Научная статья на тему 'КРАТКО О ПРИНЦИПАХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ'

КРАТКО О ПРИНЦИПАХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ПРОЕКТ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко О. В.

Антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является обязательной процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов. В настоящей статье раскрываются основные принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Автор отмечает, что при проведении антикоррупционных экспертиз без должного сотрудничества экспертов и законодателя, исследование нормативных правовых актов и их проектов потеряет всякий смысл. Только объединив силы общественности и государственной власти, можно будет ближе подобраться к достижению стоящих перед антикоррупционной экспертизой задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яценко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEFLY ABOUT THE PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND DRAFT REGULATORY LEGAL ACTS

Anti-corruption expertise in the modern Russian state is a mandatory procedure that contributes to the suppression of various abuses and corruption, improving the quality of legal regulation, ensuring law and order, the rule of law and protecting private and public interests. This article reveals the basic principles of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts. The author notes that when conducting anticorruption examinations without proper cooperation between experts and the legislator, the study of regulatory legal acts and their drafts will lose all meaning. Only by uniting the forces of the public and state power, it will be possible to get closer to achieving the tasks facing the anti-corruption expertise.

Текст научной работы на тему «КРАТКО О ПРИНЦИПАХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_39 УДК 34.096

КРАТКО О ПРИНЦИПАХ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ BRIEFLY ABOUT THE PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF REGULATORY LEGAL ACTS AND DRAFT REGULATORY LEGAL ACTS

ЯЦЕНКО Ольга Васильевна,

кандидат юридических наук, доцент, Таганрогский институт управления и экономики. 347900, Россия, г. Таганрог, ул. Петровская, 45. E-mail: p.kameneva@tmei.ru;

Yatsenko Olga Vasilievna,

PhD in Law, Associate Professor, Taganrog Institute Management and Economics. 45 Petrovskaya str., Taganrog, 347900, Russian Federation E-mail: p.kameneva@tmei.ru

Краткая аннотация: антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является обязательной процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов. В настоящей статье раскрываются основные принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Автор отмечает, что при проведении антикоррупционных экспертиз без должного сотрудничества экспертов и законодателя, исследование нормативных правовых актов и их проектов потеряет всякий смысл. Только объединив силы общественности и государственной власти, можно будет ближе подобраться к достижению стоящих перед антикоррупционной экспертизой задач.

Abstract: anti-corruption expertise in the modern Russian state is a mandatory procedure that contributes to the suppression of various abuses and corruption, improving the quality of legal regulation, ensuring law and order, the rule of law and protecting private and public interests. This article reveals the basic principles of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts. The author notes that when conducting anticorruption examinations without proper cooperation between experts and the legislator, the study of regulatory legal acts and their drafts will lose all meaning. Only by uniting the forces of the public and state power, it will be possible to get closer to achieving the tasks facing the anti-corruption expertise.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, нормативный правовой акт, проект нормативно-правового акта, принципы.

Keywords: anti-corruption expertise, normative legal act, draft normative legal act, principles.

Для цитирования: Яценко О.В. Кратко о принципах антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_39.

For citation: Yatsenko O. V. Briefly about the principles of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 39-41. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_39.

Статья поступила в редакцию: 30.05.2023

Антикоррупционная экспертиза в современном российском государстве является обязательной процедурой, которая способствует пресечению различных злоупотреблений и коррупции, повышению качества нормативно-правового регулирования, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты частных и публичных интересов. Она представляет собой «деятельность уполномоченных субъектов по проверке нормативных предписаний действующего законодательства РФ и проектов нормативных правовых актов с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов, обеспечения законности и правопорядка» [6].

Антикоррупционная экспертиза является не только средством выявления коррупциогенных факторов, сопряженных с технологией правового мониторинга, она должна выступать в качестве дополнительного инструмента, который способствует повышению качества и большей эффективности принимаемых нормативно-правовых актов.

Основной задачей антикоррупционной экспертизы является выявление на стадиях законотворчества или на начальном этапе действия вновь принятого закона коррупционных факторов, которые предоставляют потенциальную возможность должностным лицам, государственным и муниципальным служащим, руководителям коммерческих и некоммерческих организаций создавать коррупционные схемы и осуществлять коррупционные действия.

Важную роль при проведении антикоррупционной экспертизы играют принципы ее проведения, определенные Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1]. Под принципами организации антикоррупционной экспертизы следует понимать «те основные положения и/или идеи системы российского антикоррупционного законодательства, которые определяют общие направления правового регулирования организации и производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также использования ее результатов в процессе правотворчества» [2].

