Научная статья на тему 'Инфляционные процессы в современной экономике Росси'

Инфляционные процессы в современной экономике Росси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1829
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колосова Е. П., Ежкова В. Г.

Инфляционные процессы зависят от многих факторов, которые проявляются по разному в различных экономических условиях. Особенности действия причин зависят от типа инфляции, преобладающего в той или иной стране. Управление инфляцией это один из сложных вопросов экономической политики страны. Правительства разных стран проводят определенную политику, для того чтобы избежать негативных социальных и экономических последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфляционные процессы в современной экономике Росси»

Инфляционные процессы в современной экономике России

Колосова Елена Петровна

к.т.н. доцент кафедры менеджмента и организации производства РГАЗУ

Ежкова Валентина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и бизнеса Государственного гуманитарно-технологического университета

Инфляционные процессы зависят от многих факторов, которые проявляются по-разному в различных экономических условиях. Особенности действия причин зависят от типа инфляции, преобладающего в той или иной стране. Управление инфляцией - это один из сложных вопросов экономической политики страны. Правительства разных стран проводят определенную политику, для того чтобы избежать негативных социальных и экономических последствий. Ключевые слова: инфляция, кризисные явления, антиинфляционные меры, денежная масса, темпы инфляции, ценообразование, антиинфляционная политика.

В открытой экономике на инфляцию оказывают влияние факторы, связанные с внешнеэкономическими отношениями страны, которые могут существенно влиять и на инфляцию спроса, и на инфляцию издержек. Такая инфляция называется импортированной. Если курс валюты является твердым, то повышение цен в других странах сказывается на росте цен на импортные товары и национальные изделия, при производстве которых используются импортные материалы.

Инфляция может быть вызвана не только повышением цен на импортные товары в других странах, она может быть обусловлена внутренними причинами. Если в стране установлен плавающий валютный курс и происходит девальвация национальной валюты, то следствием этого является развитие инфляции. Дорожают импортные товары, даже при неизменных ценах на них за границей. Становится выгоднее, при прочих равных условиях, экспорт продукции, что способствует увеличение вывоза товаров из данной страны. При либеральной внешнеэкономической политике, снижение курса национальной валюты влечет за собой увеличение экспорта сырьевых ресурсов, потому что продукция обрабатывающей промышленности является неконкурентоспособной на мировом рынке. Совокупное предложение материальных ресурсов уменьшается, что приводит к повышению цен внутри страны и развивает инфляционные процессы. В этом случае нельзя говорить, что инфляция импортированная из другой страны, так как ее источники находятся внутри государства, хотя инфляция и связана с валютным курсом национальной денежной единицы и внешнеэкономическими отношениями.

Таким образом, внешнеэкономическая инфляция может быть как импортированной, когда она вызвана причинами, которые вызвали инфляционные процессы в других странах, и завезена в данную страну через подорожавшие товары, так и внутренней, когда инфляция объясняется внутренними причинами, но связана с внешнеэкономическими отношениями. По форме - это внешнеэкономическая инфляция, по содержанию - внутренняя, поскольку ее исходные причины существуют внутри страны.

Нарастание кризисных явлений в экономике приводит к дезинтеграции общего экономического пространства. Это объясняется тем, что когда центральные власти бессильны и неспособны управлять событиями, предпринимаются более энергичные попытки решить проблемы собственными силами. Отдельные регионы вводят чрезвычайное положение, переходят к регулированию цен, индексации доходов. Известны случаи, когда регионы отказывались перечислять налоги в федеральный бюджет.

Антиинфляционные меры реализуются посредством проведения должной денежно-кредитной, финансовой, антимонопольной, внешнеэкономической и социальной политики. Осуществление этих мер должно происходить комплексно. Под антиинфляционным регулированием понимаются такие действия из вне или встроенные механизмы внутри системы, которые приводят к противодействию развития инфляционного процесса, сдерживают его, нейтрализуют его последствия, либо способствуют эффективному перераспределению инфляционного процесса во времени и формах.

