Научная статья на тему 'ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФЛЯЦИЯ / ТАРГЕТИРОВАНИЕ / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОЭКОНОМИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викуленко А.Е., Карева A.O

Инфляция - одна из наиболее серьёзных социально-экономических проблем в современном мире. При высокой инфляции сокращаются реальные доходы населения, особенно быстро происходит социальное расслоение, обесцениваются денежные накопления. Высокие темпы роста цен вызывают негативные последствия во всех сферах общественной жизни. Антиинфляционная политика является одной из наиболее важных мер, принимаемых монетарными властями для регулирования и стабилизации экономики, поэтому в настоящее время становится очевидным, что динамичное развитие экономики невозможно без эффективной антиинфляционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLATION TARGETING AS THE MAIN METHOD OF THE ANTI-INFLATIONARY POLICY

Inflation is one of the most pressing problems nowadays. Many negative processes take place under conditions of inflation: real wages of individuals decrease, inflation leads to wider income differences, personal savings decrease in value. High rates of price increases all sides of our lives. Anti-inflationary policy is one of the most important measures taken by monetary authorities for stabilization of the economy that is why it is getting clear that the development of the economy is impossible without an effective anti-inflationary policy.

Текст научной работы на тему «ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 336.748.12

A.E. Vikulenko, A.O. Kareva

INFLATION TARGETING AS THE MAIN METHOD OF THE ANTI-INFLATIONARY POLICY

Inflation is one of the most pressing problems nowadays. Many negative processes take place under conditions of inflation: real wages of individuals decrease, inflation leads to wider income differences, personal savings decrease in value. High rates of price increases all sides of our lives. Anti-inflationary policy is one of the most important measures taken by monetary authorities for stabilization of the economy that is why it is getting clear that the development of the economy is impossible without an effective anti-inflationary policy.

Keywords: inflation, targeting, anti-inflationary policy, macroeconomics, monetary policy.

А.Е. Викуленко1, А.О. Карева2

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Инфляция - одна из наиболее серьёзных социально-экономических проблем в современном мире. При высокой инфляции сокращаются реальные доходы населения, особенно быстро происходит социальное расслоение, обесцениваются денежные накопления. Высокие темпы роста цен вызывают негативные последствия во всех сферах общественной жизни. Антиинфляционная политика является одной из наиболее важных мер, принимаемых монетарными властями для регулирования и стабилизации экономики, поэтому в настоящее время становится очевидным, что динамичное развитие экономики невозможно без эффективной антиинфляционной политики.

Ключевые слова: инфляция, таргетирова-ние, антиинфляционная политика, макроэкономика, денежно-кредитная политика.

В современной России инфляция является одной из наиболее сложных макроэкономических проблем. Государственная макроэкономическая политика направлена, прежде всего, на борьбу с инфляцией (стабильность цен) и на снижение безработицы, однако это взаимоисключающие цели, и более приоритетной в настоящее время является уменьшение инфляции, контроль над нею.

В то же время небольшая инфляция может играть и положительную роль, так как она стимулирует потребление (спрос), а, следовательно, и производство.

Для России важным является снижение инфляции до уровня развитых стран. Достижение этой цели ускорило бы экономический рост в стране, но пока инфляция в России сильно превышает аналогичный показатель развитых стран. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 году инфляция в России составила 12,91 % за год [1]. Учитывая сложную ситуацию при проведении денежно-кредитной политики это приемлемый результат, но целевой показатель (таргет) составил 4,5 %.

Существуют две основные концепции инфляции, по-разному определяющие её причины.

Монетаристы считают инфляцию чисто денежным явлением. М. Фридман писал: "Инфляция всегда и везде - явление денежное, и ответственность за контроль над ней лежит на правительстве" [2]. Причиной инфляции они называют "переполнение каналов обращения избыточным объёмом денежной массы над товарной". Факторы инфляции: увеличение предложения денег, необоснованный рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег. Инфляция, исходя из этой теории, - результат некорректной денежно-кредитной политики Центрального банка.

