикоррупционного законодательства и настойчивые обращения к проблеме коррупции в публичном информационном пространстве со стороны официальных лиц, включая главу государства и правительство, свидетельствуют по выражению П. И. Конновой не столько о резко возросшей коррупционной активности в стране, сколько о том, что российское общество и государство пребывают в последнее время в стадии серьезного осмысления масштабности той проблемы, которую таковая несет в себе и активизации деятельности по минимизации возникающего от нее вреда [2, с. 4]. В этой связи в исследованиях последнего времени отмечается, что государственная политика противодействия коррупции в Российской Федерации на современном этапе приобретает черты планомерности и системности, которая заключается в стремлении устранить причины возникновения коррупции при сочетании превентивных мер с принудительно-силовым решением конкретных связанных с ней проблем [3, с. 10; 4; 1, с. 14].

Исходя из сложившейся на сегодня практики, системность и планомерность современной отечественной антикоррупционной политики обеспечивается за счет периодической выработки и исполнения соответствую-

щих поручений Президента РФ, устанавливаемых в указах об утверждении национальных планов противодействия коррупции на соответствующий период. Опираясь на развитую нормативную базу антикоррупционного законодательства, закладываемые в национальные планы мероприятия призваны динамично развивать и непосредственно исполнять требования таких федеральных законов, как Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» [6], Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») [7], Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [8], Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [9] и других, принятых в основном в сфере регулирования служебных отношений.

Системность охвата и планомерность государственной политики по противодействию коррупции во многом задается направлениями ее осуществления, последние из которых на основании пп. 1 п. 1 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции» были определены в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденном указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 [10]. Согласно приведенному акту, на соответствующий период ряду уполномоченных министерств и ведомств даны поручения обеспечить:

1) дальнейшее совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

2) дальнейшее обеспечение единообразного применения антикоррупционного законодательства в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

3) дальнейшее совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

4) дальнейшее совершенствование предусмотренного ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» порядка осуществления профильного контроля;

5) повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения среди служащих и в обществе;

6) совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, включая защиту субъектов

предпринимательской деятельности от злоупотреблений должностными лицами своим должностным положением;

7) систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов в ней и противоречий;

8) повышение эффективности международного сотрудничества в области противодействия коррупции.

Как можно видеть, акцент в Национальном плане противодействия коррупции сделан на направлениях устранения и минимизации причин и условий, порождающих коррупцию с максимально возможным охватом по сфере осуществления служебных отношений, что позволяет сдерживать структурные изменения в коррупционных происшествиях в худшую сторону. Это дает основание утверждать, что современная государственная политика противодействия коррупции в Российской Федерации представляет собой составную часть предупреждения преступности в целом.

На всех приведенных направлениях уполномоченными органами и структурами вырабатываются необходимые правовые, организационные и кадровые меры, а также финансовые и другие материальные меры, осуществляются пропагандистские и просветительские мероприятия. С переходом к методу плановой реализации государственной политики по противодействию коррупции, задействованные в ее реализации субъекты стали подотчетными перед Советом при Президенте РФ по противодействию коррупции, который образует рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий национальных антикоррупционных планов.

Направления, задаваемые национальными планами противодействия коррупции, как правило, дублируются в аналогичных актах регионального уровня, в которых таковые могут иметь несколько расширенный вид. К примеру, Распоряжением Мэра Москвы от 15 февраля 2021 года № 75-РМ был утвержден План противодействия коррупции в городе Москве на 2021-2024 годы, характер которого аналогичен Национальному плану противодействия коррупции на 2021-2024 годы [11] -профилактика коррупционных правонарушений в сфере служебных отношений. В частности, столичной программой предусмотрены:

- проведение информационно-разъяснительной работы антикоррупционной направленности;

- реализация мер по выявлению и предотвращению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе области;

- реализация мер по профилактике коррупционных правонарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Существенно расширяются направления государственной политики по противодействию коррупции, согласно данной программе за счет работы по привлечению институтов гражданского общества к деятельности по профилактике коррупционных правонарушений и

обеспечению контроля за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в случае нарушения требований антикоррупционного законодательства [5, с. 12].