Свойства сдерживания, нейтрализации и перераспределения инфляционного процесса присущи, главным образом, внешнему антиинфляционному регулированию. Трансформация открытого инфляционного процесса в инфляционной потенциал предполагает, что экономика либо сама выработает антиинфляционный иммунитет, например, конкуренция на рынке будет высокой, произойдут прогрессивные структурные сдвиги в экономике, либо улучшится внешняя конъюнктура. Перераспределение может потребовать такие меры, которые будут препятствовать прогрессивным структурным изменениям. В данном случае будущая инфляция окажется более разрушительной, чем если бы она была в высвобожденном виде.

Государство всегда уделяло большое внимание к регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает огромный спектр различных денежно-кредитных инструментов, бюджетных и налоговых мероприятий, государственных программ по регулированию и распределению доходов.

Эффективная антиинфляционная политика невозможна в современных условиях без использования государством антимонопольных мер. Антимонопольная политика

О £

Я

3

9

2 а

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

не сводится только к мерам антимонопольных органов по регулированию деятельности монополий и олигополий. Она включает и политику совершенствования рынка, а также принятие мер, способствующих развитию конкуренции.

Какой же должна быть антиинфляционная политика в государстве? Если бы знать ответ на этот вопрос, то с инфляцией было бы давно покончено. Тем не менее, раз есть такой вопрос - нужно его решать.

Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие проинф-ляционных факторов. К таким видам относятся:

1) Валютная политика

2) Кредитная политика

3) «Бюджетная политика

4) Ценовая политика

5) «Структурная политика предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий».

6) Антимонопольная политика

7) Внешнеторговая политика

Антиинфляционная политика подразделяется на антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику. Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. «Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать» внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать инвестиции, подстегиваемые дешевым кредитом. «Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций».

В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам показаны на рисунке 1. «Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматри-

Рисунок 1. Классификация методов антиинфляционной политики

вать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования».

Отдельная организация или предприятие не в состоянии бороться с инфляцией. Это может сделать только государство, т.к. это проблема макроэкономического уровня. В настоящее время бытует мнение среди теоретиков и практиков, что умеренная инфляция замедляет темпы развития «экономики. В связи с этим стабилизация денежного обращения рассматривается как условие долгосрочного устойчивого экономического роста».

Антиинфляционные меры можно классифицировать: методы постепенного противодействия инфляции или использование шоковой терапии, как радикального метода решения проблем.

При гиперинфляции многие страны используют метод «шоковой терапии». Суть этого метода заключается в резком сокращении притока денежной массы -до нескольких процентов в месяц в течение года. При этом замораживается заработная плата и доходы населения, сокращаются расходы государственного бюджета.

В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, рост цен падает до нескольких процентов в месяц, ликвидируется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к новым изменениям в экономике. «Шоковая терапия» болезненна и для экономики и для населения страны, но если правильно проводить эту процедуру, она в ко-

роткие сроки обеспечит выход страны из экономического кризиса.

Для снижения темпов инфляции нужно снижать и денежную массу. Обязательно нужно задействовать для этого такие инструменты как: обязательный резерв, ставка процента, система рефинансирования, продажа (покупка) ценных бумаг, деятельность Центрального банка (Центробанка или ЦБ) на валютном рынке и т.д.

Использование таких немонетарных факторов инфляции как: воздействие государства на ценообразование, поддержка предпринимателей, создание рыночной инфраструктуры в конечно итоге постепенно замедлит инфляционные процессы.

Именно постепенное сокращение темпов инфляции должно проводить правительство, в случае же применения «шоковой терапии», денежно - кредитная система страны будет подвержена жестокому, ускоренному изменению.

Центробанк в сфере денежно-кредитной политики может проводить политику рестрикции (сокращение) или политику экспансии (увеличение) денег в обращении. Причем экспансия нужна для привлечения инвестиций и производственного роста, а рестрикция - для ограничения денежной массы и снижения инфляции.

Государство старается замедлить удорожание денег и инвестиционного спроса за счет повышения ключевой ставки, по которой Центробанк выдает кре-

Рисунок 2. Динамика стоимости алюминия, золота и меди в 2015году (источник: составлено авторам на основе данных cbr.ru).