1 Викуленко А.Е., заведующий кафедрой финансов и статистики, доктор экономических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), г. Санкт-Петербург

Vikulenko A.E., Head of the Department of Finance and Statistics, Doctor of Economics, Professor; St. Petersburg State Technological Institute (Technical University), St. Petersburg E-mail: Viku20078@rambler.ru

2 Карева А.О., студентка 3 курса факультета Международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Kareva A.O., third-year student at the School of international economic relations, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO-University)

Сторонники немонетарной концепции инфляции связывают её причины не только с денежными факторами. Основным фактором они признают превышение совокупного спроса над совокупным предложением, из-за чего ценовые сигналы искажаются, и цены не отражают реальной стоимости товаров и услуг. К основным причинам инфляции приверженцы немонетарной теории относят, например, рост издержек производства, монополизацию экономики, превышение роста цен над ростом реального объёма производства.

Инфляция - проявление дисбаланса между совокупным предложением и совокупным спросом. Главным условием её снижения является сокращение предложения денег и денежной массы в обращении. Чтобы пояснить это положение, необходимо рассмотреть уравнение Фишера:

МУ = РУ,

М - номинальное предложение денег;

V - скорость обращения денег;

Р - уровень цен;

У - реальный доход.

В краткосрочном периоде скорость обращения денег и реальный доход - константы, следовательно, изменяться могут только предложение денег и уровень цен. Исходя из этой зависимости, можно сделать вывод, что при увеличении номинального предложения денег вырастет уровень цен в экономике. В долгосрочном периоде скорость обращения денег и реальный доход также подвергнутся изменениям, и тогда на рост общего уровня цен может повлиять и скорость обращения денег.

Коэффициент монетизации ф- = 1/^) имеет тенденцию снижаться при высокой инфляции.

Следовательно, для борьбы с инфляцией Центральный банк должен проводить жёсткую денежно-кредитную политику, или политику "дорогих денег".

Основными инструментами осуществления денежно-кредитной политики являются изменения ключевой ставки процента, нормы обязательного резервирования и операции на открытом рынке. При проведении сдерживающей политики Центральный банк может повысить ключевую ставку, продавать государственные долговые ценные бумаги, повысить норму обязательного резервирования (гг), уменьшить денежную эмиссию, сократить государственные расходы. Все эти меры должны привести к сокращению денежной массы, к контролю над инфляцией или даже к её снижению. Для уменьшения объёма денежной массы в России применяются депозитная политика, операции по продаже облигаций государственных займов, абсорбция излишней денежной массы в Стабилизационном фонде [3].

Инфляция в России - это многофакторное явление, на которое влияют не только экономические, но и политические, денежные и производственные факторы. Ситуация усложняется зависимостью экономики от валютных курсов и неустойчивым внешнеэкономическим положением.

Таргетирование в переводе с английского языка означает целеполагание. Инфляционное таргетирование представляет собой не набор строгих правил денежно-кредитной политики, а скорее определённый режим, осуществляемый при соблюдении следующих принципов [4]:

1. Стабильность цен признаётся главной целью денежно-кредитной политики.

2. Количественный таргет инфляции объявляется публично (таргет - цель по инфляции на конкретный год. Например, в России таргет по инфляции на 2017 год составляет 4 % в год).

3. Денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции.

4. Прозрачность (информация по осуществлению политики и основным итогам должна быть в открытом доступе).

5. Механизмы подотчётности.

Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как "правила", так и "свободу действий" и поэтому часто называется "ограниченной свободой действий".

Принципы осуществления таргетирования инфляции часто разделяют на четыре группы [5].

1. Первый принцип заключается в том, что Центральный банк должен следовать целевому ориентиру инфляции и отвечать за достижение этой цели. Центральный банк должен иметь фактическое поручение от общества, желательно зафиксированное каким-

либо нормативным документом, следовать целевому ориентиру инфляции и при этом обладать достаточной свободой и автономией для использования тех или иных инструментов денежной политики.