Одним из преимуществ программы по противодействию коррупции города Москвы также является активное развитие направлений, связанных с профилактикой так называемой бытовой коррупции при поступлении в образовательные организации, обучения в них и при обращении за оказанием медицинской помощи. Данные направления развиваются за счет мероприятий, реализуемых профильными органами с учетом специфики их деятельности, уполномоченные представители которых в лице руководителей отчитываются о проделанной работе на заседаниях комиссии по координации работы по противодействию коррупции.

Включая конкретные указания по привлечению общественности к реализации политики противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, по сути, предусматривает продолжение в соответствие с предыдущими программными актами развития такого направления, как эффективная система обратной связи с гражданами, которая позволяет мониторить динамику коррупционных правонарушений и на низовом уровне. В Москве и регионах данное направление развивается не только за счет обеспечения взаимодействия со средствами массовой информации, но и организации проведения социологических опросов, проведения «прямых линий» между руководителями различных органов и ведомств с гражданами, обязательное ведение журналов обращений и др. Поступившие от граждан и организаций сведения анализируются на предмет наличия возможных коррупционных проявлений в деятельности должностных лиц, по итогам чего принимаются не только адресные антикоррупционные меры, но и прорабатываются более комплексные меры системного воздействия на причины и условия потенциального возникновения коррупционных рисков.

Из выявленной характеристики содержания проводимой в Российской Федерации государственной политики по противодействию коррупции определяется такая ее специфика, как приоритетное усиление антикоррупционной деятельности за счет уже существующей системы органов власти. Это означает, что противодействие коррупции как мера обеспечения национальной безопасности осуществляется примерно по тому же механизму, что и противодействие другим угрозам, в частности, терроризму и экстремизму, то есть без единого уполномоченного общефедерального органа, наделенного исключительной компетенцией и системой профильных мер, а с помощью всей имеющейся административной структуры органов и организаций с публичными функциями и их аппаратов.

Так, борьба с наиболее опасными проявлениями преступной деятельности в рамках обеспечения национальной безопасности построена на той же структуре

JURISPRUDENCE

мер, что и противодействие коррупции, а именно мерах профилактического воздействия на условия потенциального возникновения соответствующей угрозы и мерах непосредственного пресечения и ликвидации ее последствий. Пресечением и устранением последствий, как правило, занимаются специализированные правоохранительные (ФСБ, МВД, Росгвардия, СВР, ФТС и Финмониторинг) и иные подобные органы и структуры (Прокуратура, МЧС, АСВ, суды и др.) посредством применения мер, связанных с государственным принуждением и защитой прав и свобод. А вот предупредительная деятельность выстраивается на основе самостоятельного и более широкого использования всеми органами публичной власти и организациями с публичными функциями, иными организациями наиболее общих и первостепенно значимых профилактических мер, за результаты применения которых таковые регулярно отчитываются перед координационными и совещательными органами, создаваемыми как по горизонтали регулируемых сфер общественных отношений (например, министерские или правительственные комиссии по межведомственному взаимодействию), так и по вертикали построения публичных управленческих структур (оперативные штабы, региональные и федеральные советы, парламентские комиссии и др.).

Как результат, на региональном и на федеральном уровнях созданы постоянно действующие коллегиальные структуры с контрольными и координационными полномочиями, которые не только осуществляют мониторинг процесса обеспечения защищенности согласно виду угрозы национальной безопасности, но и в дальнейшем разрабатывают деятельность по профилактическому воздействию на нее. При использовании профилактических мер такие структуры являются всегда постоянно действующими, поскольку обеспечение состояния защищенности представляет собой непрерывную деятельность, которую невозможно осуществлять вне предупредительного уклона, тогда как непосредственное пресечение возникшей угрозы и ликвидация ее последствий задействует меры разового применения, а значит и соответствующая деятельность уполномоченных структур носит срочный, как правило, кратковременный характер (оперативный штаб контртеррористической операции, орган ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и др.).

Предупредительный уклон реализуемой сегодня в Российской Федерации государственной политики по противодействию коррупции предопределяет собой определенные направления деятельности органов государственной власти, которые складываются как из положений ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции», так и из вырабатываемых коллегиальными структурами обязательных для них мероприятий.