диты коммерческим банкам и увеличивает норму обязательных резервов коммерческих банков.

Государство начинает сокращать бюджетные расходы и пытается увеличить доходную часть бюджета за счет налогообложения.

Инфляция - является особой формой нестабильности, способной без всяких революционных переворотов уничтожить экономическую систему любой страны.

«Существуют и различные подходы к определению инфляции:

■ повышение общего уровня цен;

■ обесценение денег, снижение их покупательной способности за счет переполнения финансовых каналов бумажными деньгами;

■ явление не только денежное, но и связанное с реальной экономикой (увеличивает издержки, отрицательно воздействует на все сферы экономической жизни страны»).

Основные виды инфляции можно рассматривать по двум направлениям. Так, в зависимости от среднегодового темпа прироста цен, различают: умеренную инфляцию (не более 10 % в год), галопирующую (от 10 % и, по разным оценкам, до 100 %, а то и 500 %) и гиперинфляцию со сверхвысокими темпами роста цен. По формам проявления различают: скрытую инфляцию, открытую инфляцию, подавленную инфляцию, инфляцию спроса, инфляцию издержек.

При разработке антиинфляционной политики учитываются и сроки ее проведения. Это может быть долгосрочная перспектива - стратегическая или краткосрочная - тактическая. При долгосрочной антиинфляционной политике ориентируются на устранение причин, которые

вызвали рост инфляции в экономике, и сокращение инфляционных ожиданий. Краткосрочная антиинфляционная политика готовит почву для стратегической политики и нейтрализует инфляционное давление. Ее целью не является устранение причин, цель - использование краткосрочных, но действенных способов влияния на рост цен и раздувание денежной массы.

Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов: по продолжительности и радикальности изменений, проводимых с денежной системой; по воздействию на величину денежной массы; по влиянию на факторы инфляции спроса и инфляции издержек; по темпам инфляции.

Теперь уже не вызывает сомнений, что инфляция в России носит импортируемый характер. Одним из доказательств этому является то, что главный финансовый документ страны - Федеральный бюджет, верстается из расчета цены на нефть и среднегодового курса доллара. Именно вокруг этих показателей идет обсуждение бюджета на будущий год. И плохой сценарий и хороший для экономики России связан именно с этими двумя показателями. Перенос колебаний валютного курса на потребительские цены, известный как «эффект переноса», играет значительную роль в формировании конечных показателей инфляции, тарге-тирование которой является главной задачей Банка России. Исследования, относящиеся к развитым рынкам показывают, что эффект переноса с течением времени сокращается вследствие более ста-

бильной макроэкономической ситуации на протяжении длительного периода в этих странах. Кроме того, для России характерна асимметрия эффекта переноса - обесценение рубля сопровождается ростом цен, а его укрепление не приводит к их снижению». Центробанк отказался от валютных интервенций 10.11.2014г. В этот же период перестали сжигать резервы и отправили рубль в «свободное плавание».

Проблема российской экономики в том, что нефть, газ, продовольственные товары, металл очень сильно зависят от доллара. т.е. получается, что сырье - это еще один финансовый товар.

Совершенно неслучайно, что прогноз на 2015 год, данный год назад сбылся: доллар укрепился относительно к евро -с 1,22$ до 1,09$ за 1 ", нефть марки Брент упала до 36-38$ за баррель, цена на медь снизилась на 26%, на алюминий - 19%, на золото - 10%. А это все товары российского экспорта. (рис 2)

Не стоит забывать и про геополитику, которую проводила Россия в 2015 году. Египет, Сирия, Турция - слишком высока оказалась цена у этих геополитических решений, ведь за ними следует отсечение линий бизнеса, потоков, людей и товаров. Турция - это 9,3% положительного торгового сальдо России. Внешнеторговый оборот с Украиной (особый случай) сократился в три раза с 2011 года.

Когда страны ссорятся, это глубокие раны на теле экономики.

