Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кильметова Рената Рафиковна, Сикоев Самир Владимирович, Ходов Александр Юрьевич, Дзускаев Константин Аланович

В данной научной статье рассматриваются основные методы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Выявлены ключевые проблемы проведения экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кильметова Рената Рафиковна, Сикоев Самир Владимирович, Ходов Александр Юрьевич, Дзускаев Константин Аланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND THEIR PROJECTS

This scientific article discusses the main methods of conducting an anti-corruption examination of regulatory legal acts and their projects in order to identify corruption-causing factors in them and their subsequent elimination. The key problems of the examination are identified.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_321

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ Anti-corruption expertise of regulatory legal acts and their projects

КИЛЬМЕТОВА Рената Рафиковна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

СИКОЕВ Самир Владимирович,

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

ХОДОВ Александр Юрьевич,

студент юридического факультета

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

ДЗУСКАЕВ Константин Аланович,

студент юридического факультета

ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Kilmetova Renata Rafikovna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the North Ossetian State University named after K.L.Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Tsikoev Samir Vladimirovich,

North Ossetian State University named after K.L.Khetagurov.

362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46.

E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Khodov Alexander Yurievich,

student of the Faculty of Law of the North Ossetian State University named after K.L.Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru;

Dzuskaev Konstantin Alanovich,

student of the Faculty of Law of the North Ossetian State University named after K.L.Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: renata.kilmetova@mail.ru

Краткая аннотация: В данной научной статье рассматриваются основные методы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов с целью выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Выявлены ключевые проблемы проведения экспертизы.

Abstract: This scientific article discusses the main methods of conducting an anti-corruption examination of regulatory legal acts and their projects in order to identify corruption-causing factors in them and their subsequent elimination. The key problems of the examination are identified.

Ключевые слова: Федеральный закон, антикоррупционная экспертиза, нормативно-правовой акт, органы государственной власти, независимый эксперт.

Keywords: Federal law, anti-corruption expertise, regulatory legal act, public authorities, independent expert.

Для цитирования: Кильметова Р.Р., Сикоев С.В., Ходов А.Ю., Дзускаев К.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов //Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 321-323. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_321.

For citation: Kilmetova R.R., Tsikoev S. V., Khodov A.Yu., Dzuskaev K.A. Anti-corruption expertise of regulatory legal acts and their projects // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 321-323. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_321.

Статья поступила в редакцию: 04.06.2023

Впервые проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность в органах исполнительной власти было предусмотрено Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах». На системной основе такая экспертиза была внедрена с 2009 г. после утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.05.2009 № 195 и № 196 правил и методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции1.

Состояние коррупции в различных сферах жизнедеятельности стало одной из самых серьезных угроз, препятствующих гармоничному

1 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка - М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2019 г. С.5.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 8(224)

развитию государства и общества. Её общественная опасность признается большинством руководителей органов государственной власти, политическими и общественными деятелями. В связи с этим на территории Российской Федерации начинают создаваться механизмы по сдерживанию коррупционного поведения в различных сферах социального управления1.

Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, как мера по профилактике коррупции, закреплена на законодательном уровне в Федеральном Законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ2. В целях обеспечения наибольшей эффективности данного института, необходимо постоянное его совершенствование.

Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ3 в статье 3 закрепляет круг субъектов, проведение антикоррупционной экспертизы которыми является обязательным и закрепляется в иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность данных субъектов. Так, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится: прокуратурой РФ, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органа-

4

ми, организациями и их должностными лицами .

При этом необходимо отметить, что антикоррупционная экспертиза, проводимая государственными институтами, осуществляется по единой методике, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований; нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Таким образом, для органов, организаций и их должностных лиц антикоррупционная экспертиза является своеобразной формой самоконтроля, осуществляемой в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В случае, если в ходе антикоррупционной экспертизы в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) выявляются положения, соответствующие критериям того или иного коррупциогенного фактора, органы государственной власти принимают различные меры реагирования. Так, органы прокуратуры вносят в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

При этом требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

По результатам антикоррупционной экспертизы, проводимой федеральным органом исполнительной власти в области юстиции составляется заключение, которое носит обязательный характер только в случае проверки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В остальных случаях заключения федерального органа исполнительной власти в области юстиции носят рекомендательный характер.

1 https://midural.ru/normative_documents/100615/100630/document88808/

2 Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Алексанова Ю.Д., Пономарев А.В. Проблемы независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Modern Science. 2021. №12-1. С. 215-220.

Основным правовым последствием при неисполнении требований заключения является отсутствие государственной регистрации нормативного правового акта, содержащего коррупциогенные факторы, до момента их устранения1.

Что касается гражданского общества, как субъекта антикоррупционной экспертизы, статья 5 указанного вышеназванного Федерального закона отмечает возможность добровольного участия граждан РФ в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов за счет собственных средств. Однако вопрос о привлечении гражданского общества к участию в проведении антикоррупционной экспертизы является проблемным как в правовом характере, так и в организационном.

Порядок аккредитации экспертов определён Административным регламентом Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утверждённым приказом Минюста РФ от 27.07.2012 № 146.

Статус эксперта по проведению антикоррупционной экспертизы может получить гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, либо юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих указанным выше требованиям.

Согласно данным опубликованным на официальном сайте Министерства юстиции РФ, по состоянию на 03 мая 2023 года в государственном реестре независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых, актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зарегистрировано 211 физических лиц и 454 юридических лиц2.

В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов3.

На сегодняшний день в РФ изменятся требования к антикоррупционной экспертизе законопроектов. Ее не смогут проводить граждане, уволенные за совершение коррупционных правонарушений, международные и иностранные организации, а также НКО-иноагенты.

Поправки в Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Государственная Дума на пленарном заседании 25 сентября поддержала в третьем, окончательном чтении. Авторами закона выступило Правительство РФ.

В соответствии с новыми требованиями закона, антикоррупционную экспертизу законов или законопроектов не смогут проводить граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость; граждане, уволенные в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, а также международные и иностранные организации и некоммерческие организации, выполняющие функции иностранных агентов.

Как отметил Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, принятие закона «ограничит влияние на законотворческий процесс в России зарубежных структур, что, безусловно, увеличит объективность подобных экспертных заключений».

Библиография:

1. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка - М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2019 г.

4. Алексанова Ю.Д., Пономарев А.В. Проблемы независимой антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Modern Science. 2021. №12-1. С. 215-220.

5. https://midural.rU/normative_documents/100615/100630/document88808/

References:

1. Federal Law "On Combating Corruption" dated 25.12.2008 N 273-FZ.

2. Federal Law "On Anti-Corruption Expertise of Regulatory Legal Acts and Draft Regulatory Legal Acts" dated 17.07.2009 N 172-FZ. Access from the SPS "Consult-

antPlus".

3. Anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts: memo - M.: Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2019

4. Aleksanova Yu.D., Ponomarev A.V. Problems of independent anti-corruption expertise of normative legal acts and draft normative legal acts in the Russian Federation. Modern Science. 2021. No. 12-1. pp. 215-220.

5. https://midural.ru/normative_documents/100615/100630/document88808/

1 https://midural.ru/normative_documents/100615/100630/document88808/

2 https://minjust.gov.ru/ru/pages/protivodejstvie-korrupcii/gosudarstvennyj-reestr-nezavisimyh/

3 https://midural.ru/normative_documents/100615/100630/document88808/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.