Ст. 2 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1] закрепляет следующие принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):

- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государствен-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Во-первых, антикоррупционная экспертиза - это вид обязательной деятельности, проводимой в отношении к принятым, а также принимаемым нормативным правовым актам. Экспертные действия по отношению к принятым, а также принимаемым нормативным правовым актам должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов. Более того, они должны осуществляться надлежащими субъектами, в надлежащем месте, в надлежащее время, надлежащими методами и надлежащим образом.

Во-вторых, антикоррупционная экспертиза предполагает выявление коррупциогенных факторов, и оформляется заключением, которое, несмотря на то, что носит рекомендательный характер, подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов, разрешаются в установленном законом порядке.

Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами. Данный принцип заключается в том, что любой нормативный правовой акт является частью единого правового пространства и входит в систему правовых актов. В свою очередь, система правовых актов - это взаимосвязанный, логически выстроенный массив правовых норм, в том числе дополняющих и конкретизирующих друг друга. В связи с этим качественная и всесторонняя антикоррупционная оценка нормативного правового акта невозможна без изучения взаимосвязанных правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения, пусть и содержащихся в иных нормативных правовых актах.

Обоснованность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) - один из ключевых принципов, положенных в основу правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений [4]. Существует специальное требование по обязательному проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов специально уполномоченными субъектами. Принцип обоснованности в полной мере распространяется на экспертные заключения, которые предполагают надлежащее обоснование. Заключение эксперта может считаться обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для констатации обнаруженного коррупциогенного фактора обстоятельства, выясненные в процессе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), и приведены доказательства в подтверждение выводов эксперта. В установленных экспертом обстоятельствах, изложенных в правовой норме, должен быть обоснован дефект, который позволяет проявиться фактам коррупции. Подлежит обоснованию и то, как эти обстоятельства могут способствовать коррупционным проявлениям.

Можно предположить, что обоснованность заключения эксперта заключается в следующих положениях:

- в правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для оценки правовой нормы (правовых норм или источника права в целом, либо его составной части) в качестве коррупционной;

- в соответствии выводов эксперта установленным обстоятельствам.

Объективность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Данный принцип имеет достаточное научное освещение и предполагает рассмотрение объективной реальности, которая, так или иначе, интерпретируется в юридических нормах конкретными заинтересованными, уполномоченными на их создание лицами, без предвзятости со стороны эксперта.

Все предметы или явления материального мира взаимодействуют между собой и оказывают влияние на людей. Принципы материалистической диалектики обосновывают существование социальных законов, которые обуславливают существование коррупции как объективного последствия единства и борьбы противоположностей в виде необходимости правового регулирования и субъективного характера соответствующей деятельности, которая осуществляется конкретными живыми людьми.

Если заинтересованные субъекты в сфере правотворчества, гипотетически, имеют моральное оправдание для обоснования собственных действий субъективными интересами, то уполномоченные проводить антикоррупционную оценку нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) эксперты подобных оправданий иметь не могут.

Принцип объективности, полноты и оперативности информации является одним из исходных в социальном управлении. На основе рационального использования различных источников и видов информации органы управления получают точную картину о положении дел на местах, в центре и в каждой сфере управления. При этом всеобъемлющая и разносторонняя информация нужна как для органов власти и управления, так и для всех слоев общества, субъектов политической, экономической, социальной, духовной и культурной систем. Организация мониторинга основных параметров объекта управления позволяет, с одной стороны, не упускать главного в процессе управленческой деятельности, держа в поле зрения определяющие стратегические ориентиры, с другой, - осуществлять постоянный анализ соотношения и значения того, что выбрано в качестве основных параметров, ориентиров и т.п., и своевременно пересматривать их иерархию и значимость, адаптируя к ним процесс управления.

Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должна быть нацелена на достижение конкретного результата, который можно увидеть и оценить. Результаты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) должны подразумевать возможность их проверки и оценки широким кругом независимых заинтересованных лиц.

Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы проводится экспертиза каждой нормы проекта документа на коррупциогенность, ее результаты излагаются единообразно с учетом состава и последовательности кор-рупциогенных факторов.

По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.

Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В научной литературе наряду с термином «компетентность» употребляются смежные понятия - «профессионализм» и «квалификация». Все эти понятия подразумевают наличие интегрального образования, позволяющего эффективно решать поставленные задачи. Компетентность рассматривают как «специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия» [5].