В 2016 году были новые повороты в геополитике, с неубывающей скоростью изменений. Новые неожиданные столкновения, новые жесткие ответы, вырезающие куски из бизнеса. Вся линия геополитики и сегодня является ограничительной для экономики.

Хочется отметить развивающееся малое и среднее предпринимательство (МСП) в России. Ведь для реализации программы по импортозамещению, они играют далеко не последнюю роль. И в условиях экономического кризиса малым и средним предпринимателям, особенно в производственной и сельскохозяйственной сфере, требуется поддержка от государства.

А реально происходит сокращение госпрограммы по поддержке малого и среднего предпринимательства на 40%. В 201б году она составила около 11 млрд. руб. Соответственно риски предпринимателей опять увеличились и не многие из них смогут выстоять в этих условиях.

На фоне сокращения государствен-

© £

Я

3

9

2 е

8

00

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

ной помощи, Минэкономразвития сохраняет ориентир на увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России до 40% к 2020 году. Учитывая, что доля МСП в ВВП на сегодняшний день около 20%, т.е. министерство планирует рост в 2 раза. Планы Минэкономразвития выглядят как минимум амбициозно, учитывая текущую ситуацию в экономике.

При этом министерство в проекте долгосрочной стратегии развития МСП до 2030 года рассчитывает на рост оборота - в 2,5 раза по отношению к 2016 году. Эта программа предусматривает стимулирование развития технологий, создания рыночных ниш для малого бизнеса, повышения доступности финансирования.

Давайте не будем забывать, что много столетий подряд Россия была аграрной страной. И тогда основным продуктом экспорта являлась сельхозпродукция. Ведь есть такая поговорка: чтобы сделать большой рывок вперед - нужно немного отступить назад.

Действительно, далеко в историю уходить не надо. Достаточно вспомнить XIX век и большую половину XX века, когда основным продуктом экспортирования было зерно.

Почему же наше правительство упорно игнорирует тот факт, что вкладывая в отечественный агрокомплекс мы только выиграем, что обеспечим не только население страны сельхозпродуктами, но и сможем вполне успешно экспортировать за рубеж.

В итоге получается, что пока основным источником доходов бюджета РФ будет экспортная продажа сырья, всегда будет существовать взаимосвязь между пополнением бюджета и мировыми ценами на сырье и энергоносители. А это в свою очередь будет курсообразующим фактором внутри страны, и главным фактором, влияющим на уровень инфляции. Что же мы имеем сейчас?

Предварительные прогнозы уровня инфляции, составляемые государственными структурами РФ и Банком России имеют свойство отличаться от фактической инфляции. «Так, например, прогноз инфляции на 2016 год, согласно разработанного Минэкономразвития России «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» первоначально был рассчитан на уровне - 6,4%». А Директором департамента исследований и прогнозирования Банка России Александром Морозовым

(Источник: составлено на основе данных gks.ru) Рисунок 3. Годовая инфляция в РФ 2000 - 2016 г

(Источник:М.ги)

Рисунок 4. Показатели инфляции за 2017 год помесячно

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %

**Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)

ещё 1 июля 2016 года сообщался через средствам массовой информации такой прогноз по уровню инфляции на конец 2016 года: «Инфляция с тех высоких двузначных значений, которые были в начале прошлого года, серьёзно снизилась и сегодня составляет чуть больше 7%. И с большой долей уверенности можно говорить о том, что она снизится до уровня ниже 6% к концу этого года».

Нами построен график для, наглядного восприятия колебания уровня цен в нашей стране за период с 2000 г по 2016 г. На графике четко видны пики инфляции, которые приходяться на 2000 г., 2008 г., 2014-2015 гг. (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Банка России инфляция в разрезе месяцев 2017 года представлена на рисунке 4

В январе-апреле 2017 года годовая инфляция продолжила замедляться и на апрель 2017 года составила 4,1%. Это соответствует прогнозной траектории Банка России, предполагающей достиже-

ние целевого уровня 4% в 2017 году, а проводимая Банком России умеренно жесткая денежно-кредитная политика будет способствовать этому.

