Научная статья на тему 'Антиинфляционные меры в Узбекистане'

Антиинфляционные меры в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инфляция / ползучая инфляция / галопирующая инфляция / гиперинфляция / инфляционное таргетирование / антиинфляционные меры. / inflation / creeping inflation / galloping inflation / hyperinflation / inflation targeting / anti-inflationary measures.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликова Д.М., Исаева Ю.

В статье рассмотрены сущность и виды инфляции, причины возникновения инфляции, роль инфляции как экономического явления, последствия инфляции. Также в статье изложены антиинфляционные меры, предпринимаемые государством и Центральным банком страны в целях обеспечения макроэкономической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-inflationary measures in Uzbekistan

The paper discusses the essence and types of inflation, the causes of inflation, the role of inflation as an economic phenomenon, the consequences of inflation. The article also outlines the anti-inflationary measures taken by the state and the Central Bank of the country in order to ensure macroeconomic stability.

Текст научной работы на тему «Антиинфляционные меры в Узбекистане»

УДК 336.748.4

Маликова Д.М. преподаватель, кафедра «Банковское дело», Самаркандский институт экономики и сервиса, Самарканд, Республика Узбекистан

Исаева Ю. студент,

кафедра «Банковское дело», Самаркандский институт экономики и сервиса, Самарканд, Республика Узбекистан

Malikova D.M. Lecturer, Department of Banking, Samarkand Institute of Economics and Service, Samarkand, Republic of Uzbekistan

Isayeva Yu. Student,

Department of Banking, Samarkand Institute of Economics and Service, Samarkand, Republic of Uzbekistan E-mail: dilrabo7malikova@gmail.com

Антиинфляционные меры в Узбекистане Anti-inflationary measures in Uzbekistan

Аннотация: В статье рассмотрены сущность и виды инфляции, причины возникновения инфляции, роль инфляции как экономического явления, последствия инфляции. Также в статье изложены антиинфляционные меры, предпринимаемые государством и Центральным банком страны в целях обеспечения макроэкономической стабильности.

Abstract: The paper discusses the essence and types of inflation, the causes of inflation, the role of inflation as an economic phenomenon, the consequences of inflation. The article also outlines the anti-inflationary measures taken by the state and the Central Bank of the country in order to ensure macroeconomic stability.

Ключевые слова: инфляция; ползучая инфляция; галопирующая инфляция; гиперинфляция; инфляционное таргетирование; антиинфляционные меры.

Keywords: inflation; creeping inflation; galloping inflation; hyperinflation; inflation targeting; anti-inflationary measures.

В наше время инфляция является одной из самых актуальных проблем в каждом государстве. Термин инфляция известен всем слоям населения. Не имеет значения, какого возраста человек, молодой или пенсионного возраста, инфляция ощутима всем. Мы замечаем инфляцию, когда цены на товары и услуги существенно возрастают. Это называется обесцениванием денег.

В зависимости от темпов инфляции различают три вида, это: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.

Ползучую инфляцию также называют умеренной. Потому что, она не так заметна, но цены при ней постепенно растут. Она не вызывает никакой опасности. Ее можно встретить в самых развитых странах мира. Она иногда даже и помогает развитию экономики.

Галопирующая инфляция. Она больше всего встречается в развивающихся странах, например, в нашей стране. Если не проконтролировать ее, то она может стать скачущей. Это может оказать негативное влияние на экономику в целом.

Гиперинфляция является последней стадией инфляции. Когда инфляция выходит из-под контроля. Здесь уже государство почти не сможет нечего предпринять. На этом этапе цены растут очень быстрыми темпами.

Основными причинами инфляции являются диспропорции между различными отраслями народного хозяйства: спросом и предложением, потреблением и накоплением; повышение цен на сырье производимой продукции, повышение заработной платы, повышение коммунальных платежей, увеличение налогов, так как это все влияет на себестоимость товаров и услуг.

Также еще и выделяют инфляцию спроса и предложения. Факторами инфляции спроса является увеличение денежной массы, отток денег из сектора имущества, изменение поведения экономических субъектов. Это высказывается тем, что давление спроса превышает давление предложения. Из-за этого увеличивается цены на товары и услуги. Иногда государство, предприниматели или домашние хозяйства могут попытаться обеспечить себе большую часть продукции, чем это было бы им необходимо. Таким образом, инфляция возникает тогда, когда совокупный спрос на все цели (потребление, инвестиции и государственные расходы) превышает предложение товаров в текущих ценах. Это называется инфляцией притяжения спроса.

Если же рассмотреть инфляцию предложения, то причиной этому является повышение заработной платы, нарушения в предложении, не связанные в совокупном спросе. В то время как увеличивается уровень занятости населения, также повышается спрос на рабочую силу. В этот момент рабочая сила может попросить об увеличении заработной платы, но это не увеличит производительность рабочих. Работодатели в ситуации высокого спроса и занятости более охотно уступают этим требованиям о заработной плате, поскольку они надеются передать это повышение стоимости потребителям в форме повышения цен.

Основными индикаторами уровня инфляции являются индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор ВВП, паритет покупательской способности, индекс Пааше.