2. Вторая группа принципов показывает, что достижение целевого ориентира инфляции не должно быть подчинено другим целям:

- Денежная политика не должна быть подчинена фискальной политике. Кредиты Центрального банка Правительству должны использоваться в строго ограниченных количествах.

- Страна должна иметь устойчивое внешнеэкономическое положение.

3. Третья группа принципов заключается в развитии и стабильности финансовой системы. Финансовые рынки должны быть хорошо развиты, чтобы можно было использовать инструменты денежной политики и быть уверенными, что её проведение не будет осложнено слабостью инфраструктуры финансового рынка.

4. Необходимо найти инструменты для проведения денежной политики в режиме таргетирования инфляции.

Целевые ориентиры инфляции могут устанавливаться Правительством, Центральным банком или обоими органами совместно. Участие Правительства может быть полезным, так как это будет усиливать доверие к проводимой политике.

Желательно, чтобы в странах, проводящих политику таргетирования инфляции, в закон о Центральном банке были внесены поправки, определяющие стабильность цен в качестве главной цели монетарной политики и дающие ЦБ достаточную независимость для ведения денежно-кредитной политики.

Для того чтобы проанализировать проведение политики таргетирования инфляции в России, необходимо рассмотреть выступление Ксении Юдаевой на Международном банковском конгрессе в 2014 году с докладом "Таргетирование инфляции - цели и инструменты в условиях волатильности на международных рынках" [6].

Проведение инфляционного таргетирования заявляется одной из главных реформ, проводимых Центральным банком в данное время в рамках денежно-кредитной политики, т.е. основной целью становится цель по инфляции. Необходимо обеспечить достижение целевого показателя по инфляции и поддерживать её на необходимом уровне в средне- и долгосрочной перспективе.

В качестве основного инструмента достижения целей выбираются "операции рефинансирования банковского сектора (и процентные ставки по операциям самих банков), проводимые таким образом, чтобы контролировать рыночные процентные ставки, чтобы короткие рыночные процентные ставки далеко не отступали от ключевых или целевых процентных ставок, устанавливаемых Центральными банками" [6]. Но так как цель по инфляции является основной целью, Центральный банк отказывается от регулирования валютного курса, он становится плавающим.

В своём докладе К. Юдаева перечисляет возможные результаты проведения таргетирования инфляции. Во-первых, люди смогут защитить свои доходы и сбережения. Во-вторых, бизнесу инфляционное таргетирование даёт относительную предсказуемость процентных ставок. В-третьих, плавающий валютный курс помогает балансировать интересы экспортёров и импортёров.

Антонио Спилимберго, который уже несколько лет является главой миссии МВФ в России, считает, что для эффективной борьбы с инфляцией в России необходим "набор макрополитик", а именно таргетирование, налогово-бюджетные правила и гибкий обменный курс. Антиинфляционную политику нужно проводить аккуратно, учитывая геополитическую обстановку, кризис доверия к банкам и другие факторы. Важно разъяснять населению все действия монетарных властей, все намерения, чтобы люди доверяли властям.

Как уже отмечалось, инфляция - явление многофакторное, поэтому, если инфляция вызвана немонетарными причинами, выбор инструментов денежно-кредитной политики может оказаться неэффективным. Снижения инфляции в результате не произойдёт, а необходимое время будет упущено. Также существует лаг воздействия денежно-кредитной политики. То есть от введения каких-либо мер до начала их действия проходит определённое время.

Ещё одной проблемой является выбор целевого показателя по инфляции. Он должен быть достигаемым. Чаще всего используется индекс потребительских цен, или индекс Ласпейреса, показывающий изменение стоимости "потребительской корзины".

где ЬЧо - сумма товаров потребительской корзины.