Инфляция в России в носит ипорти-руемый характер, поэтому основными направлениями деятельности государства в экономике должны быть: стабилизация, снижение инфляции путем финансирования развития отечественной промышленности, инфраструктуры, то есть реального сектора экономики, за счет нефтегазовых доходов.

Компаниям и физическим лицам оставались доступны лишь банковские кредиты, полученные на Западае, под более высокий процент. Эти кредиты по своей краткосрочности не годились для инвестирования в крупномасштабные промышленные проекты.

В условиях нынешнего кризиса политика правительства и Банка России изменилась, ослаб курс рубля, что способствует повышению конкурентоспо-

собности несырьевых отраслей экономики, средства из стабилизационного фонда идут на поддержку аграрного и производственного секторов, то есть созданы все необходимые условия для поддержки экономики и ее роста. Помимо всего прочего принят ряд антиинфляционных мер в условиях кризиса.

Для создания в России благоприятного инвестиционного климата за счет снижения негативного влияния внешних факторов на инфляцию в России необходимо использовать следующие подходы.

Во-первых, задача снижения неблагоприятного воздействия не может быть решена отдельно от всего комплекса проблем, обусловленных особенностями функционирования российской экономики. И она предполагает постепенное снижение открытости экономики до уровня развитых стран (экспортная квота развитых стран составляет от 10 - 15% , в России же она 30%).Этого нужно достичь не путем ограничения связей, а в результате становления внутреннего рынка России, снижения доли экспорта сырья и развития внутренней переработки сырья.

Во-вторых, задача снижения темпов инфляции не должна негативно отражаться на экономическом развитии России и модернизации экономики, потому что повышение производительности труда и устранение отсталости в экономическом развитии - ключевые факторы, с помощью которых можно снизить темпы роста инфляции.

В-третьих, чтобы выполнить поставленные задачи необходима слаженная рыночная и государственная экономическая деятельность. Так же нужно учитывать, что антиинфляционные стратегии Центробанка и Минфина отличаются от стратегии и программы Минэкономразвития. Центробанк и Минфин считают, что задачи государства в борьбе с инфляцией - сбалансирование бюджета и сдерживание роста денежной массы. Минэкономразвития видит причины в избыточном спросе и инфляции издержек, следовательно нужно ограничивать излишний спрос и стимулировать предложение. Учитывая все вышеизложенные аспекты, предлагается объединить силы финансового, денежно-кредитного и экономического блоков для разработки комплекса мер и антиинфляционной программы, которая включала бы в себя спектр мер:

■ тактические меры: разработка денежно- кредитной, ценовой, фискальной политики;

■ стратегические меры: стимулирование промышленных и обрабатывающих производств, развитие сельского хозяйства.

Антиинфляционные меры по преодолению внешнеэкономических факторов, порождающих инфляцию, можно разделить на: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

В долгосрочном периоде нужно добиться снижения открытости экономики России ,это можно осуществить за счет :

- поддержки развития внутреннего рынка путем стимулирования спроса хозяйствующих субъектов за счет снижения налогов, и стимулирование спроса широких слоев населения за счет сглаживания чрезмерной дифференциации доходов и в ходе этого повышение покупательной способности широких слоев населения

- стимулирование развития сельскохозяйственного производства при системной государственной поддержке;

- развитие переработки сырья в стране и уменьшение доли сырьевого экспорта;

- расширение применения соглашений государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры;

- становление современного маши-но- и станкостроения путем проведения должной налоговой, кредитной и таможенной политики, развитие инновационно-инвестиционных отраслей;

Осуществление денежно-кредитной политики в краткосрочном и среднесрочном периодах заключаться в :

- регулировании валютного курса;

- «введение валютных ограничений при первых признаках внешней дестабилизации экономической системы. Целесообразно предусмотреть возможность , по крайней мере временно, вводить прямые или косвенные меры по ограничению вывода капитала из страны;

- повышение воздействия ставки рефинансирования на ставку по кредитам коммерческих банков для хозяйствующих субъектов и нормы обязательного резервирования на расширение возможностей коммерческих банков по кредитованию реального сектора экономики для предупреждения внешнего заимствования, субсидирование процентных ставок по кредитам реальному сектору экономики;

- снижение» ключевой ставки ниже темпов инфляции для стимулирования экономического роста.