Уровень инфляции в Узбекистане рассчитывается на основе индекса потребительских цен на товары и услуги. Динамика и график изменений уровня инфляции в Узбекистане c 2017 по 2020 гг. приводится в 1-диаграмме. Из сведений диаграммы видно, что за период с 2017-2020 гг. наблюдается снижение уровня инфляции на непродовольственные товары. Уровень инфляции на продовольственные товары за 2017 год составил 15,9%, за 2018 год видно снижение на 1,0 пункт, однако за 2019 год отмечается существенный рост на 3,7 пункта по отношению к 2018 году, а за 2020 год наблюдается спад

уровня инфляции на 3,3 пункта. По услугам за период с 2018-2020 гг. наблюдается снижение индекса потребительских цен. В целом за 2020 год уровень цен на продовольственные товары повысился на 15,3%, непродовольственные товары - на 8,8%, услуги - на 7,1%.

20,00% 18,00% 16,00%% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

2017 2018 2019 2020

□ продовольственные товары 15,90% 14,90% 18,60% 15,30%

□ непродовольственные товары 16,10% 12,50% 10,90% 8,80%

□ услуги 8,60% 15,80% 15,20% 7,10%

Диаграмма 1 — Инфляция в потребительском секторе Республики Узбекистан за 20172020 гг.

Во 2 диаграмме, составленную по сведениям Государственного Комитета по Статистике Республики Узбекистан, можно увидеть динамику инфляции в потребительском секторе страны за период с 2017 г. по 2020 г.

15,20%

16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

2017

2018

2019

2020

Диаграмма 2 — Уровень инфляции в Республике Узбекистан за 2017-2020 гг.

Из 2-диаграммы можно наблюдать за динамикой уровня инфляции в Узбекистане за период 2017-2020 гг. Если за 2017 год инфляция в потребительском секторе Узбекистана составила 14,4%, то за 2020 год цены на тарифы на потребительском рынке в среднем возросли на 11,1%. По итогам 2021 года уровень инфляции в Узбекистане составил 9,98%.

По Указу Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» и принятому плану Центрального банка страны «Основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022-2023 годов» инфляция должна составлять ниже 10% в 2021 году и 5% таргета в 2023 году.

Со стороны Центрального банка Республики Узбекистан и других соответствующих фискальных (так как достижение целевого уровня инфляции требует не только ужесточения денежно-кредитной политики, но и эффективной фискальной политики) и монетарных органов для достижения вышеприведенных показателей применяются следующие инструменты.

Процентная ставка. С начала 2020 года Центральный банк перешёл на фазу таргетирования инфляции и принял политику процентных ставок и коридору процентных ставок, так как коридор процентных ставок является основным инструментом при инфляционном таргетировании.

На фоне мировой и национальной пандемии уровень процентной ставки был снижен в апреле и в сентябре 2020 г. (с 16% до 14% годовых).

Денежный рынок. Инструментами краткосрочной денежно-кредитной политики Центрального банка являются неограниченный объем операций РЕПО овернайт, валютных свопов и депозитных операций, осуществляемых в пределах верхней и нижней границ процентного коридора по постоянной ставке. Это гарантирует, что процентные ставки по депозитам на межбанковском денежном рынке находятся в пределах коридора процентных ставок Центрального банка.

То есть, банки имеют возможность получать ликвидность от Центрального банка в любое время в неограниченном объеме по ставке верхней границы процентного коридора, что также влияет на процентные ставки на денежном рынке. С внедрением их, у коммерческих банков появляется возможность эффективного управления ликвидностью, растёт активность на денежном рынке.

Валютный рынок. Одной из важных задач при переходе денежно-кредитной политики к инфляционному таргетированию, является развитие внутреннего валютного рынка, тем самым проведение свободно формируемой курсовой политики, основанной на рыночных принципах.

Валютный курс, свободно плавающий на основе спроса и предложения, в свою очередь повышает самостоятельность денежно-кредитной политики и расширяет возможности влияния на решения хозяйствующих субъектов через свои инструменты.

В то же время планируется реализация ряда мер по дальнейшему совершенствованию внутреннего валютного рынка. Эффективная реализация мер в этом направлении позволит повысить гибкость валютного курса к внутренним и внешним факторам.

В заключение, хотелось бы отметить, что, несмотря на высокий показатель инфляции и осложняющие факторы (последствия пандемии и, следовательно, спад экономического роста) Правительством и Центральным Банком Республики Узбекистан предпринимаются действенные и в каком-то смысле жёсткие меры по достижению намеченных инфляционных таргетов.

Список литературы

1. О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования: Указ Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2019 года №УП-5877 [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: https:// https://lex.uz/docs/4600826/ Дата обращения 20.04.2021. — Загл. с экрана.

2. Инфляция в потребительском секторе — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. -Режим доступа. — URL: https://stat.uz/ru/press-relizy/3938-press-reliz/ Дата обращения 05.04.2021. — Загл. с экрана.

3. Основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022-2023 годов — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://cbu.uz/ru/press_center/news/412171/ Дата обращения 10.04.2021. — Загл. с экрана.

4. Андреев А.Ф. Инфляция и проблемы сбалансированного развития российской экономики / А.Ф. Андреев, А.М. Калинин, С.А. Самохвалов // Пробл. Прогнозирования, — 2013. — N 1. — С. 63-78.

5. Андрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика, — 2010. — N 7-8. — С. 117-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.