В условиях проведения таргетирования инфляции Банк России лишился почти всех инструментов денежно-кредитной политики, кроме манипуляций с ключевой ставкой. При переходе к плавающему валютному курсу Центральный банк не имеет возможности укреплять национальную валюту путём наращивания золотовалютных резервов. В настоящее время в условиях напряжённой внешнеполитической обстановки трудно проводить корректную и эффективную денежно-кредитную политику, обладая только одним инструментом.

Проанализируем динамику ключевой процентной ставки (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика ключевой процентной ставки в РФ

Начало действия ключевой процентной ставки Окончание действия ключевой процентной ставки Ключевая процентная ставка ЦБ РФ (% годовых)

13.09.2013 02.03.2014 5,5

03.03.2014 27.03.2014 7,0

28.04.2014 27.07.2014 7,5

28.07.2014 04.11.2014 8,0

0.5.11.2014 11.12.2014 9,5

12.12.2014 15.12.2014 10,5

16.12.2014 0.1.02.2015 17,0

02.02.2015 15.03.2015 15,0

16.03.2015 04.05.2015 14,0

05.05.2015 15.07.2015 12,5

16.07.2015 02.08.2015 11,5

03.08.2015 13.06.2016 11,0

14.06.2016 по настоящее время 10,5

Источник: составлена автором на основе данных сайта ЦБ РФ www.cbr.ru

Проанализировав табл. 1, можно отметить, что учётная процентная ставка до декабря 2014 года имела динамику к росту. С 16 декабря 2014 года Центральный банк постепенно снижает ключевую процентную ставку. Одной из причин повышения учётной ставки являлось проведение Российской Федерацией антиинфляционной политики (политики "дорогих денег"). Одним из последствий роста учётных ставок являлось снижение деловой активности, в связи с тем, что кредит стал слишком дорогим. Поэтому небольшое снижение учётной ставки служит стимулом к развитию экономики, но одновременно повышается опасность повышения уровня цен в стране.

Для проведения антиинфляционной политики важным условием является слабая зависимость страны от экспорта и импорта сырья. Однако экспорт товаров и услуг составляет 29,5 % ВВП, в структуре экспорта России более 70 % занимают энергоносители, около 30 % экономики страны связаны с энергетикой [7].

Отсутствие монополизации экономики может способствовать снижению инфляции, но в России многие отрасли экономики монополизированы, что затрудняет борьбу с инфляцией.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в борьбе с инфляцией в России существует много противоречий, видна тенденция к снижению инфляции. Почти все страны, проводившие политику инфляционного таргети-рования, вначале сталкивались с трудностями, но в среднесрочной перспективе эта политика приносила значительные результаты. Так, например, Израилю удалось снизить инфляцию с 400 % в начале реформ до 1 % в 2015 году [6].

Список использованных источников

1. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru. Дата обращения: 04.08.2016.

2. Friedman M. The Counter-Revolution in Monetary Theory. - Routledge, 1970.

3. Гришина О.А., Звонова Е.А. Регулирование мирового финансового рынка: теория, практика, инструменты: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 410 с. (С. 380-387).

4. Джилл Х. Центр исследований деятельности центральных банков. Руководство № 29. Практика инфляционного таргетирования. - 2012. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/dkp/ccbshb29r.pdf. Дата обращения: 01.08.2016.

5. Шахнович Р.М. Инфляция и антиинфляционная политика в переходной экономике. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. - 392 с. (С. 152-182).

6. Материалы МКБ-2014. К.В. Юдаева. Таргетирование инфляции - цели и инструменты в условиях волатильности на международных рынках. Деньги и кредит 8/2014. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/pub1/MoneyFndCredit/session2_08_14.pdf. Дата обращения: 04.08.2016 (С. 10-19).

7. Всемирный банк. Статистика. Электронный ресурс: http://data.worldbank.org/indicator/NE.EXP.GNFS.ZS. Дата обращения: 04.08.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.