Повышение эффективности государственного регулирования ценообразования предусматривает:

- повышение эффективности регулирования тарифов на услуги естественных

монополий (за счет контроля снижения издержек, повышения прозрачности ценообразования);

- контроль за торгово-посредничес-кой деятельностью, целью которого является ликвидация лишних посреднических звеньев на пути движения товара от производителя к покупателям;

- повышение эффективности деятельность антимонопольных органов;

- отказ от выравнивания внутренних цен с ценами мирового рынка и поддержание внутренних цен на уровне, который они должны занимать исходя из их конкурентоспособности и платежеспособности широких слоев населения;

- совершенствование регулирования ценообразования на отдельных товарных рынках за счет использования государственных интервенционных резервов;

- повышение эффективности деятельности товарных бирж за счет снижения концентрации предложения;

- допустить вероятность установления пределов повышения цен на некоторые виды товаров повседневного спроса и обеспечить контроль за соблюдением этих мер на основе государственного партнерства при участии общественных организаций.

Для уменьшения влияния внешних ценовых шоков на внутреннее ценообразование и инфляцию в Российской Федерации нужно повышать общий уровень конкурентоспособности и диверсификации экономики России. Это можно осуществить по средствам: повышения уровня производительности труда в национальной экономике, при помощи развития внутреннего рынка, а так же увеличение коэффициента импортозамещения как в сельском хозяйстве, так и в обрабатывающей промышленности.

Литература

1. Бабиенко К. А. Фоменкова М.И. Расчёт инфляции в России: проблема соотношения официальных данных с располагаемыми доходами // Молодой ученый. - 2015. - №18. - С. 239-242.

2. Волохова У.А. Марьина Е.А. Афанасьева Т.Н. Инфляция и антиинфляционная политика России //Современные проблемы экономического и социального развития. - 2017. №7. - С. 190-195.

3. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно- кредитное регулирование в России и за рубежом. М.: ИНФ-РА-М, 2012.

4. Петров С.Ю., Соколова Г.Н., Ба-бешкова Е.В. Особенности и перспективы борьбы с инфляцией в России //Акту-

© £

Я

3

9

2 е

8

альные проблемы экономики и права. 2014. №2 (30). - С. 77-83.

5. Фетисов Г.Г. К использованию немонетарных методов антиинфляционной политики // Российский экономический журнал. 2017. - №5. - С. 32 - 45.

Inflationary processes in modern

economy of Russia Kolosova E.P., Ezhkova V.G.

RGAZU

Inflationary processes depend on many factors which are shown differently in various economic conditions. Features of action of the reasons depend on the type of inflation prevailing in

this or that country. Management of inflation is one of difficult questions of economic policy of the country. The governments of the different countries pursue a certain policy to avoid negative social and economic consequences.

Keywords: inflation, crisis phenomena, anti-inflationary measures, money supply, rates of inflation, pricing, anti-inflationary policy.

References

1. Babiyenko of K.A. Fomenkov M.I. Calculation of inflation in Russia: a problem of a ratio of official data with the located income//the Young scientist. - 2015. - No. 18. - Page 239242.

2. Volokhova U.A. Maryino E.A. Afanasyeva T. N.

Inflation and anti-inflationary policy of Russia/ /Modern problems of economic and social development. - 2017. No. 7. - Page 190195.

3. Malkina M.Yu. Inflationary processes and

monetary credit regulation in Russia and abroad. M.: INFRA-M, 2012.

4. Petrov S. Yu., Sokolova G.N., Babeshkova E.V.

Features and the prospects of fight against inflation in Russia//Current problems of economy and the right. 2014. No. 2 (30). -Page 77-83.

5. Fetisov G. G. To use of not monetary methods

of anti-inflationary policy//the Russian economic magazine. 2017. - No. 5. - Page 32 - 45.

oo

СЭ

СЧ

£

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.