Вырабатываемые коллегиальными структурами обязательные для государственных органов мероприятия в большей степени носят характер дополняющих и уточняющих положения ст. 7 ФЗ «О противо-

действии коррупции», но могут формировать и иные направления антикоррупционной профилактической деятельности.

Согласно информации на официальном интернет-сайте Президента РФ, Совет по противодействию коррупции при рассмотрении докладов профильных министров и других должностных лиц федерального уровня об итогах выполнения мероприятий антикорупционных планов, совершенствовании антикоррупционных механизмов, дает федеральным государственным органам адресные поручения, направленные на дальнейшее совершенствование антикоррупционной деятельности [12]. Новые направления деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции на федеральном уровне, как правило, обнаруживают себя в программных документах вроде Национального плана противодействия коррупции и являются итогом выявленных однотипных проблем, в отношении которых разработан комплекс разрешающих их организационных, правовых, финансовых и иных мер, которые и должны реализовать соответствующие органы государственной власти.

Например, по группе направлений модернизации контроля за деятельностью служащих, Национальным планом противодействия коррупции фактически определяется такое новое направление антикоррупционной работы государственных органов, как контрольные мероприятия в отношении имущества служащих, как в рамках осуществления контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и определения возможности последующего обращения в доход государства имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений, так и в рамках вопроса о расширении перечня имущества служащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не будет подтверждено его приобретение на законные доходы.

На примере региональных антикоррупционных программ можно видеть, что направления деятельности органов государственной власти по противодействию коррупции на региональном уровне также вырабатываются коллегиально и во многом могут прямо не совпадать с положениями федерального антикоррупционного законодательства и Национального плана противодействия коррупции. Это не только подтверждает тезис о том, что государственная политика по противодействию коррупции в Российской Федерации реализуется со смещенным акцентом на правомочность всей имеющейся административной структуры органов и организаций с публичными функциями и их аппаратов, но и показывает, насколько таковая может быть самостоятельной на уровне субъектов Федерации.

Таким образом, исходя из изложенного возможно констатировать, что содержание государственной политики в области противодействия коррупции составляет сложно структурированный процесс государственного

управления с выстраиванием определенной системы ее участников.

Основные направления государственного управления в сфере противодействия коррупции в России выстраиваются из положений антикоррупционных планов, в которых основной акцент сделан на предупредительной деятельности, прежде всего, в сфере регулирования служебных отношений. Совершенствование системы запретов и ограничений, порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, контроля в системе закупок для государственных и муниципальных нужд, а также за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, следует считать приоритетным содержанием современной отечественной государственной политики по противодействию коррупции.

На региональном уровне основное содержание государственной политики по противодействию коррупции дублируется и получает расширение за счет определения дополнительных направлений в антикоррупционной работе органов власти и ведомств, согласно регулируемой ими сфере общественных отношений.

На современном этапе в рамках проводимой государственной политики по противодействию коррупции разрабатываются и реализуются определенные меры законодательного, уголовно-правового, административного и общеуправленческого характера в различных сферах общественных отношений, которые имеют прямое отношение, либо сопрягаются с государственным и муниципальным управлением, отношениями прохождения государственной (муниципальной) службы. В большинстве своем такие меры сосредоточены на осуществляемом в непрерывном режиме профилактическом воздействии на причины и условия потенциального возникновения коррупционной угрозы среди служащих и работников ведомственных организаций, где наиболее типичными направлениями являются расширение потенциала значения антикоррупционной политики для гражданского общества, общесоциальное совершенствование процесса прохождения службы и иные, позволяющие выявлять, нейтрализовать и устранять коррупционный потенциал в регулируемой сфере. Реализация указанных направлений станет оплотом в защите национальной безопасности России.

Список источников

1. Агеева Е. А. Реализация государственной антикоррупционной политики в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих // Вестник экспертного совета. 2016. № 3 (7).

2. Коннова П. И. Основные направления государственной политики по противодействию коррупции в Российской Федерации : монография. Н. Новгород : НИУ РАНХиГС, 2017.