Знания экспертов лучше организованы с точки зрения выделения существенных и обобщенных признаков задач; при этом эксперты склонны опираться на признаки, которые не выводятся непосредственно из условий задачи; эксперты лучше ориентируются в собственном знании и управляют им, что свидетельствует о более сформированных метакогнитивных структурах.

Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.

Сотрудничество государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества состоит в создании необходимых условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы принимаемых ими нормативных правовых актов, а также в обязательном рассмотрении результатов этих экспертиз. Создание условий включает в себя опубликование (обнародование) в средствах массовой информации, а также размещение в сети Интернет на официальных сайтах органов власти текстов нормативных правовых актов и их проектов.

Кроме того, существенную помощь государственным и муниципальным органам в выявлении коррупциогенных факторов, содержащихся в принятых ими нормативных правовых актах, могут оказывать граждане путем направления обращений в соответствующий правотворческий орган. Именно институтам гражданского общества должна принадлежать реальная контрольная функция, касающаяся устранения коррупциогенных факторов. Они вполне способны, используя средства массовой информации и общественное мнение, повлиять на изменение не только линии поведения правотворческого органа относительно конкретного правового акта, но и его системного подхода к своей правотворческой деятельности в целом.

В научной литературе наряду с принципами, установленными ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1], встречаются и иные, например, принцип научности, принцип системности, принцип формализованной оценки правовых актов и проектов правовых актов и др.

Следует согласиться с мнением А.В. Кудашкина, который писал: «При проведении антикоррупционной экспертизы следует учитывать как официально закрепленные в законодательстве принципы, так и доктринально сформулированные, поскольку совокупное и системное их использование оказывает влияние на эффективность ее результатов» [3, с. 87].

Резюмируя изложенное, необходимо отметить следующее. При проведении антикоррупционных экспертиз без должного сотрудничества экспертов и законодателя, исследование нормативных правовых актов и их проектов потеряет всякий смысл. Только объединив силы общественности и государственной власти, можно будет ближе подобраться к достижению стоящих перед антикоррупционной экспертизой задач. Для того, чтобы эта система заработала, необходимо тщательно и детально продумывать алгоритм взаимно направленных действий законодателей и экспертов, чтобы информация не оставалась только текстом экспертного заключения, а работала на благо государства и общества.

Библиогра фия:

1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [принят Государственной Думой 03.07.2009, одобрен Советом Федерации 07.07.2009]. - Текст: электронный // Государственная система правовой информации: Официальный интернет портал правовой информации. 2005-2023 гг. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=1020131168 (дата обращения: 29.04.2023).

2. Аллес М.Т. Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 23-1 (127). - С. 3 - 6.

3. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие / А.В. Кудашкин; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. - 368 с. - ISBN 978-5-91768-243-3. - Текст: непосредственный.

4. Лукина М.Ю. Принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. - Текст: непосредственный // G lossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 204 - 206.

5. Севрюгин К.В. О принципах института антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации. - Текст: непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2018. - Т. 2. - № 3. -С. 157 - 168.

6. Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики. - Текст: непосредственный // Российская юстиция. - 2019. - № 2. - С. 9 - 11.

References:

1. On anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts: Federal Law No. 172-FZ of 17.07.2009 (as amended on 05.12.2022) [adopted by the State Duma on 03.07.2009, approved by the Federation Council on 07.07.2009]. - Text: electronic // State system of legal information: Official Internet portal of legal information. 2005-2023 - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=1020131168 (accessed: 04/29/2023).

2. Alles M.T. Basic principles of anti-corruption expertise of regulatory legal acts. - Text: direct // Young scientist. - 2018. - № 23-1 (127). - Pp. 3-6.

3. Kudashkin A.V. Anti-corruption expertise: theory and practice: a scientific and practical guide / A.V. Kudashkin; Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. - Moscow: Norma: INFRA-M, 2022. - 368 p. - ISBN 978-5-91768-243-3. - Text: direct.

4. Lukina M.Yu. Principles of anti-corruption expertise of regulatory legal acts and their projects. - Text: direct // Glossa: Bulletin of Student Science. Publication of the Department of Theory and History of State and Law of Kursk State University. - 2019. - No. 3. - pp. 204-206.

5. Sevryugin K.V. On the principles of the Institute of Anti-Corruption Expertise of Regulatory legal acts of the Russian Federation. - Text: direct // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. - 2018. - Vol. 2. - No. 3. - pp. 157 - 168.

6. Tukhvatullin T.A. Anti-corruption expertise of regulatory legal acts and their projects: issues of theory and practice. - Text: direct // Russian justice. - 2019. - No. 2. -

p. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.