3. Охотский И. Е. Правовой механизм государственной стратегии противодействия коррупции в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: автореф. ... кан. юрид. наук. М. : Московский государ-

ственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2015.

4. Прокопович Г. А., Артемьев А. Б. Коррупция и меры ее ограничения: теоретико-правовое исследование : монография ; Московский университет им. С. Ю. Витте. М. : ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2017. 283 с.

5. Прокопович Г. А Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном праве : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Академия экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. М., 2010.

6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228.

7. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СЗ РФ. 2012. № 50 (часть 4), ст. 6953.

8. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (часть I), ст. 3418.

9. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // СЗ РФ. 2013. № 19, ст. 2306.

10. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34, ст. 6170.

11. Распоряжение Мэра Москвы от 15 февраля 2021 года № 75-РМ «Об утверждении Плана противодействия коррупции в городе Москве на 2021-2024 годы» // СЗ РФ, 23.08.2021, № 34, ст. 6170.

12. Новости Совета по противодействию корруп-ции//Шр://кгетИп.ги/ (датаобращения: 16.10.2023).

References

1. Ageeva Е. A. Implementation of the state anticorruption policy in additional professional education of civil servants // Bulletin of the Expert Council. 2016. № 3 (7).

2. Konnova P. I. Main directions of state policy to combat corruption in the Russian Federation : monograph. N. Novgorod : National Research University RANEPA, 2017.

3. Okhotsky I. E. Legal mechanism of the state strategy for combating corruption in the Russian Federation : constitutional and legal foundations : abstract. ... can. legal sciences. Moscow: Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the RussianFederation, 2015.

4. Prokopovich G. A., Artemyev A. B. Corruption and measures to limit it: theoretical and legal research : monograph ; Moscow University named after S. Yu. Witte. M.: CHOUVO «MU named after. S. Yu. Witte», 2017. 283 p.

5. Prokopovich G. A. Theoretical model of legal liability in public and private law : abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Law / Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. M.,2010.

6. Federal Law № 273-FZ dated December 25, 2008 «On Combating Corruption» // Collection of Legislation of the Russian Federation dated December 29, 2008. № 52 (Part I). Art. 6228.

7. Federal Law № 230-FZ dated December 3, 2012 «On control over the compliance of expenses of persons holding public positions» // Collection of Legislation of the RussianFederation. 2012. № 50 (Part 4). Art. 6953.

8. Federal Law № 115-FZ of August 7, 2001 «On Countering the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and the Financing of Terrorism» // Collection of

Legislation of the Russian Federation. 2001. № 33 (Part I), Article 3418.

9. Federal Law № 79-FZ of May 7, 2013 «On the Prohibition of Certain Categories of Persons to open and have Accounts (Deposits), store Cash and Valuables in foreign banks located outside the Territory of the Russian Federation, own and (or) use foreign financial instruments» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2013. № 19. Art. 2306.

10. Decree of the President of the Russian Federation dated August 16, 2021 № 478 «On the National AntiCorruption Plan for 2021-2024» // Collection of Legislation ofthe Russian Federation. 2021.№34. Art.6170.

11. Decree of the Mayor of Moscow dated February 15, 2021 № 75-RM «On approval of the Anti-Corruption Plan in the city of Moscow for 2021-2024» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 23.08.2021, № 34, art. 6170.

12. News of the Anti-Corruption Council // http:// kremlin.ru/(accessed: 16.10.2023).

Информация об авторах

Г. А. Прокопович - профессор кафедры теории и истории государства и права им. Г.В. Мальцева Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор юридических наук, доцент;

Н. Д. Эриашвили - профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Information about the authors

G. A. Prokopovich - Professor of the Department of Theory and History of State and Law named after G.V. Maltsev of the Institute of Law and National Security of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Doctor ofLegal Sciences, Associate Professor;

N. D. Eriashvili - Professor of the Department of the Civil and Labor Law, Civil Process of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of science and technology, Laureate of the prize of the Government of the Russian Federation in the field of education.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.10.2023; одобрена после рецензирования 23.11.2023; принята к публикации 18.12.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 20.10.2023; approved afterreviewing 23.11.2023; acceptedforpublication 18.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.